Пять вещей, которым меня научила керамика

 Публичный пост
21 мая 2024  648

Привет, я Эли.

Я увлеклась керамикой 7 месяцев назад, и за это время из полного нуля выросла до джуна-препода в небольшой мастерской в Питере. Это самое долгое моё увлечение чем-то около-крафтовым, и удивительно, но мне всё еще нравится и вовсе не надоело.

Для начала краткий экскурс для тех, кто никогда не держал глину в руках и не знает, какой долгий и интересный путь проходит керамическая кружка от карьера до того, как вы нальете в неё свой чай.

обычный вид керамиста — грязный фартук и довольная мордашка (это я)
обычный вид керамиста — грязный фартук и довольная мордашка (это я)

Что такое глина?

Если по-простому, то это горная порода, состоящая из мелких частиц разных минералов и воды. Её добывают в карьерах и затем обрабатывают для дальнейшего применения.
Из этого материала делают много полезного, о чем вы, возможно, никогда не задумывались. Кружка на вашем столе — это глина, мамин фарфоровый сервиз — глина, сантехника в ванной — глина, кирпичи, из которых строят дома, — тоже глина. Но разная по свойствам и методам обработки.

Как из куска породы получается кружка?

В первую очередь глиняную породу выкапывают из земли, обрабатывают, пакуют и продают в специальных магазинах для керамистов. Для тех, кому интересно, сама по себе она дешёвая, в среднем 1200 деревянных за 10 кг. Но дорогими изделия делает весь дальнейший процесс обработки.

  1. Первым делом из влажной глины формируют изделие. Есть несколько разных техник, самая известная из которых — гончарный круг (спасибо, Патрик Суэйзи). Ещё бывает отминка, шликерное литьё и ручная лепка. Возможно, есть ещё какие-то новшества, но это для задротов, и я не в курсе. В каждом методе свои плюсы, минусы и подводные камни. Я в основном леплю руками и сейчас начала осваивать гончарный круг.

подруженя лепит свою первую кружку
подруженя лепит свою первую кружку

  1. После того как изделие готово, его сушат. Это самый долгий этап, в зависимости от размера изделия может занимать до двух-трех недель. Очень важно хорошо высушить глину, прежде чем обжигать, — вода расширяется при нагревании, и плохо просушенное изделие попросту взорвется в печи.

девичник с шампанским и творческий бардак
девичник с шампанским и творческий бардак

  1. После полного высыхания изделия замывают, то есть влажной губкой проходятся по поверхности, чтобы верхний слой превратился в шликер, жидкую глину, и закрыл все мелкие недочёты и трещинки. На этом этапе изделия очень хрупкие, и их можно сломать одним неловким движением. Это обидно, но, к счастью, пока глина не побывала в печи, её можно использовать бесконечное количество раз — просто заливаешь водой, переминаешь и начинаешь заново.

  2. Когда изделие полностью устраивает, можно отправлять его в печь! Это первый обжиг, он называется утельный. Запечь глину в обычной духовке не выйдет: нужна температура от 1000 градусов и больше, в зависимости от глины. Для обжига в мастерских используют муфельные печи: они медленно нагреваются до нужной температуры, а потом медленно остывают. Утельный обжиг обычно занимает около суток.

так выглядит одна из наших печей
так выглядит одна из наших печей

  1. После первого обжига изделие становится крепким и не пропускает воду, но пользоваться им в быту ещё нельзя — в глине остаются поры, где могут размножаться бактерии и грибки, если туда попадёт вода. А ещё утельная глина — шершавая, примерно как очень мелкая наждачка. Хотя, если вы слепили что-то, не взаимодействующее с водой, например, подставку для украшений, одного обжига может быть достаточно.

это мои подруга достаёт изделия из первого обжига
это мои подруга достаёт изделия из первого обжига

  1. Затем изделия покрывают глазурью — она тоже продаётся в специальных магазинах в виде порошка, который нужно разводить водой и затем наносить кистью или окунать в неё изделия. Глазури бывают очень разными — прозрачными, цветными, с различными эффектами, глянцевые, матовые, пищевые и непищевые. Существуют целые лаборатории, которые их разрабатывают. Если честно, я не сильна в химии, но если совсем просто, то глазурь — это стекло с добавлением различных оксидов металлов и пигментов, которые придают ей цвет.

новогодние игрушки с разноцветными глазурями
новогодние игрушки с разноцветными глазурями

  1. После того как вы покрыли изделие, оно отправляется во второй обжиг, глазурный. Он тоже бывает разных температур в зависимости от свойств глазури, обычно выше, чем утельный, — 1180+ гр. А ещё эффектарные глазури могут давать разные эффекты при разной температуре и толщине слоя. Частенько это можно выяснить только методом проб и ошибок, так что, как будет выглядеть итоговое изделие, — всегда немного сюрприз. Глазурный обжиг тоже в районе суток.

наши полки с изделиями, которые ждут авторов
наши полки с изделиями, которые ждут авторов

  1. Успех! Когда вы достали готовую работу из второго обжига, ей можно пользоваться в быту, наливать туда воду, пить из кружки кофэ, есть из миски суп и радоваться тому, какой вы молодец.

Я описала тут всё очень упрощенно, чтобы не нагружать рассказ уточнениями. Для тех, кому интересны душные подробности каждого этапа, есть классная книга «Хорошая книга о керамике», автор А. Бердин-Лазурский — там очень дотошно рассказано обо всех химических свойствах глин, глазурей, разных их сочетаниях, способах обработки и проч. Я не осилила, но вдруг вы душнила и такое любите.

Итак, вот пять вещей, которым меня научила работа с глиной

  1. Смирение

Изготовление керамических изделий — небыстрый процесс. Сначала вы лепите что-то, потом сушите, замываете, обжигаете один раз, покрываете глазурью, обжигаете снова, и только после этого тем, что вы сваяли, можно пользоваться. И на каждом из этих этапов всё может пойти по censored. И вовсе не потому, что вы что-то сделали неправильно или руки у вас кривые, но потому, что есть миллион факторов, которые влияют на итоговый результат: начиная от свойств глины и заканчивая багом печи. Ну и решением печных духов, конечно. Иногда после двух недель мытарств я достаю из печи расколотую кружку. Тяжело вздыхаю. Внутренне матерюсь. От души кидаю её в стену. И иду снова лепить, замывать, обжигать, покрывать и снова обжигать.

  1. Отсутствие ожиданий

Глина — живой материал с очень непростым характером. За полгода работы с ней я уже знаю, что итоговое изделие никогда (ни-ко-гда!) не получается таким, как я изначально его задумала. И в этом его прелесть! Я могу начать лепить одно, а в середине процесса понять, что получается что-то совсем другое. Но от этого творчество становится только интереснее.

  1. Идеал — недостижим

Ручная работа — это тренировка в неидеальности. Хоть убейся, не получится у тебя слепить идеально ровную кружку или абсолютно круглую тарелку. Керамика учит тому, что всё неидеальное в изделии делает его живым и уникальным, даже если поначалу кажется, что это не так. Самые красивые работы, которые я видела, были сплошь неидеальными, но при этом потрясающими!

  1. Виртуозное лажание и смекалочка

Когда на середине процесса что-то идёт не так — это всегда обидно. Зато заставляет включать голову и придумывать, как налажать так, чтобы все подумали, что это стиль. А ещё по неопытности я изобретала велосипед и чинила изделия способами, на которые опытные керамисты посмотрели бы косо. Но ничего, зато заставляет развиваться и пытаться понять, что пошло не так и как это исправить. Иногда очень неожиданным образом!

  1. Некуда спешить

Я вообще очень торопливая и неусидчивая из-за СДВГ. Делать что-то долго и вдумчиво для меня совершенно несвойственно. То, что я могу два-три часа просидеть за одним делом, не отвлекаясь, — удивительное открытие, которое мне подарила керамика. В частности, потому, что это довольно грязное занятие, и я стараюсь не лапать телефон руками в глине лишний раз. А ещё baby steps — это тоже о глине, благо что на каждом промежуточном этапе изготовления я получаю немного дофамина, потому что вижу изменения и улучшение.

Напоследок байт на комменты и небольшой интерактив. Это работа шестилетнего мальчика. Кто это по-вашему? (есть правильный ответ)

маленькая подсказка — это животное
маленькая подсказка — это животное

Задавайте вопросы, с удовольствием на них отвечу. И приходите лепить на мастер-классы в Питере!

Аватар Эли из Ковена
Эли из Ковена @eli_wonderlust
networking-феяRandomCoffee
📍Санкт-Петербург, Россия

Нетворкаюсь и нетворкаю. Всегда не против поболтать, познакомиться или обменяться мемами. Пишите «Я из Вастрика» — тогда точно отвечу!

Самый простой способ связаться со мной — телеграм
По рабочим вопросам: сюда
По личным вопросам (и для мемов!): вот сюда

Мой лытдыбр в тг: брошки и тарошки

Связанные посты
37 комментариев 👇
Gleb Markin Project/Product Manager 21 мая в 10:04

Сам я с керамикой не работаю но обожаю смотреть подборки фейлов с керамикой потому что там такие искренние вздохи что я на духовном уровне их понимаю

  Развернуть 1 комментарий

@captaingim, мне больно такие подборки смотреть:D у меня такие подборки IRL на работе каждый день потому что))

  Развернуть 1 комментарий
Vlad Zaitsev Architect & Product Owner 27 мая в 21:33

Ооо, керамика. Пошел лепить тарелку, через пару месяцев обнаружил себя проектирующим форму для литье, а через через пару — разрабатывающим контроллер для печи с wifi.

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, обоже умная печь!

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, да! с веб-интерфейсом, нормальным редактором графиков, математическим подсчетом конусов, прогнозом на основе калибровок печи когда закончится обжиг и остывание(!), удаленным управлением и ботом в тг который присылает сообщение, когда все закончено и можно доставать
https://t.me/c/1707361090/10173

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, женись на мне

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, ты в питере(

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, ну я тут в Москву собралась на июнь...)

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, тогда надо уже заявление подавать

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, так можно на госуслугах

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, а там не надо месяц ждать?

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, так какая разница? если подавать в загсе, то тоже надо будет ждать) или у тебя знакомая работница загса имеется? 😏

  Развернуть 1 комментарий


я сделяль

  Развернуть 1 комментарий

@fedyan, реалистично! одобряю!

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо за пост! Я недавно начала ходить на курсы керамики, прошло уже 5 уроков (всего их 8), и каждый посвящен либо очередной технике лепки, либо какому-нибудь этапу типа нанесения глазури. У меня уже 4 изделия сделано, и одно из них использую в быту)

Тут ссылка на Imgur, куда я залила короткий видос со своей новой чашкой в африканском стиле

Пошла чисто потому что больше у нас в городе делать нечего, а хотелось как-то развлечься и расширить кругозор. В итоге полюбила керамику, планирую продолжать ходить в мастерскую чисто для себя, потому что нравится.

  Развернуть 1 комментарий

@Avitale, керамика отличное увлечение) а правильно сделала, что взяла целый курс — самое интересное примерно с третьего раза начинается в лепке) чашка невероятно крутая! мне кажется у тебя талант))

  Развернуть 1 комментарий
Иван Бурнатов градостроительное проектирование 23 мая в 13:09

Как-то ходили с женой на лепку из глины, норм развлекуха, рекомендую

  Развернуть 1 комментарий

@orbit, клёвые тарелочки получились!)

  Развернуть 1 комментарий
Aleksandra Sviridova считает, что кое-что знает о промышленном дизайне 27 мая в 21:43

а от чего зависит итоговая толщина изделия? в плане я помню эти истории как англичане все пытались выведать секрет фарфора у китайцев, но у них получался только унитазный фаянс и он реально супертонкий и прозрачный, ну просто в голове не укладывается что это тоже глина из земли.

но тут я скорее имею в виду что большинство работ с воркшопов по лепке довольно толстенькие и видимо тоненькие это для новичка непросто. но вот почему именно непросто?

  Развернуть 1 комментарий

@Cave, а лепить/гончарить вообще тонкое сложно. Фарфор обычно льют. Литье, если форма готова и шликер есть, вообще несложное, но и не очень интересное, вокршоп не сделаешь для новичков. Налил, подождал, достал, и все отливки у всех одинаковые. А тонкостей по изготовлению формы и наведению шликера — сильно больше, чем можно осилить в рамках мастер-класса, тоже новичкам не дашь, это курс на недельку эдак.

А сложность была, насколько я понимаю, в составе фарфора, чтобы было много плавней внутри и он был таким полупрозрачным. @eli_wonderlust прости, встрял :)

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, нене, спасибо, ответил по делу) я как раз поняла, что не знаю и думала завтра у коллеги-фарфористки спросить)

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, А ты спроси! вдруг я чего-то не учел.
Я кстати вот из полуфарфора(МПФ-6) лил кружечки.

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, ого! что за глазурь такая красивая?

  Развернуть 1 комментарий
  Развернуть 1 комментарий

но там много прикола в нанесении. она текучая, поэтому наносится из краскопульта (пришлось смоделировать и напечатать адапер для баночек) тонком слоем на поверхность, а потом кисточкой на краешек добавляется еще чуть-чуть, и вот оно-то и дает эти потеки красивые.
адаптер вот, зелененький:

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, злючками-текучками я обычно покрываю тарелки поливом и бед не знаю)

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, много глазури надо! я просто накупил по 200г 50 штук разных, и хотел их все в комбинациях попробовать, но чтобы этих 200г хватило. тестеров кучу наделал.

  Развернуть 1 комментарий

@vvzvlad, зачётная форма для образцов)

  Развернуть 1 комментарий

О, тоже достаточно недавно увлеклась керамикой и примерно этому же у неё научилась.

Вижу, что тяжелее всего керамика даётся перфекционистам, а я вижу очарование в непредсказуемости результата. По крайней мере, пока на керамике не завязан заработок 😅 Если бы она была работой, то ни о каком расслаблении и принятии и речи бы не шло.


  Развернуть 1 комментарий

@ErinTangled, экая красота! тарелочка с незабудками прям в сердечко)
про перфекционистов — всё так! я видела учеников, которые 2 часа мк лепили одну «идеальную» тарелку и вообще не получали никакого удовольствия🙈
ну у меня доход от керамики условный — это скорее подработка одна из многих, + я преподаю, а не леплю на продажу) так что удовольствие сохраняется)

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, спасибо! В первый раз расписываю эту глину - интересно, что будет после обжига)

Когда подработка это вообще замечательно! И денежка, и прямая прокачка навыка, и полезное общение по теме.

  Развернуть 1 комментарий

Это муравьед?

  Развернуть 1 комментарий

@isqua, Нет, не он)

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, там какие-то вайбы советской мультипликации, как «следствие ведут колобки»

  Развернуть 1 комментарий

@isqua, Да, близко) они вместе с папой лепили)

  Развернуть 1 комментарий
Anton Litvinov Специалист по programmatic рекламе 27 мая в 22:41

Спасибо за пост!
Встречая в ресторанах уникальную посуду очень радуюсь тактильному ощущению.

Как по твоему что отличает хорошего мастера по глине от посредственного? Кто нравится тебе?

Изделие похоже на собаку

  Развернуть 1 комментарий

@llluxta, ой, это сложный вопрос. кто нравится мне из мастеров — вообще не могу ответить, ибо я просто захожу в пинтерест и смотрю красивые картиночки) кто они такие, как их зовут — вообще не в курсе)

мне вообще кажется не бывает «хороших» и «посредственных» мастеров. у глины довольно высокий порог входа и если человек пошёл дальше, чем «сходить на один мастер-класс» — он уже хорош) просто у каждого свой стиль, своя любимая глина, свои фишечки и способы с ней работать)

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб