Целеполагание в рисовании или зачем в художках рисуют «горшки».
 Публичный пост
6 сентября 2020     465   

Дисклеймер

Автор сам еще "масленок" и на пути обучения в свободное время от работы и быта. Мне приходится превозмогать многие вещи, которые тем же школьникам возможно дается за пару месяцев.

А зачем это здесь вообще?

Мне кажется, что этом примере можно вообще подумать о том, а осознанно ли мы обучаемся? Возможно это только я один такой, кому это все входило в голову так долго. Я могу ошибаться абсолютно во всем, но мне показалось, что если я подобное мышление буду использовать в своей основной работе, то возможно это принесет какую-то пользу.

Итак, начнем. Наверняка вы видели, или возможно посещали художку? Что происходит в таких заведениях?

Обычно студенту ставят: кубики или шарики, горшки, гипсовые головы итд. Если с преподавателем повезло, то преподаватель все же объяснет зачем это все.

А что если не повезло?

Зачастую, люди или дропают обучение или "левой пяткой" сдают эти задания для галочки и забывают. Возможно даже практика этих заданий что-то и "прокачивает" в студенте, но обычно это лишь капля в море.

Почему рисование это не вождение ручкой по бумаге?

Как мне показалось столкнувшись на пути с самообучения с учебными заданиями я не сразу понял, что именно прокачает мне это конкретное упражение. Сцепив зубы продолжал делать, хоть и выглядело это немного из под палки(не всегда получается обучаться после работы, когда мозг уже в полувыключенном состоянии).
На примере своих ошибок я начал понимать, что рисунок это не просто вождение карандашом по поверхности, это система мышления, мы рисуем не материалом а головой, к сожалению в меня это понимание вошло только спустя 2 года.

А что это тогда, что значит система мышления?

Существует несколько путей в обучении рисованию, я выделю 2 которые самых часто-встречающиехся:
* первый путь безсистемный: срисовывать с фоточек или натуры, дудлить что-то с головы надеясь на случайность.
* второй путь осознанный: мы учимся не рисовать рукой, а рисовать головой.

Что значит рисование головой?

Начнем с того, что нужно забыть о чуши о "правополушарном рисовании" и другой подобной гуманитарной чуши. Тк мы же не читаем книжки о "правополушарной" архитектуре энтерпрайз приложений? Мы изучаем ремесло, на работе мы строим системы и учимся строить их лучше. Возможно кто-то не знал, но в рисовании тоже есть немного математики и то самое "творчество", как я считаю, начинается после того как человек уже не отвлекается на проблемы непонимания основ. Мы не напишем свой фреймворк или библиотеку не потрогав на своем опыте много плохих или хороших решений.

Окей значит, я начну рисовать кубики и учить перспективу и через время я стану крутым?

Нет, к сожалению так это не работает. Можно круто рисовать учебные задания, но если в голову не войдет, что именно от тебя хочет учебное задание, ты просто потратишь время.

Так а что делать, и зачем все таки в художках ставят горшки?

Я не знаю как это произошло, но спустя 2 года я все же начал понимать, что объект, который рисует человек в целях обучения это некоторая условность. Студент, должен мыслить абстрактно, мы не рисуем объект, мы учимся на примере объекта понимать определенную систему мышления. В общем нужно просто забыть о результате, и стараться решить поставленную задачу, картинка на бумаге это просто "приятный бонус", главное понять, и тогда и горшки станут не таким скучным объектом для рисования. Что может означать, что не все задачи для собеседований бесполезны, нужно просто понять какая из них прокачает тебя в работе.

Говорят, что нужно всего-лишь рисовать каждый день и все получится?

И да и нет. Наброски это очень полезная вещь, но внезапно я понял, что их польза становится тогда, когда ты осозанно понимаешь, что сейчас ты хочешь потренировать в данном наброске. Если просто ходить со скетчбуком и "срисовывать" все объекты, возможно что-то получится, но осознанности там нет от слова совсем. У меня не всегда много времени на рисование, но я понял, что раз его мало, "осознанные наброски", это единственный мой выход для прокачки навыков.

Что я хотел всем этим сказать?

Мне кажется иногда надо ловить себя на мысли, что не на автопилоте ли ты сейчас работаешь, работаешь, учишься итд. Возможно этот "автопилот" бывает только у меня одного и все здесь проживают каждый день осознанно, но исходя из моего опыта, я заметил, что даже рабочие задачи я решаю на автоматизме.

33 комментария 👇

Я вот очень хочу научиться рисовать. Но я понятия не имею с чего начать. Хочется хотя бы уметь в наброски карандашом/ручкой. В интернетах материалов столько, что голова идет кругом, а хочется как раз что-то с подходом, как ты пишешь: чтобы не просто возить ручкой, а научиться вот этой другой системе мышления. Куда можно копать?

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, прозвучит протеворечиво. Но я прошел и нулевой этап в своем обучении. Те без всяких туториалов не зная особо правил о перспективе и построении просто чиркал на бумаге как мог. Делал это довольно долго, наверное целый год.

Я пробовал абсолютно все материалы(уголь, пастель, гуашь, акварель, масло, темперу). Не делайте как, я ограничьтесь просто карандашом HB и ксероксной бумагой.

Мой нулевой этап был неосознанным, я просто думал, что "рисуя много", оно само выстрелит. Но все же я без этого этапа я наверное не пришел бы к этой точке.

Что это значит? Нужно сначала попробовать все "вкусное" и будет плохо получатся. Захотели порисовать спичечные коробки или людей с фоток, рисуйте и привыкайте к инструменту.

Можно конечно сразу по-хардкору пойти на канал Олега Торопыгина, и начать учиться академу. Кстати у него есть бесплатное "онлайн училище". Но я не уверен, что такой путь подошел бы для всех.

Попробуйте посмотреть его ролики. Я бы советовал его и книжку Горелышева "Простое Рисование", там про осознанность в наброске, но на очень раннем этапе упражнения оттуда сложные, но если их осилить, прогресс будет.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, Так же я настоятельно рекомендую смотреть Александра Рыжкина, он очень живо рассказывает об анатомии человека. По его схемам можно "познакомиться" с рисованием людей. Как по-мне это лучший преподаватель по всему, что связано с анатомией. Да и в целом, его хочется слушать, на редкость не душный. Торопыгин в этом плане может сильно душнить, но я бы без его видео многое бы не понял.

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, Олег Торопыгин, его канал и онлайн-училище это просто находка, поддержу!
Очень разумно и обстоятельно в каждом ролике: от введения в академический рисунок и истории
живописи до того, что вы вообще ждёте от рисования и живописи.

  Развернуть 1 комментарий

@rastyka, я выше сказал, что иногда Торопыгин душнит. И не со всем стоит там соглашаться. Но это единственное место, где можно ставить базу. Я бы сказал так в 95% всего там очень крутое, 5% личное мнение преподавателя с которым можно соглашаться, а можно нет.

Рыжкин в этом плане менее душный, но он только про анатомию, и мне многое там все еще "рано".

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, еще я в посте немного "лукавил", не сказал о наставнике. В моем случае мои учебные задания проверяет жена, тк у нее профобразование и она может мне указывать на ошибки. Так что на этапе осознанного обучения наставник, который укажет где "плохо" и что исправлять тоже необходим.

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, я готов простить ему 5% личного мнения в личном блоге, когда он на энтузиазме совершает такой объём работы. Я читал обсуждения в паблике онлайн-училище — он потрясающе выдержан, тактичен и при этом продолжает заниматься этим всем бесплатно.
Это очень круто.

  Развернуть 1 комментарий

@rastyka, да да да, я иногда хочу выкачать и забекапить все его видео, тк я не понимаю, почему это бесплатно. Многие за курсы худшего качества берут несусветные деньги.

  Развернуть 1 комментарий

@rastyka, по-сути все, что я накатал это переосмысление того, что говорил Торопыгин в своих видео. Я просто слышал все, что он говорил, но понять не понимал.

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, мне кажется, что для профессионала, который "внутри" и иногда делится мнением на тему искусства вообще — он как раз пытается быть объективным, смотреть свежо и не душнить про академический рисунок и классический подход.
Другое дело, если вы хотите учиться академическому рисунку, готовьтесь к академическому подходу, да)

  Развернуть 1 комментарий

Сначала определиться, что именно хочешь рисовать - портреты, натюрморты, городской пейзаж, архитектурный скетч, ботаническую иллюстрацию, комиксы/мультяшки, их тысячи жанров.

А потом уже искать целенаправленно материалы по жанру, чтобы не обнимать необъятное. Материалов по большинству жанров тьма, и есть неплохие мастер-классы и онлайн-курсы. Если будешь брать курс - лучше брать такой, чтобы преподаватель давал фидбек. Ну и сразу расчитывать на то, что каждый урок придется повторить несколько раз, чтобы хорошо усвоить.

"Другая система мышления" - это всего лишь навык перекладывать 3д-реальность на 2д-бумагу с помощью набора приемов. Не особенно сложно, но требует знания/понимания этих самых приемов и многих часов практики, конечно.

  Развернуть 1 комментарий

@rastyka, еще мне нравится, что он толерантен к цифре. И в отличии от закостенелых преподавателей художек, нормально относится к ученикам, которые сдают ему цифровую живопись вместо красок.

  Развернуть 1 комментарий

@lleni, и еще я недавно понял казалось бы очевидную вещь, но любой даже маленький туториал на ютубе, это руководство к действию. Т. е. как еще можно делать наброски.
Тебе просто говорят как сделать, а ты должен сделать этого очень много пока не поймешь. Я обычно подобные вещи делал левой пяткой и забивал, а так нельзя.

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, да, так и есть.
Даже не играет большой роли, насколько хорош или плох туториал. Если его повторить 10 раз, он будет достаточно хорош для результата :-)

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, @lleni, @rastyka спасибо за советы! А вот кстати, насколько критично физическое vs цифра? Т.е. если учиться на айпаде, это закреплять плохие техники, или ничего? Просто плюс в постоянном наличии его при мне, так что я могу паузу в десять минут занять практикой.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, вообще не имеет значения на чем. Я чередую, когда мне надоедает айпад и хочется "тактильности" я перехожу на бумагу. Если есть айпад, то этого хватит с головой на все годы обучения.

Но я сошелся на мысли, что все что ставит "линию" или "пятно" на поверхность все подходит. И меня после этой мысли сразу же перестал волновать вопрос художественного материала.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, не знаю, если честно. Я олдскул и в цифре не рисовала никогда толком.
Но мне кажется, что цифра точно лучше, чем ничего.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, главное не попасться в ловушку, классных материалов и скетчбуков и не начать все покупать и пробовать. Я попался на этот крючок, но со временем мои мозги стали на место. Конечно-же в плане тактильности живой материал классный, но оно все классное только тогда когда навык поставлен. А в цифре его быстрее ставить имхо, тк есть ctrl-z и слои.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, у меня маленький опыт, не могу сказать насколько может закрепиться неудачная техника.
Но я сам начал с Айпада и стилуса, потому что просто хотелось, а это самый короткий путь. Потом перешёл на эппл пенсил.
Потом — на акрил.
А уже потом нашёл канал Олега Торопыгина)

  Развернуть 1 комментарий

@rastyka, @MikhailKorobko, ну вот недавно нашел в инстаграмме человека, который академические задания делает на айпаде и вполне себе неплохие резульаты https://www.instagram.com/p/CD3R8BKlYmH/

Так что айпад впринципе ок

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, вот тут я поспорю!

Клевые скетчбуки очень стимулируют и особенно классно их листать и смотреть в них свой собственный прогресс, и навык совершенно необязательно должен быть поставлен: скетчбук всегда будет выглядеть классно, если он равномерно заполнен рисунками.

Так что я 100% за скетчбуки (олдскул и аналог, ага). Единственное их узкое место - они менее "моментально" доступны, нежели айпад, и у них ограниченная функциональность.

Но какие же они потрясающие, когда заполненные! Айпад и рядом не стоял :-)

  Развернуть 1 комментарий

@lleni, ну про навык это скорей всего про мои попытки без понимания цвета и тона полезть в масло "на этюды", если это так можно было назвать. Правда и у этого был положительный эффект, понял, что еще много где надо качаться и в этом тоже своя радость, что много чего учить и конца этому нет.

По поводу скетчбуков: у меня рюкзак состоит из:

  • 1 маленького скетчбука размером со смартфон, чтобы помещался в карман и чтобы не открывать смартфон в перерывах, а делать наброски в любое время.
  • 1 скетчбук формата А4, если есть время что-то побольше порисовать
  • айпад, если надо тренировать какую-то технику и не хочешь портить бумагу. Где-то услышал такое мнение, что цифра делает тебя смеелее, а потом ты эту "смелость" переносишь на бумагу или холст.
  Развернуть 1 комментарий

@jurip, мы с мужем как-то поехали "на этюды" в Рим. Он вдруг решил, что хочет учиться рисовать ручкой, а мне когда-то в универе преподавали быстрый городской скетч, и я решила, что на три дня knowledge transfer моих знаний хватит.

Муж держал ручку в условиях скетча впервые в жизни. Мы изрисовали по примерно десятку страниц за три дня, и его скетчбук выглядел вполне-вполне.

На самом деле, когда рисунков много, и они сравнительно однородные - один формат, одна манера, - то они хорошо выглядят, даже если рука немного нетверда :-)

  Развернуть 1 комментарий

@lleni, немного оффтопа, я иногда посматриваю видео, где очень крутые художники делятся своими мыслями и показывают свои скетчбуки.

делюсь ссылкой на плейлист.

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, у меня разные были, мне больше всего зашел формат А5, но решило качество бумаги. Самая лучшая бумага (крафтовая) внезапно оказалась во всратом сувенирном блокнотике размером меньше ладони с жуткими пайетками на шкурке. Правда, я не рисую карандашом, только водостойким фломастером и акварелью. Ластика эта бумага не пережила бы.

Хотя вообще чем меньше блокнот, тем он удобнее, чтобы начать. И мои учителя архитектурного скетча мне советовали: не знаешь, как скомпоновать рисунок - возьми блокнот поменьше или рисуй маленький в центре листа, на формат меньше - его не так страшно рисовать. И акварелист, у которого я недавно брала курс тоже рекомендовал начинать максимум с А4, а лучше с А5 - так проще для начала. Я, конечно же, решила, что я не такая уж начинающая и начала с А3, но в результате листы пришлось делить надвое - такой формат я по неумению не потянула.

  Развернуть 1 комментарий
Юра Плугатарев, Software Developer автор 6 сентября 2020

И еще,если очень грубо по-сути вся академическая система рисования, добивается того, чтобы человеку в голову засунуть программу 3д моделирования и рендерер. И как только программа начинает в голове работать правильно, то тогда ты уже начинаешь ее использовать в своих творческих целях рисуя все что угодно и как угодно.

  Развернуть 1 комментарий

Есть принципиально два разных пути развития навыка "Европейский" и "Азиатский".
Если представить декартову систему координат с координатами знаю-незнаю; умею-не умею. С четвертями:

  • Знаю, что умею;
  • Знаю, что не умею;
  • Не знаю, что умею;
  • Не знаю, что не умею.

То академический рисунок будет соответствовать "Европейскому" стилю, когда двигаешься от Не знаю, что не умею к Знаю, что умею, через теорию.

То "Азиатский", это когда сначала "Не знаю, что умею", то есть повторяешь упражнения, оттачиваешь их по тем же туториалам, а потом оказывается, что вот оно что было то.

Так вот я это к чему, не очень понимаю наезда на "правополушарное" рисовние, потому что это по сути просто методика отключить символьное восприятие и "срисовывать картинку на бумагу". Этого явно не хватит для художественного выражения, но явно хватает для того, чтобы потом научиться вытаскивать из головы именно картинку.

В нейропсихологии есть такое упражнение, оно довольно хорошо описывает обратную суть. Сначала вас просят повторить ряд поз, довольно сложной конфигурации. И у кого-то получается хорошо, у кого-то не очень. Это аналоговое повторение. Но потом говорят, представьте что у вас на плече ведро с водой, и вы им заяеопываете воду. И с этим "цифровым"(символьным) знанием повторяемость поз, практически 100%.

Иначе говоря, когда случайно выбранного человека поосят нарисаовать "горшок", он вычерчивает не изображение, а символическое изображение горшка. И никакого реализма в рисунке не будет, но если попросить представить себе горшок с цветами на окне с закатом на фоне, то, опять же, появятся и схематические тени, и объем, потому что будут стараться нарисовать уже картинку.

Короче, наезда не понимаю. На полноценную методику в противовес академическому рисунку "правополушарное" не тянет, да вроде и не претендует. Это просто ряд упражнений и методик, которые режим работы мозга переключают.

Ну примерно то же самое, как простейшее упражнение рисования сразу двумя руками "зеркально" ускоряет скорость чтения. Даже без специалтных тренеровок. Можете слепое тестирование кому-нибудь устроить.

  Развернуть 1 комментарий

@VBodrov, тут наезд больше не этап срисовывания, а на одну конкретную книжку, которая может научить плохому. Просто суть наезда, чтобы не быть обманутым, что то что там дается и есть настоящее рисование. Хотя с другой стороны, все настолько субъективно, может кому-то не надо так упарываться, как упоролся я.

Я все же считаю, если хочется начать со срисовывания то лучше в этом плане взять Додсона, он тоже отучает от "символов", но на практических упражнениях, а не на эзотерике и трате времени на вырезание каких-от стеклянных рамочек для срисовки с натуры.

По поводу декартовой системы координат со знаю-незнаю, очень круто объяснили, спасибо большое.

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, ну в этом смысле, у меня есть показательный пример моей жены, которая "консерваториев" от рисования не кончала, но работала(в принципе, и работает, но в декрете) в крупном издательском доме арт-директором трех журналов. Все время жалуется, как плохо что нет образования, но при этом довольно много зарабатывает, в том числе иллюстрациями. Короче фор хум хау, и кого считать "настоящим".

Второй пример, приятельница работает рестовратором. Рестоврации после формальных специалистов строгановки приходиться переделывать. Хотя к технике не докопаться, все правильно, но получается уг. :)

Не принимайте мои слова очень серьёзно, я уж точно не художник, но просто иногда хожу с женой за компанию на всякие пленеры, и не разделяю страданий окружающих, просто время провожу.

  Развернуть 1 комментарий
Yury Katkov, миддл формошлёп 7 сентября 2020

Дык а можно с десяток примеров "целей, которые надо понимать" при рисовании горшков?

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, например, если это наброски, то горшок можно порисовать, чтобы:

  • понять конструкцию эллипсов в перспективе
  • понять как работает освещение на округлых поверхностях
  • если горшок глянцевый, чтобы тренировать отражающиеся поверхности
  • можно рисовать горшок c разными источниками света
  • можно порисовать горшок, чтобы поиграться с разными материалами и посмотреть как они работают
  • можно порисовать горшок, чтобы потренировать свою "линию"
  • так же можно попробовать, потренировать лепку формы пятнами.
  • а можно попробовать этот горшок нарисовать в очень сложном ракурсе, чтобы выйти из зоны комфорта
  • можно попробовать "повращать" натуру горшка на листе бумаги
  • можно порисовать его с разным освещением, и понять как разное освещение работает в пространстве

Т.е. нужно перед рисованием ставить конкретную цель, а не рисовать горшок, чтобы нарисовать горшок. Если пытаться сделать все и сразу, без какой-либо цели, мы просто что-то сделаем, а если цель стоит научиться, то подход надо менять.

Когда мы рисуем учебный рисунок горшка, там решается несколько задач:

  • композиция, расположение горшка на листе
  • построение горшка, мы пытаемся понять предмет в пространстве
  • потом мы тренируем наш глазомер, чтобы попадать в пропорции горшка, тк на более простом тренировать легче, чем на сложной натуре как человек, где много единиц и это будет сложно.
  • тональная задача: после того как мы все построили, мы учимся как правильно наложить освещение на нашу конструкцию.

Мы на примере горшка, просто не усложняем себе жизнь, и учимся куче всего.

Конкретный пример, я гуляю по городу, увидел геометричное сооружение: "таак, здесь интересно видно перспективные сокращения, было бы неплохо это наблюдение запомнить". Потом с этой мыслью я делаю короткий набросок, и у меня в голове есть пример, который я "пережил" сам.

  Развернуть 1 комментарий

@jurip, по-моему, вот этот текст и должен быть статьей! Очень доходчиво!

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, скажем так, прозвучит эгоистично, но статью я писал для себя, чтобы наконец-то эту кашу в голове собрать как-то.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб