Привет! Меня зовут Саша, я работаю инженером компьютерного зрения, и в свободное время пишу музыку.
Летом 2020го я бодро начал писать свой второй полноформатный альбом, но в итоге до сих пор не закончил, и решил выпускать по частям. 25го февраля 2021го, вышла первая часть под названием Medieval I — сингл из двух треков.
Я расскажу:
- почему не дождался, пока закончу альбом целиком
- историю создания треков
- как совмещаю основную работу с музыкой
- как делал графический арт для релиза
Священный грааль полноформатного альбома
Начинающие музыканты стремятся выпустить альбом. Крупное целостное произведение, которым они докажут миру и самим себе: «я вообще-то тут не случайно, я не просто балуюсь, вот выпустил альбом».
Я тоже хотел, и в 2019 году выпустил свой первый альбом Aurora. В процессе столкнулся с большим количеством приколов, о которых можно прочесть в другой статье. После релиза я выдохнул, и понял, что не могу делать новую музыку.
Полгода я не садился за Ableton, да и слушать чужое музло тоже не хотелось. Даже рутинную работу предпочитал делать в тишине. Только разговорные подкасты и интервью во время прогулок и за едой.
Помогло общение с другими музыкантами. Я начинал учиться музыкальному продакшну на курсах Антона Маскелиаде, и там же познакомился с классными ребятами. Кто бы мог подумать, что я не первый человек, который выгорел от тяжёлого длительного проекта.
Должен ли художник страдать — вечная тема для дискуссий. Но если не брать статистические выбросы в виде отдельных гениев, то музыканты испытывают такие же потребности и чувства, как и все остальные. Самое распространённое топливо для творчества — это отдых, вкусная еда и новые впечатления.
Поэтому, я решил не заставлять себя, а кайфовать от других вещей, пока желание писать треки не появится само собой. А потом грянул весенний карантин 2020го года, количество вариантов досуга уменьшилось до предела, и я вернулся к музыке.
Охлади трахание
Scream и Castle — это два старых трека, которые я давным-давно забросил, так и не доведя до официального релиза. Оба они имели воинственный средневековый характер. Я решил доделать их и выпустить сингл на средневековую тематику. Но когда закончил, не смог остановиться, написал еще один трек, и начал еще два с похожей атмосферой.
Тут я снова загорелся полноформатным альбомом. Казалось, что стоит еще чуть поднажать, и он будет завершен, ведь уже почти готовы 5 композиций. Но они не хотели дописываться быстро. Снова росло беспокойство от того, что часть музыки уже лежит готовая, а я все не могу ее никому показать.
Я только что оправился от выгорания, поэтому решил придержать коней. Выпустил сингл из двух треков, и сразу стало лучше.
Новый релиз помог мне снова почувствовать себя музыкантом и поверить в себя. Я понял, что если хочется что-то показать миру — показывай. Самое лучшее и актуальное время — прямо сейчас.
Кроме того, чем ближе результат работы, тем выше мотивация ее завершить. Написать и выложить один трек гораздо быстрее, чем целый альбом.
Ну и если быть уж совсем прагматиком, то выпуская свою музыку мелкими порциями, вы повышаете вероятность того, что ее услышат. Слушателю гораздо проще убедить себя послушать одну песню, чем получасовой альбом. А еще вы чаще сможете отправлять релизы в музыкальные паблики и плейлисты. Например, в Spotify есть понятный механизм попадания в редакторские подборки. Просто заполняешь анкету и пишешь 500 знаков текста. Главное ограничение — можно послать лишь один трек из релиза.
UPD. Подробнее с цифрами и графиками про преимущества мелких релизов можно почитать в этой статье. Спасибо <a href="/user/piskov/">@piskov</a>!
30 часов
Мой преподаватель Антон Маскелиаде говорит, что когда начинаешь делать трек, у тебя есть в среднем 30 часов, чтобы его закончить. По истечении этого времени композиция перестаёт драйвить и начинает бесить. Речь идёт о чистом времени, когда ты сидишь перед компом, записываешь партии, аранжируешь, сводишь. Если не успел, то дальше пропадает вдохновение и мотивация.
Но есть способ это время продлить: можно надолго отложить, а потом вернуться и закончить. Я взял треки, которые начал 4 года назад, и у меня получилось.
Scream
В 2016 году, когда я только начинал писать электронную музыку, услышал трек Henry Saiz — Lucero del Alba.
Главная тема напоминала о старой советской эстраде. Сентиментальная, похожая по настроению на музыку из прогноза погоды.
Я вдохновился, и захотел сделать что-то в том же духе. Простая романтичная мелодия и аккуратный танцевальный бит. Взял семпл кларнета, и начал импровизировать.
Импровизация завела меня куда-то совсем далеко. Случайно я нашёл интересный приём: если играть ноту, и быстро нажимать на полоску изменения высоты звука на MIDI-контроллере, получается звук, который напоминает пронзительный крик.
Я сделал демку на 2 минуты и отнёс её на фидбэк сессию. Это такая тусовка, где музыканты слушают треки друг друга, отмечают положительные и отрицательные моменты. Там мне сказали, что идея офигенная, но истории и развития у трека нет. После первой части слушать скучно.
Примерно так звучала самая первая версия Scream. Тогда он ещё носил кодовое имя Soviet.
Я долго пытался придумать, как сделать трек интереснее, но эта простая главная тема казалась унылой, и как будто мешала развитию. В итоге трек так и оставался недоделанным до карантина 2020 года.
Я выбросил всё, кроме приёма с полоской питч-шифтинга, сделал упор не на мелодию, а на гармонию, и в итоге остался доволен тем, что получилось (ссылка на Soundcloud для тех, у кого недоступно видео с Youtube).
Castle
Вдохновение получают из разных источнников. Кто-то гоняет в горы, кто-то смотрит кино или гуляет по спальному району на закате. Однажды я скачал семпл-пак с деревянными духовыми инструментами. Сидел, листал звуки, и когда наткнулся на кларнет, подумал, что клево им сыграть восходящие арпеджио. Так родилось вступление к треку Castle.
Через неделю в поезде Москва-Брянск накидал партию ударных. Случайно накинул эффект delay на дорожку с томами, и получились какие-то ритуальные барабаны а-ля Woodkid – Iron. Там же в поезде практически закончил аранжировку. Когда появляются 4 свободных часа без интернета, свершаются чудеса продуктивности.
В итоге получился вот такой трек. Вот небольшой лайв-превью-анонс первой версии:
Я снова отправил его на фидбэк-сессию, после которой знакомый музыкант Саша Сейнотов предложил сделать ремикс. У него вышло нечто более брутальное с тяжелым басом и элементами трэпа. Композиционно мне понравилось сильнее, чем оригинал, но звучание слишком сильно изменилось.
Ремикс и оригинал пролежали в моём Яндекс Диске 4 года, в обоих мне чего-то не хватало. Летом 2020го я собрал из них нечто среднее, и остался доволен (ссылка на Soundcloud для тех, у кого недоступно видео с Youtube).
Хобби vs профессия
Я обучаю нейросети, но не особо горю этим. Да, мне нравится разнообразие задач и результаты работы. Но в ней много рутины и неудачных экспериментов.
При малейших успехах в музыке появляется мысль бросить всё и построить карьеру с нуля. Получить миллион прослушиваний на Spotify и жить на пассивный доход.
Я себя отрезвляю тем, что музыкальный бизнес — это гораздо больше, чем просто писать треки. Реклама, маркетинг и пиар — во всё это не особо хочется погружаться. Одно дело — закинуть 1000 рублей на рекламу в инстаграме, а другое дело — построить контент-план, написать во все музыкальные паблики, подать заявки на все фестивали и судорожно пытаться познакомиться с людьми, которые напишут о тебе в Афише или Медузе.
От лейблов тоже не стоит ждать манны небесной. Никому не нужен несамостоятельный, пусть и талантливый, артист. Зачем тратить силы на раскрутку ноунейма, когда есть куча трудолюбивых ребят со своей небольшой аудиторией? Всё как со стартапами и инвестициями, чистый бизнес.
Кроме того, в ближайшее время музыка не будет приносить мне столько денег, сколько приносит программирование. Но рутины в карьере профессионального музыканта если не больше, то уж точно не меньше, чем в жизни программиста.
Вся прелесть хобби в том, что никто не ждёт результатов и не ставит дедлайнов, кроме тебя самого. «Просто делай музыку так, как тебе кайфово, и с такой периодичностью, с которой тебе кайфово, Саня».
Я перестал париться, и вместо мук выбора придумал, как профессия может помочь хобби.
Как нейросети помогли создать анимированную обложку
Современные технологии не всегда делают творчество бездушным и механическим. Часто они добавляют что-то новое или помогают найти короткий путь, тем самым сохранить мотивацию и вдохновение.
Средневековую иллюстрацию с осадой замка я нашёл давно.
Она понравилась сочетанием цветов, композицией и, казалось, идеально передает атмосферу трека Castle.
Я долго сомневался, легально ли использовать ее в качестве обложки, но потом нашёл страницу в википедии, которая гласит, что поскольку оригинальному произведению исполнилось более 100 лет, изображение находится в открытом доступе для любого использования.
Затем сделал 8 вариантов квадратной обложки и отправил на ревью моему другу дизайнеру Антону Бадашову. Остановился на той, которую вы могли увидеть в начале статьи.
Потом стал думать, что же можно ещё сделать интересного, чтобы было красиво и привлекало внимание. В голове крутилась идея создания анимационного клипа, в котором бы исходная иллюстрация оживала, между персонажами появлись взаимоотношения и сюжет. Но это было за гранью моих навыков, поэтому я решил сделать что-то проще.
Пока грезил анимацией, вспомнил, что летом 2020 я наткнулся на твит с симпатичными параллакс-гифками. В твите была ссылка на репозиторий на Гитхабе
Эти гифки сгенерированы с помощью нейронной сети, которая строит карту глубины по статичной картинке, тем самым позволяет отделить передний фон от заднего и двигать их независимо.
Я допилил напильником код по ссылке выше, так чтобы он не даунскейлил исходную картинку, и видео получалось более качественное. А потом написал скрипт, который изменяет скорость гифки, зацикливает её назад-вперёд и фиксит количество FPS. Получилось вот так:
Оставалось придумать, куда такую анимацию воткнуть. На полноценный клип для Youtube это не тянет.
Первое применение — использовать гифку для привлечения внимания к постам в соцсетях.
Второе — Spotify Canvas.
Недавно Spotify разрешил исполнителям добавлять анимированные фоны для своих треков, которые воспроизводятся в мобильном приложении, пока играет музыка. Я сделал вертикальные кропы исходной картинки, подходящие под требования Spotify, анимировал их и вот что вышло:
К сожалению, Canvas пока не работает в России, и я могу их видеть только как превьюшки. Если кто-то из Европы сделает скрин, и покажет как это выглядит в жизни, буду благодарен =)
Когда можешь состыковать свою профессию с хобби — это очень круто. Сразу получаешь больше удовольствия и от работы, и от хобби. Я вот анимашки нагенерил. А вы можете промо-страницу запилить, сшить костюм для выступлений или наснимать красивых фоточек в тему.
Выводы?
Не претендую на откровения и новизну. Про выгорание написано миллион текстов и рассказаны тысячи лекций. Что работает в IT, работает и в других сферах. Отдых, новые впечатления, смена деятельности.
Резкая смена курса и карьеры — не всегда лучший выход. Иногда можно совместить старое и новое, любимое и нелюбимое. По крайней мере на время, пока не почувствуешь, что готов.
Ну и ещё одна не новая мысль: полезно общаться с другими людьми. Многие ваши проблемы уже у кого-то возникали. Ещё круче найти комьюнити единомышеленников, чтобы всегда иметь рядом людей с релевантным опытом.
Будьте здоровы, и спасибо, что дочитали. Вы – клёвые!
Я тоже у него учился, тоже в грезах альбом. И тоже перегорел, но после 4 сингла.
У меня сейчас 5 в работе, но он больше вымучивается, чем получается на едином дыхании.
Спасибо за пост, было интересно узнать о твоем опыте. Согласен с высказыванием в комменте что над синглами и проще работать и проще продвигать.
Сам закончил февральский курс школы Маскелиаде, вот мой саундклауд: https://soundcloud.com/sm1rky
P.S. не создать ли нам music-production чатик?
Отличный опыт!
Тоже совмещаю it-профессию с музыкой.
Вот мои соображения на этот счёт:
В условиях ограниченного времени становятся болезненными два фактора: лень и перфекционизм. Это сочетание убивает какую-либо надежду на реузльтат. Чтобы что-то выпустить нужно либо себя раскачать и выделить ресурсы (сложно при наличии активной профессиональной деятельности вне музыки), либо поступиться перфекционизмом и выпустить трек удовлетворяющий тебя на 80%☺️ Парадокс в том что в определенный момент начинаются улучшательства, которые кроме тебя никто не заметит
Очень помогает отдавать на аутсорс часть работы: сведение, обложку и т.д.
Любой трек это проверка гипотезы. Обидно, когда год делаешь песню, выпускаешь её, и набираешь менее 100 прослушиваний. Целесообразно чаще по кайфу выпускать MVP, а затевать более профессиональную работу над качеством только после получения успеха и заинтересованности от целевой группы
Если всё таки есть большая задача (альбом или синг с большим участием людей), целесообразно действовать по Скраму. Составляешь список задач и планируешь прогресс двухнедельными спринтами. Не смог сегодня позаниматься – не страшно, до конца спринта еще есть время чтобы всё успеть. Этот подход работает, проверил в декабре, скоро выпустим сингл)
Буду рад созвониться и пообщаться по теме, кайфую от обмена опытом!
Я тоже выпускник Маскелиаде (вперед Макскелиаде крю!).
Просто хочу написать что мне очень понравился трек скрим и то как ты его исполняешь на пуше. Как человек который никогда не трогал полоску питч шитфа я приятно удивлен.
Учусь сейчас у Антона в школе. Очень круто. Это прям отличный старт.
В целом рассматриваю музыку, как возможность выложить шум из головы. Как кто-то пишет утренние страницы, например... Ну и опять же это интересно - в 35 лет почти с нуля взяться за новое и очень интересное хобби. Да, тяжело бывает по 100500 раз один трек гонять. Но какой кайф в итоге от каждого сделанного модуля.
Поделитесь пожалуйста, а есть ли какие-то группы/сообщества по музыке, где можно пообщаться и закинуть на фидбек сессию свой трек?
Большое спасибо за пост!
Я тоже проходил через жгучее желание бросить айти к херам собачьим и уйти в музыку с головой, но потом, попатронив некоторое время других музыкантов и почитав их посты о жизни в бизнесе, я понял, что свой хлеб с маслом достают они тяжко. Бен Джордан хорошо это объяснил: после переписывания всей дискографии на свой лейбл, а это 20 лет музыкального труда, а также после нескольких лет изнуряющих еженедельных видео на YouTube, зарабатывает он не больше среднего парковщика, кормит на это семью и покупает оборудование.
Я почесал репу, прикинул, что у меня жена, кот и ипотека, и что-то как-то остыл. Пусть музыка останется моим убежищем, полным приятным сюрпризов. Я не хочу её профессионализировать.
Правило 30 часов хорошее, я его, пожалуй, применю к следующему EP :)
А пока поторгую тем, что уже зарелизил :) https://rcmd.space/listen
Огромное спасибо за пост! Всяческих успехов.
Некоторые ролики почему-то недоступны.
Крутая история! Читал статью на dtf в свое время и очень ей вдохновился (до сих пор лежит в заметках в блокноте "Вдохновение").
Начинал заниматься музыкой несколько раз (в том числе с книгой Антона), но каждый раз останавливался потому что "кому это нужно вообще".
Крутой пост, спасибо)
30 часов - много ))
у меня тайминг такой - если за 4 часа композиция не закончена, то потом смысл и энергия теряются. А если за 4 сделал - то дальше можно возюкаться с шлифовкой - техникой, балансами, уточнениями и т.п.
Первым делал мини-альбом, 5 записей - отдавал сведение на студию. Тяжело, долго и дорого. Смысл на слух так понять и не смог - да, вроде типа профессионально, технично прилизано, но как звучит..., вариант "после", мне нравится меньше. Сырой прямо с оборудования - кайф, а сведёнка, как будто что-то теряет важное.
Дальше пока решил публиковать со своими min-скиллами по сведению. Быстрее, и удовлетворённости больше.
Мастеринг на soundcloud рекомендую попробовать - огонь фича, и недорого берут. Вот где нейросетки взлетели вверх ))
В целом, личная история похожая такая же. Сам в айти - а музыка как "экономика увлечений". Но и при этом, рамки "хобби для досуга" не устраивают. Хочется какого-то признания, наравне с профи.
Из мыслей пока понял такое - просто музыку релизами выпуска напослушать, это сложно прокачать и найти своих слушателей.
Т.е. в любом случае понадобится думать про какой-то event-овый движ. Концерты, выступления, сборники, эфиры и всякое такое. Но нулёвое инди - оно такое инди, что без нормального промоутерства и сообщества не обойтись. Даже профи-музыканты - кто от больших дядь на selfi-дорожку уходят, денег, слушателей и почета, по-моему не совсем в достатке имеют.
Про совмещение скиллов вспомнился один перец - сочиняет музыку программированием её на haskell :)
p.s. - @sashulyak, если на живом кларнете что-то потребуется слабать - есть инструмент с навыками, готов к сотрудничеству.
Одним из плюсов 2020 года была осуществленная давняя мечта зарелизить свою музыку на Spotify и Apple Music.
Последний альбом был вообще экспериментом в плане производства, ибо он был написан на Nintendo Switch 😄
Аналогично страдаю от нахлёстов вдохновения.
Люблю спасаться отпуском и новым агрегатом, если на нем можно писать музыку.
Спасибо, очень хороший пост, почему-то вспомнил его и захотел перечитать.
Я пока отодвинул немного задачи по записи и сочинительству, чтобы вернуться в это с более приличными навыками вокала, но чет кажется, что это не самый лучший вариант. Потому что сейчас возник ещё и страх писать тексты. Так давно это не делал, что как-то не решаешься сесть и начать писать)