Как сделать ютуб-канал
 Публичный пост
10 ноября 2020     1517   

Всем привет, меня зовут Рома и я решил сделать свой ютуб-канал. Не про программирование. Про рок-музыку.

Честно пытался найти подобный пост в клубе, но после нескольких страниц выдачи сдался и решил, что поделюсь своим опытом. В посте будет всё то, что мне хотелось в августе найти в одном месте. Там не усё идеально и более того, если у вас есть опыт в подобных вещах, мне бы очень хотелось почитать коменты о том, как было бы правильно/более лучше/быстрее. На данный момент я сделал четыре видео, а сам канал можно найти вот тут.

Предыстория

Когда батя в детстве ставил мне концерты рок-групп 70х (как правило под пиво), то это превращалось в какую-то лекцию, потому что вместо того, чтобы дать мне послушать саму музыку, он рассказывал кто из этих музыкантов «академик», кто с кем в группе не разговаривает и кто через год после этого концерта умер от передоза. Как ни странно, мне нравилось. И когда я в следующий раз я приходил к другу с флешкой, чтобы с сети «Электронного Города» (когда-то популярный провайдер в Нск) скачать очередную дискографию, я ещё качал статью про эту группу с Википедии.

С тех пор кроме скорости интернета ничего не изменилось и каждый раз в баре с друзьями я делюсь какой-нибудь историей в духе «вы обращали внимание, что на обложке первого альбома Nirvana 4 человека, а не 3?».

И вот в какой-то момент один из друзей мне сказал: «Почему бы тебе не сделать свой канал, как у Лонгплея?».

Я подумал и решился сделать свой ютуб-канал про истории из жизни рок-музыкантов.

Про что будет в этом посте

  • как выбрать формат
  • как писать сценарий
  • как снимать видео
  • как настраивать свет
  • что делать со звуком
  • как говорить на камеру
  • как монтировать
  • что там с правами
  • что с логотипом и интро
  • всё готово — что ещё нужно для канала
  • что нужно было знать ещё в самом начале

Как выбрать формат видео

Я не считаю, что нужно придумывать какой-то уникальный формат и тем более не считаю, что нужно невероятно вкладываться в продакшн, но для начала нужно было понять, какой уровень я сам считаю достаточно хорошим. Поэтому я начал гуглить истории рок-групп и смотреть кто как делает.

Чаще всего мне попадались слайд-шоу с закадровым голосом, который просто озвучивал текст из википедии (кроме шуток). С очень плохим звуком. Иногда тексты компилируются из разных статей и в итоге видео длится по полчаса–часу, что на мой взгляд, очень долго. Слайд-шоу мне показались бездушными, поэтому я решил так не делать.

Если каналы, которые тоже читают поверх видеоряда, но только это не слайд-шоу, а видео с выступлений и интервью. Забавно, что те, которые мне попадались, будто пытались копировать «7 поколений рок-н-ролла», но только если переводчиками Первого Канала можно простить журналистские штампы (потому что сам BBC'шный контент ок), то почему 20–30-летние ребята, читающие текст поверх, так говорят, мне непонятно. Исключением из всех каналов был только «СКИЛЛЗ». Такого упоротого монтажа и количества эмоций я не встречал ни у кого. Зачёт. Но я так много монтировать не хочу и не умею, поэтому решил не ввязываться.

Следующим можно выделить очень редкую категорию рисованных видео. Они всегда оригинальные и короткие (до 15 минут). Один из примеров таких каналов — Short History. Но рисовать я не умею, поэтому тоже мимо.

Последний формат, который я для себя выделил, это видео с ведущим. Тут каналов меньше (да камон, их в принципе не сильно много), но они строго деляться на «серьезную журналистику» вроде ROCK NEWS, смешнявки в стиле Bad Comidian (например deeLm) и истории со сценарием, которые, кажется, ограничиваются одним «Лонгплей». Последнее мне особенно нравится, потому что я и человека вижу, и говорит он на понятном языке, и истории мне нравятся больше, чем приколясы и реакции. Поэтому я выбрал последний вариант.

Как писать сценарий

Я не знаю. Честно. Сценарий к первому видео я переписывал примерно 4 раза и всё равно в финальной версии у меня были нестыковки. Во многом мне помогли советы, которые мне давали в Техномаркетинге 2ГИС, когда я готовился к конференциям. С учётом новой специфики я пришел к следующим мыслям:

  1. Пишите текст. Если вы думаете, что сможете рассказать «по опорным точкам», только если вы не опытный оратор и история не очень сложная. Если там будет больше N имён и столько же дат, то скорее всего вы что-то в процессе забудете.
  2. Найдите центрального линию своего рассказа. Нельзя допускать пересказ истории из википедии (говорю я себе каждый раз). История должна крутиться вокруг какого-то события или иметь какой-то конфликт, который должен быть решён/закольцован. Для меня это часто (аж целых два раза) было то, что музыканты ушли из музыки и недавно опять в неё вернулись.
  3. Пишите вступление после того, как текст готов. Это помогает в первую очередь вам лучше понять, о чём будет видео. Но не забудьте после осознания пройтись ещё раз по тексту и ответить на вопросы, которые решили задать в начале. Я в первом видео забыл.
  4. Убирайте все лишние детали даже если они очень интересные. Готовясь к первому видео про появление группы Pearl Jam, я нашёл, что очень много кто с кем связан и мне хотелось этим поделиться. Но поставьте себя на место слушателя — иногда лучше сказать просто «нашли ударника», чем «позвонили старому другу Джеку Айронсу в Калифорнию, который на тот момент играл в Eleven и выпивал с RHCP».
  5. Вычитавайте текст вслух. Его будут слушать (не читать!) люди, такие же как вы. А значит все сложноподчинённые/сложносочинённые предложения надо убрать. Если вы читаете свой текст вслух и на чём-то спотыкаетесь, то это «что-то» тоже нужно убрать. Текст должен читаться легко.
  6. Проверяйте факты. Бывает, что на каком-то сайте написан прикольный факт, но сайт неофициальный. В таких случаях лучше не рисковать и поискать подтверждения. Но даже в этом случае можно оставить по фану и сказать, что вот такой факт нашли, но верить ему особо нельзя.
  7. Вставляйте в свой текст картинки и видео. Сформировать последовательность картинок/видео уже на этапе написания текста поможет вам при монтаже. Я пишу сценарии в Notion, где можно вставлять и картинки и видео.

Как снимать видео

Первое, что нужно было сделать — найти локацию в квартире. Как это делать я не знал, поэтому просто погуглил каналы про создание видео на ютуб. Больше всего мне в этом помог канал «Мовави».

Чтобы разобраться с тем, как будет выглядеть моё видео, я стал садиться в разных местах и делать тестовые дубли. Ничего не говорил, только кривлялся и смотрел как в итоге выгляжу на видео.

Вот какие правила я выписал после просмотров видео «Мовави» и самостоятельных экспериментов:

  • В кадре должно быть пространство. Сидеть возле стены странно и неуютно (и для ведущего и для смотрящего). Можно найти какой-нибудь угол и сесть сбоку от него. Как вариант.
  • Кадр не должен быть пустым. Если сбоку будет какой-нибудь шкаф с книгами, то вообще круто.
  • Кадр должен быть без «обрезанных вещей». За вами висит красивая картина, но от неё видно только угол — такое может бесить людей. Надо либо вместить её полностью в кадр, либо убрать полностью.
  • Соблюдайте правила третей. Глаза точно дожны быть на верхней горизонтальной линии, а вот где быть телу по горизонтали скорее зависит от того, будут ли какие-то вставки сбоку.
  • Микрофон не должен отвлекать внимание зрителей. В первом видео я почему-то поставил его сбоку и мне прилетела пачка комментариев про то, что это отвлекало.
  • Надевайте контрастные по отношению к фону вещи. Либо вас людям придется напрягаться, чтобы отличить вас от стены.

Пример «не очень»:


Картина слева обрезана. Мак не влез в кадр. За мной какие-то железяки. Лапа обрезана — спорно, но может напрягать зрителей.
Пример «норм»:

Микрофон почти не видно. Вещи справа создают полноту кадра. Размытие фона делает акцент на лице.

На выбрать камеру

Сперва я думал, что справлюсь своим новеньким айфоном, зря что ли они каждый год говорят, что это самая лучшая мобильная камера. Но потом оказалось, что мне нравится эффект размытия на фоне (а ещё это способ скрыть обрезанные кадром картины) и с оптикой айфона такое сделать не получится.
Поэтому я кинул клич среди друзей и нашёл Nikon 5100. Вообще, почти любая камера, которая умеет писать видео, будет справляться с задачей лучше, чем айфон, если вам нужно размытие.
Но вообще, начать можно и с айфона, просто я решил пойти по сложному пути.
А если вам очень хочется купить камеру, то можете посмотреть видео Птушкина.

Если вы как и я не умеете пользоваться камерами, то вам придётся научиться работать с фокусом, диафрагмой и ISO. Я до сих пор не научился, поэтому местами косячу. Если с балансом белого можно будет справиться программно, то с фокусом и зернистостью вы ничего не сделаете (и это может быть причиной снимать на айфон или купить камеру с автофокусом).

Как настраивать свет

Краткая теория по свету описывается следующей картинкой:


Честно скажу, я до сих пор не понимаю, как работает контровой и рисующий свет и для своих видео мне хватило основного света (для освещения лица) и три лампы для фона. Но до этого я дошел не сразу.

Если вы не снимаете днём напротив окна (желательно в пасмурную погоду или не на солнечной стороне), то вам придётся купить себе специальный свет. Темнеет в наших широтах рано, так что я решил, что сделаю свет сам с помощью лампы из Икеи. А софтбоксы (это такие хрени, которые поверх ламп ставятся, что бы тени за вами были не сильно резкими) сделаю из пластиковых пакетов.
Выглядело это сперва так:


Сразу скажу, что света от лампы как правило недостаточно для того, чтобы освещать лицо. Верхний свет лучше не использовать, потому что с тенями от него справиться сложно, а ещё он сильно меняет тон всего света в кадре.

Какой свет покупать?
Я искал самый дешёвый вариант, потому опять спросил у друзей и нашёл Profoto C1 Plus, а для того, чтобы эту штуку можно было как-то направить на лицо, я использовал торшер от Икеи, на который прикрепил GorillaPod. На фоне стоит дешманский строительный светильник, ещё один Profoto C1 и обычная лампа.

Про свет у «Мовави» тоже есть видео, но мне оно, видимо, не помогло, если посмотреть на моё первое видео:


А вот то видео:

Вот что я после этого вынес:

  • Свет должет быть напротив лица, чтобы не создавать тень от носа.
  • Свет должен быть немного свеху, чтобы сместить тень от микрофона с шеи на футболку.
  • Фоновый свет должен быть и слева и справа от меня. Так и контраст с фоном лучше и тень от основного света размывается.
  • Заполняющий/основной свет (который светит на лицо) нужно ставить ближе (но следить за тем, чтобы не было всё засвечено).
  • Садиться от фона нужно подальше, тогда и тень будет меньше (но софтбоксы точно стоит рассмотреть, если есть деньги).

Что делать со звуком

Даже если у вас будет тень от головы, обрезанная картина и небольшой расфокус, вам всё простят, если интересная история и хороший звук. Если звук будет говно (с большим эхом, лишними звуками, шипением и тд), то даже идеальная картнинка вас не спасёт.
Поэтому сперва найдите микрофон. Можно начать с петлички от наушников, если совсем нет денег и это всё равно будет лучше, чем встроенный в камеру микрофон. Но лучше купить петличку.
Как и в предыдущих пунктах, я искал дешевый вариант и (нет, не спросил у друзей) взял микрофон, который остался со времен, когда я пел. У меня Октава МК-319, он конденсаторный. Это и хорошо и плохо. Если я начинаю чвякать или слюнявить, то это ОЧЕНЬ хорошо слышно. Но если потренироваться и попросить в комнате всех замереть, то звук очень кайфовый.
Пишу я параллельно со съёмкой и потом соединяю звук с картинкой (Final Cut Pro X делает это одной кнопкой), но можно вроде и в камеру писать, но не с кондесаторным микрофоном (либо надо будет как-то усиливать его предварительно 🤷‍♂️).

Если вы пишетесь, как и я, в комнате с эхом, то нужно будет комнату подготовить. Я кладу повсюду одеяла и подушки, перед собой ставлю стену из одеял и закрываю окна (стекла тоже резонируют).

За уровнем громкости нужно следить, потому что переписывать звук во время монтажа будет проблемой и вы вряд ли будете это делать. Лучше сделать тестовый дубль с камерой и звуком, скрестить всё и послушать, можно ли будет с этим работать или нет. Ставьте микрофон ближе и говорите достаточно громко. На первом видео я с этим пролетел и потом долго вытягивал компрессором и прочими штуками.

Как говорить на камеру

Не знал как иначе назвать этот пункт, но он очень важный.

  1. Говорите громко и внятно. Так вам легче будет сводить потом звук, да и никто не будет слушать тихие монологи на камеру.
  2. Расслабьтесь и ведите себя естественно. Если не уверены в чём-то или уже устали, то отложите съёмку. Я так переживал на первом видео, что все мои эмоции кончались на этапе подготовки и зубрёжки текста.
  3. Учите текст заранее или купите телесуфлёр. Рассказывать по опорным точкам, если у вас есть готовый текст, на мой взгляд, странно. Если там много деталей, то вы обязательно в них запутаетесь и запереживаете — всё это будет видно на видео. Я пробовал рассказывать суть и в итоге добавлял слишком много воды. Потом я пробовал читать абзац и пересказывать его на камеру — так я потратил почти два часа на 8-минутное видео. Выучить было бы быстрее.

Всего 9 тыщ рублёв и я больше не трачу по два часа на начитку текста, а записываю всё с одного-двух дублей. Я использую The Padcaster Parrot Teleprompter Kit. Он идёт с пультом, что оказалось очень необходимым.


4. Не бойтесь менять текст в процессе. Если вы в поняли, что фраза звучит сильно заумно, то переформулируйте. А ещё можно пошутить, что это сильно заумно и сказать другими словами. Такие вещи делают видео человечнее.
5. Расскажите историю за пивом и запишите себя на диктофон. Вы и не заметите, насколько по-разному вы рассказываете что-то интересное для вас человеку и камере. Переслушайте ту запись и поймайте тот же вайб. Это очень сложная штука, но она делает видео живыми.

Как монтировать

  1. Не монтируйте в iMovie или в ущербных аналогах. Способности таких «легких» релакторов настолько ограничены, что вы больше потратите времени на то, чтобы потом это всё перенести во что-то серьезное, чем на то, чтобы разобраться с тем же Final Cut Pro X. Но зато с таким инструментом вы сможете и звук нормально отредактирвовать, и переходы вставить, и скорость поменять и многое-многое другое.

Какой софт выбрать — решать вам. Меня коробит от интерфейса Adobe, поэтому я пешил выбрать Final Cut Pro X от Apple. А ещё у FCPX триал в 90 дней (а не в 7 как у Adobe), поэтому я не потратил на софт ни рубля.

  1. Потратьте время на коротенький курс по работе с софтом. Я додумался до этого только на четвёртом видео, но зато после этого смог видео в 15 минут смонтировать за 4 часа (до этого 4 часа уходило на видео в 7 минут). Я прошел курс на Udemy (просто потому что был бесплатный доступ), но таких видео дофига на ютубе.

  2. Редактируйте картинку и звук «пачками». Вроде мелочь и наверняка кто-то и так это знает, но в первых видео я почему-то накидывал фейды на звук и какие-то эффекты на картинку на каждый кат (так же это называется?) по-отдельности. А лучше можно выделить все медиа сразу и кинуть компрессор или фейд сразу на всё.

  3. Кидайте fade in/fade out на стыкующиеся медиа. Если у вас стык из разных дублей или вы чередуете вашу речь с другими видео, то на стыках могуть быть щелчки, их можно убрать такими переходами.

И да, включите audio meters!

Константы для звука:
Для основного звука (в моём случае мой голос и музыкальные вставки) звук должен быть между -12Дб и -6Дб. Если где-то тише/гроче, то гуглите как в вашем софте кинуть на это gain/compressor/limiter.
Для фоновой музыки уровень громкости должен быть примерно -30Дб.

Что там с правами

Музыка и чужие видео
Так как мои истории почти не имеют смысла без музыкальных вставок, то пришлось почитать правила YouTube. Если коротко, то страйк мне могут кинуть в любом случае, но теоретически, я смогу отбиться.
Но чтобы себя отбить как минимум от Content ID (AI, который проверяет на наличие чужих видосов и музыки) я делаю вставки короче 7 секунд. Саша из Лонгплея в интервью как-то говорил, что лучше даже меньше 5 секунд, но мне не хватает.
Основная мысль состоит в том, что я использую аудио и видео не для того, чтобы их бесплатно всем показать, а чтобы подкрепить свою историю фактами. В этом случае моё видео является самостоятельным произведением и я ни в чём не виноват. Вроде 🤷‍♂️. Если тут есть спецы про права в Ютубе, буду рад прочитать комментарии.

Что с логотипом и интро

Логотип
Рисовать я не умею, а друзей просить было стрёмно (уже и так камеру и свет дали), поэтому логотип и интро я решил купить.

Почти везде логотипы стоят от $30 и я вообще говоря не планировал столько тратить. Тогда я решил сделать его сам — взять бесплатный шрифт и бесплатную иконку, соединить в Adobe Illustrator и всё. Но потом я прочитал лицензионные соглашения к иконкам и шрифтам, которые мне понравились. Я перебрал сайтов 10 и как думаете, нашёл иконки, которые можно использовать в логотипах? Разумеется, нет.

Тогда мне на глаза попался конструктор логотипов Wix. Из всех вариантов там было дешевле всего и можно было собрать логотип прямо на сайте. Но цена меня всё равно не устроила и тогда я включил российский VPN и цена меня устроила. Лого мне обошлось в 1800 рублей.


Интро
Держа в голове, что видео я пытаюсь делать минимальными усилиями и как можно дешевле, то ни вариант нарисовать заставку самому ни заказать у дизайнера на Fiverr мне не подходили. На первый я бы потратил месяц, а на второй тысяч 50 рублей и тот же месяц на обсуждения деталей.

Поэтому я пошел на Envato Market (https://videohive.net/category/after-effects-project-files/openers) и нашёл там подходящий вариант. Так повелось, что в мире создания 2D/3D интро чаще всего пользуются Adobe After Effects, поэтому чтобы просто вставить свои картинки в анимацию, мне пришлось устанавливать AE и разбираться с его интерфейсом.

На поменять картинки, задать движения элементов и движения камеру под мою музыку мне понадобилось три вечера. Особую благодарность выражаю плейлисту Learn Adobe After Effects (

) и видео After Effects 3D Camera Techniques (
).

Всё готово — что ещё нужно для канала

Вы закончали монтаж видео и вот он гигабайт информации прямо на рабочем столе. Теперь нужно создать сам канал! Именно для этого вам понадобится логотип, а ещё огромная картинка, чтобы заполнить <s>дыру в сердце</s> между поисковой строкой и вашими видео.
Вам нужно будет вставить все эти картинки в нужные места (Ютуб подскажет), написать текст в «о канале», придумать название для канала, название для видео, описание и тэги!

Оказалось, что придумать название, описание и тэги задача нетривиальная и реально занимает время. Но при этом тэги должны «играть» вместе с описанием и названием видео. Если вы тоже про всё это не знали, то вот вам видос с канала «Хочу Миллион Просмотров» (создатель This is Хорошо), где он про это рассказывает.

Но даже это не всё. Вам нужен thumbnail (хз как по-русски), чтобы видос красиво выглядил в шаринге и в поисковой выдаче. И тут я чуть не сдох, пока пытался придумать, как это делается. Пришлось вернуться к ненавистному мной фотошопу, предварительно просмотрев популярные обложки разных ютуберов. Секретов у меня здесь нет и я бы с удовольствием узнал как другие люди решают такие проблемы. Как видно по моему каналу, сам свой стиль я ещё не нашёл.

Что нужно было знать ещё в самом начале

Я надеюсь, что этот пункт вы прочтёте раньше, чем выложите своё первое видео и расскажете всем своим друзьям (а не как я).
Оказалось, что делать по видео в неделю, это очень сложно. Просто нереально сложно. И ладно бы если мне нужно было их просто по 4 часа монтировать, но самое сложное — это сделать сценарий. На последнее видео про историю Gorky Park у меня ушло примерно 11 часов. С учётом всего остального (монтажа, подготовки плейлистов, создания thumbnail, съёмки и прочего) у меня ушло 22 часа (да, я специально трекал). И вот я в воскресенье днём выкладываю это видео, ложусь на пол и думаю: «Да ну нахер! Мне ровно через неделю нужно выпускать следующее?!»

Мой совет здесь будет таким:
Попробуйте сперва написать сценарии для трёх-четырёх видео. Снимите их за раз (в один присест нехило сэкономите время). Смонтируйте всё пачкой (можно на одном таймлайне и звук будет везде одинаковый). А потом выложите все с запланированной отправкой на раз в неделю. И вот у вас уже есть запас в месяц на то, чтобы снимать дальше. Я так не сделал, а жаль.

И вот ещё одна штука — не расстраивайтесь раньше времени. Что не получилось сразу — получится чуть позже. Подписчиков тоже не будет и скорее всего долго (если только про вас какой-то крутой блогер не раскажет), но это нормально. Говорят, что на нормальную раскрутку может уйти год. Меня это, конечно, гнетёт, но вдруг отсюда пару человек подпишутся и уже это будет супер-приятно.

На этом всё, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите про какие группы хотели бы послушать. Всем всего хорошего! Пока!

И ещё раз ссылка на канал.

Связанные посты
53 комментария 👇
Евгений Черкасов, Решаю вопросики на стороне фронта 10 ноября 2020

Топ контент, не зря вастрику долор плачу 🤟

  Развернуть 1 комментарий

Отличная статья, Рома. Буду использовать как гайд при запуске своего проекта.

  Развернуть 1 комментарий

✨Топ-статья, спасибо за инфу про Padcaster Parrot!

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо!

Ещё есть российский аналог — https://pixaero.pro/.
Но мне из России педаль везут уже 150 дней, поэтому я побоялся таможни и заказал Parrot с Амазона.

  Развернуть 1 комментарий

@rayproud, класс )
Когда вижу российский аналог , всегда проверяю наличие продукта на ali. В 3 раза дешевле https://aliexpress.ru/item/4000341727640.html

  Развернуть 1 комментарий

Хаха. Ну, кстати, может он даже не ходе по качеству.

  Развернуть 1 комментарий

Блин только задумался о таком и такая годнота -- 2автор мега респект за статью и детали. Реально круто. Спасибо

  Развернуть 1 комментарий

🙌

  Развернуть 1 комментарий

По поводу списка тэгов - есть такая штука http://rapidtags.io/ . Услышал на стриме про нее, сам не тестил.
UPD: Оказывается, всё, чо надо - ввести название ролика. Каеф.

Вот пример для ролика на русском
Вот пример для ролика на русском

  Развернуть 1 комментарий

Офигеть! Вот это спасибо за подгон!

  Развернуть 1 комментарий

@sbkubric, хм, с моими названиями не сработало

  Развернуть 1 комментарий

Есть подозрение, что у меня такие хорошие теги из-за того, что это название опубликованного ролика

  Развернуть 1 комментарий
Maxim Kuznetsov, Junior Backend Developer 10 ноября 2020

Шик, столько полезной информации в одной статье, прямо мотивирует взять и попробовать :D
А видео получаются действительно хорошие, очень приятно и интересно тебя слушать. Подписался

  Развернуть 1 комментарий

Штош. Я тоже вчера только опубликовал четвёртое видео. Тоже в страшном ахуе от того, насколько сложно делать видео и найти свой... мм... стиль что ли.

Жду теперь, когда циферки станут достаточными, чтоб хотя бы урл сделать нормальный, а не https://www.youtube.com/channel/UCPhc28nMjcNdOI1I1Yo-UBg :D

  Развернуть 1 комментарий

@gwer, ААААА!!! КОЖАА!!! делай еще ))) мне прям самому нравится - есть небольшой опыт в этом деле. Будет желание - пиши в личку ))

  Развернуть 1 комментарий

А еще у тебя на лице света надо на 1 стоп добавить.

Твое
Твое

+1
+1

  Развернуть 1 комментарий

А что такое «стоп»?

  Развернуть 1 комментарий

@rayproud, Ступень экспозиции

  Развернуть 1 комментарий

Посмотрел историю про парк горького, слушать интересно и отличные видеовставки, круто!

  Развернуть 1 комментарий
Anna Naumova, погромист 11 ноября 2020

Ничего себе сколько полезной инфы, спасибо!

Я не претендую на экспертность если что, но мнение своё имею)

Здесь уже несколько раз про это писали, и я тоже подпишусь - не нужно на первых этапах заморачиваться с техникой, микрофонами, светом, супер-пупер монтажом и прочим, иначе первого блина может никогда не выйти)

У нас с мужем есть небольшой канал на ютубе. Там есть видео с 419К просмотров, у которого так себе звук, так себе картинка, говорим мы запинаясь, но, видимо, всё-таки контент чем-то интересен. Рекламы не делали, может и зря, но пока как-то не добрались.

И вот где-то год неспешного ведения канала, и у нас всё ещё та же петличка (её пора поменять) за $50 и та же средненькая камера со стандартным объективом за $150. И я думаю что с обычным солнечным светом можно сделать очень многое.

Ну и раз уж все оставляют ссылки, я тоже оставлю тут.

  Развернуть 1 комментарий

Согласен, что контент это самое важное. Поэтому я ничего не покупал, кроме логотипа и интро (уж сильно хотелось), а почти все занял у друзей, либо было.

А расскажите что вы делали, чтобы так раскачать видео по просмотрам?

  Развернуть 1 комментарий

Ой, а у вас и на канале много людей. Круто как!

  Развернуть 1 комментарий

Ничего, оно само) Я, к сожалению, до сих пор не разгадала эти алгоритмы рекомендаций. После того, как мы его выложили, у него было может 1к просмотров и всё. А потом КАК ПОПЕРЛО, и сейчас стабильно набирает просмотры, в основном идут из рекомендуемого, Ютуб его сам пропихивает)

  Развернуть 1 комментарий
Андрей Кобышев, Python-разработчик || Тимлид || Музыкант || Мечтатель 11 ноября 2020

По поводу звука в видео, на первой минуте все разъясняется:

Кто не осилил, вкратце: звук - это главное в видео. Снимать можно на камеру от айфона, но звук должен быть збс. Вот тогда будешь победителем.

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо, интересно. Про свет и звук особенно. Жаль одного телефона не хватило, чтобы вести канал.

Еще от себя порекомендую обращать внимание на то, что ютуб режет заголовки. Иногда оч существенно, особенно когда выдает видео в список рекомендуемых, в боковой панели. Если на компе еще можно навести мышкой и увидеть полный заг, то на телефоне, планшете, телевизоре такое не прокатит. И остается гадать, как называется группа в видео «История самой успешной русской группы - Парк...».

Благо надписи на превьюшке могут дополнять заг. Например на превью написать название группы и/или имя человека, а в заге уже начать с главной особенности группы, ну и ее название добавить, чтобы алгоритм поиска его находил.

Но это все опционально. Сам люблю полистать ютуб, поискать что-то и часто вижу, что у новичков из-за загов и превью не оч понятно, о чем, о ком видео. Или заг и текст на превьюшке повторяются. А ведь это халявный способ вместить в заг больше смысла.

Посмотрел про Парк Горького, круто. И сценарий интересный, вставки, голос хорошо поставлен, респект. Всегда сами песни интересовали больше, чем истории групп, но тут прям заслушался. Удачи в дальнейшем!

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо большое!
Про заголовки до сих пор не могу до конца решиться, как оно должно работать. Меня невероятно раздражают кликбейтные заголовки, но судя по тому, как их пишет «Лонгплей», они работают. Поэтому стараюсь где-то между. Вроде как и имя упомянуть, но вроде добавить чего-то. И да, обложки это второй заголовок 🤘

  Развернуть 1 комментарий
Ilya Dutlov, Зародыш программиста 10 ноября 2020

Очень крутой пост! Сам недавно прошёл через это, делая канал про районы Москвы и в будущем тоже с документалками о музыке :)

  Развернуть 1 комментарий

Если вдруг к моменту когда заведёте канал про музыку у меня будет много подписчиков, то кидайте видео и я их порекомендую!

  Развернуть 1 комментарий
Сергей Алеев, Адвокат и СОО 11 ноября 2020

Хороший текст! Сам проходил все эти этапы.

Контровой свет нужен что бы нормально отделить твой силуэт от фона. А рисующий что бы лицо не было плоским.(тут ещё нужно заметить это зависит от объектива, чем шире тем ты круглей :))

Сейчас у тебя картинка выглядит плоско. Но не только из-за света, а и потому что тон кожи одинаковый с стеной сзади.

Поставь davinci resolve. И посмотри пару любых туториалов по настройке skin tone. Вообще там очень хорошая работа с масками и дальше если у тебя будет тот же самый фон ты сможешь настраивать цвет картинки в пару кликов, включая работу с кожей просто используя тот же проект и заменяя футажи.

Мой пайплайн работы с видео после съёмки выглядит так: монтаж- добавление звуков и видео вставок- обработка звука в Adobe audition- покраска в davinci - плашки вставки и доработка вставок в АЕ - создание превью в ФШ.

Не спеша ведём с женой свой канал для школы :)
https://youtube.com/englishhubua
На идею выпуска видео каждую неделю все же забили почти сразу из за отсутствия времени, но в целом есть небольшой органический рост.

  Развернуть 1 комментарий

К теме жирного и блестящего носа, щек и небольших проблем с кожей - пользуйся пудрой как ведущие на телике. Картинка будет более чОткая и кожа ровнее.

  Развернуть 1 комментарий
Oleg Zakharchenko, Работаю в кафе 26 декабря 2020

Отличная статья. Возьму на заметку. Спасибо

Скажи пожалуйста, а почему решил делать монтаж в FC, а не в том же Movavi. Я стал смотреть их уроки, и мне показалось, что редактор намого инетерснее выдает эффектов.

Посмотрю, что такое есть Filmora из коммента @Spirtel

  Развернуть 1 комментарий

@zed, мне в принципе нравится софт Apple (по большей части) и не хотелось привыкать к какому-то другому интерфейсы. Про Movavi знаю, что там какое-то время назад нельзя было монтировать без водяных знаков, если не заплатил. А FCPX давал 90 дней бесплатного триала со всем функционалом. Плюс, есть довольно простой Apple Motion, в котором можно делать тайтлы и генераторы для FCPX.

  Развернуть 1 комментарий

@zed, напиши потом свое мнение. У Фильморы получается баланс между сложностью работы в ней и функционалом. Есть платные и бесплтаные заставки и прочие эффекты))

  Развернуть 1 комментарий

Спасибо за статью

  Развернуть 1 комментарий
Ilya Dutlov, Зародыш программиста 11 ноября 2020

К теме обработки звука я порекомендую поставить vst Ozone 9. Его можно включать в виде вст внутри монтажной программы и стендэлоуна. Там есть волшебная кнопка, которая анализирует звук речи, добавляет компрессию, мягкий лимитер и т.д.

  Развернуть 1 комментарий

Я думал что-то такое сделать, но показалось, что встроенных компрессора и лимитера в FCPX хватает.
Или со стороны слышны косяки?

  Развернуть 1 комментарий

Всё это очень полезные, интересные и грамотные советы, но...

Решает контент и реклама, раскрутка канала. Мои стримы в формате подкастов люди смотрят, хотя у меня нет света, и тоналку на нос не накладываю (чтобы скрыть сосудистую сеточку). Было ли бы у меня больше просмотров, если бы техника была качественнее? Я лично сильно сомневаюсь. Много ли людей дропнуло просмотр из-за низкого качества записи? Не думаю. Что мне помогло получить пару тыщ просмотров на каждом ролике? Существующая аудитория, которая меня знает.

Я не эксперт, но мне кажется что надеяться на органику не стоит, или же это игра в супер-длинную. Нужно как-то впаривать людям свои видосы, и в этом есть основной секрет.

В клубе есть очень крутой ютубер (80к подписчиков)— @DmitriyRozhkov вот я бы у него спросил по поводу того как делать канал.

Из технических советов, не указанных в материале я бы отметил таймкоды. Особенно если видос длинный. Люди нынче балованые и никто не будет смотреть полчаса чтобы узнать маленькую вещь которая интересна лично ему.

  Развернуть 1 комментарий

Справедливо.
А можете рассказать как делать рекламу? Да ещё и так, чтобы она конвертировалась в подписчики?

  Развернуть 1 комментарий

@rayproud, я вообще телеграм-блогер, поэтому за ютуб не скажу, у меня это не основная деятельность.

Но мне кажется что решает контент маркетинг на больших площадках, у меня это работало лучше всего.

Пишешь большую (или не очень статью) на популярный ресурс (в РФ это хабр, vc, в Украине dou.ua) и органично (или не очень) встраиваешь ссылки на свой блог/влог/канал в эту статью. Вот пример такой статьи которую я делал для хабра. Там нет ссылки на канал, тогда нельзя было их вставлять, но я попросил людей запостить ее в комментах и оттуда пришло пару сотен человек.

Как только я перестаю заниматься продвижением, рост останавливается или идет очень вяло.

Именно реклама (проплаченные посты) за деньги у меня ни разу не сработала. Намного эффективнее было размещать хорошие цепляющие лонгриды на популярных площадках.

Вероятно для ютуба справедливо то же самое, может быть с оговорками по площадкам или по коллбам с другими ютуберами... Не знаю. Вот @DmitriyRozhkov точно должен знать :)

  Развернуть 1 комментарий

В некотором смысле, я то же самое сделал в этой статье 😅
Ладно, ждём Дмитрия. Надеюсь, поделится секретами.

  Развернуть 1 комментарий

@rayproud, все правильно сделал, но еще лучше собрать это всё в видос с кликбейтным заголовком и надеяться что он появится в выдаче :)

  Развернуть 1 комментарий

@rozhok, I've been summoned. Ютуб отличается от телеграма тем системой рекомендаций. Т.е. сама площадка продвигает видео если они интересные. У этого две стороны. Видео может выстрелить и набрать миллион. Однако это не значит, что все последующие твои видео ютуб будет выдавать на этот миллион. Ютуб работает с каждым видео по новой. Сперва показывает его части твоих подписчиков и смотрит отклик. Если подписчики хорошо реагируют - пробует показывать тем, кто не подписан.

Я очень долго не использовал никакую рекламу, все что есть — органика. Недавно попробовал продвинуть 2 видео через adsens, т.е. заплатил ютубу. Эти два видео незаслуженно собрали мало просмотров и в студии видно, что ютуб их просто мало кому показывал. Эффективность такая себе, но видео подопнуть видео удалось.

Так вот, на начальном этапе важно перемешивать видео на широкую аудиторию с нишевыми видео. Хайпы будут выдвигать твой канал на аудиторию. Но если люди зайдут на канал, а там только хайпы - то и аудиторию ты соберешь соответствующую.

Хайповое видео — понятно всем и интересно широкой аудитории. Например "Как не чихнуть, когда очень хочется. 100% рабочий способ". Тебе надо найти такие темы в своем контенте. Возможно даже про. одну и ту же группу несколько видео делать, одно рабирая всю историю группы и парочка по таким особенным моментам: "Как Ударник рок группы напился и насрал в бас бочку". Причем имя рокера не надо упоминать, потому что широкой аудитории это ни о чем не скажет. Можно даже "Ударник" заменить на "Рокер".

Вот у тебя: Все вокалисты гранжа умерли. Что такое гранж? ПРОКЛЯТЫЙ ЖАНР РОКА, ОНИ ВСЕ УМЕРЛИ. Уже понятнее.

Ну и по началу постить на такие ресурсы как этот, как В. Рожков написал. Кто-то посмотрит, потом ютуб покажет твои видео таким же как те, кто посмотрел. Поэтому важно найти именно целевую аудиторию.

Главное — продолжай снимать. Если потом поймешь, что историю какой-то группы херово раскрыл — просто переснимешь это видео, а то удалишь.

  Развернуть 1 комментарий

@DmitriyRozhkov, подписался ))) интересно будет посмотреть что да как.

А можно меня тоже так же пожалуйста )))) надеюсь, будут новые вопросы ))

  Развернуть 1 комментарий

Огого! Вот это разбор! Спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@DmitriyRozhkov, попробовал более кликбейтный заголовок — посмотрим, как пойдёт:

  Развернуть 1 комментарий

@rayproud, Наблюдаем :) ещё важно не перегибать, а то подписчики могут начать обижаться от названий, но границу со временем найдёшь

  Развернуть 1 комментарий

Автору спасибо! Очень круто собрал информацию всю и в одном месте.
Раз тут постят ссылки на каналы, вот моя - https://www.youtube.com/channel/UCWLeyyBVjKAw0OvMwwM_crw?view_as=subscriber

Из того, что добавить:

  1. определиться с целью канала - чисто для себя и друзей, денег зарабатывать, просвещать, обучать и т.д. - часто с этим очевидным вопросом есть вопросы.
  2. как следствие - кто твоя целевая аудитория? - тут и как писать заголовки, какие хештеги, как часто выпускать видео и т.д.
  3. сфот для монтажа - сам начинал с iMovie и делал короткие трейлеры, когда стало не хватать - пересел на Filmora - много плюшек, есть работа с анимацией и т.д.
  4. про свет - как говорят друзья-фотографы: света много не бывает. для своих задач купить светодиодный прожектор на 100 ватт для фронтального света. в паре с обычной светодиодной лампой более чем достаточно для съемок в квартире. остальное можно двигать при обработке видео.
  5. свет и кадр надо настраивать ДО РЕЗКИ ВИДЕО - иначе потом замучаешься подгонять в каждом отдельном куске.
  6. мне оказалось пое делать видео на заказ, чем самому по своим идеям снимать впрок - в продолжение пункта 2 - найди, кому это интресно и попроси поставить тебе задачу и сроки - тогда процесс подготовки и сьемки пойдет интенсивнее и будет "дополнительная ответственность"
  7. экспериментируй с форматами видео - кроме стандартной записи, есть еще скринкаст, подкаст с видеорядом, интервью и т.д. - даешь больше форматов, хороших и разных.

Желаю всем милионных каналов и высоких рейтов!

  Развернуть 1 комментарий
Roman Pushkov, Software Engineer 11 ноября 2020

Глядишь тоже когда-нибудь что-нибудь эдакое создам, а то всякой всячины в голове много. Беда в том, что категорически не умею придумывать темы, что в светских беседах, что так.

Готовясь к первому видео про появление группы Pearl Jam, я нашёл, что очень много кто с кем связан и мне хотелось этим поделиться.

Ну кстати такие взаимосвязи можно было бы отдельно составлять в виде графа и выкладывать, я б с интересом поглядел. :)

  Развернуть 1 комментарий

Я хотел! А ещё хотел в видео вставить таймлайн, который бы снизу появлялся и помогал не потеряться в истории. Но я 6 недель занимался первым видео и уже хотел всё послать к черту. В итоге решил, что надо начать хоть как-нибудь, а там уже разберёмся. Так что начинайте тоже, в процессе станет понятно!

  Развернуть 1 комментарий
Roman Pushkov, Software Engineer 11 ноября 2020

На тему прав не могу не запостить лучшего ютубера, кстати

  Развернуть 1 комментарий

Не знаю такого. Посмотрю!

  Развернуть 1 комментарий

Хорошая задумка, подписался.
Щепотка критики:
На мой взгляд название на русском не очень считывается. Что такое Рокабай? Это как Алабай, только рок?
А вот Rockabye - это роковая колыбельная, сразу ясно.

  Развернуть 1 комментарий

@n0rmed, вообще, всё верно, это как роковая колыбельная (хотя rockabye и так колыбельная, насколько я помню). А на русском название, чтобы было легче искать и не думать как там заканчивается слово (rocabi? rokabie? rockabye?) и чтобы не соперничать с песней Rockabye, но кажется я пока у неё совсем не выигрываю. Оставил мысли про это немного на попозже.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб