Как с нуля освоить клавиши?

 Публичный пост

Дано: я, двадцати четырех лет от роду, прежде музыке не учившийся, ни на чем не игравший и в ту сторону толком не смотревший обзавелся электронным пианино и огромным желанием научиться на нем играть.

Растерянное лицо — собственность модели
Растерянное лицо — собственность модели

Живем мы вместе с этой штукой всего три дня, так что попробовать я успел мало. Учу простенькие партии для одной руки (нахожу их на flowkey и иногда на Ютубе), прохожу настолько же простенькие уроки и пытаюсь научиться читать ноты.

Итак: а какой у вас опыт в освоении игры на пианино? Какими интересными материалами-сервисами-хаками для очень начинающего музыканта вы можете поделиться? А как лучше, а как точно делать не стоит?

Получившиеся ответы объединю со своим опытом обучения и через сколько-нибудь времени напишу статью.

Связанные посты
26 комментариев 👇
Marat Karimov Not so senior developer 29 июня 2021

Как-то давно я пытался учиться гитаре и набрел на интересную программку Yousician. Внутри есть неплохие уроки и маленькие партии, можно включать чисто нотную нотацию или подсказки по струнам (клавишам). Есть бесплатный триал не требующий карту, в целом рекомендую.

Ссылка на пианино версию:
https://yousician.com/piano

  Развернуть 1 комментарий

@Hazge, да, такие сервисы классно помогают. Собственно, упомянутый мной flowkey примерно того же рода сервис — помогает разучивать разной сложности композиции, имеет какие-то уроки и умеет через микрофон разбирать, какие клавиши ты нажимаешь.

На текущем этапе с ним и живу (с платной версией, правда).

  Развернуть 1 комментарий

вот еще была тема
https://vas3k.club/question/6519/

там в комментах и советы по обучению.

  Развернуть 1 комментарий

@Dimentium, о! Класс, спасибо большое!

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@e41zB4V2HLgnd8ph, Брал roland fp-30
всем доволен

  Развернуть 1 комментарий

@e41zB4V2HLgnd8ph, CASIO CDP-S100. Пока что у меня никаких нареканий, ощущается отлично, звук приятный, каких-то сложностей не вызывает, цена тоже адекватная.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@e41zB4V2HLgnd8ph, могу подсказать, но не из самого бюджетного сегмента. Думал даже пост написать, но собственно там не так много о чем говорить. Есть всего-ничего производителей: Yamaha, Kawai и Roland. Roland - это этакие хипстеры, у них там моделирование струны комплюктером, куча звуков в банке звуков. Зато Yamaha и Kawai производят рояли сотни лет и сожрали на этом кучу собак. Kawai делает самый охрененный звук именно рояля.

Самое важное - нужны только взвешенные клавиши, иначе никакой педагог за тебя не возьмется. Синтезаторные, плоские и легко нажимаемые клавиши - это про другое.

По ценам и моделям:

  • >5000$ Если ты такой Крез, что можешь купить пианинку за пару десятков тыщ баксов, я бы присматривался к акустически-цифровым (не знаю как это называется правильно) . Хочешь играй на ней как на акустической, внутри настоящие молоточки, струны и sound board, хочешь - возьми да воткни наушники и долбакай себе в уши сгененированным звуком. Конкретики не скажу, но видимо Yamaha и Kawai, кто там еще может быть, кек.
  • ~4000-5000$ Kawai CA99 или что-то из Yamaha Clavinova - если много денег и ты оседлый
  • 2000-3000$ (цена без динамиков) тут находятся всяческие Stage Piano, которые обычно не имеют встроенных динамиков: Roland RD2000, Kawai MP11SE. У них охренненные клавиши и звук, но ты его не слышишь пока не обзаведешься дорогими колонками или не воткнешь наушники. Изначально предназначены для сцены, мест, где уже есть колонищи и усилки по нескольку тыщ.
  • ~$2000$ Kawai ES920 - много денег но ты не уверен, в какой стране будешь через год. Может быть, понравится Roland FP90X - если хочется стомиллиардов звуков менять (но их качество похуже имхо). Подставку с педалью советую покупать, с ними намного лучше чем с елозящей по полу педалью. Yamaha P515 мне лично совсем пружинно-резиновой показалась, но у всех свои предпочтения.
  • ~800-1000$ Roland FP30X или yamaha p125 или Kawai ES110- средне денег. Легко продать, поэтому если совсем нуб - бери это, потом продашь и купишь ES920, лол.
  • <800$ про мало денег ничего не скажу. Наверное Roland FP10, может быть, действительно Casio что-то толковое делает. @pfrankov у тебя ж какая-то бодрая касия?

Обязательно прийти в музыкальный магазин и выделить часа четыре на тыканье в настоящие рояли, в разные пианины, просить наушники и пробовать и пробовать.

По поводу того, есть ли смысл покупать инструмент дороже. Да, это заметно даже после года обучения. С более качественным инструментом с более классным звуком и клавишами ты будешь заниматься больше потому что оно такое охуенное. Пересел с Roland FP-30 на Kawai ES920 и просто охреневаю - вроде ж я совсем тупенький, а разницу очень чувствую. В музыкалке когда учился флейте, мне сразу сказали - вот сколько есть денег, на столько и покупай, тебе учиться надо, а не бороться с косяками инструмента.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@e41zB4V2HLgnd8ph, хаха, а на меня Jethro Tull повлиял.
Если сомневаешься, бери что-то ликвидное, что легко продать. Yamaha P515, yamaha p125, Roland FP-30X

  Развернуть 1 комментарий

@e41zB4V2HLgnd8ph, Еще pro-tip! Можно брать инструмент напрокат на пару месяцев, или брать его с money backом на три месяца. Прибыв в Питер на месяц, я взял напрокат Roland FP-30, аналогичный тому, что у меня был дома. Обычно у прокатчиков написаны конские цены за аренду на день, но они готовы их существенно сбить если берешь на много времени.

  Развернуть 1 комментарий

Пользуюсь Synthesia, закрывает все хотелки

  Развернуть 1 комментарий
Сергей Буглаков iOS developer, мистер "шило в жопе" 29 июня 2021

Я учился в детстве в музыкальной школе и после окончания особо не играл (только когда очень хотелось), но после всего обучения у меня остались такие базовые принципы:

  • как перед снарядом в спортзале, когда садишься за пианино, начинай с разминки. Только здесь это будет гамма. Прошёл одной рукой до мажор и ля минор, пройди другой. Завтра добавишь одну чёрную клавишу (си бемоль), и будешь разминаться уже фа мажором и ре минором. Можно чередовать ещё с хроматическими гаммами, это когда ты все подряд клавиши нажимаешь, но там весь прикол в том, какими пальцами нажимать. Потом и наловчишься сразу двумя руками проходить гаммы.
  • в качестве основного времяпрепровождения за пианино, мне кажется, новичку нужны этюды. Так можно и гуглить "Этюды для начинающих". Это простые композиции, направленные на отработку различных техник игры. В идеале, конечно, этюды назначает преподаватель, потому что него есть какая-то стратегия обучения и он видит, что у тебя идёт хорошо, а что надо подтянуть, но этот навык можно развить самому
  • я буду тем ещё тираном, если на этом закончу, но ведь у тебя есть какая-то цель? может, ты хочешь научиться играть какое-то произведение? этюды – здорово и полезно, но тебе хорошо бы выбрать произведение, которое ты учишь этот месяц (два, полгода – сколько влезет), чтобы поддерживать мотивацию и наблюдать за прогрессом
  • ах, да, надо проговорить: что угодно учится по частям и с возрастанием скорости. То есть медленно кусочек правой, тот же кусочек медленно левой.. потом другой кусочек, потом вместе. Потихоньку увеличиваем скорость и добавляем кусочки.
  • за ритмом надо следить, потому что какой прикол играть что-то криво? метроном – твой бро короче.
  • при этом надо сидеть ровно, но расслабленно, иначе забьются мышцы и тренировка превратится в боль. Особенно это касается запястьев, но также локтей, плеч и спины. То есть посадка – отдельный топик, благо на ютубе есть всё. Вкратце: надо сидеть не высоко и не низко, локти не прижимать, но и не оттопыривать, запястье большую часть времени будет продолжением предплечья, слегка изгибаться, но не выворачиваться. В идеале бы это отточить с преподом, потому что здоровье как бы важно, но я верю в само-мотивацию

Очень много сопутствующих навыков развивается на уроках сольфеджио: от чтения нот до слуха. Вообще я бы рекомендовал если не сразу записаться на такие уроки, то хотя бы запланировать после какого-нибудь milestone, ну или когда мотивация пойдёт на спад, чтоб успеть её подхватить. Лично мне очень пригождается пропеть мелодию голосом (или просто в голове медленно), да и вообще это отдельный кайф, когда ты без нот можешь на слух подобрать мелодию и её сыграть.

  Развернуть 1 комментарий

Всё это – именно про игру на фортепиано. Если охота чисто подыгрывать на клавишах в какой-нибудь эстрадной рок-поп-электронной группе, то тут будет попроще и навыков игры надо меньше, но и кайф не тот.

И вообще, сорян, что получилось так много текста. Мир музыки большой и многогранный, но он – чистое удовольствие.

  Развернуть 1 комментарий

@ReDetection, класс, спасибо огромное за такие советы!

(и какое еще сорян, это же восторг, я именно кучи текста от увлеченных людей и ожидал!)

  Развернуть 1 комментарий

@nevoroman, Выше об этом уже упомянули, но я на всякий случай уточню: электронные клавишные и акустическое пианино — полностью разные инструменты.

Разница — в механизме звукоизвлечения. Если всё упростить, то:

  • на акустике «звук находится на дне клавиши» — определяется скоростью клавиши в самом конце хода (когда молоточек отделяется от клавиши).
  • на большинстве электронных инструментов сила нажатия определяется скоростью между 50 и 75% хода — так расположены датчики.

Это общая черта для всех электронных инструментов, даже если у них «правильные» клавиатуры со взвешенными клавишами, поэтому даже с идеальными сэмплами/моделированием не получится хорошо играть на акустике после электроники, придётся доучиваться. Обратный переход проще.

Всё это, разумеется, не мешает хорошо играть на электронике.

  Развернуть 1 комментарий

@Yakov, по-моему, это какие-то очень мелкие ньюансы, на которые ты будешь обращать внимание только после года этак пятого. И доучиваться будешь, ну неделю, разве больше?

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, Лично я не смогу проверить — я учился на акустическом инструменте, жена тоже.

Насколько я смог найти отзывы пианистов с опытом того и другого, с акустики на цифру действительно несложно переходить, достаточно привыкнуть к особенностям, — однако нюансировать звук сложнее, особенно на плохих клавиатурах.

А вот в обратную сторону не работает: на цифровом инструменте звук извлекается гораздо проще, и более привиредливая к технике акустика не звучит.

  Развернуть 1 комментарий

@ReDetection, говоря про мотивацию, цель и какие-то произведения под изучение — собственно, в основном я сейчас разучиванием каких-то любимых произведений и занимаюсь. Примерно 30:70 получается распределение времени на уроки/разучивание произведений.

Пока нахожу разнообразные новичковые аранжировки любимых произведений — собственно, на ютубе или flowkey. И собственно да, отдельно учу левую-правую руку, понемногу ускоряюсь и разбираюсь с ритмом. И пытаюсь поменьше смотреть на клавиши.

Я безумно люблю музыку, потому и сел наконец-то за пианино. И да, меня это и мотивирует.

  Развернуть 1 комментарий

@nevoroman, ну тогда ты всё правильно делаешь, так держать! 👍

Правда, я бы не старался избавляться от взора на клавиши. На них не будешь смотреть, когда зазубришь произведение до моторной памяти в пальцах. И всё равно смотрят, чтоб 100% не промахиваться. Мне кажется, всё таки первично доставить себе и другим eargasm, а не понтоваться вслепой игрой) Так что не лишай себя части восприятия, смотри сколько тебе нужно, если шея от этого не страдает

  Развернуть 1 комментарий

@ReDetection, бывают офигительно красивые этюды. Я вот такой когда-то играл:

  Развернуть 1 комментарий

@yeputons, это прям вау!

  Развернуть 1 комментарий

Примерно полтора года назад купила пианино, наняла препода, занимаюсь раз в неделю. Сначала тоже хотела с приложениями и всем таким, но позанимавшись несколько раз, поняла, что он видит какие-то вещи, которые я не замечаю -- где-то пальцы напряжены, которые не должны быть, где-то ещё что. В общем, мне больше нравится заниматься с преподом -- и качество лучше, и мотивация выше.

  Развернуть 1 комментарий

@sooobus, к тому же музыка не сильно денежное занятие, скорее всего недорого получится найти.

  Развернуть 1 комментарий
Yury Katkov в шаббатикале 29 июня 2021

Обязательно препода. Причем советую попробовать многих преподов, каждого по месяцу-два. Если ты такой же как я, то тебе нужен такой препод, который понимает, что нахер взрослому человеку не надо проходить путь ребенка в музыкальной школе. Такой препод не будет делать из тебя чемпиона, он отсечет лишнее в обучении и сосредоточится на том, что дает результат:

  • маленькие и простые пьески из того, что тебе интересно. Но маленькие! Одна блин страница, нехрен нести свой Interstellar на восемь листов с шестнадцатыми.
  • расслабленность рук
  • задрачивание арпеджио и понимание того, что такое аккорды
  • педаль пораньше
  • chord progressions. Golden sequence, последовательности аккордов из попсы типа 1564, 6545, 1645. Когда меня научили золотой секвенции (1-4-7-3-6-2-5-1 или в гитарной терминологии Am-Dm-G-C-F-Bdim-E), я реально впервые стал что-то импровизировать часами напролет.
  • этюды тож, но не в той степени как в музыкалке
  Развернуть 1 комментарий
Egor Suvorov Программист/преподаватель C++ 29 июня 2021

Спасибо @ReDetection за вдохновение, вот ещё из моих лайфхаков с музыкалки для взрослых (да, такая есть в Питере!), в том числе от преподавателя:

  • Если пальцы заплетаются — снижаем темп. Ещё снижаем. Вот чтобы скучно стало. А играем и интонируем всё так же аккуратно. И расслабленно, разумеется. Внезапно приходит осознание, что всё держалось исключительно на удаче, а не на контроле над происходящим.
  • Если сложно сыграть пассаж XYZWNK, то помимо медленного темпа можно тренироваться играть его в среднем темпе как X-Y-X-Y-X-Y-Z-Y-Z-Y-Z-Y-W-Z-W-Z-W-Z-... То есть после перехода к следующей ноте останавливаться на предыдущей. Тогда начинаешь понимать, а где именно у тебя заплетаются пальцы.
  • Если хотя бы средне хорошо с сольфеджио, то безумно помогает видеть аккорды/гармонии/арпеджио в нотах, чтобы их не запоминать сильно подробно.
  • Сначала руки по отдельности, потом по кусочкам соединять. Потом интонирование. Темп уже совсем потом (если, конечно, нет требования жанра).
  • Если не идёт — то лучше остановиться на конкретной фразе, пассаже или даже такте. И его пооттачивать. Нельзя играть сплошняком от начала до конца.
  • Уже потом учить произведение стоит не только от начала до конца или фразами, но и цеплять немного до начала фразы/после конца фразы. Чтобы было понятно, как переходить между ними.
  • Расставить себе удобную аппликатуру карандашами прямо в нотах, чтобы не подбирать её каждый раз. Можно по ходу разбора менять. А то играешь-играешь и тут — оп — пальцы кончились. Неловко.
  • Если весь такой из себя разумный/логичный — много-много слушать и пытаться включать эмоции в игру. Прям представить себе что-нибудь, всякие "ну вот как будто немножко шторм и так качает из стороны в сторону" — это не шутки, а реально может помогать. В обратную сторону, наверное, тоже действует: если весь такой эмоциональный, но не звучит — может, техники не хватает?
  Развернуть 1 комментарий

@yeputons, ееее, ты тоже учился в Римке??? Меня на втором году с флейты отчислили потому что злая бабка-препод назвала мне неправильную дату экзамена)))

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, ага, на фортепиано. Даже закончил, было здорово. Это была третья музыкалка, в которой я учился, и первая, какую закончил. До этого были попытки на скрипке и на аккордеоне.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб