В моих чатах с друзьями, да и тут, идет активный шаринг музыкальных итогов года. Смотрю на свои Wrapped и цветной список от Яндекса и думаю: как я до этого докатилась к этому пришла?
Есть пара мыслей. Прошли времена кассетных, cd и mp3-плееров. В большинстве случаев сейчас за нас всю работу делают стриминги. Отсюда вопрос: а на эти сколько итоги потребления музыкального контента действительно мои? Система рекомендаций делает свое дело - ты просто слушаешь поряд то, что тебе предлагают, но ведь на основе каких-то предпочтений (фух!). Я решила собрать источники этих предпочтений, в этом есть много интересного:
- привычки из далекого прошлого времен кассет и CD-дисков,
- личные ритуалы
- и много годного контента.
Хочется поделиться. В комментах добавляйте свои истории, welcome)
Друзья
Все началось еще в школе... Я всегда дружила с парнями, которые подгоняли мне годный контент. Помню, что у меня было несколько кассет от одноклассника с записями Prodigy - это были self-made сборники по типу сегодняшних This is Prodigy на Spotify. Парень ездил по городу и охотился за кассетными альбомами, а потом делал the best (special for me).
В институте на первом курсе у меня появился лучший друг - отчаянный меломан, киноман и аудифил, он в течение нескольких лет cкупал лицензионные диски тяжелых жанров (это эпоха подвальных магазинов, воскресных развалов и знакомства со странными городскими чуваками, которые приглашали к себе домой детей и показывали свои коллекции). Я тратила всю стипендию на болванки и усиленно частично копировала его коллекцию под себя.
Вот гимны тех лет, это вещи, которые до сих пор заставляют мою душу трепетать как в те самые teenages:
Thanks God, и в 30+ такие истории до сих пор со мной и у меня с моими чуваками есть драгоценный чат в тележке, в который, нет-нет, да и прилетают ссылки на то, что нам нравится именно сейчас. Мне кажется, что вымирание этого чата равносильно уходу какой-то витальной энергии и концу дружбы, поэтому я им очень дорожу.
Путешествия
Любое путешествие в новую страну начинается с поездки в такси из аэропорта на базу. У меня это есть личная рубрика #музыкальноетаксо. С трепетом жду этот момент: за мной приезжает такси, обычно водила 5 минут осознает пассажира, а потом "врубает". И тут на помощь мне приходит Shazam, конечно. Скажу так: большинство таксистов в любой стране мира слушают народную музыку, то есть шансон))
Ну и, конечно, концерты. Куда бы я не приехала, изучаю афишу, ищу куда можно сходить кого послушать. Со знакомыми и известными ребятами все понятно. Но куда интереснее находить то, что ты никогда не слышал. Так на Бали я познакомилась с совершенно потрясающими ребятами - All Stars Dying и Dmitry Soul . Атмосферная аутентичная современная авторская музыка. Нам мой вкус - это и есть настоящий soundhealing. Я была на концерте проекта The Art of Void космическое трио (оффтоп: если вы можете выдерживать конкретно этот контент или может быть вам даже понравилось - пишите в личку, обсудим, интересно пообщаться). У ребят есть инстаграмы, где они выкладывают свое творчество, жизнь и, конечно, ту музыку, которой они вдохновляются, дружественные проекты - это кладезь информации. Это и есть естественная рекомендательная система, которой я очень дорожу.
В Ереване в 2022 мне удалось попасть в легендарный TUF на концерт Tony Karapetyan Trio, они играли Point of View . Ленточку-билет на руку мне надевал @Wadimchk, почему-то приятно это вспоминать. Из занятного, музыканты на тот момент чуть ли не первый раз давали концерт в Армении, они Москвичи, при этом они 3 раза были участниками нашей UralMusicNight в Екатеринбурге, на которую я забиваю системно.
Когда я была на Алтае, мне было интересно, есть ли какая-то современная локальная музыка и я нашла Добрыню Сатина. Буквально месяц назад побывала на их концерте. Глубокая этническая история, есть треки на русском с попсовыми и легким-регги вайбами. Ребята делают большое дело, сохраняя культуру своего народа.
Так с каждой поездкой или городом, складываются определенные музыкальные ассоциации. Примеров много. Создаю саундтрек для значимых моментов своей жизни.
Рекомендации
У меня есть несколько пунктиков:
- я по-прежнему стараюсь слушать годных чуваков альбомами, а не отдельными треками. С появлением стримингов эта привычка исчезает. Интересно, как это работает у зумеров у сейчас, что может заставить человека, который знает только про стримминги обратиться ко всему альбому исполнителя?
- я редко лайкаю отдельные треки в стримингах, поэтому мои рекомендательные системы плохо натренированы (больше альбомы или исполнителей), но я не жалуюсь. Вообще, мне было бы интересно почитать про то, как они устроены. Если есть годные материалы или вы что-то знаете про это - делитесь в комментах. К Яндекс.Музыке у меня есть очень много вопросов. Да и в целом тема ведения музыкальной библиотеки в стримингах, кажется довольно интересной. Я еще не добралась до этого.
Я очень люблю, когда люди, не имеющие отношения к музыке рассказывают о своих предпочтениях и делают это на профессиональном уровне, это мои топовые рекомендатели. Делюсь основными
- Даня Трабун, Таня Старикова и их большая команда, которые делают Decoders. Супертворческая и душевная история. Смотреть можно все подряд. Даня сейчас в своем канале в телеге ведет культурный адвент ключевых событий года (фильмы, сериалы, игры, музыка) @danieltrbn
- а вот еще недавняя находка, некто - Антон Савенко, делает очень качественные и содержательные видосы про топовых электронных ребят соверменности - а можно потанцевальней?
- любое интервью с интересным человеком или подкаст может содержать источник крутой музыки. Например, недавно я прочитала GreenLight Макконахи, где он рассказал о том, как отправился в гости в одну африканскую страну к своему любимому музыкальному исполнителю Ali Farka Toure. Похоже это этно-блюз, ребята...)
- концертные каналы на youtube скрасят ненастный вечер любого меломана arteconcert, nprmusic, Cercle. Без BoilerRoom просто никуда, конечно.
Хм, кажется, что итоги в таком виде, мне, действительно, нравятся)
Два года назад перешел из Яндекс Музыки в Спотифай, – удаление System of a Down с платформы стало последней каплей. Вскоре осознал, что рекомендательные системы в Споти мягко говоря так себе. Чтобы тренировать их, нужно осознанно и старательно искать и лайкать новых для себя артистов.
Только недавно нашел для себя рабочую формулу. В одинокие вечера вместо просмотра личного плейлиста в ютубе "музыка для грустных вечеров" я стал открывать сайты крупных фестивалей и слушать по треку-два каждого артиста из лайнапа.
К примеру, открываю сайт Rock am Ring, беру неизвестную ранее мне группу Teen Mortgage, ищу клипы на ютубе. Если музыка нравится, смотрю их лайв концерт и представляю себя в слеме. Паралельно с этим лайкаю их в Спотифае. Получаю кучу эндорфинов, перестаю чувствовать грусть, иду жить дальше.
Я раньше узнавал о новых альбомах с funkysouls, там было просто огромное количество контента, я отбирал что-то по жарнам и слушал, много слушал. Сейчас хз как за сценой следить, разве что пятничный Release Radar у Spotify мне что-то подсовывает, но в большинстве случаев это те исполнители, с которыми я уже знаком.
В 2024 наконец приобрёл NAS, удалил подписку на Tidal - и это какое-то невероятное счастье и воодушевление. Никаких алгоритмов, никаких волн, никаких плейлистов, никакого навязчивого потока новинок. Что скачал, то и слушаешь, потока мусора больше не существует, а если мусор вдруг скачал случайно - взял и удалил.
В музыкальное копание погружён давно и капитально, так что вопрос что послушать не стоит. Подписки на лейблы, профильная литература, ютуб, блоги, сотни музыкальных каналов в телеге - материала огромное количество, было бы время и желание для глубокого погружения
Один из достойных итогов 2024 года (можно было написать коммент про это в пост про достижения года, но пусть лучше будет тут) - поучаствовал в проекте Яндекс Музыки с картой музыкальных жанров. https://music.yandex.ru/genres/map/ (в приложении тоже доступны) Натренировали нейросеть распознавать 400+ разных музыкальных жанров и составлять из них плейлист. Я делал обучающие подборки почти для полусотни поджанров металла. Проект развивается, планируется релиз новых жанров, текущие нейронки доучиваются (в некоторые жанры порой залетает многовато треков из соседних), не стоит на месте в общем. Даже несмотря на п.1, сам время от времени пользуюсь и удивляюсь, что нейронка может выкопать в каталоге
lastfm
Ищу ответ на вопрос, как искать «своих чуваков», с которыми совпадают музыкальные вкусы и плейлисты?
Тоже прошел через это.
Ходил по звукозаписям, где ребята записывали кассеты из каталога. И если оставалось место, могли добить пленку музыкой на свой вкус.
Была Горбушка со знакомыми продавьцами, к которым приезжал как в гости и проводил пол дня, слушая новые релизы.
Менялись музыкой с друзьями. Например, был товарищ, который учился в Волгограде. Мы виделись примерно раз в полгода, когда он приезжал между сессиями навестить родителей. Обязательно был вечер, когда собирались, слушали новинки и копировали файлы с жестких дисков друг-друга.
А еще у моей тети был парень, который любил музыку. Она нас познакомила. Позже они расстались, а я продолжил общаться. Гонял к нему домой на Университет. Мы пили чай и обменивались релизами. Так я расширил свои горизонты и стал слушать все, а не только метал.
Ну, про комьюнити уже упомянули: FunkySouls, what.cd, NoNaMe и всякие локальные.
А как сейчас? Сложно. Тоже думал про алгоритмы и пузырь. Решил повторить свой старый опыт рекомендациями от живых людей. Стал искать кого бы послушать, подписался на каналы и чаты. Но прижилась только рассылка "Альбомы по пятницам":
https://albumsweekly.substack.com/
Еще есть идея ходить в нишевые клубы на рэндомные выступления. В Гамбурге есть Hafenklang и MS Stubnitz с недорогими билетами и приятным вайбом. Но это в планах на следующий год. )
В основном использую spotify. Новую музыку получаю через самописного бота (https://t.me/music_news_release).
Любимые альбомы качаю через тулу streamrip из Qobuz (имея там аккаунт).
Музыку по популярным жанрам все еще легко находить вне рекомендательных сервисов на тематических форумах или каналах. Рекомендации от людей все еще самые лучшие.
Слушайте, меня, вот, припекает с подборок яндекс.музыки. Почему она не в состоянии давать мне треки артистов, которых я слушаю? Почему из всего условного Оксимирона она подсовывает 3-4 трека, которые я сам искал когда-то? Сложно подкинуть других треков? Или надо как-то дополнительно настраивать я.музыку? Ну очевидно же должно быть.
Раз в неделю просматриваю обзоры альбомов на Pitchfork и Resident Advisor
То, что заинтересовало добавляю в плейлист "To listen" в стриминг-сервисе.
Оттуда уже растаскиваю на лайки и плейлисты.
То что люблю добываю в lossless и слушаю на норм акустике через свой собственный аудио плеер
Зумер вошёл в чат (2000 год рождения). Никогда не слушал альбомами, почти всегда отдельные треки, редко бывает, что нравится целый альбом, чаще всего это 2-3 трека из альбома.
Плееры и кассеты застал, но ни разу ими не пользовался, первые треки просто скачивал на кнопочный телефон.
Активно потреблять музыку начал году так в 2012, когда появились первые Bluetooth наушники. Тогда собирал из того что рекомендовали родные, так что мой плейлист в основном состоял из Кукрыниксов, Queen и Beatles. Разнообразие групп и исполнителей появилось, когда со школой поехали на две недели в Англию, у водителя, который нас возил был прикольный музыкальный вкус, так я открыл для себя Taylor Swift, Lawson, Jess Glynne, Calvin Harris. Дальше несколько лет музыкальная библиотека пополнялась благодаря шазаму.
На стриминги перешёл года 3 назад. В тот момент удалил всю музыку, которая у меня была и собирал свою коллекцию заново. Пробовал Яндекс Музыку и Спотифай, оба варианта не особенно зашли. В моей волне иногда можно было что-то выловить, но чаще всего это были песни исполнителей, которых я итак слушаю, не хватало каких-то музыкальных рекомендаций вне моего пузыря жанров и треков или от других исполнителей с похожими треками. Тематические плейлисты спотифая не подошли, вроде по жанру что надо и группы похожие на моих фаворитов Rise Against и Nickelback, но сходство довольно поверхностное.
Пару недель назад открыл для себя Ютуб музыку и с тех пор кайфую. Пока это лучший стриминг что у меня был. Не скажу пока насколько хорошо работает рекомендательная система, так как пользуюсь ей 2-3 недели, но моя коллекция очень круто пополнилась засчет семплов - отличная вещь, чтобы ознакомиться с самой движушной частью трека и понять надо тебе это или нет.
Мой путь наименьшего сопротивления
Подкаст Логика ритма. Чуваки ставят свежие электронные треки. В основном base, idm и другие интересные жанры, например боевое электро :D https://linktr.ee/Logikaritma
В 2008 много хорошей музыки открыл для себя в ЖЖ acoustic_vibes — они выкладывали записи акустических концертов всех подряд, от Radiohead до Korn.
В 2021 добавил много классного хип-хопа и r'n'b благодаря диджей-сетам Пети Левинского и радио Studio21.
Я бы добавил в целом так:
А исторически примерно также и было. Типа был чел с кассетником, мы у него собирались, он запускал всякого, мы по кеку даже делали "пиратское радио", записывая бутлеги с перебивками нашими и шутками за 300, на кассеты. Странное дело, когда g-funk мог следовать за самым кондовым КиШом. :)
А потом были журналы, точно помню Хулиган, где группу-две мог найти.
Пытаюсь вырваться из алгоритмических когтей Spotify – перешел на Bandcamp, NTS.fm и RadioGarden
Год назад случайно подписался на канал «фитч» в телеграме. Подборки альбомов показались оригинальными и интересными, забирал по пару альбомов из каждого поста в спотифай. Но в какой-то момент осенью канал удалился или его забанили. Так и пропал источник новой музыки.
😱 Комментарий удален его автором...