🎛 🎹 📱 Мобильная музыка 101

 Публичный пост
13 мая 2021  5696

Итак, вам вдруг захотелось писать музыку, прям сил нет терпеть как хочется сбацать что-нибудь, а инструментов под рукой как-то не очень много, то есть совсем нет, и с чего начинать тоже непонятно. Хорошие новости: всеми нами любимые айпады, айфоны и даже андроиды стали настолько хороши, что можно делать слушабельные треки прямо с их помощью, не вставая с дивана. Ниже я рассмотрю все возможные способы написания музыки как я их вижу. После прочтения вы вряд ли станете Моцартом или даже Дедмаусом, но хотя бы будете иметь представление о том, с чего начать, как продолжать и чем заканчивать. Будет много ссылок на туториалы. Доставайте свои девайсы, приготовьте кошельки (придётся купить немного софта) и усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в увлекательное путешествие.

Ключевые концепты, без которых дальше нельзя

Протокол MIDI

Нет, это не про пиликающие рингтоны из мобильников начала нулевых, которым не хватило памяти для нормальных mp3-мелодий, и даже не про караоке, хотя всё это и взаимосвязано. MIDI — это протокол взаимодействия электронных музыкальных инструментов, их общий язык, на котором они разговаривают. С помощью MIDI синтезаторы, компьютеры, мобильники, драм-машины и вообще всё, что хоть как-то связано с музыкой могут обмениваться информацией. Благо, что такой протокол существует: было много конкурирующих стандартов, но именно этот победил. Краткую историю создания протокола можно посмотреть здесь.

Основные понятия, или какую информацию может передавать MIDI:

  • Note — Тут всё понятно, это нота, которую вы нажали. Забудьте, кстати, про до-ре-ми-фа-соль-ля-си: все ноты обозначаются одной латинской буквой. Та же последовательность будет записана как C D E F G A B. Да, октава начинается с ноты "до", но при этом она обозначается не первой буквой алфавита. Долго объяснять почему, просто примите это как данность. При этом диезы и бемоли(чёрные клавиши фортепиано) везде обозначаются по-разному, кто во что горазд: иногда C# D# F# G# A#, а иногда просто маленькими буквами c d f g a. Или d e g a b. Хрен разберёшь, короче, поэтому будьте внимательны. Также в сообщении Note обычно записывается октава ноты.
  • Velocity — сила(точнее, скорость), с которой вы надавили на ту или иную ноту. Принимает значение от 0(не нажато) до 127(нажато с усилием), поддерживается подавляющим большинством современных инструментов. Во многих случаях параметр Velocity определяет громкость ноты; в инструментах же с симуляцией реалистичного звука чаще всего каждой градации соответствует свой отдельный сэмпл. Используйте этот параметр даже если вы просто пишете партитуру, так вы сможете добавить разнообразия в свой микс.
  • Control Change, или кратко CC — управление параметрами инструментов. Видели много-много всяких разных крутилочек на синтезаторах? Вот для них и используется CC. Все параметры приводить не буду, Полный их список есть здесь.
  • Channel — номер канала, по которому вы посылаете свои ноты и параметры. Всего их 16 на один инструмент. Вполне достаточно для мини-оркестра. Я привык думать о каналах как о дорожках, это удобно. Переключатель каналов есть во многих инструментах, хотя в бюджетных контроллерах для упрощения схемы его часто убирают.
  • Program Change — сообщение, используемое для изменения "программы" или патча в активном инструменте, например, замена скрипки на саксофон на ходу. Этим типом сообщений я никогда не пользовался, но подробнее можно почитать здесь.
  • Clock — сообщения для синхронизации инструментов. Передают темп(beats per minute, удары в минуту), команды старт-стоп, позицию в треке. Без этого типа сообщения вместо музыки получится страшная какофония.

Далее идут совершенно опциональные и совершенно демонические штуки которые в большинстве случаев не пригодятся, но кейворд оставлю на случай: SysEx. Этот тип сообщений используется для изменения глубинных настроек инструментов, а иногда и перепрошивки. Вам это сейчас не надо.

Синтезатор (Synthesizer)

Novation Bass Station 2, один из распространённых современных синтезаторов в комбинации с клавиатурой
Novation Bass Station 2, один из распространённых современных синтезаторов в комбинации с клавиатурой

MIDI-контроллер AKAI очень похож на синтезаторы, но им не является, однако им можно контролировать другие синтезаторы
MIDI-контроллер AKAI очень похож на синтезаторы, но им не является, однако им можно контролировать другие синтезаторы

Основной звукоизвлекающий юнит. Может быть железным, может быть программным. Наличие клавиш вовсе необязательно, очень часто модульные синтезаторы представляют собой коробочки с лампочками, крутилочками и проводочками, которые стоят как крыло от Боинга. Разновидностей синтезаторов тьма тьмущая и объяснять особенности каждого типа синтезаторов у меня не хватит ни сил, ни времени, поэтому я просто оставлю здесь ссылку на самый понятный туториал.

Сэмплер (Sampler)

Elektron Digitakt, очень популярный сэмплер
Elektron Digitakt, очень популярный сэмплер

Записывает и воспроизводит (предварительно) записанные звуки, опционально нарезает их в салат и обмазывает эффектами. Инструмент любим многими музыкальными продюсерами, в программной версии является очень доступным. Общее представление о сэмплерах можно получить здесь.

