Всем привет! На публикацию этого поста в вастрик-клубе меня вдохновил недавний пост про нарциссизм. Мне показалось, что представления о нарциссе там крайне общие, захотелось это дополнить.
Меня в какой-то момент взволновала тема, нарцисс ли я (спойлер: психотерапевт отрицает), и я решил прочитать классику литературы про нарциссизм — книгу Хайнца Кохута «Восстановление Самости». Читается тяжело — сложный язык психоаналитиков с кучей жаргона (например, анализанд — пациент, объект анализа) и фрейдизмов (которые я просто пропускаю, все эти анальные/оральные периоды сейчас наука не сильно учитывает).
Ниже приведены тезисы из книги (на том уровне, что я понял):
— Самость — это абстрактное понятие, характеризующее внутреннюю составляющую человека. (Личность — внешняя составляющая, доступная другим). Там всё в 10 раз сложнее, но я сложнее не напишу;
— Самость образуется из правильно зеркально отраженных реакций родителей ребёнка, так как на ранних этапах взросления в довербальный период, он считает их продолжением себя, своей самости;
— Неполностью сформированную и раздробленную самость образуют игнорирование потребности ребёнка в таком отзеркаливании;
— Ребёнок вначале пытается получить это от матери, в случае неудачи (депрессивная или просто неэмпатичная мама) пытается гиперкомпенсировать это создавая идеализированный образ отца;
— разочаровывается, так как идеализированный образ не настоящий, в случае отвержения отцом получается нарциссическая травма;
— За всеми этими расстройствами ребёнка скрыты гнев, агрессия и прочие сильные подавленные чувства, ещё глубже — фрустрация и депрессия. Это всё происходит из-за подавления естественных желаний ребёнка получить поддержку в своём психологическом развитии;
— сильные эмоциональные реакции во взрослом возрасте (агрессия, яркое реагирование на простые события итд) идут из таких детских запрятанных эмоций;
— во взрослом возрасте в процессе терапии анализанд сам неосознанно может выступить в роли «идеального отца» для других людей, компенсируя таким образом в своей голове недостающий образ своего нормального отца. В качестве примера приводится человек, открывший школу по обучению молодых людей;
— Проблемы в детстве могут привести к сексуальным девиациям. Про это пишется в каждой второй психологической книге. Это первая в которой я понял причины. Пара цитат (сокращённо):
«если здоровые чувства ребёнка слиться с идеализированным объектом самости остались без ответа, то идеализированный образ ребёнка разбивается на фрагменты, а потребность в слиянии сексуализируется. Мазохист пытается восполнить дефект в той части самости, которая должна обеспечить его обогащающими идеалами посредством сексуализированного слияния с отвергающими (наказывающими, унижающими, умаляющими) частями всемогущего родительского образа»;
«Из-за неспособности родительского объекта самости выступать в качестве доставляющего радость зеркала для здорового самоутверждения ребенка у него на всю жизнь может остаться обида, чувство горечи и садизм, от которой невозможно избавиться. Только терапевтическая реактивация изначальной потребности в ответах со стороны объекта самости можно уменьшить гнев и садистский контроль»... «Садисткие фантазии были выражением его нарциссического гнева, защищая его от болезненного осознания депрессии и низкой самооценки»;
— Есть и более милые примеры девиаций, например любовь к чулкам. В детстве пациент поглаживал мягкие предметы, заменяя непостоянную материнскую самость нечеловеческим объектом, зато стабильным и контролируемым;
— беспокойство за своё здоровье во взрослом возрасте (даже когда здоров) - тревога из детства (игнорирование потребностей во внимании);
— внезапные вспышки ярости и агрессии - частое состояние, характеризующее перегруз психики. Связано с оставленностью ребёнка в детстве, когда он ощущал себя покинутым. Забавно, что я об этом писал и не читая эту книгу;
— Депрессивная мама и распад идеализированного образа отца — 2 проблемы. Серьёзные проблемы с самостью ощущаются когда ребёнок был лишён обеих возможностей по её созданию — либо идеализированный объект самости (отец) обманул ожидания после того, как ожидания были обмануты зеркально отражающим объектом самости (матерью), либо мать вновь обманула ождания ребёнка после травмы из-за несостоятельности идеализированного образа отца;
— классификация нарушений:
- психоз (постоянный или длительный распад самости)
- пограничное состояние - психоз, скрытый более или менее эффективными защитными структурами психики
- шизоидные (эмоциональная холодность) или паранойяльные(подозрительности) личности — тип защитных личностей с использованием эмоционального дистанцирования от других людей;
1-3 плохо поддаются на терапию
- нарциссическое нарушение личности - временный распад самости, определяемый повышенной чувствительностью к пренебрежению, ипохондрии и депрессии;
- нарциссическое нарушение поведения - временный распад, определяемый нарушениями в сексуальном поведении и антиобщественным поведением (деликвентностью);
4-5 в процессе терапии делают слияние своей самости с терапевтом, перенося наиболее болезненный сектор на него (a.k.a «почему бы мне не трахнуть терапевта» - моё объяснение);
— если классический психоанализ (фрейд и последователи) были заняты изучением неврозов, вызванных чрезмерной эмоциональной вовлеченностью детей в родительскую жизнь, то новое время (книга написана в 70х) требует других подходов, связанных с недостаточным вовлечением или вовсе отсутствием эмоциональной связи. В этом смысле нарциссизм — дейстительно болезнь 21 века.
— Кохут сравнивает теорию Самости с квантовой механикой в противовес классической механики психоанализа. Это разные вещи, требующие разных подходов. Самого Фрейда он тоже кстати считал нарциссом.
В целом книга где-то 8/10. Читать тяжело, так что рекомендовать не могу. Хороший обзор, с которого можно начать, есть тут.
Сам Кохут отказался от применения слова Нарцисс, поэтому в описании оно практически не встречается. Однако теперь природа нарциссизма может стать вам более понятной.
Понравился текст -- подпишись на мой телеграм, там я такое чаще выкладываю :)