Пост ответов на вопросы про шрифты
 Публичный пост
9 июля 2021     482   

Привет. Я Андрей, дизайнер, с некоторым уровнем экспертизы в буквах. Сильно пёрся по ним некоторое время, читал книжки, рисовал леттеринги, создавал и заставлял работать настоящие шрифты.

Предлагаю всем нуждающимся и просто любопытным задавать разной степени глупости и занудности вопросы на эту малопопулярную тему.

Ничего не обещаю (я всё-таки не Илья Рудерман, за границами не учился), но постараюсь ответить на все вопросы и дать направление для самостоятельного изучения.

P. S.
Сидеть в ридонли скучно, хочется быть полезным сообществу.

Связанные посты
46 комментариев 👇
Ivan But, Играю в предпринимателя 9 июля в 13:25

А можешь сделать короткую выжимку, как правильно покупать шрифты? Столкнулся с тем, что например хочу купить все размеры, но реально за каждый надо отдельно платить – это же мрак. В итоге проще скачать.

В какой момент правообдатель шрифта может прийти и сказать а-ат-та (если скачал бесплатно), или такое вообще не происходит? И если я купил например только жирный, могу я с чистой душой скачать просто остальные скачать?

  Развернуть 1 комментарий

@Ivanbut, А если купил старый потертый мерс, можно угнать новый?

  Развернуть 1 комментарий

@sklyarov, вау, полезно, спасибо

  Развернуть 1 комментарий

@Ivanbut, Правильно покупать шрифты либо напрямую у словолитен (компаний, которые производят эти самые шрифты), либо на маркетплейсах: самые известные русские — paratype.ru, type.today, letterhead.ru, typetype.org, russianfonts.ru, contrastfoundry.com; на западе все хуже (с точки зрения поиска шрифтов) — куча маленьких независимых студий и один монструзный владелец всего и вся Monotype которым принадлежит всяческая Гельветика и другие мегапопулярные шрифты (они ваще считай монополисты мирового шрифтостроения, поэтому охуевают сильно) и самый большой (неудобный и медленноразвивающийся) маркетплейс myfonts.com.

Заходишь на маркетплейс или сайт производители и ищешь нужный шрифт. Обычно на странице с ним есть текст лицензии, который рассказывает, шо можно этим шрифтом делать, а шо нельзя. Если ты купил только жирное начертание — то пользоваться можешь только им.
Праваобладатель если заподозрит что нет у тебя прав юзать отсальные начертания может потребовать подтверждения того что у тебя есть (цак) права (на пепелац) на все используемые начертания. По опыту могу сказать, что всякую мелочуху типа афиша в уездном городе о тусовке на 50 человек — никого не интересует, но определённый риск сесть на бутылку есть. Некоторые студии в досудебном порядке даже не согласны ничего решать.

Точно могу сказать что отечественные словолитни нормально так следят за неправомерным использованием результатов своего труда и нарушением интеллектуальных прав. И нагибают сильно.

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, спасибо! да, про маркетплейсы стало понятнее - я думал всё примерно myfonts.com ограничивается.

ну и грусть, что да, нельзя купить как-то оптом всё.

  Развернуть 1 комментарий

@Ivanbut, А что ты имеешь в виду под «оптом»?

вообще щас появляются подписки (в основном на экспериментальные шрифты), у студий есть всякие коллабы с шрифтовальнями: у нас есть например доступ к шрифтам монотайп (не всем), шоб мы их юзали в проектах (бесплатно) и предлагали клиентам потом для пользования выкупать лицензии.

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, возможно я выбрал плохой шрифт (точнее дизайнер), но вот например у нас есть Core Rhino 65 Bold, который мы купили. И вот нам захотелось условно где-то использовать Italic – и оказалось, что за него надо доплатить отдельно.

Вот это про оптом скорее – т.е. купить весь шрифт (все размеры и начертания), а не каждый размер по отдельности.

И в итоге конечно ради того, чтобы в одном месте курсив использовать, платить ещё раз 30 баксов не хочется.

  Развернуть 1 комментарий

@Ivanbut, ну, это логично. это тебе надо в одном месте сделать курсив, а чувак то ВЕСЬ шрифт делал) ну то есть либо тогда шрифты будут в разы дороже)

ну и один раз купить тоже можно, но не все. есть технология вариативных шрифтов, там все сразу и в одном файле) на AMA, когда оно произойдёт расскажу про это немножко

  Развернуть 1 комментарий

@Ivanbut, все начертания редко когда нужны. Чаще всего достаточно трех: normal, italic, bold.

Остальные специфичны: medium с рязрядкой может пригодится в мелких кеглях для улучшения legibillity. Light для больших заголовков в виде потенциальной акциденции и т. д.

  Развернуть 1 комментарий

@piskov, ЩА в трендах такое, что достаточно и одного, причём — любого)))

все начертания нужны только в хороших шрифтах когда т делаешь навигацию (тогда и 128 начертаний может не хватить), или когда верстаешь книгу где куча нюансировок в тексте и много типов выделений и акцентов.

примеры выше — сферические в вакууме

  Развернуть 1 комментарий
  Развернуть 1 комментарий

@piskov, да, я примерно так и действовал, спасибо

  Развернуть 1 комментарий
Наталья Петрова, Директор по маркетингу и продукту 9 июля в 14:05

Совсем нубский вопрос))

Зачем столько шрифтов? В моем понимании это же.. ну.. просто буквы. Да, их можно написать очень по-разному, но в чем реальная польза и применение такого количества шрифтов?

  Развернуть 1 комментарий

@iordancky, Шрифт — такой же инструмент выразительности, как композиция или иллюстрация. У букв есть характер, которым можно поддержать «тон оф войс» макета. Есть шрифты которые рисуются тупо под один проект, чтобы боддержать общий посыл (очень конкретный).

Есть которые нарисованы под широкую задачу: хорошо читаться с любого расстояния и быть различимым даже для людей с плохим зрением — это про навигационные шрифты; вмещать в строку больше символов, но не проебывать считываемость знака — это для интерфейсных; привлекать внимание дикостью — для акцидентных; обходить проблемы покупки прав на шрифт — так появился Arial вместо Helvetica; удовлетворить потребность самовыражения — так появляются экспериментальные шрифты, я сам такие рисовал.

Польза — можно достаточно тонко управлять настроением набираемого текста и точнее решать дизайн-задачу.

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, офигенно, спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

@iordancky, в целом, конечно вы правы и куча перегибов в количестве есть среди обычных сансов (гельветико-подобных шрифтов), когда отличия минимальны. И тут, не будучи дизайнером шрифтов, часто сложно понять, в чем разница.
Но разница обычно в:

  1. Цене
  2. Количестве начертаний
  3. Количестве языков и дополнительных символов
  4. Количестве лигатур (когда для рядом стоящие буквы имеют своё начертание)
  5. Оптимизация расстояний между разными буквами.
  6. И т.д, в общем, количестве работы и таланта вложенного в шрифт.

Плюс, часто проще сделать шрифт, который подходит под задачи (когда знаешь,что будешь использовать много), чем покупать и платить кучу денег за использование. Так делают города, страны, большие компании специально разрабатывают свои шрифты, т.к. использование чужих шрифтов, может быть весьма затратно.

  Развернуть 1 комментарий

У меня совсем нубский вопрос.

Не раз видел, что потратили кучу сил и денег на проект по смене дизайна, но результат в сухом остатке — поменяли шрифт надписи, скруглили какие-нибудь уголки у логотипа и т. п. Специалист объясняет: мы выбрали (или даже создали) новый шрифт, который гораздо лучше соответствует духу компании, тыры-пыры, ля-ля-ля. У неспециалиста брови поднимаются примерно до затылка: неужели это правда важно настолько, сколько это стоит?

Так вот, вопрос: как научиться чувствовать вот эти вот оттенки вкусов разных шрифтов? И можно ли этому научиться, не становясь специалистом по шрифтам и по дизайну?

  Развернуть 1 комментарий

учти что тебе потом с этим жить)

  Развернуть 1 комментарий

@shrddr, это я уже умею :-) .

  Развернуть 1 комментарий

@skalbagge, научиться можно как и везде — разбираясь в нюансах и тренируя насмотренность. А начав разбираться — неизбежно заденешь типографику и вёрстку, в целом дизайн и композицию и волей-неволей, хочешь разбираться в шрифтах — они не живут вне контекста — разбирайся в дизайне. Тогда и поймёшь, почему на ребрендинг можно потратиьт 27 миллионов и почему это не «сменили шрифт в логотипе».)

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, я представляю себе, сколько может быть работы за ребрендингом, и многозначные суммы меня не удивляют. Мой вопрос был именно про то, как научиться понимать характеры шрифтов.

  Развернуть 1 комментарий

@skalbagge, смотреть, читать, изучать, спорить со всеми с пеной у рта, доказывая что они не правы, потом разочаровываться в себе, потом понимать что был прав и так далее)

  Развернуть 1 комментарий

Бывают ли ситуации, когда несколько шрифтов на одной странице, например (или там на одном баннере/другом элементе) - это норм?

В общем, можно ли юзать несколько шрифтов так, чтобы это не было зашкварно?

EDIT: когда говорю несколько, имею ввиду 3 и больше

  Развернуть 1 комментарий

@Demaga,

Коротко:
Бывают. Зависит от задачи, которую решает дизайн.

Длинно:
Вообще, обычно использование одного или двух шрифтов обусловлено чисто психофизиологически. Известно что человек — таки не компьютер и способен обрабатывать сразу не очень большое количество объектов/сущностей. Шрифт — сам по себе уже набор кучи сущностей (глифов), поэтому внутренние рифмы и объединяющие элементы в буквах как бы усмиряют безумие форм и объединяют визуально в визуальную единицу. Иногда в семействах шрифтов есть начертания с засечками и без, и еще с какими-нибудь брусковыми засечками и курсивы — они тоже объединяются (менее очевидно) в визуальную общность через пропорции знаков, толщины, похожие углы входа одних элементов в другие и т.д. Поэтому часто используют 1-2 шрифта или начертания из одного семейства. Формально там бывает и 5 шрифтов и 10, но это обычно вариации одного по ширине букв или толщине.

Это всё касалось традиционного, «спокойного» дизайна, где главная задача сделать удобно/понятно/читаемо.

Сейчас же есть тренд в дизайне вообще — на эклектичность, дикость, перегруженную акциденцию. И тут уже нужно мастерски владеть композицией, чувством стиля и уметь сочетать несколько отличных друг от друга шрифтов. Пример

P. S.
Если непонятно — задавайте доп. вопросы)
Позже поищу еще примеров, щас сходу под рукой мало чо есть) надо поковыряться по подпискам своим)

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, Классная теория про то, что мозг не способен обрабатывать большое количество сущностей и связь с шрифтами.

Почему тогда сейчас тенденция в другую сторону качнулась? Потому что люди привыкают работать с большим количеством информации на экране?

  Развернуть 1 комментарий

@Demaga, ну это теория которую я дернул из интерфейсной темы, вроде как больше 4-7 объектов человек запоминает с турдом.

Тенденция качнулась потому что все уже было попробовано, а поточной дичи пока не было. вот и стали все наворачивать 70 шрифтов на страницу)

ну и думаю что из-за того что поток информации увеличился, мозг натренировался и да, проще воспринимает такой китч. (а вообще, это же настольгия по веб 1.0 — дичь, никто ничо не умеет, хуячат как бог на душу положит))))

  Развернуть 1 комментарий
Елена Кочева, основатель клуба путешествий 9 июля в 13:25

Привет! У меня два вопросика (возможно тупых:)):

  • Как правильно подбирать шрифтовые пары? Есть ли какая-то +/- универсальная формула, по которой можно было бы собрать 2 шрифта, которые бы классно вместе смотрелись?)

  • Раньше бытовало мнение, что шрифты без засечек/с засечками хороши для своих задач (что-то для заголовков, и пр). Потом встречала много дизайнеров, которые говорили, что все фигня и все можно использовать везде. Сейчас есть какое-то единое мнение/правило хорошего тона у дизайнеров, что можно использовать где? :)

  Развернуть 1 комментарий

@kocheva_lena, «тупые вопросы» — мои любимые. с них начинаешь разбираться) те кто задают реально тупые вопросы — никогда так не считают)))

  1. Плюс минус есть формула — но надо разбираться немного в параметрах шрифта. Есть на просторах интернета несколько прям уже готовых пар, но мне не нравятся они. Потому что такое упрощение ведёт к тому что потом эти пары  — везде.

Есть правило — один шрифт для заголовков другой для текста. Чем больше они друг от друга отличаются по рисунку букв, тем больше нужно между ними создавать контраст — например один делать очень крупно в заголовках, другой нормального размера для текста.

Это отсебятина.
А вот хорошая, заслуживающая внимания статья.

  1. Всё хорошо там — где хорошо. Ну и зависит от задачи. (знаю, максимально расплывчато).

Лет пять назад еще было справедливо что засечки для больших объемов текста, гротески — для интерфейсов и мелочухи. Вообще это дело причвычки и сейчас нет разницы. За собой замечал что сложнее читать (на экране особенно) шрифты с засечками. Я начинаю сильно вглядываться в рисунок букв. Мне кажется что для текста объемного шрифт должен быть максимально безликим и отпидореным от характера. Нейтральным.

  Развернуть 1 комментарий
Андрей Писков, человек-оркестр (директор по IT-продуктам) 10 июля в 09:03

Что почитать, чтобы вкатиться

Посты в интернете – это хорошо, но лучше к «первоисточникам» :-) Тем более, объем обычно очень небольшой:

  • «Живая типографика», Александра Королькова. Недавно Александра выложила книжку бесплатно;
  • Detail in typography, Jost Hochuli;
  • «О шрифте», Эрик Шпикерманн;
  • «Образцы шрифтов», Ян Чихольд (купите на сайте студии Лебедева в бумажном виде).

После этого внимательно поразглядывайте буквы признанных шрифтов с хорошей кириллицей:

Что почитать дальше, чтобы упороться:

  • «Книга про буквы от Аа до Яя», Юрий Гордон;
  • The Complete Manual of Typography, James Felici;
  • Лекции Александры Корольковой на ютьюбе.

После этого не забыть вкатиться в типографику (здесь по-прежнему мастхев купить в бумажном виде, так как нужно впитывать в живом виде):

  • «Основы стиля в типографике», Роберт Брингхерст издательства Аронова или в оригинале;
  • «Облик книги», Ян Чихольд издательства Лебедева;
  • все 5 книг Тафти (повторяю, только в бумажном виде – никаких pdf!). Это не про типографику, но просто подержав в руках многое станет понятно и про нее;
  • Newspaper Designer's Handbook, Tim Harrower.

Для истории:

  • «Основы книжного набора», В. И. Анисимов;
  • «Краткие сведения по типографскому делу», Петр Коломнин издательства Лебедева.

Понятно, что есть еще много других книг, но прочитав эти (очень небольшой объем), получите очень хороший набор знаний.

  Развернуть 1 комментарий
Марина Коняева, Думаю, что дальше 9 июля в 13:42

Звучит как повод вписаться в АМА https://vas3k.club/label/ama/

  Развернуть 1 комментарий

@MarinaK, Не понял пока шо это и не понял как вписаьтся)
можно это будет тупой вопрос от меня?)

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, AMA - Ask me Anything - участник клуба выступает как эксперт с темой, в которой он разбирается. Происходит сие в зуме, обычно в формате доклада, после котрого вопрос-ответ) Старые темы и записи в топике по ссылке выше, там же табличка, где можно записаться как докладчик

  Развернуть 1 комментарий
Марина Коняева, Думаю, что дальше 9 июля в 15:11

Каждую неделю один из экспертов из Клуба рассказывает про свою область экспертизы, а мы слушаем, задаем вопросы и общаемся.

По лейблу АМА в панельке слева можно посмотреть как это было по другим темам, записаться в число экспертов можно через @MikhailKorobko

  Развернуть 1 комментарий

@MarinaK, Не уверен что у меня столько экспертности. Просто шарю, регалий не имею, могу отвечать на конкретные вопросы) Научной деятельность и изысканиями в этом вопросе не занимался, просто много читал и делал.

Лекцию про шрифты публично читал одну, немного за нее стыдно, особенно потому что она есть на ютюбе)

Потому и создал этот пост, чтоб ответить на конкретные вопросы, чтоб он переодически всплывал, по мере надобности)

Но если позовут и будут прям спрашивать — готов вписаться, чо уж нет)

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, а у нас и АМА - скорее дружеские посиделки, где люди делятся своим опытом:) У нас бывают мастер-классы (например, про визуализацию - и про алкогольные коктейли), бывают настоящии лекции, а бывают - просто сессии вопрос-ответ. Я думаю, про шрифты будет многим интересно послушать! В общем, приходи, будет классно;) Запишись, пожалуйста, в табличку тут в конце. А я тебе напишу, когда у нас будет следующий слот в расписании:) Заодно можешь посмотреть, что у нас уже было (в том числе, на канале а ютюбе).

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, Зопесался. Могу подумать даже над лекцией, еси чо)

она будет дурацкая, поверхностная, но весёлая. Могу просто рассказать ху из ху в мире шрифтов)

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, обзорная лекция и потом Q&A - идеально! :)

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, надо поскрести по сусекам)
тегни, когда будет назначена дата, подготовлюся)

  Развернуть 1 комментарий
Андрей Дорохов, Дизайнер автор 10 июля в 09:44

шпикерман —корифей и всё такое, но мне эта его книжка вообще не понравилась.

остальное всё — рекомендую и вообще можно начать с гордона. даже его одного достаточно чтоб хоть немного понимать в буквах.

  Развернуть 1 комментарий

@andydorohov, гордон – слишком специализировано. Если сразу взять фолиант на 500 страниц и рассматривать по букве, легко отвадиться от всего процесса (мало кто готов на первом этапе погружения читать 20 страниц про одну букву = скучно для новичков).

Лучше от общего к частному: заманивать по чуть-чуть :-)

  Развернуть 1 комментарий

@piskov, у всех индивидуально))

Я вот как раз с Гордона начал)

Ну в общем да, список отличный, если совсем ничего не знаешь надо с корольковой начинать.

  Развернуть 1 комментарий
Мыш, ‏‏‎ ‎ 12 июля в 02:47

Доверяешь своим глазам? Ну, горизонтальная, вертикальная жирнота буковки, а может еще диагональная. Длина и воспринимаемый угол от длины (где более длинная палочка на одном рисунке с маленькими палочками с одинаковым углом где длинная, может казаться, что находится под другим). Пересечения диагоналей и etc.

А что насчет генерирования шрифта с помощью кода? А диакритические знаки пилил? Думал часами над спейсингом, кернингом именно каких-то определенных пар букв? Пилил для одного шрифта разные италики и болды? Тесты для шрифтов делал? Думал о хинтинге? Встречался с экзотическими проблемами по типу Non-Integral Coordinates, когда экспортировал шрифт, например, в TrueType?

Просто хочу знать, что я не один над этим страдал ха-ха. Устал работать со шрифтами в один момент :)

  Развернуть 1 комментарий

@Mysh, Глазам — доверяю. Иначе шрифты не порисуешь)
Шрифт с помощью кода — не генерил, не совсем понимаю о чем ты.
Диакритику пилил, спейсинг и кернинг — тоже (странно сделать шрифт и не сделать кернинговые пары). Италики не делал (ну тру италики, где по сути рисуешь новый шрифт). Болды — делал и аутлайновые версии. До хинтинга не доходило (шрифты были под акциденцию и крупные надписи в основном). Тесты тоже не делал (опять же, не было необходимости).

Я тоже устал, потому что приходилось пилить много дизайна вообще и шрифты тоже, приходилось все одному и очень быстро фигачить, перегорел. Но буквы — эт конечно любовь.

  Развернуть 1 комментарий

Какой шрифт выбрать для моих писем в оутлуке? :-)

  Развернуть 1 комментарий

@gramlin, Любой из стандартных — тада у всех он будет отображаться одинаково и выглядеть хорошо.

Если хочется быть нитакимкаквсе — выбирайте из Verdana и Tahoma))

  Развернуть 1 комментарий

Андрей расскажет нам все про шрифты на АМА завтра, не пропустите!
https://vas3k.club/event/11177/

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб