Принципы монтажа подкаста

 Публичный пост
8 апреля 2022  550

Хочу поделиться принципами монтажа и обработки подкаста. В этом вопросе, я убеждённый перфекционист; иногда ставлю качество звучания выше контента. Есть пункты, которые считаю обязательными, в случае если подкаст претендует на качественное звучание.

Голос внутри головы

Записывайтесь в тихом помещении, находясь очень близко к микрофону. Тем самым, между голосом автора и слушателем не будет никаких преград в виде шумов и эха комнаты. Голос будет восприниматься слушателем как объект, с присущими ему характеристиками объема. Если правила записи соблюдены, то на этапе обработки можно подчеркнуть сильные стороны звучания голоса. В прямом смысле придать голосу характер и окрас.

Обработка голоса

Тело голоса располагается в низких частотах (50–300 Hz), поэтому нужно аккуратно настроить этот диапазон. Бездумное обрезание всего что ниже 100 Hz приводит к нарушению плотности звучания. Насыщенность и контрастность звучания голоса находится в среднем диапазоне (400–2000 Hz). Неправильная настройка этих частот приводит к ощущению коробочного или металического звучания. Разборчивость и ясность находится в диапазоне высоких частот (2000–8000 Hz), и нужно не переборщить с их громкостью.

Воздух комнаты

Даже если вы избавитесь от лишних шумов и эха комнаты, то всё равно в запись проникает еле ощутимое пространство (room tone). Эта атмосфера, которая есть в любом, даже тихом помещении. Она как бы связывает голос с местом действия. Это пространство, как холст для нанесения краски, который обязателен. Но, пытаясь убавлять громкость пауз между фразами, вы нарушаете это пространство, и рвёте холст. Ваш голос перестаёт звучать естественно для слушателя

Естественная речь

Обычно, когда из записи вырезают слова паразиты, запинки, мычание и т.п., то часто нарушают естественное звучание речи. Это выражается в скачках интонации и неточных склейках (щелчки звука). Если вы можете вырезать неугодный звук, не нарушив естественности, то делайте это. Но в остальных случаях — позвольте звучанию речи быть как в жизни. Неточные склейки раздражают больше, чем ошибки в словах

Ритмичный диалог

Необходимо создать ощущение ритмичного диалога между ведущими. Не должно быть слишком больших пауз между вопросом и ответом. Каждый из голосов должен вступать практически мгновенно, но не перебивать. Такой монтаж создаст ощущение энергичной и дружеской беседы. Конечно, могут быть художественные паузы, которые подчеркивают живое общение или размеренность беседы. Но не оставляйте ритм диалога в том виде, в котором он попал на запись.

Резать воду

Повтор мысли, длинные шутки (понятные только автору), длинные паузы и т.п. — всё это вода, которую нужно резать не задумываясь. Это не несёт пользы для слушателя, но увеличивает хронометраж подкаста. Конечно, если это обусловлено художественной задумкой, то без проблем. Но часто, подобные вещи остаются в подкасте из-за лени и невнимательности.

Это основные принципы монтажа, которыми я руководствуюсь. Надеюсь вам они будут так же полезны. Буду рад, если подпишитесь на мой Телеграм-канал «Димкины рассказы».

8 комментариев 👇
Мадияр Мухаметья , Студент, учусь на журналиста, но хочу стать дезигнером) 8 апреля в 19:35

Не знал, что вы тут). Вспомнил прекресный саунд из старых пирогов.

  Развернуть 1 комментарий

@Madiyar, приятно встретить слушателя Пирогов)

  Развернуть 1 комментарий

По обработке голоса очень интересны "методы".
По ощущениям многие, когда не могут достичь той самой ламповости подкастерской расстраиваются, демотивируются и бросают (реальные случаи, не менее трех знаю только лично).

  Развернуть 1 комментарий

@10steps, если качественно записать звук, то потребуется минимум обработки (только для подчеркивания характера звучания). Если звук записан плохо, то ничего не поможет.

Изучал цветокоррекцию на курсе у Виталия Бужана, и понимаю, что испытывают люди сталкиваясь с обработкой звука.

  Развернуть 1 комментарий

@dmnvz, ну это все примерно одного поля ягоды)
Я сам звук мучаю уже который год через друга звукрежа, все очень потно)

  Развернуть 1 комментарий

@10steps, я настроил обработку голоса в реалтайме во время записи. На выходе получаю чистый, громкий и яркий звук. Дальше только монтаж. Правда, мой способ недешёвый, но экономит кучу времени.

  Развернуть 1 комментарий

@dmnvz, О а расскажи что и как ? а то я немного в эту сторону упарывался и стартанул подкаст

  Развернуть 1 комментарий

@Magistr, я использую карту UAD Apollo X4. Прелесть этой карты в обработке сигнала с помощью DSP процессоров. UAD производит собственные плагины, которые работаю только с картой и эмулируют звучание дорогих аналоговых приампов, компрессоров, эквалайзеров и прочее.

Во время записи, можно подогреть сигнал с помощью плагина приампа, например Manley Voxbox (при чем это будет точная эмуляция железки благодаря технологии UNISON). Дополнительно я накручиваю эквалайзер и компрессор. В итоге тихие и громкие части записи звучат примерно на одном уровне.

Я записываю подкаст в Reaper, и в нем можно настроить встроенные плагины для обработки в реалтайме. Это, конечно, не так жирно как UAD, но тоже хорошо для экономии времени.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб