Игра Го (Weiqi, Baduk, Igo)

 Публичный пост

Играю редко, но искренне люблю эту игру, которая привила любовь к решению сложных задачек, что похоже на исправление бага в коде или придумыванию алгоритмов. Еще использую ее как тренажер для мозга.

Если бы мог выделить хотя бы годиков 5 беззаботной жизни, то с удовольствием потратил бы их на эту игру. Она популярна в странах Азии и является прямым отражением их философии, что тоже интересно. Самая абстрактная игра, из всех, которые знаю, своего рода квинтэссенция стратегии.

Пенсионеры играют в Го в парке Сеула, Южная Корея
Пенсионеры играют в Го в парке Сеула, Южная Корея

Я написал самое подробное руководство в рунете на эту тему для новичков и не только, систематизировав все что есть по теме и что знаю сам. Если появляются новые полезные материалы или надо что-то дополнительно дописать, то обновляю все в этой же статье. Таким образом закрываю боль тех, кто пытался научиться играть, но не осилил, так как в сети были только разрозненные кусочки информации.

Если вы когда-то играли в нее, либо хотели начать, но не сложилось — задавайте вопросы в этом посте, на все отвечу. Вообще я удивлен, что в таком большом клубе нет ни одного упоминания этой игры, хотя довольно много айтишников ей интересуется и в нее рубятся.

П.С. И да, многие думают что это точки, но это не они даже близко)

Связанные посты
110 комментариев 👇
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
Petr Korolev ETHusiast in open-source & privacy 17 сентября 2021

По просьбе в чатах и постах - сделал тееграм чатик: Гопники Вастрик.Клуба - залетайте, обсуждайте задачки :)

UPD: ссылку заспамили боты, кто хочет в чатик - пишите в личку.

  Развернуть 1 комментарий

новая сслыка https://t.me/+JEcJZv79w2U3NzNk

  Развернуть 1 комментарий
Svetlana Chukhno педагог-психолог в детском саду 18 августа 2021

Если кто любит и Го и мангу, то "Хикару и Го" просто шедевральна.

  Развернуть 1 комментарий

@Svetlana_, Согласен. А ещё есть китайский ремейк на него и ещё другие крутые фильмы про Го. Ссылки на все это добро есть в статье, там целый раздел с ссылками)

  Развернуть 1 комментарий

@Svetlana_, хе хе, я сразу, когда увидел статью, подумал, что надо бы поделиться этим. Очень приятно видеть, что люди уже в курсе.

  Развернуть 1 комментарий

Здесь зануда.

"Полная информация — это когда победа или поражение на все 100% зависят от твоих навыков, а не от случайности."

Полная (как в го или шахматах) или неполная (как в картах) информация — это один аспект игры.

Наличие случайности (кубик) либо её отсутствие (го, шахматы) — это другой аспект игры.

Бывают игры с полной информацией и случайностью (нарды).

Как-то нужно переформулировать, наверное)

  Развернуть 1 комментарий

@KiEwsD6gHcJanH5P, Спасибо, поправлю)

Но если ты зануда, всю статью прочел? Там есть еще пару моментов, за которые можно зацепиться. Про мозг, но я решил оставить как есть, для упрощения понимания. Хотя в комментах VC пришлось пояснять)

Если найдешь еще что-то, что сразу в глаза бросается — пиши, исправлю)

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, спасибо)) нет, я после первого абзаца бросился писать камент))

  Развернуть 1 комментарий
LexsZero Embedded Software Engineer 17 августа 2021

Играл несколько лет назад, нравилось, так как ниасилил шахматы - слишком много правил, не укладывалось в голове, а в гоъ все минималистично и за счет этого интересно: люблю простые системы порождающие сложное поведение.
Учился вот по этому туториалу с интерактивными задачками (сорри, джава-апплеты): http://playgo.to/interactive/index-java.html

  Развернуть 1 комментарий

@LexsZero, Да, я тоже по нему учил правила) В статье есть ссылка на такой же туториал без Java-апплетов.

  Развернуть 1 комментарий

Сайт, где можно посмотреть статистику игроков и турниров со всей Европы:
https://www.europeangodatabase.eu/EGD/Find_Player.php
Для РФ:
https://gofederation.ru/players/
Для Украины:
https://ufgo.org/rating-list/

Следует иметь ввиду, что все 3 рейтинга считаются немного по разному, могут учитывать разные типы турниров, а так же имеют разные правила для отображения игроков, неактивных какое то время :)

P.S. все открытые турниры, как правило дружелюбны для начинающих игроков :)

  Развернуть 1 комментарий

Сегодня на Панданете кстати проходит финал Европейского командного чемпионата :)
В финале Россия, Украина, Франция и Польша.

Первые 3 страны почти всегда выходят в финал)
https://pandanet-igs.com/communities/euroteamchamps/draw/129

  Развернуть 1 комментарий
Violetta Danilova Бэкенд-разработчик, Java 17 августа 2021

Спасибо за статью) только начала интересоваться го, хотя давно слышала. В нашем городе (Краснодар) есть гошный клуб, есть группа вк. Пока что стесняюсь выходить оффлайн, пробую тренажеры и читаю то, что есть в группе. Имхо - довольно сложно

  Развернуть 1 комментарий

@ViolettaDanilova, не стоит стесняться. К новичкам в го-тусовке относятся с уважением.

