Дисклеймер и TLDR
Я совсем не профессиональный музыкант, поэтому ниже будет описание максимально субъективных впечатлений.
Расскажу о том, как в детстве шел к тому, что остается со мной до сих пор (не занимаюсь регулярно уже лет 15) и приносит огромное удовольствие.
С чего все начиналось
Я из маленького города в Сибири (40к человек на тот момент), в котором в 90-х из культурных развлечений для жителей был только Досуговый центр и алкоголь.
Досуговый центр (наверное как и алкоголь) – был просто объединением местных энтузиастов, которые вокруг себя сформировали коллектив единомышленников. Кто-то учил народным танцам, кто-то собрал хор, кто-то ставил спектакли.
Среди таких энтузиастов была женщина, Людмила Борисовна, которая собрала ансамбль скрипачей. Так получилось, что она была соседкой нашей семьи, и когда уезжала в отпуск оставляла у нас свою скрипку на сохранение. Потому что хороший инструмент – это очень дорого, особенно в России 90-х.
Когда пришло время мне идти в первый класс, родители задумались, куда еще меня можно отдать для разностороннего развития. Как водится, папа хотел отдать на борьбу, а мама предложила отдать в младшую группу к Людмиле Борисовне. Забавно, что когда это пишу, называю эту женщину по имени и отчеству, как в детстве :)
В общем, отдали меня и на борьбу, и на скрипку, потому что почему бы и нет. Мне было 7 лет.
Лирическое отступление про то, когда лучше начинать
Думаю, лучше начинать заниматься все-таки сильно раньше 7 лет. Не изучал вопрос обстоятельно, но судя по известным музыкантам, в 4-5 лет вполне можно отдать ребенка заниматься. Так было с Максимом Венгеровым, Иегуди Менухиным или, например, Яшей Хейфецом. Последние два вообще начали заниматься в 3 года, судя по вики.
Стоит сказать, конечно, что окружение тоже оказывает очень сильное влияние. Эти трое были из музыкальных семей, где музыку не просто слушали, а так или иначе ей занимались.
Первые занятия
Так как меня отдали не в музыкальную школу, а в ансамбль, то занятия были довольно специфическими (как я только потом понял).
Типичная неделя состояла из:
- Индивидуального занятия с преподавателем 1:1 (такие занятия называются Специальность)
- Теории музыки (Сольфеджио)
- Групповых репетиций ансамбля (занятия так и назывались, Ансамбль)
Специальность в самом начале обучения представляла собой обучение тому, как держать скрипку и смычок. Думаю, такие занятия есть при обучении любому музыкальному инструменту, но когда учишься скрипке, это особый сорт времяпрепровождения.
Лирическое отступление про то, почему играть на скрипке сложно, часть 1
Играть на скрипке сложно по многим причинам. Первая из них – высокий порог входа по сравнению с прочими музыкальными инструментами.
Во-первых, прежде чем начать пробовать извлекать звук смычком, нужно привыкнуть правильно держать скрипку. В самом начале ты учишься этому без смычка.
Почему это важно:
- потому что когда ты правильно держишь инструмент ты можешь заниматься часами без вреда для осанки (спина не болит через 10 минут после начала)
- потому что у каждого человека существует индивидуальное положение тела, при котором можно обеспечить максимально качественное звукоизвлечение – широкая амплитуда движения правой руки (в ней смычок), свободное и быстрое движение левой руки из одной позиции в другую (это очень важно делать, не касаясь струн и не создавая лишних звуков и шумов)
- потому что скрипач, который стоит в удобном положении выглядит красивее того, который стоит криво :)
Например, вот Kyung-Wha Chung демонстрирует, как можно понять, что положение скрипки естественное – инструмент не падает и для его удержания не надо прилагать много усилий:
С другой стороны, вот Леонид Коган играет в высокой позиции (рука далеко от колков и высоко на грифе) и при этом стоит вроде бы не очень естественно и удобно, но этот человек так может играть долго и качественно.
Поэтому удобный способ удержания скрипки для каждого очень индивидуален. И поэтому это очень важный момент, которому надо обучить начинающего скрипача качественно.
Это буквально фундамент, на котором будет строиться дальнейшая работа и практика.
В общем, на первых уроках специальности меня учили сначала держать скрипку, а потом держать смычок. А потом держать и скрипку, и смычок так, чтобы не было излишнего напряжения, но и чтобы инструмент не выпадал, а смычок извлекал чистый звук.
В моем случае, этим начальным занятиям уделялось мало времени, поэтому в будущем это вылилось в проблемы с осанкой и некоторые нюансы со звукоизвлечением, которые приходится забарывать до сих пор.
Перерыв и возобновление занятий
Через пару лет занятий Людмила Борисовна уехала из нашего города, репетиции ансамбля стали проводить разные случайные люди и постепенно эти репетиции сошли на нет.
Маме было обидно за потраченное время, поэтому она повела меня в музыкальную школу (единственную в нашем городе), где меня послушали и отказали в приеме в связи с низким уровнем подготовки. Но мама упорный человек и очень меня любит, поэтому она пошла к директору школы и в частном разговоре, видимо, достаточно убедительно попросила дать шанс. В итоге меня взяли во второй класс к молодой преподавательнице.
И тут я понял, в чем отличие музыкальной школы от ансамбля под руководством энтузиаста. В системе.
К специальности, сольфеджио и ансамблю добавились:
- еще занятия сольфеджио, но на более глубоком уровне – мы писали диктанты (это когда препод играет простенькую мелодию, а ты пытаешься записать ее на слух), изучали аккорды и лады и т.д. До этого мне просто рассказали про ноты и про длительности, и в общем-то все.
- хор – мне это было не очень интересно, а когда начал ломаться голос, меня просто освободили. Хор больше помог с социализацией :)
- музыкальная литература – у нас это по факту была история музыки, мы шли по эпохам, изучали биографии знаковых для этой эпохи композиторов, слушали их основные произведения. ИМХО, это дает хороший задел, чтобы в осознанном возрасте слушать классическую музыку с удовольствием и знать, как открывать для себя что-то новое
- вторая специальность – уроки игры на втором инструменте, по факту все выбирали фортепиано. Было интересно, потому что совершенно другой способ играть музыку по сравнению со скрипкой, плюс чертов басовый ключ :) После игры только в скрипичном ключе играть в басовом, как будто писать левой рукой, когда ты правша.
Вернемся к новой преподавательнице. С ней мы прозанимались недолго, потому что в наш город приехали (вышли на пенсию) 2 новых скрипачки, которые до этого работали в Уральской консерватории и в музучилище.
Они устроились в нашу музыкальную школу и им нужны были ученики. И вот тут для меня началось самое интересное время.
Practice
Меня отдали к одной из этих новых преподавателей, Татьяне Викторовне, и этот поворот наверное определил все дальнейшее отношение к игре на скрипке. За что ей огромное спасибо.
Если до этого я довольно формально относился к учебе музыке, мне больше нравилось ходить на сольфеджио и общаться с ребятами, то теперь интереснее всего стали уроки специальности. Потому что стало ОЧЕНЬ сложно.
Лирическое отступление про то, почему играть на скрипке сложно, часть 2
Если коротко, то потому что на скрипке нет ладов, а гриф короткий.
Отсутствие ладов, например как на гитаре, это одновременно преимущество для музыканта и боль для обучающегося.
Вроде бы точки зрения физики звук характеризуется в том числе амплитудой колебания. Поэтому каждая нота однозначно может быть определена какой-то частотой.
С одной стороны да, но вообще нет, потому что мы говорим про искусство, а оно прекрасно своей субъективностью.
Поясню на примере. Вот есть нота ля первой октавы. Интернеты предлагают настраивать ее на частоте 440 Герц.
Но, когда ты играешь на скрипке, допустим, какое лирическое произведение, в котором ноты последовательно приводят тебя к си первой октаве, то перед си ты обязательно сыграешь ля.
И вот от того, куда ты поставишь палец, чтобы сыграть ля, будет зависеть, грубо говоря, выразительность этого музыкального отрывка. Если играть ля ровно на 1 тон выше предыдущего соль, то будет просто чисто сыграно. Но если сыграть ля чуть-чуть выше, чем нужно, а еще можно чуть дольше потянуть, то будет создан эффект того, что ля притягивается к си. Словами как-то криво у меня получается объяснить, но вот подобный пример (тут и тон и ритм немного отклоняется того того, что в нотах).
Такая свобода позволяет сделать музыкальный отрывок чуть более ярким и выразительным.
Это один из моментов, в котором красота и сложность игры на скрипке. Сложно точно попадать в ноты, когда ты только начинаешь. С опытом и привычкой (играть чисто) начинаешь пользоваться возможностями инструмента.
Как бонус – постепенно музыкальных слух становится очень чутким. Диктанты на сольфеджио не представляют трудности хаха :)
Если серьезно, то слух очень нужен скрипачу – с хорошим слухом тебе не нужен инструмент, чтобы прочитать ноты и понять, как это будет звучать, ты будешь играть чисто (это называется хорошо интонировать, да и в целом термин "интонация" используется для характеристики точности попадания в ноты) и банально пение песен под душем станет более точным. Попадать в ноты и иметь хороший слух – практически синонимы для скрипача.
Закончим это лирическое отступление. У моего преподавателя был метод научить маленького человека играть:
- добиться приемлемой интонации
- совместно с учеником понять, "что хотел сказать автор"
Ожидаемо, я застрял на первом пункте. Расскажу, как преодолевал.
На уроках специальности у нас было:
- лирическое произведение
- этюд (на первых этапах просто произведение для оттачивание определенного технического скилла)
- виртуозное произведение
Это был стандартный набор для того, чтобы освоить за полугодие.
Первое время я приходил на занятие как обычно, почти не позанимавшись предварительно. В результате мы основную часть времени проводоли за так называемой "чисткой".
Я начинал играл произведение целиком, потом Татьяна Викторовна вздыхала, и мы начинали играть по отдельной фразе так, чтобы она была сыграна чисто. Такт за тактом, повторяя каждый десятки раз, останавливаясь на отдельных нотах, чтобы послушать, как звучит каждая и сделать нужную корректировку, если необходимо.
Это доводило меня до белого каления, потому что мне не подсказывали, куда ставить палец, я должен был услышать это сам. А вот если играл фальшиво, то, конечно, останавливали и предлагали сыграть еще разок.
В результате такого занятия, я закономерно получал двойку, и шел домой в расстроенных чувствах.
Самолюбие, тщеславие или еще что-то, но я не стал забивать на такую ситуацию. Решил заниматься дома побольше.
И играл я по 3-4 часа каждый день. Просто пытался сыграть такт за тактом чисто, сыграть так, чтобы интонация была точной, и чтобы это не было случайностью.
В результате буквально через пару недель процесс пошел очень хорошими темпами. Мы перешли к обсуждению того, какое настроение надо передать в том или ином произведении. Это уже более интересные задачи.
Учебный год закончился, от того, что у меня стало получаться, мне стало нравиться, произведения стали интереснее и сложнее, это еще усиливало интерес. Поэтому к своему следующему году обучения я пришел с понятным алгоритмом освоения нового материала.
Кстати, эксперимент с 10к часов ставился на именно скрипачах, оттуда растут корни этого мема. И со скрипкой такой подход точно работает. Количество часов для того, чтобы сносно что-то играть, в этой области определяется слухом, анатомическим строением кистей и усидчивостью.
Сложно сказать, какой из факторов важнее.
Ремесло и искусство
Следующие годы обучения были интересными, потому что произведения перестали быть ученическими, мне стали давать играть концерты (это такая музыкальная форма).
Больше всего запомнились
- вот этот концерт Баха, потому что я играл его на локальном конкурсе, и потому что он не только про технику, а про нюансы – как сыграть полифонически, как хорошо сделать с точки динамически (грубо говоря, это темп и громкость)
- концерт Бруха, потому что он просто красивый, по ссылке только первая часть, но также отличная вторая – она очень лирическая, при это перекликается с первой и создает очень яркий контраст с финалом, с третьей частью
Прелесть игры на музыкальном инструменте в том, что с точки зрения временных затрат это, конечно, ремесло. Но с точки зрения результата это стопроцентное искусство. Вот такая трансформация времени.
Кстати, по поводу искусства тоже можно сказать пару слов.
Как-то была возможность поехать в Москву на мастерклассы преподов из консерватории им. Чайковского – это такой детский летний лагерь на пару недель, только в моем случае проходило мероприятие ранней весной и вместо купания в море надо было заниматься.
У меня мастеркласс вела Марина Кесельман и занимались мы интерпретацией того, что написано в нотах. Алгоритм был примерно таким же, как когда я работал на тем, чтобы играть чисто:
- играешь произведение
- преподаватель вздыхает
- начинаете разбирать строчку за строчкой с самого начала
Только в этом случае преподаватель вообще не обращал внимание на какие-то технические аспекты, мы смотрели на подсказки в нотах и на произведение в контексте эпохи.
Я тогда играл Балладу и Полонез, его написал Анри Вьетан – один из известных композиторов и виртуозных исполнителей своего времени.
Но, если вы помните, полонез – польский танец. Поэтому ходят слухи, что Вьетан выиграл в карты у другого скрипача, поляка Генрика Венявского, написание произведения. Вот Венявский, проигравшись в карты, якобы и написал польский танец, а Вьетан просто подписал рукопись своим именем.
Мы обсуждали, как могли танцевать полонез – говорили про шляхтичей в красивых одеждах, которые приходят на бал и начинают танцевать перед дамами. Вот такое настроение и надо было передать.
Плюс подсказки в нотах, о которых писал выше, обвел основные например в Балладе:
Как видите, помимо самих нот и ритмического рисунка, есть довольно много нюансов, которые надо во-первых, сыграть, во-вторых, сыграть так, чтобы это было логично в контексте конкретного произведения.
Чем-то похоже на актерскую игру, наверное.
Заключение
Получилось довольно много и сумбурно, прошу прощения, если было тяжело читать. И спасибо, если дочитали :)
В общем и целом могу сказать, что этот опыт показал мне, что упорный труд на протяжении достаточного периода времени может принести свои плоды.
Когда приходится вкатываться во что-то незнакомое и новое, я вспоминаю, каким образом смог добиться некоторых успехов в игре на скрипке. Это дает силы браться за работу и не опускать руки.
Любовь к музыке – приятный бонус.
Признавайся: на музлитре висел классический портрет Мусоргского?!! 😋😋😋
Где-то лет 5 или 6 тому назад взглянул на скрипку новым взглядом, но скорее как слушатель, когда на ютубах стали появляться кавера скрипичные на всякую не классику (в типичном её понимании), и обнаружил, что мне это даже интересно, но браться за инструмент пока не вижу смысла (стоящая в углу бас-гитара укоризненно стоит струнами к стене), ибо нет банально времени, эх.
Хотя отец в своё время на скрипке играл, да
Закончил муз. школу по скрипке, единственное что мне запомнилось и понравилось это когда сумел сыграть
после этого не брал скрипку в руки уже года 4.
Спасибо, многое срезонировало. Я начинал на фортепиано ещё мелким, но быстро бросил так как сложно, ничего не понятно и интересы, в общем, другие. Не так давно начал классическую гитару и вот как раз первый год бился с нормальным положением инструмента, рук, раскачкой слабых мышц мизинцев и вот этого всего. Говорят не у всех так, но, видно, времени вылеяю недостаточно. Но тут уж сколько могу...
Как жеж пробило на воспоминания после такого поста, спасибо большое!
Круто, что ты столько помнишь с начала занятий, у меня осознанные воспоминания начинаются класса с 5-го, наверное. Мою учительницу по скрипке тоже звали Людмила Борисовна, это удивительное дело, но учился я в Тольятти.
С музыкалки наверно не слушал этот прекрасный концерт Баха ля-минор, мурашки пробирали, когда его играл и, особенно, когда получалось хорошо, безумно нравился мне.
Ещё при упоминании Венявского вспомнил очень милое и по-моему довольно редко играемое, во всяком случае, в моей школе я был первый, кто его сыграл, спасибо Людмиле Борисовне, которая где-то откопала ноты. Называется оно Куявяк:
Классный пост, уже давно подумываю о скрипке. Вспомнил и свои 7 лет в музыкальной школе, где я учился на фортепиано и которую я таки закончил.