Расскажите о себе и сути проекта?
Endgame — подкаст о механических клавиатурах и делаем мы его втроём: я и два моих друга, с которыми нас изначально объединяло это хобби. Их зовут Данила и Кирилл. В клубе их нет, но бакс Вастрику заносят.
Сразу скажу, что мы делаем не только подкаст, а выстраиваем что-то вроде своего «медиа», если это можно так назвать — с каналом на YouTube и стримами на Twitch.
Роли в нашей команде на сегодняшний день такие: Данила занимается монтажом выпусков, Кирилл сейчас чаще всего делает стримы от нашего «бренда» на Twitch и YouTube, до этого также занимался монтажом, а я готовлю выпуски к релизу (описания, таймстампы, посты в телеграм и локальные коммьюнити). Ну и, конечно, все мы участвуем в записи.
Как появилась идея? Что вдохновило?
В русскоязычном коммьюнити ниша была не занята, а мы периодически кекали, что неплохо было бы сделать свой подкаст. Есть зарубежный аналог с историей — например, известный в узких кругах подкаст TopClack, но нам он казался скучным. В начале ноября 2019г. после третьего московского клавиатурного митапа я в баре предложил ребятам уже начать делать подкаст и примерно через пару недель уже вышел пилотный выпуск.
Формат подкаста
Обычно мы собираемся втроём и пытаемся обсуждать новости и животрепещущие темы из мира механических клавиатур. У этого формата есть проблема — хобби во многом строится на визуальной составляющей. Многие в хобби приходят из-за красивых клавиатур, кнопок для них (кейкапов), переключателей. А мы всё это обсуждаем исключительно в аудиоформате. И с видео пока не задалось. Но мы нашли промежуточное решение, я расскажу о нём ниже.
Где подкаст хостится
Сейчас подкаст наконец обрёл свой дом на transistor.fm, раньше мы хостили его на Soundcloud. Ещё есть промежуточный фид на feedburner. Он является шлюзом между непосредственным хранилищем выпусков (сейчас это Transistor) и площадками, где подкаст уже доступен слушателям. Штука очень пригодилась во время переезда с Soundcloud'а, потому что если бы мы просто поменяли RSS-фид на площадках, то был риск потерять все выпуски на них. А так просто заменили старую ссылку на новую и всё прошло гладко.
Чем Transistor крут:
- Удобный интерфейс для оформления выпуска;
- Красивый фид, который даже не обязательно куда-то добавлять — слушатель может просто пользоваться им в браузере;
- Есть встроенная аналитика. Понятно, что аналога условного GA для подкастов пока нет, но хоть что-то;
- Transistor умеет тебе сгенерировать простенький сайт, который можно повесить на свой домен. Там будут храниться выпуски (есть встроенный плеер и возможность послушать подкаст прямо на сайте), ссылки на разные площадки. Можно не париться и не поднимать свой сайт;
- Настройка интеграции с разными сервисами. Например, с MailChimp, чтобы он сразу фигачил рассылку пользователям о новом выпуске;
- А ещё он умеет твоё аудио превращать в видео и пушить сразу на YouTube. Мы этим не пользуемся, так как Данила (он отвечает за монтаж) решил сам делать YouTube-версию с картинками. Может в будущем пригодится.
Стоит Transistor $19 в месяц. Не мало, но пока остановились на нём.
Как мы пишемся и на что
Двое из нас живут в Екатеринбурге, один — в Москве. Каждый пишет у себя дома свою дорожку. К сожалению, об уютной записи втроём в одной комнате пока остаётся только мечтать.
Оборудование, который использует каждый из нас:
- Лев (я) — микрофон Samson C01U Pro, воткнутый напрямую в компьютер. В целом, неплохой за свои деньги, но вообще не хай-энд. Если вы не планируете становиться Джо Роганом, то могу рекомендовать;
- Данила — микрофон Blue Snowball, воткнутый напрямую в компьютер. По качеству схож с Samson C01U Pro, на мой взгляд. Да и по цене плюс-минус такой же;
- Кирилл — микрофон Rode Procaster, воткнутый в аудиоинтерфейс Motu M2. Этот микрофон уже классом выше, поэтому голос Кирилла звучит более бархатисто, кек. В будущем хотел бы его себе взять, но так как это с типом подключения XLR, то придётся инвестировать еще в аудиоинтерфейс.
Звук оцениваю субъективно, но, в целом, мы звучанием довольны.
Как вы запускались и искали первых пользователей?
Когда первый выпуск был записан и сведён, то мы быстро залили его на все площадки и в свежесозданный телеграм-канал. После этого закинули в чат, где по факту живёт всё коммьюнити. К сожалению, коммьюнити не настолько большое, поэтому у нас до сих пор в телеграм-канале 63 подписчика, кек.
С какими самыми неожиданными трудностями пришлось столкнуться?
- Выше я уже писал о том, что подкаст сложно слушать без визуализации, поэтому в какой-то момент Кирилл рассказал об Overcast — подкаст-плеере для iOS, который умеет в картинки в выпусках. Разметить выпуск можно через программу Forecast от автора того же Overcast. Она доступна только для macOS. Аналогов мы не нашли. Изображения привязываются как к таймстампам, которые нужны для навигации по выпуску, так и без привязки к ним, то есть просто в какой-то момент на экране изображение появляется, а потом сменяется другим, либо обложкой выпуска. Программа простая и понятная. Теперь мы настоятельно рекомендуем слушателям использовать Overcast или Pocket Casts для прослушивания нашего подкаста, так как они с этой разметкой хорошо работют.
Мы не понимали, что записывать подкаст не так просто, как кажется. Некоторые моменты до сих приходится проговаривать несколько раз, а потом вырезать при монтаже. Я лично использую много слов-паразитов, а завершение мыслей фирменным «вот» было в какой-то момент мемом. А ещё нужно готовиться к выпускам, разбирать темы, а на это не всегда хватает времени. Приходится импровизировать, «выезжать на опыте». Иногда получается так себе.
Проблема роста. Да, у нас есть постоянные слушатели и мы получаем около 100-120 прослушиваний на каждый выпуск, но хочется расти. Пока не совсем понимаем как, ищем точки роста. О них я напишу в планах на будущее.
Сколько потратили и заработали? Есть идеи как это можно монетизировать?
Траты считать сложно, мы не вели никакой учёт. Ежемесячно платим за Transistor $19, до этого платили Soundcloud по $10. Также я покупал микрофон, а Кирилл обновлял свой и покупал оборудование для стриминга. Но главное, что мы тратим приличное количество времени на рутину с подкастом.
Для того, чтобы зарабатывать деньги мы завели Patreon и DonationAlerts для донатов нам во время стримов. Patreon принёс нам за два месяца $62.12 и около $50 пришло донатов на стримах.
Какие планы на будущее?
Искать точки роста. Мы давно держим в голове план прокачивать канал на YouTube. Ещё думаем зайти во ВКонтакте, там немного другая аудитория, но она есть. Это вызывает споры в команде, но вроде решение приняли. Хочется набрать больше аудитории, чтобы в дальнейшем начать работать с рекламодателями и получать больше кэша, да. Для этого также придётся немного изменить формат выпусков в пользу более образовательных.
Из отдалённых планов — всем запастись оборудованием для стримов, обновить звук. И в идеале сделать это на деньги, заработанные на подкасте.
Нужны ли какие-то советы или помощь Клуба?
Больше нужны мнения и критика, лучше конструктивные. Хочется понять, что у нас хромает. Сейчас, кажется, что глаз замылился. Если есть советы как нам можно вырасти с такой узкоспециализированной тематикой, то будем рады выслушать.
А также буду рад вопросам в комментариях, не уверен, что раскрыл все инсайды.
Какой совет вы бы сами могли дать идущим по вашим стопам?
- Не думайте, а делайте. Первый выпуск я записывал на микрофон от игровой гарнитуры. Если бы мы ждали, пока я получу хороший микрофон, то вряд ли бы вообще всё это заварилось. Но если вы понимаете, что подкаст зашёл и хотите его развивать, то лучше всё же инвестировать в звук.
- Готовьтесь к выпускам! Прорабатывайте темы. Если выпуск с гостем, то заранее составьте список вопросов, а также созвонитесь с ним заранее, чтобы проверить работу оборудования с его стороны. Например, перед записью последнего выпуска с гостем выяснилось, что микрофон стоит к нему неправильной стороной.
- Не ленитесь клёво оформлять выпуски, если вам нужно хоть как-то показать объект, о котором идёт речь в выпуске. Forecast поможет вам в этом. Мотивируйте пользователей пользоваться подкаст-плеерами Overcast и Pocket Casts. Ну и, конечно, делайте для выпусков описание