Проект: TrustTag — метки недоверия  Публичный пост
24 марта 2025  1317
TrustTag — метки недоверия
https://github.com/kuilef/TrustTag

Привет!

Я обнаружил, что быстро забываю насколько я не готов доверять СМИ. И это печально.
Одно из решений - сделать браузерный плагин, который напомнит мне, что издание уже замечено в распространении лжи, манипуляций или предвзятых интерпретаций.
Я не ставлю цель создать исчерпывающую базу всех СМИ — достаточно нескольких фактов, чтобы помнить: этот источник может быть ненадежным.

Навайбкодил я это для себя и сейчас им пользуюсь.

Но хочу получить обратную связь от соклубников - может быть уже есть гораздо более удобное или у вас будут идеи, как еще можно применить такую штуку с пользой.

Что делает плагин
Если я сталкиваюсь с сайтом, который публиковал ложь или манипулировал фактами, я добавляю его в базу вместе с опровержением. При следующем посещении сверху появится плашка с напоминанием.

Как устроен плагин

  • Пользователь может подписаться на несколько источников с базами ненадежных сайтов.
  • Базы формируются доверенными людьми и загружаются в формате JSON (URL, пару слов в чем подстава, полный текст объяснения подставы, URL источник объяснения)
  • В моем случае данные хранятся в Airtable и подтягиваются через Cloudflare Worker.
  • Можно добавлять в базу как весь сайт, так и конкретную страницу (или использовать жадный оператор).

Насчет "информационного пузыря"
Я понимаю, что это может работать как еще один "пузырь", в который я добровольно себя помещаю.
Но моя цель — не закрываться в пузыре, а напоминать себе:

Этот источник уже ловили на лжи, будь осторожен. Они не стремятся к объективности и могут интерпретировать факты в угоду своим интересам, которые часто противоречат моим.

Минусы
Не работает на дефолтном браузере в android, так как там не поддерживаются расширения.
Также, очевидно, что плагин не подходит к каналам в телеграмм.

Комментарии

  • Я пока не знаю как быть со страницами соцсетей типа facebook, x.com. Хочется ставить плашку целиком на домен, но глаз быстро замылится.
  • Я нашел хороший агрегатор Google Fact Check Tool, но они не предоставляют данные об источнике, только текст новости и ссылка на проверку с вердиктом.
  • Хотел пойти дальше, но сейчас это кажется оверкилл: заливать на IPFS страницу с фейком и страницу с опровержением и делать ссылку на блокчейне -- чтобы все сохранялось и было подтверждение как самой новости, так и её опровержения
  • Я сейчас живу в Израиле, поэтому вся текущая БД (8 записей :) ) содержит материалы и опровержения с источников, которые публиковали ложную и антиизраильскую информацию.
  • Если есть необходимость - помогу сделать ваш список, чтобы вы подключили его к плагину (для пользователя это будет выглядеть как таблица в Airtable или в Google Spreadsheet - и адрес для добавления в плагине).

Код на гитхабе
Расширение в Google Store

32 комментария 👇
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...
Миша Безверхий консультант, блогер, ивентер 25 марта в 23:06

Как обычно с такими штуками, проблема в том, что оно не скейлится — те самые базы сомнительно работают. Сомнительно не в смысле плохо, а в смысле если я пытаюсь все проверять, мне придется проверять и базу

То есть как пет-проект, которым ты сам пользуешься, выглядит приятно. Как что-то, выигрывающее от социальной составляющей, работать не будет (ну или я не знаю как, чтобы я не звучал категорично).

  Развернуть 1 комментарий

@mixbez, согласен, не скейлится.
Это первая штука, которую я сделал с нуля до простого продукта полностью сам и для себя. И именно этим я очень доволен.
Более того - мой друг посмотрел на это - и у него тоже появилась идея более полезной штуки - двойная польза!

  Развернуть 1 комментарий

@kuilef, в таком ключе — это очень круто!

  Развернуть 1 комментарий

Вот у меня вопрос: А можно считать количество правильно поданой информации?

Одно дело говорить, что такой-то источник - кака, потому что он один раз подушнил. Но, совсем другое дело говорить про тренд и соотношения.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, это хорошая и правильная идея, но это будет другой продукт с другой целью. Моя цель была не оценивать качество СМИ (это не сделать в одно лицо и еще надо думать как проверять тех, кто проверяет), а сделать напоминание о качестве СМИ и дать небольшое ощущение контроля - для моей же психики.

Я планирую такое использование плагина: я поймал кого-то на явной лжи (дезе, односторонней подаче и т.д.) по какой-то теме, в следующий раз, когда открую этот сайт -- плашка сверху мне напомнит - по этой теме они врали. По другой теме они, может быть, напишут всё честно и правильно, но осадочек я предпочту держать в памяти. И особенно мне важно не забывать, что по важной для меня теме - их интересы вредят мне. То есть в целом я подразумеваю, что не весь источник кака, а тренд я увижу, когда в моей плашке будет не 2-3 сообщения, а десяток.

Еще лучше привязывать мои претензии не целиком к сайту, а к конкретному журналисту, например.

Количество и качество информации как будто пытаются оценивать здесь https://app.adfontesmedia.com/chart/interactive

  Развернуть 1 комментарий
Артём лаборант информатики, итроверт, мизантроп (+5ч к Москве) 27 марта в 09:36

Давайте тут в посте соберем:
Медуза (был там журналист ссылавшийся на источники в кремле) ни одна статья не потвердилась;
BBC поймали на сьемке "Газавуда" снимали мальчика палестинца как он страдает, оказался сыном чиновника.
Мое любимое по моему тоже BBC "Русский корабль иди на Х" якобы последние слова украинских пограничников - реальность они все живы.
Накидывайте свои.

  Развернуть 1 комментарий

@artyomsolo, устанешь собирать - такое появлется каждый день.

  Развернуть 1 комментарий

@kuilef, тут ключевой поинт как у вас, сми попавшиеся на вранье. Хоть раз, уже на карандаш.

  Развернуть 1 комментарий
Святослав Игуана Старший аналитик-разработчик 27 марта в 10:13

У меня постоянно есть похожие идеи: больше всего хочется решить задачу перестать копить список на чтение и решать очень быстро, что можно вообще не читать. (да, тут рекомендуют сделать несколько простых шагов, типа прочесть первый абзац и вывод, но это надо прочитать их 100 штук)

Находил когда-то плагин, который рисовал в уголке количество плюсиков у этой страницы на реддите и хакерньюс -- это было самое рабочее из готового. На главный вопрос не отвечало, но уже была какая-то информация.

Из прямо совсем похожих -- видел агрегатор американских новостей, который рисовал на каждое событие подборку новостей от левых, правых и центристов. Там прикольно было, что кто-то создаёт смещение просто не освещая некоторые темы.

Что конкретно в твоём плагине сложно -- это то что предполагает активное сообщество в самом начале. А для этого нужно много людей с мотивацией, временем, а с твоей стороны нужно для них понизить порог входа до одного клика. То есть если надо руками json-ы куда-то отправлять -- это будет лень почти всем. Если надо кликнуть на иконку плагина и выбрать из саджестов какие статьи ты хочешь слинковать, то уже сильно лучше.

Короче, надо как-то максимально больше сделать за юзеров.

Насчёт сообществ -- всё не так безнадёжно. Есть всякие альтернативные реддиты на федивёрсе, вроде lemmy например, которые как-то живут, хотя требуют от юзеров побольше, чем от юзеров реддита. Сравниваю с ними, потому что это наверное максимально близкий пример чего-то живого, где собирают и обсуждают ссылки.

Пока писал, придумал другой воркфлоу, который может быть попроще и не полное переписывание проекта:
Юзер по кнопке может закинуть статью/источник в базу. Мы пытаемся понять есть ли у нас статьи о том же самом в других источниках и вкидываем ему, надеясь показать это с разных перспектив. Если там ещё будет разметка источников на правые левые, про/анти государственные и так далее, то можно будет давать юзеру оценивать смещение во взглядах.

  Развернуть 1 комментарий

@iggisv9t, Спасибо за комментарий!
Как будто решать, что читать, а что не читать можно сейчас решить с помощью LLM - она прочитает и даст оценку в соответствии с заранее заданными критериями, я боюсь даже заглядывать сколько у меня в Pocket статей.

агрегатор американских новостей, который рисовал на каждое событие подборку новостей от левых, правых и центристов.

это очень круто.

Насчет сообществ - по-моему, меня неправильно поняли.
Это прямо максимально пет-проджект, штука, которая решает конкретно мой запрос и сделана мной с нуля до простенького продукта. Этим пользуюсь я и будет пользоватся десяток человек - я уже рад.

  Развернуть 1 комментарий

@kuilef,

Насчет сообществ - по-моему, меня неправильно поняли.

Действительно, я как-то незаметно придумал тебе задачу, которую ты себе не ставил

Про LLM-ки, ну здесь тоже понятно, что решение существует. Но настаящая альтернатива на самом деле просто копить вкладки/закладки. Хочется что-то что работает фоном и фильтрует как-то перманентно не требуя от меня включиться и делать ещё один хоть и маленький, но проект.

Как будто решений для всего появилось так много, что теперь беда в том, что для каждого действия, которое заведомо выполнимо нужно теперь несоразмерное количество решений принять предварительно. И проблема не в том, что что-то сложно, а в том, за что вообще браться.

  Развернуть 1 комментарий

@iggisv9t, UPD. Я понял, что попросил советов, получил их - и стал яростно защищаться.
Исправлюсь: спасибо за советы и идеи, как можно улучшить работу плагина. И идея немного переделать в плагин, который будет выдавать не оценочную информацию, а более мета - принадлежность источника к политическому спектру. Что-то похожее сделано в ground.news, как писали ниже.
Видимо, сейчас мне важней видеть не принадлежность к спектру (хрень совершенно спокойно могут писать любые журналисты), а достоверность.
Например, согласно отчету https://fifty.global/ - искажанием событий в Газе (моё мнение - намеренно) занимались как левые, так и центристские/нейтральные СМИ.

  Развернуть 1 комментарий

@kuilef, Да, как-то не подумал, что ерунда может не зависеть от источника.

  Развернуть 1 комментарий

Идея напомнила Ground News - там по каждой теме показывают, какие СМИ освещают новость, насколько они достоверные, какая у них политическая позиция. Но всё очень сильно смещено в сторону американской повестки.

  Развернуть 1 комментарий

@stanislavrogozhin, спасибо, хороший сайт, да. Жаль, что они с ходу хотят денег

  Развернуть 1 комментарий

не совсем тоже самое, но для анализа изданий и публикайий есть вот такой сайт: https://ground.news/

он как раз оценивает политические настроения изданий в целом и конкретных публикаций в частности.

В платной версии вроде даже подсвечивает конкретные баясы вроде кому издание принадлежит, с кем аффилировано и т.п.

  Развернуть 1 комментарий

@MrModest, да, спасибо - хороший сайт!

  Развернуть 1 комментарий

Даже если представить, что есть СМИ, которые говорят правду, такая правда часто неугодна тем, кто живёт пропагандой. Эти СМИ тут же получают волну негатива — от ботов и от людей, уже «пойманных». Проблема не в технологиях, а в обществе. Тот, кто найдёт способ защищать правду, достоин Нобелевки — но, боюсь, до неё не доживёт.

  Развернуть 1 комментарий
metya Applied Deep Learning Researcher 25 марта в 11:12

Крутой пет проект!

А ты не искал какие то похожие базы данных?
Вроде есть всякие приложеньки и сайты, которые прямо вот этим занимаются.
С другой стороны, такие базы данных наверное это их хлеб, и они их просто так никуда не отдают. Хотя казалось бы, это общественно полезное действие и знание.

  Развернуть 1 комментарий

@metya, спасибо!
Я нашел агрегатор - Google Fact Check Tool, он собирает данные с десятков подобных сайтов. Но это именно факт-чек. Но он не дает ссылки на источник с ложной информацией.

Некоторые отдельные сайты действительно хотят денег (logically.ai)
Многие - это просто раздел на сайте или сам сайт (snopes.com, politifact.com, assosiated press https://apnews.com/ap-fact-check, правда они сами уже есть в моей базе данных), но они не дают доступа к своей БД.

Кроме факт-чека есть более тонкие области вроде выборочного упоминания, введение в заблуждение и так далее. Такого, мне кажется, нет.

А упорядоченных данных в формате -- ссылка на текст, опровержение - я с ходу не нашёл.

Зато я только что нашел прикольный сайт c распределением СМИ по точности и левизне-правизне. https://app.adfontesmedia.com/chart/interactive


выглядит хорошо, но те же BBC (несколько раз в моём списке есть) - у них считаются эталоном. Так что сайт прикольный, но лично мне он уже не очень нравится.

  Развернуть 1 комментарий
🕵️ Юзер скрыл свои комментарии от публичного просмотра...

@artemenm, да, плохо выразился. Не эталон, но по данным их сайта статьи BBC находятся ровно в Middle or Balanced bias и с высокой надежностью. Хотя по теме, которая мне сейчас крайне важна (война Израиля и ХАМАС) статьи BBC будут в самом низу их графика.
USAFacts чуть повыше и центрее, но я про них до этого сайта ничего не слышал

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб