Действительно ли человек после 25 лет хуже обучается?

 Публичный пост

Я частенько слышу миф о том, что взрослому человеку тяжелее что-то изучать, чем более молодому. Чаще всего этот миф слышу, когда речь идёт об иностранных языках. Иногда я слышу конкретный возраст, что после 25 лет человек становится менее обучаем, чем до этого.
И теперь вопрос - действительно ли человеку с возрастом становится тяжелее осваивать что-то новое или нет?
А также интересно узнать, что вы освоили уже во взрослом возрасте.

Связанные посты
56 комментариев 👇
Yury Katkov в шаббатикале 8 июня 2021

Я совершенно определенно стал лучше соображать после где-то 28-ми. До этого жизнь как будто в тумане каком-то была, глубина понимания вообще отсутствовала, точные науки давались с жутчайшим скрипом.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, а что будет, когда твои гены разбудят андрогенную аллопецию!!!

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, было ощущение, что мысли вязнут в болоте, когда пытался осознать глубокие понятия? :) Как будто нужно что раз прочитать текст, чтобы дошло хоть как-то, о чем оно.

  Развернуть 1 комментарий

@Cls, у меня такое было, кстати, тоже примерно до того же возраста. У себя это связываю с тем, что стрессовал и вообще вел не здоровый образ жизни.

  Развернуть 1 комментарий

@soider, да, про стресс и вечное напряжение прям очень сильно подмечено. Я часто не мог сосредоточиться больше получаса на чем-то, потому что казалось, что информация осваивается слишком медленно.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, я до 20 был грустный наркоман, до 23 грустный студент а теперь я весёлый чувак, который любит кучу всякого стаффа, мне интересно все подряд и даже ненавистная раньше работа руками. Вот, уже неделю в лесу строю психоделический фестиваль с корешами.

Ты уже постил в треде «надо или хочу» мысли полностью совпадающие с моими ощущениями, и тут тоже один в один. Мне нравится!

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, не Сказку, случайно? :)

  Развернуть 1 комментарий

@moredramapls, она же в августе, это ещё не скоро)
Не, дружеский приват на пару сотен человек под Питером.

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, блин, очень круто! как раз вчера рассуждал со знакомым, что как кончится ковид, надо поехать на какой нибудь опенэйр сделать свою локацию

  Развернуть 1 комментарий

@soider, если организаторы дадут добро - напишу пост про фестиваль.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, пусть медики меня поправят, но:

есть такое понятие как миелинизация нервных волокон - когда связи между нейронами в головном мозгу покрываются миелиновой оболочкой. этот процесс помогает разным отделам мозга лучше между собой коммуницировать, то есть легче смотреть на проблему в целом, а не на какие-то отдельные части. интересно, что в среднем процесс миелинизации начинается после 17 и заканчивается около 25. например, подростки и дети могут быть очень талантливы в чем-то конкретном (любые музыкальные prodigy и математические гении), но комплексные решения принимать не могут из-за отсутствия вот этой самой миелиновой оболочки в достаточном количестве.

если я толкаю буллщит, медики, киньте в меня чем-нибудь и поправьте :)

  Развернуть 1 комментарий

Кстати, для тех, кто не тупеет. Про субъективное восприятие собственного интеллекта.

Занимался я как-то дайвингом. А там есть понятие - азотный наркоз. Это когда тебе немного сносит крышу на глубине выше 40 метров от того, что в крови растворяется слишком много азота. Симптомы - сначала снижение когнитивных функций, а далее впадение в неадекват по типу алкогольного опьянения. Но интереснее всего именно первая фаза и о ней пойдет речь.

Для выявления азотного наркоза есть простой тест. Который мне раскрыл глаза на собственный интеллект и его способности к рефлексии.

Во время погружения, инструктор пишет простые примеры, типа 2+2, на специальной водостойкой дощечке. А ты должен их решить.

Так вот, на глубине 43 метров я смог осилить 2+2 и даже 6+4. Но 7+5 оказалось пределом. Я чувствовал, что это вроде больше десяти, но сколько именно сказать был абсолютно не в состоянии (на самом деле показать, т.к. дело под водой). Каждый раз когда я себе пытался это представить, цифры скакали перед глазами и никак не хотели складываться в ответ.

Если бы меня спросили до этого - как у тебя сейчас с восприятием, я бы сказал, что все ок, мозги работают отлично.

Но объективный тест показал, что это "малость" не совсем так.

Так что всем, кто считает что у них отлично с когнитивными способностями, я рекомендую не спешить с выводами и пройти какой-нибудь тест. А через 5 лет повторить и посмотреть динамику. И вот это уже хоть что-то будет показывать.

А субъективные ощущения тут не работают совсем.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, найти бы ещё такой тест, а то будет измерение линейкой тесеракта

Я вот уверен, что тупею, однако не могу это доказать

  Развернуть 1 комментарий

@martyns0n, ну можно начать просто с теста IQ

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, черт его знает, не спец. Но вроде считается, что он показывает умение решать определенный класс задач, т.е. можно отследить динамику.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, в 33 я смог назвать 100 покемонов, в то время как в 29 - всего 70 покемонов!

  Развернуть 1 комментарий
themylogin Разработчик 8 июня 2021

Это миф про то, что дети обучаются быстрее взрослых. У них просто больше времени на это, они, фактически, ничем другим не занимаются. Типичный пример — иностранные языки, мол, приехали с первоклашкой в Германию, отдали его в школу, он через три месяца уже шпарит вовсю по-немецки. Взрослый человек после трёхмесячных интенсивных курсов по 4 часа в день каждый день тоже будет шпарить, просто время и силы на 4 часа в день каждый день есть у довольно небольшого количества взрослых людей (особенно, из числа только что приехавших в Германию).

Другой плюс детей — у них много желания и мало опыта, им всё интересно. Я вот не изучаю Go, потому что все мои задачи прекрасно решаются и на Python, и вообще пофиг на эти языки, всё равно они все одинаковые. Не изучаю Kubernetes, потому что в команде есть Ашот, который всё сделает, а я лучше погоржусь как умею делегировать. Не изучаю каталонский и французский, потому что испанский доучи сначала, мудила, ни одного дела довести до конца не можешь. Давно уже не готовил по новым рецептам, потому что круг из десятка уже привычных и проверенных и так занимает больше года. И проч. и проч. В 20 лет такого было сильно меньше, чем сейчас в 30.

  Развернуть 1 комментарий

@themylogin, Хочу добавить про иностранные языки.
Лично у меня в детстве никогда не получалось изучать иностранные языки, и вообще гуманитарные науки давались очень плохо. Немецкий был единственным предметом, по которому я умудрился получить кол, несмотря на то, что у меня была даже возможность поговорить с носителями языка.

Только когда я захотел изучать языки и узнал, что оказывается у них есть какая-то логика и структура, и это не просто гора бессвязных правил, у меня появился прогресс.

  Развернуть 1 комментарий

@themylogin, соглашусь. Тут правило 10000 часов работает. Школьная программа основана на повторении. С возрастом времени всё меньше, плюс перегрузка информацией на работе. У меня примеры коллег, которые просто изолируют себя от сторонней информации на неделю-две и погружаются в контекст. На выходе отличные профи, которые пропустили кучу мемасиков и политических новостей.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, разные подходы бывают. Я чот сомневаюсь, что мигранты-работяги учат язык как формальную систему. Да вот даже я — люблю формальные системы — но правила в голове ну никак не усаживаются, и приходится «чувствовать язык», что бы это не значило. Попытки изучать как дифф от родного, согласен, и мне это как раз кажется как раз тем «лишним» опытом, препятствующим обучению.

  Развернуть 1 комментарий

@themylogin, мигранты-работяги говорят всю жизнь на очень херовом пиджене и не могу подняться выше планки, которую любой ребенок-нэйтив проходит к 10 годам, даже вовсе не учась в школе.

Как раз таки языки это яркий, хорошо изученный и доказанный пример того, как способности к обучению сильно угасают после определенного возраста и никогда уже не восстанавливаются полностью.

  Развернуть 1 комментарий

@themylogin, это про ригидность. Кстати, по моему именно ригидность - самая серьезная проблема людей после определенного возраста, а вовсе не ухудшающаяся обучаемость.
По-моему у Сапольски было исследование - после 45 лет 90% людей перестают пробовать новое.
Там были примеры музыки и кухни. После 45 лет в основном слушают то, что слушали когда им было 20.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

Видел исследования на эту тему, но так и не увидел в них убедительного разделения между человеческими способностями и социальными привычками. Нам, ребятам за 30, просто само общество и устройство жизни обычно говорит, что время не учиться, а работать и семью обеспечивать. Но в профессиях типа разработки, по-моему, как раз оказывается, что учиться каждый день вполне ещё можно, и опыт в этой сфере делает такое обучение скорее более эффективным, чем наоборот.

  Развернуть 1 комментарий

Я убежден, что это зависит от того, чем человек занимался всю жизнь. Если всё время быть в тонусе по учебной нагрузке, то взрослый будет гораздо быстрее всё схватывать, чем подросток, тупо опираясь на уже известные вещи и используя многолетний опыт научения.

Очевидно, что если человек к 30 годам хорошенько изучил 2-3 иностранных языка, то он гораздо быстрее подхватит ещё один, чем 20-летний, который только начинает. То же самое и с прогой, и с математикой, и с чем угодно ещё.

Обычно подобный тезис (про 25) говорится как оправдание теми, кто просто давно отвык приобретать новые знания. Почему, собственно, такой человек должен учиться быстрее студентов?)

  Развернуть 1 комментарий

Если провериться на микро-макро элементы, восстановить недостающее курсом витаминов\бадов, нормально спать, не бухать и заниматься хотя бы лайтово спортом\ОФП — то никаких проблем с обучаемостью.

Я щас учусь с большей мотивацией и большей результативностью чем раньше. Более качество выстраиваю ассоциативные связи, быстрее запоминаю нужное, отсекаю неважное и т.д.

<немножко душно и выёбисто>А учу я сейчас, на минуточку, тервер, матстат, финский язык, японские иероглифы, стопку курсов по технологиям для работы. И всё отлично запоминается, усваивается, и не пропывается в голове. </немножко душно и выёбисто>

Подход иной после 25-ти. Более основательный. Мы уже «научились учиться». Либо «учимся учитсья». А не просто лекции отсиживаем.

  Развернуть 1 комментарий

@yaroslav_miroshnikov, когда в Японию? Как успехи по кандзи? Методики, инсайты, инсайды?

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, залезаешь в грёбаного робота, а дальше всё как в тумане…

Хирагану половину прошёл. На катакану боюсь смотреть пока. Хираганы хватает за глаза в связке с другой нагрузкой. Голова кипит с непривычки.

Но зато, жена притащила какое-то японское жидкое мыло, я умываюсь, поднимаю глаза, и такой «И». Думаю «а чо именно "И" и откуда это в голове?», а потом понял, что краем глаза увидел знакомый иероглиф на бутылке. Который теперь знаю что означает. А потом ещё парочку узнал.

Радости были полные штаны.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, в Японию — хз когда. Сейчас цель — Финляндия. В Японию только в отпуск\на отдых на недельку посмотреть. Не раньше весны следующего года…

  Развернуть 1 комментарий

@yaroslav_miroshnikov, я хирагану довольно быстро заглотил ассоциативным методом. Источники вдохновения вот и вот и книжка Remembering the Kana, но большинство ассоциаций свои личные:

  Развернуть 1 комментарий
Aleksandra Usacheva Ебанько Вастрик.Клуба 8 июня 2021

Мне только недавно стукнуло 27 ииии.... Мне стало намного проще учиться, в чем-то разбираться новом. Часто применяю при изучении чего-то уже полученный опыт. Легче собраться и сконцентрироваться на учебе, если оно мне нужно. Раньше это было просто невозможно и я искала максимально короткие пути собирая все возможные шишки. Сейчас же я понимаю, что без усилия и труда, скажем так, не выловишь и рыбку из пруда. Исключения конечно есть, но редко, в обучении так тем более.

Но конечно больше всего буста в этом направлении дало мне умение концентрироваться и объяснить себе что мне реально нужно чем-то заняться.

  Развернуть 1 комментарий

@Roniakia, то что вы описали скорее похоже на изменения в вашем характере, совсем грубо - вы повзрослели ) Вы лучше управляете собой, контролируете свои поступки.
Это не означает что ваш мозг начал лучше усваивать новую информацию

  Развернуть 1 комментарий

Мне 35. Я ощущаю, что стал сильно опытнее, но тупее. Суммарный баланс пока положительный и думаю будет положительным еще долго, но реально в 20 лет многие вещи давались проще (это не относится к коду, там нет сложного в принципе ничего, если не работаешь с математикой). Освоить js можно и в 70, короче.
А вот та же математика дается с бОльшим трудом.

Еще я не понимаю тикток и даже инстаграм. По мне так это какие-то идиотские развлечения (не то что Клуб :) ). При этом весьма в них профессионален, если нужно для бизнеса. Однако эмоционально не могу понять все равно.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, а я стал ловить себя на безусловном отторжении чужих идей, такой эмоциональной реакции. Потом, успокоившись, я прихожу к логичному выводу, что идея может даже и получше моей... но сначала отрицание.

Раньше такой херни не было.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, вполне может быть, да. В молодости я просто не пробовал серьезно вкуривать некоторые вещи, которые пытаюсь освоить сейчас.

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, пробую ещё раз изучить матан 10 лет спустя, стало лишь чуть чуть проще, но в целом все равно не входит отслеживать все переходы и опять часто попадаю в неразрешимые парадоксы из-за того что где-то что-то недопонял

  Развернуть 1 комментарий

И ещё раз в сколько то лет пытаюсь почитать искусство программирования. Это ещё прзабористие матана блин, потому что кроме него там ещё много дичи

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, про то как понять тикток постил ссылку тут https://vas3k.club/link/8754/

  Развернуть 1 комментарий
Григорий Клинов Руководитель корп универа 8 июня 2021

я вижу ситуацию так: навык учиться не угасает, если его поддерживать. Можно ли сказать, что после 25 и т.д. тяжелее заниматься спортом? Определённо тяжелее, если вы до этого курили и еа диване лежали. А если вы регулярно тренируетесь, то тело будет у тонусе, связки пластичными, мышцы упругими и т.д. То же и с мозгами.

  Развернуть 1 комментарий

Да брехня. Просто развивается старперство и неприязнь к новому. Типа "Всегда так делали", "зачем нам еще один фреймворк". Если это побороть, то наоборот проще, потому что при изучении чего то нового можно применить опыт того, что уже знаешь, а когда ты молодой и зеленый, у тебя нет опыта, то и применять нечего, все с нуля. Ну это что касается гапа 25-30. Дальше не скажу, не дожил ещё ¯(ツ)/¯

  Развернуть 1 комментарий

@Vita, А, ну ещё в 25+ как правило становится меньше времени и зацикливаешься в дом-работа. И изучать что то новое просто не остается времени и сил. Но это уже совсем побочки

  Развернуть 1 комментарий

@Vita, "cтарперство и неприязнь к новому" - это как раз и есть угасание когнитивных способностей и падение нейропластичности. Когда думать быстро и остро становится сложно, все начинает сводиться к аналогиям и привычному опыту. Вот попробуйте решать математику на скорость в 30 лет - и вы увидите, что "процессор" уже не тот и кардинально хуже.

  Развернуть 1 комментарий

Это ж надо как-то объективно проверять, а субъективно, после 30 и до 40 я:

  • наконец-то выучил английский до ап0интермедиат и начал на не говорить
  • вкатился в программирование и стал сначала разрабом железа, а потом и программистос за деньги
  • выучил первые 100 иероглифов и два японских алфавита
  • начал учить эстонский (потому что переехал в Эстонию)
  • прошел больше 10 курсов разныхъ тематик от программирования до проджект менеджерства с сертификатам и прочим блекджеком
  • сменил специализацию с СВЧ на силовую электронику.

Короче, я выучил гораздо больше чем в период с 20 до 30, хотя в период с 10 до 20 все же было больше

  Развернуть 1 комментарий

@gapel, ну, за SiC и GaN!

  Развернуть 1 комментарий
Maximus Электрический инженер 8 июня 2021

[ржот]

Да просто гормональный фон приходит в норму и весною становится интересно сделать умный скворечник с инфракрасной камерой и дезинфектором, чем просто натаскивать ИИ подрисовывать политиков в порноролики!

  Развернуть 1 комментарий

Насколько я знаю, то последние исследования в области нейропластичности как раз показывают, что мозг (его структура) меняется на протяжении всей жизни и нет никаких ограничений типа 25/20/21 и тд. Вполне понятно впечатление, что в молодости мозг активнее - попробуйте каждый день с 8 до 3 постоянно что-то учить, а затем вечером еще 4-5 часов проводите за повторением и дз, как в старые добрые времена школы и универа... Просто после этих 20/25 лет люди считают, что научились на всю оставшуюся жизнь и прочитать книжку это уже нифига какое достижение.

  Развернуть 1 комментарий
Alex Kozloff Специалист по стратегии развитию 13 июня 2021

Это какая-то глупость. К 24-28 годам у человека окончательно завершается формирование мозга. Т.е. только с этого возраста он в состоянии формировать разумные оценочные суждения и противостоять гормональному влиянию.

  Развернуть 1 комментарий

За собой я ощущаю меньшую скорость вширь и большую способность концентрироваться на мелочах. Где-то в 27-28 лет началось :) И именно из-за этого дольше процесс обучения: больше не покатит даже для себя самого халтурить, теперь я ощущаю, что физически способен разобрать черный ящик до состояния азов и понять роадмеп.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Влад Клюев Дизайнер, js-разработчик. 8 июня 2021

Сейчас я намного лучше учусь, потому-что понимаю, во-первых, зачем мне это, а, во-вторых, делаю это осознано.

Но да — память точно работает не так хорошо. Только я склонен винить в этом не стареющий мозг, а безумное количество контента и прочих сигналов, которые теперь вокруг нас.

  Развернуть 1 комментарий

все норм, если учишься, то мозг продолжает развиваться
есть исследования
https://www.livescience.com/505-adult-brain-cells-growing.html

  Развернуть 1 комментарий

Мозг меняется с возрастом, как и весь организм.

Что-то действительно новое, взрослому мозгу дольше изучать/принимать.

Но в целом на бытовом уровне "учиться", особенно углубляться в то что уже знаешь, становится легче, просто потому что опыт, самоконтроль и т д.
Но тяжелее если вместо опыта набрался только проблем со здоровьем и сил ни на что нет )

Можно сказать что про "обучение" - это миф. Очень индивидуально.

Но если говорить например о смене убеждений или изучению чего-то совсем нового для вас, то с возрастом тяжелее.
Например люди которые легко запоминают новые длинные комбинации слов, не могут запомнить элементарные движения в танце, если не занимались ими ранее. Мозг не на то заточен. Кстати по этому считаю важным по немногу но всестороннее развивать ребенка.

  Развернуть 1 комментарий
Yury Katkov в шаббатикале 9 июня 2021

Насчет двигательных навыков - вроде бы и впрямь хуже становится со взрослением. Взять хотя бы освоение музыкального инструмента, особенно хитрого вроде скрипки.

  Развернуть 1 комментарий

Смотря что учить. В 30+ вряд ли можно стать шахматным гроссмейстером, или светилом математики. Вот статистику или тервер для датасаенса можно, а вот на мировом уровне что-то новое исследовать - вряд ли. Но если это не нужно, то и прекрасно.

Ну и языки, конечно. Запоминать слова можно в любом возрасте, но условно дети сами подхватят правильную грамматику/произношение, если они в этой языковой среде, а взрослый будет с (фиговым) акцентом, если только специально не потратит кучу времени.

  Развернуть 1 комментарий

Я убежден, что после 25 (+-5) человек начинает становиться ригиднее: все чаще полагается на прошлый опыт в поисках счастья.

  Развернуть 1 комментарий
Maximus Электрический инженер 11 июня 2021

Забей. ☺️

  Развернуть 1 комментарий

После 25 у нас падает нейропластичность, нам становится труднее усваивать новые навыки, но мы хорошо владеем старыми. По этой же причине дети быстро учатся языкам, спорту, игре на муз. инструментах и тд. Про это говорил Andrew Huberman в своих подкастах на ютубе. Хорошая новость в том, что есть способы улучшить свои возможности к обучению. https://youtube.com/c/AndrewHubermanLab

  Развернуть 1 комментарий

Недавно слушал TED выступление какого то чела по нейробиологии - так вот говорит послу 30 обучаемость падает т/к не так быстро устанавливаются нейронные связи. И еще дал совет - пробовать разные активности и работы с 20 до 30 . Так расширится кругозор и будет понятно куда двигаться далее.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб