Привет! Меня зовут Сережа, мне 34 года, живу в Москве, я фронтендер и музыкант. Последние лет десять я сочиняю музыку, восемь из них играю в группе Наадя. Мы сыграли больше сотни концертов, выступали на фестивалях в Германии, Швеции, Польше, Венгрии и в других странах. Несколько раз ездили в туры по всей России от Владивостока до Краснодара.
Недавно я решил заняться сольным творчество и записал два альбома, снял пару клипов, собрал группу и сыграл несколько живых концертов. Хочу поделиться своим опытом. Рассказать как быстро сочинять песни и не копить горы набросков. Поехали!
Интро: Талант vs усердие
Для того чтобы писать музыку не нужен особый дар. Альбом это про жопочасы. У вас есть знакомый дизайнер? Он не ждет вдохновения, есть работа и он ее делает. Результаты труда могут быть разные. Крутые и не очень. Но работа это конвейер, который не должен останавливаться. Так и с музыкой. Мне кажется продюсер = дизайнер. Мы решаем похожие задачи и используем похожие инструменты. Представьте дизайнера у которого на жёстком диске 50 незаконченных макетов. У которого есть и планшет и дорогой профессиональный монитор, но нет готовых проектов. Вот и с музыкой тоже самое.
Делать плохую музыку не стыдно, воспринимайте это как удобрение для будущего урожая.
Минимальные требования и сетап
Начну с удивительного открытия, которое я сделал не так давно 🤔. Количество и качество музыкальных инструментов, которым вы владеете никак не влияет на количество и качество музыки, которую вы сочиняете. Я люблю музыкальное оборудование, я без ума от семплеров и гитарных примочек, я считаю что синтезаторов никогда не бывает достаточно и хочу иметь их все. Но для того чтобы записать сольный альбом вам не нужно практически ничего, кроме компьютера и музыкальной программы.
Если не нагружать компьютер дополнительными плагинами, то даже самый простого ноутбука хватит чтобы сочинить хит в Аблетоне.
Чем меньше у вас инструментов тем проще вам будет сконцентрироваться на сочинении.
В моем представлении, универсальный и недорогой сетап состоит из макбука (мне хватало за глаза Эйра базовой модели 2015 года) и белых наушников от айфона. Мак мне нравится своей компактностью и временем работы от батареи, а эппловские наушники неплохой shit-контроль и если в них ваш трек звучит нормально, значит и вашим слушателям скорее всего будет норм.
Если вы, как и я, планируете записывать живую гитару или вокал, то придется озаботиться покупкой аудиокарты и микрофона. Практически все современные бюджетные аудиокарты хорошо звучат и не шумят. Я бы посоветовал обратить внимание на интерфейсы от компании Focusrite или Native Instruments. Можно вполне купить б/у, я так делал много раз и проблем не возникало. Микрофон советую брать конденсаторный, например как у меня AKG P120, только ему необходимо фантомное питание, так что удостоверьтесь что в вашей аудиокарте оно есть. Можно конечно использовать и динамический микрофон, но мне кажется они больше подходят для сцены. Подробнее о типах микрофонов лучше почитать отдельно.
По поводу выбора аудио-мониторов для дома могу сказать одно - хорошо когда они есть, писать музыку и сводить с ними гораздо приятнее. Но если бы у меня был ограничен бюджет и мне пришлось выбирать между хорошими наушниками (например, Audio Technica ATH50x) и бюджетными мониторами (например, KRK RP5), я бы выбрал наушники.
Впрочем, это все очень субъективно, а мое сердечко вообще принадлежит эппловским затычкам.
Итак, у вас есть какой-то компьютер и пара наушников, а значит пришло время выбрать свою первую Digital Audio Workstation или сокращенно DAW. Короче, музыкальную программу.
Популярные музыкальные программы
Сейчас существует много классного музыкального софта, на любой вкус и кошелек. Я в основном топлю за две программы - Ableton Live 11 и Logic Pro X. Расскажу вкратце, про обе.
Ableton Live 11 - это крайне популярная кросс-платформенная DAW c невысоким порогом входа, в которой есть практически все, что нужно для того чтобы записать свой хит. Эту программу можно купить в нескольких версиях - полноценная Suite влетит в копеечку, но можно начать и с версии Standard - в ней тоже будет все необходимое, а потом на скидках обновиться до максималки. Кстати, в России можно купить бандл - контроллер Ableton Push 2 и Ableton Live 11 Suite по цене не сильно отличающийся от цены за отдельный софт. Я так и сделал - контроллер потом выгодно продал, оставив себе лицензию на Suite.
С Logic Pro X история иная - цена на программу всего $200, но работает она только на маке. У Лоджика классная библиотека семплов и пресетов, есть свой аналог автотюна, удобная система хоткеев и вообще в сравнении с Аблетоном Лоджик кажется более мощным комбайном (одни только виртуальные барабанщики чего стоят). А еще можно подцепить Айпад в качестве контроллера.
Сейчас я пишу музыку в Ableton Live, потому что мне нравится его простой интерфейс и единообразие в дизайне плагинов. Но если бы я занимался музыкой более профессионально и регулярно, то скорее всего выбрал бы Logic Pro X за его широкие возможности и встроенный автотюн.
С чего начинается песня и как заканчивается
Когда я начинаю писать трек то мне очень помогает сначала просто сидеть с гитарой и придумывать текст + аккорды, главное сочинить связку куплет + припев и потом уже можно ее записать. Я не люблю долго ковыряться с аранжировкой, потому что это сбивает меня с ритма. Я записываю куплет + припев на готовый бит из встроенной в Аблетон библиотеки, хотя иногда могу набить что-то сам, но лучше оставить эту часть на потом. Также очень помогает брать готовые биты из библиотек с семплами.
Сочиняйте быстро
Когда у меня уже готова какая то рыба самое время дописать второй куплет и начать думать над инструментальными сцепками - вступление, бриджи, проигрыши и концовка. Мне нравится работать методом прогрессивного джипега, суть в том чтобы ваш трек был готов как можно раньше, а дальше вы просто регулируете “степень прожарки”.
Часто я превращаю партию гитары в миди (есть такая функция в Аблетоне) и потом делаю из нее синтезаторную партию.
Я пишу основные куски как можно быстрее и потом просто их копирую. Сейчас не время заниматься саунд-дизайном, так вы скорее перегрузите аранжировку и потеряете основную мысль. Конечно, речь о песнях, в инструментальной музыке наверное все немного иначе, но в данный момент я хочу сконцентрироваться именно на вокале и тексте, а все остальное пока отходит на второй план.
Если вы не умеете играть на музыкальных инструментах не переживайте, делайте как я - ищите классные мелодии в библиотеках с семплами или на Splice и превращайте их в миди, а потом изменяйте. В этом нет ничего плохого как и в том чтобы использовать готовые семплы. Представьте себя дизайнером который работает со стоковыми фотками.
Когда я пишу трек у меня есть две задачи:
- сделать законченную песню, если я чувствую что сегодня на это нет сил, то лучшее поиграть в приставку или, например, навести порядок в пресетах, разобрать старые проекты. Можно просто поизучать новые плагины
- получать удовольствие от процесса. писать музыку из лупов и семплов нормально если вам нравится процесс и результат, использовать готовые пресеты тоже норм, не переживайте вообще на счет этого.
Еще один подход работы с семплами, назовем его “классическим”, это нарезать готовую фразу в салат и попробовать сделать на основе этого что-то новое добавив другие инструменты и эффекты. Представьте что вы повар, вам не нужно выращивать курицу, печь свой хлеб и сажать семена для овощей. Берите готовое и нарезайте в салат, основная фишка в соусе, это ваш главный секрет - то как вы замешаете свой микс и есть индивидуальность.
И так, мы примерно представляем как начать. Есть все основные части. Я рекомендую оставлять в аранжировке максимальное количество воздуха, даже если она сначала будет казаться вам пустой. Лучше так чем сто тембров и партий.
Как писать тексты?
В этом я не спец, но я получаю удовольствие когда пишу. А пишу я про то что мне знакомо и близко. Я пытался по другому и у меня не получилось, а просто рассказывать истории про то что меня волнует оказалось очень легко. Еще мне нравится представлять себя другим исполнителем и фантазировать на тему как бы он сделал этот трек. Это вообще известный прием, советую его попробовать.
Железо и софт: дома и на сцене
У меня было много всякого железа, я постоянно что-то покупаю и продаю, но эта зависимость не имеет особого отношения к творчеству. Некоторые штуки мне нужны только из-за концертов, а дома я все равно все делаю на компе.
Если вы покупаете себе инструмент то деньги за него это не все что от вас потребуется. Главное вложение это ваше время и оно недешево. Многие покупают горы стафа, но никогда толком не разбираются как это все юзать.
Я люблю софт, очень. И сейчас я полностью избавился от пиратского софта, это влетело в копеечку, но это приятное чувство и отличный способ себя ограничивать.
Мои мастхев программы это Ableton, Bias FX 2, Komplete Kontrol. У меня есть все плагины от Native Instruments, Output, Soundtoys и Arturia. Это жирный сетап, раньше я юзал их пиратские версии, но когда понял что использую в каждом проекте, то заработал денег и купил.
Работа над альбомом
Когда трек готов я не особо его свожу, ведь во время сочинения я всегда стараюсь чтобы уже звучало ок. Я рендерю демки и скидываю себе в телегу, чтобы послушать на прогулке. Мне нравится когда демок собирается уже штук шесть, значит альбом почти готов. Пусть треки не будут проработаны, но когда их уже много, ты не зацыкливаешься на мелочах, ты работаешь в более крупном масштабе, ты делаешь альбом целиком, а не его микро-кусочки. Руки так могут и не дойти поправить какую то мелочь, ну и ладно.
Не слушайте отдельный трек, слушайте сразу альбом, тогда вы не будете придираться с микроскопом к каждой ноте, главное общая идея.
Альбом это не финальная точка, потом будут еще и еще, нет предела совершенству, просто в следующий раз вы напишете песни получше.
Я вообще старался делать много песен, просто чтобы было что играть и шутил, что вот у нас уже 16 треков для концертов есть, значит дальше можно писать “хорошие” песни и вставлять их в программу на замену плохим.
Концерты
Опыт игры в Нааде показал, что слушателю почти что всегда все равно играете ли вы все партии сами или половина идет из плейбека, концерт это шоу, не нужно упарываться и напряженно медитировать над железками, лучше будьте вместе со своей аудиторией. Хотя и живое исполнение важно, тут правильно соблюсти баланс, наверное с опытом это приходит само. Я выбрал гитару для сольного проекта, потому что на ней легко играть. У меня есть басист и барабанщик, так мы вроде как настоящая группа, но половина музыки идет из семплера :)
Репетиции классная вещь, так вы на большом звуке поймете что на самом деле работает. В наушниках музыка звучит иначе, особенно видна разница в динамике, порой это разочаровывает: трек не работает на живом звуке, хотя качал в ушах. Я делаю отдельный микс для лайвов, стараюсь подчеркнуть барабаны, не делать слишком широкое стерео, убираю лишний мусор из середины, там где будет вокал. Убираю бэк вокал. Это требует времени, но это интересный опыт. Барабанщик и у меня в проекте и в Нааде играет живьем поверх готовых барабанов и звучит нормально, просто надо подойти к этому творчески.
Искать музыкантов непросто, но многие не против играть в нескольких проектах, попробуйте показать кому нибудь свой альбом и предложите попробовать поиграть его вместе. Я так нашел басиста, а ко второму альбому и барабанщика.
Чем меньше людей в проекте тем лучше - проще репетировать, куда то ездить, вы получите больше денег если будете играть за гонорар.
Кстати, давно витает идея для чата: Вастрик.Музыканты. Возможно, получится эффективно делиться какими-то знаниями. Но сам я форсить пока не готов, так что вот просто вкину идею :)
Серёга ты крут, и очень вдохновляешь) Трек "Глупым" навсегда в сердечке)
Хорошая статейка. Спасибо за напоминание, что пора вкладывать больше жопочасов, а не просто джемчики пилить :)
А ты придумываешь какую-то тематику для альбома перед тем как его писать, или пишешь как пишется?
Кстати, для интересующихся - есть условно-бесплатная DAW Reaper (https://www.reaper.fm/). Она просит ее купить (за 60 баксов), но никак не ограничивает функциональность. Малость гиковская, но самая кастомизируемая и производительная софтина. Меня окно загрузки Ableton вгоняет в тоску постоянно )
Прекрасный пост, спасибо!
У меня никогда не хватает терпения довести трек до ума, в итоге, у меня постоянно получаются демки :D
Так как музыка это больше инженерия сейчас - моя лень побеждает над крутилками.
И ещё треки всегда получаются плоскими и без структуры. Нужно прочитать хоть немного теории о композиции, но тут лень тоже побеждает уже не один год.
Так что я называю свою музыку снепшотом моего вдохновения.
Появилось - быстро сделал на том, что умею (FL Studio / GarageBand + гитара, вокал) и залил на саундклауд, потому что всё равно доделывать никогда не буду)
Вот пару примеров моих песенок:
https://soundcloud.com/93kilobytesofwater/you
https://soundcloud.com/93kilobytesofwater/privet
https://soundcloud.com/93kilobytesofwater/bol-rabota
Отличный пост! Раньше писал музыку и песни. Потом навалилось разное. Работы, переезды и прочие семейные обязанности. Но надо к этому вернуться. Сейчас пою в группе, но так, больше по фану.
Вот, кстати, трек, который был записан 15 лет назад без DAW, компуктеров и прочего. Чисто в линию вживую. Планировал как демку, но получилось неплохо.
https://soundcloud.app.goo.gl/ZYGKCNx84n1dmcVh7
Чертовски поддерживаю замечание про то, что на концерте лучше быть со своей аудиторией, а не в железках. Мне кажется, что понимание этого почти ко всем музыкантам (включая меня) приходит в последнюю очередь.
Абсолютное большинство коллег по сцене находится в плену переживаний по поводу того, что на концертах нужно играть все "честно" (то есть без плейбэков) и "качественно" (то есть сосредоточившись на идеальном исполнении, а не на артистизме).
И это просто кошмар: в итоге получаются не концерты, а открытые репетиции, только еще и нервозные.
Гораздо круче пустить почти все в плейбек и упростить замороченные партии, чтобы освободить для веселья руки, ноги и глаза :)
Еще от Ableton'a есть прекрасные базовые курсы по структуре треков https://learningmusic.ableton.com/ и по основам синтеза https://learningsynths.ableton.com/
В описании инсты есть упоминание про роланд, а в статье — нет. А хочется :)
А про инструментальную музыку без вокала есть что-нибудь? )
Здоровская статья, аж захотелось сдуть пыль с Reaper'а или опробовать Logic.
Мне нравится, что у одной из самых толковых российских групп такой адекватный подход к творчеству.
Когда-то случилось с Маашей чуть-чуть пообщаться – и на тот момент очень приятно удивило, насколько у человека утилитарный взгляд на всякий гитарный стафф (при сказочной любви ковыряться со всякими там педальками/усилителями).
Судя по прочитанному, это достаточно общая тема для группы :)
Заканчивать действительно сложно. У меня с текстами проблема основная))
А раскрой пожалуйста тему поиска людей, чтобы можно было играть вживую? Я кроме школы маскелиаде и не знаю тусовок, но там ориентир на электронную музыку вроде.
Ого, оказывается на концерте Наади сольном был в Минске даже.
Сам медленно ковыряюсь в Аблетоне, времени на каждый трек, конечно, уходит масса, а потом каждый не нравится почти сразу, но надеюсь это как-то со временем оптимизируется :)