Кнут или пряник: как мотивировать дизайнеров не косячить?

 Публичный пост
2 февраля 2022  509

Семён Иноземцев, автор канала «Занудный редактор», прислал такой вопрос:

Женя, привет! Я к тебе за советом.

У нас в агентстве несколько дизайнеров в штате. Все работают нормально и не вызывают проблем, но одна постоянно косячит. Она делает компредложения, продуктовые презы, чек-листы всякие — и почти в каждой задаче лажает. Например, задублирует слайды или возьмет цвет не из брендбука.

Что уже делали:

  • Спрашивали, что не так и откуда такая невнимательность. Настойчиво просили быть внимательнее.
  • Давали больше времени на задачу (типа 1,5х от нормального темпа).
  • Говорили, что не с такими косяками она не сможет расти, брать крутые проекты, больше зарабатывать и т. п.

В общем, пряники закончились и хочется доставать кнут. Но как это сделать с дизайнером — не знаю. Выдавать микропремии за отсутствие косяков? Штрафовать за наличие косяков? Как оценивать объем штрафа и уровень «косячности» косяка?

Если у тебя есть похожий опыт — поделись, пожалуйста.

Публикую мой ответ с его согласия.

Вопрос довольно массивный, поэтому для удобства читателей я разобью его на несколько и прокомментирую каждый аспект отдельно.

Что делать, если дизайнер невнимательный?

Для начала предлагаю принять реальность: все начинающие дизайнеры ошибаются и косячат. Частые ошибки — основной признак новичка. Это просто неизбежно, чтобы научиться работать, он должен набить эти шишки и много ошибаться. Другой вопрос, как научить его работать так, чтобы он меньше ошибался? Просить быть внимательнее точно не решение.

Невнимательность — это не черта характера, а естественная реакция мозга на среду и внешние факторы. То есть человек может научиться быть более внимательным, прокачать свой навык и умение фокусироваться на задаче.

Причины невнимательности могут разные: плохо организован процесс, слишком много поточных задач, большая загрузка или занятость в других проектах, некомфортная рабочая обстановка, старый лагащий комп и т. д.

Если дизайнер работает на дремучем компе на дому, где его постоянно отвлекают от работы то кошка, то дети, то партнёр, понятно, что эффективность и внимание будут стремится к нулю. Дизайнер вам об этом может и не сказать. Он может попросту не догадываться, что проблема в этом.

Задача руководителя — организовать процесс в команде так, чтобы дизайнеру ничто не мешало делать его работу хорошо.

Руководитель помогает дизайнеру свести количество ошибок к минимуму, в этом его функция. Только делает это не своими руками, а руками самого же дизайнера и команды. Для этого нужно создавать и взращивать в команде такую культуру, в которой ошибки — это инструмент роста.

Как культивировать такое отношение к ошибкам у себя и команды:

  • Хвалить и поощрять людей, которые более аккуратны. Необязательно деньгами. Кому-то достаточно просто стикер в чатике отправить или доброе слово сказать, похвалить за хорошее решение.
  • Не делать и не переделывать работу за дизайнеров, а просить их исправить ошибки самостоятельно. Так они будут учиться на своём опыте. Сначала этих ошибок будет много, это нормально. Со временем их станет меньше: никто не хочет переделывать макет по пять раз.
  • Развивать культуру наставничества старших над младшими. Всячески поощрять людей в команде делиться знаниями и опытом, обращаться к коллегам за помощью.
  • Регулярно проводить встречи 1 на 1. Это позволит вычислять проблемы и сложности до того, как они станут критическими и не разрешимыми.
  • Составить вместе с дизайнером план его роста, привязать это к финансовым и личным целям.
  • Доверять более интересные и имиджевые проекты тем, кто тащит. Это будет сигналом и мотивацией для младших ребят расти, чтобы получать такие проекты в будущем.

Перечисленные выше действия на длинной дистации формируют определённое отношение к ошибкам.

Ошибаться — ОК, но гораздо круче этого не делать. Но если всё же ошибся, то извлеки из этой ошибки максимум пользы и знаний, чтобы не повторять её вновь.

Чтобы люди не ошибались, не нужно заваливать их деньгами и бонусами. Деньги никогда не должны быть основной мотивацией работать с вами. Аппетиты людей вырастут быстрее, чем ваша возможность платить им больше.

Даём дизайнеру больше времени на задачу, но он продолжает косячить. Почему?

Давать на задачу больше времени — плохое решение. По закону Паркинсона «работа заполняет всё время, отпущенное на неё». То есть если на разработку логотипа дать полгода, логотип будут рисовать полгода. А можно дать дизайнеру всего тридцать минут, и тогда мы через 30 минут увидим несколько эскизов. Но думаю здесь проблема даже не в этом.

В проектной работе гораздо важнее процесс и движение к цели, чем самое решение. Но начинающие дизайнеры пытаются сходу выдать идеальное решение, попасть в желания клиента или целевую аудиторию, показать на что они способны. Все мы знаем, что кончается это печально.

Учите дизайнеров разбивать цели на подзадачи и продвигаться к результуту постепепенно, маленькими шагами, без надрыва.

Задача арт-директора — помочь дизайнеру выстроить рабочий процесс и научить решать задачи поэтапно, итерациями: исследование, мозговой штурм, выбор концепции, эскизы, идеи, финальный вариант. Декомпозирование задачи поможет новичку фокусировать внимание на конкретной промежуточной цели, а не большой задаче.

Как мотивировать дизайнера: деньгами, славой, признанием сообщества — что эффективнее?

Тезис «будешь много косячить — не сможешь больше зарабатывать» не всегда верен. В мире (и в нашей стране) огромное количество примеров, когда людям платят большие зарплаты, но они ошибаются и плохо делают свою работу, из-за чего страдают другие. Посмотрите на Фейсбук и Вотсап, например. У дизайнеров этих продуктов огромные гонорары, и всё же Телеграм гораздо удобнее.

Взаимосвязь между качество работы и заработком может быть неочевидна для вашего дизайнера. Если она есть, важно её показать и описать, как она устроена.

Например, можно привязать зарплату к ступеням развития и описать, какими навыками должен владеть дизайнер на той или иной ступени, какие книги прочесть, какие проекты сделать. А главное, должно быть прозрачно описано, что делать, чтобы перейти на более высокий уровень.

Здесь нет единого рецепта, я назвал лишь то, что лежит на поверхности. Нужно пробовать разные варианты и оставлять те, которые приживутся именно у вас. Вы работаете с живыми людьми, а потому важно сделать их своими партнёрами, участниками процесса, а не соперниками.

Не нужно мудрить, скажите команде прямо: «С сегодняшнего дня пробуем вот такую систему оплаты. Это эксперимент: тестируем месяц. Если приживётся, оставим, не приживётся — будем искать другое решение. Будут замечания, говорите их мне прямо».

Стоит ли штрафовать дизайнеров за ошибки и косяки?

Штрафы и общественное порицание не дадут результата. Вернее дадут, но лишь до тех пор, пока вас боятся и пока человеку выгодно терпеть такое отношение.

Мне кажется, что это неффективный метод. При первой же удачной возможности такой дизайнер уволится и найдёт более «тёплое место», чем ваше. У хороших дизайнеров нет проблем с трудоустройством, и потому их уход — лишь вопрос времени.

И ещё следует честно ответить себе на следующие вопросы:

  • Хотите ли вы строить команду, которая держится и достигает результатов под страхом получить штраф?
  • Хотите ли вы каждый раз, когда человек ошибается, включать язык угроз и давления?
  • Стали бы вы сами работать в такой компании?

Думаю, ваши ответы подскажут путь.


Задать вопрос, записаться на консультацию: evgeny@lepekhin.ru

Оригинал поста в блоге

Подписаться на Телеграм-канал: https://t.me/lepekhinblog

15 комментариев 👇
Ivor Barhansky Сетевой инженер 2 февраля 2022

Я, конечно, всё понимаю, но превращать клюб в площадку для раскрутки и репостов - это уже на грани.

Если материал уже есть, и просто репостится, то, имхо, стоило бы оформить его как ссылку с TLDR.

Почему я душный, ну ты представь что случится с лентой, если все так начнут делать.

  Развернуть 1 комментарий

@lopar, а в чём проблема, что я приношу сюда свой контент? Где хотят люди, пусть там и читают. Если тут такой фашизм, то нахуй нужен такой клуб.

  Развернуть 1 комментарий

@evgenylepekhin, то есть ты рассматриваешь клуб исключительно как пиар-площадку своего блога, раз готов послать его восвояси, не видя от него никакой иной ценности или пользы? Наверное, в этом и проблема.

  Развернуть 1 комментарий

@evgenylepekhin, Женя, соглашусь с @lopar: мы рады, когда кто-то делится своими постами с других ресурсов, но рекомендуем оформлять их ссылкой.

За неуважение к клубу выдали тебе профилактический бан.

  Развернуть 1 комментарий

@evgenylepekhin, если честно, я тоже не вижу проблемы, что люди приносят в Клуб свой контент, если он классный. Но за фашизм, конечно же, соглашусь с Олей. Оскорблять все 7к человек из-за чьего-то одного комментария — это ты зря :)

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, ты это так написал, будто комментарий и правда фашизм, а человек неправ лишь в том, что интерполировал это на всех.

Слава богам, Оля правильно поняла что я имел в виду: если есть уже готовый контент, можно сослаться на него и объяснить почему считаешь его охуенным для сообщества.

А так получается безликий занос извне, даже не в виде обзорной статьи, а в виде своего ответа на вопрос своего подписчика на сторонней площадке, заданный где-то в дебрях этой самой сторонней площадки.

Я искренне боюсь, что если такое поощрять, однажды это станет проблемой. Получить за один долор охват многотысячной аудитории, публикуя контент, никак ни с кем не пересекающийся с целью "я пиарю свою площадку" - это не тот фид, который хочется видеть на главной.

  Развернуть 1 комментарий

@lopar, дык я понял твою точку зрения, просто я её не разделяю. Я спокойно отношусь к репостам и оцениваю их исключительно по качеству контента.

Мы не собираемся их запрещать, так же как и не собираемся запрещать другим воевать против них в комментах :)

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, о, войны в комментариях снова можно? потирает руки :D

  Развернуть 1 комментарий

@lopar,

публикуя контент, никак ни с кем не пересекающийся с целью "я пиарю свою площадку"

но откуда ты знаешь, что это была единственная цель (если это вообще было целью)? Контент интересный и авторский, могу предположить, что Жене могла быть интересна дискуссия и тут тоже. Клубчане же могут решить сами, годный контент или нет. Не хочется, чтобы клуб превратился в сухой stackoverflow (тут мем с шушукающейся группой людей, выдающих downvote человеку извне).

Вообще весь этот тред выглядит неприятно, извините, ребят. Человек не может ответить (забанен единоличным решением), а какое-то обсуждение продолжается 🤷‍♂️

  Развернуть 1 комментарий

@Kosta, ну так если ты пишешь «клубчане могут решить сами». Я сам решил и высказался. Некоторые поддержали лайком. Или я недостаточно клубчанин?
Ты только что в этом посте поступил идентично мне — сказал чего сам не хочешь в клюбе. Только в твоём исполнении это почему-то нормально, а не «неприятно».
Это какая-то шляпа. :)

  Развернуть 1 комментарий

@lopar, извини, мне показалось, что ты как-то причастен к бану. Был неправ

  Развернуть 1 комментарий

@lopar, вообще под «неприятно» я имел ввиду именно факт бана, а не обсуждение. Мнения разные — норм

  Развернуть 1 комментарий

@lopar, [усаживается поудобнее, достаёт знаменитый берлинский попкорн]

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален модератором...

  Развернуть 1 комментарий
Iuliya Moshkareva Дизайнер / иллюстратор 2 февраля 2022

еще можно посмотреть, как эту проблему решают в других отраслях, например в издательском деле для этого существуют корректоры, которые не только проверяют слайды, но и вычитывают все тексты, что вообще не входит в работу дизайнера.

Плюс как вариант, причины невнимательности могут крыться и в дефиците чего-нибудь в организме. Предложите дизайнеру сдать анализ на витамины и микроэлементы или даже оплатите. Может там и стимулировать ничего не надо, просто пропить курс магния или железа. Проявите заботу о человеке заодно.))

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб