Как мы нейронками комиксы создавали

 Публичный пост
19 ноября 2024  369

Эта история началась летом 2022, а закончилась весной 2023, с легкими отголосками в последнее время. Хотя... может и не закончилась ;) Вобщем ловите историю одного стартапа.

Часть первая - бизнесовая

Предистория

Значимое количество проектов, которые я запускал начинались с какой-то явной потребности и чего-то такого, что вот-вот появляется на рынке, но пока еще не мейнстрим. Прям вот точка где изобретательский и предпринимательский зуд можно бежать и удовлетворять в моменте. Так было и с 5EVO - платформой для создания комиксов с помощью AI.

Моя дорогая супруга и верный соратник по разным творческим проектам, закончив со съемками своего первого короткометражного фильма ушла в творческий поиск нового материала для следующего проекта. Вернулась с циклом романов одного известного писателя-фантаста и сериалом "The Expansion". Вот мол смотри какую классную историю можно рассказать в формате сериала. Действительно богатый мир, интересный сеттинг. Потянет не просто на сериал, а прям на целую франшизу. Ну а что, мы любим масштабные проекты, как тот режиссер регионального театра из известной комедии.

Производство сериалов обычно начинается с пилотной серии, где обкатывается и сценарий и каст, да и все ключевые элементы будущего проекта. Штука для sci-fi очень недешевая. Зарейзить на пилот новичкам индустрии это все равно что first time founders прийти и поднять денег на Open AI до текущего бума.

Прикинув, что в производственном цикле, после сценария, все равно надо будет садиться за раскадровку, пришла гениальная идея - а не сделать ли для пилота сначала полноценный комикс? Там вон впереди франшиза и почему бы не начать просто с другого формата? И вот с этого все и полетело, если бы мы только знали тогда к чему это приведет эта идея родившаяся в 3 AM.

Пробежавшись по студиям и художникам комиксов стало понятно что производство книги комиксов в омнибус формате обойдется нам в $350-400k что приближается к бюджету пилота для сериала. Так что со словами "Чо так дорого то?" я сажусь читать новости про Midjourney. И с наскоку кажется что можно радикально снизить стоимость и сроки создания комикса если решить ряд задач - как быстро адаптировать сценарий и обеспечить консистентность персонажей, объектов и локаций. А следом доходит мысль о том что будущее уже вот наступило, мы просто видим часть его неравномерного распределения, не понимая что за углом ControlNet в StableDifussion и другие нужные кусочки этого пазла. И явно мы не единственные у кого стоят подобные задачи.

И что там с деньгами в этих комиксах?

Как трушные стартаперы, мы то уже знаем что до кастдева стоит посмотреть на рынок в целом. И я был крайне удивлен тем как он устроен и какие там проблемы. Вот мой топчик проблем и возможностей на рынке комиксов:

  • Лидер рынка Южная Корея. Их лицензионный экспорт в другие страны: Япония — 31%, Китай — 23%, Штаты — 16%. Даже РФ - 12%.
  • На комиксы в цифре тратят $8-10 в месяц, их которых 60% это оплата внутренней валютой (coins, cookie & etc) после пополнения баланса или access pass.
  • 24% читают комиксы каждый день, т.е. условно каждый 4й. А в течении недели от 1 до 4-х раз - еще 45%. При этом читают их везде - дома (90%), в дороге (58%) и даже на работе (44%).
  • Высокий уровень пиратства - больше половины авторов комиксов сталкиваются с этим. Т.е. явно недозарабатывают, а это хороший поинт и мы такое уже проходили с музыкальным рынком.
  • Каждый 10й выпускник школы мечтает стать профессиональным автором комиксов.
  • Авторы получают от силы 50% с самих платформ для чтения комиксов, при этом система донатов неразвита и отдается на откуп игрокам типа Patreon.
  • Для любителей оценки рынка мы пересчитали весь world wide и получли TAM $22B -> SAM $11M.
  • А еще! Оказывается там не просто гигантская фанбаза и куча субкультур внутри, но и отдельный сегмент связанный с коллекционированием. И вот вам небольшая забавная иллюстрация про страсти в нем:

В 2000 году из дома Николаса Кейджа, пока он переезжал, украли редкий экземпляр комикса "Action Comics No. 1", в котором впервые появился Супермен. Этот экземпляр был оценен в более чем $1.5M и считался одним из самых ценных комиксов в мире.

Midjourney 2022. Ник Кейдж, актер, коллекционер комиксов

В итоге у нас сформировались следующие продуктовые гипотезы:

  • Продукт для киноиндустрии - загрузил сценарий, получил сториборд (раскрадровку) к нему.
  • Продукт для авторов и издателей комиксов, куда загрузить и монетизировать свои шедевры, да желательно так что бы получать справедливое вознаграждение и что-бы пиратили по-минимуму.
  • Продукт для отаку (это фанаты аниме, а не ругателство) - берешь свой любимый фанфик, загружаешь и по одной кнопке получаешь готовый сценарий, выбираешь типажи и детали героев и на выходе вебтун, который можно публиковать на Webtoon (а это такие корейцы которые в комиксах сделали свой бренд по аналогу Xerox, монстр-законодатель мод).
  • Надо собрать в одно место всю эту фанбазу отаку - объединить читалку комиксов с соцсеточкой. А то как эти каналы в дискорде на 200-300-500k подписчиков монетизировать?

Вот здесь будет лирическое отступление - именно через поиск готовых опенсорс решений для соцсети я и наткнулся на пост vas3k про децентрализированый веб где упоминался протокол ActivityPub и попал в итоге сюда.

  • Помимо рекламной модели монетизации, нужна возможность расчетов микротранзакциями и прозрачность этих расчетов (роялти). Напрашивается токенизация этого механизма.

Что-то вся эта история получается ниразу не про кино. А мы то, изначально, хотели всего то сериал снять.

В момент формирования гипотез, мы все еще держали в голове основную идею с чего все началось - создание комиксов с помощью нейронок. Но, как оказалось в итоге не увидели главного, что деньги то как раз в дистрибуции и монетизации. Короче - надо делать над собой усилие и критически оценивать и пересматривать изначальные цели проекта.

Поскольку запуск такого рода проектов это тем чем я занимаюсь последние четверть века. Сорри что пафосно, но не удержался )) Так вот - благо что есть и братаны-партнеры с Prototypes Ventures, с которыми это проворачивали не раз с разной степенью успеха, и нетворк.

За месяц с небольшим собрали клевую команду с кофаундерами-продактами с опытом в крупнейших ОТТ, докупили экспертизу по ML у сторонней команды. И даже привлекли классных гуру-эдвайзеров Сергея Цыпцина и Тимура Бекмамбетова (да-да в его группе компаний тоже есть производство комиксов). Вобщем все говорило о том что есть шанс на рассвете нейрогенеративной графики взлететь ту зе мун. На дворе был июль 2022.

незатейливое лого жирно намекает на одну успешную компанию с франшизами, но у тру-стартапера другие задачи, а не уникальность

Кастдев и Творцы комиксов (именно с большой буквы)

Custdev это важная гигиеническая процедура для того что бы убрать галлюцинации из головы фаундеров и команды. Ну как чистка зубов. И важно, не только на словах, но и их опыта что бы в этом участвовали сами фаундеры.

Так, один из кофаундеров Иван отправился кастдевить киноиндустрию на предмет того как они делают сториборды, а я с другим кофаундером и по совместительству женой рванул в Ангулем на юбилейный 50й фестиваль комиксов.

И если Ваня вытащил нам описание процесса работы со сторибордами и понимание что это все же несколько иной продукт нежели комиксы, как по требованиям к качеству, так и по самому процессу. То мы привезли с фестиваля главный инсайт - авторы комиксов это Творцы и Художники, и уже во вторую очередь авторы в производственном процессе. Т.е. им нужен другой продукт.

При этом, как многие Художники они зарабатывают не очень, все конечно сильно зависит от уровня автора, но даже пример который приводит Jon Bogdanove один их авторов Marvel - 12 баксов в час сильно не впечатляет. И это надо прям пахать по 12–16 часов каждый день, семь дней в неделю — без перерывов, без физических упражнений, без выходных, без праздников. Так как даже простая страница «говорящей головы» (страница, в основном заполненная простыми крупными планами и большим количеством диалогов) может занять до двенадцати часов только на прорисовку.

Таким образом, создание полноценного 22-страничного комикса требует в среднем 1500 часов. При ставке $12 в час это составляет около $18 000. Это немного лучше минимальной заработной платы, только чтобы заплатить ипотеку. В среднем комикс должен выпускаться каждый месяц, поэтому требуется команда из не менее 4–5 человек, включая редактора.

А еще как и всем Художникам и Творцам очень важно признание и внимание аудитории. Известность и слава. Посетите как нибудь подобный фестиваль и отойдите в сторону от павильонов известных издательств до павильона с авторами одиночками. Вы будете удивлены.

кусочек очереди за автографом к автору комикса

В итоге

мы остановились на двух продуктах:

  • Studio - продукт для создания комиксов. Загрузил текст книги, потыкал кнопочки в интерфейсе и опубликовал готовый комикс.
  • Series - embeded-плеер для чтения комиксов со встроенной монетизации донатами и рекламой. В качестве среды обкатки - своя соцсеточка на готовом движке Pleroma, того самого децентрализованного веба о котором писал Вастрик.

Ну что, можно переходить к следующей части с техникой вопроса? С модельками, промптами и схемами?

5 комментариев 👇

Я ниче не понял, где попробовать-то можно?))

  Развернуть 1 комментарий

@candy, а нигде ) Я в начале упоминал что это история которая закончилась. Если будет интересно следующим постом выложу как такое собрать самому из нейронок.

  Развернуть 1 комментарий

@pavelrogozhin, резковато оборвалось повествование. Интересно что было дальше, почему закончилось и технические подробности тоже, включая как собрать самому

  Развернуть 1 комментарий

@pavelrogozhin, интересно, я бы почитал пайплайн. Много вопросов про консистентность персонажей и окружения, стоимость (если это не локальный сд с лорами поверх)

  Развернуть 1 комментарий

@pavelrogozhin, лежат 3 сценария, снимать не получается, нужно срочно делать хотя бы комиксы! Очень жду статью, уже запускаю сервера прогреваться!

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб