Почему я учусь видеть духов

 Публичный пост
5 октября 2024  1660
ОХУЕННО

Никита посапывал рядом с родителями... Кто-нибудь из родителей переключал программу, Никита чуть приоткрывал глаза и видел на экране майора в голубом берете, стоящего в жарком горном ущелье. «Смерть? – улыбался майор. – Она страшна только сначала, в первые дни. По сути, служба здесь стала для нас хорошей школой – мы учили духов, духи учили нас…
Виктор Пелевин, "Спи"

Этот пост возник как идейное продолжение моего поста про буддизм и моего комментария в одной из тем с описанием битв левиафанов. В нём я собираюсь объяснить вам, почему я убежден, что нужно учиться видеть духов во всём окружающем нас мире.

Вера предков

Как думаете, какая религия из тех, что практикуются до сих пор, самая древняя? Буддизм? Нет, буддизм лишь немногим старше христианства - Будда родился в V веке до н.э. Иудаизм? Тоже нет, иудаизм всего-то на тысячу лет древнее буддизма - он начал зарождаться примерно в XV веке до н.э. Индуизм? Тоже нет - индуизм зародился примерно в третьем тысячелетии до н.э. Но по сравнению с самой древней религией, даже он с его пятитысячелетней историей, если проводить аналогию с человеческим возрастом, это просто маленький ребенок.

Все вышеперечисленные религии основаны по большей части на письменных или частично письменных источниках - индуизм на Ригведе и Упанишадах, иудаизм на книге книг Торе, буддизм на Палийском каноне. Конечно, эти письменные источники не появились из ниоткуда, а стали кодификацией устных традиций - тот же Палийский канон появился лишь через несколько веков после смерти Будды, чьи учения изначально передавались исключительно устно. А у иудеев до сих пор наравне с традицией письменной Торы, существует традиция Торы устной. Но несмотря на это, в каждой из этих религий есть некий канонический текст, который служит её основой. А вот самая древняя религия никогда кодифицирована в едином тексте не была. Она родом из времён доисторических, то есть времён до изобретения письменности. Ей примерно 30-40 тысяч лет. И религия эта - шаманизм.

В основе шаманизма лежит вера в духов. Современные люди зачастую считают себя гораздо умнее, образованнее и разумнее людей древности. Ведь мы столько лет учимся в школах и университетах, мы работаем с такими сложными технологиями, мы столько всего знаем о вещах, о которых древний человек даже не слышал. Поэтому все связанное с шаманизмом и духами, воспринимается нами с огромным скепсисом. И хотя в практиках шаманов действительно может быть много разного рода ложных суеверий и глупых верований, здравое зерно в нём есть, да ещё какое!

Поэтому, пожалуйста, попробуйте непредвзято и без предрассудков выслушать то, что я расскажу вам в этом посте, после чего вы сможете составить собственное мнение в этом исключительно важном духовном вопросе.

Я постараюсь доказать несколько тезисов:

  • Духи существуют
  • Духов бескрайнее множество
  • Духи не менее реальны, чем люди
  • Духи питаются жизненной энергией

А начать я хочу с цитаты из послесловия знаменитой книги Роберта Персига "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом". Эти строки служат ключом к пониманию того, что представляют из себя духи и прочие сущности.

Криса больше нет. Его убили.

....

Я же продолжаю жить, больше по привычке, чем по другой какой-либо причине. На похоронах мы узнали, что в то утро он купил билет, чтобы ехать в Англию, где я со своей второй женой жил в то время на корабле. Затем от него пришло письмо, в котором, как ни странно, говорилось: «Никогда не думал, что доживу до 23 лет». Двадцать три года ему исполнилось бы через две недели.

....

Куда ушёл Крис? В то утро он купил билет на самолёт. У него был счёт в банке, полный комод одежды, полки, набитые книгами. Он был настоящим, живым человеком, занимавшим место и время на этой планете, и теперь вдруг так внезапно куда он делся? Вылетел ли он в трубу крематория? Был ли он в небольшой урне с костями, что нам вернули? Перебирает ли струны золотой арфы на облаке вверху? Ни один из ответов на эти вопросы не имеет смысла.

Надо бы спросить: К чему я был так привязан? Что-то в воображении? Если вы побывали в психиатрическом заведении, то такой вопрос вовсе не банален. Если же он не был просто плодом воображения, то куда же он делся? Неужели реальные вещи исчезают просто так? Если да, то что-то неладно с законами сохранения вещества в физике. Но если признавать законы физики, тогда исчезнувший Крис был нереален. Кругом, и кругом, и кругом. Он, бывало, убегал от меня так, чтобы позлить. Рано или поздно он всегда появлялся, но где он появится теперь? В самом деле, право же, куда он делся?

Круги, наконец, остановились, когда дошло, что прежде, чем спрашивать «Куда он делся?», надо спросить: «Чем же был “он”, который пропал?» Есть старая культурная привычка думать о людях прежде всего как о чём-то материальном, вроде крови и плоти. До тех пор, пока сохранялась эта идея, решения не было. Окислы плоти и крови Криса действительно вылетели в трубу крематория. Но ведь не они же были Крисом.

Надо дать себе отчёт в том, что Крис, по которому я так тосковал, был не объектом, а структурой, и хотя эта структура несла в себе и плоть, и кровь Криса, это было далеко не всё. Эта структура была больше, чем Крис и я вместе взятые, она связывала нас так, что мы сами этого не понимали целиком, и ни один из нас не мог ею полностью управлять.

Теперь тело Криса, бывшее частью той структуры, ушло. Но более крупная структура осталась. В центре её образовалась большая дыра, вот она и вызвала такую сердечную муку. Структура ищет, к чему бы прилепиться, и не может ничего найти. Вот, возможно, почему скорбящие люди так привязаны к надгробиям и любым вещественным предметам, связанным с усопшими. Структура пытается цепляться за собственное существование, отыскивая новые материальные вещи, на которых можно сосредоточится.

Несколько поздней стало ясно, что эти мысли весьма сходны с утверждениями, которые находят у многих «примитивных»культур. Если взять ту часть структуры, которая не является плотью и кровью Криса, и назвать её «духом» или «призраком» Криса, тогда безо всяких дальнейших толкований можно сказать, что дух или призрак Криса ищет себе новое тело, куда бы вселиться. Когда нам рассказывают такое о «примитивных», мы просто отбрасываем это как предрассудки, ибо толкуем призрак или дух как некую материальную эктоплазму, хотя они, возможно, ничего такого вовсе и не подразумевали.

Гены и мемы

Древнегреческий философ Платон считал, что существует особый мир идей, в котором находятся объективные мысленные конструкции. Например, согласно Платону, математическое отношение 2+2=4 верно в любой точке пространства и в любой момент времени - то есть оно существует независимо от нашей Вселенной в этом самом особом мире идей.

Существование этого мира и его независимости от чего бы то ни было Платон доказывал на примере правильных многогранников, названных позже в его честь платоновыми телами. Существует всего пять таких фигур: тетраэдр, гексаэдр (куб), октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Уже во времена Платона было математически строго доказано, что шестого правильного многогранника в природе существовать не может. Платон считал, что эти фигуры - это объекты, существующие в своем особом пространстве идей.

В XX веке биологи, в числе которых был британский учёный Ричард Докинз, развивая эволюционные идеи Чарльза Дарвина открыли, что естественный отбор происходит не на уровне организмов, а на уровне генов - маленьких кусочков информации, заложенной в их геноме. Основной двигатель эволюции - выживание отдельного гена, а не целого организма. Приложив идеи эволюционной генетики к платоновским идеям, Ричард Докинз по аналогии с понятием "ген" ввёл понятие "мем". Мемы - это небольшие кусочки культурной информации, которые так же как и гены подвержены естественному отбору. Только если цепочки генов порождают биологические организмы, то цепочки мемов порождают культурные организмы - сказки, традиции, религии, языки. Эти культурные организмы мы можем рассматривать в качестве платоновских идей или духов. Но если Платон видел мир идей статичным, то мир идей Докинза динамичный и изменчивый.

С точки зрения Докинза, мемы как и гены - это репликаторы. Их главное свойство - самовоспроизведение. Им плевать на носителя. Например, гены и мемы, которые помогают носителю рожать больше детей, закрепляются в популяции, даже если эти гены или мемы заставляют отдельных носителей пожертвовать собой. Во всех успешных массовых религиях мы видим набор примерно одинаковых идей именно потому, что эти идеи лучше всего себя воспроизводят.

Основные свойства любой жизни - изменчивость, наследственность и отбор. Генетические и меметические цепочки подвержены мутациям, наследуются и проходят отбор на выживание. Так например, христианство - это мутировавшая версия иудазима, унаследовавшая от того множество идей и целый "Ветхий Завет", которая оказалось гораздо жизнеспособнее своего прародителя и распространила большее число копий своих мемов по миру.

Мы можем сказать, что мир идей, мир мемов, мир духов точно такой же живой и населенный живыми существами, как и мир биологический.

Реальны ли духи?

Мемы в отличии от генов существуют не в физическом пространстве, а только в пространстве мира идей Платона, в пространстве смыслов. Так что именно их можно назвать теми самыми бесплотными духами. Эти духи, однако, вполне заметно влияют на физическую реальность. Например, в "Манифесте коммунистической партии" Карл Маркс писал:

Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Реален ли описываемый Марксом призрак коммунизма? Конечно, реален. Если бы он не был реален, то почему власти его так боялись и боролись с ним? Если он не был реален, то что случилось с теми странами, по которым он впоследствии прошелся?

Кроме того, если мы начнём анализировать реальность вокруг нас, то мы неизбежно придём к выводу, что всё, что мы считаем материальным - точно такие же идеи. Приведу свой любимый пример с редукцией человека:

Когда мы смотрим на другого человека, мы воспринимаем его образ целостно. А если мы попытаемся проанализировать этот образ и разложить его на части, то тут же обнаружим, что встали на дорожку ведущую в пустоту. Ведь человек - это образ совокупности процессов взаимодействия его органов, каждый орган - это образ совокупности процессов взаимодействия разных тканей, каждая ткань - это образ совокупности процессов взаимодействия биологических клеток, каждая клетка - это образ совокупности процессов взаимодействия молекул химических веществ, каждая молекула - это образ совокупности процессов взаимодействия атомов, каждый атом - это образ совокупности процессов взаимодействия элементарных частиц, каждая частица - это проявление в мире фактов волны в физических полях, а само физическое поле бесплотно - это по сути ничто, пустота, вакуум. Но что же это получается?

Абсолютная пустота осознает себя и гордо заявляет "Я мыслю, следовательно, я существую". После она смотрит рядом туда же в пустоту и заявляет "Ecce homo"- се человек. Человек смотрит на человека или пустота смотрит на пустоту?

После разложения представления о человеке на составные части становится понятным, что казавшийся вроде бы материальным человек - это такая же концепция, как и любой существующий в мире идей мем. Так почему же мы так легко признаём одушевленным человека, но отказываем в одушевлённости, например, лесу? Ведь совокупность химических процессов, происходящих в лесу, ничуть не примитивнее химических процессов, происходящих в мозгу человека. Если и то, и другое - это своего рода процесс обработки информации, то почему мы признаем сеть нейронов в голове одушевленной, а сеть корней и грибниц в лесу - бездушной? Может быть, когда шаман пытается услышать и понять дух леса - это всё-таки не примитивная глупость?

Левиафаны

Английский философ Томас Гоббс описывал государства как огромных библейских монстров левиафанов, которые состоят из множества взаимодействующих людей точно так же, как мы сами состоим из множества взаимодействующих клеток. Каждому левиафану для своей жизнедеятельности необходимо множество ресурсов - природные ресурсы, рынки сбыта, население. Эти левиафаны по сути бесплотные, но могучие духи.

Цель каждого такого левиафана такая же, как и у существ биологических - выживание и экспансия. Все без исключения живые существа, в том числе и духи, стремятся к продлению собственного существования. Например, существует железный закон бюрократии, согласно которому в любой бюрократической системе те, кто работает на благо самой бюрократии, всегда захватывают власть. Те, кто выполняет задачи, ради которых бюрократия и создавалась, делают всё меньше и меньше работы, а иногда и исчезают полностью. То есть целью любой бюрократической организации довольно быстро становится существование и экспансия этой самой бюрократической организации. Можно рассматривать любое государство или любую корпорацию как живое существо, дух, который стремится жить, стремится существовать.

Такая картина мира дает возможность выйти за рамки добра и зла, как говорил Ницше, и рассматривать происходящее не с эмоциональной точки зрения, а с более менее объективной. Рассматривать войны между государствами не как трагедию, болея за одну из сторон, а как телевизионную передачу про животных, где хищник разрывает зубами дичь. Можно конечно посочувствовать тюлененку, попавшему в акулью пасть, но лучше думать, как не попасть в эти зубы самому. Ведь людей левиафаны пожирают так же массово, как киты пожирают планктон.

Как вода с растворенными в ней химическими веществами лежит в основе биосферы - поля, на котором разворачивается сцена биологической эволюции генов, так совокупность людских умов образует ноосферу - поле, на котором разворачивается сцена культурной эволюции мемов. И так же как в биосфере цепочки генов порождают сложные многоклеточные живые организмы, так и в ноосфере цепочки мемов порождают сложные многосоставные живые организмы - тех самых левиафанов. ДНК каждого из них сшита из кучи мемов, так же как ДНК биологических организмов сшита из последовательностей генов.

Ноосферное разнообразие ничуть не меньше биосферного - существует несметное количество разных видов левиафанов, начиная от самых маленьких и простейших до огромных колоссов. Государства, языки, народы, корпорации, семьи - это всё различные виды левиафанов. Эти живые ноосферные организмы точно так же как и биологически организмы рождаются, живут, дряхлеют и умирают.

Левиафаны подобны животным почти во всем. Например, у левиафанов-государств есть своя кормовая база. При сокращении кормовой базы левиафаны начинают бороться друг с другом за выживание. В пылу такой битвы крупные сильные левиафаны способны разорвать мелкого слабого левиафана на части и пожрать его. При этом, быть разорванным на части и уйти в небытие левиафаны боятся точно так же как и люди - страху смерти подвержены все.

Например, в ходе войны государства бросают в топку сражений кучу людских жизней. Для погибших солдат эта война абсолютно невыгодна и бессмысленна - между условными советским Иваном из-под Тамбова и немецким Гансом из-под Франкфурта-на-Майне просто напросто не было и не могло быть никаких экономических или политических противоречий - однако это не помешало Советскому Союзу и Германии принести их жизни в жертву собственному существованию. Генам и мемам плевать на носителя. Если для того, чтобы мем выжил нужно, чтобы множество людей погибло, то так тому и быть.

Кроме того, лефиафаны постоянно пытаются впрыснуть яд в своих конкурентов, внедрив в головы его населения ментальные вирусы, которые ослабят того и позволят задушить без лишних усилий. Дабы не быть зараженными самим, лефиафаны отстраивают иммунитет в виде цензуры и контроля за потоками информации.

Почти все левиафаны живут за счёт жизненных сил людей. По сути, в этом они похожи на вампиров или комаров. Есть крупные левиафаны-вампиры, вроде государств и корпораций, которые внушают людям, что трудиться на них и даже в некоторых случаях отдать свою жизнь за них - это почётно. Высосав из человека все жизненные силы без остатка, они без лишних сантиментов выбрасывают обескровленную тушку и идут дальше. Не переживает же муравейник об одном погибшем муравье.

Кроме крупных многоклеточных левиафанов-вампиров существует множество мелких ментальных комаров, которые тем не менее ничуть не менее опасны. Например, привычка постоянно жалеть себя, считая, что мир к тебе несправедлив - это ноосферный комар, который потихоньку выкачивает из тебя все силы. Он точно такой же репликатор как и любой мем - потеря уверенности в себе из-за неудачи и снятие с себя ответственности раз за разом опять приводят человека к негативному результату, и цикл повторяется вновь.

Каждая такая привычка это комар, который существует за счёт подобного цикла обратной связи. Например, привычка думскроллинга в соцсетях. Соцсети и сайты новостей, публикующие негативные новости с кликбейтными заголовками, тем самым используя уязвимости в наших механизмах внимания - это точно такие же ментальные кровососы, которые делают нам только хуже. Мы живем в мире, буквально кишащем ментальными паразитами.

В восточных учениях, например в буддизме, освобождение из круговорота страданий достигается как раз через отказ от всех ментальных вирусов, пожирающих нашу жизненную силу. Для очищения ментальной микрофлоры буддисты практикуют медитацию - то бишь наблюдение за своими мыслями и тем, как они возникают. Анализ путей возникновения каждого суждения позволяет отлавливать когнитивные вирусы до того, как они успевают заразить ваш ум и высосать жизненную силу.

Не обладая физической оболочкой ментальные кровососы прикрепляются к людям через психологические механизмы. Немецкий философ Фридрих Ницше описывал эти механизмы как мораль рабов, которая заставляет своего носителя действовать в ущерб собственным интересам в угоду другим. То есть левиафаны заражают ум человека ментальными вирусами, которые выполняют перепрошивку ума человека, заставляя того отказаться от собственных интересов в пользу левиафанов. Это чем-то напоминает отношения паразита и носителя в биологическом мире.

Дадим слово самому Ницше:

Слабость следует перелгать в заслугу, а бессилие, которое не воздает, - в "доброту"; трусливую подлость - в "смирение"; подчинение тем, кого ненавидят, - в "послушание". Когда угнетенные, растоптанные, подвергшиеся насилию увещевают себя из мстительной хитрости бессилия: "будем иными, чем злые, именно, добрыми! А добр всякий, кто не совершает насилия, кто не оскорбляет никого, кто не нападает, кто не воздает злом за зло, кто препоручает месть Богу, кто подобно нам держится в тени, кто уклоняется от всего злого, и вообще немногого требует от жизни, подобно нам, терпеливым, смиренным, праведным", - то холодному и непредубежденному слуху это звучит, по сути, не иначе как: "мы, слабые, слабы, и нечего тут; хорошо, если мы не делаем ничего такого, для чего мы недостаточно сильны"

Люди, чей мозг перепрошит ментальными вирусами, сами защищают своих хозяев, хотя их интересы и интересы их хозяев диаметрально противоположны. Левиафан заражает их головы мемами вроде "мы одна команда, мы делаем великое дело", и тем самым подчиняет человека. Приведу простой пример. Огромное количество ненависти, грязи и оскорблений льётся в адрес Антона Назарова и его "волчьей стаи" за то, что тот учит людей тому, как противостоять пропаганде корпораций и отстаивать свои интересы в трудовых отношениях с ними. Казалось бы, зачем людям, не имеющим значительной доли акций, добровольно защищать корпорации, которые относятся к ним как к винтикам. Однако, мы видим, как люди хейтят социально близкого им Антона и защищают корпорации, с которыми у них прямо противоположные классовые интересы. ИТ-пролетарии не просто не объединяются, а травят тех, кто пытается им помочь.

Выход Ницше видел в освобождении от морали рабов, так точно описанной Достоевским как "тварь я дрожащая", и обретении взамен ей морали господ - "право имею". Этот процесс отнюдь не простой и может длиться годами, но с каждым шагом человеку будет становиться всё легче и легче. А достижение цели на этом пути от раба к господину прекрасно описал в одном из своих писем Антон Павлович Чехов:

... этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и ..., проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...

Суть буддийского и ницшеанского освобождения одна и та же - узреть мир таким, какой он есть, без искажений, вызванных болезнью ума, зараженного бесчисленным количеством вирусов. С исчезновением ложных убеждений исчезает и страдание, а человек становится творцом собственной вселенной. Никто в этом не поможет, лечение - это личное дело самого пациента.

Как левиафаны строят с помощью цензуры когнитивную оборону, дабы укрепить иммунитет против враждебных ментальных вирусов, так и мы должны выстраивать нашу личную оборону против витающих в воздухе ментальных паразитов. Цель любых таких интеллектуальных кровососов в том, чтобы лишить вас субъектности и сделать своим ресурсом. Вы же должны отстаивать свой когнитивный суверенитет.

Например, в чём сходство мужской порнографии, корейских женских сериалов и современных детских сказок? Все они задают нереалистичную картину мира и внушают ложные ожидания. Из-за несоответствия ожиданий реальному положению дел, у людей происходит фрустрация - возникает страдание. Поэтому, чтобы избавиться от страдания, нужно провести тщательную дезинфекцию собственной головы - истребить в ней ложные идеи.

Я часто вижу как многие взрослые люди, уверовавшие в распространяемые левиафанами сказки, сильно страдают, когда оказывается, что эти сказки не соответствуют реальности. Это касается и политики, и карьеры, и денег, и отношений с женщинами, и много чего ещё. Следует строго следить за тем, как вам вредят навязанные обществом убеждения и привычки. Помните, что лучшее лечение - это профилактика!

Планы бытия

Различные существа могут жить на совершенно разных планах бытия, почти не пересекаясь с нами. Мир насекомых - это один план бытия, мир бактерий - это другой план бытия, мир диких животных - третий, мир людей в мегаполисе - четвертый, мир сражающихся левиафанов-государств - пятый, и так далее. Сейчас появляется план бытия искусственных интеллектов, живущих на просторах сети Интернет. Каждый из нас живет в своём субъективном пузыре на своём плане бытия, почти не думая о существовании других уровней реальности.

Следующий отрывок из книги Владимира Серкина "Хохот шамана" даёт представление о том, почему планы бытия почти не пересекаются друг с другом:

— О каких сверхсуществах ты говоришь?
— Представь себе глубоководную рыбу без зрения и слуха. Может она иметь представление о солнце, тебе, твоей деятельности?
— Нет.
— Правильно, у тебя на два чувства больше. А теперь представь себе существ, у которых на два чувства больше, чем у тебя. Можешь ты иметь представление об их мире и их деятельности?
— Их много на Земле?
— На их Земле много, а на нашей нет, как нет нас на Земле Глубоководной Рыбы.

Духовидение

У каждого человека в его субъективном мире живут духи, похожие на духов, живущих у других людей, но всё же все они уникальные и индивидуальные. Каждый человек может в каком-то смысле стать шаманом и научиться видеть своих духов. В статье Википедии про шаманизм утверждается, что этимологически слово "шаман" означает "тот кто видит то, что не видят другие". Можно сказать, что шаманы путешествуют по различным планам бытия и видят описанных мною духов почти так же чётко, как мы видим деревья, дома и людей. Кроме того, там говорится, что шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов и могут изучать мир духов, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.

Во многих культурах Востока шаманские практики слились в единое целое с буддизмом. Шаманизм и буддизм прекрасно взаимодополняют друг друга. Как я уже писал в своём посте про буддизм, в буддизме всё есть конструкт ума. Дух с точки зрения буддизма - это олицетворение в нашем уме некой действующей в мире абстрактной силы. Для упрощения понимания этой силы и работы с ней мы представляем её в виде некоего олицетворенного существа - духа, аватара, идама. Мы должны не просто представить себе какую-то силу в виде живого существа, но думать о ней в таком ключе достаточно долго, чтобы начать постоянно видеть её в таком олицетворенном состоянии и почувствовать её работу на интуитивном уровне.

Например, можно представлять Вселенную в виде руки, которая то протягивает что-то на ладони, даруя нам что-то, то выставляет ладонь в заградительном жесте, препятствуя движению. Постепенно на интуитивном уровне мы начинаем понимать - тут нам Вселенная благоволит, а сюда не пускает, и идти по жизни согласно этим указаниям свыше.

В виде духов можно представлять что угодно - например, вредные пристрастия. Ведь чтобы победить что-то, нам нужно это что-то чётко видеть и понимать. А олицетворение привычки в виде злого духа позволяет постоянно видеть её пагубное влияние.

Духи предков

Наше генеалогическое древо подобно пирамиде, стоящей на острие. До нас жили тысячи поколений наших предков - со своими проблемами, радостями, страхами. Они беспрестанно боролись за выживание в гораздо более суровых, чем у нас, условиях. И все они выживали и трудились, чтобы жили мы. Каждый из них выносил тяготы и лишения человеческого бытия, чтобы передать дальше свою эстафету дальше. Если смотреть вглубь веков, наши предки даже перестают быть людьми - чем дальше мы смотрим, тем более простых существ мы видим. Сначала мы видим гоминид, потом просто млекопитающих, потом живущих в воде многоклеточных организмов, потом простейших, потом лишь соревнующиеся в химическом бульоне молекулы РНК и так далее до самого начала времен. По сути, мы все несем в себе первозданный свет Большого Взрыва - метафорически выражаясь, мы все прямые потомки Бога. Нужно всегда помнить об этом, и любые наши жизненные проблемы покажутся нам незначительными и легко решаемыми.

В современности мы почти утратили почитание духов предков и умение обращаться к ним. Кладбища для нас - лишь склады давно разложившихся тел. Для шамана же кладбище - это место скопления духов предков. Мысленно обращаясь к своей невероятных размеров генеалогической пирамиде предков, мы можем получить силы для действий. Это та самая сила рода, которая есть у каждого из нас и которой можно пользоваться. Стоит только мысленным взором обратиться к духам предков.

Зов

Всю свою жизнь я чувствовал какой-то невыразимый зов внутри меня, который постоянно тянул меня менять места проживания, работы, беспрестанно погружаться во что-то новое, никогда не оставаясь на месте. Я долго пытался понять природу этого зова, но не мог. Пока однажды, смотря кино, я не увидел себя в Тристане из фильма "Легенды осени" - в душе этого персонажа по словам старого индейца жил дух медведя, ранившего его в детстве, и этот дух постоянно тянул Тристана куда-то в неизведанное. Теперь мне осталось только разобраться, что за дух живет во мне, и откуда он там. Может быть это тоже от предков, как в стихах у Марины Цветаевой?

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей — сколько? —

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

— Бабушка! — Этот жестокий мятеж

В сердце моем — не от вас ли?..

Заключение

В итоге получилось, что каждый из абзацев этого поста слабо связан с остальными, и их объединяет лишь общая тема - попытка объяснить, что мы живём в мире, полном духов, и нужно учиться их видеть.

Связанные посты
37 комментариев 👇
Миша Безверхий управляющий изделием Команда Клуба 5 октября в 15:00

Я в итоге так и не понял, а почему нужно учиться видеть духов?
Ну есть какие-то мемы, да. Есть интерсубъективное (то, что ты называешь левиафанами).
А зачем духов видеть? Почему это необходимо?
Для принятия идеи того, что все иллюзорно? А это, в свою очередь, зачем?

  Развернуть 1 комментарий

@mixbez, потому что существует множество "злых" духов, которые живут за счёт высасывания из нас жизненных сил, и чтобы бороться с ними нужно чётко их видеть и понимать механизм их работы. А для этого легче всего представлять их именно в виде духов

  Развернуть 1 комментарий

@sergeyshpadyrev,

А для этого легче всего представлять их именно в виде духов

Ну вот это совершенно не следует ни из того, что ты рассказал. Тебе, может, легче всего представлять это в виде духов, мне, например, нет. При этом в текущем виде заголовок довольно-таки кричащий и словно требующий от читателя принять твое мировоззрение.

  Развернуть 1 комментарий

@mixbez,

заголовок довольно-таки кричащий

Ну так:

..., публикующие негативные новости с кликбейтными заголовками, тем самым используя уязвимости в наших механизмах внимания - это точно такие же ментальные кровососы

Я же не говорил, что я не один их них)

требующий от читателя принять твое мировоззрение

Да я никому ничего не навязываю. Просто рассказываю, что есть такой взгляд на мир, и почему он может быть полезным.

  Развернуть 1 комментарий

@sergeyshpadyrev,
ну лучше так не делать:
https://vas3k.club/post/10447/#Plokhoi-post-zagolovo
Так что советую все же как-то заголовок исправить, особенно если сам понимаешь, что это был кликбейт.

Например, если бы заголовок был "почему я вижу духов" — у меня бы вопросов к посту не возникло.

  Развернуть 1 комментарий

@mixbez, принято. Исправил

  Развернуть 1 комментарий

Мое правое полушарие всячески поддерживает такой контент в клубе!
Надеюсь, в комментах не навалят говна :)

  Развернуть 1 комментарий

К одному из скрытых вопросов автора о причине потери этого способа восприятия реальности, вот прекрасный разговор, неспеша и внимательно послушав который лично у меня появилась бо́льшая глубина понимания проблемы

  Развернуть 1 комментарий
Denis Shigapov Python программист 5 октября в 15:23

Было тяжеловато, но интересно. Хотя обычно после такого просят контакты поставщика.

Опыт пережитый в детсве определяет взрослую жизнь.

  Развернуть 1 комментарий

описание государств через левиафанов, как и описание мира через духов - лишь ещё один уровень абстракции реальности. имеет смысл если позволяет влиять на реальность

  Развернуть 1 комментарий

@gramlin, это так же может влиять на способ восприятия реальности и на свое самоощущение, так что смыслов больше

  Развернуть 1 комментарий

Так, читается тяжело, на уровне Демчога. Но если по существу:

  • Анимизм и тотемизм гораздо раньше датируются. Шаманизм по твоим словам - около 30-40 тысяч лет. Анимизм и тотемизм - вплоть до 100 тысяч. Практики общения с духами не возникали, а создание "оберегов" и оживление природного и неописуемого было намного раньше.
  • Религиозные течения, как вследствие и светская этика, замыкаются на ограниченном количестве сюжетов. Я не вижу в этих всех благодетелях чего-то новее, чем то, что в эволюционной бихевористике описывается цепочкой из "распространить своё семя самому", "два моих кровных брата примерно один я для пункта 1" и "ты почешешь спину мне, а я тебе". Это три модальности человеческого поведения, в таком именно порядке применения.
  • Предлагать ницшеанство как попытку "вылечиться от плохих мыслей" я считаю вообще вредной. Нигилизм, постмодернизм во все поля, деконструкция принципов уже показала свою губительную силу за прошлый век. Лучше "новая искренность", где моральные принципы, новый Ренессанс, диалог об этике и нормах, короче работы Хабермаса.

И вообще, господа, почему только на девятом-десятом комментарии появляется очевидное "взгляни вокруг, оглянись назад..."?
И вообще, господа, почему только на девятом-десятом комментарии появляется очевидное "взгляни вокруг, оглянись назад..."?

  Развернуть 1 комментарий

Хороший текст. С одной стороны - Докинза читали многие, про буддизм тоже многие слышали, но вы очень хорошо структурировали свою мысль и очень хорошо ее изложили с литературной точки зрения. Спасибо! Хочется больше практики - или напишите серию постов как избавляться от злых духов и приманивать добрых или хотя бы дайте список литературы для самостоятельного изучения.

  Развернуть 1 комментарий

"Хохот шамана" хорошо эту тему описывает, респект!

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Ты обещал рассказать про духов, но текст больше о мемах, социальных структурах и привычках, которые ты называешь духами. Это красивая метафора, но духи в классическом смысле — это не просто мемы или левиафаны-государства, а осознанные сущности. По сути, ты рассуждаешь об идеях, а не о духовидении, хоть и пытаешься это связать с шаманством

  Развернуть 1 комментарий

@rinat, не ради духоты, но возражу. Никаких духов "в классическом смысле" нет. Сколько культур, столько и пониманий, похожих и непохожих.
Нам привычно восприятие сознательной сущности как чего-то, имеющего индивидуальность локальность и "биекцию", подобную человеческой, да.

Тем временем можно мыслить значительно шире, и воспринимать сложные распределенные структуры как осознанную сущность, но имеющую непривычную или даже недоступную нам форму разума. Форму, кстати, для которой "мы' можем тоже быть недоступны. Как тебе принципиально недоступна агентность отдельных клеток твоей иммунной системы, а им недоступен ты. Или, "тебе" в обычном понимании недоступна деятельность областей твоего мозга, которые не обладают контролем над речью.

  Развернуть 1 комментарий

@EugeneYakshin, сущность в виде гномика. Если быть серьёзнее, то обобщение в таких разговорах с попыткой на научную каталогизацию феноменов создают тогда, когда существуют необъяснимые явления, которые всё-таки есть, а не ошибка. Тогда нужен инструмент, который умеет объяснять то, что уже было, но имеет больше возможностей. И замещение одной штуки такой же, но с другим названием - затея странная и бесполезная.

"Духи" в данном случае - тупо "мемы". Да, я разгонял всю эту телегу про то, что нужно видеть не духов, а мемы.

  Развернуть 1 комментарий

@mighty_conrad, создаётся впечатление что ты говоришь с позиции человека, который имеет уверенность в том, что существует единственный оптимальный способ бытия, восприятия и мышления для всех, и он уже определен научной картиной мира, полностью выстроенной на редукционизме и материализме. С восприятием через мемы ещё можно поиграться (потому что Докинз это имя), но не более, а то условный программист может не понять.

Кавычки далее ставлю без издательского тона, а чтобы обозначить места в твоём ответе.

Разматывая с конца, что значит "надо"? Кому и для чего? "Странная и бесполезная" для кого?

Сколько смысла ты вкладываешь в слово "инструмент", или может быть ты выбрал его небрежно?

"Ошибка" с какой позиции? Почему описанная в посте картина мира должна удовлетворять свойствам "научной каталогизации феноменов"? (Тут и автор поста со мной может не согласиться)

Шутка про гномика в начале намекает на то, что ты не отвечал для себя на эти вопросы, и воспринимаешь это как бухтение бабки в шерстяном платке на фоне засаленных обоев, заряжающей воду перед теликом, со стопкой журналов "Оракул" на нём. К сожалению, для большинства из нас эта тема ассоциируется с конкретными, не особо приятными образами на фоне херовых социальных явлений и процессов

  Развернуть 1 комментарий

— Чё те надо у меня в ноосфере?
— Ну, видеть тебя хочу.
— А ты меня не видишь что ли?
— Ну так ты не олицетворяешься нихрена.
— А зачем мне тебя видеть?!
— Как, ну… Мне тебя нужно видеть.
— А зачем тебе мне виидеть?!
— Мне тебя видеть надо.

  Развернуть 1 комментарий

Благодарю Автора за такой прекрасный пост. Очень откликается то о чем идёт речь. Честно говоря, очень неожиданно для меня было обнаружить этот пост на этом форме. У меня конечно нет такого опыта красиво так расписывать всё филосовски, как-то пытался делать более простым языком и рассказывать о более простых приземленных вещах - на этом форуме словил кучу хейта и бана, что решил рано, а тут уже начал задумываться - пора.

Лично я занимаюсь медитациями, и различными духовными практиками. Если говорить о религии, то это как раз ближе к буддизму, но всё же лично я не состою в религиях и понял что это не мой путь, всё это можно получить и без того что бы кормить эти структуры.

Говоря о духах которые описаны в статьи, если бы описать это языком попроще - я бы назвал не "духи" а "подсознание". Им обладают не только люди, но оно есть и у животных, и у растений, и много где ещё, просто не в таком виде как у людей. Поле, в котором хранится весь жизненный опыт, информация о предках и так далее, и с этим полем можно взаимодействовать.

Соответственно исходя из этого если Мы хотим "пообщаться с духами предков", то по факту - мы можем пообщаться со своим подсознанием, со "своим духом" - потому что в нём это всё содержится. И для этого не нужно иметь их видеть, достаточно уметь с ним взаимодействовать - а это возможно в медитативном состоянии, в полной тишине.

  Развернуть 1 комментарий

Все смешалось - кони, люди, залпы тысячи орудий.. 😄

Есть ощущение, что ты не определился с картиной мира — тут тебе и шаманизм, и материализм, и буддизм, и гены, и мемы, и духи, и все на свете, и ничто друг другу не противоречит.. Кажется, что все немножк сложнее (а может и проще, как посмотреть).

Духи и "левиафаны", конечно, реальны, и общаться с ними можно. Только вот шаманизм здесь ни при чем.

То, что ты называешь "левиафанами" и духами — это ни что иное, как локальные культурные системы. Это тот самый коммунизм из твоего примера про "призрак коммунизма". Это вот оно. Таких систем вокруг нас — огромное количество, вопрос лишь в том, на что настроен твой приемник.

Представь, что к тебе в квартиру вошел человек. В зависимости от того, к каким системам (духам) он "подключен", то он у тебя и увидит. Например, если это столяр, он обратит внимание на твою мебель - качество отделки, фурнитуру, лакокрасочное покрытие, гладкость материалов и тд. Я всего этого не вижу, даже если будут смотреть в упор на ту же мебель. Почему? Магия? Нет, потому что это специфическое видение человека, которые долго время занимался столярными делами. Другими словами — был подключен к столярному "левиафану"/эгрегору/системе и делал те практики, которые в этой системе приняты.

Если это риэлтор, он обратит внимание на другие вещи: планировку, толщину стен, район, сантехнику, размер балкона и тп. Почему я опять этого не увижу? Да все потому же: риэлтор это человек, которого в профсообществе научили смотреть на объекты недвижимости под определенным углом. Это ведь не сам по себе человек смотрит на квартиру, а риэлторская система смотрит на квартиру через глаза этого человека.

А если в квартиру войдет, например, музыкант, что тот увидит? Наверное, он будет искать музыкальные инструменты, оценит акустику места и тд.

Видят ли эти люди "духи своих систем"? Нет конечно. Есть ли у них связь с духами этих систем? Конечно да. Как это проявляется? В том, что они смотрят на окружающий мир под тем углом, под которым принято внутри систем. И видят вещи, которые другие не видят.

Например, мануальный терапевт с сорокалетним стажем буквально на входе в кабинет видит по человеку, что у него не так, ему и объяснять ничего не надо. Опытный писатель по первому абзацу понимает, кто его написал — талантливый человек или графоман. Нормальный психотерапевт иногда без единого слова со стороны клиента знает, с чем пришел человек, и какие вопросы надо задать.

Это не магия. Так работает культура. Не надо быть шаманом, чтобы общаться с духом коммунизма. Стань коммунистом, вот и пообщаетесь.

Тонкость в том, что культурные системы (риэлторская система, музыкальная, врачебная, художественная или какая-то другая) — это сущности, которые немного "более живые", чем мы, люди. В том смысле, что у них могут быть свои цели, которые нам понять не дано, и они эти цели нам (людям) навязывают. В этом, собственно, и состоит драма человеческой эволюции — разобраться, где цели мои, а где — навязанные культурой.

Короче говоря, ты и так с рождения общаешься с духами. Как и все мы. В начале с духом семьи, потом с духом школы, потом еще с какими-то. Вопрос, который тут надо задать, такой: а с теми ли духами я общаюсь, с кем хочу общаться? Может, какие-то духи меня имеют, а я этого не хочу? Например, дух нелюбимой работы? Или дух деструктивных привычек? Возможно, ты хочешь общаться не со всеми духами, а с теми, которые будут давать тебе радость и ощущение наполненности жизни? Подумай над этим.

Ну и шаманизмом советую не увлекаться. Это архаичная тема, в которую вшиты не очень светлые мотивации, направленные в основном на достижение власти над кем-либо (людьми или духами). Это как раз то, от чего буддизм и другие легитимные культурно-религиозные системы нас уже три тыщи лет отговаривают. )

  Развернуть 1 комментарий

@Chistilin, с последним не соглашусь: как раз вернулся с сельского собрания, где присутствовала моя соседка-шаманка (мачи) из коренного народа мапуче. Она – лидер своей общины и одна из самых активных людей в плане общественной деятельности у нас на селе. Сам знаю её уже давно и могу точно сказать, что она не ищет власти, а наоборот безвозмездно помогает многим без попыток каких-либо манипуляций. К тому же за свои целебные практики она не берёт денег, как и полагается в их традиции.

В свою очередь, буддизм с анимизмом сходятся очень просто и почти вся история распространения буддизма это синкретизм с местными анимистическими верованиями. Будда был учителем не только людей, но и всех живых существ, которые способны понять и практиковать Дхамму, включая духов и богов. Поэтому если шаманить без жертвоприношений и с направлением в сторону различных добродетелей, противоречий с его учением не будет.

(Другой вопрос тут, что у автора поста весьма нестандартный взгляд на буддизм, но это мы неплохо подебатировали в прошлый раз.)

  Развернуть 1 комментарий

@ivmirx, я верю в то, что отдельно взятая женщина-шаманка может быть хорошим человеком для своего народа) Однако вопрос в другом: а что с остальными? Остальные люди народа Мапуче - они могут лечить болезни, вызывать дождь, отпугивать зло? https://en.wikipedia.org/wiki/Mapuche_religion?useskin=vector#Machi Подозреваю, что нет. Это шаманские практики, которая только она может делать. Плюс эти практики сугубо утилитарные, в отличие от религий чистого опыта (буддизм, даосизм, индуизм), где практиковать могут все, чтобы постичь истину, освобождение, спасение или самореализацию.

Это не мои идеи, об этом много написано у Мирча Элиаде ("Космос и история", "История веры и религиозных идей") и Е.А. Торчинова ("Опыт запредельного", прежде всего).

По поводу "шаманить в сторону различных добродетелей" - ну.. не знаю. По-моему, спорно. С другой стороны, наверное на обывательском уровне действительно противоречий не будет. Ну и смотря какой буддизм, конечно. В тибетском варианте попроще, у них много всяких ритуалов около-шаманских, как и в даосизме. А вот с Чань уже вряд ли, там система другая

  Развернуть 1 комментарий

@Chistilin, точно так же как только высококлассный спорстсмен может выступать на Олимпиаде – благодаря верности своему делу, упорству в развитии своих навыков и, в чём-то, таланту "от природы". У неё есть ученицы около 20 лет, которые с подросткового возраста тренируются в шаманизме.

Плюс эти практики сугубо утилитарные, в отличие от религий чистого опыта (буддизм, даосизм, индуизм), где практиковать могут все, чтобы постичь истину, освобождение, спасение или самореализацию.

Как буддист я с таким определением согласиться не могу, потому что цель совершенно не в "чистом опыте", а в свободе от стресса и страданий. В то время как подобные шаманские практики направлены на достижение гармонии с жизнью в цикле мироздания (хотя это может варьироваться у разных народов).

То есть и то, и другое нацелено в сторону счастья. Будда показал путь к безусловному счастью, а шаманские практики они больше для гармонии здесь и сейчас. Поэтому исторически друг другу не мешают, и такая синергия есть внутри всех буддистских культур.

А вот с Чань уже вряд ли, там система другая

С Чань всё так же, он переплетён с китайскими народными верованиями разных регионов. И Дзен с синтоистскими практиками был слит в течение многих веков, до националистических реформ Мейдзи в 19в.

А в Таиланде, где практикуют ещё более традиционный буддизм школы Теравады, почти у каждого дома стоит домик духов с подношениями:

  Развернуть 1 комментарий

@Chistilin, мне кажется вы буквально написали совершенно ту же мысль, что написал автор, но почему-то так, словно вы спорите с ним.

  Развернуть 1 комментарий

@foobar, моя мысль была о том, что не нужно быть шаманом, чтобы общаться с духами. Это как господин Журден у Мольера, который хвастался тем, что говорит прозой ) Мы все говорим прозой, и все общаемся с духами, каждый со своими. По-моему, автор написал совсем о другом

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

Удивлен, что в тексте не упомянута "Роза мира".

  Развернуть 1 комментарий

@glader, я уже ею тыкал в автора в предыдущем его посту, но услышан видимо не был)) каждый берет тот опыт, который хочет взять

  Развернуть 1 комментарий

Как говаривал один мой друг-шаман: «Шаманизм — красивая отмаза для торчков и психбольных»:)

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, а у него три руки? :)

  Развернуть 1 комментарий

@mighty_conrad, только три привода в психушку у него)

  Развернуть 1 комментарий

@eli_wonderlust, я вот перечитываю с удовольствием "хохот шамана". Должен сказать, что только тоненькая грань отделяет "необычный, но эффективный способ смотреть на вещи" и болезненный отрыв от реальности, как вот делился дорогим опытом товарищ из клуба: https://vas3k.club/post/24908/

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

Почитывал лет десять назад Вадима Зеланда с его Трансерфингом реальности и тут вот прямо как будто оно — перекликается почти один в один, только термины другие: тут левиафаны и духи, а там маятники. А самое интересное и механизмы и способы противодействия плюс минус похожи.

Я спустя время всю эту эзотерику из головы выкинул, как не имеющую под собой научной основы, но каждый раз когда я вижу что-то подобное, начинаю думать, что всё-таки в этом направлении что-то есть такое, что наукой не постижимо, но является частью объективной реальность.

Круто, на самом деле, что появляется всё больше и больше размышлений разных авторов в эту сторону. Как будто в конце концов оно может выродиться в стройную теорию, которую можно будет применять в жизни.

Спасибо за текст, было интересно.

  Развернуть 1 комментарий
Maks Nezaikin Интегрирую игры/решаю проблемы 13 октября в 13:27

Реален ли описываемый Марксом призрак коммунизма? Конечно, реален. Если бы он не был реален, то почему власти его так боялись и боролись с ним? Если он не был реален, то что случилось с теми странами, по которым он впоследствии прошелся?

А в чем принципиальное отличие такой жизненной парадигмы от веры в гомеопатию или в астрологию?

Реален ли Бог Кузя? Почему бы и нет? Ведь это человек. Был ли он богом? Конечно был, если бы он не был богом, то почему бы ему поклонялись и зачем бы государство сажало его в тюрьму? Нет.

Простите, я действительно не понимаю зачем усложнять при цели упростить.

  Развернуть 1 комментарий

Классный текст, спасибо за труд. Хочется дальше узнать, как ты учишься видеть их?

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб