Привет, клуб! Пришло моё время рассказать о своём всратом хобби.
С детства я хотел делать игры, в программирование пошёл специально для этого, но по пути отвлёкся и вплоть до четвёртого курса о геймдеве сильно не задумывался. Но в какой-то момент я узнал про такое мероприятие, как Ludum Dare, один из самых популярных игровых джемов и предложил универским друзьям поучаствовать. И как завертелось! Теперь я как минимум два раза в год провожу выходные разрабатывая игры и просто не могу иначе.
Что такое игровой джем?
Игровой джем (англ. game jam) — это своего рода хакатон: участникам предлагается за небольшой промежуток времени (например, 48 часов) разработать полноценную игру на определённую тему. По окончанию джема участникам даётся время на то, чтобы поиграть в игры друг друга, поставить оценки в разных номинациях и, самое главное, оставить комментарий с фидбэком и общими впечатлениями. По итогу джема выбираются победители в различных номинациях, но обычно победа не приносит ничего, кроме плюса к ЧСВ. Зато, каждый участник получает море эмоций, опыт разработки игр и саму игру, которую можно даже довести до релиза.
Но бывают вариации. Сегодня в мире проходят десятки игровых джемов (неполный список), которые отличаются друг от друга временными промежутками (от одного часа до десяти лет), правилами (от делай что хочешь до напиши игру, которая запустилась бы на реальном GameBoy Advanced и умести игру на JavaScript в 13 килобайт), наличием призов, темой, способом выбора победителя и многими другими параметрами. Так же, помимо онлайн-джемов, существуют и локальные мероприятия, как привязанные к одному глобальному событию (Global Game Jam), так и полностью самостоятельные (например Siberian Game Jam, который начинался, как сходка для участия в Ludum Dare, но вырос и стал полностью самостоятельным).
Чем полезно участие в джеме?
Пройти весь путь разработки игры в сжатое время
Джем позволяет пройти все этапы жизни игры: генерацию идеи, разработку прототипа, осознание необъятности выбранной идеи, грусть фичеката (от англ. feature cut), бесконечный полишинг, тяжести кросс-платформенной сборки, заполнение описания игры в последние минуты и радость от первого полученного комментария. Самое главное — не расклеиваться и не бросать начатое на пол пути. Очень часто до финиша доходит игра, сильно отличающаяся от придуманного концепта, и это вполне нормально.
Возможность запилить что-то законченное
Многие амбициозные игровые проекты, затеянные ради профита людьми без опыта в разработке игр, разваливаются под тяжестью собственных масштабов, так и не дойдя до релиза. Дедлайн позволяет избавиться от этой проблемы, а на джемах он всегда чёткий и неминуемый. Приходится либо учитывать его на этапе планирования, либо с болью отрезать фичи в процессе разработки. Так или иначе, регулярное участие в джемах позволяет выработать навыки оценивания идеи и заблаговременного продумывания путей отхода на случай, если какая-то фича займёт много времени (your mileage may vary).
Огромный поток творческой энергии
Одна из самых важных частей джема, о которой многие забывают — это период оценки игр. Участники играют в игры друг друга, оставляют фидбэк, делятся впечатлениями и предложениями по улучшению. Это позволяет как перенять опыт товарищей (среди которых иногда встречаются авторы известных игр), так и прокачать собственный навык формулирования обратной связи. И конечно, это возможность поиграть во множество оригинальных игр и набраться вдохновения. :)
Это весело!
Да, сидеть с друзьями, есть пиццу и до ночи писать странные игры на незнакомом движке может быть весело! А в соло можно ещё и не тратить время на споры о правильной реализации фич, и сделать игру такой, какой хочется.
Зачем не стоит идти на джемы?
Не стоит идти на джем за победой. Не смотря на оценки, номинации, иногда даже судейство и призы, игровой джем — это не соревнование. Настрой на победу не позволит вдоволь насладиться процессом и сделать такую игру, какую вам хочется.
Также не стоит идти на джем, чтобы потом довести игру до релиза. Не поймите меня неправильно, допилить игру, конечно, можно и есть множество примеров, как ошеломительно успешных игр с джемов (см. SUPERHOT, Papers, Please, Baba is You), так и чуть менее успешных, но вполне годных (Mini Metro, Please, Don't Touch Anything, Sublevel Zero Redux), но судя по опыту моих товарищей, не стоит делать это своей изначальной целью. В конце концов, ваша игра может оказаться хороша лишь на 15 минут геймплея и это абсолютно нормально, но может оказаться не достаточно круто для полноценного релиза.
Как правильно джемить?
А вот это хороший вопрос. Исчерпывающего ответа нет ни у кого, но могу перечислить некоторые полезные советы:
- Не забывайте спать.
- Не забывайте есть.
- Не забывайте выходить на улицу.
- Будте готовы выбросить бо́льшую часть идей.
- Постарайтесь добавить в игру звуки.
- Повеселитесь как следует!
Если хотите подчерпнуть больше мудрости, многие участники джемов пишут (или записывают на видео) так называемые пост-мортемы, где описывают трудности, с которыми им приходилось справляться. В частности, очень рекоммендую канал Pixel Prophecy, он делает просто удивительные пост-мортемы, сравнимые по качеству с профессиональными документальными фильмами.
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел рассказать. Задавайте вопросы и делитесь своими историями с джемов в комментариях. :)
привет, земляк :)
все верно написал.
Джемы - отличный вход в геймдев в целом, а для начинающего геймдизайнера - единственный и самый короткий способ получить релевантный опыт.
Респект за джемы! Идёшь на новый от Game makers toolkit?
Джемы кайф!
На прошлой неделе помогала другу, рисуя спрайты
https://ldjam.com/events/ludum-dare/48/deep-blackhole-and-there-is-duck-inside
вот что получилось
управление стрелками, стрелять мышкой, рекомендую попробовать печенье!
Как человек, который несколько раз сам организовывал джемы, скажу, что это очень крутая штука. Если есть возможность, то обязательно участвуйте.
Сам никогда в джемах не участвовал, но очень люблю после окончания очередного Людума потыкать вечер-другой в победителей номинаций
Один раз даже написал об этом статью: https://stopgame.ru/show/112202/idealnyy_sposob_provesti_vyhodnye_luchshie_igry_ludum_dare_46
Джемы кайф! В районе глобального ежегодного геймджема можно подловить бесплатно книжку "Game Jam Survival Guide" packt, где хорошо описано о том как отрезать от игры всё что не успеешь, вовремя спать и что лучше есть нормального а не постоянно пиццу :)
Самый мой кайфовый джем был когда мы делали тупо настолку, я пришёл типа второй или третий раз и мне чёт не хотелось ничего за компом пилить, мы очень весело провели вечер :)
Из самых законченных пожалуй был года 4 назад джем когда у нас внезапно сложилась команда где был и человек который умел что-то рисовать и два программиста. До сих пор иногда запускаю эту штуку :)
https://golen87.github.io/binding-of-ice-cream/
Р — Романтика...
Мы проводим хакатоны в Вологде ради всей этой тусовки. И чаще всего на наших мероприятиях делают именно игры. Это наверное не реализованная детская мечта... На работе ты перекладываешь данные из базы данных на веб-морду. А хочется чего-то крутого.
Подобные мероприятия отличный способ классно провести время и размять свои мозги.
Я на прошлом хакатоне упарывался с PICO-8 https://www.lexaloffle.com/pico-8.php
После прочтения поста задумался о проведении Джема (теперь знаю как это называется) в нашем Вологде.
Мне вот интересно, есть ли ограничения по яп, вот ты пишешь про движок, он должен быть у языка, или джем сам какой-то предоставляет? Есть ли дефолтные яп для джемов или все пишут на чем могут?
Замечу, что не обязательно уходить в джем на 100% с головой. Я участвовал в нескольких джемах на движке Bitsy в расслабленном режиме. Это 4-5 вечеров по нескольку часов. Джемы бывают на выходные, бывают на неделю или целый месяц, и последнее тоже очень советую. Это, конечно, не столько про прокачку скиллов, сколько про пробу чего-то нового в целом. И про быстрый релиз с получением вдохновляющих комментариев.