Что вы ищете в художественной литературе?

 Публичный пост

Продолжающаяся неделя отпуска дала свободное время «на подумать». И сегодня извилистые тропы размышлений привели мой мозг к вопросу, который сияет, как неоновая вывеска: «А зачем ты читаешь? Что ты ищешь в книгах?».
Я пораскинул головой, и ответ на этот вопрос нашел. В художественной литературе я ищу (в порядке убывания важности):

  1. Истории. Максимально глубокие, максимально нестандартные, максимально многоаспектные события, которые изложены в книге/цикле. Если сравнивать книги с озером, то речь идет про глубину – насколько глубоко эта история позволяет в себя нырнуть?
  2. Концепции. Какая-то идея, мысль, система аргументов, которую я раньше не встречал. Продолжая аналогии с озером – что ты найдешь на дне этого озера? Из примеров – это концепция «темного леса» у Лю Цысиня, «Выбраковка» Олега Дивова и «Ложная слепота» Питера Уоттса.
  3. Атмосфера. Глубина и оттенки настроения, которые сопровождают тебя все время, пока ты читаешь. Как преломляется внешний мир, пока ты находишься во флёре книги? Грубо говоря, вот ты нырнул – а из чего состоит эта вода, в которой ты оказался?

Но я читаю только фантастику и фэнтэзи, так уж сложилось. И мне стало интересно – что вы цените больше всего в книгах? Вот вы ее открываете, незнакомую – и что, в идеале, она должна вам дать? Как книга может создать у вас ощущение «Вау»?

13 комментариев 👇
Марина Сафонова , Управляющий редактор Тинькофф-журнала 4 февраля в 14:01

Я ищу эмоциональные переживания, которые сама бы иначе никогда не испытала. Такая возможность пожить жизнь других людей эмоционально, почувствовать их. Считаю, что мало что так, как художественная литература, прокачивает эмоциональный интеллект.

  Развернуть 1 комментарий

Мне нравится состояние потока, в которое погружают unputdownable книги, когда читаешь и не можешь оторваться.

  Развернуть 1 комментарий

Я в книжки лезу за историями и атмосферой. В хорошем романе их не меньше, чем в фантастике.

  Развернуть 1 комментарий

Я в книжках спасаюсь от опостылевшей действительности. Вплоть до того, что иногда читаю откровенный шлак. В фантастике/фентези больше всего ценю целостные миры с какими-то своими необычными социальными связями. Самый яркий и любимый пример - "Пламя над бездной" Винджа с его обществом стай.

  Развернуть 1 комментарий
Ира Селезнёва , Продуктовый дизайнер 5 февраля в 23:27

Меня, помимо прочего, о чём уже написали, захватывает, когда я читаю о том, что переживала сама, но при этом либо не сильно отрефлексировала, либо оно просто как-то в подсознании на полочку сложено и не отсвечивает. И если автору как-то особенно красиво и точно удаётся описать аналогичные чувства, эмоции, образы, то это для меня чистая магия, готова искать это в книгах снова и снова :)

  Развернуть 1 комментарий

Я читаю худлит чтобы узнавать мемы и образы, чтобы понимать отсылки.

  Развернуть 1 комментарий

Чтение художки для меня сродни просмотру фильма, но плюс в том, что это долгий процесс. А долгое сейчас сложно воспринимается, потому считаю это дополнительным плюсом.

Также чтение такой литературы часто приводит к размышлениям, которые не вызвает нонфикшн. Помню, как летом выписывал моменты из войны и мира, которые впечатлили.

  Развернуть 1 комментарий
Иван Бурнатов , градостроительное проектирование 6 февраля в 16:38

Для меня это отдых. Такого рода книги отлично расслабляют. Это для меня как медитация. Крайне удобный формат, есть 5 свободных минут - достал телефон, почитал.
Из-за этого не могу смотреть фильмы - это же 2 часа сидеть перед телеком :| еще и скорость воспроизведения регулировать нельзя (если не один).

В хорошей книге должно быть:

  1. Логика. Когда автор пишет не приходя в сознание, у него вместо текста одно большое логическое противоречие. Это нечитаемо.
  2. Отличие от основной массы. Если книга - клон клона, и в тексте штампы навешиваются на штампы, то кровь идет из глаз.
  3. Проработанность мира. Иногда есть настроение окунуться в подробное описание какого-то мира который возник из каких-то логических допущений.
  4. Динамика, не должна провисать, но и не должно быть одно не прекращающиеся действие.
  5. Персонажи не должны быть картонными, классно, когда у них прописаны разные характеры, и ты такой - даа, в реальной жизни так ведь и бывает!
  6. Идеально было бы на страницах книги познакомиться с какими-нибудь реальными, мало-известными вещами (из истории, науки).

Отличное ТЗ получилось :)
Жаль только, что очень мало авторов могут написать такую книгу, и эта работа очень сложная, но оплачивается минимально (в русскоязычном сегменте)

Кстати как-то начал читать худ.лит на английском (специально выбрал максимально тупые, чтобы слов незнакомых было поменьше), за ~3 месяца мощно прокачал пассивный запас слов, в принципе теперь могу читать изредка заглядывая в словарь. Но на русском читаю в 3 раза быстрее и не нужно напрягаться, поэтому подзабил.

p.s. ложная слепота не расслабляет, а наоборот :D

  Развернуть 1 комментарий

У меня долгое время было ужасное предубеждение - чтение художки = пустой трате времени. И я безумно рада, что избавилась от него, хоть и позже, чем нужно было.

Сейчас читаю фэнтези, фантастику и детективы в свое удовольствие, и для меня в любой книге важны прежде всего эмоции - волна вдохновения, нестерпимое желание обсуждать прочитанное. Из-за этого желания и отсутствия подходящих людей в окружении, завела книжный канал на youtube, и вдруг, из-за необходимости внятно рассказывать о прочитаном, научилась читать чуть иначе - теперь я не просто проглатываю книгу, давясь эмоциями, а делаю паузы и стараюсь облечь эти эмоции в слова. Слова превращаются в мысли, а мысли приводят к каким-то выводам, иногда совсем не связанным с сюжетом книги. И это для меня какой-то другой уровень чтения, который дает теперь не только мощную эмоциональную подпитку, но еще и очень много пищи для ума.

Но тяжеловато читать только такие распирающие на эмоции книги, иногда хочется просто развлекалова, чтобы перед глазами мелькали картинки, а стоит книгу закрыть - все забывается.

  Развернуть 1 комментарий

Я человек простой, к литературе нетребователен: зомбиапокалипсис, оружие, девушки - и я доволен.

  Развернуть 1 комментарий
Ivor Barhansky , Сетевой инженер 7 февраля в 11:20

Забвение и побег от реальности.

  Развернуть 1 комментарий

Употребляю всякий фентезийный трешак про литрпг/попаданцев в аудио. Для вкатывания можно попробовать потыкать здесь, только ещё клацнуть сортировку по популярности — ведь тысячи мух не могут ошибаться (-:

Плюсы:

  • Временами пиздец увлекает -> отлично переключает голову от работы/бытовухи и даёт дешёвых эндорфин;
  • Прекрасно совмещается с бездумной деятельностью: мытьём посуды, уборкой вещей и прочей мелкой бытовухой;
  • Совместное прослушивание с женой тоже на ура — даже если кто-то теряет нить повествования, то пересказать что было за последний час/два вообще не проблема, да и даже с пропуском глав комфортно слушается.

Минусы:

  • Художественная ценность около нуля, в культурном обществе не похвастаешься. Интеллектуальный фаст-фуд как он есть;
  • В какой-то момент очевидно удачные книжки заканчиваются и приходится перебирать совсем уж завалявшиеся поделки;
  • Слушать перед сном божественно, но частенько съезжает правильное время засыпания.
  Развернуть 1 комментарий

Наиболее интересно для меня по худ литературе изучать историю, обычаи тех лет, ну и культуру тех стран, откуда пишет автор.
История в учебниках зачастую интерпретируется и адаптируется под новые порядки. Например, прочитав "Трилогию желания" Драйзера или "Зеленый король"Поль-Лу Сулицера я понял об устройстве бизнеса и экономики больше чем из любых интервью на ютубе и экономических учебников. Толстовская "Война и Мир" для психотерапевта может заменить несколько учебников по психотипам и соционике.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб