Как улучшить свои разговорные навыки?
Публичный постДавеча обсуждали с женой, почему у одних людей получается стабильно круто и увлекательно рассказывать что-то, а у других - не всегда. 🤔
Пришли к выводу, что умение поддержать разговор - составное, которое формируется из нескольких навыков, а именно:
- Навыка осознанно варьировать свою вовлеченность в диалог
- Навыка считывать эмоции собеседника
- Навыка следить за нитью разговора
- Владения языком( насколько точно можешь передать свои мысли)
- Владения собственным голосом
Возможно, что-то мы не учли, feel free to add 😃
Хотелось бы узнать ваш собственный опыт развития этих навыков.
Кто повторял за Демосфеном, говоря с набитым ртом? 😂
Накидайте крутых книжек, что ле)
UPD: Очень важно еще иметь в голове зарисовки-истории, которые можно рассказать, генерить инфу налету означает просесть по динамике, ИМХО.
https://vas3k.club/post/6195/ — вот тут предлагают научить владеть голосом
Мне кажется, "стабильно круто и увлекательно рассказывать что-то" = 1. обладать интересной инфой и самому тащиться от нее + 2. создать у собеседника ценность от твоего рассказа + 3. собственно, круто рассказать (и вот тут уже про богатство языка и владение голосом)
Для себя первое решала повышение градуса осознанности, когда записываешь заметки после путешествий, рефлексируешь, что с тобой интересного произошло за этот день-месяц-год и т.п.
Второе - думаю, больше про выбор собеседника :)
А третье - подписалась на Седу Каспарову и стала заниматься дыхательной гимнастикой по Стрельникову (7 минут в день, но дыхалка уже говорит спасибо).
А умение поддержать разговор - это, наверное, как минимум навыки активного слушания (привет, Эми :)
Один из ключевых компонентов интересного рассказа - это эмоциональная окрашенность речи, которая зависит от природного артистизма, но вполне может быть развита (темп повествования, повышение голоса, детали, акценты, паузы и т.д.). Мне сильно помогло прокачать разговорные навыки занятия в театральной студии - базовые актерские навыки и сценическая речь. Суть актерской техники заключается в том, чтобы буквально проживать состояние персонажа во время игры, а если применительно к рассказу - погружаться в него полностью и транслировать свое эмоциоанльное состояние собеседнику. В отечественной школе Станиславского как раз на это упор.
ИМХО это и есть самое главное.
У интересных рассказчиков есть способность именно запоминать целые куски текста и повторять их как с магнитофона. Когда не отвлекаешься на выстроение речи из дерева воспоминаний автоматически освобождаются ресурсы на все остальные навыки которые вы упомянули. Быть актером для этого вообще не нужно.
Т.о. поможет прокачка памяти. Только заходить придется максимально издалека, вы не заставите себя хорошо запомнить то что вам не интересно.
Можете попробовать на себе мнемотехники. Я сильно в них не копал, единственная книга которую прочел это "Помнить все" Артура Думчева. Об авторе из этой статьи когда-то давно узнал https://habr.com/ru/post/240451/.
Использовать полимодальный метод построения речи, который интересен и легок всем окружающим
Пример такой речи (на английском) - Гарри Поттер
Из своего жизненного опыта могу выделить 2 инструмента:
Первое: постоянное чтение книг и расширение эрудиции. Именно чтение книг, не прослушивание, ни видосы - чтение. Причем обязательно разбавлять бизнес литературу классической литературой.
А второе: уже писали выше и я соглашусь: занятия в студии актерского мастерства. Я через это прошел. И круче этого ничего не раскачает психоэмоциональное развитие, окрас голоса, тембр, внутреннюю свободу. Проблема многих людей внутренняя зажатость, мышечная в первую очередь: от неправильного сидения годами. У нас у всех перекрученные тела, мы даже не замечаем этого. В студии все выравнивают, освобождают зажимы, приходит спокойствие, уверенность и легкость. Очень рекомендую!
Я думаю учиться зажигательно говорить по книгам (автор просил накидать книг) это все равно что учиться плавать по книгам. Только постоянные публичные выступления, практика боевая - дадут результат.
Если хотите быстрый лайфхак - то винную пробку в зубы (половину в рот, половина торчит) и вперед, читайте вслух басни Крылова или Айболит с выражением. Будет смешно и больно. Через недели 2 ежедневных тренировок, хотя бы по 10 минут, речевой аппарат окрепнет и будет более подвижный.
Кстати, вот тут директор Pixar рассказывает про то как он рассказывает. Очень рекомендую.
Тоже когда-то задавался схожим вопросом. Так как очутился в новом мире (literally) где знание родного языка, которым я когда-то залихватски владел, оказалось атавизмом прошлого: я больше не мог скрывать пасхалки аллегорий, метафор и прочих сайд-квестов в своих рассказах. (boring!) Я больше не мог с лёгкостью менять темп, ритм и структуру моей речи. (yawn...) Нужно было что-то менять и работать с тем что есть.
Я попробовал много техник и может когда-нибудь соберу их в отдельный пост, но вот одна из них: "Make it Lean". Мне помогает подход Louis CK и других американских стенд-аперов: в их историях нет ничего лишнего, каждое слово и фраза выполняют определённую роль, доносит определённый эмоциональный месcедж. Отсутствие лишнего помогает донести суть и сделать слушателя более вовлечённым: не делает его работу за него.
Как пример увлекательного рассказа: https://radiomayak.ru/videos/video/id/943215/
😱 Комментарий удален его автором...
Думаю, тут упускается главное.
Говорить хорошо, как в частном разговоре, так и в публичном, мешает зажатость и неуверенность в себе. Удивлен, что про это никто ничего не написал.
Ведь основной ингибитор повествования - не столько отсутствие навыков красноречия (которые безусловно тоже важно) и запаса офигительных историй, сколько сомнение в своих словах.
Если расказчик неуверен в себе и своих словах - это видно невооруженным взглядом. В результате ему никто не поверит, включая его самого.
Из своего опыта развития могу посоветовать курсы по управлению голосом, возможно есть он-лайн, из опыта: питерская комания IGRO помогает в развитии, Игорь Родченко и актер молодежного театра на Фонтанке Владимир Брик (у него свой авторский курс по управлению голосом, очень крутой). Есть отдельные курсы по сторителлингу, для домашнего тестирования есть прикольные сторикубы - можно собираться компаниями и придумывать истории, там фишка кидаешь три кубика, тебе выпадают персонажи и нужно придумать сразу историю и рассказать и так каждый по кругу кидает и придумывает. Еще классная тема - выбрать неизвестную фотографию и рассказать историю появления этой фотографии,о чем она рассказывает - тоже в группе, друзьям, родным, кого соберете. Да, делать небольшие эфиры- можно через инсту/ фейсбук, что ближе- мне ближе инстаграмм, читала стихи, рассказывала интересные истории, так тоже можно тренироваться- тут что любите, если оборудование, машины, детали- можно про новинки индустии, если про ИТ тоже лайф-хаки, что цепляет то и рассказывать в небольших эфирах, так поднатареете после десяти таких эфиров. В этом деле важно маленькими шагами продвигаться, по чуть-чуть вперед, и все получится.
Полезные ссылки по теме:
https://www.igro.ru/coach/rodchenko/ , книга "Хозяин слова"
https://storycubes.ru сторикубы (легко, весело, бюджетно- много вариантов, выбирайте свой и вперед, уже можно пробовать)
Курсы актёрского мастерства или ораторского искусства - оптимальный вариант. Но они решают техническую часть проблемы, а я так понимаю интересует именно как рассказывать даже чепуху, но так, чтобы было интересно всем.
Рассказываю из собственного опыта:
Дано: тот самый ребенок, боящийся попросить пакетик на кассе в магазине или, о, ужас, позвонить куда-то по телефону.
В текущий момент времени: могу параллельно на 3-х языках сложить чудо-историю на большую аудиторию.
До 17 лет я мало разговаривала с незнакомыми людьми, хотя читала очень много книг, писала шикарные сочинения, изучала философию, историю, искусство и прочее. Не было самого навыка вести свободный рассказ в “безопасной” обстановке. Наличие комфортной среды - важно на первом этапе, когда только начинаешь учиться строить рассказ, вести разговор на сложные темы и т.д.
Ситуация стала меняться после поступления в Университет (Культурология), где я попала в ту самую “безопасную среду”, в которой а) у людей был запрос на обсуждение сложных тем, б) они готовы были слушать рассказ, в) они давали обратную связь, которая помогала определить мои слабые места. Например, у меня проблема, что я говорю очень быстро и иногда перескакиваю с мысли на мысль.
Переломный момент случился на защите диплома. Я 10 минут рассказывала реферат диплома, опираясь на зараннее приготовленный план на листочке. Когда я закончила, то председатель комиссии радостно сообщила, что ничего не было слышно и понятно, потому что было очень шумно из-за открытого окна. Ни она, ни 5 других моих преподов не почесались сказать об этом раньше….как бы всем плевать. Я была в ярости, однако, вместо того, чтобы психануть и послать всех к черту (волнительно же), я сделала то, что помогает мне до сих пор: скукожила свой листок с заготовленной речью в руках, развернулась лицом ко всей комиссии и в течение последующих 10-15 минут еще раз громко, четко, структурно, наслаждаясь тем, о чем говорю, а главное - не отрывая глаз от всех преподов, рассказывала свой чудо-диплом. Или я была так зла, или было настолько интересно, что никто из них не решился отвернуться от меня в течение моей речи. Часть преподов меня возненавидела, другая до сих пор фанаты, а я научилась говорить, когда всем пофиг, но мне очень нужен конкретный результат.
Итак, суть истории:
Нужна цель зачем ты что-то рассказываешь. Цели в коммуникации могут быть разными и от этого уже строится структура рассказа/диалога.
Что? Где? Когда? - ключевые вопросы в любом повествовании. К ним можно добавлять любые другие вопросы Кто? Как? Почему? Что из этого получилось? Отвечая на каждый из этих вопросов своим рассказом а) ты выстраиваешь повествование, б) приближаешься к Цели коммуникации. Советую на них тренироваться делать маленькие рассказы экспромтом, потом войдет в привычку и сможешь пересказать Илиаду на 5 минут.
Эмоции. Самое вкусное, но адски сложное. Особенно учитывая наш менталитет, хехех)) Здесь же не только собеседника надо читать, но и правильно транслировать свой эмоциональный посыл словами, жестами, интонациями. Сюда же включается уверенность в своем рассказе и понимание, что облажаться, чего-то не знать - это нормально.
Fake it till you make it - лучший вариант для развития каждого из навыков в коммуникации и он напрямую связан с частью про эмоции. У меня полностью изменился стиль общения и речи после того, как я пожила во Франции. Там мне пришлось научиться имитировать эмоции (очень подвижная мимика, закатывание глаз, жестикуляция руками, охи-вздохи), структуру речи (длинные, витееватые фразы, много метафор, игра с речью), взять какие-то слова, которые я в жизни на русском не употребляла для того, чтобы мой французский язык стал французским. И самое главное достижение - я могу поддержать диалог о помидорах в течение 5 часов, даже, если я ненавижу помидоры, а человек мне невыносимо скучен.
Сначала подумала, что речь про иностранный :)
Но, думаю, тут работает то же, что актуально и для иностранного языка на высоких уровнях:
Мне интуитивно кажется, что все появившиеся в последнее время разговорные интервью с ютуба по два часа с собеседниками с грамотной и интересной речью могут помочь, но зависит от того, что интересно. Например, мне близко то, как свои мысли формулирует Наум Клейман или Григорий Померанц (с поправкой на возраст, конечно), но кому-то это вообще неактуально, и будет полезнее стенд-апы слушать или доклады с профконференций.
Важно развить навык перемещения внимания с просмотра/прослушивания с целью получения информации или развлечения на языковые средства: научиться автоматически отмечать языковые клише, переходы, структуру ответа на вопрос или рассказа целиком, что хотелось бы включить в свой "активный" словарный запас. Если научиться так смещать фокус, то язык постоянно сам активно прокачивается из среды.
Побочный эффект: я сейчас нахожусь в немецкоязычной среде, и мне вообще всё равно, что читать или смотреть, с кем разговаривать, всё воспринимается как бесконечный языковой материал.
Мы как-то раз с друзьями вместе проходили курс с Coursera по Public Speaking и собирались, чтобы делать домашки оттуда, выступая друг перед другом и делая peer-review. Хватило нас ненадолго, но было очень эффективно.
Ещё у TED Talks есть книжка The Official Guide to Public Speaking. Я скорее листала, чем вдумчиво читала, но мне понравилась, это именно про структуру доклада.
Подкастинг. Просто в конце дня записываю выпуск подкаста о жизни. Понятно, что далеко не каждый день происходит что-то интересное. Поэтому понемногу через подкастинг прокачивается скилл рассказывать интересно о малоинтересных вещах.
Занимаюсь дебатами 7 лет. Мы не учимся говорить красиво и увлекательно. Но учимся говорить по сути и смыслу. Навык общения развивается ещё во многом за счёт умения слушать. Что тоже часть дебатов