Что учить, когда ты уже senior product manager

 Публичный пост

Привет, я senior product manager, и я ничего не учил уже 2 недели.
Тут надо пояснить, что я имею в виду под "учить":

  • изучать не то, что ты и так освоишь в рамках рабочего времени, если будешь "хорошо работать", т.е. подкасты Marty Cagan (что, как мне кажется, вообще сомнительное развлекалово), модные статьи и курсы в духе "data driven product management", "customer driven product management", а также "back left leg driven product management" или "how to become real leader, but not just a product manager and receive the same amount of money for this" - это всё не радует
  • изучать то, что пригодится всё же в рамках карьерного роста и зарабатывания какосеков, т.е. изучение вождения карьерного экскаватора - супер, но это другое

Я работаю в SAP в Германии, и спустя длительное или очень длительное время каким-нибудь lead product manager или head of product, вероятно, я стану "органическим" образом. Но:

  • меня не очень устраивает то, сколько времени для этого должно пройти в общем случае
  • я хотел бы "диверсифицировать себя" и мочь быть кем-то из вышеназыванных не только в SAP, но и в FAANG (я скромный, да)

В связи с этими двумя пунктами:

  • иду смотрю вакансии более высокого уровня в SAP - там из конкретного только сколько лет опыта надо минимум для той или иной позиции, а всё остальное завалено словами-хэштегами "leadership", "initiative", "drive" и прочее
  • иду смотрю вакансии FAANG, там всё чуть ли не ещё хуже. И в этих вакансиях даже нет требований о знании какой-то части инфраструктуры Amazon/Google, что ставит под большой вопрос инвестиции времени, а в случае сертификации и денег, в программы в духе "AWS Certified Solutions Architect - Associate".

Извините за много букв, буду очень признателен за идеи.

Связанные посты
74 комментария 👇

Я буквально на днях на эту тему размышляла

В моей картине мира стремление постоянно учиться и развиваться - это по сути своей легонький невроз, который неплохо было бы держать под контролем

Все эти бесконечные обучалки и развивалки скиллов - это чаще всего или от скуки, или от определённых психологических установок (с которыми лучше бы бороться, потому что ничего здорового в них нет)

Поэтому я всегда придерживаюсь позиции, что от себя надо отваливать и не пытаться каждый день быть лучше себя вчерашнего. Нормально делай работу - нормальный learning curve будет (при условии, что работаешь в компании с сильной продуктовой культурой, где Пм не feature delivery функция)

При этом если вопрос в том, как зафаст-тречить карьеру, то нужно копать не в сторону обучения - а в нетворкинг, менторство и коучинг.
Это самые мощные инструменты для прокачки скиллов, нужных для выхода на новый уровень

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, спасибо. а чем ты занимаешься, когда отваливаешь от себя?

  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, встречаюсь с друзьями, хожу на спорт, играю с котом, смотрю тиктоки - в общем всем, что не обучение)))

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, какая крепкая психика)

  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, 😂😂😂
Не, просто у меня довольно-таки требовательная работка, и мне часто приходится гуглить и разбираться в незнакомом + сайд проект с друзьями, где тоже высокий лернинг керв, поэтому обучение в моей жизни присутствует, даж много, но это всё в основном в рабочее время и по сформулированному запросу

В периоды, когда запросов нет, я тотально забиваю на учёбу и просто чиллю

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, действительно занимательно

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, во, пришла ровно это написать! :)
Бесконечное обучение ради обучения (особенно прикладным всяким штукам) вообще никак не помогает на этом уровне.
Что помогает (судя по друзьям, коллегам и немного мне):

  1. Общение с крутыми чуваками.
  2. Психотерапия.
  3. Прокачка харизмы и убеждения.
  4. Насмотренность и умение видеть на три шага вперед.
  5. Прокачка эмпатии (привет, художественная литература).
  6. Собирать яйца в кулак, брать на себя ответственность и принимать решения.

До руководителей доводят обычно:

  • адекватных
  • самых сильных, ярких и громких
  • тех, кто умеет влиять на других
  • тех, кто умеет принимать решения
  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, спасибо! Один вопрос про "крутых чуваков" - было в обозримом прошлом, что они выдали какие-то неожиданные вещи? Я к тому, что вот mckinsey сейчас запустил серию лекций с супер-продактами, там уже были Cagan и Rajaram, и пока как-то печально - очень обще и водянисто.

  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, ойой, я не про лекции. :) В лекциях обычно приходится подстраиваться под максимально широкий запрос, плюс nda, плюс продюсеры и прочие непонятные люди, которые мозги имеют и не дают сказать как надо, приходится говорить красиво и обтекаемо. Плюс ещё американская культура воды красивой.
Я про другое.
Я про "Илья Красинский, пошли кальян покурим, у меня тут чота с юнит-экономикой жопа, непонятно, в какую точку воронки долбить, хочу пару вопросов задать, с меня кальян, пицца и винцо, а тебе расскажу, что там у нас секретного".
Или "Аня Бояркина, слушай, как круто, что встретились, уже я не зря на конфу пришла! Видела, как вы круто масштабируетесь уже второй год, а у меня вот какая хуйня с культурой продуктовой произошла, ссука, размылась после найма десятка менеджеров, представь себе! А как у вас-то получилось? А как ты не выгорела при этом?"

Я про общение, не про лекции. Именно там мякотка.
Но для этого надо на начальном уровне: 1) уметь в смолл-толки и ходить на конфы-митапы-встречи 2) обладать какой-то ответной ценностью или хотя бы на некоторые темы быть на том же уровне, чтобы общение было на равных 3) делать домашку, готовить запрос (интересный!), но не подавать его в лоб (а то получается ситуация "ой, Света, Света, а расскажи про то, как у тебя приоритизация выстроена!", и ты такая "бляяяя, опяяяять".
А постепенно с крутыми людьми начинаешь просто дружить, и вот надо стараться, чтобы таких было много. :)
Но не знаю, как тут быть, если с этими людьми неинтересно или дружить не хочется. Фальшь сразу чувствуешь

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, понял, спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, « До руководителей доводят обычно:
адекватных» — забавное наблюдение, у меня противоположные мироощущение и опыт

  Развернуть 1 комментарий

@zubak, я не встречала среди топ-менеджмента хороших компаний откровенно неадекватных людей, т.е. которые реагируют на ситуацию/задачу/обстоятельства как-то неадекватно. :)
Мудаками быть могут, жестокими тоже, даже не очень умными могут быть иногда (очень редко), но чтоб прям неадекват — не видала. Ну и не очень понятно, почему вдруг неадекватных ребят будут повышать, это ж ходячая проблема.

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, ты достаточно сильно сузила понятие неадекватности. Ну, тут ИМХО строго, но быть мудаком, или жестоким, или глупым — это неадекватно. Нанимать в менеджеры такого человека — ещё более неадекватно.

  Развернуть 1 комментарий

@zubak, в моем мире — нет, зависит от целей.

Нужно в короткие сроки вывести слабую компанию на самоокупаемость — ну куда тут без мудака-то.

Нужно сократить расходы и бюджет в 10 раз за полгода — ну и что тут будет делать нежестокий человек? Плакать?

Нужно делать унылый, но нужный компании продукт без лишних амбиций, инноваций, выгорания и рефлексии — как на него сажать умного и быстрого? Он ж свалит через 3 месяца. Нужен не очень умный исполнитель (я, кстати, про глупцов не писала).

В общем, люди разные важны, люди разные нужны)

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, а как менторство и коучинг влият на карьеру?

  Развернуть 1 комментарий

@roma_ds, позволяет заглянуть на следующие ступени и помогает смотреть на вещи с другой, без этого не доступной точки зрения

Мы в своих суждениях всегда ограничены своим незнанием - и с помощью менторства и коучинга чуть расширяем наши границы

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, спасибо интересно.
у правда совершенно другой опыт работы с коучами и менторами, скорее противоположный.

  Развернуть 1 комментарий

@roma_ds, оу, расскажешь?
Я примерно представляю как всё может пойти не так, но интересно реальную историю послушать!

У меня пока полет нормальный - но все менторы (которых я так называю очень условно, зачастую они и не подозревают, что они мои менторы) - люди, которыми я восхищаюсь и на которых искренне хочу быть чуть-чуть похожей

  Развернуть 1 комментарий

@dambull,
у меня скорее люди, кто позиционирует себя "менторами" ничего не смыслят в моём бизнесе и несут какую-то чушь исходя из своего, зачастую полуслучайного опыта.

"коучи" достают вопросами вида: а что тебе важно? и что нужно сделать? а какой первый шаг?

в теории я и сам знаю что делать, только получается так себе, и часто трачу кучу сил в никуда. А как правильно сделать эти товарищи не знают.
они по сути только воду мутят, а реальной пользы не несут, к сожалению.

имхо

  Развернуть 1 комментарий

@roma_ds, звучит как будто тебе пока не повезло встретить подходящих людей - это жесть как сложно, только методом проб и ошибок :(

По моим ощущениям, люди, которые себя именно что позиционируют менторами, зачастую просто пытаются свое эго потешить наличием падаванов

А вот те, которые действительно могут многому научить, очень неохотно соглашаются на менторство - нет времени

(но везде бывают исключения)

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, абсолютно согласен!

  Развернуть 1 комментарий
Влад Клюев Дизайнер, js-разработчик. 11 июня 2022

Кажется, на такие должности прежде всего попадают либо по рекомендации/лояльности, либо за умение вести за собой людей.

В компаниях, где я работал, линейные продакты были умнее и профессиональнее их руководителей. Но никто не торопился делать из них хедов, потому что корпоративные игры — они про другое.

  Развернуть 1 комментарий

@crafted, справедливо...

  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, твой вопрос заставил меня задуматься и вспомнить этих людей.

Действительно, там умение дружить, умение очаровывать, умение врать и менять свое мнение на 180 градусов на следующий день и играть по негласным, но строгим правилам — это было обязательным умением.

Короче, это не для всех. Если ты честный и справедливый — в большой компании не продержишься и года.

А еще это ежедневный стресс. Настоящий, не надуманный.

  Развернуть 1 комментарий

@crafted, таким образом, стоит не стремиться в lead/principal/head/vp, а стремиться...?

  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, не-не. Я лишь о том, что это не для всех. Если хочется — попробовать однозначно стоит.

Наверное, моя мысль заключается в том, что главное — найти свое место, где тебя прет. И это необязательно должна быть какая-то лид-должность, как бы различные книги про успешный успех нас не пытались уверить в обратном.

  Развернуть 1 комментарий

@crafted, тут должна быть ссылка на этот пост: HowTo: Подковерные интриги :)

  Развернуть 1 комментарий

Выше уже написали про Reforge. У них есть неплохой курс про стратегию продукта. И в этом курсе есть отличная статья, которая даже кажется открыта для большого интернета: Crossing the Canyon: Product Manager to Product Leader

Хорошая статья и я рекомендую ее как минимум к общему ознакомлению. Но в целом тут довольно все логично: на позиции Lead/Head ты уже отвечаешь больше за людей и за collaboration; за набор продуктов либо за большой продукт.
Когда ты развиваешься как individual contributor ты больше развиваешься вертикально (depth in T-shaped terminilogy). В отличии от лидерской роли, где тебе нужно постараться как можно быстрее переключиться на горизонтальное развивтие (breadth).

TLDR; Качай все остальное из професси к чему раньше мало прикасался. Ну и софт скиллы, да.

П.С. Сам недавно этот каньон перешел так что если че -стучись в телеграм, обсудим.

  Развернуть 1 комментарий

@ephimoff, спасибо за ссылку и ответ. а ты ещё и в Берлине, так что вполне может, что и постучу со дна каньона)

  Развернуть 1 комментарий
Миша Безверхий управляющий изделием Команда Клуба 11 июня 2022

https://www.tryexponent.com/courses/pm
Дело не столько в курсах (хотя и они могут что-то добавить), сколько в доступе к коммьюнити и возможности найти ментора из фаанга, который тебе ответит на твой вопрос

  Развернуть 1 комментарий

@mixbez, спасибо, скорее всего попробую и, может, даже отпишусь о результатах!

  Развернуть 1 комментарий

Пфеффер «Власть» https://royallib.com/book/pfeffer_dgeffri/vlast_i_vliyanie.html

Никакие харды на этом уровне уже вперед не подвинут, так что нужно учиться влиянию на людей и работать с чужим влиянием.

Ну и дежурный совет - запустить свой пет-стартап, если еще нет.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, йеп. Выше написала примерно про то же.
Можно, кстати, не запускать своё, а брать на менторство под крыло чьё-то. Только надо лидирующую роль занимать, учиться управлять всё ж.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, буду читать, спасибо!
а подскажи, пожалуйста, пет-стартап где-то пригодился в качестве козырной карты в карьере, или это всё же для прокачивания скилов?

  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, пригождалось не раз. Для продакта это очень хороший плюс к резюме.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, очень любопытная мысль, спасибо! А есть ли советы, как в целом преодолеть проблему недостатка власти в компании? - ну, то есть: есть люди, которые говорят "я лид бэкендер, хочу менять архитектуру потому что чувствую, что готов, но у меня есть руководитель и он не пропускает мои решения, при этом его решения - проходят быстро, он же руководитель, а мне приходится как-то снизу влиять, это сложно, долго и редко успешно"
что делать в таком случае? -Помимо "менять компанию"

  Развернуть 1 комментарий

@StepanPotapov, искать союзников. Кого-то, кому текущий архитектор поперек горла и кому нужен аналогичный ресурс, но взять неоткуда. А тут ты.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, Мне не только плести такие интриги, но и читать такое - неловко!)

  Развернуть 1 комментарий

@StepanPotapov, а должно быть азартно 😁

  Развернуть 1 комментарий

@StepanPotapov, кажется, что если хочешь дальше - надо принять эти физические законы человеческого социума)

Я потихоньку изучаю тему, читал Макиавелли, Черчиля, биографию Бисмарка, воспоминания Брэнсона, премьер-министра Сингапура, книгу о политике Генри Киссинджера - и видно что все кто хочет влияния на мир вокруг, знают про эти законы и используют их для достижения целей. Можно быть выше этого - но тогда и результата не будет.

Для старта из соседнего треда могу посоветовать хорошее видео)

  Развернуть 1 комментарий
Александр Сенотов Менеджер продукта, Social 14 июня 2022

Интересный тред:)
Вообще, я считаю, что если хочешь расти как лидер и работать с людьми, то надо софты развивать. Харды прокачать недолго и не всегда полезно без софтов. Поэтому читать все эти статьи или гонять слушать лекции - это так, как воду толочь.
Поэтому рекомендую изучать философию, семиотику, системное мышление. В общем, лучше изучать людей и их поведение, это здорово помогает как в продакт менеджменте, так и в пипл менеджменте, так и в целом по жизни.
Например, Докинза почитать, Берна и Хоффера, Юнга, Канемана и других, кого найдете из умных и сложных:)

А так еще Светлана крутую штуку порекомендовала - психотерапия. Ваши ограничения в карьере лежат в ограничениях в убеждениях. Даже убеждение, что "повышают только тех, кто на мази" ограничивающее. Безусловно, есть корпорации, где не подмажешь не поедешь (читай - жопу не подлижешь, не получишь место), но есть и другие компании. Да и иногда люди считают, что для продвижения нужно навьючить себя с ног до головы, набрать дохрена проектов, показать миллион результатов, и только тогда можно будет стать кем-то. Почти всегда это не так:) И можно просить больше денег продолжая делать свою работу.
Еще отдельно отмечу историю про склонность к деятельности, типа как склонность развивать, поддерживать или создавать, условные чендж и ран, условные контролирующие и развивающие организации и много чего еще. Вплоть до культуры в компании. Условный Яндекс сейчас и условный Яндекс 10 лет назад - 2 абсолютно разных Яндекса с абсолютно разным подходом к людям и требованиям к ним. Условный Нетфликс и условный Фейсбук - абсолютно разные по культуре организации с разными подходами к людям и фидбеком. Поэтому, как выше тоже отмечали, компании разные и там разные подходы к руководителям и продактам.
Так что выбирайте организацию, которая вам близка, ищите людей оттуда, чтобы узнать что как, и потом уже будет ясно что надо развивать.

А так, самое реальное - в первую очередь начать ходить к психотерапевту, а потом можно в клубы чтецов гонять:)
Ну и читать фантастику тоже круто - расширяет кругозор, заставляет думать о будущем. Иногда такие идеи приходят оттуда, что прямо ух:)

  Развернуть 1 комментарий

@ghostofrain, спасибо большое за развёрнутый ответ. список литературы из всех комментариев получается на всё лето.

несколько вопросов тоже образовалась:

  • soft skills в итоге не в подавляющем числе случаев приводят к подковёрным интригам из соседнего поста?

https://vas3k.club/post/3089/

  • какой примерно запрос здесь подразумевается к психотерапевту? у меня очень дурацкое представление об общении с психотерапевтом на тему успешного успеха, которое основано только на главной героине из сериала Миллиарды. И даже если представить себе готовность придти к терапевту с..."запросом на успешную карьеру" - такие терапевты реально существуют в "нашем мире" (может в мире миллиардеров они и существуют, только мы об этом не узнаем)? В голову так и лезет Лабковский, который кроме стоимости сеансов ничего же общего не имеет с такой терапией.
  • а вот про facebook, например: действительно можно в компании на 60k+ человек иметь общую культуру организации и подход к людям? Мне просто как работающему в компании 100k+ кажется, что если не в каждой команде, то в каждом подразделении это будет сильно отличаться, и общие паттерны искать в корпорациях - гиблое дело, очень много решает случай.
  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, в соседнем посте Юлия делает упор на коммуникации, а не на манипуляции. Софты - это про эмпатию, умение разруливать конфликты, помогать людям расти и т.п.
Разумеется, что когда вы развиваете софты, вы учитесь коммуницировать с хорошими людьми, и с мудаками, находить возможности для собственного роста и т.п.
Я сам работаю в корпорации и могу сказать, что моя прямолинейность и категоричность не всегда помогает расти в зарплате или возможностях, однако "особый" взгляд на проблемы и открытость новому, общение с линейными коллегами и другими продактами очень даже помогает. Я и в профессию продакта пришел-то из юристов благодаря общению с другими людьми и желанию делать что-то интересное, делиться знаниями, помогать. Просто заметили, позвали и дали возможность.

Насчет запроса к психотерапевту: можно начать с "я хочу быть успешнейшим человеком на земле, не знаю, как вы можете мне помочь, но хочу!". После этого, скорее всего зайдет разговор на тему "А зачем вам успешный успех?", долгие разговоры про счастье, ваше место в этом мире, поиск того, что вас радует и т.п. То есть само осознание, что есть стремление к развитию ради развития, к успеху ради успеха, должно помогать найти причины этих стремлений, поискать детские травмы или еще что, что вынуждает не жить, а стремиться. В общем, психотерапевты помогают стать счастливее и лучше понять себя. Вероятно, в этом и запрос "хочу быть счастливым".
Попробуйте поискать психотерапевта, который работает в когнитивно-поведенческой терапии. Он поможет связать внешнее хочу с внутренним хочу.

Про фейсбук и другие крупные организации соглашусь. Сейчас есть такая история "работник выбирает менеджера, а не организацию", но какие-то крупные паттерны все равно есть. Например, общие подходы к найму. Общие ценности, которые транслирует генеральный директор/президент/акционеры. Общая внутренняя коммуникационная стратегия большой корпорации. Общий подход к работе с эффективностью. Иерархичность корпорации.
Я работал в МТС на проекте, который делал с нуля (внезапно, такие есть), а потом в Сбере в кор банкинге. В Сбере платили в разы больше, была развитая структура бонусов, обучений и т.п., но как принимаются решения и кем я себя там чувствовал - было ужасно. Даже несмотря на то, что у меня была неплохая команда и неплохой руководитель и даже отдел, где было много классных людей. Однако, если есть необходимость каждый чих согласовывать, велика вероятность, что так во всех командах. Хотя в МТС мы усилиями менеджмента выстроили "экспериментальный" режим работы - все делаем сами на своей инфраструктуре, со всеми ролями организации, но даже в такой ситуации к нам приходят и требуют участвовать в разных бюрократических процедурах, которые выносят остатки терпимости:)
Правда тут еще влияние корпорации и ценности становится заметнее на более высоких менеджерских уровнях. Если вы работаете рядовым продактом в рядовой команде, которая делает свои релизы раз в 2 недели - это одно. Когда вы управляете командой продактов и отвечаете за результаты продукта в целом - это уже совсем другое. Здесь уже сильно больше влияния самой корпорации, ее иерархии и ценностей. Так что, все зависит от роли:)

Сумбурно описал, но, надеюсь, помог:)

  Развернуть 1 комментарий

@ghostofrain, спасибо большое за развёрнутый ответ!

  Развернуть 1 комментарий

@ghostofrain, Какой проект в МТС был, если не секрет? Тоже работал и да, бюрократия иногда выжимала все соки. Но когда надо, можно и принциписально новый тариф с 0 за месяц сделать.

  Развернуть 1 комментарий

@alxp, с основным бизнесом не связан совсем:) начинали с нуля WASD.TV, запустили, потом я ушел. Вернулся спустя полтора года и вот уже полтора года продолжаю:)
На самом деле, у нас очень даже неплохо по сравнению с многими другими.

  Развернуть 1 комментарий

@ghostofrain, вы кажется в коворкинге сидели, а я вам завидовал :) Еще у вас была своя инфра, я же обеспечивал закупку и развертывание инфры в корп ЦОД со всеми вытекающими.

К теме треда - мне бы тогда качать риторику, конфликтологию. Но я освоил "не работайте с мудаками".

  Развернуть 1 комментарий

Кто такой senior product manager? :)

В "рогах и копытах" это senior, в Яндексе с трудом джун, в Гугле даже не интерн, в некоторых компаниях (тех же галерах) вообще хз кто такой и при чем тут "product" в лычке.

Я к тому, што все относительно, и надо понять что тебя прет и отталкиваться от этого, а не грейда в какой-то компании.

Я для себя решил что хочу попробовать кучу всего разного, поэтому работаю преимущественно в растущих продуктах, а так как техничка мне нравится больше, то держусь ближе к технически сложным вещам.

  Развернуть 1 комментарий

@Danya-Z, хорошего вы мнения о Яндексе и Гугле 😂

  Развернуть 1 комментарий

@zubak, та я ж условно)

  Развернуть 1 комментарий

@Danya-Z, часто какосеки в одном направлении, а "прёт" в другом

  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, ну тут надо выбирать тогда
хотя если прет прям от души, какосеки обычно догоняют :)

  Развернуть 1 комментарий
Sergey Demidov Sr. Technical Product Manager 14 июня 2022

Если стоит задача вырасти, я бы изучал стратегический менеджмент, а если нужно попасть в ФААНГ - то готовился бы к интервью в ФААНГ :) Имхо прохождение интервью в тот же Амазон - это совершенно отдельный скилл, который слабо релевантен непосредственно рабочим обязанностям и требованиям к знаниям в голове.

  Развернуть 1 комментарий

@sdemidov, спасибо за идею про стратегический менеджмент!

  Развернуть 1 комментарий

Сколько я видела историй успеха - это зачастую "оказаться в нужное время в нужно месте".

Особенно, когда ты - менеджер. Не знаю, как в Германии, а в РФ это зачастую вопрос удачи.

Особенно в современном мире: знать всё нереально. Тут проще узнать, что нужно новому работодателю и убедить, что ты это быстро можешь освоить.

  Развернуть 1 комментарий

Кстати, под запрос - что учить, когда просто хочется учиться - оч заходит Reforge
За год вполне реально пройти все их программы, они в основном оч качественные + постоянно какой-то движ в слаке

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, привет. Можно тебя попросить уточнить, что имеешь в виду под пройти все программы? Если не ошибаюсь, можно выбрать по одному курсу в каждой из когорт (весна, лето, осень и не уверен про зиму). Т.е. курса 3-4 получается за год. Я сам про них серьезно думал в начале этого года, но они внятно не смогли пообещать, что с годовой подпиской я смогу учиться год с момент покупки мембершипа. То есть допустим я покупаю подписку сейчас, успеваю записаться на летний курс, потом прохожу осенний. И вот доступность весеннего курса под вопросом. Я им этой весной задал этот вопрос. Получил ответ, что в теории такой весенний курс должен быть доступен, но их программа может менятся и гарантировать учебу они не смогут.

  Развернуть 1 комментарий

@AlexanderTheUnique, привет!
Live программы да, только неск раз в год
Но для всех программ доступны материалы и записи зум звонков с предыдущего кохорта, так что их можно смотреть в любое время

  Развернуть 1 комментарий

@dambull, Елена, спасибо за ответ. Звучит так, что я 1) могу учиться одной программе в группе в рамках какой-то когорты 2) в свободное время (АХАХА, свободное) я могу поглощать информацию и учебный план какого-то другого курса, но уже сам по себе, без группы и преподавателя. Верно?

  Развернуть 1 комментарий
Skrypnikov Stanislav Product manager (DM иногда) 13 июня 2022

Я недавно собеседование с одним фуфелом проходил, он типа хед оф в той конторк, я проходил на просто продакта, так вот когда чувак спросил у меня "а шо такое тестирование гипотез", в уме я сделал пометочку, что к ним я не пойду и снял свою кандидатуру.

Но потом я задал себе вопрос - а хули это он хэд, а я фуфел обоссанный, если я знаю и умею больше? Ответмл я себе так: патаму шо в жизни главное знать правильных людей, а не книжки читать.

  Развернуть 1 комментарий

@Stas-Lemmy, да, это, видимо, вполне рабочий механизм. проблематика моего вопроса просто скорее в том, что параллельно с вариантом знания людей, хочется прокачивать ещё другой вариант.

  Развернуть 1 комментарий
Александр Перегудов Уменьшаю хаос в проектах 16 июня 2022

Можно покачать системное мышление в целом, а не развивать какие-то узкоспециализированные практики.
У школы системного менеджмента есть интересные курсы https://system-school.ru/systems-thinking
Можно по подписке, 700 р в месяц кажется и посмотреть, зайдёт или нет.

  Развернуть 1 комментарий

@alxp, спасибо за ссылку!

  Развернуть 1 комментарий

Привет!
Если запрос про то, какие универсальные навыки надо качать, чтобы претендовать на лида или хэда, то это в первую очередь управление людьми.
То есть даже собеседования обычно сильно отличаются, спрашивают не про продукт, а про то, как было устроено управление и коммуникация.
Фактически, это совсем другая работа, не факт, что она будет нравиться.

Этот скилл можно разложить на компоненты:

  • понимание практик и фреймворков (то есть ты знаешь, что надо делать, какие встречи и с кем ставить, как их проводить, на что обращать внимание, цели, делегирование и т.д.). Это можно гуглить, но инфы про это не так много, тут, как выше писали, очень полезно спрашивать у других руководителей и просто самому рыть источники

  • опыт. То есть ты знаешь, какие проблемы будут возникать, и как с ними можно справиться. Сложность в том, что это каждый раз разные истории, в основном, это про конфликты, скрытые и открытые, поэтому это про личное больше, про твою уверенность и устойчивость

  • софт-скилз, твои личные коммуникационные навыки и особенности, которые тебе позволяют договариваться с другими людьми. Сюда же можно отнести так называемый "эмоциональный интеллект" (эмпатия + понимание эмоций других людей). Это очень персональная история. Можно почерпнуть много из всяких книг про «ненасильственное общение», но это только верхушка. То есть нельзя стать каким-то «правильным» чуваком, который всем понравится, нет универсальных форм диалога и всего такого. У нас у всех разная психика, характеры, бэкграунд, да и ситуации тоже бывают разные, поэтому здесь строится персональный фундамент. Рекомендую просто присматриваться к тем компаниям, культура общения в которых тебе персонально ближе. Там твои предпочтения в общении станут скилами, а не недостатками. Для сравнения, Яндекс про культуру спорить, а Klarna про шведский консенсус, это вообще разные способы общения друг с другом.

Психотерапию, конечно, тоже могу порекомендовать, только это не школа и не курсы, туда надо приходить с запросом или с проблемой, которые ты можешь сформулировать или как-то почувствовать. Иначе ты будешь просто сидеть на сеансе и ждать волшебства) Если все ок, то и не надо.

Добавлю, что если ты уже синьор, то «универсальных знаний» у тебя достаточно, а дальше надо копать туда, в чем есть потребность на твоем текущем месте либо там, куда ты хочешь устроиться. Думаю, что в этой ситуации самое эффективное, что ты можешь сделать, перестать учиться и потратить время на то, чтобы разобраться, а чего ты сам хочешь. И тогда уже на это направить усилие. Это, к несчастью, самый сложный челендж)

  Развернуть 1 комментарий

@ChillMastah, спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

Если хочешь стать менеджером, то нужно вести себя, как менеджер.

Есть хорошая выжимка практик менеджмента (про планирование, контроль, обратную связь и т.п.), которая легко читается:
Павел Безручко, "Практики регулярного менеджмента".
https://www.litres.ru/pavel-bezruchko/praktiki-regulyarnogo-menedzhmenta/

  Развернуть 1 комментарий

@Anderei, спасибо!

  Развернуть 1 комментарий
Maximus Электрический инженер 5 июля 2022

Начинай курс "Теоретические и практические основы электротехники" — не прогадаешь!!!

  Развернуть 1 комментарий
Maxim Sirotkin Security Program Manager 11 июня 2022

Ну ты бы начал с того, что сам изучал и тебе понравилось :)

Но вообще фаанг фаангу розьнь в плане собесов продактов.
Вон в амазон просто нужно клевых историй рассказать, в фб теоретические знания показать, и тд
У тебя много запущенных продуктов с 0?

  Развернуть 1 комментарий

@kawaii, справедливо, но не начал, потому что я не очень давно PM, но давно SAP architect - там изучать всегда много чего было, но для PM оно нерелевантно. Запущенных продуктов следовательно, тоже не очень много, но я сейчас не хочу сказать, что я весь классный и всё познал, а хочу сказать, что запущенные продукты нельзя учить в свободное время, а хотелось бы учить.

А у тебя получится прислать ссылку на FB вакансию на senior или выше PM, где будут хоть какие-то конкретные слова, какие теоретические знания они хотят?

И один вопрос offtop - у тебя в bio написано, что ты продакт оунер в Сбере. А тот же Cagan из каждого утюжочка сейчас говорит, что Product Owner - это маленький кусочек Product Manager и не говорите, что вы просто Product Owner. Cagan врёт/в Сбере своя атмосфера/все врут?

  Развернуть 1 комментарий

@AskOskar, да, запущенные продукты нельзя учить, я как раз к этому и веду, что обычно опытного продакта от неопытного отличает количество запущенных продуктов, сеньорного от джунового - сколько из них было успешных, а хорошего от плохого - как он трактует успех :)

Ссылок на вакансии фб нет, но там не было никакой конкретики, когда я общался. Просто дженерик «от 4 лет продактом», «работа с быстроизменяющимися условиями», какой там еще булшит пишут. А уже на собесах стало ясно что-кого.

Хз, я кагана не читал, так что не знаю чем обусловлена его неприязнь к оунеру, но в сбере так вакансия называлась - там так называют «владельцев продуктов» - тех, кому ставят задачу «делай что хочешь, но твой продукт должен быть выше определеного числа по ROI», а дальше уже сам :)
Upd: сейчас уже не в сбере, надо бы био переписать :)

  Развернуть 1 комментарий

@kawaii, занятно, спасибо

  Развернуть 1 комментарий

Вставлю 5 копеек, максимально субъективных:

Последнее время, у меня растёт убеждение, что чем выше "синьёрити", тем больше в работе значат следующие вещи:

  • доверие людям, с которыми работаешь
  • vision driven подход к управлению и стратегии развития продукта
  • умение "отлететь" от текущих дел на достаточную высоту для выдумывания чего-то принципиально нового, но всё еще с возможностью построить мост к текущему продукту

Для меня, отсюда вытекает несколько логичных линий:

  • (про доверие) - качать менталку, я, честно, устал смотреть на управленцев, не умеющих доверять квалифицированным в узких областях людям просто из-за своих ментальных "блоков". Простой пример (казалось бы, ответ очевидный, но...): "как я могу доверять своему подчиненному, если за результат отвечаю Я, а не Он???" - об него ломается огромное количество руководителей к моему огромному сожалению и это - в свою очередь - очень сильно мешает всем, растущим компаниям в первую очередь!
  • (про vision driven) - постоянно натыкаюсь на то, что средних размеров компания мечтает об "умных движках, которые помогают пользователю", при этом Sr. Product дальше умных движков не смотрит/не говорит/не предлагает и мы все ждём, когда "движки поумнеют", хотя вместо этого хорошо бы начать оперировать какими-то первыми принципами и идеями "куда мы вообще идем" а не инструментами.
  • (про "отлететь") - наверняка мне кажется, но я последнее время думаю, что продакты (и я среди них) становятся более инструментоориентированными, их скиллы становятся всё более очерченными и конкретными, и поэтому в компаниях растёт голод свежих приближенных к продукту идей - либо в компании есть биздевы, предлагающие что-то совсем космическое, либо компания завалена текучкой, а вот какой-то новый воздух, из которого можно понадёргать разных классных "штук" - вот это редкость

не хочу раздувать коммент, с радостью поговорю про это если зацепит!

  Развернуть 1 комментарий

@StepanPotapov, спасибо. какие способы/материалы стоит использовать для прокачивания пунктов 2 и 3?

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб