В очередной раз услышав "Будда накажет за плохую карму", решил встать на путь просвещения и разобрал три ошибочных представления о буддизме, которые сильнее прочих укоренились в массовом европейском сознании.
С примерами и картинками, всё как вы любите.
Заблуждение первое. Карма — это судьба человека, которая изменяется в зависимости от того, сколько добрых и злых дел тот совершил. За плохую карму человек наказывается, за хорошую — поощряется и попадает в нирвану.
Буддизм понимает карму совсем иначе. Карма, в прямом значении, переводится как "дело" или "действие", но никак не "судьба" (а на китайский переводится словом, которое имеет значение "профессия"). Карма в буддизме — это непосредственно акт действия, который ведёт к определенным последствиям. При этом ни действие ни его последствия не являются "плохими" или "хорошими" в привычном понимании — закон кармы в буддизме обезличен. Он в точности равносилен закону притяжения в физике: если толкнуть предмет со стола (карма) — он упадёт (закон кармы).
Это не плохо и не хорошо, просто так происходит. Поэтому буддизм не провозглашает наказания или поощрения свыше от вселенского разума и не признаёт покаяния — нельзя попросить гравитацию на минутку закрыть глаза.
Так в чём же смысл накопления хорошей кармы?
Цель жизни человека в буддизме — вырваться из мира страданий, как цель спринтера — выиграть забег. Накопленная хорошая карма может сделать путь к нирване менее тернистым — как полученная в ходе тренировок хорошая физическая форма повышает шансы пробежать дистанцию быстрее остальных. Но ни то ни другое не гарантирует успех и не является строго необходимым.
Заблуждение второе. Мир буддизма состоит из слоёв, которые складываются в определённую иерархию. Сон во сне во сне (как в "Начале" Кристофера Нолана). Просыпаясь на всё более высоком уровне сна, можно постепенно выбраться из ловушки.
Это заблуждение возникло в западном мире под влиянием идей об эволюции — последние в массовом сознании скрестились с индуистским учением о перерождении. Но в буддизме отсутствует представление об эволюции в знакомом нам виде.
Миры в буддизме — это не лестница, а колесо, сансара — мучительный и бесконечный переход от одной формы страдания к другой. И этот круг продолжается снова и снова, даже если все миры уже посещены — это "День сурка", а не "Начало". Пробуждение не достигается путешествием по уровням сна: почти каждый из них либо ловушка, либо дорога в никуда, либо карточный домик. Принимая правила этой игры, вы проигрываете раз за разом без шанса на успех.
Как пример: в буддийской космологии существует описание "рая", рождение в котором представляет собой своеобразный тупик. В этом мире исполняются любые желания, а жизнь длится миллионы человеческих лет. Но в итоге блаженства и почти бесконечная жизнь становятся настоящей тюрьмой.
Кстати, рождение в мире людей считается одним из немногих спасительных шансов. Человек наделен развитым сознанием, его жизнь наполнена умеренными страданиями, которые постоянно напоминают о себе — идеальные условия для усвоения идей буддизма. При этом человеческая жизнь длинна ровно настолько, чтобы успеть достичь состояния просветления и попасть в нирвану. Многие буддийские школы даже утверждают, что попасть в нирвану можно только из мира людей.
Заблуждение третье. По представлениям буддистов тело смертно, а душа — вечна. Именно она, теряя память, перерождается в разных мирах.
Фактически буддизмом отрицается то, что в индуизме носит название джива (душа) или пудгала (личность). А точнее утверждается, что и то и другое — только иллюзия.
Эту мысль легко объяснить на примере анимации. Каждый из нас понимает, что анимированное движение — просто иллюзия восприятия, возникающая при быстрой смене картинок. С личностью или душой всё то же самое — есть набор некоторых "картинок", совокупность которых формирует в моменте ощущение сознания и собственного я. При этом в зависимости от момента и набора "картинок" это ощущение может быть абсолютно разным — оно непостоянно и не является цельным.
Но если души и сознания нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь?
Ответ достаточно парадоксален: ничто не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Буддийское "перерождение" можно сравнить с вращением калейдоскопа: есть зеркала и стёклышки, которые каждый раз формируют новый узор. Вам кажется, что движение упорядочено, и узоры плавно перетекают друг в друга, но это просто случайность.
Более того, c точки зрения буддизма разница между "вами сейчас" и "вами в прошлой жизни" не больше разницы между "вами сейчас" и "вами несколько лет назад". С кем у вас больше общего: с вашими друзьями сегодня или вами в детстве? Изменились ваши желания, мысли, и сознание, не осталось даже клеток, из которых вы состояли.
Что же останется от вас в следующей жизни?
Учение буддизма понимает переход между мирами ровно в той же интерпретации, в какой физики понимают сохранение энергии. Представьте бесконечный ряд костяшек домино, которые падают настолько давно, что уже никто не помнит, с чего всё началось. Единственное, что передаётся от костяшки к костяшке — импульс, именно он и путешествует по этому миру падающих костяшек, и этот импульс — вы.
Вместо заключения.
Несмотря на то, что Будда не вступал в споры о происхождении Вселенной (по его мнению, стремление к знанию о таких вещах — пустая трата времени, поскольку цель жизни человека — освобождение от страданий), до нас всё же дошли его мысли касательно устройства мира.
Будда отрицал как наличие творца, так и сам акт творения. По его мнению, существование настолько мучительно и хаотично, что невозможно представить себе хоть на каплю разумное существо, намеренно создавшее такой мир.
Моё главное заблуждение про Буддизм - я считал их исключительно миролюбивой религией.
Потом как-то наткнулся на историю буддизма в разных странах(после терактов в Шри Ланке в 2019) и понял, что все далеко не так. Буддисты тоже не брезгуют силовыми методами в борьбе за место под солнцем с другими религиями.
Это все сказки для облегчения экзистенционального кризиса. Смирись, смысла в жизни нет, а ты - просто погрешность эволюции.
Чиль, получай удовольствие и передавай эстафету следующим поколениям.
А где ссылки на пабмед?
Каково отношение буддистов к творчеству Пелевина?
Ух ты. Хочу еще. Есть где-нибудь еще в таком же простом стиле по этой теме?
😱 Комментарий удален его автором...
А как, кстати, господа буддисты чята относятся к приложениям типа Calm, Headspace etc. Канон или стыдная хипстота?
Часто слышу выражение «медитативное занятие» или «медитативная игра», применительно к монотонным занятиям, типа вышивания или тетриса.
Насколько это корректно? По моему пониманию, медитация — это скорее растождествление с действием и отстранённое наблюдение, в то время как увлекательные занятия наоборот поглощают внимание и противоположны медитации. Есть ли тут заблуждение?
😱 Комментарий удален его автором...
Спасибо за статью! А какие есть годные книги где не заумным языком описывается буддизм?
Про карму я не совсем согласен. Насколько я понимаю, цель человека избавиться от кармы, а не сделать её хорошей. Карма это действия, согласен, но никому из нас не дано знать к каким последствиям приведет наше действие, к хорошим или плохим, каким бы нам самим это действие не казалось. Цель буддизма – избавление от кармы через бездействие. Максимальное неделание и, тем самым, возможность разорвать цепь страданий и перерождений, выход за пределы колеса сансары.