Контест
- Мы говорим про IT продукты/сервисы
- B2C - Business to Customer, продукт/сервис который в большей степени существует для "обычных людей", условно "массовый" (e.g. Facebook как соцсеть, Apple Music как плеер, персональный Notion)
- B2B - Business to Business, продукт/сервис который существует для бизнесов (e.g. Facebook как площадка для рекламы, Apple Music как рынок сбыта, Notion для команд)
Позиция
Голос за один из вариантов может означать, что вам:
- больше нравится создавать такой тип продукта
- проще создавать такой тип продукта
- понятнее, как работать с таким типом продукта
- кажется, что такие продукты интереснее сами по себе
И так далее.
Роль
Было бы круто, чтобы в своем голосе вы обозначили, от чьего лица это аргумент. Примеры вариантов:
- я создаю и развиваю такие продукты как предприниматель.
- я создаю такие продукты на заказ как продакт менеджер, девелопер, владелец аутсорс команды и так далее.
- я развиваю такие продукты как продакт менеджер, девелопер, маркетолог, дизайнер, бизнес аналитик и так далее.
за «Я люблю делать B2C»
за «Я люблю делать B2B»
В мире B2B достаточно заполучить 3-5-10 жирных контрактов и твоя компания обеспечена баблишком на ближайшие лет пять. Требования меняются редко, а саппорт можно делать хоть лично.
В мире В2С чтобы выжить нужны тысячи, а чаще всего десятки тысяч пользователей, каждый из которых будет бомбить тебя рефандами на любую копейку, пытаться обмануть, взломать, наебать, скачать пиратку, задудосить, а потом поднять щитшторм в твиттере и подхватят журналисты, которые будут пытаться тебя «отменить» даже не разобравшись что ты делаешь (привет NYT и JetBrains).
И чем дешевле твой продукт — тем больше юзеры будут от него требовать и наглее себя вести. Тебе это надо?
Плюс все популярные В2С-продукты исключительно hype-driven и ты никогда не можешь быть уверен, что завтра юзеры останутся с тобой.
В мире корпоративных контрактов всё четко и ожидаемо.
В любой день недели я бы выбрал 1 000 000 пользователей по $1, вместо 100 пользователей по $10 000. Наверное, звучит глупо и иррационально, но почему-то мне так гораздо комфортнее будет.
Сам я работал только в энтерпрайзах, так что фантазирую, как оно обстоит в B2C. Но почему-то предполагаю, что очень много кода в B2C-продукте из продакшена выпиливается, поскольку "эксперимент, очевидно, неудачный" (кстати, если кто-то поправит, что это неправда, будет интересно почитать).
В случае с B2B же хотелки уже более или менее сформированы заказчиком и аналитиками, и, как правило, не выходит потом "как-то не пошла фича, выпиливаем".
Как результат в B2B плоды работы команды не пропадают.
В мире В2В клиенты крупные и их единицы. Поэтому когда в твой маленький стартап приходит условный Яндекс, NASA или Майкрософт, ты очень часто обречен стать их личным аутсорс-рабом и работать исключительно на их беклог (иначе они угрожают тебе уйти).
Представь, что у твоей компании 10 клиентов по $100K/year и 1 жирный по $5M/year. Тут даже самые стойкие менеджеры начнут трястись и ублажать последнего лишь бы его не потерять.
Через год-два ты понимаешь, что вся твоя компания по сути работает на нужды одного заказчика и стала его личным рабом. Слезть же с этой иглы ой как тяжело.
Физических лиц в мире больше, чем юридических.
Быстрее набираются когорты, мельче сегментируются сегменты, приятнее делать количественный анализ.
У тебя клиенты - куда более ограниченное количество юнитов. Их будет относительно легче упорядочить.
Эти клиенты часто намного лучше знают чего хотят. А иногда могут даже это четко сформулировать.
Намного проще получать целостный отклик на фичи, ведь такие пользователи легче идут на контакт. Ну и вообще, скорее всего, понимают культуру пользовательских интервью.
Продукты для профессионалов или обучения собирают совсем другую аудиторию чем потребительские или развлекательные.
Наверное невозможно найти B2C нишу хуже игр где агрессивные подростки ждут сложнейший софт за относительные копейки, а чуть что не так – идут в атаку на разработчиков.
Но взрослые люди, которые покупают продукт для какой-либо серьёзной деятельности, обычно относятся к разработчикам и поддержке совсем по-другому. Они ценят чужой труд и с пониманием относятся к возникающим проблемам.
я сейчас работаю в b2b, но конкретно таргетимся мы на небольшие компании/команды. И работать на благо SMB мне нравится гораздо больше, чем для крупных энтерпрайзов или физиков.
В B2C почти всегда продуктом пользуется тот, кто за него платит, поэтому продукт хотя бы старается быть удобным.
А в B2B есть ещё принятие решения о закупке. Как это решение принимается — неизвестно, но удобство конечных пользователей далеко не всегда ставится во главу угла.
Ещё в B2C-продуктах слабее «эффект багажа», поэтому борьба за счастье пользователя ведётся ВСЕГДА.
Когда же компания покупает B2B-продукт, от него становится сложно и дорого избавиться: софт оплачен на N лет / тендер раз в Y лет / «нам что теперь всех переучивать?» / «пока все не перейдут, придётся платить за оба?».
Если тебе удалось сделать продукт, который реально приносит ценность пользователю и при этом твой продукт "прикольный" (им приятно пользоваться, он не только решает проблему - но и сам процесс доставляет удовольствие), то он может самостоятельно пойти по рукам.