Итак, вам вдруг захотелось писать музыку, прям сил нет терпеть как хочется сбацать что-нибудь, а инструментов под рукой как-то не очень много, то есть совсем нет, и с чего начинать тоже непонятно. Хорошие новости: всеми нами любимые айпады, айфоны и даже андроиды стали настолько хороши, что можно делать слушабельные треки прямо с их помощью, не вставая с дивана. Ниже я рассмотрю все возможные способы написания музыки как я их вижу. После прочтения вы вряд ли станете Моцартом или даже Дедмаусом, но хотя бы будете иметь представление о том, с чего начать, как продолжать и чем заканчивать. Будет много ссылок на туториалы. Доставайте свои девайсы, приготовьте кошельки (придётся купить немного софта) и усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в увлекательное путешествие.
Ключевые концепты, без которых дальше нельзя
Протокол MIDI
Нет, это не про пиликающие рингтоны из мобильников начала нулевых, которым не хватило памяти для нормальных mp3-мелодий, и даже не про караоке, хотя всё это и взаимосвязано. MIDI — это протокол взаимодействия электронных музыкальных инструментов, их общий язык, на котором они разговаривают. С помощью MIDI синтезаторы, компьютеры, мобильники, драм-машины и вообще всё, что хоть как-то связано с музыкой могут обмениваться информацией. Благо, что такой протокол существует: было много конкурирующих стандартов, но именно этот победил. Краткую историю создания протокола можно посмотреть здесь.
Основные понятия, или какую информацию может передавать MIDI:
- Note — Тут всё понятно, это нота, которую вы нажали. Забудьте, кстати, про до-ре-ми-фа-соль-ля-си: все ноты обозначаются одной латинской буквой. Та же последовательность будет записана как
C D E F G A B
. Да, октава начинается с ноты "до", но при этом она обозначается не первой буквой алфавита. Долго объяснять почему, просто примите это как данность. При этом диезы и бемоли(чёрные клавиши фортепиано) везде обозначаются по-разному, кто во что горазд: иногдаC# D# F# G# A#
, а иногда просто маленькими буквамиc d f g a
. Илиd e g a b
. Хрен разберёшь, короче, поэтому будьте внимательны. Также в сообщении Note обычно записывается октава ноты. - Velocity — сила(точнее, скорость), с которой вы надавили на ту или иную ноту. Принимает значение от 0(не нажато) до 127(нажато с усилием), поддерживается подавляющим большинством современных инструментов. Во многих случаях параметр Velocity определяет громкость ноты; в инструментах же с симуляцией реалистичного звука чаще всего каждой градации соответствует свой отдельный сэмпл. Используйте этот параметр даже если вы просто пишете партитуру, так вы сможете добавить разнообразия в свой микс.
- Control Change, или кратко CC — управление параметрами инструментов. Видели много-много всяких разных крутилочек на синтезаторах? Вот для них и используется CC. Все параметры приводить не буду, Полный их список есть здесь.
- Channel — номер канала, по которому вы посылаете свои ноты и параметры. Всего их 16 на один инструмент. Вполне достаточно для мини-оркестра. Я привык думать о каналах как о дорожках, это удобно. Переключатель каналов есть во многих инструментах, хотя в бюджетных контроллерах для упрощения схемы его часто убирают.
- Program Change — сообщение, используемое для изменения "программы" или патча в активном инструменте, например, замена скрипки на саксофон на ходу. Этим типом сообщений я никогда не пользовался, но подробнее можно почитать здесь.
- Clock — сообщения для синхронизации инструментов. Передают темп(beats per minute, удары в минуту), команды старт-стоп, позицию в треке. Без этого типа сообщения вместо музыки получится страшная какофония.
Далее идут совершенно опциональные и совершенно демонические штуки которые в большинстве случаев не пригодятся, но кейворд оставлю на случай: SysEx. Этот тип сообщений используется для изменения глубинных настроек инструментов, а иногда и перепрошивки. Вам это сейчас не надо.
Синтезатор (Synthesizer)
Основной звукоизвлекающий юнит. Может быть железным, может быть программным. Наличие клавиш вовсе необязательно, очень часто модульные синтезаторы представляют собой коробочки с лампочками, крутилочками и проводочками, которые стоят как крыло от Боинга. Разновидностей синтезаторов тьма тьмущая и объяснять особенности каждого типа синтезаторов у меня не хватит ни сил, ни времени, поэтому я просто оставлю здесь ссылку на самый понятный туториал.
Сэмплер (Sampler)
Записывает и воспроизводит (предварительно) записанные звуки, опционально нарезает их в салат и обмазывает эффектами. Инструмент любим многими музыкальными продюсерами, в программной версии является очень доступным. Общее представление о сэмплерах можно получить здесь.
Драм-машина (Drum machine)
Иногда это подвид синтезатора (всеми любимый Roland TR-808), иногда — сэмплера, но в обоих случаях инструмент выполняет следующую функцию: это ваш цифровой барабанщик. Я предпочитаю сэмплерные драм-машины, они позволяют переключаться на различное звучание в мгновение ока и тем самым экспериментировать. Однако, есть и блестящие синтезаторные софтовые драм-машины с клёвыми пресетами, но их я в конечном счёте тоже записываю в сэмплер.
Секвенсор (Sequencer)
Видели шарманку когда-нибудь? Или музыкальную шкатулку? Так вот секвенсор — это ваша цифровая музыкальная шкатулка. Вы можете указать этой штуковине какие блоки нот и в каком порядке играть. Секвенсор — это отличный ассистент композитора, они помогают собирать партитуру из кирпичиков или просто проигрывать музыкальную тему за вас. В конечном итоге любая цифровая партитура проигрывается секвенсором.
Эффекты
Их более чем дофига, поэтому перечислю основное:
- Low Pass Filter — впервые для себя я это определил как "блюр, но только для звука". Если кратко — это полоса пропускания частот от нижнего слышимого порога до указанного значения. Очень любим не только композиторами, но и диджеями; украшение любого микса. Есть также антипод: High Pass Filter, для обратного эффекта.
- Low Frequency Oscillator (LFO) - генератор инфразвука. Нафиг он нужен, если человеческое ухо его всё равно не услышит? Не для того, чтобы слонов пугать, а чтобы контролировать параметры других компонентов, например громкость или LPF синтезаторов. В частности именно так делается всеми любимый "вуб-вуб-вуб". Зачастую LFO синхронизируется с общим темпом композиции.
- Delay или Echo — собственно, эти эффекты делают эхо. Иногда примитивное, иногда с выкрутасами вроде деградации повторяемого сигнала (отчего ссут радугой все музыкальные видеоблоггеры, диванные и не очень). Почти всегда синхронизируется с темпом трека, для пущей музыкальности.
- Reverb — попробуйте пукнуть в пустой комнате, сразу поймёте что такое реверб. Придаёт объёмность звучанию любого инструмента. Разновидностей реверба дохера и больше, поэтому пробуйте всё и останавливайтесь на том, что нравится. Ревербом, к слову, очень легко испортить микс если его слишком много, весь звук превратится в плохо слушабельную кашу. Будьте осторожны и всегда прослушивайте конечный результат вместе с остальными дорожками.
- Distortion, Bitcrush — ещё один эффект чтобы портить звук. Делается этот эффект либо увеличением амплитуды до тех пор, пока горб синусоиды звуковой волны не превратится в трапецию, либо изменением частоты дискретизации или уменьшением битового разрешения звуковой волны. Если вы хотите исказить звук, сделав его более "цифровым", то вам нужен этот эффект.
- Arpeggiator — позволяет простым зажатием аккорда сыграть за вас красивый "перебор". Крайне любим профессиональными музыкантами, позволяет сэкономить силы на выступлении (поверьте, их там тратится много) и одновременно создавать мощный вау-эффект. Сопрягите этот эффект с Delay и Reverb, и вы улетите в космос. Также синхронизируется с темпом трека.
- И многие другие. Я не буду дальше перечислять все эффекты, у меня не хватит на это ни сил, ни времени. Как только вы начнёте ориентироваться в способах испортить звук, поверьте, вам будет доступен миллион и один способ.
Плагин
Основной юнит софтверного музыкального продакшна. Это встраиваемая мини-программа с собственным графическим интерфейсом. Может быть любым инструментом или эффектом из категорий, описанных выше. Часто имеет MIDI-вход, иногда MIDI-выход, а также аудиовходы и выходы (для извлечения и обработки звука). Стандартов плагинов много, можно легко запутаться при выборе, но у меня для вас есть краткий гайд:
- Пользуетесь Windows? Берите VST или VST3.
- Пользуетесь macOS? Берите AU.
- Пользуетесь iOS/iPadOS? Берите AUv3 (собственно, ничего другого и не поддерживается)
- Пользуетесь, прости г-ди, Linux? Можете попытать счастья с VST3, но лучше нативный LV2
- Пользуетесь Android? Вы — банкрот, для вас ничего не изобрели, но даже и тут отчаиваться не стоит; этот кейс мы разберём позже.
Digital Audio Workstation (DAW)
Это ваша интегрированная среда разработки для музыки. Именно так я и могу это назвать, не иначе. Здесь вы начинаете творить свои шедевры, записывая дорожку за дорожкой и накладывая на них эффекты. Здесь можно всячески редактировать звуковые данные, вырезать, копировать, вставлять, растягивать, сжимать, делать со звуком практически всё, что угодно. Есть только один момент: DAW обычно плохо подходят для живого исполнения, этот кейс мы рассмотрим в следующем пункте.
Перечислю основные известные DAW на всякий случай, может, увидите что-то знакомое:
- GarageBand: всеми любимый и всеми ругаемый DAW для начинающих. Доступен бесплатно в любом макбуке, айфоне или айпаде.
- Logic Pro: более профессиональный вариант, используется для записи и сведения тех самых платиновых альбомов, стоит денег.
- Pro Tools
- Cakewalk by Bandlab (бесплатно для винды!)
- Cubase
- FL Studio (Тот самый фрутилупс)
- Ardour (опенсорс, для отчаянных)
- Reaper (самый недорогой из профессиональных)
- И многие другие
Ознакомиться с основами работы с DAW можно здесь и здесь.
Идём дальше.
Плагин хост
Если кратко, то это DAW без возможности редактировать записанные треки. Зачем такое надо? В основном чтобы играть музыку живьём. Считайте, что это ваш контейнер для плагинов, с помощью которого вы собираете готовый к применению инструмент. Честно говоря, это мой любимый способ создавать и записывать музыку, о чём я расскажу позже. Ближайшим аналогом в хардверном мире является модульный синтезатор aka Eurorack(не советую с этого начинать, очень дорого и вообще это тема для целой отдельной простыни текста).
Наиболее примечательные экземпляры плагин-хостов:
- MainStage (macOS) — буквально Logic Pro без возможности использовать фишки DAW. Относительно недорогой инструмент, в комплекте идут прекрасные встроенные синтезаторы, сэмплеры и эффекты.
- Kymatica AUM (iOS, iPadOS) — мой наилюбимейший инструмент, который даёт мне возможность писать музыку где угодно, когда угодно и как угодно. Функционально очень близок к MainStage, чрезвычайно удобен.
- Kushview Element (Windows, macOS, Linux) — если приходится работать в винде, то выбор падает на Element. Прост, удобен, неприхотлив.
- Carla (Windows, macOS, Linux) — ещё один опенсорсный плагин-хост. Держу как запасной вариант.
На этом обзор инструментов предлагаю завершить и перейти к творческому процессу. Я рассмотрю по одному способу на каждой из мобильных платформ (просто потому что я не могу охватить вообще всё; опять же, мир музыкального продакшна безграничен и тут мы рассматриваем только самую верхушку айсберга), они могут быть немного странные, но, тем не менее, вполне действующие.
Хочу писать музыку на iPad
С чего вообще могла прийти в голову идея писать музыку на мобильных устройствах? Планшеты хороши для скроллинга интернетов, может быть для рисования и заметок, но вот чтобы производить слушабельные треки? Так я думал когда-то, пока не загорелся желанием создавать музыку здесь и сейчас, когда припрёт вдохновение. Разворачивать лаптоп неудобно, возюкать тачпадом по всем контролам ещё более неудобно: всё желание пропадёт пока развернёшься.
Наконец, я решил напрямую задать вопрос своим любимым музыкантам; в инстаграме, в патреоне, где угодно. Как они все дают своим идеям выход, когда вдохновение нагрянет в три часа ночи? Большинство ответило, что мычит мелодию в диктофон своего айфона и потом переносит на десктоп. Попробовал делать так же, нифига не сработало.
В итоге я задал этот вопрос музыканту номер 1 из моего персонального чарта, Крису Корнеру из IAMX (видеозапись есть тут, он очень старался произнести моё имя правильно, правда-правда) и получил довольно исчерпывающий ответ. С этого момента скорость и удобство создания треков возросло просто на два порядка. Я перешёл на iPad как на основной инструмент: нет ничего удобнее чем усесться на диван, подключить пару Bluetooth контроллеров, загрузить темплейт и начать музицировать, а потом поставить этот iPad в док и записать поверх гитару.
iPad — любимец музыкальной индустрии, младший брат макбуков и аймаков. Для него написаны горы софта, зачастую идентичного десктопному, но по меньшей в 7-10 раз цене. Ловите момент, за условные 200 баксов вы можете набрать очень крутой профессиональный стек инструментов.
Сначала я опишу используемый софт, потом железную обвязку, и в самом конце небольшой пример воркфлоу.
Обзор софта для iPad
Мясо и кости всего сетапа — хост для плагинов Kymatica AUM (здесь и далее ссылки на AppStore). Очень мощная штука позволяет создавать все мыслимые и немыслимые аудио и миди патчи. Позволяет мапить миди на любые контролы. Сам по себе звуков не производит, но этого стоит начать.
Далее идёт SugarBytes Factory. Очень крутой синтезатор. В принципе его может хватить на все музыкальные потребности. Есть дофига клёвых пресетов и возможность их просто модифицировать одним контролом, который псевдорандомно изменяет Mod Matrix. Также есть встроенные эффекты, арпеджиатор, секвенсор. Крайне рекомендую. За 10 баксов это вообще лучшее, что могло случиться с миром мобильного мьюзик продакшна.
Чтобы не мучить себя вопросом "как намутить ударку и перкуссию" рекомендую сразу докупить Digistix. Все классические сэмплы в наличии. Индастриал, поп, джаз, Roland TR-808, Roland TR-909. Есть встроенный микшер и эффекты, что полезно, особенно биткраш.
Отдельно мне повезло во время пандемии урвать нахаляву монофонический синтезатор Minimoog Model D, цифровую копию первого в истории портативного синтезатора. Это классика, простая как угол дома. Если хочется нарулить сочни мжвячни бас, то это к нему. Есть немного встроенных эффектов.
Синтезаторы набрали, теперь это всё надо как-то триггерить. У меня тут целая пачка MIDI-секвенсоров на все случаи жизни. Я извращенец, поэтому пользуюсь SunVox (про него отдельно расскажу в секции про Android). Есть относительно простой StepBud, чуть посложнее SugarBytes Thesys, а также россыпь матричных секвенсоров Rozeta Sequencer Suite. Про них можно вообще отдельную историю написать.
Триггеры набрали, теперь можно перейти к эффектам. Опишу кратко, поскольку их не очень много у меня в наборе:
- Kosmonaut Spatial Delay Effect Plugin — хотите улететь в космос? Тогда вам нужен этот дилэй. Огромное количество пресетов, много крутилочек, сочный звук. Интерфейс явно сделан ин совиет раша.
- Eventide Blackhole Reverb — продолжаем лететь в космос, добавляем ионную тягу. Легендарный реверб, от которого у вас поползут мурашки по коже. Будьте осторожны: если с ним отдельно инструменты звучат божественно, то в миксе легко сделать полную лажу.
- Zero Reverb — реверб попроще, зато надёжнее. Им хорошо придавать объём басу и ударным.
- Resampler Bitcrusher — очень простой биткраш которым очень приятно портить звук! Более того, плагин бесплатный.
- Tape Cassette 2 — ещё один бесплатный плагин, которым можно портить звук, на этот раз пропуская его через виртуальную жёваную магнитную ленту. В интернете очень любят этот эффект, да и вам может понравиться.
Ещё немного вспомогательного софта, после чего мы перейдём к железу:
- Tonaly — буквально чит-коды для музыкальной теории. Позволяет вам сконструировать прогрессию из аккордов, которые будут вместе хорошо звучать, посмотреть как они выглядят, и даже проиграть последовательность под метроном. Можно просматривать гаммы (scales) менять ключ (root note) и менять структуру самих аккордов для добавления "изюминки". Для пропускавших сольфеджио в музыкалке это приложение просто спаситель. Не является плагином.
- ScaleBud — если предыдущее приложение помогает состряпать партитуру, то этот плагин поможет вам не слабать лажу даже если вы вдруг промахнётесь по клавишам. Своего рода это фильтр по гаммам, можно использовать как дополнительную страховку во время живых выступлений.
Итак, с софтом на этом всё, перейдём к железу.
Аппаратная обвязка
Для iPad есть бесчисленное множество аксессуаров, которые стоят хороших денег, потому что Apple. Хорошие новости тут в том, что в большинстве случаев Apple неплохо поддерживает широко распространённые стандарты, и даже немного больше. Всё нижеперечисленное исключительно опционально, но добавит вам удобства во время музицирования.
- Проводные наушники. Да, именно проводные, оставьте свои любимые AirPods заряжаться на столе, они вам для других целей пригодятся. Как бы хороши ни были беспроводные технологии передачи звука, комфортной задержки они не обеспечивают, поэтому то, что вы видите на экране вряд ли будет соответствовать тому, что вы слышите. Я купил AKG K72, вариант вполне комфортный.
- MIDI-клавиатура. Вы, конечно, можете тапать пальчиками по экрану, но не получите тактильной отдачи, даже Haptics не будет. Для комфорта купите себе компактную MIDI-клавиатуру чтобы чиллить на диванчике и музицировать. iPad поддерживает MIDI по Bluetooth, и в отличие от протоколов передачи звука здесь задержки минимальные, поэтому я могу рекомендовать такой подход для ещё большего комфорта, чтобы не приходилось разворачивать гирлянду из кабелей каждый раз (поверьте, необходимость сматывать и разматывать провода сильно демотивирует). У меня Akai LPK25 Wireless, более удобного варианта за приемлемые деньги, думаю, вы не найдёте. Из минусов: поддерживается только один канал MIDI.
- Apple Camera Adapter — запаситесь, если таки надумаете подключать периферию вроде проводных MIDI-контроллеров или аудиоинтерфейсов. У меня подключены оба юнита, поэтому подзарядка iPad в процессе очень важна.
- USB-хаб — для случая выше. Воткнуть два USB-устройства в одну дырку не получится, поэтому нужен хаб, желательно активный. Не всякий хаб подойдёт, у многих наблюдались проблемы с передачей MIDI. Мне повезло, у меня был хаб Belkin, поэтому я не испытал изначально никакой фрустрации. Оставлю ссылку на модель хаба здесь.
- Аудиоинтерфейс — на случай, если захотите воткнуть в iPad микрофон, гитару, подключить большие колонки или записать прямой выход. Да, так тоже можно! Поскольку iPadOS поддерживает USB Class Compliant устройства, шансы на то, что ваш аудиоинтерфейс просто заработает из коробки. У меня Behringer UMC22, выход которого идёт в микшер. Очень удобно.
Вот теперь мы вооружены знаниями и инструментами до зубов, можем перейти, собственно, к написанию музыки!
Создаём первый патч в AUM
Итак, открываем AUM и не видим примерно ничего. Как начать писать музыку?
Нажмите на плюсик, выберите Audio. Так вы создадите виртуальную шину, в которой можно будет на самом верху разместить плагин, немного эффектов посередине, отрегулировать громкость, а также настроить аудиовыход шины (здесь пока ничего менять не надо).
Далее нажмите на плюсик в самом верхнем кружочке. Здесь живут плагины и другие источники звука. Выберите "Audio Unit Extension", а затем любой плагин из списка. Я возьму Factory от SugarBytes.
В кружочке вместо плюсика появится иконка плагина. Тапните на неё, вам откроется интерфейс синтезатора. Тапните на иконку с клавишами в левом верхнем углу чтобы подключить виртуальную клавиатуру AUM, понажимайте на клавиши. С этого момента вы начинаете извлекать звуки!
Стандартный звук синтезатора Factory может не сильно вам и понравиться, поэтому нажмите на надпись default в верхней строчке интерфейса и осмотритесь: вам откроется множество преднастроек, каждую из которых можно послушать с помощью встроенной клавиатуры. Не спешите, выберите тот звук, который нравится.
Отлично! Теперь мы можем играть! Давайте добавим ударных в микс. Закройте окошко плагина Factory, создайте ещё одну шину, выберите плагин Digistix и откройте его.
Привяжите к этому плагину виртуальную клавиатуру нажатием на кнопку в верхнем левом углу и попробуйте прогуляться по клавишам. Начните с ноты C3, это бас-бочка.
Отлично, у вас получилось постучать по барабанам! Но теперь вы не можете играть на синтезаторе Factory, для этого придётся перепривязать виртуальную клавиатуру. Как быть? Ведь так же играть неудобно, если каждый раз приходится переподключать инструмент. Здесь нам на помощь придёт секвенсор: с помощью него ударные можно запрограммировать.
Закройте окно Digistix, нажмите на плюсик для создания шины, но на этот раз выберите MIDI. Появится новая шина, но на этот раз без регулятора громкости.
Нажмите на единственный плюсик в кружочке, тапните "Audio Unit Midi Processors", выберите StepBud. Откройте интерфейс этого плагина.
Само по себе ничего происходить не будет; для того, чтобы что-то звучало, вам придётся указать плагину куда посылать сигналы MIDI, а также запустить MIDI Clock. В правом верхнем углу общего интерфейса AUM(не плагина StepBud!) тапните на извилистую стрелку. Вам откроется матрица соединений MIDI.
В этой матрице уже будет одно соединение: виртуальная клавиатура AUM подключена к плагину Digistix. Тапните на пересечении Digistix и StepBud для создания нового соединения. Закройте матрицу соединений нажатием на ту же стрелочку в правом верхнем углу.
Теперь в левом вехнем углу интерфейса AUM нажмите кнопку Play. Вы должны услышать как стучит дятел, а по окошку StepBud заиграют лампочки. Ура! Первая примитивная программа ударных готова! Давайте её разнообразим. В нижнем левом углу StepBud тапните на надпись Major, проскроллите до пункта Chromatic и нажмите Done. Затем потяните полосочки в StepBud так, чтобы они выглядели как на картинке ниже.
Последовательность восьми шагов будет вот такая: C3 D3 D3 D3 D♭3 D3 D3 D3
. В переводе на язык ударных: Kick, Closed Hi-Hat x3, Snare, Closed Hi-Hat x3.
Снова нажмите на Play в AUM. Вы услышите уже не дятла, а что-то более или менее похожее на партию ударных. И снова ура! Мы можем возвращаться к игре на синтезаторах! Хотя, погодите, а можно вот то же самое сделать и с синтезаторами, чтобы они играли сами?
Конечно! Для этого закройте текущее окошко StepBud, затем потяните полоску шины MIDI снизу вверх: должна появиться кнопка +1. Тапните на неё, после этого появится ещё один пустой слот в шине MIDI. Загрузите в этот слот ещё один экземпляр плагина StepBud, затем откройте его. В нём будут настройки по умолчанию. Скользните пальцами по всем полоскам как вам того захочется: все ноты будут привязаны к гамме До Мажор. В этом и прелесть секвенсоров: их можно привязать к одной гамме и они будут играть мелодию в заданных рамках.
Теперь откройте матрицу соединений MIDI и подключите новый экземпляр StepBud к синтезатору Factory.
Нажмите Play. Вы услышите мелодию из двух дорожек! Теперь вы готовы писать свои собственные простые треки.
Хочу улететь в космос!
Помимо инструментов стоит рассмотреть также и эффекты. В каждой шине аудио под иконкой плагина есть ещё один плюсик. Нажмите один под плагином Factory, далее также выберите Audio Unit Extension, выберите плагин Kosmonaut. Откройте интерфейс плагина. Справа вы увидите окно пресетов. Попробуйте выбрать что-нибудь и запустить проигрывание. Рекомендую пресет Discombobulation.
Delay хорошо применять для перкуссивных пресетов синтезатора с маленьким временем атаки, но с этим вы разберётесь позже.
Ничего не понятно!
Не переживайте, для меня сначала это тоже был тёмный лес. Более того, информацию на блюдечке мне никто не преподносил, я сам во многом разбирался, периоды щенячьего восторга сменялись длительными периодами фрустрации, но в конце концов я вышел на комфортное плато, где я просто могу почиллить на диванчике и написать трек за вечер.
Пробуйте играть с одинм плагином до тех пор, пока не изучите его составляющие и не поймёте за что отвечает каждая кнопочка. Чтобы вам было легче, я оставлю ссылки на несколько полезных теоретических туториалов.
- Расширенный туториал по AUM
- Базовый туториал по ударным партиям
- И ещё раз ссылочка на основы Subtractive Synthesis
- Базовый туториал по басовым партиям
- Базовый туториал по музыкальной теории (поверьте, она бывает нужна :D)
И помните: единственное ограничение — это ваше собственное воображение. Дайте ему волю, и всё получится!
Хочу писать музыку на Android
Уууууу, ребят, я гляжу, вы тут совсем отчаянные. Видите ли, Android был, есть и будет аутсайдером в мире музыкального продакшна. Так вышло, что Google игнорировала этот рынок, позволив Apple стать лидером в этой среде, поэтому все те немногочисленные инструменты, которые доступны на Android, появились не благодаря, а вопреки.
Тем не менее, не спешите бежать в Apple Store за новеньким айпадом (хотя я бы порекомендовал, если честно :D), у нас есть кое-что интересное в запасе.
Есть один прекрасный русский программист из Е-бурга, зовут его Саша Золотов и он является автором лучшего поистине кроссплатформенного синтезатора, сэмплера и секвенсора в одной упаковке — SunVox. SunVox доступен практически на всех популярных платформах, а когда-то был ещё и доступен на PalmOS и Windows CE! Можете представить себе, какой это титанический труд, поддерживать сложный софт на >5 платформах в течение 10+ лет. В SunVox применено сумасшедшее количество оптимизаций, что позволяет ему хорошо работать на довольно дрянном железе. Я запускаю его на стареньком Moto G3 с одним гигабайтом оперативки, и даже там он работает прекрасно. За такой прекрасный инструмент Саше следовало бы поставить прижизненный памятник. Программка активно разрабатывается, готовится к выходу версия 2.0.
Полное описание, загрузка, а также документация доступны здесь. Интерфейс у программки вряд ли покажется вам дружелюбным: он берёт свои истоки из мира трекерной музыки, где партитура укладывается в (повторяющиеся) паттерны. Я очень люблю такой подход, поэтому использую SunVox как секвенсор для AUM и на iPad.
Я вряд ли осмелюсь постить здесь полный туториал, на то есть две причины:
- SunVox — очень специфичный инструмент, и не каждому может зайти
- Полный туториал со всей документацией на русском доступен на официальном сайте.
Я бы рекомендовал попробовать десктопную версию SunVox прежде всего. Она бесплатна, так вы сможете ознакомиться, освоиться, понять, хочется ли вам продолжать или нет. Я открыл для себя SunVox в 2012 году и до сих пор не изведал всех его возможностей, однако, у меня получалось писать скетчи, нежась в лучах португальского солнца на побережье Атлантического океана. Что приятнее всего: эти скетчи можно было потом экспортировать на iPad и перенаправить паттерны в плагины!
В любом случае, инструмент хороший, я его всячески рекомендую и готов отвечать на некоторые вопросы, если заинтересуетесь. Также у SunVox есть чат поддержки в Telegram, автор там тоже обитает и иногда отвечает на вопросы.
Дерзайте!
Заключение
Устали? Я тоже устал. Я постарался сделать этот гайд максимально простым и максимально подробным, но не слишком длинным, чтобы каждый желающий начать писать музыку на ходу мог попробовать и сориентироваться в этом огромном мире. Ещё 15 лет назад я себе и представить не мог, чтобы целый оркестр помещался в карман. Сейчас мы можем себе всё это позволить за не очень большие деньги и кайфануть на всю катушку.
Если вам понравился гайд, подкиньте грошик мне на Flattr чтобы я мог купить себе ещё немного плагинов или железа: https://flattr.com/@reactorcoremeltdown
Также наблюдайте за мной в Instagram и YouTube
Спасибо, что дочитали до конца! Задавайте вопросы, буду рад на них ответить!
Вот это ПОДХОД! Круто, спасибо за статью
Там все ещё хуже: у андроида дефолтный звуковой стек состоит из говна и мочи. У яблок на мобильных устройствах CoreAudio на минималках (если не полноценный, подробностей не помню), а у гугла кривой звуковой стек линукса, умноженный на кривой звуковой стек юзерспейсного бачка. В итоге энтузиастам приходится по сути свой звуковой стек писать, чтобы без задержек работать — поэтому музыкального софта под Андроид крайне мало, и лучше реально таки за айпадом сгонять.
Очень крутая статья, спасибо! У меня уже есть портативная клава keystation mini 32 mk3 (на фото), попробую засетапиться по этому мануалу
Также ** хочу предостеречь** от использования таких доков с алика:
Сам хожу везде с айпадом про с клавой/симкой, но для желающих заниматься музыкой в путешествиях также посоветую Thinkpad Yoga или любой другой трансформер, помимо всех планшетных фишек добавляется возможность работать с ableton-ом, любыми железными девайсами, можно положить проект в onedrive папку, сочинять на планшете а потом дополировать на мощном десктопе.
Пользуясь случаем порекламирую свой саунклауд :) https://soundcloud.com/sm1rky
Тема мобильной музыки близка (разрабатывем с командой музыкльные приложения для iOS).
Во-первых спасибо, было интересно почитать. Круто, что такие темы поднимаются здесь, и, судя по всему, вызывают интерес!
Но оч сложно.
Ожидал тут увидеть простой и понятный how to для пользователей айпадов и айфонов как можно использвать их девайсы для создания музыки (если они раньше этого не делали) + дать ссылок на изучение, если захотят продолжать. Тут описан прям хардкорный способ занятия музыкой, айпады и айфоны позволяют более нестандртно подойти к этому порцессу. Скажем так: облегчить входной порог.
Со своей колокольни я бы посоветовал для начала поразбирться в GarageBand. Сначала самому, затем поисследовать ютуб на эту тему. Если захочется большего (фана, опыта, etc.), то думаю в качестве приложений от себя упомяну:
Отдельной секцией приложения, над которыми работает наша команда:
Плюс, в качестве рекомендации, на ютубе есть канал https://www.youtube.com/channel/UCZFPiLpzd4cKOsBS9CIu3xg, как раз на эту тему мобильной музыки.
И напоследок позанудствую:
Привычные нам ноты До, Ре, Ми... представлены в виде C, D, E не только в MIDI протоколе.
На картинке "Типичный синтезатор в дикой природе" не синтезатор, а MIDI-клавиатура Akai MPK249.
В раздел эффектов как-то затесался Low Frequency Oscillator (LFO). Это ведь больше про упрвление эффектами, звуком, нежели эффект? Arpeggiator также ничего общего с эффектами не имеет (хотя описние вполне верное, но он попал в раздел эффектов)
А как ты в своём сетапе решаешь вопрос бекапов исходников? И вообще, вытаскиваются ли они, или всё внутри айпада и «нет айпада — нет исходников»?
Сам в своё время пользовался связкой Logic Pro + MainStage, когда в кабаках в кавер-команде клавишником работал — абсолютно огненный софт, ради которого стоит покупать яблочное железо. Думаю в скором времени снова начать собирать себе музыкальный сетап, инфа про блютус-подключения с минимальной задержкой дала повод задуматься, спасибо!
Есть проект linvst и linvstmanager, с ним работает много плагинов. У меня конкретно заработал нужный мне Superior Drummer 2.
Из DAW есть очень хорший Bitwig который работает стабильно, нативно и содержит все нужные плагины. Я много работал в кубейсе и рипере, и Bitwig не уступает (хотя рипер мне привычнее).
Все это заводится без особого пердолинга.
Но в остальном с точки зрения доступности программ и плагинов у Windows вне конкуренции.
Классный семплер для iOS и Android — https://www.elf-audio.com/koala/
(почти аналог Roland 404 :))
Спасибо за детальную статью, очень интересно. Как относишься к Ableton? Как он по сравнению с Logic Pro?
Крутая статья! Хочу подкинуть один очень интересный сиквенсер для iOS- https://alexandernaut.com/fuguemachine/
Офигенная статья! Отдельное спасибо за разбор терминов в начале, стало намного понятнее и проще ориентироваться. iPad у меня появится не скоро, а откуда стартовать делать музыку на компе внезапно стало яснее.
Ты офигенный. Спасибо за разбор.
А чуть в сторону от написания музыки: скажи, а чем ты визуализируешь это все, например вот тут: https://www.instagram.com/p/CP6PxycDBbH/
И консольная штука и визуализация?
И подскажи что за аудио семплы там? очень нравиться их басовое звучание!
Спасибо за супер статью. Я работаю в ableton на маке и studio one на ПК, иногда засматриваюсь на красивенькие приложухи на айпад, но пока что-то жаба душит покупать сам ipad. Вопросы такие:
А что насчёт гармонизации? Натыкал я мелодию одним пальцем и хочу теперь шоб она подкреплялась ладными и сладко созвучными аккордами. При этом квинтовые круги и контрапункт ещё не выучил. Поможет ли тут электронный болван, постоит ли секвенции, подберёт ли пару десятков арпеджио?
Слушай, а подскажешь про лупер? Какой? Или что-то из вышеперчисленного умеет заменять хардварный лупер?