За 8 лет я уделял рисованию всего 3 часа в неделю — два занятия по 1,5 часа. Но даже в таком режиме постоянство взяло верх: с каждым годом навыки росли, а вместе с ними и уверенность в собственных силах. Каждое занятие не только совершенствовало технические навыки, но и постепенно меняло мой взгляд на мир.
Если вам интересно просто полистать мои работы, загляните на мою страницу DevianArt . Но если хотите узнать, как эти годы изменили меня и моё видение искусства, приглашаю вас к этому рассказу — каждый год на моем пути оказался особенным.
Год 0 — Наставник
Все началось с того, что в магистратуре я попал на курс «Инженерное творчество». В программу входил семестр актерского мастерства и семестр рисования. Здесь я встретил Артура — преподавателя и художника, который верил в способности каждого ученика и всегда поддерживал нас.
Чтобы помочь нам избавиться от страха перед чистым листом и неудачами, Артур часто предлагал рисовать абстракции. Эти упражнения раскрепощали и учили работать свободно, не боясь ошибок. Одной из таких работ стала абстракция «мандарин, упавший в солнечную воду», где я хотел передать яркость и сочность – ключевые для меня качества в хорошей картине.
Год 1 — Мотивация
Почему я вообще пошел на рисование? В детском саду меня хвалили за красивые работы, это раз. Моя бабушка была художником-оформителем, и я до сих пор помню, как однажды рисовал с ней елку, это два. Меня завораживала идея нарисовать портрет – это казалось чем-то волшебным, это три. Эта идея перетечет в цель перед поступлением в аспирантуру: к концу обучения должен нарисовать портрет.
Первый год рисования совпал с моим вторым курсом магистратуры. Время позволяло заниматься чем угодно, и чтобы не тратить его только на игру в доту, я дал себе обещание посвящать время рисованию.
Занятия были разнообразными: от натурных зарисовок до создания мультяшных персонажей на разных форматах — от А6 до А2. Я экспериментировал с акрилом, пробовал свои силы в акварели и открыл для себя разнообразие техник. Акрил меня особенно увлек, а вот акварель оказалась сложной. Этот год дал мне базовые знания: что такое графика и живопись, и что, например, акварель часто классифицируют как графику.
Мой наставник Артур дал мне первый важный урок: каждый объект уникален. Я начал смотреть на окружающий мир другими глазами, замечая детали, которые раньше упускал: оттенки осенних листьев, мелкие дефекты на яблоках, текстуры мебели и многое другое. Каждый предмет казался по-своему особенным.
Год 2 – Увлечение растет
Во второй год мне захотелось большего, чем просто занятия на уроках, и я начал творить дома. Нарисовал пару цифровых картин на планшете, который подарил мне друг (спасибо, Иван!). Кстати, как показывает опыт знакомых, покупка планшета – не лучшая идея. Ты немного рисуешь, а потом он пылится. У меня случилось так же, хотя я даже устроил себе челлендж: рисовать по картинке каждый день на протяжении месяца.
Впервые я применил свои навыки вне учебы — нарисовал рисунок на майке, которую носил в зал. Кайфовал каждый раз, когда надевал её.
Из всех работ мне больше всего запомнился натюрморт. Стекло и жидкость в бутылке было рисовать интересно из-за неожиданных резких контрастов. На удивление моего преподавателя, сложнее для меня оказалась шляпа с её плавными переходами. Второй натюрморт, где я снова рисовал стекло, был уже менее удачным: цветные карандаши подвели – оказалось невероятно сложно смешивать цвета этим материалом.
Самый важный урок за этот год — цвета в реальном мире не бывают однотонными. Они всегда переходят из одного оттенка в другой. Попробуйте посмотреть на стену и увидите, как один участок отличается по цвету от другого. Чтобы глубже понять эту идею, я рисовал скомканную белую бумагу красками — невероятный опыт!
Год 3 – Фокус на лицо
После экспериментов с натюрмортами и совершенствования техники, я решил сосредоточиться на главной цели — научиться рисовать портреты. Однако нарисовать все лицо сразу сложно, поэтому под руководством Артура я начал с гипсовых фигур — нос, глаза, рот, ухо. Белый гипс – отличная база для тренировки, потому что упрощает понимание формы. Когда объект однотонный, все нюансы видны только за счет теней, и это позволяет сосредоточиться на объемах, не отвлекаясь на цвета.
Гипс помог мне усвоить важный урок— черный цвет усиливает белый. Чтобы подчеркнуть светлый участок в рисунке, нужно затемнить пространство вокруг него, и тогда он буквально "засветится".
Я делал все еще неудачные попытки рисования из головы. Зато когда я брался за натюрморты или перерисовывал что-то с натуры, процесс шёл гораздо лучше, и эти работы приносили удовольствие.
Год 4 – Видимый прогресс
На четвертый год я смог наглядно увидеть прогресс. В студии стоял череп настоящей коровы, который я рисовал ещё в первый год обучения. Я решил вернутся к нему, повторить работу и увидеть рост навыков. Предлагаю и вам сравнить два рисунка и оценить разницу.
Я освоил многослойную технику – лессировку, где каждый новый слой краски добавляет насыщенность. Впервые попробовал эту технику с акрилом в портрете Королевы Боли из доты. Второй раз применил лессировку в акварели, рисуя полюбившееся с прошлого года стекло на зеркале.
Следующим вызовом стал портрет крестьянина, который я нашел на иллюстрации в книге. У него было столько харизмы и деталей, что я полностью погрузился в работу. Это был тот случай, когда удовольствие от процесса было не меньше, чем от конечного результата.
Однако не всё шло так гладко. Эксперименты с рисованием из головы всё еще приносили разочарования. Например, ночной лес с яркими источниками света оказался мрачным и невыразительным. Зато я понял, что чувство цвета нужно развивать дальше. В качестве небольшого утешения — я пописал ёлки, как в детстве с бабушкой.
Перейдем от ошибок к чему то невероятному – стенной росписи с изображением Халка. У меня на примете был подходящий по размеру холст – пустая стена в тренажерном зале в общежитии. Халк идеально подходил для того, чтобы мотивировать качков, удовлетворить мою любовь к стилю комиксов и к граффити. Я начал с прототипа на формате А2, который сделал за 12 часов. Затем, закупив материалы на свои кровные и договорившись с администрацией общежития, я за несколько дней перенёс свою работу на стену. Получилось потрясающе, и каждый раз, приходя на тренировку, Халк мотивировал меня тренироваться.
Эта работа научила меня: не стоит бояться больших проектов. Масштаб не имеет значения, если есть идея и желание её воплотить.
Год 5 – Достижение цели
Этот год ознаменовался тем, что мои работы начали нравиться не только мне, но и окружающим, я начал их дарить. Исключением не стали и портреты сестры, знакомой. Благодаря этим работам я осознал, что достиг своей цели – нарисовать портрет к концу аспирантуры.
Я наконец раскрыл секрет рисования из головы: чтобы в этом преуспеть, нужно тысячи раз рисовать не из головы. Даже в этом случае, если создаешь что-то воображаемое, всегда полезно иметь перед собой хорошие референсы. Так, например, я написал композицию с Королевой Клинков, которую у меня оторвали с руками.
Начиная с четвёртого года, я стал фотографировать результат после каждого занятия, чтобы отслеживать прогресс каждой работы. Увидеть мои «картины по шагам» можно на DevianArt
Год 6 – Для души
Если судить по количеству работ на DeviantArt в папке "шестой год", то кажется, что я стал меньше рисовать. На самом деле причина в другом: каждая работа стала более сложной и трудоёмкой.
Одна из таких - «Девушка с лилиями». Акварель мне поддалась, я смог! Раньше с ней было сложно, но теперь всё иначе. Я не просто перерисовал готовое изображение, а сфотографировал модель и стилизовал её. В итоге эта работа украсила стену на моей кафедре. Грустно, что её я уже не вижу, так как перестал преподавать. Но есть две другие картины, которые стали моими спутниками, переезжающими с одного места работы на другое: «Королева боли» и «Черепашки-ниндзя».
«Королева боли» — это моя вторая, уже удачная попытка, отдать дань уважения более чем 6000 часам, проведённым в доте. Черепашек-ниндзя, любимых с детства, я нарисовал тонкими чёрными фломастерами, слегка изменив стилизацию оригинала, заменив градиентные переходы светотени графикой и чёткими линиями.
В последней работе я вернулся к истокам – нарисовал гипсовую обрубовку, как на первом году обучения. Но для моего нынешнего уровня это было бы слишком просто, поэтому Артур усложнил задачу, пропустив свет через кружевную салфетку, чтобы создать сложные тени.
Какой урок я усвоил за год? Постоянство — это секрет успеха. Постоянство приносит прогресс и позволяет многого добиться.
Год 7 – Поднимаем бабки
Я задумался: как двигаться дальше в рисовании? Как извлечь максимум пользы? Как доказать себе, что я чего-то стою? Ответ пришёл — продать свою картину и таким образом оценить навыки деньгами.
Первый заказ пришёл неожиданно от друга, который попросил стилизованный портрет. Я вложил все свои силы в эту работу, и результат превзошёл ожидания: портрет понравился, и главное — я его продал. Цель выполнена.
В этом же году я получил ещё один заказ — абстрактную картину для своего работодателя. На корпоративе я показал свои навыки рисования, где мы всей командой рисовали маскота компании. После этого меня попросили украсить офис абстракцией «Точки». В неё я добавил небольшую пасхалку, хотя она получилась слишком скрытой. Сможете ли вы её разглядеть?
Третьим проектом стал подарок другу на день рождения — рисунок Corvette на формате А2. Реализм на таком крупном формате впечатляет. К сожалению, фотографии не передают это в полной мере.
Главный урок года — каждая работа требует проработки, независимо от стиля. Реализм и абстракция — оба жанра требуют одинакового внимания и усилий. На удивление, работа над абстрактными точками оказалась такой же сложной, как и над реалистичными деталями.
Год 8 – Закат
Восьмой год трудно назвать полноценным учебным. Я уже уверенно владею инструментами, у меня есть свои материалы, и я рисую самостоятельно. Свой последний рисунок я сделал акварельными карандашами. В нём соединилось всё, что я полюбил в искусстве: сочные цвета, крупный формат (А2), портреты, графика, комиксы и полированный металл, который непредсказуем как стекло. Только сейчас, во время написания этих строк, я осознал, насколько эта работа объединяет весь мой опыт.
Последний урок, который я вынес за эти годы: всегда ищи хорошего наставника. Он способен ускорить твой прогресс в разы, показать правильные подходы и предостеречь от ошибок. С первых занятий я заметил, что Артур всегда находил что-то хорошее в любой работе. Это умение — видеть позитив, даже когда он скрыт за техническими ошибками, - бесценно. Легко критиковать, но гораздо труднее найти сильные стороны. Этот навык определённо стоит перенять.
Заключение
Этот восьмилетний путь позволил мне достичь того, о чём я мечтал: научиться рисовать всё, что захочу. Цели были достигнуты, мечты реализованы.
Последние два года я не рисую – всё внимание переключил на развитие профессиональных навыков в программировании. Развиваться сразу в нескольких сферах стало сложно, и я решил сосредоточиться на одном.
Особая благодарность моему преподавателю и наставнику, Артуру Шугурову. Он потрясающий человек и педагог, который создал свою студию детской анимации, где я учился все эти годы. Артур великолепно ладит с детьми, умеет вдохновить и многому научить. И, конечно, его работы потрясающие. Одна из его самых запоминающихся — подмалёвок огромного бегемота, который уже поражает масштабом и деталями, хотя ещё не завершён.
Мне честно надо это пояснить. С какой стороны какой год и в чем разница? Мне правда не понятно. 😓
UPD: Дочитал статью, досмотрел все. Сравнивал в основном карандашные рисунки. Больше всего я не понимаю прогресс в первый год. Натурально, как в мемасике про то, как нарисовать сову. Я вижу, что моржи, рыбки и натюрморт из первого года - вроде бы, что-то новичковское, а начиная с Вольтера (включая череп коровы) - ну, типа, все, товарищ внезапно научился рисовать, а происходящее дальше - происходит в световых годах от первых картинок, какой-то путь уже состоявшегося художника. Если переставишь местами даты, я, скорее всего поверю.
Как произошел переход от моржей к Вольтеру? Может у тебя осталось больше рисунков с первого года? Я просто боюсь замотивироваться посылом, что постоянство всех победит, а потом увидеть, что у меня моржи будут в первый год, а Вольтер и первый череп - дай бог, если в седьмой.
Из тех, кто ходил с тобой все эти годы заниматься, тоже был схожий прогресс в первый год?
Невероятно мотивирующая история, особенно из-за того факта, что это не история про то, как человек с детства чем-то увлекался и в результате закономерно у него стало очень круто получаться, а про то, что человек просто из-за самодисциплины смог добиться таких крутых результатов.
Сижу с "вау" эффектом!
Завидую твоей настойчивости!
Крутейший путь, читается на одном дыхании!
Спасибо за клёвую историю и опыт.
Соглашусь с выводом "чтобы нарисовать "из головы", придется сначала миллион раз срисовать" - о, боги, какая боль скрыта в невозможности перенести то, что видишь в мыслях на лист/планшет! )
И ещё вспоминается история про 10 000 часов - достичь мастерства можно в любом желаемом деле, приложив достаточно времени и усилий.
Успехов в продолжении!
Спасибо за пост и мотивацию. Сам тоже рисую пару лет, но просто для души. Люблю карандаш и скетчи, нашел книги Марка Кистлера и рисую по ним.
Расстраивает, что получается уебищно, но разумом понимаю, что надо просто продолжать и получать удовольствие от процесса.
Хотел бы подчеркнуть что "срисовывание" - это прямо ключевая фишка, которая для новичка меняет всё!
И в садике и в школе все рисуют из головы. И у меня просто не хватает цензурных слов по этому поводу...
Я как-то в школе так нарисовал свою семью, что ко мне пригласили на беседу детского психолога, которая очень интересовалась всё ли у меня нормально в семье или я просто так рисую :))
А рисование я просто ненавидел! Получается ужасно, одноклассники над тобой смеются, а ты не знаешь как сделать лучше.
Но когда я будучи в 30-летнем возрасте брал уроки рисования ... я был просто поражён. "Из головы" рисуешь хуже среднего школьника. А вот когда срисовываешь, то прям очень круто получается! Приносит радость и хочется продолжать!
Спасибо за пост. Вдохновляет продолжить когда-то брошенное увлечение!
З.Ы.
А как развить в себе чувство пропорции? Пробую рисовать портреты. Фоткаю на телефон то, что у меня получилось, накладываю в редакторе на оригинал, и понимаю, что это полный фейл: глаза существенно выше, уши не там... да вообще всё не там и не того размера.
Дальше я смотрю на экран на разницу оригинала и фотки, смотрю где относительно нарисованных мною глаз должны быть глаза, и поправляю на рисунке. И только после такого прохода получается хоть как-то похоже.
(Правда, жена себя не узнала, а дочь зарычала на свой портрет... но лично я остался доволен).
Так может есть какие-то лайфхаки как научиться видеть пропорции?
Я поискал работы Артура и офигел. Вот этот альбом просто безумно красивых зверей.
Или вот эта девушка
А вот оригинал Вольтера!
Хе-хе, завидуем по-белому усидчивому следованию пути. Это клево.
Ах если бы вместо игры в дотку с 2012-го я выбрал путь внимательного изучения темы, а не листание дравманги и игнорирование базовых знаний по типц перспективы и пропорций, возможно мне бы было тоже что показать из нестыдного.)
Тем не менее, пока за полгода самообучений работе с планшетом некоторый прогресс есть. Да, с ментором было бы эффективнее, но слишком уж меня сильно бить палками придется ради стабильной занятости.
Как восстановлю девиант, подпишусь, будет третья подписка после анри и "той-девушки-которая-потом-карточки-мтг-рисовала".
Тоже хочу освоить работу с тущью и красккми, физическое исполнение привлеквет посильнее. Кривые руки с тресором мешаются.)
Удачного продолжения совершенствования, ведь это бесконечный процесс.)