Драм-машина (Drum machine)

Икона хип-хопа, аналоговая драм-машина Roland TR-808
Икона хип-хопа, аналоговая драм-машина Roland TR-808

Иногда это подвид синтезатора (всеми любимый Roland TR-808), иногда — сэмплера, но в обоих случаях инструмент выполняет следующую функцию: это ваш цифровой барабанщик. Я предпочитаю сэмплерные драм-машины, они позволяют переключаться на различное звучание в мгновение ока и тем самым экспериментировать. Однако, есть и блестящие синтезаторные софтовые драм-машины с клёвыми пресетами, но их я в конечном счёте тоже записываю в сэмплер.

Секвенсор (Sequencer)

Arturia BeatStep Pro, популярный мультитрековый секвенсор
Arturia BeatStep Pro, популярный мультитрековый секвенсор

Видели шарманку когда-нибудь? Или музыкальную шкатулку? Так вот секвенсор — это ваша цифровая музыкальная шкатулка. Вы можете указать этой штуковине какие блоки нот и в каком порядке играть. Секвенсор — это отличный ассистент композитора, они помогают собирать партитуру из кирпичиков или просто проигрывать музыкальную тему за вас. В конечном итоге любая цифровая партитура проигрывается секвенсором.

Эффекты

На картинке гитарные эффекты, которые сейчас стало модно подключать к синтезаторам
На картинке гитарные эффекты, которые сейчас стало модно подключать к синтезаторам

Их более чем дофига, поэтому перечислю основное:

  • Low Pass Filter — впервые для себя я это определил как "блюр, но только для звука". Если кратко — это полоса пропускания частот от нижнего слышимого порога до указанного значения. Очень любим не только композиторами, но и диджеями; украшение любого микса. Есть также антипод: High Pass Filter, для обратного эффекта.
  • Low Frequency Oscillator (LFO) - генератор инфразвука. Нафиг он нужен, если человеческое ухо его всё равно не услышит? Не для того, чтобы слонов пугать, а чтобы контролировать параметры других компонентов, например громкость или LPF синтезаторов. В частности именно так делается всеми любимый "вуб-вуб-вуб". Зачастую LFO синхронизируется с общим темпом композиции.
  • Delay или Echo — собственно, эти эффекты делают эхо. Иногда примитивное, иногда с выкрутасами вроде деградации повторяемого сигнала (отчего ссут радугой все музыкальные видеоблоггеры, диванные и не очень). Почти всегда синхронизируется с темпом трека, для пущей музыкальности.
  • Reverb — попробуйте пукнуть в пустой комнате, сразу поймёте что такое реверб. Придаёт объёмность звучанию любого инструмента. Разновидностей реверба дохера и больше, поэтому пробуйте всё и останавливайтесь на том, что нравится. Ревербом, к слову, очень легко испортить микс если его слишком много, весь звук превратится в плохо слушабельную кашу. Будьте осторожны и всегда прослушивайте конечный результат вместе с остальными дорожками.
  • Distortion, Bitcrush — ещё один эффект чтобы портить звук. Делается этот эффект либо увеличением амплитуды до тех пор, пока горб синусоиды звуковой волны не превратится в трапецию, либо изменением частоты дискретизации или уменьшением битового разрешения звуковой волны. Если вы хотите исказить звук, сделав его более "цифровым", то вам нужен этот эффект.
  • Arpeggiator — позволяет простым зажатием аккорда сыграть за вас красивый "перебор". Крайне любим профессиональными музыкантами, позволяет сэкономить силы на выступлении (поверьте, их там тратится много) и одновременно создавать мощный вау-эффект. Сопрягите этот эффект с Delay и Reverb, и вы улетите в космос. Также синхронизируется с темпом трека.
  • И многие другие. Я не буду дальше перечислять все эффекты, у меня не хватит на это ни сил, ни времени. Как только вы начнёте ориентироваться в способах испортить звук, поверьте, вам будет доступен миллион и один способ.

Плагин

Основной юнит софтверного музыкального продакшна. Это встраиваемая мини-программа с собственным графическим интерфейсом. Может быть любым инструментом или эффектом из категорий, описанных выше. Часто имеет MIDI-вход, иногда MIDI-выход, а также аудиовходы и выходы (для извлечения и обработки звука). Стандартов плагинов много, можно легко запутаться при выборе, но у меня для вас есть краткий гайд:

  • Пользуетесь Windows? Берите VST или VST3.
  • Пользуетесь macOS? Берите AU.
  • Пользуетесь iOS/iPadOS? Берите AUv3 (собственно, ничего другого и не поддерживается)
  • Пользуетесь, прости г-ди, Linux? Можете попытать счастья с VST3, но лучше нативный LV2
  • Пользуетесь Android? Вы — банкрот, для вас ничего не изобрели, но даже и тут отчаиваться не стоит; этот кейс мы разберём позже.

Digital Audio Workstation (DAW)

Это ваша интегрированная среда разработки для музыки. Именно так я и могу это назвать, не иначе. Здесь вы начинаете творить свои шедевры, записывая дорожку за дорожкой и накладывая на них эффекты. Здесь можно всячески редактировать звуковые данные, вырезать, копировать, вставлять, растягивать, сжимать, делать со звуком практически всё, что угодно. Есть только один момент: DAW обычно плохо подходят для живого исполнения, этот кейс мы рассмотрим в следующем пункте.

Перечислю основные известные DAW на всякий случай, может, увидите что-то знакомое:

  • GarageBand: всеми любимый и всеми ругаемый DAW для начинающих. Доступен бесплатно в любом макбуке, айфоне или айпаде.
  • Logic Pro: более профессиональный вариант, используется для записи и сведения тех самых платиновых альбомов, стоит денег.
  • Pro Tools
  • Cakewalk by Bandlab (бесплатно для винды!)
  • Cubase
  • FL Studio (Тот самый фрутилупс)
  • Ardour (опенсорс, для отчаянных)
  • Reaper (самый недорогой из профессиональных)
  • И многие другие

Ознакомиться с основами работы с DAW можно здесь и здесь.

Идём дальше.

Плагин хост

Если кратко, то это DAW без возможности редактировать записанные треки. Зачем такое надо? В основном чтобы играть музыку живьём. Считайте, что это ваш контейнер для плагинов, с помощью которого вы собираете готовый к применению инструмент. Честно говоря, это мой любимый способ создавать и записывать музыку, о чём я расскажу позже. Ближайшим аналогом в хардверном мире является модульный синтезатор aka Eurorack(не советую с этого начинать, очень дорого и вообще это тема для целой отдельной простыни текста).

Наиболее примечательные экземпляры плагин-хостов:

  • MainStage (macOS) — буквально Logic Pro без возможности использовать фишки DAW. Относительно недорогой инструмент, в комплекте идут прекрасные встроенные синтезаторы, сэмплеры и эффекты.
  • Kymatica AUM (iOS, iPadOS) — мой наилюбимейший инструмент, который даёт мне возможность писать музыку где угодно, когда угодно и как угодно. Функционально очень близок к MainStage, чрезвычайно удобен.
  • Kushview Element (Windows, macOS, Linux) — если приходится работать в винде, то выбор падает на Element. Прост, удобен, неприхотлив.
  • Carla (Windows, macOS, Linux) — ещё один опенсорсный плагин-хост. Держу как запасной вариант.

На этом обзор инструментов предлагаю завершить и перейти к творческому процессу. Я рассмотрю по одному способу на каждой из мобильных платформ (просто потому что я не могу охватить вообще всё; опять же, мир музыкального продакшна безграничен и тут мы рассматриваем только самую верхушку айсберга), они могут быть немного странные, но, тем не менее, вполне действующие.


Хочу писать музыку на iPad

Да, и на сцене тоже айпады!
Да, и на сцене тоже айпады!

С чего вообще могла прийти в голову идея писать музыку на мобильных устройствах? Планшеты хороши для скроллинга интернетов, может быть для рисования и заметок, но вот чтобы производить слушабельные треки? Так я думал когда-то, пока не загорелся желанием создавать музыку здесь и сейчас, когда припрёт вдохновение. Разворачивать лаптоп неудобно, возюкать тачпадом по всем контролам ещё более неудобно: всё желание пропадёт пока развернёшься.

Наконец, я решил напрямую задать вопрос своим любимым музыкантам; в инстаграме, в патреоне, где угодно. Как они все дают своим идеям выход, когда вдохновение нагрянет в три часа ночи? Большинство ответило, что мычит мелодию в диктофон своего айфона и потом переносит на десктоп. Попробовал делать так же, нифига не сработало.

В итоге я задал этот вопрос музыканту номер 1 из моего персонального чарта, Крису Корнеру из IAMX (видеозапись есть тут, он очень старался произнести моё имя правильно, правда-правда) и получил довольно исчерпывающий ответ. С этого момента скорость и удобство создания треков возросло просто на два порядка. Я перешёл на iPad как на основной инструмент: нет ничего удобнее чем усесться на диван, подключить пару Bluetooth контроллеров, загрузить темплейт и начать музицировать, а потом поставить этот iPad в док и записать поверх гитару.

iPad — любимец музыкальной индустрии, младший брат макбуков и аймаков. Для него написаны горы софта, зачастую идентичного десктопному, но по меньшей в 7-10 раз цене. Ловите момент, за условные 200 баксов вы можете набрать очень крутой профессиональный стек инструментов.

Сначала я опишу используемый софт, потом железную обвязку, и в самом конце небольшой пример воркфлоу.

Обзор софта для iPad

Мясо и кости всего сетапа — хост для плагинов Kymatica AUM (здесь и далее ссылки на AppStore). Очень мощная штука позволяет создавать все мыслимые и немыслимые аудио и миди патчи. Позволяет мапить миди на любые контролы. Сам по себе звуков не производит, но этого стоит начать.

Далее идёт SugarBytes Factory. Очень крутой синтезатор. В принципе его может хватить на все музыкальные потребности. Есть дофига клёвых пресетов и возможность их просто модифицировать одним контролом, который псевдорандомно изменяет Mod Matrix. Также есть встроенные эффекты, арпеджиатор, секвенсор. Крайне рекомендую. За 10 баксов это вообще лучшее, что могло случиться с миром мобильного мьюзик продакшна.

Чтобы не мучить себя вопросом "как намутить ударку и перкуссию" рекомендую сразу докупить Digistix. Все классические сэмплы в наличии. Индастриал, поп, джаз, Roland TR-808, Roland TR-909. Есть встроенный микшер и эффекты, что полезно, особенно биткраш.

Отдельно мне повезло во время пандемии урвать нахаляву монофонический синтезатор Minimoog Model D, цифровую копию первого в истории портативного синтезатора. Это классика, простая как угол дома. Если хочется нарулить сочни мжвячни бас, то это к нему. Есть немного встроенных эффектов.

Синтезаторы набрали, теперь это всё надо как-то триггерить. У меня тут целая пачка MIDI-секвенсоров на все случаи жизни. Я извращенец, поэтому пользуюсь SunVox (про него отдельно расскажу в секции про Android). Есть относительно простой StepBud, чуть посложнее SugarBytes Thesys, а также россыпь матричных секвенсоров Rozeta Sequencer Suite. Про них можно вообще отдельную историю написать.

Триггеры набрали, теперь можно перейти к эффектам. Опишу кратко, поскольку их не очень много у меня в наборе:

  • Kosmonaut Spatial Delay Effect Plugin — хотите улететь в космос? Тогда вам нужен этот дилэй. Огромное количество пресетов, много крутилочек, сочный звук. Интерфейс явно сделан ин совиет раша.
  • Eventide Blackhole Reverb — продолжаем лететь в космос, добавляем ионную тягу. Легендарный реверб, от которого у вас поползут мурашки по коже. Будьте осторожны: если с ним отдельно инструменты звучат божественно, то в миксе легко сделать полную лажу.
  • Zero Reverb — реверб попроще, зато надёжнее. Им хорошо придавать объём басу и ударным.
  • Resampler Bitcrusher — очень простой биткраш которым очень приятно портить звук! Более того, плагин бесплатный.
  • Tape Cassette 2 — ещё один бесплатный плагин, которым можно портить звук, на этот раз пропуская его через виртуальную жёваную магнитную ленту. В интернете очень любят этот эффект, да и вам может понравиться.

Ещё немного вспомогательного софта, после чего мы перейдём к железу:

  • Tonaly — буквально чит-коды для музыкальной теории. Позволяет вам сконструировать прогрессию из аккордов, которые будут вместе хорошо звучать, посмотреть как они выглядят, и даже проиграть последовательность под метроном. Можно просматривать гаммы (scales) менять ключ (root note) и менять структуру самих аккордов для добавления "изюминки". Для пропускавших сольфеджио в музыкалке это приложение просто спаситель. Не является плагином.
  • ScaleBud — если предыдущее приложение помогает состряпать партитуру, то этот плагин поможет вам не слабать лажу даже если вы вдруг промахнётесь по клавишам. Своего рода это фильтр по гаммам, можно использовать как дополнительную страховку во время живых выступлений.

Итак, с софтом на этом всё, перейдём к железу.

Аппаратная обвязка

Для iPad есть бесчисленное множество аксессуаров, которые стоят хороших денег, потому что Apple. Хорошие новости тут в том, что в большинстве случаев Apple неплохо поддерживает широко распространённые стандарты, и даже немного больше. Всё нижеперечисленное исключительно опционально, но добавит вам удобства во время музицирования.

  • Проводные наушники. Да, именно проводные, оставьте свои любимые AirPods заряжаться на столе, они вам для других целей пригодятся. Как бы хороши ни были беспроводные технологии передачи звука, комфортной задержки они не обеспечивают, поэтому то, что вы видите на экране вряд ли будет соответствовать тому, что вы слышите. Я купил AKG K72, вариант вполне комфортный.
  • MIDI-клавиатура. Вы, конечно, можете тапать пальчиками по экрану, но не получите тактильной отдачи, даже Haptics не будет. Для комфорта купите себе компактную MIDI-клавиатуру чтобы чиллить на диванчике и музицировать. iPad поддерживает MIDI по Bluetooth, и в отличие от протоколов передачи звука здесь задержки минимальные, поэтому я могу рекомендовать такой подход для ещё большего комфорта, чтобы не приходилось разворачивать гирлянду из кабелей каждый раз (поверьте, необходимость сматывать и разматывать провода сильно демотивирует). У меня Akai LPK25 Wireless, более удобного варианта за приемлемые деньги, думаю, вы не найдёте. Из минусов: поддерживается только один канал MIDI.
  • Apple Camera Adapter — запаситесь, если таки надумаете подключать периферию вроде проводных MIDI-контроллеров или аудиоинтерфейсов. У меня подключены оба юнита, поэтому подзарядка iPad в процессе очень важна.
  • USB-хаб — для случая выше. Воткнуть два USB-устройства в одну дырку не получится, поэтому нужен хаб, желательно активный. Не всякий хаб подойдёт, у многих наблюдались проблемы с передачей MIDI. Мне повезло, у меня был хаб Belkin, поэтому я не испытал изначально никакой фрустрации. Оставлю ссылку на модель хаба здесь.
  • Аудиоинтерфейс — на случай, если захотите воткнуть в iPad микрофон, гитару, подключить большие колонки или записать прямой выход. Да, так тоже можно! Поскольку iPadOS поддерживает USB Class Compliant устройства, шансы на то, что ваш аудиоинтерфейс просто заработает из коробки. У меня Behringer UMC22, выход которого идёт в микшер. Очень удобно.

Вот теперь мы вооружены знаниями и инструментами до зубов, можем перейти, собственно, к написанию музыки!

Создаём первый патч в AUM

Итак, открываем AUM и не видим примерно ничего. Как начать писать музыку?

Стартовый экран Kymatica AUM
Стартовый экран Kymatica AUM

Нажмите на плюсик, выберите Audio. Так вы создадите виртуальную шину, в которой можно будет на самом верху разместить плагин, немного эффектов посередине, отрегулировать громкость, а также настроить аудиовыход шины (здесь пока ничего менять не надо).

Далее нажмите на плюсик в самом верхнем кружочке. Здесь живут плагины и другие источники звука. Выберите "Audio Unit Extension", а затем любой плагин из списка. Я возьму Factory от SugarBytes.

Наша первая шина в AUM
Наша первая шина в AUM

В кружочке вместо плюсика появится иконка плагина. Тапните на неё, вам откроется интерфейс синтезатора. Тапните на иконку с клавишами в левом верхнем углу чтобы подключить виртуальную клавиатуру AUM, понажимайте на клавиши. С этого момента вы начинаете извлекать звуки!

Взаимодействие с плагином Factory
Взаимодействие с плагином Factory

Стандартный звук синтезатора Factory может не сильно вам и понравиться, поэтому нажмите на надпись default в верхней строчке интерфейса и осмотритесь: вам откроется множество преднастроек, каждую из которых можно послушать с помощью встроенной клавиатуры. Не спешите, выберите тот звук, который нравится.

Браузер пресетов синтезатора Factory
Браузер пресетов синтезатора Factory

Отлично! Теперь мы можем играть! Давайте добавим ударных в микс. Закройте окошко плагина Factory, создайте ещё одну шину, выберите плагин Digistix и откройте его.

Плагин Digistix
Плагин Digistix

Привяжите к этому плагину виртуальную клавиатуру нажатием на кнопку в верхнем левом углу и попробуйте прогуляться по клавишам. Начните с ноты C3, это бас-бочка.

Отлично, у вас получилось постучать по барабанам! Но теперь вы не можете играть на синтезаторе Factory, для этого придётся перепривязать виртуальную клавиатуру. Как быть? Ведь так же играть неудобно, если каждый раз приходится переподключать инструмент. Здесь нам на помощь придёт секвенсор: с помощью него ударные можно запрограммировать.

Закройте окно Digistix, нажмите на плюсик для создания шины, но на этот раз выберите MIDI. Появится новая шина, но на этот раз без регулятора громкости.

Новая шина MIDI
Новая шина MIDI

Нажмите на единственный плюсик в кружочке, тапните "Audio Unit Midi Processors", выберите StepBud. Откройте интерфейс этого плагина.

Интерфейс StepBud
Интерфейс StepBud

Само по себе ничего происходить не будет; для того, чтобы что-то звучало, вам придётся указать плагину куда посылать сигналы MIDI, а также запустить MIDI Clock. В правом верхнем углу общего интерфейса AUM(не плагина StepBud!) тапните на извилистую стрелку. Вам откроется матрица соединений MIDI.

MIDI Connection Matrix
MIDI Connection Matrix

В этой матрице уже будет одно соединение: виртуальная клавиатура AUM подключена к плагину Digistix. Тапните на пересечении Digistix и StepBud для создания нового соединения. Закройте матрицу соединений нажатием на ту же стрелочку в правом верхнем углу.

Теперь в левом вехнем углу интерфейса AUM нажмите кнопку Play. Вы должны услышать как стучит дятел, а по окошку StepBud заиграют лампочки. Ура! Первая примитивная программа ударных готова! Давайте её разнообразим. В нижнем левом углу StepBud тапните на надпись Major, проскроллите до пункта Chromatic и нажмите Done. Затем потяните полосочки в StepBud так, чтобы они выглядели как на картинке ниже.

Новая программа для ударных
Новая программа для ударных

Последовательность восьми шагов будет вот такая: C3 D3 D3 D3 D♭3 D3 D3 D3. В переводе на язык ударных: Kick, Closed Hi-Hat x3, Snare, Closed Hi-Hat x3.

Снова нажмите на Play в AUM. Вы услышите уже не дятла, а что-то более или менее похожее на партию ударных. И снова ура! Мы можем возвращаться к игре на синтезаторах! Хотя, погодите, а можно вот то же самое сделать и с синтезаторами, чтобы они играли сами?

Конечно! Для этого закройте текущее окошко StepBud, затем потяните полоску шины MIDI снизу вверх: должна появиться кнопка +1. Тапните на неё, после этого появится ещё один пустой слот в шине MIDI. Загрузите в этот слот ещё один экземпляр плагина StepBud, затем откройте его. В нём будут настройки по умолчанию. Скользните пальцами по всем полоскам как вам того захочется: все ноты будут привязаны к гамме До Мажор. В этом и прелесть секвенсоров: их можно привязать к одной гамме и они будут играть мелодию в заданных рамках.

Случайные ноты из гаммы До Мажор
Случайные ноты из гаммы До Мажор

Теперь откройте матрицу соединений MIDI и подключите новый экземпляр StepBud к синтезатору Factory.

Получится что-то такое
Получится что-то такое

Нажмите Play. Вы услышите мелодию из двух дорожек! Теперь вы готовы писать свои собственные простые треки.

Хочу улететь в космос!

Помимо инструментов стоит рассмотреть также и эффекты. В каждой шине аудио под иконкой плагина есть ещё один плюсик. Нажмите один под плагином Factory, далее также выберите Audio Unit Extension, выберите плагин Kosmonaut. Откройте интерфейс плагина. Справа вы увидите окно пресетов. Попробуйте выбрать что-нибудь и запустить проигрывание. Рекомендую пресет Discombobulation.

Kosmonaut с пресетом Discombobulation
Kosmonaut с пресетом Discombobulation

Delay хорошо применять для перкуссивных пресетов синтезатора с маленьким временем атаки, но с этим вы разберётесь позже.

Ничего не понятно!

Не переживайте, для меня сначала это тоже был тёмный лес. Более того, информацию на блюдечке мне никто не преподносил, я сам во многом разбирался, периоды щенячьего восторга сменялись длительными периодами фрустрации, но в конце концов я вышел на комфортное плато, где я просто могу почиллить на диванчике и написать трек за вечер.

Пробуйте играть с одинм плагином до тех пор, пока не изучите его составляющие и не поймёте за что отвечает каждая кнопочка. Чтобы вам было легче, я оставлю ссылки на несколько полезных теоретических туториалов.

И помните: единственное ограничение — это ваше собственное воображение. Дайте ему волю, и всё получится!


Хочу писать музыку на Android

Уууууу, ребят, я гляжу, вы тут совсем отчаянные. Видите ли, Android был, есть и будет аутсайдером в мире музыкального продакшна. Так вышло, что Google игнорировала этот рынок, позволив Apple стать лидером в этой среде, поэтому все те немногочисленные инструменты, которые доступны на Android, появились не благодаря, а вопреки.

Тем не менее, не спешите бежать в Apple Store за новеньким айпадом (хотя я бы порекомендовал, если честно :D), у нас есть кое-что интересное в запасе.

Есть один прекрасный русский программист из Е-бурга, зовут его Саша Золотов и он является автором лучшего поистине кроссплатформенного синтезатора, сэмплера и секвенсора в одной упаковке — SunVox. SunVox доступен практически на всех популярных платформах, а когда-то был ещё и доступен на PalmOS и Windows CE! Можете представить себе, какой это титанический труд, поддерживать сложный софт на >5 платформах в течение 10+ лет. В SunVox применено сумасшедшее количество оптимизаций, что позволяет ему хорошо работать на довольно дрянном железе. Я запускаю его на стареньком Moto G3 с одним гигабайтом оперативки, и даже там он работает прекрасно. За такой прекрасный инструмент Саше следовало бы поставить прижизненный памятник. Программка активно разрабатывается, готовится к выходу версия 2.0.

SunVox в дикой природе, запущенный на Palm Tungsten
SunVox в дикой природе, запущенный на Palm Tungsten

Полное описание, загрузка, а также документация доступны здесь. Интерфейс у программки вряд ли покажется вам дружелюбным: он берёт свои истоки из мира трекерной музыки, где партитура укладывается в (повторяющиеся) паттерны. Я очень люблю такой подход, поэтому использую SunVox как секвенсор для AUM и на iPad.

Я вряд ли осмелюсь постить здесь полный туториал, на то есть две причины:

  • SunVox — очень специфичный инструмент, и не каждому может зайти
  • Полный туториал со всей документацией на русском доступен на официальном сайте.

Я бы рекомендовал попробовать десктопную версию SunVox прежде всего. Она бесплатна, так вы сможете ознакомиться, освоиться, понять, хочется ли вам продолжать или нет. Я открыл для себя SunVox в 2012 году и до сих пор не изведал всех его возможностей, однако, у меня получалось писать скетчи, нежась в лучах португальского солнца на побережье Атлантического океана. Что приятнее всего: эти скетчи можно было потом экспортировать на iPad и перенаправить паттерны в плагины!

В любом случае, инструмент хороший, я его всячески рекомендую и готов отвечать на некоторые вопросы, если заинтересуетесь. Также у SunVox есть чат поддержки в Telegram, автор там тоже обитает и иногда отвечает на вопросы.

Дерзайте!


Заключение

Устали? Я тоже устал. Я постарался сделать этот гайд максимально простым и максимально подробным, но не слишком длинным, чтобы каждый желающий начать писать музыку на ходу мог попробовать и сориентироваться в этом огромном мире. Ещё 15 лет назад я себе и представить не мог, чтобы целый оркестр помещался в карман. Сейчас мы можем себе всё это позволить за не очень большие деньги и кайфануть на всю катушку.

Если вам понравился гайд, подкиньте грошик мне на Flattr чтобы я мог купить себе ещё немного плагинов или железа: https://flattr.com/@reactorcoremeltdown

Также наблюдайте за мной в Instagram и YouTube

Спасибо, что дочитали до конца! Задавайте вопросы, буду рад на них ответить!

Связанные посты
37 комментариев 👇

Очень крутая статья, спасибо! У меня уже есть портативная клава keystation mini 32 mk3 (на фото), попробую засетапиться по этому мануалу

Также ** хочу предостеречь** от использования таких доков с алика:

  • оно все очень удобное и красивое, но звук в проводных наушниках полное говно, недавно на этом обжегся

Сам хожу везде с айпадом про с клавой/симкой, но для желающих заниматься музыкой в путешествиях также посоветую Thinkpad Yoga или любой другой трансформер, помимо всех планшетных фишек добавляется возможность работать с ableton-ом, любыми железными девайсами, можно положить проект в onedrive папку, сочинять на планшете а потом дополировать на мощном десктопе.

Пользуясь случаем порекламирую свой саунклауд :) https://soundcloud.com/sm1rky

  Развернуть 1 комментарий

Вот это ПОДХОД! Круто, спасибо за статью

  Развернуть 1 комментарий

@SergeyK, Спасибо, что зашли почитать!

  Развернуть 1 комментарий
Владимир Ходаков Тимлид твоего бэкенда 13 мая 2021

А как ты в своём сетапе решаешь вопрос бекапов исходников? И вообще, вытаскиваются ли они, или всё внутри айпада и «нет айпада — нет исходников»?

Сам в своё время пользовался связкой Logic Pro + MainStage, когда в кабаках в кавер-команде клавишником работал — абсолютно огненный софт, ради которого стоит покупать яблочное железо. Думаю в скором времени снова начать собирать себе музыкальный сетап, инфа про блютус-подключения с минимальной задержкой дала повод задуматься, спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

@hdkv, Всё очень легко экспортируется в Google Drive или в iCloud, там и живут бэкапы. При желании к хабу можно подключить и внешний HDD, чтобы через Files.app скидывать туда копии. С этой точки зрения всё безопасно и удобно, AUM умеет сохранять сессии.

  Развернуть 1 комментарий

@rcmd, огонь! А какая-либо interoperability с десктопом есть же? Чтобы трек начать писать на унитазе с айпада, а продолжить у макбука и full size keyboard, например.

Мне вот пока не особо стоит вопрос выступлений, я больше хочу персональную студию стационарную собрать с несколькими клавишами (разной чувствительности), и поигрывать/писать что-то в первую очередь с компом. Вот интересно, стоит ли заморачиваться с мобильной сострадающей сетапа?

Статья — огонь, спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

@hdkv, На уровне записанных и экспортированных треков. На каждую шину можно поставить Record arm и нажать запись, а потом так же Google Drive/iCloud/HDD. Немного рогато, но не сказать, что совсем невозможно.

Я рад, что тебе понравилось. Задавай разные вопросы, я готов отвечать!

  Развернуть 1 комментарий

@rcmd, рогатенько, да. Почти «где трек писали, там его и сводите» :)

  Развернуть 1 комментарий

@rcmd, а можешь написать ещё один подобный пост, но для тех, кто DAW на маке будет юзать? Или накидать ещё больше ссылок и ресурсов подобного плана, например.

  Развернуть 1 комментарий

@hdkv, Соберусь с силами и напишу, правда тут у меня ресурсов меньше :) Нет профессионального DAW и воркфлоу не выработан. Как только созреет — сразу напишу.

  Развернуть 1 комментарий

@hdkv, iPad - Garage Band дальше Mac - Garage Band или Logic Pro. Файлы перекидывать либо через облако, либо с помощью кабеля. Можно ещё попробовать Cubasis и Cubase.

  Развернуть 1 комментарий
Владимир Ходаков Тимлид твоего бэкенда 13 мая 2021

Так вышло, что Google игнорировала этот рынок

Там все ещё хуже: у андроида дефолтный звуковой стек состоит из говна и мочи. У яблок на мобильных устройствах CoreAudio на минималках (если не полноценный, подробностей не помню), а у гугла кривой звуковой стек линукса, умноженный на кривой звуковой стек юзерспейсного бачка. В итоге энтузиастам приходится по сути свой звуковой стек писать, чтобы без задержек работать — поэтому музыкального софта под Андроид крайне мало, и лучше реально таки за айпадом сгонять.

  Развернуть 1 комментарий

@hdkv, причем концептуально Google ничего в Android не меняет и вряд ли вообще сможет из-за гигантской фрагментации устройств. Поэтому Android вряд ли когда-то станет юзабельным в контексте real time audio.

  Развернуть 1 комментарий

Пользуетесь, прости г-ди, Linux? Можете попытать счастья с VST3, но лучше нативный LV2

Есть проект linvst и linvstmanager, с ним работает много плагинов. У меня конкретно заработал нужный мне Superior Drummer 2.

Из DAW есть очень хорший Bitwig который работает стабильно, нативно и содержит все нужные плагины. Я много работал в кубейсе и рипере, и Bitwig не уступает (хотя рипер мне привычнее).

Все это заводится без особого пердолинга.

Но в остальном с точки зрения доступности программ и плагинов у Windows вне конкуренции.

  Развернуть 1 комментарий

Классный семплер для iOS и Android — https://www.elf-audio.com/koala/
(почти аналог Roland 404 :))

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо за детальную статью, очень интересно. Как относишься к Ableton? Как он по сравнению с Logic Pro?

  Развернуть 1 комментарий

@_anton, Вот честно, Ableton не пользовался ни разу, поэтому могу сказать, что мне более близок Logic Pro, хотя подходы у них вообще разные. Ableton Live больше про живое исполнение, хотя никто не мешает записывать в нём готовые треки.

Спасибо за вопрос!

  Развернуть 1 комментарий

@_anton, работай в том, что тебе удобней. С добавлением в Лоджик лупс, функциональной разницы с Эблетоном практически никакой.

  Развернуть 1 комментарий

@_anton, вот спасибо что поднял вопрос. Я обожаю эпл. но ненавижу вендорлок.
Я только вкатываюсь, но понял что у Ableton преимущество - что проще треки с друзьями шарить - они уже там что-то сделали и могут перекинуть уже готовый проект. (не знаю, можно ли делиться проектами в Logic Pro, но тут +, что не надо привязываться в тому, какая у тебя ОС).

  Развернуть 1 комментарий
Sergei Vedernikov Разноработчик 14 мая 2021

Крутая статья! Хочу подкинуть один очень интересный сиквенсер для iOS- https://alexandernaut.com/fuguemachine/

  Развернуть 1 комментарий
Василий Корчагин пишу приложульки для iOS 14 мая 2021

Тема мобильной музыки близка (разрабатывем с командой музыкльные приложения для iOS).

Во-первых спасибо, было интересно почитать. Круто, что такие темы поднимаются здесь, и, судя по всему, вызывают интерес!

Но оч сложно.
Ожидал тут увидеть простой и понятный how to для пользователей айпадов и айфонов как можно использвать их девайсы для создания музыки (если они раньше этого не делали) + дать ссылок на изучение, если захотят продолжать. Тут описан прям хардкорный способ занятия музыкой, айпады и айфоны позволяют более нестандртно подойти к этому порцессу. Скажем так: облегчить входной порог.

Со своей колокольни я бы посоветовал для начала поразбирться в GarageBand. Сначала самому, затем поисследовать ютуб на эту тему. Если захочется большего (фана, опыта, etc.), то думаю в качестве приложений от себя упомяну:

  • Auxy
  • Figure
  • Beatmaker 3
  • BLOCS WAVE (AMPLIFY)
  • Ampify Groovebox
  • Flip Sampler

Отдельной секцией приложения, над которыми работает наша команда:

  • Drum Pads 24
  • Loop Pads
  • Mixm8

Плюс, в качестве рекомендации, на ютубе есть канал https://www.youtube.com/channel/UCZFPiLpzd4cKOsBS9CIu3xg, как раз на эту тему мобильной музыки.

И напоследок позанудствую:

  1. Привычные нам ноты До, Ре, Ми... представлены в виде C, D, E не только в MIDI протоколе.

  2. На картинке "Типичный синтезатор в дикой природе" не синтезатор, а MIDI-клавиатура Akai MPK249.

  3. В раздел эффектов как-то затесался Low Frequency Oscillator (LFO). Это ведь больше про упрвление эффектами, звуком, нежели эффект? Arpeggiator также ничего общего с эффектами не имеет (хотя описние вполне верное, но он попал в раздел эффектов)

  Развернуть 1 комментарий

@bacc3, По поводу занудства:

  1. Насчёт этого мне тоже известно, просто такая нотация может быть не всем привычна. Пусть описание будет.
  2. Твоя правда, вот до чего доводит злоупотребление стоковыми картинками. Исправил и дополнил.
  3. Да, про управление эффектами, но в комбинации оно вроде бы как даёт отдельный результат. Особенно если натравить LFO на LPF. Насчёт арпеджиатора чуть более согласен, это, скорее, мини-секвенсор, но я думаю что смертного греха в занесении его в список эффектов нет.

По поводу остального: я ни разу в жизни не писал музыку с помощью Piano Roll, мне куда более близки трекеры, поэтому и начал с секвенсоров. Да, это сложнее, но даёт хороший буст к возможности писать музыку на живую. Сейчас модно словечко "dawless", вот мне этот подход как раз и близок. Не настраиваться записать готовый трек прямо в DAW, а кайфовать от процесса накладывания одних звуков на другие.

Большое спасибо за комментарий! И отдельное спасибо за ссылки на видео и софт.

  Развернуть 1 комментарий
Petr Korolev ETHusiast in open-source & privacy 15 июня 2021

Ты офигенный. Спасибо за разбор.

А чуть в сторону от написания музыки: скажи, а чем ты визуализируешь это все, например вот тут: https://www.instagram.com/p/CP6PxycDBbH/

И консольная штука и визуализация?

И подскажи что за аудио семплы там? очень нравиться их басовое звучание!

  Развернуть 1 комментарий

Или вот этот трек ещё эпичней и визуально красив

  Развернуть 1 комментарий

@skywinder, спасибо что зашёл и почитал! Мне это действительно очень приятно.

По поводу видео: ьам следующий уровень, про который, возможно, будет отдельный пост.

Визуализатор я скачал из Microsoft Store, называется он Kauna. Благодаря возможности DirectSound записывать то, что воспроизводится на PC, эта программка сидит на общей звуковой шине и пульсирует в зависимости от амплитуды.

Консольная штука — секвенсор ORCA, эзотерический язык программирования для описания последовательности нот и контроллеров. Сложная для понимания штука, но очень гибкая, после неё я на другие секвенсоры смотреть просто не могу. Каждая буква и цифра в матрице описывает или оператор, или значение в зависимости от расположения.

Скоро будет про это пост, я надеюсь.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
Petr Korolev ETHusiast in open-source & privacy 25 июня 2021

Слушай, а подскажешь про лупер? Какой? Или что-то из вышеперчисленного умеет заменять хардварный лупер?

  Развернуть 1 комментарий

@skywinder, Так, я пособирал информацию про луперы и готов предоставить.

Есть несколько вариантов.

Если брать хардварные, то тут Boss RC-30 — отец всех луперов. Две дорожки, возможность подцепить внешнюю педаль, микрофон, и вообще много всего. Снят с производства, поэтому только вторичка.

Если брать доступные в продаже луперы, то я бы посоветовал Nux Loop Core.

Из софтверных:

  • Enso — плагин, очень крутой лупер, но не из дешёвых. Пользуюсь им на iPad
  • SooperLooper — немного устаревший, но надёжный опенсорсный внешний лупер(не плагин). Может потребовать знаний работы с Jack.
  • Giada — современный кроссплатформенный опенсорсный внешний лупер с немного заморочным интерфейсом.

Посмотри и попробуй что нравится больше. Я остановился на Enso, но не то что бы я в принципе часто пользовался луперами. Задавай ещё вопросы, если будет что непонятно!

  Развернуть 1 комментарий

@rcmd, Офигенно. Да, на Boss RC-30 еще батька Dub fx сейшенил :)
Вот как раз оттуда и начал копать. Но ты дал просто супер исчерпывающий разбор. Благодарю.

  Развернуть 1 комментарий

@rcmd, проблема современных (и не) луперов в том, что большинство из них не синхронизируются по темпу никак и ни с чем. Что сводит их применимость к развлечению казуалов на гитаре с лупером. Для игры в команде лупер обязан синхронизироваться с метрономом, причём с тем же, что идёт в уши барабанщику. Мне оказалось проще найти такой софтварный, чем железный (Guitar Rig умеет)

  Развернуть 1 комментарий

Офигенная статья! Отдельное спасибо за разбор терминов в начале, стало намного понятнее и проще ориентироваться. iPad у меня появится не скоро, а откуда стартовать делать музыку на компе внезапно стало яснее.

  Развернуть 1 комментарий

@Yngvarr, Спасибо, что зашёл прочитать!

Внезапно, iPad вовсе не обязателен, я вчера отлично поджемил на мобильнике с Android. Главное — понимание что с чем соединять :)

Удачи!

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо за супер статью. Я работаю в ableton на маке и studio one на ПК, иногда засматриваюсь на красивенькие приложухи на айпад, но пока что-то жаба душит покупать сам ipad. Вопросы такие:

  1. Допустим у меня есть железный синт и железная драммашина. Что нужно, чтобы айпад в них миди засылал? AUM это умеет? И куда втыкать именно midi штекер? Или с планшетом на железки проще забить и юзать только софтверные?
  2. Ты говоришь про Apple Camera Adapter и USB-хаб. А в чем между ними разница? Что из этого нужно для подключения синтов?
  3. Интересно почитать про то как обходиться без компа/планшета.
  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб