Почему вы завели трактор и куда вас это завело?

 Публичный пост

Тут часто появляются посты, которые рассказывают как эммигрировать в другую страну, какие подводные камни существуют и мне стало интересно услышать, почему и как вы уехали и довольны ли вы этим?
Мне интересна в первую очередь мотивация и ваше становление за бугром.

62 комментария 👇

Почему уехал: Выиграл грин карту и решил почему бы и не поехать, зачем добру пропадать. Самолеты летают каждый день, вернуться можно в любое время.

Доволен ли: Да. Опыт жизни в другой стране это очень круто. После 7 лет в Америке (НЙ + долина) хочу поехать в Лондон, но не потому что тут что то не так, а просто потому что хочется посмотреть как оно там. Вообще нету страха переезда, потому что "цивилизованном мире" программисту везде хорошо.

Ощущаю себя настоящим космополитом :)

  Развернуть 1 комментарий

Почему уехал: с самого начала «айти карьеры» хотел попробовать пожить где-то еще, но то не хватало опыта, то смелости, то не сошлись по условиям. В прошлом году зашел в Вастрик.Чат, познакомился с ребятами, кто только переехал в Берлин, съездил, влюбился, переехал. От первого приезда в Берлин до переезда прошло 8 месяцев.

Доволен ли: сложно сказать, переехал 23 декабря 2019 года, первые месяцы кряхтел над поисками квартиры и притиркой к работе, а когда начал выдыхать, начались закрытия всего. Но уже сейчас чувствую здесь точки, которые мне намного более комфортны и близки, чем дома: природа, любовь и уважение к истории, вкуснейшая еда, правильное отношение к архитектуре, устройство города, политика и т.д.

Собираюсь ли уезжать: опять же пока сложно. В голове нет ощущения, что это навсегда, но и отрицания нет. Почувствовал, что довольно легок на подъем и могу вернуться к привычному уровню комфорта и быта буквально месяца за 2-3, это открывает в голове возможность поехать не домой, когда здесь надоест, а куда-то дальше. Хочу попробовать Британию, если Берлин настолько не зайдет. Ну и всё-таки, здесь надо учить язык, чтобы быть частью, а не наблюдателем, это тоже не каждый хочет и будет делать, надо учитывать.

В общем, пока всё классно, но домом я по прежнему называю Петербург, что не удивительно, ведь тут я прожил полгода, а там 27 лет. Обязательно расскажу свои ощущения через год.

  Развернуть 1 комментарий

@APilosian, расскажи про свои ощущения через два года :)

  Развернуть 1 комментарий
Tatiana Kartashova VR Comfort Product Owner 5 мая 2020

Почему уехала: мне родители полоскали мозги про пора валить задолго до того как это стало мейнстримом)) после выпуска нашла работу в Голландии (аспирантом), переехала, потом в Германию.

Довольна ли: как слон, в Европе у меня гораздо лучшие финансовые перспективы, улучшилось здоровье, окружающая культура добавляет 5-10 лет молодости/беззаботности, когда в 30 люди заканчивают универ, а семьёй обзаводятся и того позже.

Собираюсь ли уезжать: обратно в Россию - точно нет, куда-то ещё - может быть.

  Развернуть 1 комментарий
Misha Chinkov a boy in the better land 7 мая 2020

Поволжье --> Берлин

Почему уехал. Чем дальше я еду на своем тракторе, тем больше понимаю, что причин резета своей жизни всегда несколько. Лучше напишу TL/DR, чем брякну "дороги говно" и "путен зоебал".

  • Жить в регионе стало тошно по всем фронтам. Накрыла депрессия и полное отсутствие понимание того, как из нее выбраться.
  • Имея работу в самом крутом вебшопе + хату в центре создавалось впечатление пробитого потолка и хотелось естественным образом двигаться куда-то дальше, учиться чему-то новому.
  • Незадолко до переезда выяснилось, что у меня обострилось хроническое заболевание (по ОРЗ), нужно было делать две операции – и тут чувства дополнил разум. Оказалось, что делать в евростране первого мира операцию по стандартной страховке будет гораздо быстрее и качественнее, чем сделать ее в родной России (sic!). Добавим к этому лояльное отношение работодателя в случае болезни, и получаем шанс поправить свое страдающее здоровье.
  • Меня трясло от всего происходящего в России. Это был 2017 год, последние попытки встряхнуть Кремль митингами и полное ощущение безысходности. Хотелось свалить не потому, что где-то циферка в окладе выше, а потому, что банально не хотелось во всем этом вариться.
  • Армия. Странно, что никто ее здесь не упомянул. Мне надо было либо покупать военкомат (аморально/дорого/ненадежно), либо бегать от товарища майора целых 5 лет, либо скрываться в магистратуре/аспирантуре – возможно за большие деньги, чем покупка военкомата. Ситуация очень сильно влияет на чувство комфорта в жизни, а также априори выглядит бестолковой.
  • Опыт. В студенчестве я жил в Штатах летом по программе для гастарбайтеров "Work&Travel". Не айти, конечно, но был очень полезный опыт, который доказал, что я могу.
  • Случай. Возможно, я бы не рыпался или понаехал бы на крайняк в Москву, но тут CTO стартапа в Стокгольме нашел мой заполненный LinkedIn и предложил интервью. И вот интервью, как говорится, "pulled the trigger". Я понял, что в опр. кейсе могу быть кому-то там интересен, и пошел подаваться сам. Так получилось, что средненькие инженеры без европаспорта с разговорным английским интересны по большей части в Берлине – туда и заехал. Хотелось хоть куда-нибудь "вылететь пулей", а там уже на месте разобраться.

Доволен ли: TL/DR – да.

Одну довольно сложную операцию сделали на шестой месяц с переезда, вторая на подходе в этом году. Жить стало интереснее, выучил третий язык, который периодически хотел выучить. Отошел от криков/оров и стал больше понимать, что происходит в России по всем фронтам – социальном, политическом, экономическом. Повезло, что вылетел пулей именно в Берлин – айти кипит, множество направлений для деятельности, форс прокачки софт скиллов, бурная культура/история.

Депрессию сменили панические атаки первые год-полтора, но держу пари, этого всего могло бы не быть, будь я здоров. А так тракторизм это отличная возможность покопаться внутри себя и починить детальки, которые постоянно работали не так. Вряд ли раскрою поинт, но кто знает, тот поймет.

Собираюсь ли уезжать: Уехать всегда можно, знать бы зачем. Пока хочется кружиться в Берлине, больше нетворкаться и стремиться делать что-то клевое здесь. Что Москва, что Питер чужие для меня города, поэтому там все равно придется начинать все заново. И х#& с ним, был бы в этом смысл – а пока его нет.

  Развернуть 1 комментарий

Почему уехал: был оффер с релокацией после университета, решил, что прикольно посмотреть мир, пока не обременён семьей, вещами и занудством в голове.

Доволен ли:
два года жил в Ирландии, очень недоволен.
чуть больше двух лет уже в Швейцарии, очень доволен.

Хотя, не считаю себя эмигрантом, скорее "экспатом". Интегрироваться не собираюсь, возможность переезда обратно не исключаю.

  Развернуть 1 комментарий

Любопытно, что не понравилось в Ирландии?

  Развернуть 1 комментарий

@dubadub, деревня, холодно, дождь, ветер, субурбия, налоги, медицина, менталитет, возможность путешествовать, еда.

Наверное много что ещё, я могу написать целый пост, но это будет скорее концентрированная ненависть, вряд ли сообщество одобрит :)
В цивилизованной форме впечатления описывал здесь:
https://abroadunderhood.ru/alcotaran/
Как раз после отъезда после двух лет в Ирландии

Из положительного кроме паспорта за 5 лет, пива, отсутствия весенней аллергии и летних комаров - больше ничего не отметил.

Но это все личное впечатление, многим Ирландия все же нравится.

  Развернуть 1 комментарий

В свою очередь любопытно а что же понравилось в Швейцарии? И что не понравилось и почему не исключается возможность переезда куда-то ещё?

  Развернуть 1 комментарий

Какие мысли о Швейцарии? Мне сложновато придумать, а куда ж еще теперь можно уехать, если речь о работе по найму.

  Развернуть 1 комментарий

@alcotaran, вы про ненависть зря так. Слащавыми отчетами завален весь интернет, может сбалансируете хотя бы немножко?

  Развернуть 1 комментарий

@Mykola, Что понравилось в Швейцарии: минимум бюрократии, шенгенская зона (купил билет и улетел без гемора с визами), горячая вода круглые сутки без необходимости думать о настройке таймера бойлера, более высокое качество строительства (почти везде пластиковые стеклопакеты с минимум двойным остеклением, отсутствие систем вентиляции вида "дырка на улицу"), сухой континентальный климат (больше солнца, меньше осадков), низкие налоги на зарплату (в цюрихе процентов 25-30 total, если переместиться куда-то ближе в деревню, то 15-20, а деревня это значит минут 25 на тачке до цюриха), более "правая" политика государства (вот вам пример: если теряешь работу и садишься на пособие, а потом работу находишь, то с зарплаты будут вычитать, пока не вернёшь пособие, поэтому нет стимула висеть на шее у государства), не-евросоюз (не обязаны подчиняться многим европейским нормам, например по беженцам), культура отношения к оружию (почти в каждом доме есть в подвале бомбоубежище, у местных после службы в армии дома хранится личная винтовка, после 5 лет жизни в стране и получения ВНЖ можно купить что-нибудь огнестрельное, в целом по стране есть тиры), низкие налоги на импорт, например, электроники - шутка ли, купить ноут или телефон на местном digitec.ch дешевле чем на amazon.co.uk или amazon.de , а доходы здесь выше.

Что не понравилось: запреты на сплит-системы кондиционирования, довольно дорогая сфера услуг (но если работать в гугле - то на этот пункт можно в принципе и забить), тугодусмтво и медлительность многих местных (платишь где-нибудь $много за час и чувак всё делает очень медленно, никуда не торопится - ухх, аж трясёт!). Из минусов ещё может быть: практически невозможно получить паспорт (10-12 лет, плюс необходимость интеграции). Неанглийский язык (но по большей части можно обойтись минимальным набором слов или английским, если живешь в городе побольше).

@ganqqwerty, рассматриваю вообще неработу какое-то время или работу без найма (фриланс, бедные и весёлые стартапы), Москва/Питер.

@zalivka , вот именно, столько слащавых отчётов, что для баланса нужна концентрированная ненависть :) но я попробую

  Развернуть 1 комментарий

@alcotaran, спасибо за ответ, интересно было пролистать тред.

  Развернуть 1 комментарий

@alcotaran, прочитал твой комментарий сейчас и уже хочется писать знакомой эйчар из Гугла :(

Но тоже сначала удаленка/контракты/фриланс в Москве в планах.

  Развернуть 1 комментарий

@alcotaran, неоднократно сталкивался с отзывами, что Швейцария - крайне "пенсионерское" место и если любишь движуху, то в любой точке Швейцарии будет тяжко. Насколько это так?

  Развернуть 1 комментарий

@Jackio, во, это еще одно забавное слово. 😎

Никто не может дать точного определения ни понятию "движуха", ни понятию "IT". 😁😁😁

А что есть движуха фор ю?

  Развернуть 1 комментарий

@Maximus, барчики, концерты, etc. и сопутствующий им нетворкинг. Социальные активности, в общем😊

  Развернуть 1 комментарий
Nikita Tanygin Technical Product Manager 4 мая 2020

Почему уехал: сделали оффер из серии "мы тебя релоцируем, а еще заплатим тебе денег за то, что ты научишься нормально код писать". All right, заверните две :) Ну и новый опыт, конечно. А вообще подход был из серии "почему нет".

Доволен ли: да. (Дисклеймер: я пожил в Праге 1.5 года, вернулся в РФ, за 300 кк/сек номадил год с базой в РФ, переехал в Данию)
Нет ни одной причины не попробовать новое. Опыт, soft skills (которые улетают в небеса в Европках), другие парадигмы всего (причем Чехия и Дания настолько разные, что сравнить не особо) — мозг доволен.

Подводные камни: без хорошего английского и умения в коммуникацию будет сложновато. Особенно если уезжать одному, а не с парой.

Собираюсь ли уезжать: я скорее не уверен, что планирую остаться. Возвращаться в РФ в ближайшем будущем (3-5 лет) точно не хочу. А там как пойдет. В РФ есть куча плюсов, в других странах есть куча минусов (и наоборот).

  Развернуть 1 комментарий

Эх, если бы куда-то и ехать, то именно в Прагу.

  Развернуть 1 комментарий

@Fjodor, Прага это отличный город для пенсионеров :) потому сбежал.

  Развернуть 1 комментарий

soft skills (которые улетают в небеса в Европках)

Почему именно в Европе?
Чем РФ в этом плане хуже?

  Развернуть 1 комментарий

@m0rozov, РФ не хуже, тут не из серии "лучше/хуже", просто иначе. Европа — это абсолютно другая парадигма общения, коммуникации с людьми, процессов работы, bodylanguage, каких-то моментов в плане убеждения, лидерства, презентации.
Некоторые инструменты, которые можно использовать в РФ, нельзя использовать в EU, и наоборот. Поэтому учишься в обе вещи и балансировать.

  Развернуть 1 комментарий

О здорова, ты в каком городе Дании? Если копен, то го по пиву?

  Развернуть 1 комментарий

@KOVI, Копен, конечно, а что, есть другие города? :D
По пиву с удовольствием, пусть только барчики обратно откроются.

  Развернуть 1 комментарий

Почему уехал: в основном, получение нового опыта, ну и гражданства, если повезёт :)

Языки давались легко ещё со школы (французский, английский), поэтому всегда был прицел на жизнь за границей. После того, как пару раз побывал во Франции студентом по обмену, а затем в Лондоне в командировках, я точно понял, что хочу пожить за границей, но конкретно предпочтений по стране не было.

Через 4 года работы и частых командировок в Европу появилась возможность податься на entry-level вакансию в одном из глобальных офисов Emerson в Гетеборге. К своему удивлению, я прошёл все собеседования и получил офер с релокейшн-пакетом. Был я молодой и горячий, поэтому согласился не глядя, хотя мог бы выторговать условия получше. Поэтому первые года три было довольно тяжко, поскольку со мной переехала жена и маленькая дочка. Зато такая ситуация дала мне бооооольшой пинок под зад, чему я несказанно рад.

Года полтора после переезда я понял, что мне нужно больше, чем стандартное Villa/Volvo/Vovve (аналог küche kinder kirche у немцев), соответственно, я стал искать пути продвижения по карьерной лестнице без смены работодателя, так как в Швеции первые 4 года ты привязан сначала к своей компании, потом к должности, и только на 5й год, при получении ПМЖ, эти ограничения снимаются. К слову, Villa/Volvo/Vovve это здорово, но в моём положении мне нужно было шевелиться в 10 быстрее, чем моим шведским коллегам.

Кроме собственно интенсивной работы и вписывания в огромное количество проектов (этакий универсальный солдат), моим решением было получить MBA, что само по себе большая авантюра, поскольку это инвестиции огромные, а гарантировать успех никто не может (вообще такого рода образование это тема отдельного поста - если кому интересно, хорошее summary тут https://skitalets.livejournal.com/78035.html и тут https://skitalets.livejournal.com/79116.html). После нескольких месяцев раздумий всё-таки поступил на part-time в Duke что в Северной Каролине (самый известный выпускник Тим Кук да ещё Мелинда Гейтс) и не прогадал - во время и после обучения сменил уже 4 должности. Плюс прокачал soft skills, познакомился с массой интересных людей и теперь намного лучше понимаю американских коллег.

Пару лет назад чуть не уехал в Дубай экспатом, но не сложилось.

На сегодняшний день мы считаем Гетеборг домом (где-то ведь он должен быть! особенно, когда есть дети), но всегда открыты для новых возможностей и авантюр.

  Развернуть 1 комментарий

https://skitalets.livejournal.com/79116.html

спасибо за пост, наконец-то первое членораздельное объяснение. Даже мои друзья из IMD что-то мычат в ответ. Прочитав, понял, что о-о-о-о-о-чень спорная вещь за такие бабки. 120 килобаксов, а еще ж и жить надо целый год где-то, кушать и платить страховку. Имело бы немалый смысл, если бы была хоть какая-то уверенность, что будешь получать 300 килобаксов в год, а у меня этой уверенности совсем не сложилось.

Если напишете еще своих мыслей насчет MBA - буду очень благодарен.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, да, насчёт спорности всё верно. Может ого-го как выстрелить, а может оказаться долговым бременем на всю жизнь, и тех и других историй полно.

Я впервые начал задумываться об МБА, когда заметил, что во внутренних org announcement у большинства быстро взлетающих по карьерной лестницу людей это образование было. Потом начал изучать тему подробней - и быстро пришёл к выводу, что если и вписываться в тему, то только на уровне топ-20 американских / топ-10 европейских школ.

Причин несколько: во-первых, в тех же США МБА есть у очень многих, порог входа довольно низок, поэтому котируются только топ-школы, которые берут не только качеством образования, доступа к работодателям, но и силой своего бренда. Во-вторых, мир очень быстро меняется и, как это не парадоксально звучит, вкладывать, допустим 30 килобаксов в никому не известный бренд, это просто деньги на ветер. Это была ситуация на 2012-13 год, сейчас, думаю, она не изменилась. Минус: ценник конский и на статистику по зарплате выпускников я бы не стал ориентироваться, равно как и на статистику выплатов кредита по учёбе - у каждого своя индивидуальная ситуация, а в отчётах школ всё всегда красиво.

Многие люди получают это образование, потому что просто не знаю, что делать дальше - например, кто-то закончил ВУЗ и понимает, что работать по специальности вообще не вариант. Отсюда проблема обучения full-time: на мой взгляд, там слишком много тусовки и слишком мало чего почерпнуть у одноклассников, у которых зачастую крайне мало практического и жизненного опыта. Некоторые товарищи идут сразу на МБА после получения ВУЗа, не проработав ни дня.

Программа, которую закончил я, называлась Cross-Continent, мы учились без отрыва от работы и встречались каждые 2 месяца в разных точках мира (США, Китай, Чили, Индия, Турция и снова США) - для меня это был дополнительный бенефит, я никогда не хотел жить 2 года на кампусе и очень хотел увидеть мир за пределами Европы.

В классе было 110 человек, средний возраст 30 лет, из них процентов 70 американцы, но примерно половина этих ребят америкацы в первом поколении, считай, наполовину иностранцы ещё :) Что показательно, был и народ из очень богатых семей, вели они себя совершенно по-другому и держались обособленно. Я тогда впервые действительно понял, что значить "встречать по одёжке", что такое американские братства и американский истэблишмент. Но при этом есть люди, которых я считаю действительно друзьями, как и тех, с кем рос в России.

Сейчас, по прошествии 4,5 лет после выпуска, чётко видно, что одноклассники, у кого был чёткий план действий, преуспевают, остальные же особо не продвинулись. Отсюда вывод - МБА это не золотой билет наверх, а только один из инструментов. Само по себе это образование многого не даст, только в комплексе с предыдущим опытом, soft-skills и прочим. По зарплатам тоже очень большой разброс, в зависимости от индустрии, позиции и локейшена. Опять же, школам выгодно представить статистику в розовом цвете.

Вообще, я могу сказать, что выхлоп от правильного МБА ощущается скорее в долгосрочной перспективе - возможно, что сразу 300КК и не выйдет, но через несколько лет вполне. Плюс этот опыт (именно опыт, а не знания) несгораем и только поможет со временем.

  Развернуть 1 комментарий

Надоели пробки, "слыш плоти", "тебе никто ничего не должен", скрепность и т.п. Сейчас в Чехии, запилил пост вот утром про переезд.

  Развернуть 1 комментарий
Sergei Vedernikov Разноработчик 8 мая 2020

Екатеринбург->Любляна (Словения)

В 2016 году поехал в отпуск, заехать в гости к другу, который жил в Любляне второй год. На тот момент я работал в Екб в R&D отделе американской компании, кодил камеру видеонаблюдения и рулил командой.
В Любляне друг познакомил меня с человеком, который предложил мне работу и переезд. Работа заключалась в том, чтобы писать для него торговых роботов (если коротко), которых я никогда раньше не писал :)
R&D отдел рассыпался и мне это предложение оказалось во время. Я согласился и переехал в январе 2017го года.
В 2018м мы придумали делать деривативную криптобиржу (как deribit только лучше). Я собрал команду, запилил движок, было весело. В 19м году мы запустили, поигрались и закрыли. Побоявшись других крупных бирж и не найдя заинтересованного инвестора. Я вернулся к роботам, команду разогнали. Обидно, но было интересно.
Сегодня я безработный, т.к. наш трейдинг потерпел крах в марте и больше нет денег на зарплату. Неспеша пинаю местные компании и думаю где бы найти удаленку.

Со словенцами не работал, но слышал много негативных рассказов о их необязательности и тормознутости. Хотя юрист, помогавший нам с биржей, был весьма оперативен и обязателен.

Я не особо интегрируюсь в словенское общество, в основном общаюсь с понаехами, но периодически общаюсь с некоторыми словенскими знакомыми. Даже язык выучил до уровня "могу понять и ответить да или нет; что нибудь спросить" :)

Доволен ли: доволен, но есть нюансы.
Рынок очень маленький (вся страна 2млн человек), соответственно выбор работы в случае ее потери очень узкий. По той же причине мало движухи (если она нужна), живешь в столице как будто в деревне.
Однако мне это больше нравится, чем не нравится. В 100км море, а вокруг горы, маленькая Швейцария для бедных. Путешествия (были) очень доступны, только за дешевыми самолетами придется ехать в Венецию например. Если это кому-то будет интересно, могу написать пост о Словении, по крайней мере о том, что я для себя в ней обнаружил.

  Развернуть 1 комментарий

Было бы интересно про Словению прочитать

  Развернуть 1 комментарий

@ichikmarev, понял, принял :) постараюсь сообразить на днях небольшой пост

  Развернуть 1 комментарий

Москва -> Австралия.

Удалось поработать пару лет на Кипре и я понял, что хочу жить в тепле и у моря. Удалось реализовать свою мечту. Хороший климат и голубое небо очень важны для мироощущения.

Так как проблем с языком не было, переезд прошел достаточно просто, удалось быстро найти работу по специальности, вообщем голодать не пришлось. Здесь, кстати, ценят русских инженеров.

  Развернуть 1 комментарий

Почему уехал: сделали оффер, который было бы глупо отклонить. Тем более что в Швейцарии я уже был туристом за 2 года до переезда, и точно знал, что страна в целом и город в частности мне нравятся больше, чем полсотни других посещённых городов и стран. Решил проверить, как оно будет в эмиграции, тем более что условия контракта были достойными.

Доволен ли: да.

Подводные камни:

  1. менеджерская карьера (для разработчиков и других технарей ограничений нет) невозможна без немецкого (в немецкой части страны) или французского (во французской). Потому мой выбор работодателей ограничен международными галерами-банками-страховщиками, FAANGом и десятком хорошо профинансированных стартапов;
  2. если супруг(а) не из ИТ и не носитель языка, то найти годную работу без шансов, придётся выкручиваться или страдать.

Собираюсь ли уезжать: не исключаю (живём 4й год).

  Развернуть 1 комментарий

Так пункт 2. - он и для Лондона может быть, и для другого города. :)

  Развернуть 1 комментарий

Вообще то же самое со мной. И то же Швейцария. А чо бы и не поехать?

  Развернуть 1 комментарий

@Maximus, не согласен. В том же Лондоне множество моих знакомых с выученным английским (понятно что он на хорошем уровне, но всё равно не на уровне "носителя", т.е родного/С2) работают в менеджменте отелей, ресторанов, в логистике, в банках, управляют HR и рисками, занимаются маркетингом и продажами. Неидеальный английский не является препятствием.

В Швейцарии же обычное дело в объявлениях в списке требований - "Fliessend in Englisch und Deutsch, Französisch von Vorteil" или даже прямо так: "Deutsche Muttersprache mit guten Französischkenntnissen". И даже с каким-нибудь В2 немецким даже за место кассиром в Лидле предстоит побороться с детями сербских и албанских мигрантов 90х.

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, на продажников частеньно и швитцедютч надо, а он похож на немецкий примерно как сербский похож на русский

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, ну, тут мы стоим на пороге длиннющей бесконечной дискуссии. :)

Ведь всё же сравнивать даже Цюрих и Лондон несколько неправильно: слишком разные объёмы, виды "потоков", распределение иностранцев и пр.

В том же Мюнхене, Вене или Франкфурте на Майне вряд ли кто будет требовать французски или швайцдойч (или ретророманский :).

Объёмы рынков - тоже несопоставимы.

Опять же, объёмы/размеры диаспор - тоже совсем разные.

Плюс, и здесь "информационный пузырь" в выводах. Как пример: у меня из знакомых не менее 90% - с ввсшим образованием и не менее 20-30% из них - с докторскими степенями. Но верно ли это распределение на всё общество? ;)

  Развернуть 1 комментарий

@Maximus, я не предлагаю спорить и сравнивать яблоки с кошками. Я поделился некоторым знанием и опытом конкретно про Швейцарию: знаю семьи, которые через несколько лет уехали из Швейцарии в другие страны из-за проблем с трудоустройством супруга, и на новом месте решили эту проблему.

Одновременно знаю семьи, кто переехал из других стран в Швейцарию и столкнулся с суровой реальностью: один из членов семьи столкнулся с невозможностью развития своей карьеры тут.

Проблема не только в языках (хотя это первостепенное). Швейцария - очень патриархальное государство. Например, самый прогрессивный кантон разрешил женщинам голосовать на выборах только в 1959 году. А самый ретроградный - только в 1991! То есть когда демократия буйным цветом зацвела в постсоветских странах, в самой демократичной стране мира последние женщины получили право голоса. Каково, а?

Стеклянный потолок, дескриминация всех мастей, харрасмент - это обычное дело, с которым тут сталкиваются женщины, ищущие работу. Для понаехов из США и даже из соседней Франции это звучит как дичь дишайшая и такого факта они не могут принять.

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, и кошек жрут!

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, ну про кошек это больше история всё-таки. Да, есть там три деда в одной деревне, кто раз в год съедают кота в квазиритуальных целях, но я осмелюсь утверждать, что среди швейцарцев моложе 30 кошку ели лишь единицы, причём было только на "слабо" по пьяни или проспоренное пари.

  Развернуть 1 комментарий
Dmitriy Rozhkov Distinguished Notion API Consultant 7 мая 2020

Сибирь - Таиланд - Гамбург - Мюнхен

Почему уехал: экология, новый опыт, новые возможности. В Красноярске черное небо. Родилась дочь, мучались с детскими болезнями, уехали на лето в Таиланд и все прошло.
В Таиланде решили, что раз получается жить "не дома", то надо попробовать пока молодые. Сидя же в Таиланде нашел работу в Гамбурге. Гамбург очень красивый, но сыро, промозглый ветер, отсутствие солнца и перспектив для программиста.
Съездили на зимние каникулы в Баварию и решили переехать. Континентальный климат, горы, озера.

Доволен ли: Доволен.

Собираюсь ли уезжать: нет

  Развернуть 1 комментарий
Olga Sentemova Королева заправки 4 августа 2020

Москва -> Амстердам

Почему уехала: Москва оказалась для меня слишком большим и шумным городом. Приходила на работу уже уставшей. А жить и зарабатывать в каком-то еще городе не представлялось возможным.
Ну и говны постоянные под ногами конечно тоже бесили.

Уехала в Амстредам три года назад, место не особенно выбирала, вообще думала, что уеду в Берлин, потому что все вокруг уезжали в Берлин.

Единственное, о чем я жалела с переездом, что не сделала это на пять лет раньше. Я конечно скучаю по друзьям, по хобби, по родителям, но это все даже рядом не стоит с тем, как сильно моя жизнь изменилась в лучшую сторону.

Подводные камни:

  • довольно отсталое ИТ. Ну то есть по сравнению с Москвой -- отставание 4-6 лет
  • довольно ограниченный рынок труда. несмотря на то, что все говорят, что после брекзита компании попереводят всего в Нидерланды, что-то этого пока не происходит. И из реально крупных компаний есть Букинг, ну и примерно все.

А из хорошего:

  • все знают английский (если не выезжать за пределы амстердама)
  • налоговые скидки на первые пять лет жизни
  • гражданство через пять лет
  Развернуть 1 комментарий

ОО, забыла еще добавить про хорошее:

  • велосипеды, здесь их натурально больше чем людей.
  • dutch directness, я когда работала в американской копании, мне было прямо очень тяжело понимать за всеми этими иносказаниями и слоями вежливости что мне пытаются сказать. здесь все намного проще. ну и к моей восточно-европейской прямолинейности проще относятся конечно.
  • СЫР! это национальный голландский продукт, тут его едят все, со всем и вообще знают толк в молочных продуктах.

Так-то я могу еще долго продолжать, думаю, может пост запилить

  Развернуть 1 комментарий

Таганрог -> Подмосковье -> Мурманск -> Питер -> Таллинн
После вуза мне пришлось потратить много времени, чтобы выбраться из провинции и выбрать где я хочу жить. Тогда еще мыслей о тракторе не было. Потом я нашел Петербург и понял, что для меня это лучший город в России. Потом случилась первая поездка заграницу в 2011 (Хельсинки), потом 2014 год... после этого сформировалось четкое желание заводить трактор и понимание того, что я не вижу светлого будущего в этой стране.
На то чтобы переехать ушло 5 лет со сменой специализации.
Прошел год в Таллинне, мне нравится здесь, короновирус еще раз подчеркнул, что для себя и семьи я сделал правильный выбор. Это не значит, что в Таллинне конечная станция, но в Россию возвращаться точно мыслей нет.

  Развернуть 1 комментарий

Я пытался уехать 2 раза, но получилось только на 3й и очень рад что не уехал в первые 2 раза.

1й раз было как студент в Польшу, меня даже приняли в универ, но не было финансовой возможности это сделать.

2й раз меня позвали клиенты в Гетеборг, я был довольно джунист и горел желанием уехать из Украины. Мы пожили там месяц до получения документов, и я понял что на тех условиях уезжать нет смысла. После этого на 2 года я стал ярым противником тракторизма.

3й раз вышел максимально успешным и довольно случайным. Хорошая зарплата, достаточно денег для переезда, больше уверенности в себе.

Мой вывод, нет смысла уезжать просто чтобы уехать. Заграница не решает никаких проблем и не делает тебя лучше.

Возвращаться или переезжать в другую страну вообще не планирую.

  Развернуть 1 комментарий

Оттракторил в Канаду сразу после школы, родителям за это спасибо. Затракторил, скорее всего, бессознательно, но очень этим доволен. Катаясь по миру, так и не нашел места лучше Ванкувера, поэтому сижу тут, время от времени выбираясь забугор, кек.

  Развернуть 1 комментарий

Иркутск -> Москва -> Таллин -> Берлин

Каждый раз уезжал не "откуда", а "куда". Из-за обычного любопытства и нового опыта.

К тому же, мне хотелось реализовать эту фичу разработчиков: относительно легко переехать даже за границу.
Реализовать, а потом уже оценивать - стало лучше или хуже, чем не воспользоваться такой возможностью и думать "а что если бы..."

приятный дополнительный + для меня: я хотел продолжать писать не на мейнстрим языке - Elixir, поэтому переезжал только под работу на нем (уже из Мск).

  Развернуть 1 комментарий
Egor Popelyaev Старший Тостер 5 мая 2020

Почему уехал: Было две основные причины. Возможность получить немецкое гражданство как позднему переселенцу и желание попробовать что-то новое. Тем более, что айтишная профессия обнадёживала в плане поиска работы. После 9 лет в Берлине захотелось снова чего-то нового. И вот уже полтора года трактор припаркован в Швейцарии.

Доволен ли: скорее нет, чем да. Швейцария безумно красивая страна и от природы тут сносит башню. А вот именно как местно для жизни она мне не зашла.

Собираюсь ли уезжать: да.

  Развернуть 1 комментарий

У меня наблюдение есть про Свисс и переездунов. Первые полгода-год эйфория, а потом блевать охота от этой страны пенсионеров. Развлечений нет, друзей хрен заведёшь, бабы вроде есть, а вроде и хрен заведёшь, кучу хобби себе завёл, а все равно ощущение скуки. У меня получилось это перетерпеть за год-два, и потом стало вот просто нормально и хорошо.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, да, я от своих друзей тут тоже слышал, что тут надо года 2 - 3 потерпеть и потом заходит. Но я пока не уверен. У меня нет ощущения скуки здесь, так как я большой фанат природы и гор. В этом плане мне развлечений хватает. В плане друзей, согласен, это сложный вопрос здесь. Мне, как бы в целом, не нравится местная государственная система и жизнь в бытовом плане и в этом основной конфликт интересов для меня.

  Развернуть 1 комментарий

@Egor_P, в деревне живешь или в городе? Я страшные истории слышал про тех, у кого дома маленькие и куча швейцарских бабулек в соседях.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, до этого был Цюрих, сейчас Люцерн. Таких домов стараюсь избегать)

  Развернуть 1 комментарий

Привет, я тоже в Конфедерации ;)

Почему трактор?

Сначала угораздило родиться в депрессивных ебенях, у крайне токсичных чуваков. Если б не сбежала (как только получила доки в 16), очень плохо бы кончила. Постаралась убежать как можно дальше - не сразу, но получилось. Помог случай и удача. Играла в покер с американцами и тут выясняется, что они члены Менсы. Прошла тестирование и оказалось, что и я туда подхожу. Менса - это закрытый клуб, вроде того, где мы с вами сейчас, его члены мне очень помогли с инфой по стипендиям, обменам, по переезду.

Подавала 3 года безрезультатно, но на третий год выиграла сразу 3 стипендии - в Пенн стейт, Сиракьюз и Уошью. Собиралась стать психиатром (они в Америке очень хорошо получают), но после диплома было место только в судебной психиатрии, откуда я попала в обычную судебку. Там заинтересовалась проектом "Виртуальная аутопсия" и радиологией вообще. Стажировалась в Германии. Вышла замуж, приехала с ним в Швейцарию. Это капец, братцы.

"Стеклянный потолок, дискриминация всех мастей, харрасмент" - об этом уже писали.

  • 736 отказов и 3 года до первого постоянного контракта (ещё раз: в активе американский диплом, крепкий стаж, 3 языка свободно, + 3 норм).
  • Каждый день (не преувеличиваю) кто-то хоть один да спросит: вы откуда? и когда уже назад уедете?
  • Каждый день что-то вроде: вам не сюда, это раздевалка для врачей, медсёстрам дальше по коридору. Ах вы, док?! Даже так! И в какой области китайской медицины вы специализируетесь?

Я работала уборщицей (да-да, с засунутыми в... куда подальше дипломами), няней, в ресерче, сделала карьеру в топ фарме (Биг 3) за два года от простого консультанта до Country Medical Lead. Муж побывал всем - от external cons и Business Unit Director до стартапера и безработного. Было время, когда мы вдвоём поднимали полмиллиона, а было, когда у нас налогооблагаемый доход был 6500 франков в год (кто в теме, поймёт, что это значит). Мы честно пытались свалить из этого гнезда бюзифрессеров - Лондон, Сингапур, Франкфурт, Маннгейм - везде пожили какое-то время вместе или поодиночке. Но не срослось, потому что надо учитывать интересы всех членов семьи.

Довольна ли я? Сразу вспоминаю анекдот:
-Что вы можете сказать позитивного о Швейцарии?

  • Дайте подумать... Ну вот например, их флаг, это же один большой плюс!

Собираюсь ли уезжать? (Xа-ха, это спрашивают у меня швейцарцы каждый день. Им я отвечаю, что их это не касается.) Но всегда изучаю варианты, это уже болезнь какая-то.

  Развернуть 1 комментарий

@BariumBarista, вот это крутая история! А напиши про менсу, что за секта такая?

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, Ну это секта для яйцеголовых (IQ >2 стандартных отклонения). Мы там под пивас теорему Фермa решаем и договариваемся, как завоевать мир.

Не, если серьёзно, то там просто полно аспи и других фриков. Таким людям трудно в обычной среде социализироваться, вот они и тусуются вместе для взаимного суппорта. Публика пёстрая, есть миллиардеры, кинозвезды, а есть матери-одиночки и социальщики. Один кадр даже шутинг устроил и попал в телевизор. Отделения Менсы есть в 50 странах, есть свои журналы, стипендии, ивенты. Особенно ивенты мне нравятся. Туса по клубам Белграда, bar crawl в Лондоне, галадиннер в отеле ***** в Любляне, азиатский конгресс в Сингапуре, американский, европейский. Так как всё организуют инсайдеры, то это получаются не просто бюджетные путешествия, а ещё и с такими местами, куда обычно не попадёшь: хранилище банка, парижские катакомбы, офис Гугла. К сожалению, в России Менса не зашла. Есть белорусская Менса. И я знаю как минимум трёх россиян-членов Менсы без аффилиации с Россией. Там платишь членские взносы ну и вся дальнейшая развлекуха тоже за твой счёт (но по ценам для своих). Кроме путешестви eсть ещё местные митапы, группы по интересам и т.д.

ПС: а где тут редактор? Ну чтоб курсив, цитаты и всё такое?

  Развернуть 1 комментарий

@BariumBarista, тут работает markdown ( можно посмотреть тут например: https://www.markdownguide.org/cheat-sheet)

  Развернуть 1 комментарий

@maximkuzmin, Супер, спасибо большое!

  Развернуть 1 комментарий

@BariumBarista, а в Эрлангене, в Эрлангене Менса (как клуб, а не столовая 😁) есть?! 😎

  Развернуть 1 комментарий

@maximkuzmin, @BariumBarista - надо добавить, что с компьютера выходит быстрее - но и с телефона можно многое, если приноровиться (например, две звёздочки до и две звёздочки после куска текста выделяют этот кусок полужирным :)

  Развернуть 1 комментарий

@Maximus,
В Германии Менса - вообще самая крутая после американской и самой старой английской, она называется там MinD и oни кучу полезных вещей делают там для детей, детские лагеря, собирушки для родителей. Менса делится не столько по городам, сколько по регионам: https://www.mensa.de/mensa-vor-ort/regionale-seiten/ , а городах бывают т.н. локальные секции - в кнайпе где-нить собираются или сейчас из-за короны почти всё перешло в зум. И там не обязательно всей семьей тестироваться, достаточно только одного менсанина и доступ всем родственникам и друзьям обеспечен.

@ganqqwerty, тебе надо на хабр иногда заходить.

  Развернуть 1 комментарий

@BariumBarista, хех, в этом году собрание было в Нюрнберге запланировано - но из-за вируса отменили оффлайн-встречу. 😁

  Развернуть 1 комментарий

Мурманск -> Хельсинки

Почему уехал: После школы поехал в учиться в универ, были конечно мысли "пора валить", но скорее это просто так сложилось.

Доволен ли: Скорее да, чем нет. Из Мурманска точно надо было уезжать. Что-то лучше в Финляндии, что-то в Росии.

Собираюсь ли уезжать: Уже пробовал несколько раз. Жил в Москве и Питере примерно по полгода (продолжая работать у себя в Хельсингской конторе удаленно), но в итоге возвращался обратно в Хельсинки. Думаю пока я здесь, но не отрицаю что опять куда-нибудь собирусь, может в Европу поюжнее.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб