Что нужно сделать перед разработкой MVP?
Публичный постВопрос
Мне интересно, как должен происходить "правильный" запуск продукта. Насколько детально нужно проработать архитектуру продукта, сколько интервью нужно провести, с кем и как, как оформить требования и так далее?
На текущий момент у меня есть:
- "запрос рынка", в виде вопросов "а как это можно сделать? как это нет такой возможности?" и личной потребности;
- Proof of Concept доказывающий техническую реализуемость сервиса, в виде скрипта для личного пользования на основе палок и костылей;
- Никак не задокументированое представление об архитектуре будущего сервиса, его функциональности, опасенний о безопасности данных.
Что из обязательного я не сделал? Что мне нужно сделать дальше? Обсуждать предлагаю на примере сервиса, который опишу ниже.
Update: Понимаю, что вопрос получился глобальным обо всем, и может сложится ощущение, что не понятно на что отвечать. Мне будут ценны любые коментарии и замечания которые так или иначе связаны с работой до начала разработки. Например, пересказ вашего опыта работе в стартапе; замечание о том, что я неправильно снял запрос рынка; упоминание практики которая может мне помочь и так далее.
Отдельно про монетизацию
Я вижу, что я пропустил шаги по формированию модели монетизации (как я буду получать деньги за сервис) и проверку гипотезы, что сервис монетизируется. Для меня сейчас это не актуально, сервис "дотационный" из моего кармана =) Но я с удовольствием почитаю рассуждения и ссылки на тему.
Контекст
Для подписчиков на подкасты Patreon формирует RSS-ленту. Ее потом можно загрузить в приложение в телефон и новые выпуски будут автоматически доступны для прослушивания. Но сейчас у авторов есть сложности с выводом денег с Patreon'а, подписчики мигрируют на российский сервис boosty.to. А вот на нем уже нет такой замечательной функции, из-за чего подписчики испытывают фрустрацию. Я один из таких пользователей Boosty.
Для себя я нахреновертил скрипт, который через пень колоду работает. Со стороны сообщества растет запрос и не видно подвижек со стороны Boosty. Но текущий скрипт а) требует подготовленного окружения для запуска б) требует неочевидной настройки в) подвержен ошибкам г) устаревает (Boosty потенциально может меняться чаще, чем я в обычном режиме обновляю скрипт). Для распространения в массы он не готов.
Поэтому появилась идея создать сервис для страждущих по поставке любимых подкастов напрямую в подкастоприемники. И тут захотелось попробовать "взрослые" практики продуктовой разработки. Я столкнулся с "непреодолимым" препятствием - "не знаю с чего начать" (я понимаю, что если фокусироваться на ценности, то лучше делать хоть как-нибудь, но делать, и потом отлаживать, но я не спешу и рассматриваю проект как образовательный).
Мои текущие знания подсказывают, что начать нужно с формирования требований. Если отталкиваться от ценности для пользователей, то кажется лучшим способом является запись требований в виде User Story. Так ли это? какие есть альтернативы? Какие есть рекомендации по описанию US?
При попытке описать User Story я столкнулся с ощущением, что часть User Story я натягиваю на предполагаемые архитектурные ограничения. Я сомневаюсь, что это правильно, а как подругому - я не знаю. Например, "Как автор подкаста, я хочу синхронизировать списки пользователей и их уровни доступа с Boosty". Ценность для автора - подписчик получает то, за что заплатил, у подписчика есть мотивация платить автору за доступ к контенту. Но сама User Story сформулирована исходя из ограничения, что как-то нужно получать информацию о подписчиках из Boosty. Норм ли такая US?
Для сбора User Story наверно стоит провести интервью, так ли это? Как их проводить? какие есть альтернативы?
После сбора требований, можно переходить к определению функционала MVP и его разработке. Есть ли принципы или критерии, которые помогают определить набор User Story для реализации в рамках MVP (а потом и в рамках новых спринтов)?
Отдельно про монетизацию
Если бы я хотел монетизировать сервис, то я бы попробовал два варианта:
- через авторов подкастов, предлагал бы им инструмент, который повысит вовлеченность аудитории. Несколько тиров с разным уровнем оплаты в зависимости от количества подписчиков. Смысл - подписчикам удобнее потреблять контент -> больше прослушиваний -> больше денег от рекламы авторам. Проверял бы через заход напрямую к паре авторов подкастов, спрашивал готовы ли они поэкспериментировать.
- через подписчиков на подкасты, предлагал бы им за денежку удобство не доступное в Boosty. Проверял бы через лендинг с возможностью подписаться на один определенный подкаст с определенным уровнем доната (который, по "случайному стечению обстоятельств" полностью совпадает с моим =), RSS ленту формировал бы вручную.
Приглашаю покритиковать.
Мотивация
Моя цель - разобраться как происходит продуктовая разработка на примере pet project'а. Я готов попробовать "неоправдано тяжелые" практики и подходы, которые будут полезны при командной работе над "большим" продуктом и не особо нужны для pet project'а. Рассчитываю на поддержку сообщества в виде наставлений, критики, рекомендаций, ссылок на статьи и любого вида обсуждения. Спасибо.
Для любой крупной фичи используем подход Jobs to be Done, очень неплохо позволяет отсеивать несостоятельные гипотезы ещё до стадии разработки. В принципе, сам фреймворк JTBD подробно описывает все необходимые стадии (составление гипотез, интервью итд). Основные идеи описаны в книжке , более подробно и прям по шагам всё расписано в методичке автора этой книги, но она продаётся отдельно (не знаю насколько эта методичка полезная, но вроде как нашим продактам зашла).
В твоём случае — придумай стратегию пивота, когда Бусти выкатят нативную функцию и сделают твой продукт бесполезным.
Вообще поизучай истории продуктов, которые придумались только ради того, чтобы закрыть дыру в (не)возможностях других популярных продуктов. Обычно там истории не очень.
Есть исключение — это когда у целевой платформы есть официальное API или маркетплейс с плагинами. Тогда развитие своего продукта для той экосистемы имеет смысл.
Советую вот эту книгу, либо мой обзор
сначала продай, потом делай мвп
как должен происходить "правильный" запуск продукта
Исследование рынка. Выявление величины спроса. Конкретизация запроса пользователей (интервью, юзерстори). Продажа идеи инвесторам. Утверждение фич на MVP. Проработка архитектуры. Разработка MVP.
Насколько детально нужно проработать архитектуру продукта
На адекватную глубину: если есть ресурс на переписывание всего этого с нуля, можно вообще ничего не планировать а фигачить как сейчас кажется нормальным. Если ты потратишь много ресурса на архитектуру, а твое творение не полетит, будет лишний перерасход в стол. Если проработаешь минимально а оно таки полетит, придется строить продукт на том что получилось :)
Попробуй прикинуть, как ты будешь делать то что делаешь в пределах полугода и добавь чуточку масштабируемости, должно хватить.
сколько интервью нужно провести, с кем и как, как оформить требования
Чем больше тем лучше, остановись когда тебе покажется правильным. С целевой аудиторией.
Заголовок - краткое описание истории
Я как - роль
Хочу - функционал
Для того чтобы - получить такой результат
Как оформить требования:
сценарий: Заголовок
дано [контекст]
и [ещё немного контекста]…
когда [событие]
тогда [результат]
и [ещё один результат]…
И далее ты можешь написать функциональные требования. Или не писать, а просто шарашить по сценариям :)
Что из обязательного я не сделал
Не описал функциональные требования в любом виде
кажется лучшим способом является запись требований в виде User Story. Так ли это? какие есть альтернативы?
Да и да: способов работы с требованиями охренительное множество, но раз ты знаком с юзерсторями - лучше работать по ним, они хорошо подходят для твоих целей.
часть User Story я натягиваю на предполагаемые архитектурные ограничения
Для этого и существуют интервью с другими людьми :)
принципы или критерии, которые помогают определить набор User Story для реализации в рамках MVP
Тут уже чисто твоя работа: раздели фичи на важные и второстепенные, затем отсей их по сложности исполнения и получишь список задач. Затем проведи черту в глубине этого списка, где продуктом можно будет пользоваться и показывать друзьям что он работает.
про монетизацию
через авторов подкастов, предлагал бы им инструмент, который повысит вовлеченность аудитории... ...спрашивал готовы ли они поэкспериментировать
Допустим, 50% всех авторов подкастов согласились дать тебе долор и таким образом завезти дополнительную аудиторию к себе. Пойдет ли аудитория, подксты которой частично не попали в твое приложение, пользоваться им?
через подписчиков на подкасты, предлагал бы им за денежку удобство не доступное в Boosty... ...по "случайному стечению обстоятельств" полностью совпадает с моим
Как проверка гипотезы - ок, но как ты будешь дальше работать с ростом требований по библиотеке подкастов? Это скорее всего будет нарушением политики распространения контента у сервиса-источника.