Отпечатала 3D модель и сделала отливку в полиуретане

 Публичный пост
25 мая 2024  433

🟢Здесь предыстория

Я продолжила работать на собственными персонажами и делать подвижные модели, печатать их.
Речь идет о временах, когда у меня просто не было своего принтера, никакого. Примерно с года 2016 я взялась за эту тему вплотную и часто заказывала печать у владельцев это «шайтан машины».

Так как я обожаю странных морских обитателей, то одной из следующих моделей была рыба-удильщик/морской чёрт.

Я снова прибегла к заказу печати из ABS пластика с обработкой (ацетоновая баня). Тем не менее готовую модель все равно пришлось зашкурить и сделать выравнивание поверхности с помощью грунтовки.
(на фото ниже модель еще без грунта)


А гораздо позже потом на своем принтере печатала эту же модель с некоторыми корректировками:
AnyCubic Photon

Но, самое интересное заключалось в том, что мне очень хотелось сделать ее светящейся.
Да, можно было бы просто купить люминофор в порошке, развести с лаком и на этом все. Но мне нужен был именно светящийся целиком материал. Хотелось на выходе получить «существо» полупрозрачное, яркое и светящееся в темноте.
К тому времени я уже достаточно давно знала про отливку в полиуретане, поэтому решила «лить» 🙃.
На протяжении нескольких месяцев я изучала мастерские. К сожалению, их не так уж и много.
К счастью, я все таки нашла очень хорошего специалиста и он согласился на мой «безумный» эксперимент, за который особо никто из подобных мастеров тогда не хотел браться.
Сразу оговорюсь: не предлагайте, пожалуйста, эпоксидную смолу, так как якобы это могло быть проще для меня. Нет, не проще. А еще я считаю, что некоторые виды работ лучше делегировать тому, кто этом лучше тебя. Плюсом эпоксидная смола не подходит для подобного рода работ. Я даже видела такой пример, так что - нет🧐

Почему никто не хотел браться за идею отлить светящееся полупрозрачное нечто?
Дело в том что светящийся пигмент - люминофор - это все таки порошок. И конечно же в полиуретане не растворится как стиральный порошок в воде. Плюс не все виды полиуретана быстро «схватываются».
Получаем такие варианты:
1️⃣ - берем быстро-полимеризующийся пластик и смешиваем с данным пигментом. Да, пигмент не успеет опасть на дно формы и мы получим равномерный цвет и свечение. Но большая вероятность элементарно не успеть залить пластик в форму до того как полиуретан начнет густеть. А форма не самая простая отсюда и проблема - могут не успеть "пролиться" мелкие детали.
2️⃣ - Соответственно в медленно-полимеризующимся пластике большая часть пигмента осядет на дно, особенно если пигмент имеет не супер-мелкий помол (например, мелкие блестки/шиммеры). Зато будет время на удаление пузырей, хорошо получатся тонкие и мелкие детали.
Но, конечно гарантий 100%-х и тут нет😅

Сложность еще была в том, что моделька была напечатана на FDM принтере. Внутри деталей были пустоты.

Сетка бывает всевозможных форм, но это не влияет на снятие силиконовых форм с модели. Влияет наличие пустот.
Даже тонкие и острые зубы рыбины не были такой проблемой.

Для того чтобы получить красивую фигурку из прочного пластика, нужно сначала снять с мастер модели силиконовые формы. А вот чтобы силиконовые формы получились чистые, ровные, без пузырей, нужно будет после заливки всех деталей в двухкомпонентный силикон (основное вещество и реактив для «отверждения» отправить все это великолепие в камеру дегазации. Покрытие модели разделителем и даже очень аккуратный залив силикона все равно не даст гарантии того что в форме не образуется пузырей и силикон затечет во все сложные места. Вот из-за наличия пустот внутри модели было опасно оправлять будущие формы в камеру дегазации. Саму мастер модель в такой камере могло повредит.

В итоге все получилось, даже удалось отлить без косяков, с равномерным свечением.
Конечно же предварительно была отлита пробная "тушка", которая осталась у меня😁

Если окажется что видео отвалилось, то вылоу его в мой ТГ канал.

У данной модели два типа плавников: обычные и зомби версия😁 А еще две морды: открытые глаза, "дремлющее зло". Подвижная челюсть на неодимовых магнитах. И сменный плавник, который превращает, превращааает морского черта в…пусть будет пиранью.
До сих пор горжусь этой работой, хочу позже повторить такой эффект на каком-нибудь другом персонаже или сделать что-то для декора.


Да, сейчас в SLA / LCD принтере тоже можно в пластике развести люминофор.
Но принтер все равно печатает медленнее, чем «застывает» полиуретан, плюс пигмент из-за движения «столика» будет разлетаться по углам «ванны» как это было у меня с мелкодисперсным шиммером, приходилось во время печати приостанавливать машину и размешивать всю эту жижу. А такие действия сказываются на конечном качестве печати, появляются видимые полосы, иногда может слой просто отвалиться, возникнет "дырка" и тд.
Увы, пока мне не удалось так много поэкспериментировать с блестящей пудрой, хотя, думаю вскоре взяться за это.

В следующий раз расскажу уже о модели посложнее, потому что это уже отдельная история🙂

В качестве заключения добавлю видео с подводным монстром: YouTube

Связанные посты
8 комментариев 👇
Valentin Gorbachev Software quality assurance engineer 27 мая в 09:47

Удильщик круто получился!
А не рассматривали вариант с люминесцентным филаментом? Или он прочности не подходит?

  Развернуть 1 комментарий

@vlangf, спасибо!
К сожалению, филамент неочень однородно светится + в те времена никто бы ради меня там не стал возиться с чем-то новым и тем более заказывать катушку целую.

  Развернуть 1 комментарий
Aleksandra Sviridova считает, что кое-что знает о промышленном дизайне 27 мая в 21:36

очень классный пост и результат вышел ну просто отвал башки, красота огонь! очень интересно почитать и посмотреть на печать с люминофором и шиммером. я только нубасные экструдные и порошовые принтеры знаю, так что инфа из первых рук ну очень интригует

  Развернуть 1 комментарий

@Cave, благодарю! Да надо бы еще написать подробнее про процессы. Но пока так😊

  Развернуть 1 комментарий
Елена Сидорина Ювелир, дизайнер, 3D-моделер 29 мая в 00:49

Удильщик офигенный! И вообще, вижу крутую модель в ZBrush - ставлю плюс :)

  Развернуть 1 комментарий

@pangolin, спасибо! Мне очень приятно☺️ Буду еще рыб делать, надеюсь в скором времени покажу😁

  Развернуть 1 комментарий
Mariia Zeligen 3D artist, 3D печать, шью сумки из кожи автор 2 июня в 13:45

Заранее извиняюсь, если не отвечаю сразу. Сейчас нахожусь в отьезде и у меня череда перелетов🥲 Как только устаканю все, то сразу примусь за работу, новые посты, отвечу всем❤️

  Развернуть 1 комментарий

Эпоксидка подходит, просто не в силикон, а в полиуретановую резину. Форма конечно не шибко долго от такого живет, но на несколько отливок точно хватит (пробовал, кстати, как раз со светящимся пигментом). Застывает нормально, отлепляется средненько, воска нужно не жалеть.

От пузырей на поверхности формы очень сильно помогает предварительное обмазывание модели и затем уже заливка целиком. Дегазируется в этом случае предварительно сам силикон/полиуретан.

Профи, кстати, не дегазируют, а льют под избыточным давлением - пузыри просто растворяются в материале формы. Но тоже нужна не полая модель.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб