Как же бесит противопоставление гештальта и КПТ! И какими аргументами оно делается!
В этой статье хочу внести ясность про гештальт-подход, и его противопоставление другим подходам, чтобы каждый раз не орать «Вынипанимаити!» или «Бльоооооооооооооо!».
Постараюсь сделать непонятное — понятным, чтобы прочитавший смог сам сделать выбор, опираясь на факты, а не на чужой субъективный уникальный опыт.
—
Вводная:
После прочтения очередного поста «фигня этот ваш гештальт» в канале с думающей аудиторией у меня в очередной раз сгорела жёпа.
Горение происходило от того, что этот пост превращал субъективный опыт и восприятие в то, что «ну это всё гештальт виноват, и поэтому я ушло и больше не пойду к гештальтисту, а вот теперь я пошло в КПТ, и это то, что надо». Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела.
Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Надо признать, сами гештальтисты тоже для этого много чего сделали, но об этом потом.
А ведь гештальт — это крутой фундаментальный подход! И у многих психотерапевтов либо есть база по нему, либо доп-образование. И теперь для предвзятых людей его наличие в анкете, как красная тряпка, останавливает от получения помощи, которую может оказать специалист.
Я сама учусь на гештальт-терапевта (вторая ступень МГИ), уже три года, и более года практикую (предупреждаю клиентов обязательно, что ещё учусь), поэтому знаю всю эту штуку изнутри, и меня такое отношение задевает.
Прямо сейчас остановитесь и выпишите всё, что вы думаете и слышали про гештальтистов. На бумажку, или в телегу себе напишите. И в конце проверьте, насколько выписанное соответствует реальности. Уверена, в конце вы будете удивлены.
Что это такое вообще — гештальт?
«Направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение начиная с 1960-х. В отличие от психоаналитика, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает клиенту развить самосознание и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом, как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход.» (Вики)
Но что это значит? Тарабарщина какая-то.
Проще говоря, — это означает то, что терапевт работает в тесном контакте с клиентом, и обращает внимание на ВСЁ, что происходит. Вообще на всё. Включая подёргивание правой мочки уха, если таковое присутствует. И возвращает это клиенту, побуждая того на проявление к себе большего внимания. Помогает развивать самопонимание, осознанность, и навык интерпретации его собственных сигналов. Это служит развитию адаптации человека к актуальным (и меняющимся) условиям жизни и отношений.
Каждый человек уникален, и на одну и ту же ситуацию даже один и тот же человек может выдать разную реакцию, чего уж говорить о других. И лучше него самого эти сигналы не почувствует, и вместе с терапевтом он учится их внимательнее слушать, правильно понимать, и использовать для лучшей адаптации к реальности.
Взаимодействие происходит «на равных», и это тоже часто ставит клиента в тупик. Он ждал, что его будут водит за ручку, увещевать, тыкать, как несмышлёного котёнка, в его какули, а тут — хоп! И ему предлагают самому разобраться с тем, что у него есть, с чем он пришёл. В активном присутствии терапевта, как напарника и проводника с фонариком. «Давай так посмотрим! Давай вот это попробуем! А если так повернуть, что ты видишь? А что внутри происходит в ответ на то, что видишь?»
Именно поэтому я не представляю формирования созависимых отношений в этом подходе. Когда клиент находит в терапевте какой-то костыль для себя и ходит его укреплять. Нет, тут наоборот, отрастает самостоятельность. Навыки определять проблемные ситуации, понимать их и справляться с ними. Это кайф. И видеть формирование этих штук — двойной кайф, лично для меня, как для терапевта.
Холистический подход и эмерджентность
А ещё это холистический подход. Человек там воспринимается как целостная система, которая больше, чем сумма её частей. Да ещё и находится эта система во взаимосвязи со средой (и с ней вместе тоже образует целостную систему, хе-хе).
И именно поэтому этот подход целиком и полностью опирается на эксперименты, собственный опыт клиента, и его чувства/ощущения/реакции/проявления — aka феномены (парадокс, но не обязательно для работы с ними, как попугай, спрашивать каждые 5 минут «Чито ви чувствуити?», особенно у человека, у которого чувства заморожены, но об этом разверну чуть позже).
То есть, гештальт по сути работает над восстановлением целостности личности. Над устранением противоречий (или внутренних конфликтов, как хотите), которые там накопились за время её развития. Травмы, косяки воспитания, социально-навязанные установки, какой-то всратый опыт, выученные реакции — всё это может формировать в нас так называемые «интроекты» — убеждения, установки, (они есть во всех подходах, но могут иметь разные названия), которые могут вступать между собой в конфликт (хочу, но не делаю, например).
Травма может отщепить кусок личности, который в моменте защитил и помог выжить, а теперь мешает, как гипс, который давно пора бы снять (Почитайте «Мои разные я» Ричарда Шварца на эту тему, интересно. И «Тело помнит всё», конечно).
Всё это создаёт «точки напряжения», с которыми ведётся работа. И после проработки это напряжение расслабляется и часть энергии, которая вертелась там, возвращается в общую систему. Появляется способность действовать в соответствии со сделанным выбором, чему раньше мешал внутренний конфликт.
Проблемы понимания
Основная проблема — в том, что подход этот происходит напрямую от психоанализа, то есть во многом опирается на его теоретическую базу. И мало того, что её саму достаточно сложно изучить и усвоить, так ещё и на практике она не проявляется слишком явно. То есть, терапевт что-то делает, опираясь на эту базу, но снаружи видно только «что-то делает». Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы.
Естественно, и сами обучающиеся в процессе могут не всё правильно понять и усвоить. Но ведь это в любом образовании так работает: правильное понимание и применение освоенного навыка переходит в отвественность его применяющего.
Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели. Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть. Или, что он уже готов к работе. И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях.
Посмотрите на выпускников любого ВУЗа: они все на 100% усвоили то, чему их учили? И на 100% правильно поняли? А на практике отработали? А теперь — поняли?
Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам:
Понятные критерии оценки непонятного
Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии (любой):
- Соблюдает ли терапевт Этический кодекс (есть ещё свой отдельный у гештальтистов, по стандартам Европейской ассоциации)? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет.
- Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются.
- Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем?»
- Как вы измеряете прогресс по тем задачам, которые поставили? Выстроен ли процесс «присваивания результата»?
- Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то такое на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения.
Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода (любого). Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод (при этом имея искажённое понимание), и повесил неудачи в работе именно на метод (не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит»). В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность.
Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ
Московский Гештальт Институт, если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть.
То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме.
Учебная программа МГИ строится на практике, в формате встреч-трёхдневок, с периодичностью примерно раз в месяц, между которыми идёт самостоятельная работа в рабочих тройках, и другие учебные активности/супервизии и тд. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами (сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия).
Первая ступень
Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии (посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого). Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно.
После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу (не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами).
Вторая ступень
На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок.
Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики.
Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента.
Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их.
Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация (или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве).
Очень творческий процесс получается. Красивый, и при этом эффективный.
Приглашённые звёзды
Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой, и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу.
Специализация
А ещё есть «Специализация». Например, я сейчас прохожу специализацию по Травме у Аллы Вишневской (посмотрите её лекцию по гештальт-терапии травмы, это просто огонь-пожар).
Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Преимущество гештальта-обучения тут в том, что этих специализаций можно брать сколько угодно, и поучиться/набраться опыта у кучи разных крутых специалистов.
Г - Гибкость! (Обожаю!)
Интенсивы
2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мощно. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки.
Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок (прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом). И на каждую сессию ещё и супервизию получала (так положено), где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях (синдром самозванца, куда без него).
Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими.
В общем, не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу. Какие-то элементы может и встречаются, но здесь всё же есть система, где каждый модуль ведёт к какому-то результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться.
Например, вторая ступень посвящена выращиванию из студента полноценного психотерапевта, и все активности внутри неё, теоретические и практические, направлены на это. Третья ступень уже про то, чтобы стать супервизором, и там всё про это. У каждой движухи — чёткие цели и задачи.
Противоречия есть, но я приведу отклики отучившихся, для наглядности («вам шашечки или ехать?» особенно позабавило :))
Есть чёткие требования по сертификации. Так просто дипломы не раздают. И взяток не берут. Вымученный годами учёбы сертификат можно подтвердить в Европе, опять же плюс.
Все ли гештальтисты одинаково полезны?
Конечно, нет. Как и специалисты любой другой профессии.
Все ли хирурги одинаково круты? А учителя? А парикмахеры? Да даже грузчики бывают бережными и вежливыми, а бывают и полупьяными придурками, которые расхерачат половину мебели при переезде и сами в процессе поубиваются.
Так же и с гештальтистами.
Подход к обучению и уровень ответственности у каждого свой. И база тоже может сильно отличаться.
А ещё они — люди, прежде всего. И, как и все люди — разные.
В нашей учебной группе, например, есть и психологи с двадцати- и более -летней практикой в разных подходах, и психиатр, и клиницист, и юристы с экономистами, и даже таролог. И всем нам даётся одинаковая база по гештальту, и мы выполняем одинаковые упражнения, проходим практики и супервизии, отрабатываем потом это всё в тройках.
Естественно, и результаты у всех выходят неодинаковые, и практический процесс идёт по-разному. Но, на мой взгляд, в этом и кайф. Это помогает собрать более полную картинку, более объёмную. Посмотреть, как один и тот же процесс может развернуться на разной базе.
Кто-то больше погружается в теорию, у кого-то лучше получается практика, а уж с контактом, на границе которого и происходит основная работа, у всех вообще всё очень по-разному. Всё сильно зависит от уже имеющихся навыков и знаний, на которые это всё ложится. И на личностные качества.
У кого-то лучше получается оставаться в терапевтической (или мета-) позиции, у кого-то — хуже. Выбрать подходящую интервенцию, предложить эксперимент, который сработает. Всё это — навыки, опирающиеся на личностные особенности терапевта.
Кого-то может унести в личное, кто-то может встать в позицию доминирующего партнёра, а кто-то вообще в истерику впадёт.
Понятно, что это — непрофессионально, и так не должно быть (и это повод для смены терапевта), но в этом и выражается человеческий фактор в профессии.
Примеры факапов и недопониманий про гештальт
«Да задолбала она спрашивать, что я чувствую! Ничего я не чувствую! Вся работа только на этом строится!»
То, что на этом прям ВСЯ работа строится – преувеличение. Но то, что работа с запросом часто идёт через внимание к чувству – правда. Как и то, что много внимания уделяется развитию самоосознания и самочувствительности.
Но разве этого нет и в других подходах? Те же КПТшники разве не задают вопросы про то, что человек думает, делает, чувствует, и какое убеждение лежит в корне исследуемого поведения? Ещё и дневник про это вести заставляют, редиски.
Какой здесь может быть косяк?
Со стороны терапевта: Бывает так, что у клиента отморожена чувствительность (у меня и самой так было). Это защитный механизм, он хорошо помогает выживать и справляться. Поэтому, с наскока фигачить вопросами про чувства – тупо, и даже может быть больно. Необходимо для начала эту чувствительность исследовать, и объяснить клиенту, зачем это вообще надо, и как это поможет в работе с его запросом. И при разморозке настроить систему так, чтобы она была способна выдерживать нагрузку без прошлой защиты.
Со стороны клиента: Если не нравится, некомфортно, непонятно – необходимо задавать вопросы. Если вопросы не задавать, то накопится напряжение, и вся работа развалится. Терапевт работает не с «прилежным учеником» (который старается казаться хорошим, а сам копит раздражение), а в первую очередь с Человеком. Если вам, как Человеку, кажется, что что-то не так – скажите/спросите.
Ответственность терапевта – отвечать на вопросы до тех пор, пока не станет понятно, что происходит, и зачем. На начальном этапе работы, когда выстраивается доверие и контакт, эта часть очень важна. Проясняйте, не бойтесь.
«Здесь и сейчас»
В сабжевом посте, который поджёг мою жопу, про «здесь и сейчас» не было ни слова. Наоборот, было про то, что слишком много копались в прошлом. Хотя претензии были именно к гештальту. Вот и парадокс (нет, не парадокс, а просто стереотип об реальность разбился).
Фокус на текущем моменте помогает человеку вернуться в реальность. Например, посмотреть, что происходит с ним здесь и сейчас, и как на него теперешнего влияет болезненная ситуация, произошедшая «там и тогда». Классный инструмент. И им пользуются не только гештальтисты, но и терапевты любых других модальностей, а также кризисные психологи, которые работают с людьми, пережившими катастрофу. КПТшники здесь – не исключение.
Контакт с реальностью – база.
Какой здесь может быть косяк?
Со стороны терапевта: Способы возврата в «здесь и сейчас» могут быть очень разными. Терапевт может выбрать не тот, который подходит этому конкретному клиенту. Бывает так, что терапевт не замечает, что клиент не может по какой-то причине контактировать с реальностью (слишком больно, либо триггерится механизм защиты/избегания). Не заметить такое – это косяк, да. Либо может заметить, но не знать, как с этим обращаться, как унять боль и построить мостик до реальности. Тоже косяк.
Со стороны клиента: не давать обратной связи на интервенции терапевта, которые «не попадают» или непонятны.
Пустой стул
«Техника пустого стула» – тоже как будто бы сразу на ассоциации с гештальтом возникает. Будто проработка конфликта с родственником/начальником автоматом предполагает применение этой техники. И как будто бы только гештальту она принадлежит. Да, её придумал Перлз (основоположник гештальттерапии), но потом она ушла в народ, и пользуются ею все подряд, от коучей до инфоцыган.
И это всего лишь одна из многих типов интервенций, и далеко не единственная, для работы с подобными типами запросов. И вариантов её применения за годы развития гештальта накопилось достаточно.
Я вот, например, не очень люблю конкретно этот вариант, и предпочту предложить клиенту самому выбрать, как и на что спроецировать внутреннюю фигуру. Приведу примеры, как это можно сделать, и для чего это нужно.
Если возникнет сопротивление, необходимо с ним разобраться, и при невозможности его преодолеть, выбрать другой инструмент.
У меня самой, как у клиента, на всё, что было связано с воображением, когда-то стоял блок (я вижу что стул пустой, что за бред, идите в жопу!). И этими методиками вообще нельзя было пользоваться. Так тоже бывает. Потом постепенно пошло-поехало, и получился новый опыт.
Какой здесь может быть косяк?
Со стороны терапевта: недостаток гибкости или незнание других техник/методик/упражений.
Со стороны клиента: недостаток обратной связи.
—--------------------------
Если вам известны ещё какие-то стереотипы, мифы, или есть собственный сомнительный опыт про гештальтистов – пишите комментарии или в личку (анонимно), и самые горящие я разберу отдельными постами в канале Человеческой техподдержки. Или ещё одну статью напишу, как пойдёт =)
—---------------------------
В контексте вышесказанного вспомнился мем про субъективность восприятия терапевтического процесса:
Такие разные подходы (нет)
Холивар «про подходы» меня умиляет, если честно. И я во многом считаю его надуманным, типа как спорить о том, какой сорт яблок – лучший (они ж все – яблоки, Кэп!). Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе. А если учитывать, что все без исключения они эволюционировали из психоанализа – так и вообще смысл теряется. Да и сам психоанализ за время своего существования эволюционировал. (Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях с кем-то, кто сейчас практикует именно психоанализ, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней его практики. Под запись, в канал ЧТП, подкаст, ютуб, whatever.)
Особенно бесят те, кто берёт какой-то ИНСТРУМЕНТ, и лепит из него ПОДХОД (не хочется плодить холивар, но пусть тут будет моё личное мнение: «Открытый диалог» я считаю именно такой штукой. И ЭОТ. Возможно, потом ещё напишу об этом подробнее, но лучше давайте об этом в камментах посрёмся).
За коучинг здесь особенно обидно: если до каких-то пор отделение этого инструмента для лучшего понимания его потенциальными клиентами ещё имело смысл, то, чем дальше, тем страшнее.
Дебри мракобесия, куда завели этот процесс инфоцыгане, поистине обширны и непознаваемы. И теперь любой, кто вещает про свой личный опыт и выдыхание денег из матки, гордо называет себя коучем, что является прямой дискредитацией подхода.
Биологическая база у человека – одна. Психика происходит из деятельности нервной системы. Биология очень вариативна, но принципиально познаваема. Подходы к работе с ней могут быть разными, но лишь по форме. А по сути они будут похожи, так как обращаются к одним и тем же нейробиологическим механизмам.
Пример: Терапия травмы:
Травмирующее событие «отщепляет» от психики кусочек, который впечатывается в мозг и остаётся сцепленным с постоянным переживанием того события. Биологически это нужно для того, чтобы человек избегал похожих ситуаций, лучше распознавал их и лучше выжил в итоге.
Тогда мне было 3 года, я вела себя так-то и так-то, чувствовала вот это, и в момент шока происходило то-то и то-то.
Воспоминание, благодаря особенностям работы мозга, «отпечаталось в памяти», и слепилось с ужасом события (воспоминание+эмоция+ощущения+состояние).
И теперь, попадая в похожую ситуацию, но уже взрослой, я выпадаю в ту, трёхлетнюю девочку, пугаюсь и убегаю.
Проработка травмы в данном случае нацелена на то, чтобы разлепить то воспоминание с эмоциями, пережитыми тогда, давно, интегрировать напуганную девочку обратно в «себя», и вернуться в себя реальную. И это может быть сделано сотней разных способов, но суть от этого не поменяется.
Поэтому я настаиваю на том, чтобы больше копать в суть вещей, и того, как они работают, чем упарываться по форме. Главное, чтобы работало. И имело под собой научно-доказательную базу, конечно же. Это по умолчанию.
Зачем вообще противопоставлять гештальт и КПТ?
И вот тут я встаю в тупик. Потому что для меня эти два подхода абсолютно гармонично сочетаются друг с другом. И могут прекрасно друг друга дополнять, а где-то полностью пересекаются. Зачем их противопоставлять вообще?
Работа с убеждениями, чтобы появился осознанный выбор в поведении, а не автоматизмы? Гештальт делает это в той же степени, что и КПТ.
Подращивание адаптивности к текущим обстоятельствам и отношениям, без ущерба для личности, а даже и с укреплением её целостности? Гештальт делает это даже лучше, чем КПТ 🙂
Цитата-пример с форума b17:
«Цель гештальт терапии это не изменения и коррекция, а осознанность. Ну, то есть лучше понимать себя, свой способ жизни. Что в принципе и ведет к изменениям и коррекции.
Цель КПТ это изменения и конкретные коррекции. Что достигается путем лучшего понимания себя и своего способа жизни и изменением их.»
Круг замкнулся, хе-хе 🙂
Если там ветку дальше почитать, то видно, что и психологи сами путаются в различиях.
Я бы сформулировала так:
Гештальт – про изменения через понимание, как и что у человека устроено (осознанность), и какими ресурсами он будет изменения производить. Осознавая и пересобирая свою целостность, я возвращаю ресурсы в систему, сил становится больше, изменения тащить проще. Про адаптацию к актуальным (и меняющимся) условиям жизни и отношений.
КПТ – это конкретные изменения, точечная работа с тем, что не устраивает/мешает (поиск триггера и работа с ним). И она тоже ведётся через лучшее понимание того, как там у меня чего работает, и какими ресурсами я это буду делать и под это приспосабливаться.
Мой подход
Лично я, хоть и гештальтист, обожаю использовать инструменты КПТ в своей практике, и не вижу никаких противоречий. И другие проверенные подходящие инструменты и техники, которым нас учат на специализации, например, могу использовать, этого никто не запрещает. Если работает, то почему не использовать?
К тому же, ко мне идут в основном айтишники, и другие люди, которые много работают головой, и часто имеют нарушенную связь с телом, поэтому на начальном этапе работа идёт «через голову», пока контакт с телом и «внутренний слух» постепенно восстанавливается.
С кем-то мы можем и по полгода «висеть на уровне головы». Но, если это помогает клиенту работать с его запросом и делает его жизнь лучше – то зачем бежать впереди паровоза?
У каждого процесса – своя скорость. Больше фокуса на запросе клиента и на нём самом, чем на отработке каких-то методик, которые «должны быть». Ничто не мешает пробовать разное, и искать то, что помогает лучше. Или периодически пробовать то, что раньше не работало. Оно может в какой-то момент взять и начать работать.
В общем, я за творчество, за исследование и поиск оптимального решения под конкретного человека.
Мне нравится изучать разные инструменты, и смотреть, как они соотносятся с тем, что я уже знаю и умею. В какой-то момент в голове происходит «щёлк!», и появляется понимание, к какой группе отнести ту или иную методику, и на какую биологическую базу она опирается. Красивое.
Выводы
На мой взгляд, противопоставление Гештальта и КПТ – некорректно и надумано. Особенно в контексте, когда человек не очень понял, где ему не подошёл подход, а где – терапевт, но уже свалил всё на подход. Не надо так.
Критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии вне зависимости от подхода:
- Соблюдает ли терапевт Этический кодекс (есть ещё отдельный у гештальтистов, по стандартам Европейской ассоциации)? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. При нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет.
- Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются.
- Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем?»
- Как вы измеряете прогресс по тем задачам, которые поставили? Выстроен ли процесс «присваивания результата»?
- Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Если дискомфорт возник уже в процессе работы — обязательно обсудите это.
Ссылки / книги, упомянутые в статье:
- Холистический подход
- Эмерджентность
- Книга «Мои разные я», Ричард Шварц
- Книга «Тело помнит всё», Бессел Ван Дер Колк
- Этический кодекс психолога
- Этический и профессиональный кодекс EAGT (ред. 2015г.)
- Интервью с Георгием Голышевым «ГЕШТАЛЬТ ТЕРАПИЯ и осознанность в эмоциях. Как незакрытый гештальт переходит в невроз»
Честно говоря, тоже отношусь к числу тех, кто скептически смотрит на гештальт по нескольким причинам.
Во-первых, есть ощущение, что в гештальте каждый отдельный терапевт делает что хочет. Нет каких-то конкретный подходов, протоколов терапии и тд. Я тут не эксперт, но общалась с человеком, который отучился на КПТ и она мне говорила, что в КПТ есть четкие протоколы для работы с различными ситуациями. Она же начинала учебу на гештальте и бросила по причине того, что не было какой-то четкости и структуры.
Это отталкивает. Потому как может повезти и попадется суперспец, который прекрасно придумает как подойти к проблеме, но может не повезти и будет какая-то лажа. Когда есть фреймворк и все по нему работают, то доверия как то больше. Может я что-то неправильно понимаю, если что, поправляйте :)
Во-вторых, гештальт обучение и правда выглядит как секта. Очень смущают требования по типу Х часов в терапии, но только у кого-то из нашего списка терапевтов, а то не засчитаем. Немного напоминает МММ, где новые вкладчики ходят на сеансы к старым
В-третьих, у меня тоже ощущение, что в рамках этого подхода много копаются в прошлом. Знаю человека, который уже несколько лет ходит на терапию еженедельно, уже менял специалиста, и все равно продолжает обсуждать одни и те же вопросы из детства и тд и ничего не меняется, просто обсасывают это раз за разом.
Еще очень смущает, что в отсутствии каких-то внятных протоколов и фреймворков терапия растягивает на годы и превращается во что-то типа походов в спортзал. Мне это кажется не очень классной идеей, а как раз таки превращением терапевта в костыль, на который можно опереться и так ковылять до конца жизни.
Мне с дивана кажется, что психотерапевт - это такой же врач как стоматолог или офтальмолог. Ты приходишь, решаешь проблему и идешь жить дальше, а не превращаешь это в стиль жизни.
Я полный профан в этом вопросе, но, как истинный айтишник, выбирал психолога по табличкам характеристик.
Сложилось странное впечатление, что если психолог начал свой путь с гештальта, то только там почему-то и остается (особенно если только МГИ в анамнезе из образования).
При этом, у людей с другой образовательной базой обычно присутствует целый арсенал средств: и гештальт, и кпт, и, простигосподи, сказкотерапия. Вот к такому специалисту хочется идти, потому что кажется, что он или она будет более гибкой в выборе методов работы (примерно как автор, применяющая КПТ практики внутри своей работы).
И второй кусочек паззла про секту - люди, которые идут к гештальт-терапевтам, проводят там годы, а потом некоторые по итогу и сами становятся терапевтами (anecdotal evidence).
Все это вызывает некоторое отторжение к "чистым гештальтистам", при этом к самому методу у меня 0 вопросов.
Меня немножко удивляет, что в критериях оценки нет ничего про доказательность метода. Большинство подходов (уж гештальт точно) много исследуются на предмет того, насколько они сравнительно эффективны для работы с теми или иными диагнозами / запросами.
Моя основная претензия к гештальту — то, что они не распознают своих ограничений в работе. Например, с пограничными структурами личности, и хотя это несложно увидеть, они не перенаправляют таких людей в другие подходы, которые имеют шанс сработать. В итоге люди с пограничным расстройством, нарциссическим расстройством и другими пограничными структурами ходят годами на гештальт, надеясь, что получат пользу, но этот подход им в принципе не помогает. Им может помочь ДБТ. Или ТФП. Или схематерапия. Но не гештальт (и, кстати, не классическая КПТ). Учитывая, что пограничные люди где-то в топе страданий от своих психологических проблем — у меня большие вопросы к тому, чтобы не уметь их распознать и направить за получением работающей помощи.
Можно ответить, что это частные специалисты только и везде есть долбоебы, но 1) учат ли в МГИ распознавать ограничения подхода и входят ли туда указанные выше случаи? 2) я ни разу за всю жизнь не слышала ни про одного гештальтиста, который бы кого-то перенаправил на другую терапию. Хотя я заканчивала психфак и половина моих знакомых ходят на разные терапии. Зато про ситуации, где мои знакомые с ооочень сильными проблемами годами ходят на гештальт и в их состоянии ничего не меняется, но терапевта они очень любят и уходить не хотят и вообще терапия это круто (просто лучше не становится) — такого видела много. И это очень блин больно наблюдать.
Подавляющее число психологов в России — Гештальтисты, это куча людей в сообществе. Это куча часов образования.
Очень сложно признать что терапия не работает, когда ты уже пару лет потратил на нее.
Очень сложно признать что твоя школа неэффективна когда все твои коллеги из нее, а ты потратил кучу времени на обучение.
Субъективно это не оценивается в таком контексте.
Объективно оценить разницу в терапии можно через исследования.
Насколько я помню, у КПТ их довольно много.
Но я никогда не углублялся в исследования с чиселками у гештальта и психоанализа. Насколько я помню, их меньше, что делает их в этом случае плохо сравнимыми объективно.
Но может я не прав относительно исследований, можно ссылки?
Вот подумал я, и решил, что совершенно не хочу умничать, концептуализировать терапию, объяснять, как выглядит гештальт-терапия изнутри, пожалуй расскажу просто как есть в рефлексивно-биографическом стиле.
Итак, у меня тоже есть опыт гештальттерапии и как клиента, и как ученика, и как терапевта и как супервизанта.
В 2002, после окончания вуза, году я попал к одному мурманскому психотерапевту-маргиналу, выходцу из ортодоксальной психиатрии, которого выгнали за "гуманистические новшества" из местной психушки, на мастер-классы по гештальт-терапии. Так как образование в нашем институте не давало никаких практических навыков, а его присутствие было единственным в нашем захолустье глотком свежего воздуха, я уцепился за его мастерклассы и вообще тенденцию мертвой хваткой. Вспоминаю себя как крайне ревностного студента, любившего изучать то, чем собирался овладеть до мозга костей, корней волос и от Адама и Евы, даже объём литературы, которую я прочёл и в то время выучил практически наизусть, меня даже сейчас ужасает. И то же время образованной им же школой нарисовалась первая ступень по психотерапии в гештальт-подходе, и я ломанулся туда. Успешно или не совсем закончив первую ступень, я понял, что отношения лично с ним не складываются, я продолжил поиск группы. Параллельно проходил терапию у его старшего ученика.
Так как меня крайне интересовала гуманистическая концепция ещё с незапамятных времен, я особенно вникал во всё, что имеет отношение к гуманистической терапии, перечитал всё, что только могло существовать на русском и какие-то даже книги на английском. Не скрою, психоанализом я интересовался тоже серьёзно, прочёв Фрейда от корки до корки, практически всё самое главное из его трудов, исключая мелочные записки, в общем всё, что удалось найти в научной библиотеке, понимал огромную значимость его учения на возникновение психотерапии других напрвлений. Много читал из бихевиористов (о боги, как же просто это выглядело тогда, какой простой казалась мне психотерапия поведенческих под-направлений!!!). Однако гуманистическая тенденция была у меня в фаворе, и вот спустя короткое время я нашёл группу в Москве (слава те хосподи), в которую меня взяли без проблем, учитывая опыт и законченную вышку. Группа являлась полноценной образовательной программой по ** экзистенциальной психотерапии** , проводившейся на базе крупного университета, и оказалась группой из школы Джеймса Бьюдженталя, ведущими были** Мария Павлова и Марина Юдина.** Они - прямые ученицы не так давно покинувшего этот мир Джеймса Бюдженталя. Оказалось, что в моей предыдущей школе гештальт-терапии и этой, много похожей терминологии, однако именно в этой школе я понял, как же труден и интересен путь экзистенциалиста. В теоретической части было очень много мути, особенно хотелось блевать, когда читал Ролло Мэя, и когда собственно перешли к практике, оказалось, что не так страшен чёрт, как его малюют. И тут оказалось, что в чистом виде экзистенциально-гуманистическое направление выглядит ещё более бесструктурным, чем гештальт-терапия, и в этом отношении гештальт-терминология меня просто спасала, так как в чистом виде учение Бюдженталя не могло дать ответы на многие вопросы, в частности, я не находил настолько чёткого описания защитных механизмов. Однако мне нравилось, что он придерживался мыслей Абрахама Маслоу, который заявлял, что "для достижения цели, для развития человека настоящий гуманистический психолог вправе выбирать методы, отличающиеся от гуманистических, если они помогают клиенту и отвечают его уровню развития" (внимание, о шаманстве, эзотерике, опиздюливании палкой в ответ на вопрос, подобно дзен-учителям, Маслоу не говорил, хотя кто ж его знает, чем он занимался на практике).. И это, пожалуй, мне и на данный момент помогает сильнее всего, так как именно эти слова помогают воспринимать мне клиента таким, какой он есть, не пытаясь засунуть его в прокрустово ложе каких-либо техник, метода, протоколов или упражнений.
И вот тут-то впервые мне началось всерьёз казаться, что терапия гештальт-подхода, которой меня учили тогда ещё, на многочисленных мастерских и первой ступени, имеет какие-то странные методические ограничения, в то время как в казалось бы более муторном и философизированном подходе, эти ограничения снимаются. Тогда ещё, во время обучения на первой ступени уже начали появляться первые клиенты, и оказалось , что чего-то мне не хватает. Клиенты приходили и уходили, приходили и уходили, не задерживаясь, и у меня возникало стойкое ощущение какого-то крайне несправедливого дефицита, а позднее начал подгорать пукан, взяло зло даже на то, что я словно потратил время на вроде бы стройную методологию, на освоение приёмов, на прочие финтифлюшки, но эффект на клиентах был практически нулевой. В общем, чего-то явно не хватало
Кстати, замечу заранее, что тот, кто думает, что экзистенциальная терапия - это когда мы обсуждаем с клиентом исключительно проблемы смерти, безысходности, бессмысленности, одиночества, пустоты и смысла собственной жизни, находится под влиянием самого большого заблуждения, в которое только можно впасть относительно оценки того, с чем работает ЭПТ
Но на одном из семинаров (а форма обучения была семинарская) во мне кое-что серьёзно переломилось. Помню, я сидел чуть ли не рыдая, когда речь шла об агрессии (этому была посвящена целая неделя работы), понимая, что я в полной жопе и мне самому предстоит проработать, прожить всю собственную боль, связанную с агрессией в мой адрес разных значимых людей в прошлом, и понимал , как же я ничтожен оказывается. Вспоминаю, что терапевты были очень исренними и как ни странно - крайне безопасными, чего не было тогда, во времена обучения гештальту. Именно в этот момент я понял, что я "имею право быть собой", и это пожалуй было галвным моментом. Помню даже, что именно та неделя произвела на меня довольно сильный эффект, я понял, что терапевты стали для меня сильной поддерживающей фигурой, и это пожалуй произвело на меня настолько сильный эффект, что кое-кто меня даже не узнал, когда я вернулся оттуда. Помню, как развалились сами собой телесные блоки, и я заметил, что даже значительно улучшилась память.
Вспоминая тогда ещё себя и своё присутствие на первой ступени по гештальту, я вспоминал терапевтов, которые работали со мной тогда, и они казались мне ёбаными нарциссами, отлично исполняющими по сути фальшивые роли, однако вызывающие во многом восторг у публики "ох как классно сказал, ох как здорово показал, как же восхитительно!". Вспоминал, что именно изза того, что я некритично впитывал в себя "их поведение", и во многом "обезьянничал" (думаю, терапевтам это знакомо), практика не шла и вообще я как то до сего момента чувствовал себя достаточно паршиво.
И вот именно тут то я понимал, что сама личность терапевта с его мотивацией терапии оказывает пожалуй самое главное воздействие. У экзистенциалистов это называется "качество присутствия". Когда началась тема "сильные чувства клиента и терапевта во время терапии", начался ещё более вызывающий пиздец - я начал ловить себя на том, что во мне начинает закипать какая-то нездоровая, малопонятная тогда ещё любовь к терапевтам, и тут я познал ещё и эту грань - перенос на терапевта, и слава Богу, что это было, ибо именно в эти моменты до меня допетрило, что значит "оказывать поддержку". Да в такие моменты для терапевт становится практически всем, это словно регресс в далёкое прошлое, когда ты вообще младенец по сути, и никого у тебя кроме родителей для тебя нет, и они для тебя - БОГИ. Вот примерно тут и было так, но буквально спустя пару очередных недельных семинаров эта тема выветрилась, и там уже терапевты казались мне просто хорошими приятными людьми, просто работающими в сложном направлении со сложными клиентами, в общем я воспринимал уже их на равных, а не обожествлял.
Когда я закончил эту программу, прошла сертификация и все формальности, я переехал в Питер и на несколько лет выпал из практики, так как денег я с собой привёз - хер и два яйца, нужно было работать везде, и на психологию не было места, не видел столько ресурса в ней, но когда купил первую квартиру в Питере, занялся тем же самым опять. Поднял практику, дал рекламу и начал отходить постепенно от того, что приносит деньги, но мало нравится, в сторону того, что больше нравится, и плевать сколько я получаю. Параллельно походил в группу к Косте Павлову (ВЕГИ), но дальнейшее обучение там продолжать не захотел - уж очень грабительские цены у него, да и что-то интуитивно остановило.
Оказалось, что на всё это время, пока я работал везде, кроме психологии, Маша Павлова прекратила преподавательскую деятельность и продолжила её чредой семинаров и интенсивов по психотерапии заново, как раз в тот момент, когда я решил "хватит ебланить, надо нормально заниматься своей профессией), однако сильно обросшей потом уже психоаналитической концепцией. Так что в данный момент я хоть и не имею права считать себя психоаналитиком, но последние пять, кажется супервизорских групп у Маши в Крыму (пока ещё можно было) навели реально сильный флёр психоанализа.
Потом я познакомился с психологической подлепрой, с пятью психологами оттуда, оказалось, что большинство из них в Питере (великое счастье, бох ты мой), мы много встречались очно, бухали жрали, проводили совместные интервизии, и оказалось, что психологи-то совсем из других модальностей. Да что там психологи, в тусовке были и АСТшник, и КПТшник, и гуманистический психиатр, нашёлся даже экзистенциалист из почти что моей школы, оброс новыми контактами, продолжив обучение у Марии Павловой. Смотался на один интенсив в Крыму в 2018м, кажется, ну и по врозвращению в Питер судьба меня свела с МГИ. Оказывается, там учился мой сокурсник, с которым отношения были не слишком тёплыми, да и судьба разбросала по разным городам России, познакомился с некоторыми учениками оттуда, и затем, за неимением подходящих супервизоров в экзистенциальном подходе пошёл на супервизию к.... опытному гештальт-терапевту из МГИ. Что я могу сказать, дорогие товарищи, это был очередной эволюционный виток. Ни толики ёбаного нарциссического артистизма , только настоящий человек, настоящая личность (не в смысле "крутая", нет, я уже тогда перестал идеализировать коллег), а живой, понятный , со своей методологией и подходом. Моя терапия в очередной раз обросла очень удобными "называлками" и новой формальной и неформальной терминологией, которая кстати, сильно поддерживает, когда сталкиваюсь с трудными клиентами. Ну и именно у неё я понял, что значит "присутствовать" как человек во время терапии, а это ребята пипец как важно на самом деле.
Помню, когда мне вынес мосн и вынул душу один нарциссический клиент (ебать какой нарциссический, терапевты наверняка знают, каково это - работать с теми, кто постоянно так или иначе нарушает границы, дискредитирует терапию, постоянно дефлексирует и в целом достаточно сложный на восприятие), она произнесла фразу "Тяжело тебе с ним...!" - и тут я понял: "Бляяяя. меня поддерживают! Меня реально поддержали!" Помню шёл, охуевший, как подвыпивший с супервизии, всё вокруг казалось каким-то особенно свежим и удивительным, так как ни один супервизор меня особо не поддерживал, одни разборы полётов, терминология, концептуализация и теоретическое структурирование. Центр, в котором я тогда работал - тоже был достаточно нарциссизирован со ситороны руководства, много неприятных моментов хлебнул, а тут на тебе - оказывается, они, психологи бывают живыми и ещё и правда отзывчивыми!!! Вот блин, чего мне не хватало, так это именно эмоциональной поддержки, ибо я иногда сам не замечаю, как превращаюсь в терапевтического сухаря, а вот такие моменты как раз возвращают в реальность человеческой жизни.
Так что так получилось, что начинал с гештальта, потом перетёк в ЭПТ, сильно нюхнул психодинамической концепции, но и до сих пор мой личный терапевт - это гештальтист, и супервизор тоже гештальтист. Вот, думаю в августе ангажироваться на очередной апгрейд в экзистенциальном ключе, правда теперь уже заочно.
На данный момент считаю свою практику пожалуй, самым интересным этапом в профессии, так как проживаю вообще там, где никогда не думал, что окажусь - в Бразилии, и учитывая то, что меня сильно подшатнул кризис коронавируса (развалилась тогда вся очка, потом подсобралась снова), потом войнушка, потом мобила, потом этот глобальный переезд на другой конец света и "очки" теперь нет вообще, только видеосвязь. Приходится мало того, что работать в разных часовых поясах, так к тому же и требования к профессии уже стали другие. По прежнему продолжаю поддерживать контакты со старыми друзьями-коллегами, и во многом по-другому смотрю на терапию.
Очень задели, зацепили слова чувака, сменившего двух гештальтистов. Так как я сам пережил в начала карьеры опыт очень похожего наебалова, у меня они отзываются словами "Слушай, мэн. Можно было и бы и почестнее, что ли работать, хватит корчить из себя профессионала, будь ты собой!". И эта фраза со мной практически всегда теперь.** И да, блэт, ограничения метода - это ооочень во многом ограничения личностью человека**! Так что терапия - это во многом не только техники и философия, а ещё и то, каков ты сам в этой терапии, насколько ты присутствуешь. Говорят про честность, про присутствие - многие. Присутствуют реально - единицы. Поэтому всегда, когда смотрю на работу терапевтов, обязательно обращаю внимание на "подтекст" терапии, он очень много говорит о том, чем на самом деле занимается психотерапевт. Когда вижу нарциссические проявления - прям коробит.
Гигантское спасибо автору поста за офигенную тему, пиши ещё.!
И всем за делёжку опытом, ребята, имеющие опыт личной терапии, ваша информация бесценна. Спасибо большое всем.
Сорри, но обозначенная тема и то, что написано, сильно разнятся. То есть, начинали с мыслью «кпт против гештальта», а дальше много разных мыслей про разное и оооочень много описания, какой МГИ классный и крутой, что по итогу ощущается мной какой-то завуалированной рекламой или демедж-менеджментом
К КПТ как подходу отношусь как раз с большим скепсисом, чем к гештальту. Потому что пытается решить проблемы через голову и рациональные подходы. Если бы я могла перестать думать неправильные мысли и расстраиваться просто сообщив себе, что мысли то неправильные, то проблем бы не было изначально. Только почему-то многие вещи проще сказать, чем сделать. И вот КПТ этот факт, как мне кажется игнорирует, и предлагает постараться еще сильнее и дольше. Но на деле старание может ситуацию только усугублять, потому что мы это больше, чем наши мысли.
С гештальтом мне кажется специфика постсоветского пространства играет еще - по какой-то причину этих терапевтов больше. На сервисах вроде "ясно" большинство терапевтов гештальтисты. Первая терапевтка к которой я пошла (оч неудачно), была тоже из них. Может институт раньше всех был основан и больше выпустил терапевтом и продолжает выпускать. Вероятность напороться на плохого гештальтиста выше - их просто больше в абсолютных цифрах, плохих тоже больше. Поэтому я их отсеивала в свое время. Не потому что подход плохой, а потому что ситуация такая сложилась (по личным наблюдениям).
Сейчас перебрав кучу подходов, придерживаюсь мнения, что подход не важен, важна личность терапевта. Впрочем, сама уже не хожу, т.к. найти своего оч сложно. Личная работа для меня работает сейчас лучше. Но в начале прям оч помогало.
Я больше трех лет был в гештальт-терапии и впечатления у меня смешанные. С уклоном, скорее, в положительную сторону. С одним терапевтом, так что отрицательные моменты, конечно, могут быть связаны с ним, или нашей конкретной парой клиент-терапевт. Если снова пойду в терапию, наверное, сначала попробую КПТ, но гештальт со счетов не списываю.
Один из моментов, который мне так и остался не очень понятен - это очень, очень сильный фокус на телесных ощущениях. Ну то есть да, пришел-то я с ипохондрией, так что вроде бы логично. И отрицание своего тела было, да. Но даже когда это все осталось где-то позади, меня все равно часто вводил в некоторый ступор внезапный вопрос "что вы чувствуете в своем теле?". Я отвечал. Вроде бы довольно детально. Но постоянно оставалось ощущение, что ни вопрос, ни ответ, не сдвинули меня ни в какую сторону. Как если на вопрос "а где солнце?" ответить "на небе". Ноль информации.
Это не камень в огород гештальт-терапии, скорее мне просто любопытно. Я задавал это вопрос своему терапевту, но ответ как-то не удовлетворил своей насыщенностью.
Еще один момент в копилке непоняток - это то, что телесные ощущения постоянно интерпретируются через твои эмоции. Болит горло? Это не гайморит, это неспособность высказаться. Где-то в одной из встреч проскольнуло упоминание книги "Предательство тела" Александра Лоуэна и я из любопытства в нее заглянул. Oh wow. Лоуэн вроде бы не относится к гештальт терапии, так что к нему в огород камень я все-таки брошу :D У мальчика впалая грудная клетка? Так это не врожденная патология, это мать была очень отстраненная и фигурально отталкивала ребенка. Едрить, это почти религиозное "не антибиотики помогли, а молитва". Ну ладно, надеюсь, либо у меня просто не хватает контекста, либо эта книга не воспринимается так уж серьезно у гештальтистов.
Ну и последний любопытный момент. Так уж получилось, что я довольно близко был знаком с одним из ключевых людей в ПИГТ. И возникло ощущение, что ПИГТ с МГТ скорее в состоянии идеологического противостояния, нежели сотрудничества. По крайней мере, я довольно часто слышал жалобы в сторону МГТ. Это и правда немного добавляет ощущение "секты".
И все-таки в конце скажу, что три года гештальт-терапии отразились на мне положительно. Со многими вопросами я теперь справляюсь лучше, чем раньше.
О, кайф!
Уже в терапии 5 лет, может больше, ахаха. Всё это время был гештальт и как ни странно, наверное главный прогресс оказался за последний год. До этого были проработки запросов, работа с тараканами, что ты чувствуешь и т.д. Но вот сейчас как раз происходит тот момент, когда я вырастил в себе гештальтиста и на каждую проблему я использую сначала себя в качестве психотерапевта. Вполне возможно что я попал идеально к своему психотерапевту и поэтому мне так хорошо подходит гештальт и именно из-за этого я люблю этот подход.
Ходил на группы к КПТ и чувствовал эту разность подходов именно сторон откуда идет работа. На гештальте я работаю через тело, эмоции и тд., а в КПТ работа шла через голову, через прорабатывания мыслей и рефлексию этих мыслей. Мне не зашел кпт, просто потому что моя жизнь и так похожа на сплошную рефлексию и для меня это типичный взгляд на всё что со мной происходит и каких-то инсайдов там я не схватил. Поэтому я думаю что тут есть чисто человеческие особенности и иногда людям просто подходит одно, а другим другое из-за этих особенностей.
Да и вообще, кажется норм практикой ходить к разным специалистам, чтобы понять что откликается и попробовать посмотреть на себя с разных сторон
"Выбирайте человека, а не подход" (c)
Мой опыт: использую приложение Bloom(которое как раз CBT) чтобы разобраться со своими тараканами, и оно реально помогает. Когда разбирая что-то, там говорят о химии, физиологии и дают пошаговые техники(у меня на заставке телефона стоит как раз одна из них, Catch-Check-Change). А вот опыт похода к гештальт-терапевту наоборот был негативный: мы говорили о моих чувствах, и я только больше утопала в них и накручивала себя. При том именно в CBT и медитации я встретила светлую мысль о том, что не на все эмоции/чувства нужно реагировать, часть из них - просто химия, ну и не надо искать скрытых смыслов в плохом настроении и ПМС.
Не хочу прозвучать резко или агрессивно, но статья мне показалось очень субъективной и немного "обо всем сразу". И я так и не поняла, почему подгорело у автора. Ну кому-то не подходит один подход, подходов же много. Искать что-то более рабочее для себя - нормально. И если гештальт не нравится, то вряд ли 100500 букв от гештальтиста о том как гештальт не менее прекрасен, доказателен и вообще убедят?
😱 Комментарий удален его автором...
Ух вкуснота.
Главная проблема гештальта это то, что гештальт-терапевтом может стать кто угодно. Просто любой человек с улицы.
Походил в группу, походил на курсы-ступени - всё, готов терапевт. Ни тебе медицинского образования, ни акредитаций - бери работай с чувствами, описывай как хочешь, скипай все психологические\психиатрические диагностики.
Если специалист, владеющий несколькими разными техниками, будь то гештальт, схемы, кпт, чатжпт подбирает под конкретный кейс своего клиента именно гештальт - то ок, значит это такой кейс и такой клиент. Видимо знает, что хуже не будет. Но большинство гештальтистов кроме своих ступеней и лекций, увы, ничего не слышали и выбирать им не приходится)
Ну а вообще - если нравится, то почему бы и нет. Кто-то вон к астрологам ходит и на картах гадает)
P.S. Слово нейробиология в тексте видел
Автор поста, как тебя заплюсоввть до красноты за этот офигенный конструктивный пост?
После двух лет работы с КПТ-терапевтом решил попробовать гештальтиста — и это было как глоток свежего воздуха в терапии.
КПТ к тому времени уже стала какой-то нудной и не очень эффективной, хотя в первые полгода-год я после каждой сессии ловил мощные инсайты и качественно изменял жизнь.
Я убежден что главное чтобы сам человек терапевт тебе нравился, и как-то вдохновлял тебя, что ли.
А то какой он метод использует — это уже второстепенная вещь.
Пусть это будет хоть лесной шаман.
Если тебе нравится человек и процесс, и если твоя жизнь реально заметно меняется в лучшую сторону — пофиг на его бумажки.
Потому, товарищи, ищите терапевтов которые вам приятны и которые вас вдохновляют!
Спасибо за пост.
Я начал психотерапию с IFS, т.к. идея показалась интересной, но так буквально как Шварц описывает, я концепт принять в картину мира не могу. Плюс пост в телеграмме у Замесина отчасти продал всю эту историю в противовес к КПТ. Начал недавно, выводы делать рано, но идет неплохо.
Что скажете про IFS, это инструмент как ЭОТ, или отдельная школа психологической мысли?
не намекает ли то, что что ни гештальтист с филькиной грамотой московской школы, то "суть искажена до предела", что что-то не так с самим подходом? как с коммунизмом
😱 Комментарий удален его автором...
А если брать мир доказательной западной медицины, то там оба подхода считаются доказательными? Или в психологии нет доказательных методов?
Спасибо за статью!
Было бы классно в начале увидеть определение КПТ