Реакции на сообщения в деловой переписке — способ коммуникации? +техническое уточнение

 Публичный пост

Сегодня, когда я искал в истории переписки с клиентом в вацапе некую инфу, у меня возник один гипотетический вопрос (в процессе рассуждения о нём развитый в цепочку вопросов), основанный на том, что переписка в мессенджерах сейчас достаточно активно используется в различных разбирательствах и принимается судами:

  • Если в ответ на вопросительное сообщение в мессенджере, которое подразумевает под собой вилку ответов "да (согласен, делаем так) - нет (не согласен, так не делаем)" в отношении какого-то потенциального действия, заказчик поставит реакцию "👍", это считается отчётливо выраженным согласием или нет?
  • А что будет, если это действие впоследствии приведёт к отрицательному результату: Заказчик сможет апеллировать к тому, что реакция не была одобрением?
  • А если будет апеллировать, то кто дурак, я или заказчик?

С учётом того, что тот же телеграм предлагает огромное количество реакций, не только эмодзи (1); у вастрикан деловая жизнь скорее всего тоже проходит в различных мессенджерах (2); очень большое количество спорных ситуаций это прямое следствие отсутствия должной коммуникации (3); мне захотелось развить этот вопрос до более глобального и задать его в Клубе:

  • "Реакции в деловой переписке - можно ли их учитывать в качестве полноценной замене словесным выражениям?"

Вполне вероятно, что, у кого-то уже случались ситуации подобного вида (а если и не случались, то есть вероятность, что случатся):
"-делаем так? 👍 (это реакция от собеседника);
many months later
-ТЫ ЧЕГО НАДЕЛАЛ?!
-но ты же сам одобрил..."

Технический вопрос к специалистам по мессенджерам:
Реакцию с сообщения можно снять впоследствии. Это сохраняется в истории чата? Если да, то в каком виде?

Личное дополнение к вопросу:

  • Также, если попробовать препарировать вообще само понятие реакции, то получится, что это невербальная реакция, которая имеет определённую фиксацию. Самым первым примером, когда невербальная реакция считается должным способом проявления согласия, приходит на ум голосование поднятием рук - исторически принятый способ голосования на собраниях.

  • Мир немного поменялся с тех времён, когда голосовали исключительно поднятием рук, но способ всё равно считается - я его наблюдал закреплённым в некоторых уставах компаний, а однажды даже видел, как нотариус акцентированно просил всех участников собрания, которые голосуют "за" - поднять руки, для фиксации результата голосования.

  • Сразу скажу, что мнения юристов в тех чатах, в которых я состою, разделились примерно поровну между "да, считается" и "нет, не считается", однако не-юристы подавляющим большинством высказались за вариант "да, считается".

  • А словесный поиск по эмодзи даёт вот такой результат:

19 комментариев 👇

Никогда не отвечаю на вопрос реакцией. И всегда уточняю реакцию собеседника на мой вопрос, правильно ли я понял.

  Развернуть 1 комментарий

@JuanKlumba, по-моему, можно считать реакцию ответом, если речь о каком-то неформальном чате-болталке, где ответ не так важен, чтоб душнить "Валера подтверди положительный ответ".

Но если речь о чем-то важном, как в сабже, то полностью согласен, лучше переспросить

  Развернуть 1 комментарий

@aponomarev, я рассуждаю так: если кто-то написал «Я захвачу пива», то я одобрительно поставлю лайк сообщению, а если кто-то написал «Пива взять?», то я напишу «Возьми» и поставлю лайк сообщению.

  Развернуть 1 комментарий

@JuanKlumba, ну это уже серьезная деловая переписка! Ошибка будет иметь непоправимые последствия

А вот если условный смолтолк "и как, понравилось тебе в Турции?" - то вообще пофиг)

  Развернуть 1 комментарий

Если в вопросе явно не написано "поставь лайк, если одобряешь", то нет, я не считаю это одобрением

  Развернуть 1 комментарий

Я часто в Teams или Telegram ставлю реакцию пальца вверх или сердце. Для меня это означает, что я прочитала и поняла сказанное.

Если в сообщении есть вопрос, то я отвечаю текстом, потому что есть некая двойственность в эмотиконах, а мне нужно её устранить.

Если меня просят что-то сделать, то я всегда переиначиваю и пишу, когда это будет сделано. Эмотиконы на это сообщение считываю как добро.

  Развернуть 1 комментарий
Yury Katkov в шаббатикале 14 января 2023

считаю это вялым одобрением. Типа как угукнуть, не глядя. Если прям нужно подтверждение, приходится добавлять, please confirm if it's okay.

  Развернуть 1 комментарий
Egor Suvorov Программист/преподаватель C++ 12 января 2023

Я считаю за одобрение.

В пользотельском интерфейсе я ни у одного мессенджера историю реакций не видел. Да даже историю версий сообщений не видел — только надпись "отредактировано". Но это не значит, что её нет где-то в кишках, тут надо смотреть каждый конкретный мессенджер. Можно попробовать заказать у мессенджера скачивание всех данных (типа по GDPR) и посмотреть.

  Развернуть 1 комментарий

@yeputons, в Teams есть история реакций, в одном фиде с меншенами и "asked you to join a meeting"

  Развернуть 1 комментарий

В команде в Слаке была такая коммуникация, это сильно упрощало.
Если пока нет ответа на вопрос, или нет времени нормально ответить, НО ВОПРОС\ПРОСЬБА ПРОЧИТАН — ставим «глаза», если просьба подразумевает не «да\нет», а что-то сделать и мы сделали — то ставим зелёную галку. Если «да» надо ответить — то «палец вверх», если «нет» — то развёрнуто, почему нет.

  Развернуть 1 комментарий
Maksym Bendeberia Security Automation Geek / Tactical empathy Salesman 19 января 2023

С учётом того, что тот же телеграм предлагает огромное количество реакций, не только эмодзи (1); у вастрикан деловая жизнь скорее всего тоже проходит в различных мессенджерах

На наших глазах происходит рождение новой идентичности, новой мета-религии: Вастрикан.

  Развернуть 1 комментарий
Kirill Borisenko Юрист + Аналитик по ИБ автор 13 января 2023

Пост был опубликован, а затем отправлен на доработку.
Комментарии от 12.01.2023 отвечали на вопрос "Если в ответ на вопросительное сообщение в мессенджере, которое подразумевает под собой вилку ответов "да (согласен, делаем так) - нет (не согласен, так не делаем)" в отношении какого-то потенциального действия, заказчик поставит реакцию "👍", это считается отчётливо выраженным согласием или нет?"

  Развернуть 1 комментарий

Кажется, кое-кто действительно совершил революцию в общении

  Развернуть 1 комментарий
Yury Kuznetsov DevOps, недорого, самовывоз 13 января 2023

Я часто ставлю реакции случайно, когда просто листаю чат, то ли руки кривые, то ли интерфейс несовершенный. Не всегда даже это замечаю.
Если из-за этого кто-то решит что-то сделать или не сделать, у меня будут вопросы к адекватности этого человека.
Исключение - если мы заранее с ним обсудили и договорились о таком способе коммуникации и однозначно определили значение каждого значка.

  Развернуть 1 комментарий

В телеге двойной клик на сообщение автоматически ставит реакцию, есичо, будьте осторожны

  Развернуть 1 комментарий
Anton Zhornikov Metal 3d print, Wi-Fi, LTE developer 19 января 2023

У нас в компании палец вверх расценивается как Ок или Да.
НО!
Я на прошлой неделе искал одну информацию от заказчика в чате телеги, а этот нехороший человек её удалил из чата и у меня.
Поэтому вопрос нужно рассматривать ещё в плоскости того, а имеет ли смысл полагаться вообще на эти абстрактные реакции если сегодня они есть а завтра их просто бах и нет.
С почтой такого не провернуть, а в телеге например запретить удалять сообщения нельзя, не знаю как в других мессенджерах.

  Развернуть 1 комментарий

@storm21110, evil plan - пишешь запрос в чате, получаешь одобрямс от начальника, потом редактируешь своё сообщение на противоположное по смыслу и газлайтишь начальника (пока тебя не уволят за такие выходки).

  Развернуть 1 комментарий

@strangeman, план хорош, но есть проблема, как улика будет надпись что сообщение редактировалось) так что это на 5 минут развлечение максимум)
а удаляется сообщение подчистую как раз в телеге, а в вотсапе остается надпись "сообщение удалено".

  Развернуть 1 комментарий

@storm21110, ну всегда можно отредактировать сначала перед одобрямсом, чтобы эта надпись появилась, а потом ещё раз.
На самом деле отсутствие истории редактирования в большинстве мессенджеров это прям боль.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб