Гуляя по просторам YouTube, я вновь наткнулся на премьеру нашего пока лучшего, альбома 2018 года, почитал комментарии, и увидел там:
Mark Goldfain 1 год назад
This sounds like someone (an actor from England?) did a reading from the transcript of the Moon landing.
В этот момент мне подумалось, что когда средний обыватель слышит плюс-минус качественно собранный и оформленный музыкальный материал, ему сразу представляются суровые прокачанные музыканты, проводящие дни и ночи на студии, зовущие профессионального актера из Англии, чтобы тот, поправляя пенсне, поставленным дикторским голосом прочитал the Moon Landing для одной из инструментальных композиций.
И никому, пожалуй, не придет в голову, что один из музыкантов, сидя на убитой репетиционной базе в Мневниках, в какой-то момент задумчиво произнес: "Чет тут не хватает, может текст какой про космос захерачить, мы же типа спейс-рок играем", а другой ответил: "Я сейчас преподу своему по Английскому напишу, пусть на диктофон прочитает чего-нибудь, должно сработать".
В общем, мне захотелось рассказать, как в реальной жизни в 21 веке можно с минимальными вложениями записать альбом, который через полгода окупит вложенные в него 1000€, потраченные преимущественно на сведение кое-как записанного в почти домашних условиях материала.
Историческое отступление о том, как я попал в Human Factor. В 2015 году я соскучился по живой музыке и решил, что надо бы найти себе команду. Написал на musicforums, казалось бы, самый зашкварный ресурс для музыкантов, известный гитаро-срачами и тредами по 300 комментариев с переходом на личности, но это все еще первое место, про которое вспоминаешь, когда хочешь найти музыканта в группу или группу для музыканта. Получив штук пять писем от команд разной степени упоротости профессионализма, я остановился на сообщении, в котором мне предлагали влиться гитаристом в коллектив, играющий спейс-рок (whatever that means). Смотря их выступление на фестивале Тримурти на YouTube, я случайно разбудил жену, которая, придя на звуки в комнату, сообщила: "Вот с этими ребятами тебе надо играть".
На первой пробной репетиции я успел выучить и сыграть две готовые композиции, которые я первый раз услышал там же, а также поучаствовать в развитии одной новой, недоделанной. В общем, все мной кажется остались довольны, а я остался доволен командой.
Итак, на дворе 2017 год, у нас кучка материала, что-то придумано до меня, что-то - уже со мной, пора садиться и записывать альбом. Обстановка примерно следующая: Звукоизоляция на базе примерно никакая, сама база находится в подвале какого-то грузового хаба: на территории запарковано штук 50 фур, по зданию постоянно ходят бухие дальнобойщики. Из железа есть старый PC с внешней звуковой картой на 8 каналов, звуковая карта - пожалуй, самое дорогое, что есть на репетиционной базе, и стоит она аж баксов 120. Есть барабанная установка и штук 5 старых не очень ужасных микрофонов, которые можно к барабанной установке прицепить. Примерно так мы записываем барабаны для всего альбома, стараясь выбирать моменты, когда дальнобойщики за стеной сидят относительно тихо.
Дальше идет выравнивание - прям вот серьезно, сидит один из музыкантов, басист, потому что самый ответственный, а также потому что ему потом под эти барабаны играть, и, нарезая записанные треки на отдельные удары, двигает эти кусочки влево-вправо в студийном софте.
Дальше пишется бас, потом гитары, каждый - в свой день, некоторые гитары я даже записывал дома, без дальнобойщиков. Да, менее аутентично, но не менее эффективно.
И вот, спустя месяц после старта, мы имеем какой-то ровно звучащий микс. Ну то есть пока это не микс, а что-то намешанное в кучу, но профессиональные музыканты (а мы же все ответственные профессионалы!) уже поймут, что имелось в виду.
Дальше - самое главное. В Human Factor исторически самое главное - это клавишные. Синтезаторы, спец-эффекты, все это - основа музыки Human Factor, на мой взгляд. Ну и ровно в этот момент на полгода пропадает наш клавишник. Ну то есть как пропадает, отвечает на письма, но все время пишет, что ему сейчас некогда. При этом нужно не просто записать клавиши, их во многих местах нужно придумать: арранжировка у нас местами совмещена с процессом записи альбома. Поунывав полгода, ребята вспоминают, что я по образованию - пианист, и предлагают все остальное доделать мне. С чем я в ближайший месяц с переменным успехом и справляюсь, пытаясь одновременно вспомнить, как играть на клавишах и научиться играть такую музыку, т.к. весь мой предыдущий опыт на клавишах был, эммм, джазовым.
Это все для понимания атмосферы раздолбайства и пионерии. Ровно в этот момент происходит тот судьбоносный разговор про "чет не хватает", и я прошу Девида (он правда был моим преподавателем по английскому) прочитать the Moon Landing на телефон. Девид читает два варианта, с американским акцентом и со своим "родным", мы выбираем "родной", а Девид нас за это с тех пор ненавидит.
Ну а дальше происходит магия, потому что мы решаем вложить ту самую 1000€ в сведение (напомню, до этого все траты на запись альбома заключались в оплате аренды нашей же репетиционной базы). Мы отдаем материал моему старому знакомому Артему Аматуни (довольно известный в узких кругах персонаж, занимался сведением, например, Мельницы, и еще парочки известных коллективов), и через где-то месяц запускаемся на bandcamp (бесплатно) и на всех стриминговых сервисах (за $50 в год).
И вот тут, не знаю, каким образом, про новый альбом узнает автор YouTube-канала WherePostRockDwells, и делает на канале свою премьеру нашего альбома. Ну то есть по-просту говоря, пиратит. С одной стороны, наверное, обидно, с другой - мы внезапно оказываемся по соседству с God is an Astronaut, Oh Hiroshima и If these trees could talk, и это дает совершенно нереальный буст продажам и стримингу. Сейчас, 3.5 года спустя, мы где-то на 16м месте на канале, и прослушивания все еще растут.
А дальше - лирика. Через где-то полгода мы прошли отметку в €1000 и отметили это в пабе Черчиль на Ленинградке. В 2019м какие-то ребята из Люцерна неожиданно предложили нам выступить у них в клубе, совершенно не надеясь, что мы вообще ответим, а мы ответили и приехали в Швейцарию, и это было самое шикарное и запоминающееся выступление в моей жизни.