Спасибо треду ненаписанных постов за то, что я таки собралась написать этот.
Дисклеймер: весь пост — это мой опыт, и он только про обучение во взрослом возрасте! Я ничего не знаю ни про детей, ни про классические детские музыкалки.
Почему скрипка?
Простой ответ: мне ее подарили.
А вообще все как у всех, кто не попал в музыкальную школу в детстве: мне очень хотелось заниматься музыкой, но не сложилось. А желание никуда не пропало.
В мои 20+ оказалось, что есть муз. школы для взрослых. Ну а скрипка у меня уже была и интриговала.
Про обучение
Неудачная попытка
Когда у меня появилась скрипка, я тут же нашла себе на одной из досок объявлений преподавателя.
Мы прозанимались 4 месяца, но я сломалась на подходе (якобы, надо учиться играть сразу сложно, чтоб потом играть в оркестре) и на упражнениях Шрадика (на 4 месяце занятий их даже смотреть рано, не то что трогать).
По итогу на занятия я не вернулась и отложила скрипку еще на пару лет.
Музыкальная школа для взрослых
Я жила в Новосибирске и там сейчас существует несколько муз.школ для взрослых. Что приятно, скрипка есть как минимум в двух, так что есть выбор.
По итогу в 29 лет я пришла на подаренное мне на день рождения пробное занятие. Пришла со своей скрипкой, неправильно поставленными руками из-за предыдущей попытки обучения и желанием в итоге научиться играть рок-музыку, Star trek, Зеленые рукава и почему-то Чайковского.
Обучение для взрослых построено примерно так: ученики выбирают частоту занятий (у меня было одно занятие в неделю) и говорят, что и как хотят научиться играть (ну или петь, если вы идете на вокал). Преподаватели выстраивают под ваши запросы и возможности план занятий. Мне очень повезло с преподавательницей, но об этом ниже.
Собственно, в школе я отучилась 4 года (180 часов официальных занятий), потом пришлось остановить обучение из-за релокации.
Как учиться
Одно занятие в неделю, как у меня — это не очень много, а ставить их чаще у меня не было возможности из-за остальной нагрузки (работа, реальная жизнь и все такое).
Но весь первый год я старалась играть дома хотя бы через день и хотя бы по полчаса. В последующие годы в среднем у меня получалось играть дома хотя бы 2 раза в неделю, в дополнение к школьному занятию.
Итого в среднем 3-5 часов в неделю, в тяжелые недели докатывалась до 1 часа, в хорошие — до 8, наверное (в хорошие недели и часы-то не считаешь, просто играешь в удовольствие, пока не надоест).
Мифы
Их были тысячи! И каждый из них я слышала ни один раз, и каждый раз объясняла, что «на самом деле все не так».
«На скрипку надо идти до 6 лет, потом уже поздно»
Это правда только в том случае, если вы хотите быть первой скрипкой в оркестре (и то про 6 лет, наверное, все равно неправда). В остальных случаях можно начать в любом возрасте! У взрослых учеников будут другие проблемы, чем у детей, но не более того. Постановка рук ставится, инструмент хоть и сложный, но не непостижимый.
«Скрипка это долго»
Ну, в какой-то мере это так. Для сравнения: полгода обучения гитаре = полтора года обучения скрипке. Так что да, это медленнее. Но обычно на скрипку идут не за скоростью.
«Музыкальный слух это дар, либо он есть, либо его нет»
Полный миф. Слух развивается и прокачивается точно также как ваши мышцы: чем больше вы занимаетесь, играете, слушаете, тем лучше становиться слух. Если у вас нет буквального поражения слуха, то и с музыкой все будет в порядке.
Про «абсолютный слух» здесь речи не идет, да и для обучения вам он не нужен.
«Как играть на скрипке, там нет порожков?»
Эта проблема перестанет быть проблемой как только вы немного натренируетесь. Уже через пару месяцев занятий вы будете знать, где какая нота находится и как ее сыграть, а потом — как сыграть эту ноту чисто.
«А как я без знания нот?»
В случае со скрипкой совсем без теории музыки не выйдет, конечно. Потому что в отличие от гитары для скрипки нет никаких других вариантов нот кроме самих нот.
Но:
а) нотной грамоте вас и так обучат на занятиях,
б) вам надо будет знать только скрипичный ключ,
в) вам не требуется определять ноту по ее звучанию! Только то как она называется и как рисуется.
Чтобы быстро выучить как ноты пишутся и как называются, я использовала приложения для телефона и так заучивала нотный стан.
В любом случае, если вам захочется, то можно будет удариться в теорию музыки, сольфеджио и все такое, но это необязательно.
«У меня руки деревянные»
У всех они по-началу такие, все в порядке. Постепенно и руки привыкнут, и вы. Тут важно, что ничего не надо делать через боль, и не играть при температуре (чтоб не схлопотать воспаление суставов, например). А так — любые руки подходят для скрипки; не бывает слишком коротких пальцев или слишком плохой растяжки.
«Для скрипки (да в целом чего угодно) нужен талант!»
Нужно только желание. Талант — понятие очень загадочное, и зачастую бесполезное, потому что двигать вас вперед будет только ваш интерес + количество вашей практики. Мой опыт что со скрипкой, что с изучением языков (сейчас учу 4-ый), говорит, что вопросы таланта бессмысленные. Если у вас он есть — отлично, но это не избавит вас от часов практики; если у вас его нет — а какая, собственно, разница? Вас все равно ждут часы и часы практики. Так что реальный вес имеет только интерес — именно он вам не даст ни заскучать, ни бросить хобби, и именно он вас вернет к вашему занятию после перерыва.
Это только то, что я вспомнила навскидку, если у вас еще есть мифы или просто вопросы — приходите в комментарии, я на все отвечу!
Что было сложно
Так как у меня была неудачная попытка обучения, мне нужно было не просто поставить руки правильно, а переставить их из неправильного положения в правильное.
Почему важно иметь правильную постановку рук? Вы не убьете свои руки! А еще инструмент. Да и в целом при правильной постановке рук вам будет легко играть.
При наличии хорошего преподавателя не проблема поставить руки с нуля. Переучиваться, как в моем случае, сложнее, но тоже возможно.
Еще сложным для меня было преодоление плато, когда ты вроде занимаешься, а прогресса не видишь. В первый раз это переживать тяжелее, чем в последующие. Но здесь можно пользоваться лайфхаками типа играть старые ноты (и слышать, что ты играешь лучше), и записывать себя на видео (об этом ниже).
Самое сложное: нельзя сходу сыграть на скрипке что-то простенькое. В первые месяцы ваша скрипка будет издавать только вой! Этот этап надо просто пережить, он пройдет довольно быстро, но он неизбежен.
Что помогало
Преподавательница! Забудьте весь ваш опыт обучения в детстве, со взрослыми работают иначе. Во-первых, вам самим интересно, во-вторых, преподаватель будет вас поддерживать, помогать, отвечать на все ваши вопросы (и ему/ей тоже с вами обычно интересно). Дисклеймер: если вас преподаватель не поддерживает, значит, с ним есть какие-то проблемы, не терпите, ищите другого.
Мне очень повезло: моя преподавательница помогала мне не только со скрипкой, но и с верой в свои силы, а также с развенчанием бОльшей части мифов, и всегда меня поддерживала. Ира, спасибо! :3
Освоить скрипку без преподавателя, наверное, можно, но мне кажется, это будет очень длинный путь. Так что здесь я сторонник полноценного обучения с кем-то, кто не даст убиться об инструмент и научит как делать проще и легче. А еще закроет за вас вопрос эффективности того, что вы делаете.
Еще мне очень помогало записывать себя на видео. С одной стороны так можно посмотреть/послушать, где ты косячишь, с другой — эти записи отлично помогают пережить очередное плато. Так у меня завелся мини-канал в телеграме: хранить все эти записи в телефоне было неудобно, а вот заливать их в канал оказалось ок.
Что получилось в итоге
За 4 года обучения я смогла сыграть много самой разной музыки, от попсы, рока и саундтреков к играм и фильмам до классики — да, не всей, но тем не менее!
Я выступила на нескольких отчетных концертах в школе, и это тоже был очень крутой опыт. Потому что и подготовка к концертам — это уже немного другой подход, ты оттачиваешь всякие мелочи и полируешь свое качество игры на инструменте, а еще учишься выступать перед живыми людьми.
Еще были школьные капустники, где мы играли перед другими учениками и это тоже было круто!
Мне удалось научиться играть с другими музыкантами: дуэты с преподавательницей, дуэт с подругой-гитаристкой. Так что в целом после такого обучения можно собрать группу и играть не в одиночестве.
Получилось даже попасть в студию и сделать хорошую по качеству аудиозапись своей игры. Офигенное ощущение! Увы, сюда прикрепить не удалось, но запись есть в закрепе в канале, ссылка на который будет в конце поста.
Из менее скрипичного, но тоже важного: я научилась делать свои переложения нот. Это позволило «вытаскивать» соло или дуэтные партии из оркестровых, а также упрощать какие-то сложные ноты до того уровня, на котором я могу играть.
Что дальше
У меня были планы учиться и дальше, но релокация внесла свои коррективы. На текущий момент я просто играю для себя, осваиваю новые ноты и иногда играю под минус. Конечно, это уже не полноценное обучение, но так не теряется навык игры, а еще мне просто очень нравится.
Возможно, через некоторое время я либо освою онлайн-занятия, либо поищу местного преподавателя, который возьмется за взрослого.
А как выглядел прогресс?
Можно посмотреть по отчетным концертам:
На всех видео есть недочеты :) Но и прогресс видно!
А еще есть мой микро-канал в телеге, куда я заливаю свои записи, чтоб собственно, не хранить их в телефоне. Пока новое там что-то появляется не очень часто, но я надеюсь, это изменится :)
Супер!
Мое искреннее уважение, когда человек в достаточно зрелом возрасте, осваивает что-то новое, требующее длительных и значительных усилий, и не по работе, а для себя. Ты молодец!
Из личного опыта: в детстве меня водили на скрипку, далее, по семейной байке, дедушка сказал "хватит мучить ребенка" и скрипку продали 😉
Спасибо!
У меня примерно такая же байка есть, только про спорт, так что понимаю :)
Закончила музыкальную школу по классу скрипки, давно не брала инструмент в руки. Последние года три меня опять начало сильно разрывать от некоторой музыки - современной и классики и периодически думаю о том, чтобы расчехлить, не искала препода, но было как раз интересно, берут ли взрослых, вижу, что есть такая практика, это очень классно. Плюс кажется, что есть больше возможностей - и на видео себя записать и потом послушать/посмотреть, с выбором инструмента и приблуд к нему. Во времена начала моей учебы в конце девяностых была проблема найти подходящий инструмент, начала играть на 1/2 своего преподавателя.
Плюс я еще сразу думаю про фортепиано или его аналог. Сейчас сама задумалась, почему мне важно, хотя в принципе можно обойтись, могу настроить на слух инструмент сама, да и на телефоне наверно в каком-то приложении можно проиграть звуки для настройки. Может, привычка - на инструментах все равно раз в неделю было обязательное общее ф-но, сольфеджио без ф-но тоже не обходилось.
Про мифы не знала. Меня взяли в школу в 8 лет и изначально на полную 7-летнюю программу, постарше уже брали на сокращенную 5-летнюю. Никто не говорил, что поздно.
Со слухом не помню, чтобы кого-то шеймили. Просто обращали внимание, что кто-то со слухом выделяется и потом предлагали поучаствовать в конкурсах сольфеджио. Без него можно заниматься на инструменте, также объясняют ряд необходимых вещей, на самом сольфеджио это рассматривается более подробно и есть часть практики на слух. Муз. литература - для фоновых знаний, но интересно, ИМХО. Изначально я пришла на прослушивание, ничего экстраординарного не выявили, но и не сказали, что тяжелый случай, ну и меня взяли. Когда стали писать диктанты на сольфеджио, я их заканчивала быстрее всех и правильно, с интервалами тоже самое было. На инструменте с самого начала было очень редко, что преподаватель жаловалась на фальшь, как и не помню трудностей, что не было ладов. Было ли это изначально заложено или развито в процессе, сложно сказать, повторюсь, изначально не было такого, чтобы кто-то сказал, что я какой-то талант.
Сама считаю, что неважно, пусть даже есть талант, если не работаешь достаточно, то теряешь свои позиции. Я начала за здравие, играть на инструменте было мое желание. По началу было интересно, но где-то с 3-го класса начала терять интерес. Сейчас анализирую, что большую роль в этом сыграл преподаватель и обстоятельства. Преподаватель по инструменту была молодая девушка после консерватории, не могу сказать, что она в нас как-то сильно вкладывалась, помню, что я была уже на исходе 2-го класса, она нас взяла на отчетный концерт районного конкурса и я никак не могла понять, а почему никто из нас в нем не участвовал (даже более старшие ребята). Меня очень любила преподавательница по сольфеджио и говорила моей маме перевести в другую школу, она находилась где-то в 40 мин. - 1 часе езды, возить меня было некому, плюс еще таких маршрутов общественного транспорта еще не было, какие есть сейчас, к сожалению. В итоге, я сдулась со временем, помню, еще как-то держалась на сольфеджио, меня отправили на один конкурс по нему то ли районный, то ли областной. Полгода забивала на школу, когда пришла, думала, что мне хана, зашла в класс сольфеджио, а на меня как-то странно смотрят, но по-доброму. Вообщем, оказалось, что выиграла этот конкурс))
Я перевелась с 7-летки на 5-летку, чтобы уже просто закончить и получить корочку.
Что было непросто лично для меня при игре на инструменте - это игра в позиции, возможно тут еще наложился фактор уже на тот момент моего забивания, занималась не часто и это плохо закреплялось. По постановке рук не помню сложностей, я сильно выраженная левша, хз влияет это или нет.
В школе особенно первый год - это тоже игра в долгую, если не ошибаюсь, наверно и на 3-ий месяц была игра только щипком. Потом простецкие Сурок Бетховена и Мазурка Баклановой, первый отчетный концерт через 9 месяцев - две строки Аллегретто Моцарта.
Когда-то я пришла сама играть, потому что меня начало сильно прожигать до мурашек и слез этим прекрасным звуком, сейчас испытываю тоже самое.
«Музыкальный слух это дар, либо он есть, либо его нет»
А потом в оркестре он же и убивается))
Прикольно было почитать, спасибо)
А можешь сказать фамилию преподавателя?)
В детстве, в муз. школе играл на виолончели. Но потом бросил, потому что дзюдо было интереснее. ))
Сейчас занимаюсь вокалом и хочу пойти на скрипку, так как люблю струнные. В наследство мне досталось две скрипки: обычная и электро. Так что с покупкой проблем нет. )
О, очень интересная история! И я рада, что все эти мифы не встречались, потому что в моем опыте все было ровно наоборот.
круто! ты молодец!
Респект таким музыкантам, которые даже за 30 лет осваивают инструменты
Это я к чему- 30 лет не конец и вы большой молодец!!! Отдельное спасибо за три последовательных видео, могу отметить что между 3,5 и 4 годами вы сделали прям скачок и это меня особенно вдохновляет.
Может и мое укулеле перестанет быть пылесборником...
Круто, и очень за вас рад)
Особенно приятно смотреть на прогресс, с 1.5 года до 4 лет прямо виден невооруженным глазом, надеюсь получится заниматься и дальше.
Сам заканчивал музыкальную школу по классу скрипки, но теперь уже руки выросли, даже 4/4 мне мала, эх.
Зато когда стал учиться играть на гитаре, скрипичный опыт очень помог :)