О чем это?
Смело пролистывайте этот раздел (или отдельные подразделы), если вы знаете, что такое "Что? Где? Когда?"
Телевизионное "Что? Где? Когда?"
Известная телепередача, отличающаяся от многих других интеллектуальных игр тем, что была создана в Советском Союзе, а не на Западе. Не знаю, по этой причине (читал, что есть разница в образовательной парадигме) или по какой-то иной, но существует и ещё одно отличие: главный козырь сильного игрока - не сами знания, но и умение их комбинировать в голове.
Обычный раунд в "Что? Где? Когда?" проходит так:
- Человек в жилете крутит волчок, служащий аналоговым генератором случайных чисел
- Пока случайное число генерируется, mr Hook устраивает смол ток с кем-нибудь из команды, играющей за столом, или с Друзём, или с кем-нибудь из спонсоров
- Когда случайное число сгенерировалось, ведущий зачитывает вопрос
- Шесть человек накидывают версии, обсуждают, что подходит под все факты, отмеченные в вопросе
- Один человек отвечает на вопрос
- Ведущий хвалит или ругает отвечающего, иногда происходит срач.
Нужно понимать, что телевизионное "Что? Где? Когда" - это шоу, и в нём вообще достаточно важно уложиться в запланированное время, кроме того, есть, например, команда продюсера игры, и ей следует выигрывать почаще - в общем, атрибуты шоу периодически заставляют команду телезрителей полыхать, поскольку оценка действий команды зависит не только от их умения думать, но и от прочих факторов.
Что же делать, чтобы всё было объективно?
Спортивное ЧГК
Спортивная версия "Что? Где? Когда?" - это примерно то же самое, что вы видите по телевизору, за исключением того, что полностью исключен элемент шоу. Посудите сами:
- Исключён фейс- и одор-контроль, присущий тв-игре в маленьком жарком помещении
- Разделена власть: в телевизионном ЧГК ведущий - это самодержец, который возглавляет редакторскую группу (составляет вопросы), принимает ответы, разрешает споры. В спортивном ЧГК функция ведущего - читать вопросы и собирать ответы. У него предопределены правила, по которым можно засчитать или не засчитать ответ как правильный, если эти правила несправедливы - он все равно ничего не сделает. Кроме того, правила для всех равны.
- К слову, обо всех. В спортивное ЧГК играет не одна команда, а вплоть до сотен - многие турниры по ЧГК проходят одновременно в десятках крупных городов стран СНГ, в каждом из которых площадка принимает десятки команд.
- Ответы не произносятся вслух, а сдаются ведущему на листочках. Опять же, ключевое отличие: поскольку нет диалога между ведущим и командой - сдать можно только то, что действительно спросили. Если по телевизору вас спросят про роман в стихах, ожидая в ответах Евгения Онегина, а вы скажете "Пушкин" - ведущий сможет вам напомнить, что вас спросили на самом деле. Если вы допустите такую ошибку в спортивном ЧГК - очко капитана уйдёт в зрительный зал.
- Игра идёт не до 6 правильных ответов, а до N сыгранных вопросов. 1 вопрос - это 30 секунд чтения вопроса, одна минута обсуждения, и где-то 30 секунд на сбор ответов и чтение правильного ответа. Таким образом, стандартный пакет на 36 вопросов - это всего лишь полтора часа игрового времени с парой перерывов. Для сравнения: в телевизионном ЧГК за час, отведённый на передачу, успевают сыграть не более 11 вопросов.
Спортивное ЧГК очень популярно, у многих вузов есть свои команды, свои тренировочные базы. Я и сам вёл тренировки в ВШЭ.
Тренировки от обычных игр отличаются тем, что в них меньше состязательного момента и больше обучения и общения. На тренировке тренер может разобрать вопрос, рассказать, как этот вопрос можно было взять; на тренировках можно проводить дополнительные мини-игры; в конце концов, на тренировках атмосфера более дружеская, и можно просто пообщаться на тему "как дела?".
Судьбой в античной пьесе на сцену входит Клуб-ЧГК
Смутное время
Всё, о чём я писал выше, было релевантно для лет, третья цифра которых не 2.
А вот 2020 изменил многое:
- Я уехал из России и сам больше не играю в "Что? Где? Когда" - за пределами СНГ игра менее популярна
- Само ЧГК с переменным успехом передвигалось в Зум (и рейтинги некоторых команд заметно изменились, словно отсутствие контроля как-то позволило им играть лучше)
- Даже по телевизору игры переносились, игрались с пустым залом, команды объединялись, а Козлов бухтел про маски.
когда надеваешь маску из славного желе
И вот летом 2021 года я решил, что я могу быть полезным клубу и проводить тренировки по "Что? Где? Когда?" в онлайне. Моего энтузиазма хватило на две тренировки, потому что технический процесс оказался совсем не простым:
- Нам нужен аудиоканал, в котором все будут слышать ведущего
- Нам нужны аудиоканалы, в которых команды будут общаться друг с другом
- Нам нужен способ, через который капитаны смогут доносить свои ответы.
- Также стоит отметить, что аудиоканалы должны работать параллельно и желательно не иметь больших задержек - ведь голосом подаётся информация об обратном отсчёте и всяком таком.
Изначально я организовал это следующим образом:
- Я транслировал всё на Ютубе
- Команды обсуждали ответы в комнатах Дискорда
- Капитаны сдавали ответы моей жене
На мой энтузиазм сильно повлияли несколько факторов:
- Youtube давал задержку секунд в 5-10, что усложняло коммуникацию
- В Будапеште стояла жара, у меня не было кондиционера, а старенький мак эйр грелся так, что я мог бы отопить пол-Венгрии в случае отсутствия газа
- Параллельно с этим процессом я активно занимался профессиональной жизнью, и очень уставал по вечерам
- Многие пришедшие на тренировку не обладали большим опытом; и таким образом, с техническими проблемами сталкивались те, кому ещё и нужно было входить в процесс. Словом, погружение в ЧГК было похоже на обучение Unity по гайдам от индийских ребят под шум водопада, okay thanks?
Сначала я перенёс дату начала очередной тренировки, а потом она и вовсе не состоялась.
И так бесславно бы это могло и закончиться, если бы не новый 2022 год и не моё обещание довести это дело до ума.
Ренессанс
В 2022 году я пообещал своей немногочисленной аудитории, что я обязательно буду проводить тренировки. Я решил кушать слона по кусочкам.
Во-первых, у меня уже была аудитория из полутора десятков человек, перед которой я чувствовал моральный долг проводить тренировки. И я решил: в конце концов, если ребятам норм то, что имеется, то можно проводить тренировки безо всяких технических улучшений. Так я снял с себя задачу немедленно улучшить технический процесс.
Во-вторых, я чувствовал, что людей мало. Перед каждой тренировкой у меня было ощущение, что я кого-то подвожу, не создавая анонс в Клубе: тех, кто сидит и грустит вечерами без ЧГК, не зная о таких тренировках; тех, кто уже знает о тренировках, но грустит, что они немноголюдны. Тем не менее, я разрешил себе сначала наладить процесс, а потом уже писать пост. Так я ещё и понимал, что я не буду давать новых обещаний и буду чувствовать меньше давления.
В-третьих, у меня был новый компьютер, и это существенно облегчало мою жизнь.
В-четвёртых, я позволил себе понять, что раз в две недели - это нормально, по крайней мере сейчас.
Первую тренировку после возрождения тренировок посетило около 6-7 человек. И это было замечательно, потому что это позволило сразу же решить - для малого числа людей - техническую проблему: мы просто все были в одном голосовом чате в Дискорде, и капитан сдавал ответ голосом. Аналогичной была и ситуация на второй тренировке.
Третья тренировка немного отличалась: я сделал небольшой анонс в одном из чатов. Дело в том, что к тому моменту уже наступило 24 февраля (извините за эвфемистичность - это из-за открытого поста), и я понимал, что "Что? Где? Когда" - это способ отвлечься на полтора часа ото всех мыслей. Я понимал, что свой налаженный процесс я уже не похерю, и могу дать гарантий ещё чуть большему количеству людей.
Увеличение числа участников тренировки (примерно до 10) поставило вопрос: что делать с технической частью? Я точно не хотел возвращаться к Ютуб-трансляции. При этом у меня уже был опыт прошлых тренировок, и я понимал, что интенсивность говорения у людей в онлайне меньше, чем привычная в офлайне. Если для офлайна хорошая команда - это 6 человек, а 3-4 - это допустимое отклонение, то для онлайна числа можно смело увеличивать. И мы приняли волевое решение - эту тренировку мы проведем все в одном голосовом канале, хоть участников и больше, чем принято. Так мне удалось подключить к тренировкам новых людей, при этом не ломая технический процесс.
Четвёртая тренировка случилась малочисленной, и поскольку новых анонсов не было - я позволил себе технический эксперимент. На этот раз вопросы я озвучивал в телеграм-войс-чате, а ответы принимал как обычно. Этот способ оказался рабочим, и теперь мы знаем, что технически это реализуемо. Кроме того, мы знаем, что технически это возможно даже тогда, когда участники находятся в телеграме / дискорде с телефона, а не с компьютера.
На данный момент я воспринимаю существующий процесс как адекватный, налаженный и достаточно удобный. Кроме того, я знаю, сколько времени у меня занимают тренировки и подготовка к ним, и я могу быть уверенным, что они будут проходить раз в две недели.
Чему я научился
Я в определённый момент вспомнил, что я продакт-менеджер и что я должен уметь декомпозировать и приоритезировать задачи.
Одну гигантскую задачу "научить одноклубников играть в ЧГК" я свёл к набору более простых задач:
- Извиниться за простой во времени
- Наладить "базовый" процесс
- Оценить трудозатраты
- Найти возможности улучшения процесса
И благодаря этому теперь у двух десятков людей в чате есть возможность играть в "Что? Где? Когда" раз в две недели по понедельникам. Я этому очень рад.
Идите к нам!
Благодаря уважаемым innovators мы теперь знаем, что онлайн-тренировка по "Что? Где? Когда" - это не мечты наших дедушек и бабушек, а самая что ни на есть реальность сегодняшнего мира! Спутники бороздят просторы космического пространства, позволяя десяткам людей со всего Земного шара объединяться и искать ответы на важные вопросы, а также образовываться!
Я буду рад, если и другие одноклубники захотят к нам присоединиться.
Мы тренируемся каждый второй понедельник в 20:00 по Москве (18:00 CET до перевода часов, 19:00 после перевода часов).
Почему "Что? Где? Когда?" - это хорошо?
- Растёт самооценка. Нет ничего лучше, чем на глазах восхищенных кавалеров и дам выдвинуть красивую версию, которая окажется правильной. Вы чувствуете, что вы умный, и все дороги перед вами открыты.
- Эскапизм. Я не знаю ни одного способа отвлечься от происходящего лучше, чем обсуждение, в каком городе проходила олимпиада, символом которой была ТАКАЯ ОНА. Какая она? Кто она? Что я вообще несу? Приходите на тренировки, чтобы узнать ответ. А если серьёзно - то мозгу просто некогда думать о плохих вещах, когда ему нужно отвечать на вопросы в интенсивном режиме. Мне даже футбол так не помогает.
- Образовательная функция ЧГК. Если бы не ЧГК, я бы не узнал в своей жизни о таких вещах как существование Михаила Суслова, особенности съёмок кино Андреем Тарковским, чемпионы мира по футболу всех лет, даты крестовых походов, любовь Набокова к бабочкам, а также мини-постеры ко всему, что существует в современной культуре.
Почему наши тренировки - это хорошо?
Потому что в Клубе много умных людей.
Потому что у этих людей разный бэкграунд, и вы можете найти новых знакомых, а также узнать, как много могут знать разные люди.
Потому что я провожу тренировки с учётом того, что у нас есть новички - и я слежу за атмосферой, чтобы никого не обижали.
Потому что вообще-то никто и не пытается друг друга обижать :)
Я жду всех в чатике. Не переживайте, если у вас нет команды, знакомых из ЧГК или опыта - всё это можно приобрести у нас!
Ближайшая тренировка - 4 апреля, 20:00 по Москве.
Хочу публично поблагодарить Мишу и его спутницу за организацию, а также зазвать новых участников)
TLDR: Миша большой молодец, что вообще организовал это мероприятие и продолжает проводить игры! Передаю огромное количество очков уважения и благодарности!
По самим тренировкам хочу отметить какую-то душевность, что ли. Для меня это важно. Еще мне очень нравится щепотка "обучения": мы не просто отвечаем на вопросы, как машины, а скорее учимся играть в ЧГК. То есть после вопросов разбираем ход мыслей, Миша рассказывает какие-то инсайты + сама игра познавательная. Очень круто!
Теперь долгая и нудная моя история
Во-первых, теле версию ЧГК я всегда смотрел с удовольствием. Это всегда было какой-то магией, как люди столько знают?!
Как-то я был на олимпиаде в лицее(сам из обычной СОШки). Было какое-то объявление результатов в актовом зале и оно затянулось так, что я застал подготовку к спортивному чгк (или тренировке) в этом лицее. Нас тогда попросили, так что я даже начало не застал. Возможно, поэтому ореол сверхумов, занимающихся СПОРТИВНЫМ чгк только укрепился.
До магистратуры это был какой-то параллельный неизвестный мир. А потом мой научрук предложил поизучать "странное" поведение команд в онлайн версии. Об этом феномене даже чутка упоминается в данном посте. Падению ореола сверхумов, кстати, написание магистерской не особо поспособствовало)
Так я приоткрыл для себя этот мир с неочевидной стороны.
И с таким багажом за плечом я прочел первый пост Миши и, естественно, записался. So far, я доволен как слон.
В общем, рекомендую всем, в особенности тем, кто хочет, но отказывает себе думая, что он не сверхразум)
Я играю с 14-го года, с 17-го начал делать на работе (в пике собиралось 120 из 400+).
В какой-то момент устал собирать бумажки и запилил телеграм-бота, который принимает ответы и выводит мне всё в красивую самодельную админку. Экономится время на походы и разборы почерка :) А если учесть, что некоторые сдают до того как время кончилось - ещё и время экономится на простановку верно/неверно
Да, бот не по кодексу, но и мы результаты не сдаём, играем по фану и победитель получает приятную мелочь, но вряд ли это аргумент в пользу читерства)
Когда перешли в онлайн, начали по следующей схеме играть:
Я зачитываю вопросы в митсе1, потом молчу, а ребята общаются в своём митсе2. Для того чтобы это работало нужно либо 2 устройства, либо сидеть с пк, но с учётом внешних ограничений норм.
Мне онлайн даётся тяжело из-за нехватки ситуативной обратной связи, но на безрыбье... :)
Привет! Полтора года назад я написал дискорд-бота для ЧГК и даже провел с его помощью несколько онлайн-синхронов. Работал бот так. Для регистрации на сервере каждому игроку команды нужно отправить боту свой ID на сайте рейтинга, после этого капитан команды сможет зарегистрировать состав на турнир (бот присылает инструкции, как это все сделать). Когда игра начиналась, у всех команд появлялся доступ к четырем каналам:
Механика одного раунда была такая: ведущий читает вопрос и запускает таймер, бот переносит игроков в приватные чаты и начинает обратный отсчет; команда обсуждает вопрос и сдает ответ в свой чат, бот подтверждает прием ответа; минута обсуждения заканчивается, бот собирает всех игроков в публичный голосовой чат; ведущий читает комментарий и начинает следующий раунд.
После пары тестовых прогонов вся эта схема почти не падала, но на пяти командах все начинало дико лагать (таймер почему-то шел больше минуты, игроков таскало между голосовыми чатами вечность). Лучше всего работал фласк-сервер для проверки ответов, там ломаться было нечему. В итоге я не смог это починить и забил (вероятно, дело было в том, что я узнал про асинхронное программирование после того, как начал писать первую версию).
Короче, я готов отдать все эти поделки человеку с более прямыми руками и ненулевым опытом бэкенда, если они кому-то нужны. Кажется, что для тренировок это должно подойти. Мне все еще очень нравится идея игры в одном окне, но ресурсов допилить самому, к сожалению, нет.