  Развернуть 1 комментарий

играл в го в средней школе, ходил в Мск в Олимпийский на тренировки=) и даже выиграл пару местных турниров. Помоему был 12 кю. А потом меня захлестнула старшая школа и вот это вот всё, и го, увы, исчезло из моей жизни

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
Anna Программист 18 августа 2021

Я очень люблю эту игру)
Если кто захочет поиграть оффлайн в Москве - зовите)

  Развернуть 1 комментарий

@Doredel, о, круто! А какой уровень у тебя? А то я давно вот не играл и точно сейчас не 2 дан)

С такими темпами у нас будет свой Вастрик-клуб по Го))

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, а я не дан, у меня около 6кю было когда я активно играла. Сейчас не знаю сколько)

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@ganqqwerty, так вон @Mkrukov вообще 2 дан)

  Развернуть 1 комментарий

@Doredel, привет! зову! :)

  Развернуть 1 комментарий
Yulia Govorova Технический писатель 18 августа 2021

Спасибо за такую развёрнутую статью!
Пыталась начать играть лет 6 назад. Почему-то так и не смогла освоить подсчёт очков, поэтому даже не пыталась купить физический комплект. Совсем не решала задачки и пыталась учиться на играх, но сейчас понимаю, что это был не лучший путь. Больше пары месяцев это увлечение тогда не продержалось, но теперь есть повод вкатиться по второму разу.

  Развернуть 1 комментарий

@Taily, подсчет по японским правилам? просто же

  1. оба пасуют
  2. последовательно закрыть нейтралки
  3. съеденные и мертвые камни оппонента переложить ему в территорию
  4. оппонент делает то же самое по отношению к тебе
  5. передвигая камни, выровнять территории на прямоугольники
  6. посчитать суммарную площадь территорий у черных и у белых
  7. к разнице между ними добавить коми (0.5 или 6.5 очков в пользу Б)

разница с учетом коми и есть выигрыш одной из сторон.

  Развернуть 1 комментарий

@koutsenko, спасибо! Всё действительно оказалось просто. Посмотрела дополнительно к твоему комментарию пару видео и на меня снизошло озарение.

  Развернуть 1 комментарий

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Крутой пост, вдохновляющий!
Попробовал я аппки из поста и туториалы оказались не для засохшего мозга. Отвечаешь в задачке коррект - а почему коррект не всегда понятно, хочется разыграть комбинацию дальше, увидеть, а аппка просто переходит к следующей задачке.

  Развернуть 1 комментарий

@Catcherinthefry, А что за приложение?

Обычно во всех есть возможность разбора. Некоторые сохраняют историю задач и разбираешь в отдельном интерфейсе, а не там же, где их решаешь. Либо кнопочку нажать надо специальную)

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, я пробую в BadukPop [iOS], там дается объяснение в духе: если вы поставили камень сюда - белые обречены!

  Развернуть 1 комментарий

@Catcherinthefry, В БадукПоп зайди в "Study". Там в "History" будут последние задачи, которые ты решал. Последние игры в "Games". Если надо, ты можешь сохранить задачку нажав "Collect" и они появятся в "Collection", но придется потратить 1 ключик)

Либо проще купить, как это сделал я, подписку Pro на целый года за 2к рублей вроде. Тогда тебе бесплатно будут доступны разборы этих задач в истории, доступны все нейронки-боты разного уровня, задачи решать сколько угодно + лекции открыты.

  Развернуть 1 комментарий

@Catcherinthefry, Тоже все прочел, изучил правила, прошел обучалки начальные. Вроде все круто и нравится. Но не понимаю почему в разных ситуациях делаются конкретные выводы о проигрыше или выигрыше. Вот так неправильно, а вот так правильно, почему непонятно. Один раз меня бот вынес и я не понял как. Второй раз я изменил тактику и он сдался с открытой половиной доски. Почему? Я опять не понял. Что делать для развития понимания? )

  Развернуть 1 комментарий

@alvor, +1 (

  Развернуть 1 комментарий

@alvor, Дело в том, что у новичков глаз не натренирован видеть живые и мертвые группы.

Там, где бот сдавался, скорее всего, свободного места для построения 2х глаз не хватало. А если не хватает, то это уже твоя территория. Либо ты убил большую вражескую группу и играть дальше смысла не было, так как разница в очках существенная. То есть негде отыграть эту разницу.

Для того, чтобы понимать такие вещи можно попросить объяснить человека разбирающегося в live-режиме, либо прочитать одну из книг для начинающих, которые есть в статье. Там есть много примеров. Книжка "мыслить и побеждать" или "научитесь играть в го" для этого подойдут.

  Развернуть 1 комментарий

А есть аппка на айост, чтобы поиграть с другом хотситом?

  Развернуть 1 комментарий

@Catcherinthefry, Я ничего не понял, можно по-русски?) Отвечу как понял.

Если нужно приложение на айос, чтобы поиграть с другом — заходите на любой сервер и бросайте друг другу вызов. Список серверов со ссылками в статье. Например, можете на online-go через сайт играть, на Tygem есть приложение на ios и т.п.

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, хотсит это на одном экране) В общем, хотел поиграть на айфоне/айпаде без онлайна.
Гуглил вчера такую аппку, и внезапно все они направлены только на олнайновую игру, или решение задачек.

  Развернуть 1 комментарий

@Catcherinthefry, Понял, не знал) Тогда подойдет абсолютно любой сгф редактор, где можно наставить камней самому. Есть как платные варианты, так и бесплатные. Ищите по словам baduk, sgf, igo, weiqi.

Я вот сходу нашел сразу PVGo, SmartGo Kifu (там вообще база игр большая и считается одним из лучших приложений на айос, хотя стоит денег), CrazyStone DeepLearning, Little Go и другие. Прям по поиску идите и выбирайте что нравится. У меня куплен SmartGo Kifu и он мне заменяет все)

  Развернуть 1 комментарий

random fact: на факультете математики ВШЭ несколько лет назад довольно много играли в Го (мб и сейчас играют)

  Развернуть 1 комментарий

@setterhead, Тоже самое в МГУ есть кружок Го. Я туда 1 раз пришел играть даже. В итоге замерз нафиг сидеть в этой разваленной общаге, которая снаружи как дворец выглядит, а внутри халупа с кучей пропусков. Зимой дело было.

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, а там публика с каких факультетов была?

Кстати то что у МГУ проблемы с общагами не решаются уже много лет при том что есть деньги и место, это фиаско

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, он теперь немного переехал в экономфак, пропуск все равно делать придется, конечно, но выглядит все гораздо лучше

  Развернуть 1 комментарий

@setterhead, Понятия не имею. Я живу в Москве и за 7 лет игры в Го вживую я пришел поиграть только в 2 клуба: в МГУ и в Сэнте. Оба провальные. В мгу я сыграл с каким-то даном на 9 камнях форы (был тогда еще где-то 10-12 кю) и выиграл. Он сидел в куртке, я в футболке, как сейчас помню — кончики пальцев замерзли ставить камни на доску. И еще там 1 или 2 типа тусовались какие-то. Собственно, после партии я сразу ушел, вот тебе и клуб. В сенте было круче, но народу опять же мало и из 4 партий я сыграл 3 с новичками прям, откровенно скучал. И последнюю сыграл с игроком своего уровня — было очень круто и интересно.

В итоге у меня логика такая, что пока у нас нет никакого Го центра (как в Питере), который агрегирует все клубы в одном здании и тем самым агрегирует всех игроков в одном месте — так и будем шастать по 2-5-10 человек по кафешкам, библиотечкам и т.п. На другой чаше весов стоит комфорт дома, открыть Fox и там 10к человек онлайна. Разумеется я выбираю вариант с онлайном, хотя играть вживую с соперником твоего уровня это лютый кайф. А соревнования меня не интересуют от слова совсем, тк я не изучаю Го вообще. Просто играю в удовольствие, как любитель. Я и статью то эту для себя частично тоже писал, чтобы наконец когда-нибудь за изучение основательно сесть)

  Развернуть 1 комментарий

@psydvl, о у эконома нормальное здание.
И вообще впечатление что он все хорошее в МГУ к себе подтягивает

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, ого, не знал, что в Питере такое есть.
Конечно, в Москве тоже было бы круто такой го эстейт иметь:)

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, до пандемии был еще в Яндексе на Парке Культуры вечерний го клуб, вел Рустам Сахабутдинов, проходили через сотрудников-игроков. Безлимитный кофе, проектор, задачки с лилой, вот это вот все.

  Развернуть 1 комментарий

@koutsenko, ого, Рустам крутой тренер из Казанской школы, если я ничего не путаю.

Про Яндекс ничего не слышал даже. Может что-то такое и есть у них, контора то большая. Но на офф ресурсах по Го о них ни слова.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@ipetrov, Только через клиент, либо на линуксе через Wine. В браузере только online-go сервер.

На мобилках удобен также Tygem, кстати.

  Развернуть 1 комментарий

Добавлю еще один новый неплохой учебник
https://t.me/msugoclub/222

  Развернуть 1 комментарий

@psydvl, Не сказал бы что это прям учебник. Скорее текстовый вариант интерактивного квеста, который давал в статье или текстовый вариант видео Павла Авраамова по правилам игры.

Но Нечаев крут. На него у меня 3 ссылки в статье. На дискорд, на личное обучение и на школу. Один из немногих кто интересно рассказывает об игре.

  Развернуть 1 комментарий

А почините превью для сайта, сейчас отображается вот так:

  Развернуть 1 комментарий

@psydvl, Я на движке закрытом сижу (Эгея) и там нет возможности это починить, увы. Я заметил, что такая штука только в телеге, в вк все ок отображается.

В телеге можно сослаться напрямую как на гиперссылку)

  Развернуть 1 комментарий

У русскоязычных учителей свои «секретные» варианты обучения, которые почему-то никто не раскрывает публично.

А вот это, извините абсолютная не правда.
Более чем достаточно материалов доступно на русском уже давно. Множество переведенных книг на русский.
Множество людей совершенно разного уровня, готовых бесплатно разбирать партии. От 10-12х кю, до средних данов.

Даже те, кто уроки дает платно, в том числе далеко не дешево (как например Динерштейн, один из сильнейших игроков России), выкладывают в доступ множество статей и качественных лекций.

  Развернуть 1 комментарий

@aTan, В интернете не материалы для обучения, а перевод рандомных книг был. Совсем недавно только стали появляться действительно поэтапные учебники типо книги Алексея Кожункова. Жду его вторую часть с нетерпением.

К русскоязычным учителям у меня только 1 претензия, которую я не раз озвучивал публично, как раз в группе того же Динерштейна. И суть ее в том, что у них нет программы обучения структурированной. Никакой, вообще. Что-то появляется только с рождением GoMagic, у них там дерево навыков, как в Duolingo.

Это как с английским языком. Я не хочу сидеть и учить его вечно. Я хочу выучить отдельно грамматику, отдельно аудирование, отдельно речь и т.п. и все это использовать в жизни. Когда же приходишь к учителям, то там все также — тебя учат вечно. И книжки тебе какие-то подкинут, и задачки вроде дадут, и даже разбор партии сделают. Вот только нет никакого экзамена или понимания по своим слабым сторонам и тому что ты изучил хорошо, что плохо, а что вообще не затронул и надо ли оно тебе или нет.

Например у https://internetgoschool.com/ есть отличная структура, по которой понятно, что вот изучив этот блок ты закроешь проблему с джосеками на уровне начинающих. Изучив чуть детальнее узнаешь про ходы-ловушки. А тут тебе про фусеки, тут про вторжения и т.п. СИ-СТЕ-МА! У наших учителей ее нет. Это рандомные видео, рандомного уровня и после всего ты так и не понимаешь на каком уровне находишься, закрыл ли вопрос по теме или нет.

Когда я пишу Кожункову с желанием купить его "Энциклопедию Го" из 20+ циклов лекций и спрашиваю, вот разделе "Музыка Го. Как направить игру в нужное русло" что внутри — мне отвечают абстрактную хрень типо ну данам тоже полезно, кю тоже пользу выносят. А я хочу четко знать что я изучу, что не изучу и понимать программу обучения. А посидеть много лет над задачами, книгами, кусочками разных систем я и сам могу. Репетитор не для этого мне нужен типо. У Гудзуми клуба вообще там тоже больше тысячи вроде видо внутри. Но никакой системы опять же. Попадаешь туда и просто тонешь в том что смотреть, в какой последовательности, зачем и т.п.

То есть нет стандарта обучения, единой программы. Даже на ранних этапах игры каждый свое придумывает: кто-то только 9х9, кто-то еще 13х13 подключает, кто-то уже лекции по формам на 19х19 читает, кто-то джосеки учит и т.п. И система "Го Гунфу" появилась как противовес этому хаосу. Чтобы было понятно что для чего и когда изучать. Прям по уровням.

  Развернуть 1 комментарий

Все пути к становлению сильным игроком сводятся к трем подходам:

Академический, Задачный, Игровой
Подходы можно смешивать, в зависимости от того, сколько свободного времени. Игровой я бы не брал в расчет вообще, так как это сложно назвать системой обучения, а вот о двух других подходах мне есть что рассказать. Начну от простого к сложному.

Подходы не только "можно", а именно "нужно" смешивать, если хочется повышать уровень, иначе в разных аспектах игры будут очень глубокие проседания.

Например, сталкивался с множеством игроков, которые любят решать задачи (и это очень хорошо!), но в ущерб всему остальному. В итоге в реальных партиях - их несложно обыграть. Локально ситуацию они может и лучше будут просчитывать, но все равно совершать ошибки. А вот учитывать, как эта локальная позиция влияет глобально - на том же уровне не могут.

Когда я вижу на сервере аккаунты людей с 50 000+ партий, то это они.

Это часто аккаунты го-клубов.

  Развернуть 1 комментарий
Mikhail Kryukov Изучаю Java, познаю мир, пишу в блог автор 28 августа 2021

Подходы не только "можно", а именно "нужно" смешивать, если хочется повышать уровень, иначе в разных аспектах игры будут очень глубокие проседания.

Академический смешивать ни с чем не нужно. В нем есть уже все: игры, задачи, теория, практика.

Я описал типичные подходы к игре у обычных смертных, кто не хочет так глубоко углубляться. Я, кстати, пример такого человека, кто нифига не знает, ниче не решал и только количеством игр смог научиться чутка играть. А статья была частично для меня же написана, если я когда-нибудь решусь начать именно изучать Го.

  Развернуть 1 комментарий

38 основных джосек

Небольшое уточнение - книгу уже давно наоборот не рекомендуют читать, так как она крайне устарела еще даже до появления АльфаГо.

  Развернуть 1 комментарий

@aTan, Лично я рекомендую даже сейчас. Новичкам полезно. А нам бы обычным любителям научиться играть хотя бы так, как играли лет 30 назад и то хорошо. У большинства предел мечтаний это 1 дан, а до этого уровня эти джосеки тоже норм.

Напишите свой список литературы и материалов, которые рекомендуете к изучению. Вы же высокого уровня игрок, верно?

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov,
Подробного списка литературы и материалов сейчас выложить быстро не cмогу, так как почти все ссылки и материалы не под рукой (и не скоро будут).

По уровню, в последнее время по сути не играл, но в пике на Fox был вроде 6й стабильный дан, пару раз брал 7й, но без шансов удержать. Рейтинг на КГС или в Европе был стабильный 2й дан.

Из того, что сходу могу вспомнить по книгам:

  • Granded Go problems

Серия книг с задачами на основные темы, самое интересное - задачи на тесудзи и на дзесеки.
Лично мне, как ненавидящему задачи, этот сборник зашел лучше всего (знакомым тоже понравился). Не для начинающих, а начиная наверное с 5 кю.

  • Пятьсот и еще одна задача на тесудзи

Хороший сборник задач по тесудзи.

  • Тё Тикун - Позиционный анализ

Очень полезна как минимум ознакомится. Плохо помню, но вроде уже после 10 кю можно читать.

В статье совершенно не упомянуты книги по формам. Азиатские игроки, которые идут по академическому пути, владеют ими начиная с кюшного уровня. Про данов вообще говорить не стоит. На сопоставимом уровне они зачастую в этой области куда лучше европейцев.

  • Теория и практика форм

Просто mush have, можно начинать практически с любого уровня.

  • Shape up

Тоже неплохая, до длиннее и сложнее к восприятию

Train Like a Pro - 2 тома, где разные типы заданий идут порцией на каждый день - классические задачи (жизнь и смерть, тесудзи), дзесеки, лучший выбор хода, подсчет очков, ёсе.
Где то начиная с мид-кю.
Стоит просмотра, но не назвал бы ее первым в списке рекомендаций.

Для любителей философии и задач, есть 2 тома "Классические задачи". Автора точно не помню, у меня они в бумажном виде были. Но вроде бы они есть на этих сайтах:
https://www.u-go.net/classic/
https://tsumego.tasuki.org/

Некоторые из упомянутых книг есть в на Гугл диске, но ссылка недолго будет доступна:
https://drive.google.com/drive/folders/0B0Vk6wGRca5xWEFsd0d5aGZhYTg?resourcekey=0-e8Qd1iY9q6IpEx4Peglrdg&usp=sharing

По дзесекам очень много новых материалов появилось после АльфаГо. Больше всего разбирались новые дзесеки в видео. На момент, когда последний раз интересовался темой, действительно хороших книг еще не было.

Отдельно стоит упомянуть, что есть множество статей и блогов, с очень качественными разборами разных тем. Так что не следует ограничиваться только ютубом и книгами. Ссылок увы под рукой нет.

Так же, в статье стоило бы больше уделить внимание разбору партий. Как своих, так и профессионалов или сильных любителей. Здесь очень много по теме можно написать.

А еще, крайне важный и многими недооцениваемый аспект, которому многое посвящено в Hikaru no Go - наличие соперника :)
Игра в вакууме обречена на затухание. Либо рано или поздно остановится рост, либо затухнет интерес.
Есть множество примеров в реальной жизни. Например текущие сильнейшие игроки Украины (2е имеют звание европейского профессионала) - достигли этого за счет совместного обучения и конкуренции.
Текущее молодое поколение в России - точно так же.
Еще есть примеры с Европейских стран.
Ну и я на личном опыте с этим сталкивался :)

  Развернуть 1 комментарий

@aTan, Ну вот смотрите, я то понимаю, что рекомендации, которые щас были даны хорошие, но для новичка это бесполезные рекомендации. Новичок должен получается обладать сразу:

  1. Хороший английский
  2. Достаточно сил и мотивации, чтобы эти тома решать, листать, изучать по абсолютно новой для него игре.
  3. Иметь хотя бы 10кю (если исключить книгу про формы), чтобы все рекомендуемое понять или решить.

Много таких людей? Нет. До 1 дана доживают единицы. Моя статья заточена как раз на новичков и там даны от самых простых рекомендаций, до очень сложных. И человек сам выберет как ему погружаться в Го: через фильмы и аниме, через стримы, через книги, через задачи, через партии про, только через саму игру и т.п.

В разделе "Cамые важные книги и задачники по уровню игры" я более чем подробно разжевал что решать с нуля. Книги по формам не нужны, имхо, так как все есть в GoChild уже, либо в книжке для начинающих Кожункова.

Я читал "Теорию и практику форм", но советовать это начинающему — такая скукатища, что ппц. Начинающему надо брать и играть сразу 9х9, только поняв правила. Со временем он начнет понимать где его режут, как соединять камни, как в йосе защищаться. Тогда он зайдет в статью и откроет либо задачник, либо книгу, где все это и так описано в комплексе, а не отдельно.

Резюмирую:

  • Формы косвенно учатся в контексте изучения легких джосек, фусек, атаки и защиты. Считаю, что не стоит их отдельно изучать.
  • Если человек дорос до того, чтобы изучать серьезные джосеки и глубокие варианты с ходами ловушками (3+ дан на фоксе), тем более по иностранным книгам, то моя статья ему не нужна. Только ссылки посмотреть. Статья ориентирована на то, как новичку достичь 1 дан и чуть выше, а все что выше — в руководствах от 8 данов. Там тоже путь вполне известен и вполне типичен, просто сил надо потратить намного больше.
  • Статьи и блоги — десятки ссылок на это в разделе "доп. материалы". Более того, там даже есть руководства как дойти до 8 дана, что решать, разборы почти всех популярных книжек, включая те, которые ты порекомендовал.
  • Разбор партий для новичка показал — это рекомендации бота на сервере Fox. Больше ему знать незачем, тк он новичок и не может априори разбирать свои партии нормально. Чтобы не тратить кучу времени на это появились боты, которые отлично с этим справляются. По ним даже новичок поймет свои грубые ошибки, а шлифовать детали будет только когда станет сильнее.
  • Соперник это круто, но реальность такова, что игра не шибко популярная. Хорошо, если Го клуб в твоем регионе найдешь. Об этом я тоже писал, поэтому и рекомендовал играть на азиатских серверах, где соперников куча, а твой рейтинг скачет вверх или вниз. Азарт включается.

P.S. Если соберетесь написать развернутые рекомендации, ссылки на неизвестные мне и не упоминаемые в статье блоги, книги, статьи, посты — пишите. Я дополню лонгрид и будет все еще круче)

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov,
Насчет того, что в основном рекомендации которые указал выше, не совсем для начинающих согласен.

Книги по формам не нужны, имхо, так как все есть в GoChild уже, либо в книжке для начинающих Кожункова.

Не могу прокомментировать, они недавно появились и не знаком с ними.

Со временем он начнет понимать где его режут, как соединять камни, как в йосе защищаться. Тогда он зайдет в статью и откроет либо задачник, либо книгу, где все это и так описано в комплексе, а не отдельно.

Если есть стремнение быстро расти и достигнуть высокого уровня впоследствии, то категорически не согласен. Это как учится писать хороший код, начиная не с освнов синтаксиса языка, а собирать проект копипастя решения со StackOverFlow.
Те же задачи или дзесеки намного проще учить, зная хотя бы основы форм - многие ходы тогда сами напрашиваються. Многие игроки хай кю уровня или даже лоу даны, решая задачи и уча дзесеки, в основном слабо понимают формы.

Разбор партий для новичка показал — это рекомендации бота на сервере Fox. Больше ему знать незачем, тк он новичок и не может априори разбирать свои партии нормально. Чтобы не тратить кучу времени на это появились боты, которые отлично с этим справляются. По ним даже новичок поймет свои грубые ошибки, а шлифовать детали будет только когда станет сильнее.

Возможно за последние 2-3 года, что то кардинально поменялось (на 99% уверен, что нет), но по состоянию на 2-3 года назад, рекомендовать новичкам (слабее 10 кю) разбирать партии ботом - крайне не советовал бы. Только при условии, что совершенно нет альтернативы.

Просто потому, что начинащий не в состоянии понять и оценить советы бота. Почему тот или иной ход лучше.
Более того, многие ходы ботов для начинающего крайне нерекомендуемы, так как у него просто нет навыка воспользоватся результатами. Например, если это какой то позиционный ход, который меняет ситуацию на доске глобально или например расчитан на безошибочный счет.
Человек же, даже не слишком сильный - может объяснить словами и ответить на вопросы.

В идеале, разборами ботом стоит увлекаться еще позже, может уже после достижения данового уровня.
Начинающим же, разбор реальным человеком - практически незаменим. Для 10-20 кю, кем то хотя бы на 5-8 рангов выше. Для 1-10 кю - кем то, хотя бы на 2-3 камня сильнее.

Для этого и нужно коммьюнити и этим плохо подходят азиатские сервера.
Этим и был идеален КГС - там крайне легко было найти более сильных людей для разбора. Сейчас там конечно поменьше людей и активности, но пока вроде как не настолько что б этим аспектом пренебрегать.
Да и в той же группе Динерштейна в вк (или других активных на сегодня коммьюнити) наверняка можно поискать людей для разбора на других серверах.

P.S. я научился играть в Го исключительно через интернет (где то начиная с 2010го года), в моем родном городе не было и нет игроков в Го. Пару человек пробовало, но быстро пропало с горизонта.

  Развернуть 1 комментарий

@aTan,

Не могу прокомментировать, они недавно появились и не знаком с ними.

Горебенку сто лет вообще, там есть все по формам, реально. С самого нуля, в стиле "покажи мертвую группу" или "скушай эту группу" и т.п.

Те же задачи или дзесеки намного проще учить, зная хотя бы основы форм - многие ходы тогда сами напрашиваються. Многие игроки хай кю уровня или даже лоу даны, решая задачи и уча дзесеки, в основном слабо понимают формы.

Это вечный холивар, но я вообще не сторонник того, что джосеки надо учить. Ученика же натренировал на 3 дан фокс без единой капли теории за год. Тупо задачками на жизнь и смерть. Ни джосек, ни форм, ни теории какой бы то ни было. Да, будут ошибки, да, все не по канону. Но и так тоже работает) Другое дело, что это потолок, чтобы развиваться дальше придется изучать Го. Но до этого момента ты и так поймешь а надо ли оно тебе, готов ли тратить столько времени на изучение или нет.

Более того, многие ходы ботов для начинающего крайне нерекомендуемы, так как у него просто нет навыка воспользоватся результатами. Например, если это какой то позиционный ход, который меняет ситуацию на доске глобально или например расчитан на безошибочный счет.

Речь же не о каждом ходе, с которым бот не согласился. А только там, где график вероятности победы резко падает или резко растет. То есть грубая ошибка, либо грубый просчет. Чаще всего это что-то отмирает/выживает, либо что-то с чем-то соединяется. Там трактований сложных нет.

На высоком уровне да, бот может даже запутать, если каждый ход разбирать. Но это прям удел крутых игроков, я вот ооочень ленюсь разбирать свои партии, поэтому боты для меня спасение. Но я нуб по сути, был бы даном 5 хотя бы, тогда еще ок. Но статья имеет место быть, тк ориентирована на новичков, а новичком я был.

Для этого и нужно коммьюнити и этим плохо подходят азиатские сервера.

Этим и был идеален КГС - там крайне легко было найти более сильных людей для разбора. Сейчас там конечно поменьше людей и активности, но пока вроде как не настолько что б этим аспектом пренебрегать.
Да и в той же группе Динерштейна в вк (или других активных на сегодня коммьюнити) наверняка можно поискать людей для разбора на других серверах.

Если вдруг кому-то нужен такой учитель с разборами — я в доп ссылках сделал целый раздел со ссылками на каждого, кто учит лично, либо держит школу. Но сам я, не люблю такой подход, особенно в начале, о чем и писал.

Нет единственно верного пути как научиться. У каждого будут свои трудности. Я просто постарался облегчить путь начинающего, чтобы он понимал куда идти, если что-то ему потребовалось. Ну и заинтересовать конечно же) Не зря статья эта на Vc, Пикабу и тут висит)

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov,

Чаще всего это что-то отмирает/выживает, либо что-то с чем-то соединяется.

Здесь можно привести пример - бот да, может показать что после этого хода группа скорее всего умирает. Человек же может новичку обьяснить, что если ты создаешь более 5-6 независимых групп, то почти наверняка они будут умирать.
То есть указать на источник проблемы, а на лечение симптомов.

Если вдруг кому-то нужен такой учитель с разборами — я в доп ссылках сделал целый раздел со ссылками на каждого, кто учит лично, либо держит школу.

Я имел ввиду исключительно бесплатные разборы от других игроков. В указанном разделе именно учителя на коммерческой основе. При чем многие из которых берут за уроки по международным расценкам. Очень немногие начинающие в рунете будут способны и готовы платить по $10-30 за один разбор.

Нет единственно верного пути как научиться.

Безусловно :)
У меня здесь тоже субъективное мнение, так как я сам в первую очередь по началу рос за счет разборов более сильных игроков, в том числе 2-5 данов (КГС, 3-8 даны по Фоксу), когда сам был еще мид кюшником. Это позволило за год достичь 2 кю на КГС (1 дан на Tygem, хотя тогда там еще не играл). Без задач. Совсем.
Сам всегда тоже старался разбирать партии в случае победы тем, с кем играл или просто новичкам, если просили.

Ну и ошибки в пути тоже были. Из-за них в итоге и уперся в потолок, пробить который можно было конечно, но усилий для этого пришлось бы приложить больше чем было времени и желания.
В частности всегда терпеть не мог задачи :) Понимал, что это нужно для роста на дановом уровне, потому пробовал разные подходы к ним, разные сборники и темы, но все равно решал их несоизмеримо меньше чем знакомые игроки сопоставимого уровня.

Наверное завтра в кои веки зайду на какой нибуть сервер сыграть, после сегодняшних обсуждений :)

  Развернуть 1 комментарий

@aTan,

я сам в первую очередь по началу рос за счет разборов более сильных игроков, в том числе 2-5 данов (КГС, 3-8 даны по Фоксу), когда сам был еще мид кюшником. Это позволило за год достичь 2 кю на КГС (1 дан на Tygem, хотя тогда там еще не играл). Без задач. Совсем. Сам всегда тоже старался разбирать партии в случае победы тем, с кем играл или просто новичкам, если просили.

Вот поэтому я опасаюсь разборов, тк сильные боты показали, что мнение людей очень субъективно получается. Перенимаешь стиль учителя типо.

По этой же причине я не люблю КГС и европейские сервера. Потому что там не так агрессивно играют, как корейцы или китайцы. То есть на одной стратегии и знаниях на КГС можно протянуть дольше, чем на каком-нибудь Tygem или Wbaduk. Где тебе не дадут так просто реализовывать задуманное. Будет куча разрезаний, агрессий, усложнений и т.п.. В итоге игра перерастает в замес, где очень важен счет. А если его нет — можно легко проиграть)

Интересно, по поводу разборов партий. Я подумаю, может это реально надо внести в статью. У меня очень мало примеров людей, кто так продвигался, но как 4 способ может зайдет кому-то. Правда я не вижу в нем особого смысла, тк ты играешь вроде сильно, но не понимаешь почему) Потому что насмотрелся разборов и интуитивно ставишь камни правильнее?)

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov,

Вот поэтому я опасаюсь разборов, тк сильные боты показали, что мнение людей очень субъективно получается. Перенимаешь стиль учителя типо.

Только если учитель есть. А если вам 10-20 разных человек разбирают партии в течении долгого времени, то чей стиль перениматься то будет?)

Интересно, по поводу разборов партий. Я подумаю, может это реально надо внести в статью. У меня очень мало примеров людей, кто так продвигался, но как 4 способ может зайдет кому-то.

Это не 4й способ, а скорее дополнение к 1му.
Большинство сильных любителей или даже тех, кто стремится в про - разбирают партии между собой, коллективно. Как pair programming по сути.
Просто в применении к новичкам, этот способ превращается в разбор более сильным игроком партии более слабого.

Правда я не вижу в нем особого смысла, тк ты играешь вроде сильно, но не понимаешь почему) Потому что насмотрелся разборов и интуитивно ставишь камни правильнее?)

Эм, скорее как раз наоборот :) так как с другим человеком разбираются позиции и все обсуждается, почему нужно играть так, а не иначе.

  Развернуть 1 комментарий

@aTan,

А если вам 10-20 разных человек разбирают партии в течении долгого времени, то чей стиль перениматься то будет?)

В теории ничей. Но в моих глазах это все равно сборная солянка разных людей с разными стилями. Один одно посоветует, другой другое, третий чето противоречивое. Попробуй еще найти 10-20 высоких данов, у нас таких единицы. А если это не высокие даны (высокие — это 6-7 даны хотя бы, типо Бурнаевского), то толку от них не больше, чем от бота, а иногда и вреда больше. Сугубо мое личное мнение, но многим помогает такой вариант.

То есть я не вижу смысла в рекомендациях учителя низкого уровня, когда есть китайские профики за 12к рублей в ГОД! Там точно не будет никаких разночтений, все 100% работает и используется для подготовки профессионалов. И анализов бота, даже KaTrain той же.

Другое дело, что задача низких данов популяризировать игру и обучать прям новичков. На уровне грубых ошибок они все отлично расскажут, мол тут ты пассивный, там точек разрезания много, там форма кривая, тут еще что. Но на уровне выше 2-3 дана такое себе. А до 2-3 дана можно дойти не изучая ничего, только решая задачки. Вот поэтому у меня такое мнение сложилось.

Это не 4й способ, а скорее дополнение к 1му.

Первый (игровой) способ включает в себя разборы как само собой разумеющееся. Хотя я и не уделил много внимания этому аспекту, да.

Но я говорю про отдельный вариант, где усиливаешься чисто разборами, с обратной связью. Такие люди реально есть походу, я о них слышал, но не общался. Просто в Го большинство играет как раз либо решая задачки, либо просто играя и ничего не изучая, либо комплексно и с тренером (таких единицы). Вот и появился вариант, когда ты чисто за счет разборов выезжаешь. Но все равно это как-то дико звучит для меня конечно)

  Развернуть 1 комментарий

помогите, плиз, неофиту во второй задаче в https://go-game.ru/47-kyu/

совсем не понимаю именно эту

  Развернуть 1 комментарий

@womchik, Вот, смотри гифку: https://ibb.co/W5dtSJZ Почему-то гифки в клуб не грузятся вообще, считаю это большим упущением :(

  Развернуть 1 комментарий

ух ты. класс!
большое спасибо

  Развернуть 1 комментарий

В статье как то вскользь указано про AlphaGo, можно было бы даже ссылку на фильм указать. Просто для не осведомлённых (ну или может быть только меня) это событие прошло мимо и были не в курсе.

  Развернуть 1 комментарий

@araslanov_e, Есть целый небольшой раздел со ссылкой на фильмы и сериалы, где есть Альфаго. Так что это в статье есть.

Плюс я упоминал про сильных ботов. На многих из них тоже ссылки есть.

Мне кажется ты был просто невнимателен)

  Развернуть 1 комментарий

@Mkrukov, видимо да, хотя инфу про Хикару не пропустил)) Сейчас только посмотрел фильтр про AlphaGo и сразу зашел на статью, поискать совпадения по "AlphaGo" (забавно, но в одном месте русская о в конце) и нашел только 2 совпадения. А вот в разделы не заглядывал. Всё равно Спасибо за статью

  Развернуть 1 комментарий

@araslanov_e, Спасибо, поправил) Забавно получилось)

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб