Спрос рождает предложение. Тема про к-поп неожиданно оказалась интересной клубу, поэтому держите обещанный и мой первый лонгрид про то, что это за зверь такой и кто эти люди на фото. Посмотрим, как индустрия развивалась, а также будет куча ссылок на Ютуб.
Докейпопная эпоха
Что было до рождества Христова к-попа? В 1980-х в Южной Корее была военная диктатура, существовало всего две телекомпании, медиа контролировались государством, рок считался маргинализированным (🤔). Основным музыкальным жанром являлись баллады и трот, который существует и по сей день и популярен в питейных заведениях. Основной канал маркетинга новых групп – музыкальные шоу, транслирующиеся по выходным (как и сейчас), а-ля российских Фабрик Звезд (если кто помнит такие).
Пример трота: HONG JIN YOUNG - LOVE BATTERY, ну чем не Кадышева Кореи
Зарождение индустрии
За момент возникновения к-попа принято считать появление в 1992 году группы Seo Taiji and Boys, которых одновременно можно отнести и к первопроходцам среди корейских хип-хоп групп. Связано это с либерализацией корейского общества, куда после демократической революции и становления Шестой республики в 1987 г. хлынула американская музыка. Seo Taiji до этого был частью хэви металл группы, после ее распада он нашел танцоров хип-хопа Yang Hyun-suk and Lee Juno, и в 1992 они дебютировал на шоу с синглом “Nan Arayo (I Know)”. Жюри поставили эту песню на последнее место по оценкам, но среди населения она быстро нашла поклонников и была в топе чартов в течение 17 недель, рекорд, который будет побит только через 15 лет.
Seo Taiji&Boys - Nan Arayo (I Know)”. Незатейливый танец, который повторяли за 30 лет до тиктока
Seo Taiji and Boys бросали вызов существующим нормам в музыке и текстах, часто поднимая темы цензуры, давления на детей в системе образования, различным вопросам неравенства. В 1996 году эта группа просто решила прекратить свое существование со словами «Мы показали вам все, что хотели». Seo Taiji and Boys расчистили площадку для возникновения современной вселенной к-попа и индустрии в том формате, какой мы ее знаем.
Seo Taiji&Boys - Come Back Home, напоминает мне House of Pain - Jump Around
1995-1998 гг. ознаменовались возникновением «трех китов» айдол-индустрии, которые продолжают рулить ей и сегодня: SM Entertainment (глава - Lee Soo Man) в 1995; JYP Entertainment в 1997 (Park Jinyoung, который сам был артистом во время Seo Taiji and Boys); YG Entertainment в 1998, основанным уже знакомым нам Yang Hyun-suk (заметили, как названиями служат акронимы имени?).
Они часто конкурируют друг с другом, так как если у одного агентства появляется успешный концепт, другие быстро выдают что-то похожее на радость фанатов (рыночек решает).
Сравнение музыки и хореографии от трех китов + лейбл от BTS
Дальнейшее развитие к-поп индустрии принято делить на поколения. Проблема лишь в том, что четких критериев этом нет, поэтому срачей в интернетах по вопросу о том, какая группа к какому поколению относится, да и сколько этих поколений в принципе, немерено. Но для целей этого лонгрида категоризация по годам дебюта исполнителей вполне подойдет (до 2003 / 2003~2012 / 2013~2017 / 2018~).
Сам процесс популяризации к-попа и его экспорта по миру принято называть Hallyu, дословно “Корейская волна”.
1 поколение
Первое поколение отличается сравнительно простой музыкой, хореографией и клипами. Продюсерские центры оттачивают методику тренировок и маркетинга айдолов.
Первой айдол-группой можно считать H.O.T., ставленников SM Entertainment. В 1999 эта группа даже выступала на одной сцене с Майклом Джексоном, что было первой попыткой вывести к-поп на мировой уровень.
Главный хит -“Candy”, теперь вы знаете, как использовать детские варежки на следующем Хеллоуине
Другие группы, относящиеся к этому поколению: Sechs Kids, S.E.S, Shinhwa, FIN.K.L, god.
Также тут стоит упомянуть одиночных исполнителей как BOA from SM Entertainment, и RAIN, которые стали популярными не только в Корее, но и в азиатском регионе в целом, в первую очередь, в Японии и Китае.
BoA - 'Only One'. Примадонна корейской поп-музыки
2 поколение
Мальчишеские группы: TVXQ, Super Junior, Big Bang, SS501, SHINee, 2PM
Женские группы: Girls' Generation, Wonder Girls, KARA, 2NE1, 4Minute, T-ara, f(x), Secret, Miss A, Apink, Girl's Day, Sistar
Большую роль в распространении стал играть Интернет и социальные сети (Twitter, Facebook., Naver – корейская соц сеть)
Особо среди исполнителей я выделю Big Bang и 2NE1.
Big Bang's leader, G-Dragon, сочинил большинство их песен, ставших хитами и вознесших группу до небес, и он до сих пор является иконой стиля и рэп музыки. Также Big Bang первые использовали более EDM-подобные аранжировки.
BIGBANG - BANG BANG BANG. Кому топлес мужиков, налетай
2NE1 дебютировали в 2009, первые из групп используя образ сильных женщин. Основные хиты: They Fire, I Don't Care, Go Away, Lonely, I Am The Best. Также были отмечены Billboard. Говорят, их популярность была настолько высокой, что другие лейблы переносили выпуск своих альбомов, если 2NE1 выпускали на той неделе сингл.
2NE1 - COME BACK HOME. Для любителей киберпанка
На рубеже двух поколений стоит PSY с его Gangnam style, чей клип стал самым просматриваемым на Ютубе и попал на второе место в BillBoard Hot 100. Позднее он откроет свое агентство, которое будет продюсировать ломающих стандарты исполнителей, наподобие Jessi и Hyuna (каждая из которых обладает своим неповторимым путем творческого становления).
PSY - GANGNAM STYLE. Уже 4.7 млрд просмотров
3 поколение
Мальчишеские группы: BTS, EXO, Seventeen, NU'EST, VIXX, GOT7, WINNER, iKON, MONSTA X, NCT
Женские группы: BLACKPINK, TWICE, Red Velvet, AOA, EXID, Mamamoo, Lovelyz, GFRIEND, OH MY GIRL, WJSN
Третье поколение обычно отсчитывают с EXO и их хита «Growl». Тексты, музыка и хореография становятся гораздо сложнее, настолько, что подготовка к жизни айдолов начинается с подросткового возраста. Группы экспериментируют с жанрами, включая элементы рока, баллад, техно в мелодии.
Меняется формат коммуникации с фанатами – они объединяются в специальные фандомы со своим концептом, общение между фандомом и группой идет постоянно и омниканально. Если раньше стороны были создателями контента и его потребителями, то сейчас фан база как бы включается в достижение общей мечты.
В третьем поколении группы изначально нацелены на продвижение на всем азиатском континенте, многие включают в свой состав иностранцев (из Китая в EXO, из Таиланда в BLACKPINK).
EXO - Growl. У ребят даже есть свой музей в Сеуле
Особо стоит отметить BTS, BLACKPINK, на которых надо выделять отдельно по статье, поэтому тут кратко упомяну, чем они примечательны и оставлю ссылки на короткие (по сравнению с интервью Дудя), но подробные видео.
Рекорды BTS
БТС залетели на первое место в Billboard Top 200 четыре раза (наравне с the Beatles), они обладатели the Billboard Music Awards AMA, нескольких Грэмми, докладчики в ООН, гости на нескольких американских ТВ шоу, организаторы туров, собравших стадионы, включая Уэмбли.
Также они признаны Seo Taiji в качестве своих преемников, и только с ними он выступил еще раз.
При этом, БТС – единственная айдол группа, которая не была спродюсирована ни одним из трех китов индустрии. Парни при помощи своего менеджера раскрутились сами с нуля, преодолев и критику фанатов на первых этапах, и сопротивление индустрии (и это в жестком иерархичном корейском обществе), и позднее открыли свое агентство. Этот факт вызывает лично у меня уважение несмотря на то, что ранние БТС мне нравятся больше, чем нынешние.
BTS // FROM NOBODIES TO LEGENDS - Краткая история
Сейчас эти ребята стали неприкасаемыми, любой их критик будет немедленно растерзан их фандомом «Арми».
Рекорды Blackpink
Они продолжают тренды, заданные 2NE1. Блэкпинк держат рекорд по наиболее завирусившемуся Ютуб видео (15.6 млн просмотров за сутки) с синглом "Kill This Love". Они также получили наивысшее место Billboard Hot 100 и 200 среди женских групп. И регулярно приглашаются на фестиваль Coachella. Нетфликс еще и документалку про них снял.
The Revolution: A Story of BLACKPINK. Краткая история группы
4 поколение
Boy Groups: TOMORROW X TOMORROW, TREASURE, ENHYPEN, Stray Kids, ATEEZ, The Boyz, Verivery
Girl Groups: ITZY, aespa, (G)I-DLE, STAYC, NiziU, Everglow
Границы между четвертым и третьим поколением размыты, оба поколения продолжают творить и сейчас.
Четвертое поколение изначально нацелено на покорение мировой арены. Создание различных мобильных платформ (Lysn, Weverse, UNIVERSE) позволило переформатировать коммуникацию с фанбазой с односторонней на двухстороннюю (почти метаверс).
Лично я могу выделить Stray Kids, у которых просто фантастическая хореография, и большинство песен они сочинили сами.
Stray Kids "MANIAC". Хорошо Адидас сидит
В качестве резюме поколенческой темы можно глянуть это видео и оценить, какие группы вызывают у вас бОльший отклик. Заодно отметьте, насколько сложнее стала хореография.
Группы разного поколения в разбивке по концептам
Саму тему можно расписывать бесконечно, и я опустил многое, поэтому оставляйте ваши дополнения в комментариях.
Обратная сторона индустрии
Я уже упомянул выше, что стандарты к айдолам настолько высоки, что готовиться к прослушиваниям люди начинают с раннего подросткового возраста. Один из вариантов быть замеченным продюсерским центром – шоу на выживание, где из 100 участников после испытаний остается 4-5.
Попадание в айдол группу, однако, не гарантирует безбедной жизни. Все зависит от популярности группы. При этом контракты айдолов известны своими жесткими условиями, включая запрет на личную жизнь (иначе как продавать фанатам историю про совместные мечты). Сами айдолы периодически попадают в скандалы, связанные с наркотиками (которые абсолютно запрещены в Корее) или оказанием секс-услуг по принуждению.
Тем не менее, если вашу группу не расформируют в первые два года, то можно считать, что долина смерти пройдена. Как правило, жизненный цикл жизни айдол группы составляет около семи лет, после этого исполнители либо продолжают соло карьеру, либо переходят в актрисы/актеры, ведущие шоу, модели, дизайнеры и т.д.
Итого
Вместо заключения, для тех, кто осилил, история, как я оказался знаком с этим жанром. Шесть лет назад, в бытность учебы в Нидерландах в ВК музыке большинство песен было заблокировано из-за авторских прав, за исключением к-попа и русского рэпа. Так я познакомился с к-попом второго поколения и Оксимироном. По возвращении в Москву, я пошел в антикафе, где была приставка с Just dance, на которой оказались BLACKPINK – DDUDUDU и BigBang - Bang Bang Bang. Позже, когда я был в США и к-поп уже вирусился везде, темой для small talk со знакомой с Ямайки послужили BTS. По-моему, возможность найти общие темы разговора для людей из двух разных культурных контекстов будучи в третьем обладает своим очарованием.
И кажется, не я первый приметил это. Вот отрывок лекции из PENN State University про информационные и культурные пузыри и BTS.
На этом всё. Спасибо прочитавшим, пишите в комментах, открыли ли новых исполнителей для себя. Cheers ✌️
офигенный пост, читается на одном дыхании ^_^
получается, кпоп неотделим от хореографии? если только слушать, но не смотреть как ребята стараются, несчитово? или считово?
Знаете, я и сам своего рода фанат к-попа
Отличный пост, просмотрел все ролики, интересная история — хотя, конечно, чувствуется подводная часть айсберга. В очередной раз понял, что к-поп — не для меня. Хореграфия всегда впечатляет, отдельные ролики BTS были интересны (например, в здании ООН — и места узнавал, и музыка с ностальгичными элементами). Ходил на к-поп фестиваль пару недель назад, но нет. Не получается втянуться, стать частью этих десятков миллионов :)
Единственные, кто зашёл от начала до конца, — виртуальные K/DA:
Через них узнал и стал следить за анимационной студией Fortiche, которые впоследствии нарисовали жгучий сериал Arcane.
Классный пост, спасибо!
Сам узнал о Kpop через любовь одной из племяниц к BTS. Теперь знаю неприлично много об индустрии и не знаю что делать с этими знаниями.
P.S. согласен что раннее творчество пуленепробиваемых было лучше =)
Надо бы еще добавить, что у каждой группы в кпоп (это наверное касается третьего поколения, но может и 4-го) есть какая-то тематика и история группы фантастического характера. Например группа EXO у каждого из исполнителей своя какая-то сверхсила которую они показывают в клипах и всячески пиарят.
А также надо раскрыть тему ЭР (Эра это типо новый альбом/релиз)! Это же покруче марвела, на примере EXO - у них вышло 10 тизеров нового альбома с каждым из участников. И в итоге было миллион фанатских теорий относительно того что будет в новом альбоме.
Я это всё перерассказываю, со слов своей подруги которая слушает кейпоп со второго поколения, и очень обожает EXO...
можно отвечу?
я так поняла что:
у девочковых групп в фанах все. и у мальчиковых в фанах парни тоже есть.
идея в том что в соцсетях и тд продвигают образ "твоего парня" или "твоей девушки". по этому видео похожи на те что в корее принято посылать своей паре.
в азии фаны, бывает, так и воспринимают своих биасов. тратят на них кучу времени и денег. возникает чувство не только причастности к успеху но и собственности. айдолы страшно боятся раскрыть наличие отношений тк тогда их фаны накажут игнором или хейтом. просто закопают.
2. была одна вроде. сложно поддерживать идею "твоего парня" или "твоей девушки" в таком формате
Бдительные фанаты прислали мне обратную связь, так что работа над ошибками касательно BTS
Спасибо за пост! Я прям ностальгию испытала)
В своё время вкатилась в k-pop благодаря тв-шоу Running man и Infinity Challenge.
Может меня кто-то поправит, но мне кажется, что k-pop в целом не отделим от всевозможных тв-шоу типа Weekly Idol