Выходит новая книжка Пелевина (который Виктор, а не замечательный Александр), и, как и каждый год, возгораются пердаки споры: все еще гений и зеркало российской действительности, или треш и дно.
Новый роман ругает Михайлов и хвалит Юзефович. Но мы-то с вами знаем, что настоящая истина определяется в наших баттлах! Слово за вами!
за «Пелевин исписался»
за «Пелевин по-прежнему на высоте»
Я выросла на книгах Пелевина, поэтому уже после "чисел" меня крайне смущали его новые произведения. Там пошли самоповторы и с глубокими мыслями стало напряжно. Но в какой-то момент он начал писать в жанре колонок, типа Жижека и других современных философов, анализируя действительность и делая футуристические прогнозы, приправленные некоторыми его традиционными стилистическими приёмами. И это тоже оказалось интересно, пусть и не имеет ничего общего с ранним творчеством.
После того как я прочитала айфак, где он очень точно описал рынок современного искусства и предсказал бум NFT, я снова в общем-то его фанат.
Пелевин появился чтобы написать "Чапаева и пустоту", "Омон ра" и пару рассказов. За что ему спасибо большое. Долгих лет проводнику трансцендентного, пусть дальше пишет плохие книги, ему тоже надо кушать.
Хуже он не стал, лучше тоже.
За вычетом magnum opus вроде Омон Ра и Чапаева и Пустоты (или чего там выбрал ваш внутренний утенок), произведения сравнительно ровные. Так уж он пишет, что текстам для максимальной эффективности нужна злободневность и, простите за выражение, актуальность.
Каждую новую книгу можно считать блогпостом. Ничего не потеряете если пропустите, но если автор вам по душе - получите удовольствие от уютного знакомого ворчания.
Я очень люблю раннего Пелевина, читал буквально все и не по разу, но новые книги (после S.N.U.F.F) переварить не могу.
По ощущениям, как будто у него пропала острота и злободневность, стало больше эзотерики и она стала мутнее, и трудно за ней разглядеть его идеи. А может просто я повзрослел.
Собственно, все книги у него одинаковые, меняются только каламбуры и формальный сеттинг. А так он использует один прием, который создает у читателя ощущение собственной элитарности: говорит на "сложные" темы так, что они кажутся понятнее (скажем, кажется, что начинаешь понимать буддистские практики или ИИ) и иронизирует над "повесточкой", в основном через каламбурство. Все это с постмодернистким подмигиванием, типа вот мы-то с тобой, читатель, понимаааем, не то что быдло и серые массы. В итоге это, как, например, песенки Окси или какой-нибудь Рик и Морти, создает ощущение причастности к меньшинству, которое понимает эти отсылки и намеки, и, как следствие, собственной умности, хотя по сути доступно абсолютному большинству.
То, как он пишет, было круто в 90е. Это вызывает лютый кринж сейчас. После прочтения "Тайных видов" на моем лице не было живого места от фейспалмов. Его развитие как автора - абсолютно нулевое, ни новых идей, ни нового языка, ни нового стиля, просто ничего.
Он был гениален в своих ранних рассказах: Желтой Стреле, Затворнике и Шестипалом. Он был очень хорош до "Священной книги оборотня", а после этого пошла штамповка одного и того же.
но мне крайне нравится каждый год наблюдать активное обсуждение, чего в этом году Пелевин и кого, это как новый год и запах мандаринок :)
рецензии всегда ещё интересно посмотреть, вот и в этот раз Михайлов меня порадовал
Новые книги его читаю примерно "через одну - через две", по внутренним ощущениям.
"Тайные виды на гору Фудзи" зашли неимоверно, а "Искусство лёгких касаний" показалось лютейшей скукотищей (я про одноимённую повесть, а не про всю книгу).
SNUFF восхитителен, а "Лампа Мафусаила" читается легко, но оставляет привкус "ну и что это было?".
Как по мне, лучше сборника рассказов у Пелевина ничего нет, но и старые, и современные книги есть достойные - в них со временем изменилась общая атмосфера, но осталась та самая стёбность.
Когда-то начал с ним знакомство из-за упоминаний много где, но вообще абсолютно не зашло (начал с Generation П). Как по мне, писать он и не умел никогда, а книги его немного разумнее произведений Хармса - поток почти бессвязного бреда, сорри(
Это мой любимый писатель. Читаю все его новые книги, и иногда разочаровываюсь (например, мне не очень зашел Смотритель и Солнце).
И все же, я вижу, как Пелевин пытается делать что-то новое, где-то это прикольный ворлдбилдинг, где-то более глубокие рассуждения на тему искусства, или ИИ, о будущем. Где-то он берет непривычную для себя ветвь Буддизма и пол книги подробно расписывает джаны.
В книгах явно вижу умиротворенность автора, то как он нашел (что нет никакого) себя, успокоился и как-то нежно, по доброму относится ко всему в мире, даже к тем, кого стебет.
Ну, и не стоит ждать от Виктора Олеговича каких-то прорывов в литературе, он и так уже сказал, больше, чем большинство современных русских писателей. Теперь просто по чуть-чуть идет в глубь, или в сторону, посмеяться.
Я радуюсь ежегодной возможности пообщаться с таким интересным человеком, а большего мне и не надо.
Мне не хочется верить, что, как я написал в другом аргументе, абсолютная гениальность его ранних рассказов и романов просто пропала. Поэтому я думаю, что настоящий роман, который он пишет - это наш с вами ежегодный бугурт от того треша, что он выпускает. Вот эти самые срачи на форумах и есть настоящее отражение реальности, мета-роман современности.
Виктор Олегович уже написал все что мог написать, новые книги - это как новые части Форсажа, уже и так всем все ясно и не особо интересно.
Пелевин, конечно, проект. Но проект отличный!
Ежегодная колонка, идеально транслирующая цайт гайст в неплохой литературной форме — когда с иронией едкой и откровенной, когда — с запрятанной за кажущейся мягкостью, когда (сейчас) и вовсе с ехидными отсылками к критике исписавшихся писателей и ответами на них же.
Он может попасть или не попасть в настроение и интерес выбранным жанром и сюжетом, но и первое, и второе — лишь рамка для очередного "что там у <s>хохлов</s> мира сегодня болит".
Можно ли считать Виктора Олеговича литературным светочем — вопрос, безусловно, открытый. Но уж фонариком современности-то он точно является! :)
Не жду от нового романа каких то откровений, нравится стиль и образ мысли. А ещё и выстреливает иногда очень даже не плохо, из "последних" зашла Фудзи и совсем не зашла Солнце. Но сам факт что есть оригиналный взгляд на прошедший год, радует.
Сорокин оказался пророком и вне времени. Даже сейчас Норма из начала 80-х читается актуально.
Рассказы Пелевина в 90-е уже трудно воспринимать из-за отсылок к тому времени
В самом начале удачной книгой (запоминающейся и той, к которой хочется вернуться) у Пелевина была каждая первая. Потом - каждая вторая. Теперь - хорошо, если каждая третья. Трансгуманизм - удачная. Актуальная (умеренно) тема, бодрый нарратив и нанизывание на общую сюжетную линию с Поколением П и Ампиром В (первую, кстати, отношу к крайне удачным, а вторую - к вполне себе неудачным).
Кто я такой чтобы говорить "Пелевин исписался", но уж точно для меня он Не "По-прежнему на высоте". У каждого свой Пелевин, мой взял высоту на "Жизнь насекомых" и больше я его там не видел.