Стоит ли обеспечивать детей недвижимостью?

 Публичный пост

Привет, это должен был бы быть батл "покупать детям хатку" или "жить для себя", но будет дискуссионный вопрос.

Я всегда считал что как отец, обязан обеспечить детей жильем после окончания института или по достижению совершеннолетия, мои родители так не сделали (хотя и помогали мне) и я на своей шкуре ощутил что такое ипотека, переезды, ремонты и т.п., будучи ограниченным в возможностях сменить отрасль или работу, я частенько отказывался от очень любопытных, но крайней рискованных проектов.

Базовая мысль примерно такая: я дам детям по минимальной (однушка в хруще/студия) квартире в том же городе где живу, а далее их джихад что с этим делать, жить там или разменивать на что-то более удобное или использовать как источник небольшого постоянного дохода.

Сейчас же, взяв вторую ипотеку я встал перед достаточно любопытным вопросом - что делать с хаткой за которую я уже расплатился. Ведь если я её не продам, то относительно легко смогу разменять на две однушки для детей и закрыть свой долгосрочный вопрос, сдавать на время их детства и покрывать свои ипотечные расходы хотя бы частично.

Либо, заложить хер, продать сейчас - и позволить себе куда как более дорогую машину/путешествия (с детьми)/дачу/etc, короче, пожить для себя.

Безусловно варианты все по свойму хороши и плохи, начиная от больших возможностей для детей в самореализации, заканчивая потерей их мотивации.

Опять же, ни один из вариантов не отменяет "посильной помощи" по факту, если на тот момент я смогу её оказать.

Планируете ли вы обеспечивать своих детей недвигой в будущем и почему? :)

43 комментария 👇

Концептуально — да. Свое жилье это очень даже неплохо. Особенно в каком-нибудь хорошем месте.

Что касается потери мотивации или что легко далось, то у меня тут позиция такая, что я не вижу ничего плохого в том, что вещи даются без въебывания. И если человек прожил жизнь на лайте, не вкусив дерьма и каких-то больших сложностей, так я только рад буду. Я бы сам хотел так жить — по-хорошему беспечно и беззаботно.

Мой личный опыт не показал, что "легкий старт" в жизни делает из людей однозначно неотесанных мажоров, которые ничего не умеют и сдуются при первой трудности.

  Развернуть 1 комментарий

а детям эта недвижимость нужна будет?
свалят они учится заграницу, или может будут жить в общаге, если захотят.
или квартира будет в Москве, а ребенок захочет в Питер.

Я предпочту помогать, дать деньги на съем, если не дадут общагу, оплатить обучение мечты, помочь с первым взносом на ипотеку.

Пока у тебя нет семьи и понимания где ты хочешь жить - квартира это привязка к конкретному месту и ограничение в переездах. Или инвестиция, но для ребенка это обязаность, а не плюс. После института может подарить как работу и источник пассивного дохода.

Я вот в Германии. И что бы я делала с квартирой в Москве? (как что, продала бы и взяла ипотеку тут... - к вопросу о деньгах, которые вы можете подарить). А в какой стране будут учиться и жить мои дети - не представляю.

  Развернуть 1 комментарий

@ovmalyugina, именно об этом я и пишу. Что оставить за ребенком выбор что делать с этим, жить или продать или сдавать :) Обязанность принять решение что делать с своей недвигой? серьезно?)

  Развернуть 1 комментарий

@AgimasTarkh, тогда вопрос я бы сформулировала следующим образом:
тратить деньги и наслаждаться или инвестировать и вкладываться в пассивный доход

дети и картиры тут ни при чем, кажется.

или я совсем не поняла вопрос. можешь пояснить?

  Развернуть 1 комментарий

@AgimasTarkh, или ты спрашиваешь:
копить денег детям или тратить их на детей сейчас?

  Развернуть 1 комментарий

@ovmalyugina, Я спрашиваю стоит ли сейчас пренебречь собственными хотелками что бы обеспечить детей готовой недвижмостью или забить, и идти по пути "как нибудь да помогу"

  Развернуть 1 комментарий

@AgimasTarkh, а почему не рассматривается вариант инвестировать другими способами и отдать деньгами? Имхо, для такого подарка чем выше ликвидность, тем проще, а квартира только ограничивает свободу. Захочет купить недвигу — купит ту, которую выберет сам(а). Плюс заниматься сдачей условные десять-пятнадцать лет до совершеннолетия — это отдельная работа, стоит ли оно того, если можно отнести деньги в банк или на биржу?

  Развернуть 1 комментарий

@artemenm, звучит хорошо, но инвестировать нормально не менее сложно, а банковский процент инфляцию не покроет кмк. Но логика безусловно тут есть.

  Развернуть 1 комментарий

@AgimasTarkh, а, осознала)

ну золотая серидина всегда лучше.
если ради этой квартиры нужно отказываться от отпуска вообще - лучше съездить в отпуск/нанять няню/уборщицу

если ради этой квартиры вы поедете в отпуск в турция а не на мальдивы - то квартира лучше:)

у меня следующие приоритеты:

  1. текущие базовые потребности
  2. довольные родители и дети
  3. накопления (сюда относятся квартиры)

если есть возможность - иметь квартиру в накоплениях прекрасно
если ради этого нужно сильно ужать комфорт - я бы серьезно задумалась

  Развернуть 1 комментарий

Если сможешь — то конечно «да».
Если не сможешь — то «нет». Изи же.

  Развернуть 1 комментарий

@iaroslav, это как шанс встретить динозавтра в центре Европы — 50\50. Либо встретишь, либо нет)))

  Развернуть 1 комментарий

Родители купили квартиру не мне, а просто чтобы хоть куда-то вложить деньги. Но я попросила съехать и в 16 начала вести быт самостоятельно.

Безумно полезный и крутой опыт. Потом ко мне ещё и друг съехал. Мы вместе сделали коливинг, где фигачили всякие крутые штуки вместе. Для других моих товарищей моя квартира была местом для спокойной учёбы, без давления.

В 18 я свалила в другой город и квартира полтора года стояла в одиночестве, до ноября 2022. Три месяца назад я устала жить на съемной и вернулась к себе в хатку.

Мысль, что у меня есть "тыл", куда я могу сбежать в безвыходной ситуации, очень поддерживает.

Если тебе в юности нужно думать о выживании, то меньше времени на проекты, эксперименты и учёбу. Своя квартира частично снимает такую тревогу.

  Развернуть 1 комментарий

Я бы развел дедовщину.

"Мне родители хату не покупали, значит и тебе не купим. Сам/сама заработай"

  Развернуть 1 комментарий

@fCCbp7RUf09pxYkr, based

я бы еще добавил, что в их возрасте я за два года на квартиру мог заработать в айти

  Развернуть 1 комментарий

@fCCbp7RUf09pxYkr, из разряда "я страдал и ты страдай"?

  Развернуть 1 комментарий

@Belegor, ну да. Как думаешь что общего непокупкой квартиры, дедовщиной и собесами в яндекс?

  Развернуть 1 комментарий

Мне кажется, что при постановке вопроса ребром "деньги сейчас или квартира потом", то лучше деньги сейчас. Потому что "Если у тебя в детстве не было велосипеда, а сейчас феррари, то все равно у тебя в детстве велосипеда не было".

Я бы предпочел по-максимуму наслаждаться жизнью (с детьми) сейчас, и параллельно понемногу что-то откладывать (вкладывать, инвестировать) на будущее, а они уже сами решат, что с этими деньгами делать. Деньги ликвиднее квартиры by design.

Да и детям будет приятнее. Конечно не надо ползунки от Gucci, но если на выбор отпуск на даче или отпуск в более приятном месте, то вложиться во второе

  Развернуть 1 комментарий

О, у меня есть прохладная былина на этот счёт.

Я — второй ребёнок в семье. У меня есть старший брат. Так получилось, что ему досталось две квартиры в Москве, два дома не в Москве, две машины. При этом и он, и его дети, и его жена на полном обеспечении родителей. Ну как на обеспечении — родители устроили их на работу, пристроили детей в нужный садик / школу, подарочками там всякими осыпают и так далее.

Мне тоже отсыпали бонусов. Дали пожить пару лет в ещё одной квартире (ещё одной родительской), дали погонять эти же пару лет на машине (тоже ещё одной родительской) и обязали содержать родителей (потому что уот так уот).

В итоге я вроде как состоялся — въёбывал, начиная с зарплаты в шесть тысяч ₽ (пробовали на такое в МСК прожить когда-нибудь?), изобретал, женился на любимой женщине (не по залёту, что характерно), живу с ней уже полтора десятка лет, смылся с ней на Кипр восемь лет назад, и вот мы живём в нашем собственном доме, на острове, с охуительным видом, друг друга любим, счастливы и так далее.

Мораль, наверное, такова.

Если бы у меня были бы более лучшие стартовые условия, хотя бы в два раза хуже, чем у брата, я бы всего того же, что сейчас, добился бы лет на десять раньше. Был бы моложе, потратил бы меньше нервов — и, значит, на десять лет раньше начал бы более удобную и хорошую жизнь без ежедневной борьбы.

А если бы у моего брата были условия или лучше, или хуже, чем у него были — то он так и остался бы таким же унылым существом, поставившем на себе крест ещё лет пятнадцать назад.

Так что хорошо, когда у детей есть бонусы. И плохо, когда их у них нет. Потому что если они инициативные и хоть немного везучи — они и так чего-то добьются, но сделают это раньше и всем от этого будет только лучше. А если нет — то им тоже будет нормально так.

  Развернуть 1 комментарий
Yuri Kh Софтвер Оверинжинир 3 марта 2023

Я как раз тот случай, когда ты удачно садишься на шею родителям и получаешь небольшую квартиру.

Сразу для себя обозначил, что при любом раскладе это квартира родителей, и они вольны делать с ней всё что будет необходимо. Сейчас в ней живет мой младший брат, а я с нее съехал. Предположу, что он повторит такой же путь.

Пока я был студентом на старте карьеры, получая смешные деньги – это очень помогало сэкономить копеечку. Ныне, конечно, всё могу себе устроить сам и отталкиваться от своих хотелок.

  Развернуть 1 комментарий
Aleksandr Korkin по диплому Инженер 3 марта 2023

Тут плака о двух концах, когда у тебя 1 ребенок это одно, когда 5 уже другие вводные. Как родители мы хотим оберегать своё чадо даже когда эта опека им не нужна и они об этом просят. Но по факту мы как родитель ничего не должны своим детям, они не будут тебе благоадрны, они выбирут свою жизнь и построят ее так как сами посчитают нужным. Стоит всегда держать это в голове, что ни ты ни они друг другу ничего не должны, хочешь помогай, не хочешь не помогай. Это как с волонтерством, у кого-то есть желание помогать другим безвозмездно но не стоит это проецировать на всех окружающих, это сугубо личный выбор. У меня 3-е и я не на секунду не думал о том, что бы обеспечить их жилплощадью, я трачу на дргуие вещи, которые рождают у них эмоции тут и сейчас и у нас нет с"своей квартиры" поэтому мы пожили уже в 3 городах. Предъявят они мне в будущем, без разница мне уже будет всё равно в том возрасте.

  Развернуть 1 комментарий
Semen Starostin Системный архитектор 3 марта 2023

Встречный вопрос автору поста, а после того как твоему чаду исполнится 18, ты бы не хотел пожить для себя? Гораздо проще выпнуть чадо в хоть какое то жилье чем на мороз :)

Я съехал от родителей когда мне стукнуло 18 лет , переехал в мутную квартиру в общаге, квартира принадлежала людям уехавшим в Канаду. Хата была ушатана даже по меркам 90х, линолиум с дырами, ошарпанные стены с кусками обоев, сквозняки из окон и прочие "удовольствия". Тем не менее период с 18 по 22 я вспоминаю с теплой улыбкой, вписки на 15+ человек, свиданки, первый опыт налаживания своего быта, первый опыт совместной жизни и проверка этой самой жизни на прочность (не каждая женщина согласна на "рай в шалаше"). ИМХО купи детям халупу подешевле , хоть какое то подспорье будет, молодость она одна , и тратить ее на преодоление нужды связанной с выбором "оплатить съемную хату или поехать на море с друганами\подруганами" - это такое себе...

  Развернуть 1 комментарий

если у родителей возникает такой вопрос, как вкладываться ли в недвигу, лишая себя каких-то благ, то мое мнение - не стоит этого делать. дети не особо оценят все тяготы и лишения, которые имели родители, а родители, даже если не будут этого озвучитивать, все равно будут в позиции "мы ради этой квартиры во всем себе отказывали".
как видно даже из каментов тут - те, кому родители обеспечили жилье, пишут - "ну да, прикольно, что есть". интересно было бы спросить и родителей - чего им стоило это "прикольно".

хотят/могут родители помочь - вполне могут помогать оплачивать арендное жилье.

  Развернуть 1 комментарий

@ivlike, соглашусь, что когда тебе делают подарок и говорят, что ради него во всем себе отказывали - это очень неприятно, в таком случае жилье уже не воспринимается своим и чувствуешь себя виноватым. Настоящий подарок, это когда у человека есть избыток и он хочет поделиться с другими, а не когда он хочет, чтобы ему за это что-то было в ответ.

  Развернуть 1 комментарий
Oleg Brezhnev Фуллстек-Разработчик 3 марта 2023

Мне мама купила однушку в Пензе, но я вообще не оч понимаю что с ней делать и почти не пользуюсь. Поделимся с братом и сестрой потом. Хотя сам факт оч приятный.

Так-то жилье это не самое важное, если есть хороший доход. Когда не можешь дать рыбу, но дал хорошую удочку то тоже норм, ребенку будет чуть сложнее, но он не пропадет - станет даже круче.

Все очень зависит от многих факторов: планов на жизнь твоего ребенка, его энергичности и обучаемости, твоих финансовых возможностей.

Кому-то лучше дать место для жизни и чтоб человек не парился, отдавая ипотеку всю жизнь, а кому-то лучше дать хорошее образование и он купит себе пять квартир. Кому-то вообще нужен стресс, чтоб человек подумал что делать с собой.

Фиг знае крч. И детей у меня нет)

  Развернуть 1 комментарий

@gimemor, можно оставить на тот период, когда и если маме будет нужна какая-то помощь

  Развернуть 1 комментарий

@AlexGarustovich, точно. Ну такую вещь как квартиру в любом случае можно как-то приспособить и она лишней не будет))

  Развернуть 1 комментарий

Когда я был студентом магистратуры, мама очень тактично подняла вопрос когда же я собираюсь съезжать)) Я тогда не работал, честно сказал что пока не буду зарабатывать хотя бы 50к, то съемное не потяну. Короче говоря, мне купили квартиру в Уфе: оформили на меня и все такое. Хоть я и успел прожить там только три года, а потом уехал в Питер (а сейчас вообще в Тбилиси), я все еще считаю что это сильно помогло мне в жизни.

  • Получилось достаточно рано съехать от родителей. Не считая поступивших в другой город, остальные мои друзья съехали только через год-два;
  • Можно сказать что за эти три года примерно 720 тысяч "осталось в семье" (из расчета 20к\месяц). Стоимость квартиры с 2018 выросла раза в полтора;
  • Позанимался домашними делами: менял сантехнику, электрику, сверлил дырки в стенах, менял шторы, покупал-продавал-собирал мебель и тд. Сейчас такой возможности нет, всё через лендлорда)
  • Есть осознание что у меня есть запасной аэродром, в который я если что всегда могу вернуться (сейчас спорно канеш); Плюс не пришлось думать куда пристроить непосильно нажитый хлам когда уезжал из страны;
  • Если продать эту квартиру, то получится неплохой первый взнос в Москве-Питере или даже ЕС. Ну или сдавать и отдавать деньги родителям.
  Развернуть 1 комментарий

@Volodya262, переехал студентом магистратуры, но получилось съехать достаточно рано?) у меня диссонанс, это же в года 24 получается)

  Развернуть 1 комментарий

Мое мнение:
однушка - это для одного человека, пока он не встретит/приведет девушку/парня. Далее уже хочется двушку, а то и трешку.

Я бы оставила квартиру/квартиры в качестве пассивного дохода себе, а детям сказала бы в конце/середине института, что если им понадобится - они могут там жить. Или если им окажутся нужны деньги (на обучение заграницей, на ипотеку) - продадим и дадим. А дальше дети будут решать.

  Развернуть 1 комментарий

@ovmalyugina, И вновь, именно в этом смысл - иметь возможность в будущем разменять эту недвигу на ту, что сможешь сам совместно с второй половиной имея минимальный базовый старт что бы не страдать :)

  Развернуть 1 комментарий

@ovmalyugina, ровно то же самое хотела написать.

  Развернуть 1 комментарий
Михаил Гусаров Инженегр-погромист 3 марта 2023

<не заметил, что пост публичный>

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, ну это все не отменяет того о чем я говорю естественно :)
Но комната не даст автономности с супругом/супругой а "возможность заработать" может лишить возможности нормальной самореализации как по мне )

  Развернуть 1 комментарий
Валентина Межецкая Графический дизайнер и специалист по экологическому просвещению 3 марта 2023

Я не могла решить вопрос с отдельным жильём очень долгое время, ужасно страдала от необходимости жить с родителями. Сейчас снимаю, очень мечтаю о своём. Не считаю, что родители должны покупать детям жилье, но если бы мне подарили квартиру, я была бы просто невероятно счастлива. Если бы даже не жила там, то сдавала бы.

  Развернуть 1 комментарий
Sergey Dudkin Системный аналитик 3 марта 2023

Расскажу за себя. Мне родители помогли с первоначальным взносом на ипотеку, когда закончил институт и встал вопрос со съемом жилья. В результате я плачу 20к ипотеку за квартиру, которая в какой-то перспективе полностью станет моей, вместо 35к за съем аналогичной квартиры чужому дяде. Если захочу переехать, квартиру можно сдать/продать.
Для меня на момент выпуска из института, когда еще зп оставляла желать лучшего, это было очень важно и сильно помогло финансово в тот период - 20к/мес вместо 35+. Ну и жить в собственной квартире с ремонтом, сделанным полностью под себя, само собой приятней, чем в съемной.
Ну а если окажется, что квартира детям будет не нужна, всегда (почти :)) её можно продать и пустить деньги на их образование, собственные хотелки etc.

  Развернуть 1 комментарий

Как уже сказали тут сразу несколько вопрос в теме))
Но сосредоточусь на основном.
Лучше вкладываться в ребенка, если есть такая возможность, чем в квартиру для ребенка. Тот самый вопрос про рыбу и удочку. Хобби/путешествия/институт сейчас, но с оговоркой что это то, чего хочет и ребенок тоже. (а не отправил в институт за деньги, а чадо там водку пьет и учиться не хочет).
Потому что

  • квартира может стать не нужным якорем в этом меняющемся мире (станет демотивацией для развития)
  • обычно то, что достается сразу и просто так не ценится (в этом смысле лучше потом помочь купить квартиру, и это будет ценней с точки зрения психологии)
  • если бы у меня сейчас была квартира на родине это был бы невероятный гемморой (а грозят еще и начат отбирать), ситуация в этом долбанном мире меняется быстро.

Единственный аргумент в обратную сторону - если в некой стране Х в ЕС (зависит от страны) ты помрешь, то детям может прилететь налог на наследство за недвижку. Это будет для них сложно.

  Развернуть 1 комментарий

Никто не озвучил интересного момента:)

Если оставлять квартиру детям, то это должно быть не просто на словах, а нормальное официальное оформление. Типа, вот тебе дура, делай с ней что хочешь. Иначе такой подарочек может перерости в большую жопу.
Ну и одариваемый не должен быть против такого счастья.

А вообще, своя квартира, штука полезная на старте карьеры. Когда куча сил и желания что-то делать, и дефицит свободных денег. Но тут тоже нужно чтобы локация совпала.

  Развернуть 1 комментарий

@djhrum, справедливости ради именно это я и имел ввиду в "дам детям по минимальной (однушка в хруще/студия) квартире в том же городе где живу, а далее их джихад что с этим делать, жить там или разменивать на что-то более удобное или использовать как источник небольшого постоянного дохода." этой части :)

  Развернуть 1 комментарий

Если есть совсем уж лишние деньги, то почему бы и нет)
У меня лишних не бывает, все как-то куда-то пристраиваю.

Из того что я чувствую что как родитель "должна": дать лучшее из доступного мне образование.
Не обременять расходами на себя на старости лет.
Все

  Развернуть 1 комментарий

Блин, так много рассказать хочется, но не в публичной истории.

Но скажу так, у меня был опыт, когда у меня была квартира в подарок в Москве, а я там жить ни за какие коврижки бы не согласился. И вот реально, лучше мне эти деньги подошли бы на жилье в новом месте, или на путешествия, или еще на что. Я в Москве 4 года прожил, но и не особо планировал оставаться дальше, несмотря на все преимущества столицы

  Развернуть 1 комментарий
Vadim Titko Machine Learning Engineer 5 марта 2023

Можно ещё подойти к этому, как к вопросу об инвестициях. Что лучше, докупать каждый месяц ETFы, и ребёнку на 18 лет дать возможность их тратить / оплатить обучение / квартиру в нужном ему городе. Или платить каждый месяц за ипотеку, и в 18 дать ему хату. Я бы выбрал, что кажется более выгодным и безопасным в твоём случае.

Ну и вот мой опыт. У родителей 3 квартиры + дача. Всё в областном центре. Я с 17 лет учился в столице, сейчас вообще в Польше. С 18 лет и денег у родителей не беру. Поэтому что эти квартиры есть, что их нет. Мне +- пофиг:) Единственное, они с аренды что-то получают.

  Развернуть 1 комментарий

Автор посмотри концепцию FIRE

  Развернуть 1 комментарий

Все люди разные, и родители, и дети. Если у ребенка есть такая потребность и ум, чтобы квартиру не продолбать, а у родителя есть возможность и совесть, чтобы потом не манипулировать про "я вот тебе квартиру, а ты...", то стоит.

Если же ребенку квартира не нужна, или он не набрался ума и финансовой грамотности, а родитель склонен к манипуляциям и рассматривает ребенка и квартиру как инвестицию, то может быть обоюдостороннее разочарование.

Я очень благодарен бабушке и родителям за подаренную студию (оформленную только на меня). Мне это ОЧЕНЬ сильно облегчило жизнь. И чем больше слушаю историй от друзей/знакомых про съем жилья, тем сильнее осознаю насколько облегчило. Не говоря уже об экономии на аренде, что особенно актуально на старте карьеры.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб