Купола, стёклышки и Дарвин… или как наша озвучка оказалась в Московском планетарии:)
 Публичный пост
23 июня 2020     382   

В качестве маленького вступления

по сути эта статья - небольшая (UPD: здесь соврал, оказалась неприлично большой) личная ретроспектива, как мы с женой недолго занимались малым, но достаточно интересным бизнесом, а именно мобильным планетарием. Пост может принести парочку лулзов и немного же интересных фактов о мобильных и не очень планетариях. Кстати, почему этот термин не совсем корректный, при чём здесь Дарвин и об интересной ошибке в озвучке (той самой, для Московского планетария) вы узнаете в статье :)

Об идее

Дело было в 2010 или около-того году, в то время я работал на фрилансе на 1С и какие-то деньги конечно были, но их категорически не хватало. И мы с женой постоянно думали над идеей какого-то малого бизнеса, чтобы поправить своё материальное положение и начать что-то своё. Как-то на одном из форумов жена наткнулась на обсуждение идей для малого бизнеса и кто-то там упомянул мобильные планетарии.

Тема показалась интересной:

  • во-первых, не купи-продай
  • во-вторых, полезное развлечение детям
  • в-третьих, связана с какой-никакой технологией.

Несмотря на привлекательность идеи начинать что-то, не потрогав это руками и не увидев, как это выглядит в реальности, казалось крайне рискованным.

Случайности не случайны

Проходит примерно месяц, в то время я с женой и маленьким сыном снимали комнату в одном из корпоративных корпусов детского лагеря. Были мы там наездами и в один день приехали где-то после обеда, уже отдать ключи директору и поблагодарить за гостееприимство. В процессе прощания и передачи благодарностей, директор говорит примерно следующую фразу: "Как жаль, что вы поздно приехали, не успели сходить в планетарий. К нам сегодня приезжали ребята, показывали фильмы в куполе...".

Мы с женом хором, - "Чтооооо?"

Действительно, оказалось, что именно сегодня в лагерь приехали ребята с куполом. Мы быстрым шагом направились к клубу и, на нашу удачу, парни ещё были там. Они уже закончили показы и приготовились сворачиваться, но я их упросил показать хотя бы пару минут видео.

Я залез в купол и они включили видео "Два стёклышка" (об этом чуть позже), посмотрев буквально пару минут, я вышел из купола окрыленный. Эффект присутствия был просто потрясающий, несмотря на тот факт, что купол у ребят был явно не очень, так как просвечивал и картинка была достаточно блеклая, либо из-за засветки, либо из-за маломощности проектора. К слову сказать, я не был до этого в стационарных планетариях, поэтому сравнивать было в общем-то не с чем, но как сказал выше - это было и не важно, так как даже с таким оборудованием, как у ребят, это было круто.

Собственно кажется, что сейчас самое время рассказать про то, что же такое этот "мобильный планетарий" и с чем его едят :)

О планетариях - мобильных и не очень

Раньше, да собственно и сейчас, планетарии было делом баснословно дорогим. Вообще планетарии, как таковые, начались с первого проекционного аппарата Mark I производства Карл Цейсса созданного в 1923 году, а затем установленного в техническом музее Мюнхена, который мог проецировать звездное небо только для заданной широты.

Выглядел он примерно так:


взято с Wikipedia

Сейчас естественно системы могут проецировать звездное небо (и не только) для любой точки земного шара и выглядят примерно так:


модель ZEISS UNIVERSARIUM Model IX, взято с сайта Carl Zeiss

Картинка с него выглядит так:


взято с сайта Carl Zeiss

Кстати именно этот, самый современный проектор звездного неба от Карл Цейсса, стоит сейчас в Московском планетарии. Судя по обрывочной информации в интернете, стоимость его составляет несколько миллионов долларов. Если кто-то знает более точные цифры - отпишитесь в комментариях... :)

Естественно, что в 1923 году проектор был сугубо механический и представлял собой "условно" шарик с дырочками и лампочками внутри и хитрой системой зеркал . С развитием технологий, проекционные аппараты становилась лучше, точнее .... и, естественно, дороже. Тем самым, всё дальше отдаляя проекцию звездного неба от обычных смертных, в том плане, чтобы посмотреть на такую проекцию, нужно было ехать в планетарий, так как позволить приобрести себе такое оборудование могли только богатые города, музеи или университеты.

Следующий качественный скачок в полнокупольной проекции произошёл, когда получил распространение (~60-е годы) объектив fisheye (буквально "рыбий глаз"). Возможно тот, кто занимается фотографией использовал такие объективы. Это широкоугольные объективы с FOV 110-180 градусов. Картинка с них выглядит примерно так:

Теперь с помощью таких линз, можно было снять что-то полусферой (город, комнату в музее - да собственно что угодно, а не только звёздное небо) и отобразить это обратно с помощью такой же линзы на купол с помощью проектора. Технология не подходила для показа звездного неба, так как контрастность оставляла желать лучшего и черный цвет все равно "светился", в отличие от специальных проекционных машин, которые высвечивали только звезды в полную темноту купола. Кстати, этот эффект "не черного черного" судя по всему смогли побороть только в специально разработанном под планетарии проекторе Carl Zeiss Velvet с заявленной контрастностью 2 500 000 : 1. Опять вопрос стоимости этого чуда - в открытом виде этой информации не смог найти :) Итак, появилась возможность аналоговой съемки "полнокупольных" фильмов и аналогового же отображения этих фильмов на купол.

Следующим этапом (конец XX в) полнокупольных фильмов стало развитие компьютерных технологий, цифровых проекторов и всего что с этим связано. Теперь можно было не "снимать", а "создавать" контент, который был недоступен стандартным проекционным устройствам - можно было "заглянуть на солнце" или "улететь к черной дыре". В общем цифра позволила разгуляться фантазии режиссеров. В планетариях повсеместно стали появляться цифровые проекторы для показа полнокупольных фильмов.

Но все ещё технология полнокупольной проекции оставалась недоступной широким массам по двум причинам:

  • для полнокупольной проекции ... сюрприз! требуется купол :)

Здесь выход был уже известен давно - надувной купол. Так можно было получить идеальную сферу для проекции в любом месте без собственно строительства купола, но оставалась вторая причина...

  • требовался специальный проектор в идеале с квадратной матрицей и возможностью установки fisheye объектива

Во-первых, как сказал выше, fisheye объективу лучше подходит проектор с квадратной матрицей, так как широко распространненные FullHD кинопроекторы с соотношением сторон матрицы 16:9 давали картинку всего в 1Mpx, вместо 2Mpx. Вот похожая схема, но только для 4k, на FullHD принцип тот-же

Взято с stardust.ringling.edu

Во-вторых, такие проекторы даже сейчас крайне редки и остаются уделом учебных заведений как Overhead projectors (OHD) и планетариев.

Смог найти на одном из сайтов цену на систему проектор с квадратной матрицей + fisheye объектив - $15,990.

Возможно где-то есть дешевле, но думаю плюс-минус будет в этих рамках. Уже не пара миллионов конечно, но все ещё достаточно весомая цена.

Итак, чтобы завершить наш краткий экскурс, надеюсь теперь понятно, почему термин "мобильный планетарий" не совсем корректен. Ведь в реальности, в нашем случае речь идет больше о полнокупольной проекции цифрового контента, чем о собственно мобильном планетарии в привычном его понимании. Т.е. правильней называть это дело "полнокупольный кинотеатр" ну или что-то в этом вроде. К сожалению, целевая аудитория такой термин не очень поймет, поэтому проще использовать "мобильный планетарий" и не парится.

О полезности знания геометрии.

В общем была бы ситуация и дальше такой же безрадостной и далекой от широких масс, если бы не один австралийский ученый Paul Bourke (насколько я понял математик, специализирующийся в геометрии). Который в 2004-2005 годах опубликовал статью в которой он описывает способ как "расшить" сферическое изображение для fisheye объектива в полусферическое, которое будучи спроецированным на сферическое зеркало, дает полноценную полнокупольную проекцию.

Пара картинок для общего понимания процесса:


Сама система вживую выглядит примерно так:

Это чуть более навороченная система с вторым прямым зеркалом для более компактного размещения в куполе, но это не суть. Все картинки с <a href="http://paulbourke.net/">http://paulbourke.net/</a>

И это была прямо бомба... Я серьёзно. Я не знаю, какой была реакция астрономической и планетариумной общественности в момент презентации работы Полом на конференции в 2005 году, но мне кажется там была стоячая овация.

Изобретение проекции через сферическое зеркало позволило:

  • снизить стоимость порога входа в полнокупольную проекцию с десятков тысяч до нескольких тысяч евро, так как сейчас для полнокупольной проекции вместо дорогостоящего проектора с "рыбьим объективом" требовалось всего лишь сферическое зеркало и обычный проектор. Мало того, для зеркальной проекции лучше всего подходит проектор с соотношением сторон ... 16:9, так как расшиваемое изображение вписывается в прямоугольник.
  • освободить центр купола, так как проектор уходил к его краю купола (до этого место в центре купола занимал проектор)
  • получить возможность сшивать полнокупольную картинку с использованием нескольких проекторов

Собственно где-то здесь и начинается наш маленький бизнес.

Маленький, маленький.... биз - нес, биз-нес (с) Слепаков

Итак, для того чтобы запуститься и показать своё первое шоу нам нужно было следующее:

  • купол
  • подстилка под купол
  • что-нибудь на чём можно будет сидеть
  • ноутбук
  • проектор
  • зеркало
  • контент :)

Итак, идем по-порядку:

купол
Надувной купол диаметром 5 метров был заказан в одной из фирм в Петербурге, стоил, если не ошибаюсь, около 60 тыс. рублей (т.е. примерно 1.5 тыс. евро по курсу 2010 года). К куполу прилагалась сумка и собственно компрессор для нагнетания воздуха под купол. Чтобы поднять купол с нуля требовалось примерно 10-15 минут на полной мощности, после мощность можно было уменьшить, чтобы просто поддерживать его в надутом состоянии. Производитель обещал полную светонепроницаемость и не обманул, внутри купола была полная темнота даже при самом ярком освещении снаружи.

подстилка под купол
Здесь всё просто - купили 6 метров болоневой ткани шириной 3 метра ткань и бабушка сшила иx на швейной машинке :) Стоимость была в районе 3000 рублей.

на чём сидеть
Тоже просто, взяли 10 штук туристических ковриков. Стоимость была в районе 10 000 рублей (примерно по 1000 рублей за штуку)

ноутбук
Нужен был достаточно мощный ноутбук, чтобы мог спокойно воспроизводить FullHD видео с минимальным сжатием. Был куплен Sony VAIO EB1ER. Если память мне не изменяет, стоимость его была в районе 40 000 рублей. Кстати, ноутбук до сих пор жив :)

проектор
Был куплен FullHD DLP проектор (одна из самых дорогих покупок с точки зрения техники). Но здесь экономить было нельзя, так как требовался проектор с широкой регулировкой фокусного расстояния и в идеале с механической регулировкой линзы (т.е. можно не искажая картинку сдвигать картинку по осям). Был выбран BenQ W6000. Проектор оказался выше всяких похвал: отличная картинка, нужная регулировка фокуса и механическая регулировка линзы были просто супер удобны для настройки внутри купола. Стоимость на тот момент была около 70 000 рублей. Проектор тоже до сих пор жив и продолжает радовать своей картинкой всю семью.

зеркало
С зеркалом была небольшая засада. Так как был вариант сделать "дешево и сердито" или "дороже и лучше". Для проекции требовалось сферическое зеркало диаметром 60 см. Такие зеркала достаточно широко распространены и вы с ними скорее всего сталкивались в обычной жизни, а именно в магазинах! :) Это так называемые зеркала безопасности или обзорные, которые крепят к потолку или стене и которые дают широкий обзор. Вот пример с одного из сайтов. Кто работал с оптикой и зеркалами, возможно уже знает проблему такого зеркала. Напыление амальгамы у таких зеркал производится с внутренней стороны пластика, что логично. Таким образом зеркальный слой будет защищён от царапин самим пластиком, но свет от проектора будет отражатся не только от зеркальной поверхности, но и от самого пластика. Для проекций требовалось зеркало с внешним напылением или как его называют first surface mirrors.

Но даже Paul Bourke в своём FAQ давал следующую рекомендацию, сначала освойтесь с технологией на стандартном зеркале, а потом уже покупайте first surface mirror. Зеркала First surface очень небюджетные, например сейчас на одном из сайтов они продаются за 1200 долларов + 200 долларов доставка. Примерно такой же порядок цен был и в то время. В итоге мы решили последовать совету Пола и я купил охранное зеркало диаметром 60 см и в производственом цеху одного из своих клиентов распилил пополам :) Как это обычно и бывает, я так и не смог, по разным причинам, поменять зеркало на First Surface. Справедливости ради, видимые глазом двоения звёзд были только по самому низу купола, безусловно, использование зеркала с внешним напылением значительно бы улучшило качество изображения, но выложить 60-70 тысяч за зеркало у меня рука не поднялась :( и от этого мне до сих пор немного стыдно.

Переходим к самому интересному... а именно контенту :)

О полезности знания иностранных языков

Полнокупольных фильмов в то время уже было достаточно много, но контента на русском языке было мало. Одним из полнокупольных фильмов доступных на русском языке был "Два стёклышка. Удивительный телескоп" (Two small pieces of glass) про изобретение телескопа и его влияние на исследование космоса.

Его одни ребята продавали за 40 000 рублей и я уже приготовился его покупать, но решил попробовать поискать других продавцов контента. Вышел на сайт компании Mirage3D, которая занималась производством полнокупольных фильмов. Я написал её директору Робину Сипу (Robin Sip), рассказал, что хочу заниматься показом полнокупольных фильмов на надувном куполе. Он как энтузиаст этой сферы горячо приветствовал это начинание и я затем, буквально в одном из первых разговоров, упомянул это шоу (Two small pieces of glass), далее состоялся примерно следующий разговор:

RS - Да знаю такое шоу :) Это мы его делали по заказу IPS (International Planetarium Society)
Я - Ничего себе. Я как раз хотел его покупать...
RS - Как покупать??? Оно же бесплатное.
Я -Как бесплатное? Вон ребята его за 40 000 рублей продают.
RS - Не, это шоу распространяется бесплатно для всех членов IPS. Чтобы получить к нему доступ, тебе нужно всего лишь оформить членство в IPS, которое стоит примерно 60 евро в год :)
Я - Ээээ, спасибо )

Ну собственно, я оформил членство в IPS за 60 долларов и получил доступ к этому и нескольким другим бесплатным полнокупольным фильмам. Так Робин и знание английского языка съэкономили мне 500 долларов :)

Дарвин и его естественный отбор
Мы продолжили общаться с Робином и он сказал, что они как раз закончили новое шоу "Естественный отбор" про дарвиновскую теорию естественного отбора.

Здесь можно посмотреть полную плоскую версию фильма, но, к сожалению, эта версия и вполовину не передаёт ощущения от фильма в куполе.

Я сказал, что готов попробовать организовать русскую озвучку этого шоу. Он опять же всячески приветствовал эту идею и выслал английскую транскрипцию текста. Я за пару вечеров её перевёл и пошёл узнавать, что можно сделать с озвучкой на Свердловской киностудии.

И здесь нам опять в какой-то степени повезло, я встретился с ещё одним энтузиастом своего дела - руководителем студии звукозаписи в киностудии (к сожалению, я не помню имени той прекрасной женщины). Про очередную неслучайную случайность: когда я к ней пришёл и сказал, что хотим озвучить научно-популярный фильм про дарвиновскую теорию, она мне сказала, что как раз в это время она читала книгу про эту теорию и жизнь Дарвина в частности :) Конечно, мы очень быстро договорились об условиях работы и она нам выслала несколько образцов голосов разных актеров. Нам очень понравился один из них и я выслал его на утверждение Робину. Робину актёр тоже понравился и в назначенный день мы приступили к работе.

Актёр оказался просто великолепным, он идеально передавал нужные эмоции. Каждую реплику мы писали обычно два-три раза, чтобы потом было из чего выбирать на сведении. Сведение прошло на ура и мы даже смогли свести реплики Дарвина с более-менее адекватным движением губ .

Теперь, по поводу ошибки :) В фильме есть вот такой момент, смотреть до 11:40. Мне показалась эта сцена достаточно жёсткой и я не знаю почему, видимо для смягчения её жесткости, перевел её примерно так: "У меня сердце кровью обливалось, когда мне приходилось отстреливать птиц". Мы уже всё записали и свели и как-то в разговоре с Робином я упомянул эту сцену и он сказал, что в той сцене он хотел показать Дарвина тем , кем он был, а именно - заядлым охотником :) То есть на самом деле, смысл и буквальный перевод сцены был с точностью противоположным нашему. Эту ошибку не заметил ни я, на вычитке, ни мои знакомые, кто проверял перевод. Но именно в таком виде эта сцена вошла в финальную русскую версию.

Скучная часть...

Собственно сама работа, как это обычно бывает, была скучнее, чем подготовка к ней. Был выгружен список всех школ города и начался плановый обзвон и объезд, плюс я напрямую договорился со школами, которые знал лично. За первый год, мы совершили около 15 выездов, а за один выезд выходило около 15-20 тысяч рублей.

Год подходил к концу, мы вышли в плюс и дальше надо было принимать решение - либо дальше развивать дело, либо сосредоточиться на основной работе с 1С. Если стараться и дальше развивать дело, то здесь надо было бы уходить в озвучку и продажу контента, но на этом рынке прочно засели ребята из Общества Сферического кино из Нижнего Новгорода. У них на тот момент уже был красивый, прекрасно сделанный сайт; хорошая библиотека контента и они даже занимались созданием собственного контента; плюс они начали работу по разработке программно-апаратных комплексов для показов. Т.е. у них явно было хорошее финансирование и бизнес был поставлен на широкую ногу, конкурировать с ними было по-большому счету самоубийственно. В итоге мы приняли решение сосредоточиться на основной работе. Мы продали купол, тем самым официально закрывая бизнес. С продажей мы зафиксировали около 40 000 рублей прибыли и плюс у нас остались хороший ноутбук и проектор.

Московский планетарий

В конце 2011 года мы переехали в Москву и в этом же году после длительной реконструкции открылся московский планетарий. Мы долго не могли собраться съездить туда, но как-то я специально взял отпуск на день и мы поехали в планетарий. Какой фильм мы поехали смотреть? Конечно "Естественный отбор"... Я даже не мог предположить, что озвучка этого фильма будет нашей, но, как оказалось, нашу озвучку Робин отдал Московскому планетарию и она им понравилась, что они не захотели делать свою :) Я хотел встать там прямо посреди фильма и закричать: "Ребята, ребята! Это наша озвучка! Мы эту озвучку делали!... На свердловской киностудии...". Я, конечно же, сдержался :), но это было чертовски приятно услышать нашу озвучку в самом большом куполе Европы.

В качестве послесловия

А может и не стоило бросать :), так как ребята из этого Общества по итогу вляпались в очень некрасивую историю в воровстве контента в промышленных масштабах. Они поставили на поток торговлю контентом "в черную" без отчислений производителям, об этом в итоге прознали и был большой скандал и в Россию контент перестали продавать. Мне было очень обидно это слышать это от Робина, так как они своим воровством подставили всё полнокупольное сообщество в России. Не знаю как сейчас дела обстоят с контентом в России и есть ли официальные дистрибьюторы, но ребята из общества все ещё ведут себя некрасиво и продают бесплатный контент. Не очень дорого - 7000 рублей за фильм, но всё же. По их словам, за "подготовку" фильма". На самом деле для 99% случаев "готовить" ничего не надо или как минимум, стоит дать полную информацию , что вы все это можете сделать самостоятельно используя программное обеспечение в интернете. Плюс большинство фильмов доступно для скачивания по прямым ссылкам на сайте IPS или ESO, с звуковыми дорожками 5.1, форматом 4K и иногда даже сразу под mirrored projection даже без членства в IPS.

Ну вот прям совсем конец

Я очень надеюсь, что смог вас немного заинтересовать этой темой и очень рекомендую, по возможности, выбраться в ближайший к вам планетарий - вы точно не пожалеете потраченного времени и денег.

Кстати, если тема создания полнокупольного контента интересна, то я могу теоретически сделать интервью с Робином (отпишитесь в комментах). Его фильмы неоднократно занимали призовые места на различных фестивалях полнокупольного кино. Он, в дополнение к руководством Mirage3D, сейчас является директором по производству и контенту в фирме Evans & Sutherland, одним из пионеров компьютерной графики.

С википедии:
An Evans & Sutherland computer was used in the creation of the Project Genesis simulation sequence in Star Trek II: The Wrath of Khan (1982). The star fields, and the tactical bridge displays on the Kobayashi Maru simulator and USS Enterprise were created by Evans & Sutherland employees and filmed directly from the screen of a prototype Digistar system at company headquarters. This film was one of the first ever to use computer graphics (after Futureworld in 1976). Star fields and some of the other shots were reused in Star Trek III: The Search for Spock (1984) and later films.

Конец

5 комментариев 👇

Офигенная история!

Тоже хотел заняться мобильными планетариями, но как систему для проекции использовать несколько проекторов "внахлест". Мне с самого детства больше запомнился именно старый Цейсевский планетарий и лекции про зведное небо. Как то к фильмам чуть менее прохладен, мне всегда в них не нравилось чувство упущенной выгоды, т.к. невозможно посмотреть всё и приходится крутить головой. :)

Я это всё к тому, что требования по четкости изображения у меня были ниже, мне нужно было только разверунть Stellarium, чтобы дальше можно было уже лазерной указкой показывать на звездочки и читать разные лекции.

Кстати так в итоге сделали в питерском "Планетарии 1". Там стоит 39 проекторов.

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо, я увы совсем не астроном, поэтому такой формат подходит только для тех, кто что-то да понимает в астрономии :)

  Развернуть 1 комментарий
Марина Коняева, Думаю, что дальше 23 июня 2020

Вот тут я чуть не расплакалась 😃

"Ребята, ребята! Это наша озвучка! Мы эту озвучку делали!... На свердловской киностудии..."

Кажется, придется таки добраться до посещения планетария. Просто так было не интересно, а теперь появилось ощущение, что я немного в теме того, что там происходит за сценой) а это уже не просто фильм про Дарвина посмотреть)

  Развернуть 1 комментарий

Обязательно сходи. В Московском планетарии действительно одно из лучших оснащений в мире - это качество и картинка мирового масштаба. У них многопроекторная система (если не ошибаюсь 14 проекторов) + как уже сказал выше top-notch планетарий от Carl Zeiss. Это реально отрыв башки, особенно в первый раз. Потому что если ты не увлекаешься астрономией или не ходила в походы в горы, то ты скорее всего никогда не видела такого звёздного неба, которое тебе покажут в планетарии.

В качестве первого фильма возможно стоит выбрать фильм астрономической тематики, так как фильм типа Естественного отбора - он классный и стоит того, чтобы его посмотреть, но лучше вторым :)

  Развернуть 1 комментарий

@Krolya,

ты не увлекаешься астрономией или не ходила в походы в горы

Пока лучшие звезды со мной случались на балконе в Крыму) поэтому я слегка настроженно отношусь к тем, что я увижу в битком набитом людьмимосковском планетарии.

Но после поста хочется попробовать, чтобы посмотреть не техническую сторону вопроса, ну и зная подоплеку уже с другим настроем на это смотреть

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб