Как научиться рассказывать захватывающие истории и писать хорошие лонгриды

 Публичный пост
8 июля 2022  3450
ОХУЕННО ⨯3

Привет, Олимпийский.

Меня зовут Сания, по трудовой книжке я директор по маркетингу, но на самом деле я отвечаю за коммуникации.

Мне буквально платят деньги за то, что я умею рассказывать истории. Я рассказываю их клиентам, сотрудникам, боссу, инвесторам, своим подчиненным и руководителям смежных команд.

Травить байки всегда было моим хобби: я заговорила чуть раньше двух лет и в детстве у меня была кличка "радио".

В какой-то момент я поняла, что это редкий и ценный скилл. Он помогает в работе, на свиданиях, в бизнесе и даже в момент, когда у тебя на руках зарыдал маленький ребенок и тебе нужно его отвлечь и успокоить.

Сторителлинг — настоящий швейцарский нож нашей повседневности.

А зачем собственно за это платят?

В сочетании с математическим образованием это высокооплачиваемый скилл: техническое образование дает возможность глубоко погружаться в сложные темы, которые в основной массе рассказаны сложным и тяжелым языком. А потом пересказать их нормально нужной аудитории.

Тот, кто умеет превратить сложную (и нужную!) информацию из сплошной нечитаемой простыни в детективную историю с острыми метафорами или упростить до комикса, создает редкие и нужные единицы контента.

Тот, кто умеет держать внимание инвестора и убедить его вложить деньги, закрыть сделку тоже нужная боевая единица в бизнесе.

Почему именно сторителлинг? (и почему один Ильяхов вам не поможет)

Уметь писать кратко, точно и понятно — полезный навык, но это только половина секрета хороших историй.

Вторая половина — это выстраивать рассказ по правильной структуре, которая будет держать внимание читателя от начала до самого конца.

Поэтому в этой статье я расскажу про обе части технологии:

  • как писать кратко, просто и понятно
  • как правильно выстраивать структуру рассказа

Чтобы рассказать хорошую историю (написать интересный лонгрид), нужно сначала составить верный каркас, а потом просто и понятно по нему пройтись.

Я кратко изложу теорию каждой части и расскажу про книги, которые препарируют каждую технику подробно. А также расскажу про упражнения, тренировки и как я сама проходила этот путь.

А можно ли этому вообще научиться?

Умение рассказывать истории это не искусство, а ремесло.

Разница между этими вещами в доступности для любого человека: стать великим художником может не каждый, для этого нужен талант. Человек с ним либо рождается, либо нет.

А вот хорошим ремесленником может стать каждый, если он владеет технологией и пройдет нужные часы тренировки.

Часть первая: как писать кратко и понятно

Как в 9 классе я переписывалась с Ильяховым

Я начала учиться писать в школе. Мне было 13, я жила в школе-пансионате, состояла в религиозной секте и была без памяти влюблена в девушку из старших классов.

Через год у меня началась первая эндогенная депрессия.

Эмоциональный груз был настолько тяжелым, что его нужно было его куда-то сгружать. Так я начала вести ЖЖ, но меня очень расстраивало, что мои посты выходили расплывчатыми и даже близко не передавали того, что я чувствую.

Тогда же я наткнулась на небольшой и малоизвестный блог. Парень по имени Максим Ильяхов публиковал механики, как переписывать текст, чтобы четко выражать свои мысли.

Я прочитала его залпом, и сразу начала использовать на практике — переписывала свои посты о пиздостраданиях все короче и понятнее.

Через какое-то время Ильяхов опубликовал вакансию стажера без оплаты. Я написала ему письмо и рассказала, что я учусь в 9 классе, но очень хочу научиться хорошо писать, есть ли для меня какие-то варианты?

Какое-то время мы переписывались: Максим давал мне задания, я отсылала готовые по имейлу и получала правки.

Дальше появился его инструмент Главред, и я просто прогоняла каждый текст, который я пишу, через него.

Я до сих пор пишу в инфостиле, очень его уважаю как инструмент. Он помогает мне ставить понятные ТЗ, вести деловую переписку, выпускать хороший контент от имени компании.

Кратчайший путь научиться писать кратко и понятно — это освоить инфостиль.

Как не надо учиться инфостилю

Сейчас у Ильяхова есть целая школа редакторов и огромный талмуд "Пиши, Сокращай", который я не рекомендую ни одному человеку на свете.

Это хорошая книга, но бесполезная. Я не знаю ни одного человека, который прочитал бы ее до конца.

Есть две причины, почему эта книга не поможет вам писать лучше.

Она слишком большая

"Пиши, Сокращай" — эпохальный труд с огромным количеством информации.

Когда мы что-то читаем и не используем это на практике, то как можно скорее это забываем. Краткосрочная память имеет небольшой объем и все, что вы не закрепили практикой и повторением стирается из памяти, чтобы освободить место.

Ни один нормальный человек не сможет прочесть подряд 10 глав этой книги, а потом вспомнить, о чем рассказывали в первой.

Я очень хорошо ощутила это на своей шкуре во время учебы в школе коммуникаций Wordshop.

Наш преподаватель (гениальный мужик, много лет снимает рекламу Pedigree в Штатах) прочитал нам лекцию о методике AIDA — основополагающей механике при съемке коротких рекламных роликов.

Если сказать кратко, то каждая реклама, которая получала Каннского Льва или вы мельком видели на Ночи Пожирателей Рекламы построена именно по методике AIDA: Attention, Interest, Desire, Action.

Он очень подробно объяснил, как делается каждый этап. Мы слушали с открытым ртом и ушли с ощущением, что нам открылось тайное знание (так оно и было).

Затем прошли 5 лекций, и он попросил нас расшифровать AIDA. Никто из аудитории (кто заплатил серьезные деньги за эту информацию и поэтому слушал внимательно) не смог этого сделать. Вообще никто.

До конца года мы не слушали ничего не нового, а просто каждый урок разбирали по десятку качественных рекламных роликов на AIDA.

И вот я хотя бы могу вспомнить название.

Не читайте, пишите и используйте Главред

Книга предполагает, что вы сядете, загрузите в себя свод правил, а потом во время практики будете их вспоминать. Но так это не работает.

Кроме хорошей и бесполезной книги Ильяхов создал очень эффективный обучающий тренажер — Главред.

Это сервис, в который вы можете скопипейстить любой свой текст, а он подчеркнет те части, которые нужно переписать. Справа будет ссылка на статью, в которой подробно описана техника, используя которую вы можете сделать подчеркнутый кусочек текста лучше.

Все. Это абсолютно гениально.

Вы получаете информацию маленькими кусочками, сразу закрепляя ее на практике. Вы сразу получаете фидбек на исправленную работу, если то, что вы переписали, все еще не идеально — сервис подчеркнет ошибки. Если вы забыли какую-то механику, Главред напомнит вам о ней, сразу дав ссылку на статью.

Вот уж воистину, пиши, сокращай. А точнее —пиши, переписывай.

Я прогоняла каждый свой текст через Главред в течение многих лет, пока не вызубрила механики — теперь они в моей долгосрочной памяти. Ощущается, что уже даже не в мозге, в прямо в руках.

Нужна ли школа редакторов?

Это тоже очень полезная штука для тех, кому нужен интенсив. Я отправляю в школу редакторов своих сотрудников, которых мне надо прокачать.

Но знайте, что это достаточно тяжело — заданий много, стоит дорого, дрючат они будь здоров. Дорого, сложно, но эффективно.

Но ведь Ильяхов не сам все это придумал! И вообще он меня бесит

Да, все, что рассказывает Ильяхов, взято из классического труда Writing Well: The Classic Guide to Writing Nonfiction Уильяма Зинсера.

Но на результат это не влияет — Ильяхов сделал отличную локализацию на русский, создал Главред и Школу редакторов (чем очень разгрузил меня от обучения моих сотрудников, благослови его Господь).

Да, инфостиль не сделает вас Набоковым, а в первое время будет казаться, что ваш текст написал обезличенный миньон из Секты Инфостиля Ильяхова. Но инфостиль это не религия, а всего лишь набор инструментов в руках мастера.

Когда вы их уверенно освоите, то научитесь выражать свою индивидуальность, чувство юмора и даже добавлять изюминки в текст, за которые потом не будет стыдно.

Просто качество этих изюминок будет уже другим. Темные вкрапления в тексте, которые графоманы выдают за шоколадные капли, часто оказываются не ими.

Вывод: как научиться писать кратко и четко

  • Научитесь писать в инфостиле через практику
  • Прогоняйте каждый ваш текст через Главред, переписывайте, пока не получите хороший балл
  • Читайте правила и сразу их применяйте
  • Заведите блог или телеграм-канал, чтобы было на чем практиковаться

Часть 2. Как правильно строить структуру рассказа

Для меня было откровением, что создание интересной истории это работа по четкому алгоритму.

Шекспир, Чехов, Тарантино и сценаристы первого сезона Игры Престолов работают по одной и той же схеме; практически любой фильм или книга, которая захватывала ваше внимание, написаны именно по этим инструкциям. Даже больше — персонажи, в которых вы влюблялись, тоже созданы по определенным шаблонам.

Эти инструкции называют законами драматургии и для людей с математическим образованием они покажутся достаточно простыми.

Важное замечание: Набоковым вы все равно не станете

Когда я говорю, что Шекспир работает по алгоритму, который может освоить любой человек, я имею в виду только две вещи:

  • создание характера персонажа
  • создание нити повествования: проставить события, которые происходят с персонажем, одно за другим в интересном для чтения порядке

Эта работа называется драматургией, и именно по ее законам создаются захватывающие истории. Их можно использовать и в лонгридах, и байках на тусовках.

Просто персонажами будут люди, которых вы знаете (или вы сам), а нить повествования — действительно произошедшие события.

Драматургия отличается от прозы тем, что прозаики создают свои истории из тысячи мелких мазков, создавая полномасштабные картины, которые вспыхивают у вас в мозгу при чтении.

Драматурги создают только сердце истории, каркас.

Нет никакого алгоритма, который научил бы вас гениальной игре слов Набокова или помог читателю вдохнуть тепло и запах тела от темных завитков на шее Анны Карениной.

Это тонкая, объемная работа мастера, которую нельзя разложить на простые составные из-за ее сложности. Чтобы создавать гармоничную картинку из такого огромного числа крохотных деталей нужно иметь чутье гения, проще говоря, обладать развитым талантом.

Но чтобы писать интересные лонгриды, достаточно освоить основные правила драматургии.

К ним и перейдем.

Драматургия: всего 4 инструмента

Чтобы читатель погрузился в вашу историю с головой, нужно научиться 4 вещам:

  • разжигать любопытство
  • включать эмпатию к герою
  • создавать конфликт
  • использовать перипетию

1. Как вызывается любопытство

— Тук-тук
— Кто там?

Любопытство — это первый уровень заинтересованности. Ток-шоу, где пытаются угадать слово по буквам, приковывает внимание миллионов, хотя это и самый дешевый вопрос в мире — что я слово я загадал?

Интересный лонгрид держит внимание зрителя от начала до самого конца. Это значит, что вы постоянно ставите перед слушателем вопросы, на которые он хочет получить ответ.

Кто убил эту респектабельную даму? Почему ее дворецкий дергается и потеет на допросе в полиции? Что в это время делала ее очаровательная племянница со своим дружком в спальне на чердаке? Почему не лаяла собака?

Секрет в том, чтобы каждый ответ таил в себе еще один вопрос, еще больший. А ответ на него — еще один вопрос и так далее.

В хорошо рассказанной истории ответ выдается по каплям, читателю надо двигаться дальше, чтобы ее получать. Всегда держите перед носом читателя вопрос. Итак:

1.Выдавайте информацию маленькими порциями.
2. Каждый раз сообщайте меньше, чем хочет узнать аудитория
3. Самые лакомые кусочки информации утаивайте до самого конца
4. Ничего не сообщайте просто так, заставьте персонажа побороться за каждую каплю информации.

История, которую вы рассказываете — по сути ответ на вопрос, заданный в заголовке. Никогда не выдавайте слушателю ответ сразу, дайте ему пройти путь борьбы за ответ вместе с вами, будто это он герой истории и самостоятельно ведет расследование

Разберем на примере

Вы пишете лонгрид на тему "Кто ежегодно закупает женские тампоны в армию России на 3 миллиона долларов"

В таком случае ответом на вопрос становится "кто". И читатель должен пройти путь расследования сам, узнав ответ только в самом конце — тампоны закупает малоизвестный Петр Педросович, бывший ФСБ-шник и одноклассник президента.

Можно поставить вопрос иначе:

Зачем в армию России закупают тампоны на 3 миллиона долларов?

Тогда можно сразу начать с фразы

Петр Педросович ежегодно делает закупку на 3 миллиона долларов и отправляет в военные части. Оказалось, что без них армия развалится.

Видите, я сразу посеяла в сознании читателя новый вопрос: кто там использует эти тампоны? Надо почитать.

Дальше:

Прапорщик Петров использует по 40 тампонов в год, основную массу — в июле и августе. Рядовой Носоковырялков — по 120, половину которых в декабре.

Так, вроде есть ответ, но вопросов стало еще больше — почему рядовой использует больше тампонов? Что происходит в июле и августе? Зачем они рядовому ему в декабре? Надо почитать.

2. Сопереживание: читатель начинает ассоциировать с себя героем истории

Более глубокое эмоционально переживание читатель получит, если начнет ассоциировать себя с героем истории.

Мы всегда вживаемся в кожу персонажа, когда читаем крутую книгу или смотрим интересный фильм. Когда Гарри Поттеру пересекает озеро на лодке к замку с другими первокурсниками, мы сами едем на наш первый год в Хогвартс.

За это ощущение, что ты на часок оказался волшебником, мы и пересматриваем фильм из раза в раз.

Нам страшно, когда герой обнаруживает бомбу, на которой осталось 5 минут времени. Мы замираем и задерживаем дыхание в зале, когда за стенкой шуршит ослепший василиск. Мы лежим с Клементиной Кручински под одеялом, слушая про ее куклу и любим ее, по сути это мы ей говорим: ты красивая, красивая, красивая.

За этот эффект отвечает встроенный в каждого человека инстинкт — эмпатия.

Запустить эмпатию к персонажу очень просто. Достаточно:

  • дать нам хотя бы одну причину полюбить персонажа (показать что-то хорошее в нем)
  • поставить персонажа в невыносимые обстоятельства, которые выше его сил

Все. Как только мозг видит другого представителя нашего вида в ситуации, с которой он неспособен справиться, мы сразу начинаем ему сопереживать в результате эволюционного механизма.

Это генально, просто и работает просто на убой. Works every time. Обожаю.

Возьмем историю "В погоне за счастьем", где одинокий отец Уилл Смит борется за возможность обеспечивать своего сына.

  • Он хочет заботиться о своем сыне (дали персонажу хорошую черту, он не мудак, а настолько хороший отец, что готов в лепешку разбиться ради сына)
  • Но он хороший отец в очень трудной ситуации. Кромешный ад: спать в ночлежке, нечем кормить ребенка, уделить ему время. Ситуация просто патовая.

Если вы не верите, что одной хорошей черты достаточно, вспомните персонажей-мудаков. Самый яркий пример: Шерлок Холмс, он же доктор Хаус. Просто мразотнейший ублюдок, наркоман, аутист, грубиян и пакостник.

Но он гений, который спасает жизни (сажает преступников), находясь в очень трудной ситуации. Он — это восстановленная справедливость.

Эта формула имеет линейный эффект. Чем труднее ситуация, и чем ярче положительная черта персонажа, тем больше эмпатии, больше идентификации с героем истории.

Самый эффективный персонаж в мире — это underdog, человек, который показывает невероятную волю к борьбе, чтобы сменить свой социальный статус. Фильмы с героем-андердогом всегда собирают кассу.

"Волк с Уолл Стрит", "Работающая женщина", "В погоне за счастьем" — все персонажи-андердоги. У них самая тяжелая ситуация и самая неуемная энергия, за которую мы их полюбили.

Одного преуспевающего продюсера спросили, почему все его фильмы имеют успех? Он ответил примерно так:
– Я так же, как все. не слишком понимаю в сценариях и ошибаюсь. Но я никогда не возьму в работу сценарий, если его герой не «андердог».

Есть замечательный плюс в вашей жизни, если вы постоянно попадаете в передряги, чем хуже — тем лучше для вашей практики рассказчика. Вам будет легко их рассказывать.

3. Конфликт

Это будет самая большая глава, но самая важная. Если вы ее поймете и начнете использовать, то ваши истории станут гораздо лучше. Так что пристегнитесь, и поехали.

Самый важный инструмент в сторителлинге — конфликт.

Конфликт — основная строительная единица интересной истории.

Было бы совершенно скучно смотреть, читать или слушать историю, где у всех все хорошо. Такие мы называем "ни о чем", но точнее сказать, что в них отсутствует конфликт.

Любая история начинается с конфликта и именно конфликт двигает ее к развитию и финалу. Конфликт не только кирпичик истории, но и ее топливо, бензин, на котором персонажи двигают события вперед.

Плохие парни дерутся с хорошими парнями. Мать сражается с бедностью, чтобы прокормить ребенка. Танос пытается уничтожить мир, а супергерои ему противостоят. Вы готовите лучшую рекламную кампанию в своей карьере, но начинается война и проект отменяют. Вы берете квартиру в ипотеку, а Путин ее бомбит.

Вот это конфликт, это история о действительно важном противостоянии жизни и смерти.

Ваша задача, рассказывая историю, сосредотачиваться на конфликте и правильно его развивать: обозначить, затем плавно довести до пика и рассказать, как персонаж его разрешил.

Конфликт — это фрактальный инструмент.

В хорошей истории не один конфликт, а сразу сотни, и все они вложены друг в друга. Легче объяснить на примере.

Давайте быстро напишем сценарий для фильма про русскоязычного программиста в феврале 2022 и разберем его на фракталы.

Есть основной конфликт: вы против Путина.

Вы стараетесь жить и строить, а он — разрушать и разорять. Вы хотите жить, а он отправить вас умирать. Вы строите дом, он его бомбит.

Ваши интересы на этот мир не сходятся, один не может жить, пока жив другой. Это основной конфликт истории.

При этом если ваша история состоит из трех частей: трех этапов истории, то в каждом этапе истории должен быть свой конфликт поменьше, начатый и разрешившийся, который двигает основной конфликт вперед, вплоть до его разрешения.

Итак, основной конфликт: вы против Путина. Проведем его от начала до конца через три вложенных внутрь маленьких конфликта.

Этап первый:

  • Вы заезжаете в новый дом, который построили своими руками, но в него прилетает ракета. Начинается война.

Конфликт первой части: вы против ракеты
Ракета побеждает, двигая общий конфликт вперед. Плюс мы заявляем основной конфликт: вы против Путина.

Этап второй:
Вас отправили в армию. Вы узнаете, что на передовой существует команда, которой предстоит секретное задание пробраться в бункер Путина и закончить войну. Вы хотели бы попасть в эту команду, но ваш командир считает, что вам туда не надо. Вам выпадает случай и вы проходите через испытание, доказав командиру, что вы достойны и справитесь.

Конфликт второй части: вы хотите в спецгруппу, командир вас не пускает

Он начался, развился и закончился. Его завершение снова двигает повествование вперед, потихоньку развивая основной конфликт.

Этап третий:
Ваша спецгруппировка через опасности пробирается к бункеру, но там, где вас должен был встретить двойной агент, тот вдруг дает заднюю. Вам приходится взять его в плен и пытать, пока он не выдаст нужную информацию. Гад не сдается. Тогда вы понимаете, что силой его не сломаешь — надо иначе убедить его сдать шифр. Вы рассказываете о своей невесте, которая ждет вас дома. Челик отдает шифр.

Конфликт: вы против двойного агента

Этот конфликт начался, развился и закончился, привел основной конфликт к финалу. Путин проиграл, вы победили.

Внутри этих трех больших конфликтов есть еще сотня и сотня конфликтов поменьше.

Например, в третьем эпизоде у вас может случиться внутренний конфликт: вы не тот человек, который с радостью ломает пальцы и выбивает зубы. Вам это мерзко, отвратительно и вы не хотите этого делать. И вы принимаете трудное решение. Это конец маленького вложенного внутреннего конфликта.

Во втором эпизоде (призыв в армию), тоже может быть много конфликтов, внутренних и внешних. Например, вы сначала бегали от армии, но вас поймали и отправили насильно (вы против военкомата). Либо вы бегали достаточно успешно, но совесть не давала вам покоя и в итоге вы пришли добровольцем.

Во третьем эпизоде по пути к бункеру может быть вложено 5-6 конфликтов, в которых вы преодолеваете трудности в пути. Каждый из них — конфликт. Каждый двигает повествование вперед.

В каждом диалоге, эпизоде и кусочке истории должен быть конфликт, который двигает повествование вперед.

Любой конфликт в истории должен нарастать и дойти до катастрофы — пика конфликта. Во время катастрофы внимание зрителя максимально, он весь представляет собой нерв и переживает за героя (если вы не забыли включить в нем эмпатию к персонажу).

Перипетия: гоняйте героя от несчастья к счастью и обратно

Еще один древний инструмент сторителлинга, которому уже почти 2500 лет — перипетия.

Ромео идет на бал и, вдруг, встречает там Джульетту. Он влюбляется в нее и он счастлив. И вдруг, оказывается, что она из семьи Капулетти, они не могут быть вместе. Ромео несчастен. Но все же он приходит к ней, и вдруг с балкона она отвечает, что тоже любит ее. Взрыв, фейерверк счастья.

Еще во время Аристотеля люди заметили, что наблюдение за персонажем, который движется от несчастья к счастью и обратно создает удивительный эффект сопереживания.

Поиск счастья — черта, присущая каждому человеку и поэтому каждому понятная. Мы можем искать его разными способами и с разным успехом, но так или иначе мы все заняты этим. Отсюда такой эффект эмпатии.

Перипетия составляет драматическую структуру истории — когда вы развиваете конфликты, не забывайте чередовать события, которые улучшают и ухудшают положения героя. Чем сильнее контраст и разброс, тем больше эффект.

Приведу в пример свою статью про выход из тоталитарной секты, в котором я использовала эту формулу. Это максимально далеко от классики, очень приземленный жанр простого рассказа о себе. Посмотрим на перипетию:

  • Маленькая девочка живет в деревне и не имеет возможности получить образование (мы задаем конфликт и персонажа андердога, который готов включиться в борьбу)
  • Вдруг она попадает в чудесную школу с пансионатом, который поможет ей пробиться в жизнь. История идет вверх
  • Вдруг оказывается, что школа спонсируется тоталитарной сектой. История идет вниз
  • Но девочка вовремя осознает опасность — вверх
  • Антогонисты начинают ее прессовать — вниз
  • Девочка находит поддержку в среде программистов-олимпиадников. Теперь у нее есть возможность выбраться — вверх

И так далее и так далее.

Все, что я рассказывала в истории было правдой, но я строго соблюдала очередность от несчастья к счастью и обратно, пропуская все сайд-истории, которые не развивают основной конфликт.

Кир Булычев называл перипетию не "вдруг", а более оригинально — "это не мама".

– У меня другая формула, не «вдруг». а «это не мама».

Приходит мальчик домой, стучит в дверь, кричит: «Мама, открой – это я!»
Дверь медленно открывается.
А это не мама.
– А кто?
– Уже интересно?

"Вдруг" — это сюжетный поворот, новая единица информации, которая меняет положение героя, обеспечивая перипетию.

Развивая конфликты в своем рассказе, не забывайте гонять героя вверх и вниз по эмоциональным качелям.

Теперь пройдемся по трехактной структуре и нескольким практическим советам.

Как построить историю: три акта

Самый простой и работающий каркас истории — трехактный.

  • завязка: мы обозначаем персонажей и условия конфликта, и в конце первого акта происходит ВДРУГ, и конфликт начинается
  • развитие: конфликт развивается и нарастает. Происходит еще один поворот, который усложняет конфликт и гонит историю в третий акт
  • развязка: конфликт достигает катастрофы и герой либо решает его, либо погибает

Скорее всего, в большинстве ваших историй герой будет решать конфликт.

Сразу задайте основной конфликт

С первых страниц и первого абзаца, чем раньше — тем лучше. Ставьте героя в ситуацию, которая выше его сил и включится сопереживание герою.

Удаляйте все, что не двигает конфликт вперед

Любой диалог или событие в истории должны либо двигать историю вперед, развивая текущий микроконфликт (и все верхние вложенности), либо безжалостно вырезаться.

В хорошей истории герой развивается в результате полученного опыта

В хороших историях всегда есть два конфликта: внешний и внутренний.

Внешний продиктован обстоятельствами, а внутренний — обычно философская проблема, которая не дает герою вырасти и двигаться вперед. Чтобы выпутаться, герою нужно изменить не только обстоятельства, но и измениться самому.

Этим отличаются дешевые мелодрамы от хороших сценариев, рамы. В мелодраме есть только один конфликт, внешний: влюбленные не могут быть вместе из-за обстоятельств, и они их преодолевают.

В драмах у героя есть еще и внутренний конфликт и он взрослеет и растет как персонаж в процессе своего путешествия.

Рассказанная вами история будет богаче, если вы опишете не только события, но и параллельно расскажете, как вы изменились внутренне в результате этого опыта.

Первая фраза, которую мы видим, открывая новый черновик в Клубе

💎️ Хороший пост несёт личный опыт, инсайды и откровенность.

именно об этом.

Почему умение рассказывать истории важнее для счастья, чем деньги?

В начале статьи я разрекламировала сторителлинг как инструмент заработка и общения. Но я верю, что все гораздо глубже — стрителлинг нужен для здоровых отношений с самим собой.

Владение речью развивает наше сознание.

Оно позволяет нам вербализовать свои ощущения и реакции. Несформулированные эмоции нельзя записать и проанализировать, речь — аппарат анализа наших состояний, ситуаций и реакций.

На несформулированный вопрос нельзя ответить. Ведь его не существует.

На неправильно сформулированный вопрос можно дать только неверный ответ.

Именно этим мы и занимаемся на психотерапии — психолог, задавая верные вопросы, старается быть нашим помощником.

Чтобы стать счастливым, важно понять, что делает вас несчастным. Для этого надо задавать как можно более точные вопросы, и давать как можно более точные ответы. Человек с развитой речью и арсеналом точных метафор умеет это делать.

Речь — отправная точка нашего путешествия в Мордор, чтобы уничтожить кольцо и спасти свой мир. И чем точнее и правильнее ваша речь, тем острее кинжал, которым вы будете отбиваться от своих внутренних и внешних монстров.

В 13 лет я не могла сформулировать свое состояние никак, кроме как "плохо". За 10 лет тренировок записи и анализа я самостоятельно дошла до психиатра и смогла вернуться в свое состояние детского удовольствия от жизни. Только потому, что я научилась формулировать вопросы.

Прийти к счастью мне помогли Митте, Воглер, Ильяхов, Вики Кинг и Джозеф Кэмпбелл.

Любую ли реальную историю можно рассказать по этой схеме и не привирать?

Я считаю, что да. Если в ней есть стоящий конфликт, вы боролись и как-то внутренне изменились в результате этой борьбы.

В каждом годе вашей жизни гигантское количество событий — сюжетных поворотов. Вопрос только в том, какие из них мы опускаем, а какие подсвечиваем.

Сюжетные повороты — большой ряд камушков разного размера, которые выстроились в ряд. Мы сами выбираем, какие оставить в этом ряду, а какие вытащить, чтобы картина стала стройной.

Ваши внутренние изменения — это развитие вашего персонажа. Если вы регулярно рефлексируете, то можете отразить это в ваших историях.

Но в целом, с опытом, можно рассказать даже самую незначительную историю. Я поняла это, когда записала маленькую зарисовку из своего материнства.

Утром я нашла мокрую простыню и поняла, что мой ребенок второклассник надул в постель. Сидя на кухне за завтраком, я ломала голову как спросить ее об этом, не засмущав и не травмировав.

Тут дочь зашла на кухню, налила себе воды, повернулась к нам с мужем и громко сказала:

— Прикиньте, я вчера столько съела арбуза, что сегодня ночью ОБОССАЛАСЬ ТАК ЧТО У МЕНЯ ДАЖЕ ВОЛОСЫ БЫЛИ МОКРЫЕ, ПРИКИНЬТЕ

И я выдохнула: мы смогли создать атмосферу в семье, в которой ребенок уверен, что его не засмеют. И обрадовалась.

Все. Короткая история из ничего. Это конечно не сценарий для фильма, но уже крохотная история.

Если вы хотите узнать об этом больше

Это статья, в основном, краткая компиляция методик из классических трудов:

  • "Кино между раем" Александра Митте,
  • "Как написать кино за 21 день" Вики Кинг,
  • "Мето. Структура персонажей в сценарии" Воглера

В этот лонгрид не влезло много интересных вещей.

Например, в мире существует всего 38 сюжетов, которые описывают любую историю. Персонажей в мире тоже не так уж и много и они встречаются к нам из истории в историю в разных масках (оставаясь одним и тем же героем).

Что персонажи — это конструктор из трех черт, а основных персонажей в мире можно пересчитать по пальцам.

В любой истории главный герой проходит практически одинаковый "Путь Героя". И что владея этой техникой, можно вести свои рабочие команды через задачи, режиссируя для них путь героя, правильно расставляя мотивационные точки на пути разработки.

В общем, сторителлинг это большой мир, и если вы хотите узнать больше — то очень советую эти книги.

Связанные посты
26 комментариев 👇

Вспомнила еще одну интересную механику драматургии. В жизни может сгодиться для того, чтобы внушить человеку ощущение уникального контакта между вами.

Это механика создания "химии" между двумя персонажами, и она тоже проста, как пареная репа. Химия не обязательно происходит между влюбленными, это могут быть лучшие друзья, флиртующие люди, учитель и ученик и тд.

Чтобы читатель (зритель) ощущал химию между персонажами, надо учесть всего 3 условия:

1. Уникальное поведение
Ваши персонажи должны вести себя со всеми примерно одинаково, а вот со своей химия-парой — уникально и ломать привычный шаблон поведения. Например, скрытный персонаж вдруг раскрывается и рассказывает важную историю из детства. Шутник перестает паясничать. Бессердечный убийца укрывает одеялом ребенка (между монстром и ребенком есть эта химия)

2. Эксклюзивное понимание
Джейме Ланнистер рассказывает Бриенне о том, как убил Безумного Короля. Этого кроме нее никто не знает, и теперь она единственная, кто понимает причину его поведения, которое другие считают просто заносчивым и мудаковатым.

3. Трансформация благодаря общению

Салли из Корпорации Монстров перестает бояться детей и меняет весь свой мир благодаря одной маленькой Бу. Из профессионального страшилы он становится нежным отцом. Между Бу и Салли явно есть мощная химия, их пара — центральная в истории Корпорации Монстров.

Формула и правда проста, но чтобы ее применить, нужно определенное упорство. Однажды я написала большой сценарий игры, в котором проработала линию главной героини со всеми персонажами, оставив напоследок центральную историю с любовью ее жизни. Думала, что это будет легко.

При проработке их коммуникации, чтобы включить уникальное поведение, мне пришлось полностью переработать все диалоги героини со всеми остальными персонажами — чтобы именно через их общение она раскрывалась больше и с новых, неожиданных сторон. В общем, много часов работы.

В жизни вы тоже можете запустить похожий процесс. Обеспечьте с человеком уникальное поведение, уникальное понимание (через разговоры о важном раскройте себя), и дайте понять, что ваше общение меняет вас как человека.

Это не просто, но это работает.

Та шо тут говорить, просто АХУЭННО!
Внимание от первой до посл. строки, та ещё в эру тик-тока

  Развернуть 1 комментарий
TyVik python-программист 11 июля 2022

А меня зацепил этот пост, т.к. я не согласен с ТС (хе-хе, конфликт).

Я согласен, что хорошо связанная история читается/смотрится лучше, чем постоянные метания автора между разными персонажами, но конфликта может и не быть. Взять, например, "Форрест Гамп" - это просто повествование. Конфликты там есть, но они какие-то мелкие и нелепые, буквально минут на 5. Больше примеров? "Криминальное чтиво", "Карты, деньги, 2 ствола" и т.п. Основная их сила в "вотэтоповорот", но никак не в каком-то глобальном конфликте.

Но что мы всё о фильмах? Взять того же Хейли - конфликты там опять же где-то на третьем месте. На первых двух - точность деталей и эмпатия. Он так умеет описывать людей, что сопереживаешь всем. И вся книга - буквально 5 дней из жизни отеля, аэропорта, больницы...

Теперь насчёт авторов "Пиши, сокращай". Я даже её целиком прочёл и уроки делал. Идея очень понравилась, но есть нюансы.

  1. Современная журналистика (и конкретно рерайтинг) - какой-то треш, состоящий на 90% из статей вида "Кто ежегодно закупает женские тампоны в армию России на 3 миллиона долларов". Заголовок кликбейтный, за которым скрывается очень длинный текст, причём зачастую без ответа. А всё потому, что так проще всего достигнуть целевых метрик: привлечение кликов и удержание пользователя. А вот о самом пользователе никто не заботится, и он вынужден тренировать свою обезьяну. Идеалом для меня является статья https://habr.com/ru/company/hexlet/blog/670114/, которая полностью раскрывает тему.

  2. Там же авторы продвигают идею уважения к читателю. Я её целиком поддерживаю! Но моё доверие к авторам бьётся о суровую реальность. Что могло пойти не так? Их вторая книга. Она оказалась бракованной, весь тираж. Текст вылезает за страницы, краска выделяет не то. Я связался с издателем и редакцией - такой был макет. Т.е. они выпустили брак, даже не проверив вёрстку. "Вы заставляете уважать читателя, но делаете это без уважения".

  3. Их "информационный" текст слишком скуп на эмоции. Он подойдёт для объявления, служебной записки, статьи на пару абзацев. В текстах побольше хочется видеть эмоции, человека, душу, а не только факты. К сожалению, многие мои знакомые останавливаются на инфостиле, не добавляя туда изюминку и чувство юмора.

Вы, наверно, заметили, что стиль комментария несколько отличается от стиля самой статьи. В одном абзаце не 1-2 предложений, а какая-то законченная мысль. Обратили внимание, что такое действительно тяжелее прочесть? Но я не копирайтер, я так вижу :) И хочу держать внимание читателя больше, чем на одном твите.

P.S. Ради интереса пропустил свой коммент через Главред. В первых двух абзацах много подчёркнутого, но исправить нечего. Слишком много ложных срабатываний.

  Развернуть 1 комментарий

@TyVik, эм, судя по всему, вы не поняли, что значит конфликт в контексте этой статьи, если вы думаете, что в «Карты, деньги, два ствола» нет основополагающего конфликта. Или это не фильм Гая Ричи и мы про разные фильмы сейчас

  Развернуть 1 комментарий

@owlnagi, Смотрел давно, но помню, что там было много мелких конфликтов, которые свели персонажей вместе. Как, впрочем, и в других фильмах Гая Ричи.

Но, возможно, я не прав - можете подсказать какой из них именно основополагающий на ваш взгляд?

Вообще "конфликт" - плохое слово, я бы предпочёл использовать более общее "взаимодействие". Потому что раскрывать персонажа можно не только через противоборство, но и через помощь другим.

  Развернуть 1 комментарий

@TyVik, ну смотрите, чтобы помочь другому, другой должен нуждаться в помощи. Иначе помощь не нужна, не в чем помогать. А раз он нуждается в помощи, значит живет в каком-то конфликте.

Без конфликта нет мотивации персонажам взаимодействовать.

Давайте попробую для вас выделить основные конфликты в этих трех фильмах.

Карты, деньги, два ствола
Четверо друзей попадают на деньги и обязаны вернуть их в течение недели, иначе их убьют. Друзья против бандитов.

Форрест Гамп
Умственно отсталый парнишка против жесткого мира. Этот мир принимает постоянно новые обличия, начиная от мальчишек, которые его били (и он убегал), до войны. В итоге Форрест побеждает в этом конфликте за счет доброты, упорства и спортивного таланта.

Криминальное чтиво
4 полноценных истории, в каждой свой конфликт. Основополагающего нет, так как нет единой истории, просто 4 с пересекающимися персонажами.

Конфликты:

  • Два идиота пытаются ограбить ресторан, но их останавливают двое настоящих серийных убийц
  • Боксер пытается кинуть мафиозного босса, но случайно попадает в рабство вместе с ним
  • Верный слуга влюбляется в жену босса, но чуть не убивает ее (Винсент Вега и жена Марселлоса Уоллиса)

При этом каждый из них разбит на много-много маленьких.

Например, история боксера у Тарантино сходу начинается с убийства: герой прикончил оппонента на договорном матче. Двойной конфликт: герой против оппонента, герой против босса мафии, обоих он подставил.

Затем он собирается уезжать, но забывает часы — тоже конфликт. Ссорится со своей девушкой: конфликт. Когда он подъезжает к дому за часами, то его там ждет Винсент — конфликт. Вот он убил Винсента и на светофоре встречает Марселласа, конфликт. Они дерутся, конфликт. Затем заваливаются в магазин, где на них наставляют дробовик.

У Тарантино очень четкое следование перипетии + заряженность конфликтами, у него нет ни единого диалога, ни единой сцены, которая бы не задавала, развивала или разрешала конфликт.

Гай Ричи снимает фильмы-аттракционы. Его американские горки вверх вниз — постоянная перипетия, но чтобы персонажи по ним ездили, они должны постоянно наталкиваться на конфликты и решать их.

Наталкивается на конфликт — едет вниз по горке. Успешно решает в последний момент, чуть не погибнув — резко едет по горке вверх.

Нет движения вверх-вниз от несчастья к счастью, если герой не наталкивается на конфликт. Потому что просто так эмоции мы не испытываем (негативные и положительные), а только в ответ на хорошие и плохие события.

  Развернуть 1 комментарий

@owlnagi, Ну если так судить, то у нас не жизнь, а сплошной конфликт :) В данный момент у меня с кофе - он слишком горячий, и я вынужден ждать пока остынет. Хотя мог бы положить пару кубиков льда, но мой ГГ не любит суетиться.

Вроде похоже на раскрытие персонажа через конфликт, но не кажется ли это слово здесь слишком сильным?

  Развернуть 1 комментарий

@TyVik,

у нас не жизнь, а сплошной конфликт :)

так и есть :) но лед в кофе — это уже разрешенный конфликт.

не кажется ли это слово здесь слишком сильным

нет, просто это маленький конфликт. чем они сильнее, тем интереснее ситуация

  Развернуть 1 комментарий
Pasha Podolsky Distributed Web Engineer 8 июля 2022

Замечательно!
Пошел смотреть что за 3836 сюжетов и про типы персонажей, если кто захочет дальше погрузиться.

Интересно в твоем изложении послушать ещё о мотивировании людей на нужные тебе цели. Видно, что тебе есть рассказать, да и твой пост выглядит как кусочек более цельного материала о маркетинге. Можно будет связать всё, оформить в маленькую книгу и поставить на видную полку твоего магазина :)

  Развернуть 1 комментарий
Женя Инди-разработчик средней руки 8 июля 2022

Персонажей в мире тоже не так уж и много и они встречаются к нам из истории в историю в разных масках (оставаясь одним и тем же героем)

Мономиф

Мне кажется сюжет про андердога настолько въелся в наше сознание, что мы считаем себя им по умолчанию, даже когда это не так. Этакая выборочная слепота включается, когда надо натянуть свою жизнь на глобус "я всего добился сам"

  Развернуть 1 комментарий

@zalivka, именно, мономиф, а еще тысячеликий герой.

В жизни нельзя быть андердогом, это персонаж конкретной истории. Один и тот же человек может быть в одной истории андердогом, а в другой им не быть. Причем события одного и того периода жизни могут быть основами двух разных историй. Жизнь как она есть != история. История это пересказ событий, причем очень отобранных и аккуратно расставленных в нить повествования.

А что касается въедания в сознание — тоже не соглашусь. Механики, которые работают, работают уже тысячи лет. Сегодня так же, как и в день, когда ее впервые употребили как инструмент драматургии. Те, которые не работают — не будут работать и потом.

Так что не скажу, что они могут въесться.

  Развернуть 1 комментарий

@owlnagi, вспомнил случай, как на VC было интервью какого-то человека, покорившего кремниевую долину и он рассказывал как приехал туда с сотней долларов в кармане. Его знакомые в комментах насовали ему сразу же мол как же так, ты был уже успешен и богат к моменту приезда

Не думаю, что он сознательно решил соврать, просто сознание взяло факт "в правом кармане лежало $100", но забраковало "платинум экспресс в левом". В этом не было никакой необходимости, но вот этот шаблонизатор биографии наверняка сидит где-то в лобной части и повышает вовлеченность читателя с помощью подмены истории о том, как богатый человек стал еще богаче на классику жанра

  Развернуть 1 комментарий

@zalivka, ну, классика она на то и классика, что работает. Old but gold

  Развернуть 1 комментарий

@owlnagi, даже пытался найти, но не смог :) Кажется, это был Давыдов. То ли на бессознанке действительно, то ли банальный кликбейт)

  Развернуть 1 комментарий

просто скажу, что обожаю эти твои тексты про все на свете

  Развернуть 1 комментарий

@lyoka, спасибо)

  Развернуть 1 комментарий

так тампоны то зачем в армии? меня теперь гложет

  Развернуть 1 комментарий

@LaFut, ахахаха, ЭТО НЕ МАМА

  Развернуть 1 комментарий

Сания, гранд мерси за пост! особенно, что он вышел так вовремя! Сейчас пишу кое-что художественное, прочитала твою статью, убедилась, что на верном пути, пошла писать дальше)

  Развернуть 1 комментарий

Существуют ли аналоги Главреда на английском языке?

  Развернуть 1 комментарий

@olgyshkaaa, есть Hemingway Editor, делающий нечто похожее, но если что я просто разместил объяву. Пока не пользовался ни тем ни другим.

  Развернуть 1 комментарий

@mbeloshitsky, попробую! Спасибо

  Развернуть 1 комментарий

@olgyshkaaa, Граммарли
Не шучу, в платной версии она помощнее Главреда будет)

Я прям по другому начал писать и даже думать, хотя пользуюсь всего месяц.

  Развернуть 1 комментарий

@Danya-Z, надо купить премиум, давно об этом думаю.

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо! Очень круто. С недавних пор веду небольшой бложик и снимаю для себя видосы-монологи. Уже чувствую, что с каждой итерацией мысли выпрямляются в голове.

Причем до твоего текста структурирование заранее казалось приемом-костылем – мол круто, когда пишешь или говоришь естественно, импровизируя в духе дружеской беседы. Теперь продолжу структурировать с чистой совестью. Во имя ремесла))

  Развернуть 1 комментарий

Grammar.ly пытается таким быть иногда

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб