Как я в 34 года начал заниматься фортепиано с нуля

 Публичный пост
11 июля 2023  3493

Привет.

Я в 34 года начал изучать фортепиано. С абсолютного нуля в музыке. Немножко моего опыта, может вместе с кем-то таким же поплачемся страданиями и поделимся как болели руки, спина, отваливалась жёпа и дергался глаз при вкатывании в музыку на старости лет.

До Ре Ми Фа Соль Ля Си - села кошка на такси.

интро

Ближе к 30 годам меня стало тянуть к музыке. В детсвте никогда не занмался, хотя были примеры посонов, которые ходили пиликать в музыкалку.

Сначала была попытки вкатиться в музыку через электрогитару. Сам, без учителей. Пальцы страдали, болели, в итоге дальше, чем "выкрутить дисторшен и делать БДЫЩ БДЫЩ БДЫЩ" не дошло.

Через время, я решил вкатиться через акустическую гитару. Уже с учителем. Меня хватило на пару месяцев и без энтузиахма. Пальцы болели, струны резали плоть, фаланги пальцев скрючивались.

А позже у меня возникла гениальная идея, к которой я периодически возвращался в течение примерно трех лет: пианино. Я за клавиатурой кнопки тыкаю? Тыкаю. На пианино ведь тоже клавиатура? Клавиатура. Ну так всё то же самое!

В декабре 2022 года я снова вернулся к этой идее, и уже подумал, что "ну а когда если не сейчас". Учитывая некоторую тревожную обстановку в Украине и некоторые риски, в принципе никто не знает будет ли еще шанс. Психанул, побежал в магазин и купил первое что попалось под руку. Под руку попалось цифровое пианино Alesis Recital Pro с взвешенной молоточковой механикой (не рекомендую это модель). Для начала - пойдет.

старт

Я начал изучать игру на фортепиано в конце декабря 2022 года. На данный момент это где-то 5-6 месяцев, учитывая отпуска и отгулы.

Старт был через приложение Simply Piano для айпада: там есть как будто бы программа обучения игре на пианино. Назвать это учебным курсом я не могу: это скорее игрушка чуть более адвансед, чем Guitar Hero. В лучшем случае - можно использовать для разучивания отдельных композиций. Похожих программ полный аппстор.

преподаватель

В течение месяца я нашел себе преподавателя на удаленке. Проведя уроки с тремя преподами, я остановился на собственно третьем. Важно сразу оценивать подходит препод или нет: сам препод, качество видео и звука, программа. И сразу же озвучивать желания. Потому, что на самом деле люди могут хотеть как просто научиться игре "с рук" пары композиций, так и изучить инструмент и некоторую теорию музыки.

Я же сразу искал преподавателя, с кем это был бы не спринт, а марафон: обстоятельно, долго.

У хорошего преподавателя будет несколько камер: как минимум боковая (торец клавиатуры) и верхняя (сверху вниз на клавиатуру). Звук должен писаться или на качественый микрофон или сниматься с цифрового фортепиано через какой-либо аудиоинтерфейс сразу в комп.

В итоге у моего преподавателя отличный сетап: iRig, три камеры (я описал детальнее ниже). Программа преподавания базируется на американском учебнике "Adult Piano" от Nancy and Randall Faber: обучение фортепиано для взрослых человеков.

сетап

Микрофонная стойка для камеры сверху, ноутбук на самом инструменте, камера сбоку. В роли этих камер выступают телефон и еще один ноутбук. В Zoom выглядит как 3 пользователя, и все - я.

ik multimedia irig stream solo. Позволяет воткнуть пианину в линейный вход, наушники с микрофоном в mini jack, всё это смикшевать и отправить по USB в комп. Имеется loopback: выводящийся с компа звук замикшовывается с звуком с линейного входа и микрофона и отправляется обратно.
Это нужно, чтобы преподаватель по зуму слышал ученика, инструмент и включенную минусовку (а так же метроном или будь что еще).
Из замеченых минусов: качество звука почему-то очень так себе.

M-Audio M-Track Solo внешняя USB-звуковая карта. Пришла ко мне на замену iRig. Я немножко удивился тому, что оказывается фортепиано звучит намного лучше, чем мне казалось. Минус: миксовать и делать лупбек прийдется как-то самому. Наверное есть всякие программы, но я пока не копал. На Linux есть возможность под килограммом кокаина настроить pipewire: создать виртуальные аудиоустройста и смикшировать аудиопотоки. Когда-нибудь я этим займусь. Обязательно.

страдания

Сидеть нужно ровно - болит поясница.

Сидеть нужно долго на краю банкетки - болит задница.

Руки уставали до боли за 10 минут занятий.

Мизинцы, о мизинцы - манерно оттопыренные напряженные мизинцы. А кисти рук вообще провисают. Положение рук за фортепиано очень непривычно для меня, который печатает буковки и тыкает мышкой в монитор последние "всегда" лет.

Чувство метра и метрический слух, чтобы ровненько отстукивать с одинаковыми интервалами, отсутствует напрочь.

Играть под метроном просто невозможно: быстро накапливается ошибка и уже скоро разрыв в 5 долей между мной и метром композиции.

Играть и называть ноты? Играть и следить за метром? Играть и попадать в ноты? Десятки новых задач и совершенно новых для мозга занятий. Моск уходил в БСОД и отказывался работать вообще.

Но выяснились и позитивные моменты: у меня есть музыкальный слух. Еще тренировать и тренировать, но он есть. Есть так же ритмический слух в какой-то степени. А природная усидичивость (яжпрограммист) в целом пошла на пользу.

Несколько дней назад был "выпускной". Я сыграл аж две композиции по 16 тактов!
Сначала было даже грустно как-то: столько времени, а я только 16 тактов и без сопровождения левой рукой. Но потом подвел саммари: от "я не могу попасть по клавишам" до "я сыграл практически ровно без метронома под минусовку" - неплохой прогресс, как для такого деревянного меня.

что мне помогло

Заниматься не много, а правильно: лучше 3-4 раза в день по 15 минут, но осознанно и уделяя внимание технике, чем два часа подряд, но абы как.

Слушать музыку и считать метр под нее. Гулять под музыку в метр: считать раз-два-три-четыре-раз-два-три-четыре и шагать ногами под каждый бит.

Не бросать :)

и?

Параллельно с изучением инструмента, я еще погружаюсь в мир музыки: и в теорию музыки, и в музыку как искусство.

Оказалось, что в школе нас обманывали: не вся классическая музыка - классическая! Половина классической музыки из школы - вообще не эпохи классицизма!

А еще, такое хобби для меня словно медитация: можно залипнуть в инструмент на 30 минут и импровизировать, тыкать звуки, что-то поигрывать или изучать новые композиции. Мозг разгружается и переключается после рабочего дня просто отлично.

Аватар Yuriy Tsemashko
Yuriy Tsemashko @azzz
Software DeveloperSolarisbank
📍Каменец-Подольский, Украина

🧑‍💻🐕‍🦺🎹

Social: https://fosstodon.org/@azzz
Telegram: @ytsemashko

Father, husband, labrador owner, programmer, gamer.
Software Developer, 12+ years exp. in total. Ruby, Go.

29 комментариев 👇

Тоже начинал заниматься после 30. Хочу просто добавить советы от великого Чика Кориа, которые я распечатал и повесил на стене рядом с инструментом. Они больше про импровизацию и игру в бэнде/джеме. Но все наполнены смыслом и опытом:)

Обожаю первые два!

"

  1. Играйте только то, что слышите
  2. Если вы ничего не слышите, то и играть ничего не нужно
  3. Не позволяйте вашим пальцам и конечностям совершать спонтанные движения, вы должны управлять ими осознанно
  4. Не стоит бесконечно импровизировать, сыграйте что-нибудь намеренное, с развитием или без него, и закончите, сделайте передышку
  5. Оставляйте пространство – создавайте его – намеренно резервируйте те места, в которых вы не будете играть
  6. Старайтесь, чтобы ваш звук органично вписывался в общую картину. Слушайте себя, и приспосабливайте ваше звучание к звучанию всего ансамбля и акустике помещения
  7. Если вы играете сразу на нескольких инструментах, например на ударной установке или на нескольких клавиатурах, убедитесь, что они сбалансированы друг с другом
  8. Не стоит делать музыку механически или просто по привычке. Осознанно подходите к созданию каждого звука, каждой фразы, каждой пьесы
  9. Делая выбор, руководствуйтесь собственным вкусом, не слушайте чьих-либо советов
  10. Используйте метод контрастов:

высоко – низко
быстро – медленно
громко – тихо
напряженно – расслабленно
тесно – свободно
11. Играйте так, чтобы другие музыканты звучали хорошо. Играйте только то, что будет хорошо вписываться в общее звучание
12. Во время игры ваше тело должно быть расслаблено. Старайтесь снимать любое возникающее напряжение
13. Вы должны осознанно начинать, развивать и заканчивать ваши фразы
14. Никогда не колотите по вашему инструменту, играйте легко и изящно
15. Создайте пространство – затем заполните его
16. Не увлекайтесь подражанием – в основном играйте фразы, которые контрастируют или являются развитием идей других музыкантов

И последнее: музыка, которая тем или иным способом делает жизнь других людей лучше, является хорошей музыкой"

@boycott20, 1,2,3,8,9,14 - прям и для обучения пододят.

Действительно приятнее играть те упражнения (мелодии), которые нравится играть. А не те, которые в учебнике представлены как будто бы единственно верные.

Пункт 1 - проще играть то, с звучанием чего знаком. В будущем наверное не важно, но в начале пути очень помогает знание того, как мелодия звучит.

8 и 14 - я даже писал в посте. Лучше несколько раз по чуть-чуть, но осознанно, а не пару часов к ряду делать бестолковую фигню. Так будет даже хуже - заучишь неправильные движения рук и вредные паттерны.

Да, спасибо. Толковые советы действительно.

  Развернуть 1 комментарий

@azzz, Я думаю что в пункте 1 - он имел в виду - "то что слышите в голове/внутри". Да конечно, это относится и к знакомым мелодиям которые легче прокрутить в голове.

По сути вся игра - это услышать внутри "виртуально" - и перенести в реальность. Сокращение времени этого пути - и есть дорога длинной в жизнь.

Вроде как услышал в голове -> собрал образ-> и должен передать его на кончик конечности в точное место на инструменте, с нужным качеством(сила, длительность и тд).

Во многих учебниках говорят о том что вы должны опережать ваши руки, вашим мышлением. Как будто руки еще играют, а вы уже знаете/слышите что будете играть дальше и даже видите куда это нажать.

Конечно с опытом - это время превращается в мили-мили секунды, но на первых порах этот путь часто рвется на середине. Например когда даже играешь медленно, и вроде слышишь как должно звучать дальше, но на клавиатуре не совсем понимаешь что именно нажать. И тренировки, тренировки, тренировки в итоге будут давать этот результат.

  Развернуть 1 комментарий
Влад Клюев Дизайнер, js-разработчик. 11 июля 2023

О, тоже начал в декабре. Сестра наигралась со своей пианинкой и намекнула, что я могу взять его себе, если хочу. Ну я и взял. Давно об этом думал.

Нашел преподавателя. Искал только очные занятия. Я слишком давно в интернете, чтобы верить в онлайн-обучение, лол.

Полгода прошло, играю своего любимого Людовико Эйнауди. В арсенале уже есть известная многим Una Mattina из фильма 1+1. Я немного с ней угорел — в интернете можно скачать классические ноты по этому произведению, которые играют все. Но мне запало в душу его живое концертное выступление, где он играет ее иначе. В итоге заморочился, нашел музыканта, который за пару тысяч переложил мне эту запись на ноты. Теперь эту конкретную версию произведения играет сам Людовико и я ) на Ютубе точно никто больше не играл.

Еще моя препод очень хочет, чтобы я сыграл Experience с какой-то ее знакомой скрипачкой. Дуэтом на каком-нибудь концерте таких же новичков. Но Экспириенс сильно сложнее, мои пальцы не могут сыграть так, как хотелось бы. Могу сыграть в среднем темпе, но вся магия произведения тогда теряется.

Сейчас учу Fly. Кайфую с того, как можно на условно четырех нотах построить такое сильное произведение.

Короче, если вы такой же айтишник, как и большинство тут, и никогда не занимались музыкой — рекомендую попробовать. Это вообще другой мир.

P.S. Гитара мне тоже не зашла. Пробовал пару лет назад, через месяц прекратил. Максимально не мой инструмент.

  Развернуть 1 комментарий

@crafted, Ну ничего себе прогресс. Я тут только пару месяцев клавиши учился нажимать правильно.

А онлайн обучение - не курсы и не школа. Чисто самостоятельный преподаватель с preeply. Но нужно сразу озвучивать что тебе нужно и быстренько отказываться от дальнейшего обучения, если не подходит.

  Развернуть 1 комментарий

@azzz, да, моя препод мне тоже сказала, что я как-то быстро схватываю.

Но я точно так же туплю с выдерживанием ритма — пальцы сами летят вперед. А если партия быстрая, то могу или долго целиться в соседние октавы или вообще мискликать, задевать соседние ноты и т.д.

Довольно сложно еще нажимать на клавиши разными руками с разным усилием. Если правой нужно отыгрывать громко основную партию, то левая на басу тоже начинает сама долбить в клавиши, хотя по смыслу там бас должен лишь еле звучать в качестве фона.

А по-поводу онлайн-обучения — тут речь именно о том, чтобы сидеть рядом с преподом и играть на одном инструменте. Видеть глазами его игру, сравнивать на слух со своей. Не знаю, как это точно объяснить. В онлайне как будто не хватает вот этого контакта.

  Развернуть 1 комментарий

@crafted, > Видеть глазами его игру, сравнивать на слух со своей. Не знаю, как это точно объяснить. В онлайне как будто не хватает вот этого контакта

Да, я понимаю. Как выше заметили, еще и играть одновременно с преподом невозможно. Мне тоже кажется, что вживую было бы эффективнее. Но в моем случае, мне вариант онлайн предпочтительнее: на обеде пересел на соседний стул и занимаюсь полтора-два часа, и выбор преподов со всей страны (или мира даже... кстати интересно было бы попробовать с каким-нибудь импортным человеком). В целом оно работает, но менее эффективно и очень сильно зависит от сетапа. Два препода с которыми я пробовал - там просто черти что было. У одной вообще был синтезатор на 60 или около того клавиш - класс, агонь.

  Развернуть 1 комментарий

О, привет :) Мне 30, начала играть в апреле. До этого училась играть на гитаре в 15 и ноты немного знала. Синтезатор хотела освоить следом, но много лет как-то не складывалось. Когда началась корона, то достала его и немного занималась по какой-то из программ для айпада – помогало держать кукуху.
А потом этой весной мне попалась в инсте реклама препода. И я решила, что пора. И с апреля занимаюсь. Una Mattina тоже играю, вот можно посмотреть тут в инсте препода :)

А ещё "К Элизе", "An End Once and For All" из Mass Effect, "Утро" и "В Пещере Горного Короля" Грига и изучаю сейчас "Light of the Seven" из Игры Престолов. Хожу один раз в неделю очно и раз в неделю онлайн. Кроме этого, занимаюсь по часу пару раз в неделю сама. Никакого сетапа с камерами и записью звука, чисто камера телефона. Может, в след году приму участие в конкурсе для взрослых, а пока что я в районе второго класса музыкальной школы х)

Для меня самое сложное – расслабиться. И не напрягать запястья, плечи, руки в целом. И конечно не спешить х) Руки не поспевают за головой. Следующий уровень – динамика и эмоции.

А в детстве меня не взяли в музыкальную школу потому что "слуха нет". Вообще не остановило меня ни с гитарой, ни с клавишами.

Автору и всем играющим удачи!

  Развернуть 1 комментарий
Temudzhin Manzhikov Перекладываю протобафы 11 июля 2023

Очень кайфовый пост, вдохновляет. Спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

Офигеть, я сначала подумал, что этот пост я написал, потому что мне 34 и я начал заниматься фортепиано 5 месяцев назад! )))
Спасибо за пост! у меня примерно такие же исходные данные были:

  • Музыкой никогда не увлекался (всегда был спорт!), а тем более игрой на каком-либо музыкальном инструменте
  • Печатаю в слепую и всегда думал, что с пианино проблем не будет, т.к. скорее всего принцип такой же. Ага, как бы не так!
  • Война, стресс и нужно было найти какую-то ментальную разгрузку.

По чистой случайности жене попался в фейсбуке преподаватель по фортепиано, который набирал учеников недалеко от нас и она предложила взять пробный урок - вот уже 5 месяцев занимаюсь в итоге))

  Развернуть 1 комментарий

@alex_333, и как успехи? :)

  Развернуть 1 комментарий

@azzz, по словам моей учительницы прогрессирую хорошо, но я сильно самокритичен, поэтому насколько он быстрый сказать не могу))
Играю 3 небольших не сложных произведения уже более-менее норм, одно довольно большое уже тоже выучил до конца, но еще несколько месяцев шлифовать, чтобы звучало как здесь:

Кстати, со спиной, попой и кистями проблем вроде не было никаких :)

  Развернуть 1 комментарий

Поздравляю с прогрессом!
Сама занимаюсь около двух лет, довольна, повезло с преподом. Занимаюсь лично, но во время ковида занимались по видео. Не было хорошего сетапа, но лично мне нравится гораздо больше. Зависит от города и возможностей, конечно, легко ли найти препода лично, но при схожей цене со всем околомузыкальным я бы однозначно смотрела на личные уроки.
Кроме обычных преимуществ занятий лицом к лицу, с музыкой еще есть неустранимая задержка видеосвязи. Вместе играть что-то очень сложно. Это не всегда нужно, но бывает полезно :)

Успехов!

  Развернуть 1 комментарий
Daniil Voroshilov C†† Software Developer 11 июля 2023

О, крутяк, спасибо за пост!
Как раз недавно начали появляться шальные мысли на тему музицирования на каких-нибудь пианинах-фортепьянах, может быстрее созрею

  Развернуть 1 комментарий

@dvrsh, не торопись, тебе еще не 34!

  Развернуть 1 комментарий

@tinkyboom, но теперь я знаю, к чему готовиться 😏

  Развернуть 1 комментарий

@dvrsh, главное - начать :)
А начинать в таком возрасте - у всех будут проблемы в каком-то виде. Одна знакомая вот вообще - у нее руки совсем деревянные, хотя с детсва поет и слух музыкальный и гармонический имеет.
мы взрослые, у нас куча своих привычек, которые надо ломать. Например, я печатаю херовым 7-пальцевм методом и у меня правый мизнец оттопырен для нажимания энтера постоянно. Ну надо переучиваться, што делать.

Да, забыл упомянуть: я НЕ рекомендую покупать Alesis Recital Pro. Та же Yamaha P45 за такие же деньги будет лучше! Я купил то, что было в магазине в наличии потому что психанул и решил, что если не сделаю импульсивную покупку, то снова отложу на неопределенный срок :)

  Развернуть 1 комментарий

Приходи к нам в музыкальный чатик

  Развернуть 1 комментарий

@Stenopolz, там написано, что аж "Музыканты". Какой я музыкант - так, пиликаю :D

  Развернуть 1 комментарий

@azzz, fake it till you make it, на том и держимся:)

  Развернуть 1 комментарий

Я начал осваивать пианино на зимних каникулах в универе. Мне было 21. Оно стояло в родительской комнате и принадлежало хозяевам квартиры, которую мы снимали. Оказалось, что оно вполне себе ничего, немецкое. Мысль возникла внезапно, но действия были предприняты решительные. По 5-6 часов в день я сидел и фигачил. На протяжении нескольких месяцев. Один, по нотам, которые я не знал, я методично отсчитывал пальчиком нужную клавишу и тыкал в нее.
Затем это начало складываться в мелодию. Начал я с инвенции фа мажор баха, а это не хухры мухры. Но за месяц я ее освоил всю и играл по памяти. Из-за отсутствия техники руки болели так, что появились шишечки на обеих кистях. Затем была мазурка Шопена.
И ее тоже освоил. Но потом все как-то забросил, переключился на учебу и шахматы. А потом мы вообще переехали, и пианино не стало.
Как-то так. До сих пор, когда оказываюсь рядом с инструментом, сажусь и гордо играю первые такты мазурки. Но выхлоп, в итоге, никакой, кроме гордости за результат, достигнутый в короткое время, от которого ничего не осталось

  Развернуть 1 комментарий

@sevagol, Ну вот чтобы не травмировать кисти рук, правильная постановка очень важна. Я тоже думал что это фигня какая-то, но преподаватель переубедила, что это важно и вообще-то игра на пианино травмоопасное занятие. Наверное, даже опаснее шахмат :)

  Развернуть 1 комментарий

Я вот будучи школьником научился играть дворовые песни на гитаре, потом даже какие-то запарные мелодии старался учить вроде Tango en ski. А потом как-то заглохло желание. Возобновить интерес к музыке мне очень помогли Анна Виленская и Александр Зилков. Если вдруг вы их не знаете, то очень рекомендую ознакомиться https://www.youtube.com/@anna_vilenskaya - у неё шикарные лекции про музыку, а у Александра можно, например, смотреть восхитительные видео "Теория музыки по-пацански"

Сперва вроде просто смотришь, а потом руки сами тянутся к клавишам попробовать увиденное самостоятельно.

  Развернуть 1 комментарий
Мария Летта На все руки дизайнер 17 июля 2023

Спасибо за пост! В 26 я долбанулась и начала играть на скрипке. Сама, без учителя, сначала на акустике, потом подарили электро (да, она круче). Играю с наклейкой на грифе, взрослым можно знаете ли, а то скрипичное сообщество капец все жеманные Моцарты, фабричка фу, электро фу, только настоящие Страдивари в почете. Пальцы отваливались первое время, я угорала часа по 4 в день, снимала себя на видео, правила по урокам с Ютуба в зеркале позицию рук и как то пошло поехало. Сейчас немного подзабросила, надо вернуться опять. Концертировать я конечно никогда не буду, но мечта детства закрыта и я счастлива. Так что если вам всегда хотелось - пробуйте, музыка это офигенный навык и офигенное счастье, когда получается СЫГРАТЬ с нуля.

  Развернуть 1 комментарий

@letta, привет! Поделись пожалуйста опытом 🙏

У меня появилась электро-скрипка, и я пытаюсь вспомнить все, чему научился в детстве. С тех пор прошло 20 лет, и технологии шагнули вперед, поэтому ноты у меня на мониторе, а приложуха следит за тем, как я играю. Но у меня ощущение, что она меня плохо слышит. И логика подсказывает, что делать громкий звук -- это плохое решение.

У скрипки есть разъем Headphones, туда я втыкаю наушники, и слышу себя (в смысле, скрипку).

Есть разъем AUX In, его я подключаю к разъему наушников мака или телефона, и слышу в наушниках метроном или аккомпанемент из приложения (в дополнение к себе).

И есть разъем Line out, и я подозреваю, что именно он и может помочь, но ума не приложу -- как именно.

Можно, конечно, подключить к нему колонку, станет громко (соседи, привет!), и приложение услышит меня лучше. Но можно же как-то отправить звук напрямую в мак/телефон?

И еще буду благодарен за рекомендации приложух.
Я сделал небольшой ресерч, и пробую одновременно Violy и Trala. Еще несколько ждут в шорт-листе.

Из минимальных требований -- только доступ к нотам (в идеале, с аппликатурой и авто-прокруткой/следованием).
Из дополнительных -- хотелось бы живой аккомпанемент, интерактивные упражнения с проверкой качества, возможность записывать и накладывать друг на друга записи (играть дуэт с самим собой).

И любой другой опыт приму с благодарностью 🤗️️

  Развернуть 1 комментарий

Класс! Круто, что начал! лучи поддержки!
Было бы классно в будущем создать вастрик чат для пианистов, чтоб обмениваться нотами. а то текущий муз чат сфокусирован больше на гитаристов :(

  Развернуть 1 комментарий

@MBond, хорошая идея! :)
у меня есть штук 20 нот для начинающих (хотя преподавательница сказала, что почти все из них мне еще рановато) - которыми я с радостью могу поделиться!

  Развернуть 1 комментарий

@MBond, на Musescore отличные ноты можно найти, стоит вообще недорого.

  Развернуть 1 комментарий
Oleksandr Ashykhin Localization Specialist & T̶̥̳̪̏e̴̻͂c̷͌͜ḧ̵̭̘́n̵̹̘͌͂̎ó̴̭͖͖̀m̴͙̍͌å̴̲͒͆n̶̦͑̏̏͜c̵͎͉̜̽̊e̴̲͆̒͑ͅr̴͍̪̙̅ 12 июля 2023

Спасибо за пост, затронул пару струн) Я начинал играть на фоно незадолго до войны, ходил на «живые» занятия, потом это все на полгода+ прекратилось. Решил попробовать с тем же преподом онлайн, но что у меня хреновый сетап, что у препода. Твой пост вдохновил на поиски нормально препода с несколькими камерами и хорошим звуком, а то мне такие еще не попадались :(

У самого Yamaha P45, нравятся их клавиши Graded Hammer Standard, после них вообще не могу играть на синтезаторах и миди-клавах.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб