Как выпустить приложение и не умереть, если ты не разработчик?

 Публичный пост
ОХУЕННО

Дисклеймер

Не знаю, правильно ли залетать в сообщество сразу с таким вопросом. Но за месяц наблюдений за местной движухой мне показалось что 1) тут много умных людей, которые решали похожие задачу 2) есть еще больше тех, кому такой опыт может быть полезен.

Так что прошу простить, это первый пост.

Предыстория

Итак, есть екоммерс-проект, который держится на лояльной аудитории. Чтобы эту лояльность подкрепить я из говна и палок на ноукоде запилил бонусную и реферальную программу. Прикрутил интеграцию с CRM и вроде все заработало.

Мысль шагнула дальше и захотелось сделать какой-то вменяемый интерфейс. Тут я быстро понял, что моих навыков не хватит. Одно дело ковырять сценарии в Интегромате, а совсем другое делать приложение с базой данных, авторизацией и проч.

Нашел разработчика с которым мы пару недель в свободное от основной работы время курили документацию и проводили эксперименты. Это не помогло, я лишь осознал масштаб трагедии. Оказалось, что моя поделка на коленке при нормальном подходе превращается в сложное приложение, где надо дофига чего учесть.

Я думал, сейчас пару кнопочек на js запилим и дело в шляпе. Ага, наивный.

Бросил

В результате я решил бросить эту затею, тк она стала забирать мыслительные ресурсы. Теперь вместо того, чтобы по вечерам смотреть ютюбчик или тупить в соцсетях, я сижу и думаю про то, как интерфейс подружить с базой данных.

Бросить-то бросил. Но мысль все равно зудит где-то внутри.

  • Во-первых, инструмент для нас оказался востребованный и мог бы генерировать допвыручку.
  • Во-вторых, существующие на рынке аналогичные решения меня не удовлетворяют.
  • В-третьих, я уже вроде бы как понимаю, как эту задачу решить (на самом деле нет), так что надо бы взяться и доделать.
  • Ну и совсем уже на периферии сознания скребутся амбиции допилить и попродавать эту поделку другим.

Я сам ни разу не разработчик, поэтому опасаюсь, что втянусь в проект с непредсказуемыми расходами по времени и бюджету. Как их оценить я не знаю.

Вот, например, был у меня ресторан. Если кто-то спрашивает, сколько стоит открыть ресторан, то я достаточно быстро могу дать вилку, задав правильные вопросы и примерно прикинув экономику на салфетке. А как быть с приложением?

Итог

В итоге передо мной три сценария:

  • забить и бросить
  • доделать кривенько для своих нужд
  • сделать нормальный интерфейс и продавать еще кому-то

Вопрос

Как перед стартом оценить ресурсы на разработку?
Поделитесь вашим опытом

UPD Решил немного пояснить вопрос. Предполагаю, что в команде разработчиков обычно есть человек, который может вникнуть в задачу и сформулировать ТЗ крупными мазками.

Не знаю, как такой человек называется. Но результат его работы, в моем представлении, выглядит как-то так:

  • примерное количество часов на разработку
  • стоимость часа необходимого разработчика
  • затраты на технологии

Наверное, после этого принимается решение о начале работы.
Так это работает или я не прав?

28 комментариев 👇
Захар Кириллов , Амбассадор ЕРАМ в Клубе 10 февраля в 08:35

Привет, Егор!

Обычно делается так: ты как потенциальный заказчик и владелец бизнеса формулируешь бизнес-кейс.

Для этого создай текстовый документ объёмом 1 страницу А4 (важно — не больше, т.к. никто не осилит многобуков) в котором опиши тезисно своё видение задачи и её возможное решение:

  • суть проблемы / задачу / боль, которую ты хочешь решить,
  • кто является выгодоприобретателем решения и зачем оно им нужно,
  • кто будет пользователями системы (думай широко — учитывай всех, кто как-то планирует взаимодействовать),
  • как выглядит процесс взаимодействия пользователя с системой по шагам (хотя бы крупными мазками),
  • сколько будет этих самых пользователей — в штуках, тыщах,
  • какие группы пользователей как часто будут использовать систему и насколько интенсивно (условно, 1 раз в день 5 минут или залипать в системе часами, выполняя множество действий?),
  • где эти пользователи находятся географически (в одном дворе или рассредоточены по всему миру в разных странах и часовых поясах),
  • с каких устройств твои пользователи будут взаимодействовать с системой, на каких языках?
  • какие данные о пользователях ты планируешь собирать, обрабатывать и хранить,
  • какие ещё данные нужны для работы системы, откуда они возьмутся, как много их будет?
  • с какими другими инфосистемами планируется взаимодействовать, зачем и как?
  • если уже есть что посмотреть (своё собственное, конкуренты с похожими проектами, пусть даже они не соответствуют идеалу) — добавляешь ссылки с комментариями.

Вот примерно всё. У тебя получится как-то так (взял Вастрик.Клуб для примера)

* Василий год за годом наблюдает, как умные и интересные люди уходят из массовых соцсеточек на всевозможные сайты для узкой аудитории (типа Хабра или VC.ru), но те сайты скатились в УГ, отсутствует модерация, множество рекламы, пользователи боятся публиковать интересный контент из-за враждебных комментариев. Потому есть мнение, что умным и интересным людям нужен закрытый Клуб для общения по интересам, без рекламы и троллей. Что-то вроде старых-добрых форумов, но более удобное, дружелюбное, безопасное и современное.
* От Клуба, если его удасться создать как задумано, выиграет сам Василий — извлекая дополнительный доход, строя личный бренд, но и тысячи пользователей получат площадку для обмена опытом и новых знакомств, которая косвенно улучшит качество их жизни.
* Основные пользователи системы — те, кто пишет/читает на русском, платежеспособны, активны на рынке труда и не являются мудаками. 
* Этих пользователей будет несколько сотен-тысяч человек.
* Пользователи будут авторизоваться в системе (логин-пароль), после чего могут публиковать свои статьи, читать и комментировать чужие. 
* Все пользователи равны в правах. Пользователи могут удалять любой свой контент. Ещё будут модераторы, которые могут удалять любой контент вообще и блокировать плохих пользователей. Кстати, модераторы должны аппрувить всех новых пользователей — нельзя просто зарегаться и начать читать/писать без одобрения модератора. Для этого каждый новый пользователей должен заполнить свой профиль, указать интересы, имя и загрузить аватарку. 
* Предполагается, что пользователи будут использовать платформу как другие соцсеточки — кто как. Но будет исходить из кого, что каждый пользователь заходит каждый день, читает 10 статей, и оставляет 10 комментариев. Писать стати будут только 10% пользователей, по 1 статье в месяц.
* Географически пользователи могут быть где угодно в мире, без ограничений.
* Пользователи могут использовать любые относительно современные смартфоны, ноутбуки и планшеты. Поддержка умных телевизоров, часов и Алисы им не нужна, достаточно взаимодействия через браузер.
* Личные данные пользователей проверяться не будут, пользователи могут загружать на платформу только тексты и картинки, без видосиков и аудио.
* Вся платформа — чисто пользовательский контент. 
* Нужна будет интеграция с телегой для уведомлений о новых комментах, емейлами для восстановления пароля и подтверждения регистрации и с системой приёма платежей кредитными картами.

Итак, теперь у тебя есть бизнес-кейс. Что с ним делать? Тут есть 2 варианта:

  1. ты рассылаешь этот бизнес-кейс ИТ-компаниями (веб-студиям) — каким-то образом отобрав нескольких потенциальных подрядчиков, с кем ты бы хотел/мог работать (это отдельная история как их выбирать) и ждёшь кто из них откликнется, чтобы продолжить общения. У этих товарищей дальше есть методика оценки трудозатрат и они тебя с ней познакомят в ходе дальнейшего общения. Так что в течение обычно месяца ты сможешь узнать примерные сроки/стоимость и много всякого другого.

  2. ты обсуждаешь этот бизнес-кейс со знакомыми айтишниками (вот хоть даже тут в Клубе) по крупицам собирая дальшейнее понимание того, как можно подойти к реализации кейса.

Но если очень в общем прикидывать: абсолютно любую систему в минимальной версии может сделать команда из 2-3 человек за 2-3 месяца. Вопрос дальше будет только в том, что именно есть смысл включать в эти 2-3 месяца работы, насколько тщательно и качественно работу делать, какими технологиями и насколько основательный фундамент для будущего роста закладывать.

По деньгам: в России/Украине/Беларуси разработка прототипа/MVP практически любой системы стоит условные 1 лям рублей или 10 000 долл. — если работать с фрилансерами или региональными компаниями.

В Европах ценник будет порядка 50 тыщ долл., если работать с опять же с местными компаниями или фрилансерами официально.

В США цена вопроса от 100 тыщ долл., но вам туда не надо (пока).

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, вау! вот это да, спасибо! Все по полочкам. Я сейчас прочитал в быстром режиме. Уже есть над чем подумать. Позже подробно пройду по тексту, чтобы

  Развернуть 1 комментарий

я часто когда вижу подобного вида заголовки искренне ожидаю открыть статью и увидеть там одно слово:

НИКАК

  Развернуть 1 комментарий

@belous, понимаю ваш скептицизм. Но вдруг будут другие мнения

  Развернуть 1 комментарий

@belous, почему?

  Развернуть 1 комментарий

Как мобильный разработчик могу сказать, что всякие нокод-лоукод решения под мобилку хорошо работают только с очень простыми сценариями типа показать 4 статичных экрана и все. Как только начинаются авторизации, корзины и прочая шляпа - становится больно. Может вам и не надо приложение никакое? Сделайте мобильную версию сайта, это гораздо полезнее и удобнее. Ну или придется нанимать команду и все по взрослому делать.

  Развернуть 1 комментарий

@Stenopolz, спасибо, я с вами полностью согласен. Ничего нормального без разработки сделать нельзя.

Я писал не про мобильное приложение. Да и вообще по сути не про приложение. Мне интересно про удачный и неудачный опыт разработки небольших продуктов, если ты сам не разработчик и не бешеный стартапер.

  Развернуть 1 комментарий

@scoobydoo, пардон, видимо у меня какое-то искажение и я прочитал то, что хотел)

  Развернуть 1 комментарий

Мне кажется стоит определиться с тем, что вы хотите

  • разрабатывать как "большие" со всем циклом разработки
  • выпустить продукт так, чтобы он мог зарабатывать и быть полезным

Нет смысла планировать разработку с полным циклом если у вас нет команды и бюджета на это.

Почитайте о том как подходить к запуску без бюджета и команды https://makebook.io

Начните искать покупателей, делайте маркетинг, а продукт делайте только после того как станет понятно, что он нужен и действительно принесёт прибыль.

Посмотрите на каких технологиях сделаны другие похожие продукты. Вообще, правильно выбранный фреймворк на старте может дать большой буст в создании первой версии.

  Развернуть 1 комментарий

@Leonid, ооо, спасибо вам! Я как раз вот таких ответов ожидал от сообщества. Полезные ссылки, личный опыт, идеи. То, что поможет сдвинуть мыслительный процесс и перейти к практике.

Выше я, кажется, переборщил насчет "больших". Это явно не тот подход, который мне нужен сейчас. Скорее интересно, как инди-разработчики решают подобные задачи.

  Развернуть 1 комментарий

@scoobydoo, посмотрите https://www.indiehackers.com/interviews/page/1.

Это большое сообщество с интервью, историями, вопросами. Как раз тех кто разрабатывает один или небольшими командами.

  Развернуть 1 комментарий

@scoobydoo, ycombinator.com/library
Там можно читать все подряд, у них еще есть лекции и всякие АМА на ютюбе, это расскажет как правильно пилить стартапы. И это в основном коррелирует с малым и любым другим бизнесом, все заветы те же - пилить MVP, исследовать проблемы/боли, смотреть сколько готовы платить и считать юнит-экономику, предпродажи и все такое прочее.

  Развернуть 1 комментарий

@ibaikov, спасибо! Меня немного пугает вся эта движуха со стартапами. Предлагается либо сразу умереть, либо изменить этот мир. Ну или как минимум вырасти x-100. Планка очень высокая и это демотивирует.

В разработке ведь тоже существует обычный бизнес, который решает обычные проблемы. Или это миф?

  Развернуть 1 комментарий

@Leonid, насчет продаж вы совершенно правы. Но пока что совсем продавать нечего:) Мне кажется, надо сначала хотя бы до какого-то этапа довести. Либо понять, что вообще не стоит с разработкой связываться.

  Развернуть 1 комментарий

@scoobydoo, я тоже так думаю, но кажется это не совсем правильный подход :)

Подумайте, может быть можно руками делать, то что хотели, прежде чем автоматизировать.

Пообщайтесь с разными no-code разработчиками. В клубе недавно была тема, поищите.

Можно нарисовать картинки, сделать прототип без динамики, записать видео — и уже его продавать, рассказывать. Под продавать я имею ввиду искать людей в листы ожидания, собирать обратную связь.

Либо понять, что вообще не стоит с разработкой связываться.

Есть много историй когда было достаточно статьи с картинками или поста в соц.сетях, чтобы понять интерес к продукту. Говорят, что идеи ничего не стоят — не бойтесь делиться.

  Развернуть 1 комментарий

@Leonid, насчет https://makebook.io – как вам эта книга? По описанию сложилось впечатление, что это прям про стартапы какие-то. У меня таких амбиций пока нет.

Мне хочется оптимальным путем сделать инструмент для небольшого увеличения выручки в собственном проекте. Может быть, попродавать его в дальнейшем, чтобы окупить разработку. Но это не про заработок миллионов, скорее пет-проект.

  Развернуть 1 комментарий

@scoobydoo, отличная книга. Она как раз про пет-проекты. Её написал https://twitter.com/levelsio — он в одного пилит множество продуктов и очень ценит простоту и эффективность.

  Развернуть 1 комментарий

@Leonid, крутой чувак. Но он все-таки похоже сам умеет кодить?

  Развернуть 1 комментарий
Maximus , Электрический инженер 9 февраля в 19:36

Лично я, пардон, вообще не знаю.

Но!

Айтишники такие айтишники... ;)

  • Объяснить формально, что такое айти — не могут.
  • На просьбу о помощи — толком никто и не пошевелился.
  • При этом на рассказы об ужасах сговора фармацевтов и врачей-убийц — моментально среагировали.

Продолжаю вести наблюдение.

  Развернуть 1 комментарий

Я бы на вашем месте сел с другом ИТ-шником и накидал общий план того как всё должно выглядеть в MVP и рабочей версии. MVP при этом должен быть с минимальным функционалом, но чтоб его можно было по мере сил/денег расширять.

Дальше разбить разработку MVP на этапы, что-то типа:

  • Разрабатываем архитектуру
  • Рисуем дизайн
  • Пишем бэк
  • Пишем фронт
  • Разворачивается

Под каждый из этапов создаём максимально подробное ТЗ и ищем исполнителя. Если сложное задание - через нетворкинг, если легко и недорого - на условном Кворке за условные 5-10к. Да, там люди часто работают за еду.

Друг-айтишник курирует техническую часть, вы - общую бизнесовую. В итоге месяца за 3 и тысяч за 50 у вас на руках будет что-то работающее, что можно показать людям и эпизодически допиливать функционал. А там, глядишь, и желающие вложить денег найдутся.

  Развернуть 1 комментарий

@afominsky, sounds like a plan! спасибо большое. Осталось друга-айтишника найти)

  Развернуть 1 комментарий

@scoobydoo, ну, тут в любом случае нужен будет кто-то, кто будет курировать техническую часть и отвечать на вопросы исполнителей. Иначе они ТАКОГО напишут...))

  Развернуть 1 комментарий

@afominsky, Согласен, логично. Наверное, для найма тоже такой опыт бы пригодился. Кстати, а как отсеивать исполнителей с биржи по техническим параметрам? Какие-то экспресс тесты существуют?

  Развернуть 1 комментарий

@scoobydoo, в большинстве случаев исполнитель будет нести чушь с умным видом. Лучше чтоб эту чушь послушать кто-то из этой сферы, ну и плюс я бы вышел через технологии: чем они проще и распространённее, тем меньше шансов написать совсем уж неподдерживаемый код. Ну или наоборот, взять специфичные технологии и если найдётся исполнитель - скорее всего он будет весьма неплох:)

  Развернуть 1 комментарий
Pasha Trukhanov , Бывший double-стартап-CEO , экс-теор.физик, софтвер инжинер в Дата саенсе, genetic engineer wannabe 10 февраля в 15:56

Офтоп, а вот пост про

Если кто-то спрашивает, сколько стоит открыть ресторан, то я достаточно быстро могу дать вилку, задав правильные вопросы и примерно прикинув экономику на салфетке.

Когда ждать?

  Развернуть 1 комментарий

@pasha_tru, спрашивайте)

  Развернуть 1 комментарий

Я так понимаю, первая версия делалась вся на no-code?

В целом, если нереально/сложно дорабатывать существующую версию, может тогда собрать требования в единый док и написать с нуля v2 уже на коде?

  Развернуть 1 комментарий

@nightlord189, я бы хотел прежде немного понять, как подходят к разработке взрослые люди с опытом. Предполагаю, что перед тем как начать что-то делать, проводится планирование работы, график и бюджетирование.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб