Что актуально для руководителей в IT в 2026?

 Публичный пост

Раз в полгода я с программным комитетом делаю онлайн-конфу Podlodka Teamlead Crew на какую-нибудь актуальную для тимлидов и тимлидов тимлидов тему.

Обычно темы выбираются примерно так:

  • Мы смотрим какие-нибудь исследования, типа ресерча руководителей разработки от девкрауда за 2025 год
  • Смотрим, что было на других конфах и митапах руководительских
  • Собираем с членов ПК, у которых весьма разнообразный бэкграунд и нетворк, что вообще кажется актуальным
  • По мотивам всего выше штормим, голосуем, получаем идеи по темам сезона
  • Просим комьюнити вокруг конфы, — наших бывших участников и интересующихся, проголосовать, и так финализируем решение, начинаем готовить конфу

Схема надежная, работает хорошо, но ХОЧЕТСЯ БОЛЬШЕ ДАННЫХ. Вдруг есть «вечная» тема, по которой хочется вспомнить всё, или наоборот какая-то супер-актуалочка, которую на текущей выборке нам будет видно.

Так что пришла спросить руководительский олимпийский Вастрик Клуба: что актуально для руководителей в IT в 2026?

Оставляйте ответы, голосуйте за те, что отзываются!

Уверена, этот тред пригодится и тимлидам, чтобы понять, что мы тут не одни такие со своими проблемами и запросами, и авторам всяческого контента для тимлидов. :)

От кого хочется ответов: от любых ролей, которые руководят людьми в айтихе. Не только тимлиды разработки, но Head of Analytics, QA-менеджеры в больших командах, тимлиды дизайна, CIO, — интересно всё!

Связанные посты
44 комментария 👇
Светлана Аюпова Стратегии там всякие и продукты немного 27 декабря 2025

Я не тимлид, а где-то между продуктом и стратегией, но:

  1. Теоретические чуваки со светлыми лицами надоели ещё лет 5 назад, хочется видеть не как надо, а прям рассказы людей, которые видели некоторое дерьмо. Но возможно у вас тут уже хорошо, это я просто не так давно решила посмотреть продуктовые конфы и очень смеялась, что за 10 уже лет с моих первых конф мало что поменялось.

  2. Бизнесу жопа примерно везде (здесь и далее это 80% случаев, не все), особенно в РФ после снятия льгот с айтишки. Примерно везде требования от бизнеса ужесточаются. Примерно все CTO/тимлиды хотят кодить в своей радостной песочнице с умными коллегами, и не хотят вникать в запросы бизнеса, не понимают, как общаться с бизнесом, и вообще в гробу всё это видели. Их понимание стратегии сводится в лучшем случае к технической стратегии, которая с бизнесовой как правило очень слабо связана. При этом непонятно, где этому учиться: опыт есть только разработки и управления разработчиками, теории тоже нет, а раз нет теории и непривычно, никто туда и не смотрит. В непонятной ситуации мы делаем не нужное, а понятное.
    В общем, очень хочется в этом новом жопном мире, где бизнес закручивает гайки (а куда ему деваться) больше CTO/тимлидов, которые понимают хоть как-то, как работает бизнес, умеют видеть в бизнес-задаче приложение сил, умеют думать и смотреть вперед. Золотые люди, таких обычно ценят, носят на ручках и в попу дуют.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@Sveta, я может чего-то не поняла в этом комментарии, но у меня возникло чувство: “а зачем, если техническим чувакам необходимо шарить в бизнесе и потребностях, тогда вы?»

Ведь в этом и идея специализации: один человек разобрал / приоритезировал / описал бизнес-процесс, подходящий под нужды клиента; второй разобрался в описании и придумал наилучшее техническое решение. И да, возможно, это часть работы первого — донести почему задача поставлена именно так и именно она.

  Развернуть 1 комментарий

@sokolviktory, так не глубоко шарить, а представление иметь. Понимать, о чем говорит бизнес, иметь общий контекст, знать блин цели компании. Там не рокет саенс же. И, кстати, кажется, что в век ИИ и ценности контекста это даже ещё важнее.

Это в обе стороны работает. Тот же менеджер, говорящий фразу «ой, ну это техническое, я даже думать об этом не буду, код какой-то, пффф, сделайте хорошо, вы тут разработчики» — ну, как бы сказать, удивит окружающих. :)

Чтобы коммуникации шли быстро, и все работало хорошо, на стыке людей должны быть чуть перекрывающиеся компетенции, как кружочки наложить чуть-чуть друг на друга. А если кружочки компетенций не накладываются, а даже не соприкасаются, по моему опыту, всё грустнеет.

  Развернуть 1 комментарий

@sokolviktory, добавлю свои наблюдения из работы

  • в стартапах без такого разделения на технических и функциональных спецов
  • в корпорациях с бизнес аналитиками не шарящими в технической части и командами разработки не понимающими чем вообще бизнес занимается.

Во втором случае принятые решения очень часто крайне слабые и непродуктивные из-за потерь в коммуникации. У меня прям очень много примеров взрыва скоупа из-за этого. Например,
аналитик пишет в требованиях какую нибудь маленькую и не существенную с его точки зрения деталь, допустим риалтайм апдейт данных на фронте. разработка не челленджит и с радостью тащит SignalR в проект, где просто можно обновлять фронт по таймеру. на выходе задача занимает три недели вместо 3 дней.

  Развернуть 1 комментарий

@auvoronov, не очень хочу рассматривать стартапы, потому что они обычно маленькие — там легко понять, почему ты и чтец и жнец, и на дуде игрец. Но и продукты у них, обычно, поменьше, чем у корпорации.

А вот как так получилось, что у вас были не компетентные бизнес-аналитики в корпорации — загадка. Вообще, свою карьеру я начинала с бизнес/системной аналитики, и там сильный технический бекграунд считался вполне себе must have. 🤷‍♀️

Так если проблема в некомпетентных людях на конкретной должности, почему их работу нужно переложить на других, а не решить саму проблему?

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, к сожалению, я не могу согласиться, что знать цели компании — это не рокет саенс.
Хм… заработать как можно больше денег? Занять самый большой кусок рынка?
Это, наверняка, правдивые цели и для вашей и для моей компании; но не уверена, что это как-то продвигает нас в дискуссии.

Да и что касается технической подготовки менеджеров. Да, я с вами согласна, хотелось бы, чтобы разбирались.
На практике, не разбираются и не признаются в этом. 🤦🏼‍♀️

  Развернуть 1 комментарий

@sokolviktory, ну так в ситуации, где техническая команда не знает цели бизнеса, а менеджеры совсем не шарят — ровно та ситуация, о которой я пишу. Обеим сторонам не хватает компетенций, кружочки не соприкасаются даже. :) На стыке возникают зоны, где все некомпетентны, вуаля, всё плохо.

И нет, я не соглашусь, что у наших компаний одинаковые цели. :) Какие-то могут совпадать, но большая часть точно будут различаться. Конечно, можно забить, и не разбираться в том, что напрямую не касается, и вроде и не обязан, но тогда мы возвращаемся в мир кружочков, каждый из которых сам по себе.

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, с человеком, который видел некоторое дерьмо и понимает описанные тобой вещи иногда не хотят работать - потому что он слишком умный и начинает задавать неудобные вопросы

  Развернуть 1 комментарий

@urtow, в хороших компаниях я такого не видела, а в плохих не надо работать. :)
Ну серьезно, зачем работать там, где тебя считают слишком умным? :)

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, Ну вот туда и не берут работать, это вторая проблема 😅

  Развернуть 1 комментарий

@urtow, ахахаха) Пущай возьмут в самую замечательную компанию на много денег и интересные задачи в этом году!

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, где учиться как раз понятно - идти продавать то, что они делают или пытаются сделать.
Там очень быстро учат бизнес-мышлению и дают по шапке за ненужное.

  Развернуть 1 комментарий

@Snk, долго, сложно, страшно. :)
В общем, мне кажется, единицы на такое решаются.

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, Я когда-то с этого начинал, по-другому уже не представляю.

А так да, даже самые умные технически товарищи нужды бизнеса представляют в очень извращенном виде.
Самое обидное что они почему-то считают, что представляют. :)

Я лет десять назад ходил по воркшопам техлидов и ПМ-ов и рассказывал им базовые финансы компании.
Народ на этом потом здорово взлетел, кто хоть чуть-чуть слушал.

  Развернуть 1 комментарий

@Snk, ага, от привычки считать себя самым умным тяжко отказываться. :)
Ну и да, вот таких воркшопов бы, про финансы, про клиентов, эх!

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, я уже давно не веду вне джунов на своих проектах.
Коммерческий смысл рассказывать наружу имеет только если совсем сидишь на мели.
Все считают что они умные, просто клиенты их ума не понимают, и это клиентов нужно учить. :)

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, и другие комментаторы, спасибо за ваши ответы!

Мы подумали-покрутили, посмотрели на разные ресерчи да данные, и поняли, что тема «как понимать бизнес» звучит и вечной проблемой, и актуальной в моменте на сложном рынке.

В этой форме всем желающим предлагаю проголосовать за идеи подтем такого сезона и накинуть еще вариантов: https://a37921.webask.io/qqcoeogmb
А среди ответивших на форму мы разыграем билетик на конфу

  Развернуть 1 комментарий

С приходом мощных ai-агентов типа Claude code, разогнал бы на такие темы:

  1. Разработчики превращаются в операторов нейросетей
  2. Слишком быстрое получение результатов, кмк, приводит к меньшему усваиванию и меньшему набиванию шишек
  3. Грань между доверием агенту и проверками его результатов (агент по умолчанию знает больше тебя, но при этом ошибается)
  4. Как джуну обучаться программированию, если агент даёт лёгкий результат и сразу
  5. Какую роль играют харды и как их оценивать, если технические решения и код пишет агент. В контексте отдельных людей и в контексте команды.
  Развернуть 1 комментарий
Sergey Sergeev Делаю продукты (skin gambling) 1 января в 23:33

Найм с учетом ai-оверлеев и небывалого роста популяции диких волков 🙂

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
Alexander Ptakhin Программирую и менеджерю 2 января в 09:16

А мне что-то хочется про доброе и вечное. Что мы можем потаскать из наук organizational behavior: типы личности, мотивации, власть и организационная политика, стили лидерства, переговоры и конфликты, орг. изменения. Ещё может systems thinking, cтратегия, managing up и resilience/emotional balance.

Знаю, всё примерно было уже в сезонах :) Может ребрендинг и по второму кругу?

  Развернуть 1 комментарий

Буквально тема моего 2025: How do I get my team / org to actually use AI to its full potential? Или как органично встроить AI в инженерную культуру, не сломав доверие и автономию команд.

Почти у всех уже есть доступ к LLM, Copilot, внутренним чат-ботам и похожим инструментам, но реальная польза от них сильно различается. В одних командах это дает заметный прирост скорости, в других воспринимается как эксперимент или игрушка, а где-то использование сводится к формальной галочке или даже скрытому сопротивлению.

  Развернуть 1 комментарий

@yeharetski, тоже сейчас думаю над этим на своём проекте. Расскажи, пожалуйста, как ты ответил для себя на эти вопросы:
How do I get my team / org to actually use AI to its full potential?

  Развернуть 1 комментарий

@NotYetBenGan, попробую ответить.

Prework: разобраться в базе (мне лучше всего помогает чтение, поэтому AI Engineering by by Chip Huyen) и попрактиковаться в AI-assisted engineering, workflow automation, agents, etc. Это занимает буквально несколько часов на каждое из упражнений.

Ну а дальше стандартный management playbook - написать AI adoption strategy: выбрать 1-2 цели и провалидировать их с бизнесом, задать стартовый темп и выбрать несколько экспериментов. Через 3-6 месяцев измерить результаты (на этом этапе достаточно очень базовой метрики вроде tooling adoption) и, если все приемлемо, запускать вторую волну экспериментов с уже более четкими outcomes.

Главное не бездумно пытаться строить из себя 0,1% бигтех и помнить по productivity J-curve.

Отдельно можно поговорить про то, как это все оформить в красивый кейс для финансов (весь этот тулинг стоит деняг), но мой комментарий итак уже получается сильно длиннм.

  Развернуть 1 комментарий

@yeharetski, спасибо за ответ и рекомендацию книжки :)

  Развернуть 1 комментарий

Учитывая, что примерно всему бизнесу плохо, с удовольствием послушал бы на тему операционной эффективности и оптимизаций-реорганизаций

  Развернуть 1 комментарий

Что могу сказать, мои боли:

  1. Доносить до разработчиков, что надо отвечать за код, даже если его написала нейронка
  2. Орать на бизнес и требовать изменения их процессов, чтобы было проще жить всем - после выполнения задачи ещё долетают правки
  3. Построения процессов для работы с «волками»
  4. Ускорение и автоматизация всего что есть, а также добавление правил для нейронки, чтобы запускала простые тесты
  5. Доносить мысль до других тимлидов, что единственные таски которые можно брать это менеджерские, ибо если они быстро сделают техдолг это может аффектить другие команды, когда найдут баг в коде
  Развернуть 1 комментарий

@p4nuta, а можешь п.5, часть про "если сделать весь техдолг, то" раскрыть?

  Развернуть 1 комментарий

@oayunin, так вышло что тимлиды любят брать таски себе, где надо быстро покодить что то, но иногда из за нехватки времени или просто усталости в казалось бы простой задаче можно сделать баги
И хуже всего когда баги вызывают инцидент, а ужасно когда на инцидент вызывают другие команды

Ну коротко
Просто объяснять, что если таска не влияет на ключевые результаты, то нельзя делать самому

  Развернуть 1 комментарий

@p4nuta, а, теперь понял, полностью согласен. меня запутала фраза "сделать техдолг" - я прочел как "исправить", а у тебя употреблено в значении "создать"

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб