Зачем отказываться от гражданства?

 Публичный пост для комнаты «Трактор»

Часто обсуждается вопрос выбора нового места жизни и получения нового паспорта. Заметил упоминания выхода из первичного гражданства.

Какие конкретные обстоятельства или личные убеждения могут заставить вас рассмотреть такой отказа? Можете ли поделиться историей или опытом? И какие могут быть последствия такого решения?

49 комментариев 👇
Yury Kuznetsov DevOps, недорого. Выезд к вам/ удаленка / любые допы за € 26 сентября 2023

Эх, медведь, принеси квасу. Пойду выхватывать.

Я буду до последнего стараться сохранить гражданство России. Конечно, второй паспорт сильно бы облегчил мне жизнь, но я не хочу терять связь с родной страной. Я очень сильно ее люблю, хотя она и творит херню прямо сейчас (хотя я не удивлюсь, если лет через 30 уже никто и не вспомнит нынешние события) и хочу иметь возможность вернуться если захочу. Ведь Россия - это не только Путин и его друзья. Это Гагарин, Ломоносов, Менделеев, Туполев, Пушкин... это Москва и Петербург, Калининград и Сахалин, Смешарики и Чебурашка. Это моя страна, моя культура и мой паспорт. Если в мире меня будут щемить и дальше по этому принципу - штош, всем мил не будешь, есть как минимум одна огромная и разнообразная страна, откуда меня точно не выгонят.

Да, мне было очень интересно пожить на "западе", я долго к этому шел и пришел. За год я уже понял, что в кровати все не так, как в порно показывали. Я не готов делать выбор на всю оставшуюся жизнь и жечь мосты.

  Развернуть 1 комментарий

@FEARmeR,

и хочу иметь возможность вернуться если захочу

Так для бывших граждан упрощенный трек до гражданства — 3 года.

  Развернуть 1 комментарий

@FEARmeR, вернуться и без паспорта не сложно. Язык ты знаешь, обычаи знаешь, друзья небось остануться так и так в РФ. Несколько лет уже программа возврата староверов работает, там люди которые уехали больше 100 лет назад землю получают (на дальнем востоке, но всё же).

В каждой стране есть возможность вернуться не только если это твоя родина, но и если это родина твоих родителей, иногда бабушек и дедушек.

В общем, я свою страну люблю, вернусь обязательно если этим всем перестанут управлять людоеды.

  Развернуть 1 комментарий

Для меня отказ от гражданства важен по нескольким причинам:

  1. Я чувствую предательство со стороны России и не хочу иметь ничего общего с ней.
  2. Сам российский паспорт я воспринимаю как этакую опухоль, которая тем опаснее, чем дольше с тобой остается.
  3. Меня в России ничего не держит: я продал квартиру, снялся с регистрации и завершил все свои финансовые операции с ней.
  4. Когда я прихожу в какой-нибудь банк вне России, мне стыдно говорить о том, что я россиянин (по смыслу гражданства). Я уже автоматически ожидаю осуждающий взгляд и фразу «Сорян, иди нахуй, такие инструкции».

При этом я не стыжусь того, что я русский и у меня русские корни, но Россия как государство уже давно у меня вызывает отвращение.

Сейчас для меня важнейший майлстоун в жизни — получить другой паспорт. И отказаться от российского, конечно.

  Развернуть 1 комментарий
Daria Golubeva Системный аналитик/Дата аналитик 26 сентября 2023

Да ни зачем не надо отказываться от гражданства, у некоторых людей нет выбора, когда при вступлении в новое гражданство требуют отказаться от старого. Я буду рада получить дополнительные гражданства, но от своего отказываться не собираюсь - это моя Россия, почему вообще я должна отказаться от нее из-за группы безумцев у власти

  Развернуть 1 комментарий

@drdsh, Очень честно говорю - я тебя уважаю за твою позицию.

Но в мире программирования и бизнеса я привык верить не людям и мнениям, а сухой статистике. За последние 200 лет в России была демократия и подобие конституции примерно с 1996 по 2008 года. После рокировки всё стало понятно. 12 лет. 6% времени. И я не уверен что если вдруг одному человеку вдруг станет плохо, его не сменит такой же человек.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, хоть и не по теме топика, но я бы сказал, что какое-то подобие демократии в рф было с 1991 по 1993 и закончилось путчем и конституцией, написанной победителями.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, когда с женой дискутируем о будущем, я примерно так же отвечаю

  Развернуть 1 комментарий
Olga Sentemova Королева заправки 26 сентября 2023

когда/если я получу второе гражданство, я откажусь от российского. в первую очередь потому что когда у тебя есть российское гражданство, для рф ты навсегда останешься гражданином, и если тебя решат посадить, то посадят и страна второго гражданства ничего с этим сделать не сможет. если ты не гражданин рф и в стране находишься по туристической визе, страна твоего нового гражданства сможет тебя защитить больше
ну и вообще, за шесть лет меня с рф связывает только то, что у меня там родители

  Развернуть 1 комментарий

@tomasmor, но ведь в другой стране тоже могут посадить?

  Развернуть 1 комментарий

@GrigoryKlinov, я бы конечно ни в какую тюрьму н хотела попадать, но я думаю, что если выбирать между нидерландами и рф, тут даже и выбора нет.
и я думаю, попасть в нидерландскую тюрьму у меня намного меньше шансов если что

  Развернуть 1 комментарий

@tomasmor, а какие могут быть причины захотеть посадить простого обывателя? Или ты о произвольных арестах для поднятия статистики?

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, дискредитация. ну или решат что приехала из амстердама, значит и 228 пригодится

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, поговорке от сумы и от тюрьмы не зарекайся уже лет 300

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, ахахаха, мсье шутник. :)

  Развернуть 1 комментарий

@Sveta, а какая статистика прям безосновательных арестов?

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, несколько личных знакомых. Женя Беркович, например. Ребята из Доксы.
В общем, достаточно, чтобы не верить в чушь про Суровое, но Справедливое Государство.

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx,

а какие могут быть причины захотеть посадить простого обывателя?

Дискредитация петушар, «оскорбление» ветерана, сотрудничество с «нежелательной» организацией, сотрудничество с «иностранным агентом», одиночный пикет, участие в митинге, да у тебя целый УК и КоАП для этого. Ты будто не знаешь про поговорку «Был бы человек, а статья найдется».

  Развернуть 1 комментарий

@rdtrifonov, в моем понимании простой обыватель не делает ничего описанного. Если бороться с системой, понятно что она будет защищаться.

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, ну ты вот войну войной назовешь случайно в публичном поле, и вот ты уже борец с системой:) А потом будет "товарищ Сталин, произошла чудовищная ошибка...."

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, в России много людей, в том числе обывателей, обсуждают бессмысленность и кровожадность войны — это дискредитация. Много людей выходили за Навального на митинги и пикеты — это сотрудничество с нежелательной организацией. Много людей донатили Навальному и другим опозиционным политикам — это тоже сотрудничество и чуть ли не финансирование терроризма.

«Система» как метафора — не карт-бланш для правового произвола. Никакие произвольные действия «системы» нельзя оправдывать тем, что она себя, мол, защищает.

  Развернуть 1 комментарий

@rdtrifonov, не совсем понимаю твои абстракции, в моем понимании обыватель, это тот кто не вызывает недовольства у властей свои действиями. Не говорю что этот мне нравится, но кажется в РФ нет другого варианта безопасно жить.

  Развернуть 1 комментарий

@Stenopolz, да, согласен, иногда и этого может хватить

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, ну вот немного примеров уголовных дел просто за посты в интернетах:

На тамбовского активиста Андрея Полякова возбудили уголовное дело из-за аватара с бело-сине-белым флагом в Telegram

Отца девочки, нарисовавшей антивоенный рисунок, приговорили к двум годам колонии. Первый административный штраф против него завели за комментарий под видео в «Одноклассниках», а уголовное дело уже возбудили спустя больше полугода после постов в соцсетях. Само дело начало разворачиваться весной 2022 года, после того как дочь Алексея — Маша — подготовила на уроке изо антивоенный рисунок. В школу приехала полиция, на девочку началось давление. Вместе с этим силовики заинтересовались отцом, тогда же они и обнаружили его первый антивоенный комментарий.

Тульский областной суд утвердил приговор в три с половиной года колонии жителю Новомосковска Сергею Буйволу по статьям о повторной дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 280.3 УК) и о применении опасного для жизни насилия к представителю власти (ч. 2 ст. 318 УК). Новомосковский городской суд 23 мая 2022 года оштрафовал его на 30 тысяч рублей по этой статье. Поводом стали посты в «Одноклассниках». Поводом для возбуждения дела по статье о повторной дискредитации армии стали некие посты Буйвола в социальных сетях.

Второй Западный окружной военный суд приговорил к пяти годам и шести месяцам колонии общего режима учителя из Коми Никиту Тушканова — его преследуют из-за комментариев о взрыве на Крымском мосту. Тушканова признали виновным по статьям об оправдании терроризма в интернете (ч. 2 ст. 205.2 УК) и повторной дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 280.3 УК).

Ещё:

  • Николай Гуценович — за лайки под антивоенными публикациями в «Одноклассниках»;

-иеромонах Никандр — в посте во «ВКонтакте» назвал действия российских военных захватническими.

По статистике ОВД ИНФО на февраль 2023:

  • 447 фигурантов уголовных дел за антивоенную позицию
  • из них 131 за "фейки"
  • из них 40 за "дискредитацию"
  • 5800 административных дел за дискредитацию

Вывод:
Чтоб получить адмтнистративку не требуется быть злостным активистом и борцом с системой, достаточно

  1. назвать войну войной, осудить войну, осудить действия военнослужащих, говорить об обстрелах и жертвах среди мирного населения
  2. попасть под прицел. С учётом того, что есть "профессиональные доносчики" это не представляется мне невероятным.

Для получения уголовки достаточно выполнить это два и более раза.

Лично я в интернетах пишу всякое, в ютубе, на хабре (пока не забанили) и на более маргинальных ресурсах. Так что на адмтнистративку я уже заработал, а, может и на уголовку, если привлекать не за фейки, а за что-то более тяжелее.

  Развернуть 1 комментарий

@aemarkov, жесть, не знал о таких примерах

  Развернуть 1 комментарий

@tomasmor, насколько понимаю, речь идет о гражданстве Нидерланд и в первую очередь ты откажешься от РФ гражданства, потому что Нидерланды не признают двойное, а потом уже начинается морально-этический компас, поэтому рассуждение про тюрьмы немного вводит в заблуждение - выбора оставлять РФ гражданство нет

  Развернуть 1 комментарий

@drdsh, Есть страны, которые после произнесения клятвы не особо интересуются, что и сколько было до них. В таком случае получается личный выбор.
Например, я не помню, чтобы в Ирландии надо было отказываться от чего-либо.

  Развернуть 1 комментарий

@drdsh, тлдр, это не совсем так. нидерланды не требуют отказа от гражданства если ты натурализуешься как партнер. то есть например, если вы переезжаете вдвоем с партнером, то один может получить гражданство нидерландов (и отказаться от первого), а второй получает гражданство как партнер первого (который уже гражданин нидералндов) и может свое первое гражданство оставить. если здесь находишь нидерландского партнера, то даже схемы никакой не нужно.
это наверное самая распространенная схема оставления первого гражданства, но есть и более сложные.

  Развернуть 1 комментарий

@tomasmor, this.
РФ не признает других гражданств (как и США, кстати, но в США возможностей у гражданина против США совсем на капельну больше, чем в РФ против РФ).
Так что, да, с радостью и бегом. Останавливать меня будет только анальный процесс отказа, где надо собрать и отправить непросроченные анализы на адрес посольства.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален модератором...

  Развернуть 1 комментарий

Могло бы требование при получение нового очень желанного паспорта. А так, всё течёт и всё меняется, я бы предпочла иметь выбор, и чтоб дети имели выбор пошире.

  Развернуть 1 комментарий

Самое главное последствие отказа - очень тяжело будет ездить назад к родственникам. РФ известна своей заморочной системой получения виз, а бывшим соотечественникам, уверен, облегчать никто ничего не намерен.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, так сейчас же можно электронную визу сделать, она делается 4 дня, все онлайн. Срок действия, по моему, до 30 дней.

  Развернуть 1 комментарий

@rdtrifonov, думаю, там 100500 оговорок. Типа нельзя приезжать по наземной границе, либо не делают гражданам недружественных стран, или еще что. Ну и вообще, могут отказать по любому поводу и ты ничего с этим не сможешь сделать.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, вот тут почитать можно подробнее

https://evisa.kdmid.ru

  Развернуть 1 комментарий

@rdtrifonov, там всего 16 дней, кстати.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, кажется, для поездки к родственникам самое оно)

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, для людей с близкими родственниками в россии, есть специальная виза и получить ее относительно просто

  Развернуть 1 комментарий

@tomasmor, это все меняется одним мелким законом или даже распоряжением. На таком тоненьком нельзя строить современную жизнь, если ты все же серьезно намерен приезжать. Если не намерен, то пофиг конечно.

  Развернуть 1 комментарий

@glebkudr, Тут уже надо понимать что и как. Мама моей жены благославила и сказала убираться нафиг. Но у неё (жены) есть военный билет, так как она - медсестра.

Но тут, как бы уже в семье все натерпелись, когда её двоюродного призвали, и он вернулся раненый. Не самовар, но прилично.

Тут долго объяснять не приходится. А так как конца и края этому не видно, то некоторые будут только рады.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален модератором...

  Развернуть 1 комментарий
  1. Ты все ещё обязан военкомату.
  2. С тебя могут стрясти налоги
  3. Если у тебя есть имущество/квартира, то за попу могут цапнуть санкциями.
  4. [В соседнем треде] Внезапные санкции, если просекут.

Я как бы по первому пункту уже соглашусь не настаивать. У меня конечно есть тяжёлое, высасонное из пальца и залитое коньяком заболевание, которое делает меня ограниченно годным. Но не думаю, что щас это будет важно кому либо.

Плюс у меня планы. Надо сделать много и поговорить с разными людьми. Некоторые из них, если заметят за тобою наличие Российского паспорта, могут задать лишние вопросы. Это касается не всех, но я лично сделаю.

Защищать свою точку зрения, и говорить что она единственно верная не буду.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, спасибо за мнение. А отказ от паспорта освобождает от лишних вопросов? :)

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, В зависимости от того, с кем говоришь. У меня странный перк. Я родился в СССР, на территории Украины. Там и жил до 1996 года. После переехали в Москву, и родители вклеили квиток о Российском гражданстве. В 1996 это было правильным действием. В 2010 переехал в США, и в 2021 получил гражданство. Когда выдавали паспорт, проставили страну рождения "Украина". Поэтому те, кто не сможет меня пробить по базам, не будет знать, что я из России.

Но когда общаешься с теми, кто может, будут вопросы. Но, опять же, такие разговоры - это редкость.

Но опять же, у меня родственников в России не осталось. Все разъехались. Имущества там нет, как и бизнеса. Я там не был уже 13 лет. Так что у меня биас на другую сторону.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked,

В 2010 переехал в США, и в 2021 получил гражданство

А почему это заняло 11 лет?

  Развернуть 1 комментарий

@rdtrifonov, 1. Получил рабочую визу. Уехал. Виза на 3 года.
2. Через 3 года ещё раз продлил визу на 3 года. [Больше раза продлевать нельзя]
3. После пяти лет нахождения в стране получил гринкарту. [Выдаётся по факту легальной работы в течении пяти лет]
4. Гринкарта выдаётся на 10 лет.
5. После 5ти лет на визах и 5ти лет на гринкарте, в общем, 10 лет, можно подать на гражданство. Подал в Августе, получил в Октябре.
6. Прождал экстра год, ибо в 2020 в ЛА было сыкотно. Стычки, ковид и прочая фигня. 2021 выглядел лучше.

Это - самый быстрый известный мне способ получения гражданства США, кроме как по браку.

По браку можно примерно за 4 года. 1-2 на ожидание визы и ещё 2 на жизнь в США. После - можно подавать на гражданство.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, Я извиняюсь за жутчачий оффтопик, но гринкарты не выдается за выслугу лет. Также на 10 лет выдается только пластик, на котором гринкарта изображена, а сам статус условно-бессрочен. Получать гражданство можно после 5 лет на гринкарте. Спасибо.

  Развернуть 1 комментарий

Страна не равно государство. Гражданство <> твои культура, язык, самоидентификация.

Гражданство - это юридические отношения между государством и тобой. Неравные отношения: они скорее про то, как государство тебя имеет. В мирной жизни люди тоже извлекают из этих отношений или их множественности какие-то выгоды для себя, бизнеса, семьи и пр.

Мое российское гражданство - третье в моей жизни. Родился в СССР, получил гражданство бывш. союзной республики по факту проживания в ней, а российское - натурализовался уже в сознательном возрасте.

И все равно я носитель русского языка и культуры. Так будет всегда. Моя родина - Ташкент (не весь Узбекистан - я его не знаю; и не Россия-Украина-Беларусь-Германия-еще где-то, откуда мои предки). Ассоциирую себя со страной Россией, потому что это основной "контейнер" тех языка-культуры, к которым я отношусь. В этой своей ассоциации нет места власти, войне и прочему преходящему. Нет, это не любовь, это данность.

Но я не знаю, как это будет для моих детей, которым я честно говорю, что шансов скоро даже просто поехать в Россию нет.

А гражданство - как долгосрочный контракт на работу. Часто одно и на всю жизнь. Но если сильно надо - получил, отказался...

Многие известные люди после начала войны отказались от российского гражданства просто, чтобы оно не мешало их бизнесу. Business as usual.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Alexey Buravov Backend-разработчик 26 сентября 2023

Военкомат)

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб