Какую бы трудную книгу почитать чтоб оно того стоило?

 Публичный пост

Обнаружил, что давно не брался за зубодробительное чтиво. Такое чтоб плакать, колоться и читать целый год с переменным успехом.

Но чтоб потом с удовлетворением сказать "отлично, не зря мучился".

Подобный экспириенс у меня был, к примеру, с "Бесконечной Шуткой", "Волшебной горой" и "Гёдель, Эшер, Бах".

Все они трудны по-разному: "Волшебная Гора" нудная, "Бесконечная Шутка" написана нарочито переусложнённым языком (хотя вообще-то там веселый черноюморный разъёб в духе Паланика), а "Гёдель, Эшер, Бах" требует усилий чтоб впихнуть некоторые концепции в башку (хотя, уверен, чистым технарям, а не гибридам вроде меня, она должна залетать легче)

Но все они похожи одним – сперва страдаешь, потом "урадочитал", потом приятное послевкусие.

Короче нужен следующий читальный челлендж и чтоб оно того стоило (вообще-то, наверное, высшей формой этого упражнения было бы чтоб оно еще и того не стоило, но я пока не достиг такой степени просветления).

Го делиться книгами, которые вызывали у вас подобные чувства?

145 комментариев 👇

извинити

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, как только дочтаю Гегеля в оригинале, так сразу и возьмусь.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, имхо первый том гораздо круче!

  Развернуть 1 комментарий

@benighted, если уже изучил теормех, то да, первый том крутой.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKulemin, не согласен! Учил теормех к сессии аккурат по первому тому, кайфовал страшно.

  Развернуть 1 комментарий

@benighted, мне после зашла, но тут может он настроения читателя зависит. Книга в любом случае хорошая, всем рекомендую.

  Развернуть 1 комментарий

@MikhailKorobko, можно для начала электродинамику из феймановских лекций прочитать. Очень крутая, читается на одном дыхании, есть хорошие сюжетные завязки для следующих серий.

  Развернуть 1 комментарий
Egor Vishnyakov Разработчик на C++ 4 октября 2023

Полушуточно: Библия.

Читать довольно сложно, потому что всё ооочень замудрёно и вычурно — и я читал ещё в современном переводе, где всё гораздо адекватнее.
В итоге потратил год неспешного и вдумчивого чтения. И после каждой части ещё смотрел Википедию, чтобы уточнить, о чём вообще было.

Плюсы прочтения: «отлично, не зря мучился» вряд ли потом скажешь, но:

  • Открывается огромный пласт отсылок, цитат и т.п. в современной культуре, какие-то вещи становятся понятнее;
  • Ты читал исходник в чистом виде (без всяких церковных надстроек) и можешь сам судить о религии, обсуждать/спорить с людьми и так далее.

То есть в целом — расширяешь культурный кругозор.

  Развернуть 1 комментарий

@OrangeMan, Я так Коран читал, тоже очень интересно

  Развернуть 1 комментарий

@OrangeMan, я начинал читать Ветхий Завет, но на книге Левит с перечислением правил жертвоприношейний я сломался и так и не продрался дальше. Но все, что до этого читал, было интересно!

  Развернуть 1 комментарий

@guschin, по-порядку читать да, прям отстой. Это как и в Новом Завете первая книга почему-то от Матфея, где на протяжении первых глав до хоть какого-нибудь экшна и Нагорной Проповеди идёт эта еврейская традиция вращать генеалогическое древо. Хотя есть вещи поинтереснее, та же от Луки, с системным подходом. Хороший способ, когда начинается подобный балласт -- перескакивать сразу в нормальное повествование, от его пропуска хуже не станет. Бог простит )

  Развернуть 1 комментарий

@guschin, ну, мы здесь как раз и говорим немного о пострадать во время чтения =)

Я прочитал всё от и до и это тоже интересный опыт: с одной стороны, конечно, не особо интересно, сколько локтей в длину должен быть двор храма, например, но зато понимаешь, что вот этот кусок — устная инструкция к постройке храма, повторенная столько раз, чтобы запомнить; вот этот кусок — история; а вот этот — пропаганда.

  Развернуть 1 комментарий

@yokotoka, так надо ж знать куда перескакивать, чтобы не пропустить интересный коньтент! Нужен гайд как правильно читать библию!

  Развернуть 1 комментарий

@guschin, у Азимова есть совершенно замечательный «Путеводитель по библии»

  Развернуть 1 комментарий

если не осилите, советую

краткий пересказ
краткий пересказ

  Развернуть 1 комментарий

@merelj, ну, это совсем далеко от исходника)

  Развернуть 1 комментарий

@OrangeMan, что значит исходник без надстроек? На древнегреческом или латыни? Потому что современные версии - переводы, со своими интерпретациями и редакциями

  Развернуть 1 комментарий

@varan, Я имею ввиду без церковных толкований, без решений разных съездов и прочего =)

  Развернуть 1 комментарий

Удивлен отсутствием этой основы основ:

  Развернуть 1 комментарий

@lad, тут засчитывается и попытка

  Развернуть 1 комментарий

@lad, а кто-нибудь реально читал от корки до корки или решал как учебник? Я только как справочник по кучам Фибоначчи и сортировочным сетям использовал, когда они в университете возникли.

  Развернуть 1 комментарий

@yeputons, ка раз и ишем в этом топике этого единорога)

  Развернуть 1 комментарий

@yeputons, Кармак то ли её, то ли Кнута целиком прочитал

  Развернуть 1 комментарий

@yeputons, я прочитал от начала и до динамического программирования. На динамике сломался :)

  Развернуть 1 комментарий

@lad, FFUUUUU~

  Развернуть 1 комментарий

@lad, я читал, ещё в школьные времена, полностью, некоторые главы - по много раз, и с прорешиванием примеров.

Самый главный плюс -- это я теперь точно знаю, что те, кто пафосно трясут пальцем и свысока твердят, что такие книжки обязательно должен прочитать каждый программист -- пиздят и не краснеют, простите за выражение.

Я рад, что читал, что занимался всем этим, на олимпиады ездил, но это слишком нишевая штука, чтобы её прям советовать.

  Развернуть 1 комментарий

@danik, что советовать не надо - согласен.
Но чтобы понять, нужно прочитать)))

  Развернуть 1 комментарий

@lad, крутая книга! Ей удобно мятые купюры после стирки выпрямлять! ))

  Развернуть 1 комментарий

Тихий Дон! Лучший худлит за последние три года, я в диком восторге.

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, о, это вообще мой многолетний проект!

я периодечески берусь за нее, читаю пару недель и потом откладываю на месяц-другой. Потом опять берусь. Так муравьиными шажками продвигаюсь. Причем, в периоды чтения, она не вопринимается как сложная - скорее наоборот. Но довольно быстро бесконечное жизнеописание казаков начинает утомлять. А поскольку конца и края ей нет – дотаскивать на силе воли не вариант. Так и откладываю. Зато как отдохну – так снова с удовольствием берусь.

В этом есть что-то парадоксальное – иные книги дочитать сложно из-за большого размера, а у этой размер настолько огромный, что без "вдохновения" вообще одолеть невозможно. Получается что читаешь только когда душа к этому лежит.
Так что, когда(если) я ее таки осилю, думаю. у меня останется о ней лучшие воспоминания из всех законченных долгочтений.

  Развернуть 1 комментарий

@ivanvpanov, я за два месяца прочитал, было сложно)

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, ого! Ты точно человек, а не LLM?)

  Развернуть 1 комментарий

@ivanvpanov, у нас с мамой челлендж был)

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, кто выиграл?

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@MrSparkline, дружба. Мы просто по очереди выбираем книги и потом вместе их читаем.

Уже прошли "Столкновение цивилизаций", "Закат Европы", "Восстань и убей первым", ну и вот "Тихий Дон".

  Развернуть 1 комментарий

@SyntaxWarrior, у меня даже был телеграм-чат, куда я скидывал словечки из их говора https://t.me/+T8lHRGmIm5QzOWFk

  Развернуть 1 комментарий
Yaroslav Astafiev почти безработный Ник 4 октября 2023

"Искусство любить" Эрих Фромм — лучшее чтиво чтобы почувствовать себя безумно тупым. А я так-то по учебникам Ландау-Лифшица учился, меня сложно заставить себя так чувствовать.

Супер книга про то, как много мы всего не знаем и как много нам еще предстоит понять.

  Развернуть 1 комментарий
  Развернуть 1 комментарий

@kentilini, странно, но мне с профильным образованием Эрих Фромм даётся довольно легко, я прочитал где-то 25 его книг. Если он тебе зашёл, рекомендую не останавливаться и прочитать хотя бы ещё 2 его книги: "Бегство от свободы" и "Человек для самого себя". Интересно наблюдать как на многие вопросы поднимаемые в Вастрик клубе психологического характера есть ответы в этих трёх его книгах. Он поднимал такие вопросы: как в нас зарождается агрессия и что это не врожденная черта, а привитая обществом ( в частности, школа) для манипуляции нами. Как людей сделали вечно бегущими за материальными игрушками, чтобы увести каждого из нас подальше от себя и тд. Разобрал причины неврозов и депрессий современных людей. А это одна из самых популярных психологических тем в клубе по моим наблюдениям. Он развеял многие достижения Зигмунда Фрейда, а на них, задумайтесь, строится весь современный психоанализ. И если часть учений Фрейда неверны, то чем тогда эзотерика отличается от психоанализа. Это для тех, кто верит верит научному, а псевдонаучное откидывает..

  Развернуть 1 комментарий

@scout, Я вот думаю, чтобы такого ответить и наверно ключевые для меня факторы это:

  • объем проделанной автором работы, в этом эссе столько отсылок на конкретные произведения и труды изучив которые картина мира становится еще сложнее
  • многослойность произведения, да, первый слой там не такой уж и простой и придется сильно попотеть, чтобы сказать «я понял», но для меня возвращаясь именно к этой книге через много лет, каждый раз накапываю новый слой о том, что хотел сказать автор и/или что я для себя почерпнул

Думаю по этим факторам я выделил здесь это эссе и конечно же плотность мысли довольно большая

  Развернуть 1 комментарий

@kentilini, буквально пару месяцев назад закончил читать. Великолепная работа, согласен с рекомендацией. Но почему то она мне показалась не такой сложной для восприятия. Тот же Достоевский или Ницше вскрывают черепушку похлеще.

  Развернуть 1 комментарий

@kentilini, вот я начал как то "Искусство любить" и не осилил

  Развернуть 1 комментарий
Михаил Семиколенов разработчик электронной бюрократии 4 октября 2023

Для меня это "История западной философии" Бертрана Рассела. Год где-то читал потихоньку, потому что высокая плотность мыслей.

Сейчас также идёт трехтомник Броделя "Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII в.в.". Там периодически с одного абзаца можно улететь в огромную кроличью нору гугления всего и вся.

Например, читаю про лов трески:

Крупномасштабный лов трески на ньюфаундлендских отмелях с конца XV в. стал настоящей революцией. Он вызвал столкновения между басками, французами, голландцами, англичанами, когда более сильные вытесняли менее защищенных.

Таким-то образом и были вытеснены испанские баски, и доступ к ловлям остался за державами, имевшими сильные флоты,- Англией, Голландией и Францией.

И через 2 часа читаю про войну Великобритании с Исландией(!!!) в 1950-х - 70-х годах из-за трески!

  Развернуть 1 комментарий

@TepMex,

И через 2 часа читаю про войну Великобритании с Исландией(!!!) в 1950-х - 70-х годах из-за трески!

есть прекрасный краткий пересказ этой их войны: https://serh.livejournal.com/705111.html :)

  Развернуть 1 комментарий

@KirillTim, напрашивается комикс c Countryballs :)

  Развернуть 1 комментарий

Дюну Франка Герберта. Если ты осилишь её на языке оригинала, то у тебя будет +20 к английскому. Но даже если и не в оригинале, то у тебя будет +40 к политике и решению конфликтных ситуаций.

Читать надо несколько раз и не отвлекаться на вижуал, а смотреть в суть проблемы с конкубинами, наследованием и последствующим разруливание проблемы с Императором.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, пока употребил только первую часть в переводе в виде аудиокниги. Очень даже понравилось. Про оригинал - это мысль!

  Развернуть 1 комментарий

@ivanvpanov, В оригинале там просто наслаждение от того, как он использует временные формы и модальные глаголы. Если реально сесть и со словарёт прочитать, то у тебя IQ повышается. Плюс вся эта игра на теме арабских слов, типа divan и производных в виде gom-jabar, shai-hulud и так далее.

Ну и конечно же, известные мемы типа "смертная казнь за создание мыслящих машин". Вся книга очень хорошо состарилась.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, буквально недавно завершил третю книгу и понял, что жалею потраченого времени. Решил не продолжать.

  Развернуть 1 комментарий

@slonoed, упс. Забыл упомянуть. Почестей достойна первая книга. Остальные - надуманы. Не читайте. Это как с путеводителем по галактике. Первые два хороши - остальное можно отбросить.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, первая тоже унылая графомания, на мой вкус. Когда её читали в советское время, когда фантастики издавалось кот наплакал — понятно. Сейчас вообще не стоит внимания.

  Развернуть 1 комментарий

@qU84M33oq3jJdKMc, Именно поэтому я и говорил, читайте в оригинале. Книга, написаная на таком сложном языке графоманией не является по определению.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, разве сложность языка является критерием? Для меня критерий графомании - это отсутствие мыслей и главенство формы над содержанием. Если человек просто знает много слов и способен делать красивые обороты, но за ними нет новых идей - это графомания. Что не применимо к Герберту, интеллектуальных новинок у него хватает, а язык, как по мне, довольно-таки несложный

  Развернуть 1 комментарий

@qU84M33oq3jJdKMc, возможно, виноват перевод. Хороший — Соколов или Вязников

  Развернуть 1 комментарий

"Сумма технологии" Лема.

  Развернуть 1 комментарий

"Бремя страстей человеческих" — я читал 7 месяцев, Моэм сильно недооценен, как я считаю.

  Развернуть 1 комментарий

Жизнь слишком коротка, чтобы читать через пот и слёзы. Зачем мучиться, если можно кайфовать?

Если есть интерес, то чтение перестаёт быть подвигом (выебоном перед самим собой и другими) и становится честным приятным способом провести время, выйти на новые тропы чужих мыслей и фантазий.

Если неинтересно, то либо не та книга, и она не заслуживает чтения, либо не те условия, не тот контекст для её чтения.

Я забросил сотни книг, но некоторые отложил на потом и не пожалел, прочитав их позже с большим интересом вообще без надрыва. Например:
"Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое" Варенцов Н.А. - автобиография дореволюционного предпринимателя, великая книга, написанная для семьи

"Полубрат" Кристенсен Соби
мрачная норвежская семейная сага, читал ещё в школе, больше всего запомнились пейзажи и диалоги между сводными братьями

  Развернуть 1 комментарий

@MarkManilov, с одной стороны да, с другой стороны стороны нет)

В чтении через силу есть какое-то специфическое удовольствие. Как в спортзал сходить — вроде как тянешь гантели через силу, но настроение парадоскальным образом поднимается. Тут также — вроде читаешь с трудом, но прямо ощущаешь как разбросанность мыслей уменьшается и общее состояние устаканивается. В эпоху тиктока и дофаминовой зависимости — дефицитное чувство.

Но я согласен, что есть некоторый порог сопротивления текста, после которого понимаешь, что оно того не стоит. К примеру, я как-то взялся читать небезызвестный "Логико-философский трактат" и довольно быстро понял, что дочитывать его не буду. Может это и гениальный текст, но явно написан не для меня.

  Развернуть 1 комментарий

@ivanvpanov, я тоже хочу провести аналогию со спортзалом, но в другую сторону: чтобы взять хотя бы свой вес на условном жиме лёжа - надо поступательно пройти от пустого грифа до своего веса маленькими шажками.

Так и с большими текстами (и комментарии в посте про "не знаю что сложного в Х, мне с образованием - залетело" косвенно подтверждают моё мнение): есть книги, которые бессмысленны/слишком сложны без предварительного взятия "маленьких весов", например, тот же Улисс.

  Развернуть 1 комментарий

@metatrongay, ну, в общем мы сходимся на том, что выбор сложности книги – вопрос баланса.

  Развернуть 1 комментарий

@MarkManilov, тоже не соглашусь — многие большие книги для меня провисают на третьей четверти, но как правило стоит это перетерпеть, и концовка оправдывает все усилия (это мой опыт).
Что интересно, с кинематографом так не работает, единственный фильм, у которого это оправдалось — "Такси блюз"

  Развернуть 1 комментарий

From AI to Zombies Юдковского?
Она довольно бесконечная, и по сути — сборник плотно переплетённых нелинейными связями эссе, выстроенных в логическую структуру.
Но как книга "как думать" произвела на меня неизгладимое впечатление (где-то в течение года, пока я её мучал).

  Развернуть 1 комментарий

"Структура научных революций" Куна

Забытый и ключевой текст. Я думаю что некоторые вещи в мире были бы сильно лучше, если популяризаторы науки и публичные учёные вдумчиво его читали.

"Мой взгляд на мир" Шредингера хорошо иллюстрирует что происходит в сознании человека, раздвигающего границы человеческого знания

  Развернуть 1 комментарий

@EugeneYakshin,
Куна плюсую.

А Шредингера довольно омерзительно читать, зная, как он глорифицировал свою педофилию своей гениальностью. Да и вообще это довольно вторичный "нью-эйджистский" текст.

  Развернуть 1 комментарий

@andreymnasonov, это 1951-й год, как этот текст может быть вторичным нью-эйджем?
Про педофилию Шредингера не слышал. Если так, это отвратительно, но кмк не меняет ценность самого текста. Передовые учёные часто бывают ебанутыми, подлыми, и тд. Приходится делать усилие чтобы разделять ученого и остальную часть личности. Тут, наверное, кроется очень неприятная правда о креативности и девиациях

  Развернуть 1 комментарий

@EugeneYakshin,
Про нью-эйджизм я неверно сказал, хотя именно так и воспринимается книга. Про вторичность - после Шопенгауэра так само собой.

Так если бы речь шла про научный текст. Педофилия Шредингера не забирает ценности у "Что такое жизнь", например, где он впервые предлагает конкретную физическую модель хранения информации в клетке. Уотсон и Крик говорили, что они вдохновлялись этой работой. Вот тут педофилия вообще никак не влияет.

Но когда он пишет про свои взгляды на жизнь, тут уж меня увольте, ни вижу никакой ценности здесь. Разве что психиатрическую.

Про передовые ученые часто бывают подлыми - что, чаще, чем вся остальная популяция? Насколько чаще? Есть какие-то исследования на эту тему? Мне чисто эмпирически так не кажется.

  Развернуть 1 комментарий

@andreymnasonov, я не видел исследований, но после многолетнего интереса в истории науки и своего небольшого опыта пребывания в академии и личного общения я вижу что соревновательная безденежная научная среда оказывает на людей вполне естественное воздействие - выдавливает худшее наружу, учит бояться высказывать свою точку зрения, воровать идеи и все такое. Примерно как в мире искусства.
Касательно ебанутости - за исключением крайних случаев я думаю что это очень хорошее свойство для человека, который ищет новое знание. Это максимально нестандартный взгляд на всё и бешеная продуктивность в гипоманийных состояниях.

Мне думается что после разной древней восточной философии очень многое на Западе будет вторичным :)

  Развернуть 1 комментарий

@andreymnasonov, пожалуй важно упомянуть, что наука это далеко не единственная область человеческой деятельности, где есть такая проблема с моралью, и при этом одновременно образ профессионала в массовой культуре противоположный - наделённый благородством и честностью

  Развернуть 1 комментарий

Не уверен что это оно, но для меня такой книгой оказался "Маятник Фуко" от Умберта Эко
А долго я его читал просто потому что почти каждый вечер я зарывался в википедию или ещё куда, чтобы понять все имена, события и организации, которые там перечислены.
Приятное послевкусие после книги осталось и сейчас

  Развернуть 1 комментарий

@zvse, абсолютно согласен. Не мог читать более 30 минут подряд, голова начинала пухнуть, обещал что больше не буду этого делать. Но на следующий день, становилось интересно, что там дальше - опять 30 минут мучений и перерыв на день)

  Развернуть 1 комментарий

@briskly, для меня это не было мучением, мне было забавно об этом всём узнавать. Тема-то сама по себе интересная

Да и книга хорошо написана. И если ты уже знаешь все эти хитросплетения и тебе не приходится отвлекаться на смежные материалы, а, иногда, и на сайты, на которых на серьезных щах размышляют как рептилоиды контролируют мировое правительство, то читать её - одно удовольствие

Но это всё субьективно, конечно же

  Развернуть 1 комментарий

@zvse, под мучением я имею ввиду слишком большое количество информации на абзац. Которую я тоже любил фактчекать потому, что много что перекликалось с моими знаниями. Так что можно их взять в кавычки, если бы это правда было мукой, книгу бы я не дочитал, и не вспоминал бы с тёплыми чувствами

  Развернуть 1 комментарий

Владимир Пропп "Морфология сказки", "Исторические корни волшебной сказки".

Книги не то чтобы трудные, но невероятно обширные в плане охвата материала - точно стоит прочитать, чтобы понять как и на чем строится сюжет сказок, почему используются те или иные ходы. Отдельное удовольствие обнаруживать как эти приемы используются в массовой культуре.

А, эти книги предшественники Кэмпбелла, упомянутого выше.

  Развернуть 1 комментарий
Анатолий Кравченко инженер-разработчик Android 4 октября 2023

Долго думал и даже залез в список прочитанного, потому что кажется, что такие книги я сознательно покупаю, но читать перестал. И да последние пару лет челленджей не было похоже. Но вот из того, что читал раньше:

  • Иные песни - Яцека Дукая. Зубодробительная фантастика, которую я наверное так до конца и не понял
  • Анафем - Нила Стивенсона. Аналогично Дукаю, но воспринимается чуть легче и степень понимания выше.
  • Упомянутый здесь Умберто Эко - Маятник Фуко, Имя Розы, многоуровневые романы.
  • Благоволительницы - Джонатан Литтелл. Вот он наверное даже не слишком сложный для меня был. Но подробный, и взгляд с той стороны не совсем типичен.
  • практически всё у Жауме Кабре. Опять же, не всегда сложный, но увлекательный, большой и многогранный.

Из просто "зубодробительного":
Достаевский, Бесы и Братья Карамазовы плакал, кололся, читал, что-то понял, что-то нет.
Роберт Пирсиг - Дзен и искусство ухода за мотоциклом, у многих культовая книга, но я не понял.

Из того, что у меня отложено/куплено, как трудное, но пока не читал:

  • Бесконечная Шутка упомянутая неоднократно
  • Весь Пинчон
  • Тоннель - Уильям Гэсс
  • Дэвид Дойч - Структура реальности, Начало бесконечности
  • Тот же Гедель, Эшер, Бах
  • 2666
  • Иерусалим - Алана Мура
  • Дом листьев

наверное что-то пора взять из списка выше

  Развернуть 1 комментарий

@Acses, интересно как по-разному воспринимаются тексты) Стивенсон и Достоевский для меня ультранаваристые, но читаются легко.
Вообще когда наткнулся на Анафем это был вынос мозга. Самобытно и одновременно по духу близко к любимым вещам Стругацких и Лема, долго искал такое

  Развернуть 1 комментарий

@EugeneYakshin, Стивенсон бесспорно увлекательный и читается легко, но не весь) Семиевие и Криптономикон например зашли легко. А вот Анафем, насколько я помню, с момента когда действие перенеслось из монастыря, в космос, стало достаточно запутанным. Или вот ещё, начал читать Барочный цикл, и спустя страниц 50 отложил. Возможно такой входной фильтр.
Но опять же, если Анафем зашёл на ура, хайли рекомендед Иные песни Яцека Дукая.

Что касается Достоевского, тут тоже не все йогурты одинаково полезны, например Идиота я прочитал запоем в своё время. А вот Бесов читал долго и упорно и опять же проникся не до конца.

  Развернуть 1 комментарий

@EugeneYakshin, те же мысли про Достоевского — там в общем-то довольно много с огоньком написано. Кстати именно Бесов я еще и перечитывал пару раз (ну точнее переслушивал в виде аудиокниги) — местами довольно веселенькая книга. Те же Карамазовы потяжелее заходили, хотя тоже не экстремально.

  Развернуть 1 комментарий

@Acses, О, спасибо за рекомендацию!

  Развернуть 1 комментарий

@ivanvpanov, кстати, подумалось что то же Уоллес и Достоевский в каком-то смысле похожи: смесь язвительности, искренности и умеренной чернушности. Любовь к маргиналам, опять-таки. Наверное должна быть корреляция между тем, насколько заходят Достоевский и "Бесконечная Шутка"

  Развернуть 1 комментарий

@Acses, кстати Дзен и Искусство Ухода я не дочитал... Даже не знаю почему — кажется отвлекся на что-то а потом не вернулся. Теперь немного стыдно. Надо наверное идти на второй заход...

  Развернуть 1 комментарий

@ivanvpanov, а как читал? В переводе? Его просто на русский переводил Максим Немцов (он же переводил почти всего Пинчона) и репутация его весьма не однозначна. Ну те у него сложные речевые обороты, по русски так предложения не строят. Но он ссылается на попытку попасть в стилистику. В общем у меня одна из причин проблем с дзеном именно тяжёлый язык

  Развернуть 1 комментарий

@Acses, да в переводе. А это мысль попробовать в оригинале. Тот же Гёдель Эшер Бах читал сначала на английском, потом переключился на русский. От этого сильно не полегчало, так что перешел обратно на английский. А там перевод общепринято отличный. Раз отличный перевод не облегчает дело, разумно предположить, что сомнительный перевод все только усложняет.

  Развернуть 1 комментарий

@ivanvpanov, я как раз взял перевод после цатого названия детали мотоцикла — автор же на примере мотоцикла объясняет, допустим, дедукцию / индукцию, зачем в этом разбираться, если это уже сделал переводчик)
в общем, без восторгов, но пару историй из книги очень понравились и запомнились

  Развернуть 1 комментарий

@Acses, плюсую к Благоволительницам Литтелла.
Продираться сквозь текст не потребуется, слог ладный. Да, действительно, подробно...некоторые "Сталинградские сцены" до сих пор отпечатались в памяти благодаря малоприятным деталям. Впрочем, натурализм тут весьма уместен и создает вязкую мрачную атмосферу повествования.
Я бы сказала, что этот роман в первую очередь интересный опыт. Читается запойно, потом еще неделю ходишь с выражением лица из мема про Растина Коула с сигаретой.

  Развернуть 1 комментарий

Прямо сейчас читаю "Шум и ярость" Фолкнера в оригинале. Идет тяжело, но сделано очень интересно и изобретательно. Смело рекомендую!

  Развернуть 1 комментарий

@cc00ffee, Оххх...
Я начал читать (на русском). Читается как не пойми что, лезу в Википедию, узнаю про особенность ПОВа первой главы, думаю ок, сейчас начнётся следующая и станет лучше.
ЛУЧШЕ НЕ СТАЛО.

Бросил. Одна из пяти примерно книг, которые сознательно бросил.

  Развернуть 1 комментарий

@OrangeMan, Там есть два перевода (второй называется "Звук и ярость"). Один излишне усложнен, второй почеловечнее. Ну и да, курсив имеет значение, буду скучать по нему в других книгах. Мало с чем сравнимый опыт.

  Развернуть 1 комментарий

@cc00ffee, плюсую к Шуму и ярости. В финале какой-то необычайный катарсис испытал. Как если собирал мозайку бессмысленную, а в конце ВСЁ ПОНЯЛ.

  Развернуть 1 комментарий

Наутро после потери - Боб Дейтс. Как наименее травматично пройти процесс горевания после потери близких.
Никто не вечен, и надо быть готовым к этому. Читать и представлять это будет нелегко.

  Развернуть 1 комментарий
Артём лаборант информатики, интроверт (+5ч к Москве) 4 октября 2023

Ханна Арендт "Vita Activia, или о деятельной жизни" Для России актуально. Сам читаю понемногу, из серии "читал, много думал".

  Развернуть 1 комментарий

@artyomsolo ++ еще "Истоки тоталитаризма" рекомендую

  Развернуть 1 комментарий

@vladkosinov, Искал ее не нашел в продаже и купил эту. Позже обязательно куплю

  Развернуть 1 комментарий
Kirill Dubovikov Руковожу Data Science командой 4 октября 2023

Улисс Джеймса Джойса
В ожидании Годо, Молой Семьюэля Беккета
Сто лет одиночества

Не хватило? Поминки по Финнегану Джеймса Джойса

Перед Улиссом можно прочитать Одиссею Гомера, чтобы словить аналогию со структурой книги. Ну и однозначно стоит почитать статьи на тему самой книги и ее глав, чтобы был понятнее контекст того, что читаешь. Такого количества языковых и культурных отсылок, намеков без сопроводительных материалов уловить будет сложно.

Есть еще подкаст Армен и Федор, где очень качественно рассказано про каждую главу романа. Да и вообще много обзоров на хорошие книги.

  Развернуть 1 комментарий

@kdubovikov, привет, а расскажи, как именно ты читал Улисса? Я пыталась три раза, есть и комментарии, и Армена смотрела, но все равно текст очень тяжелый. Даже и английский улучшился, но все равно это прямо Работа по чтению.

  Развернуть 1 комментарий

@kdubovikov, специально листал комменты в поисках "Улисса". Чтобы поделиться для других читателей своим альтернативным мнением: эта игра Джойса ради самой игры – некое подобие кислотного трипа для ирландца 1920-х, которое сейчас, при изобилии формы и содержания в медиа, попросту блекло и неактуально во всей своей нарочитой, вымученной сложности.

Если вы хотите склеить барышню/мужчину-филолога или поддерживать одухотворённые разговоры со снобами – может быть.

Но в остальном – отделяйте зёрна от плевел и репутацию произведения от его потенциальной ценности лично для вас.

Всё, вкинул и доволен.

Да, да, в моём случае Джойс метнул бисер перед свиньёй и всё такое, да.

  Развернуть 1 комментарий
Ismail Albakov Разработчик, пишу код 8 октября 2023

Маркес Гарсиа: 100 лет одиночества

  Развернуть 1 комментарий

@albakov, забавно, но мне было не оторватся, буквально проглотил за несколько дней

  Развернуть 1 комментарий

@RuslanSukharev, возможно я был молод и не понял всей глубины )

  Развернуть 1 комментарий
  Развернуть 1 комментарий

@albakov, скорей я был молод и не понял всей глубины)

  Развернуть 1 комментарий

@albakov, не осилил и наверное не осилю. Какая-то удручающая атмосфера у книги — и читать тоскливо и после каждого сеанса чтения остается унылое послевкусие.

  Развернуть 1 комментарий

"Общество потребления" Бодрийяра очень рекомендую всем!

  Развернуть 1 комментарий

@benighted, «Симулякры и симуляция» в тот же список, да и вообще Бодрийяр в комплексе, чтобы при чтении отдельной книги не рваться от терминологии, как это со всякими имплозиями и апотропиями в «Симулякрах...» у меня на первых порах случалось. В целом очень практически полезный автор, который хорошо помогает сместить оптику в восприятии и реакциях на окружающую действительность и понять, что вопрос «что думать?» давно неактуален и, переключая внимание на более контингентное «как думать?», получаешь прямо суперспособности, хаха

Ну и великое интервью Борису Гройсу с подлинным духом старой школы, где француз как паровоз смолит сигареты одну за одной в каком-то кафе

  Развернуть 1 комментарий

Не знаю насчет трудности, тем не менее было интересно: "Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов"

  Развернуть 1 комментарий

Цикл "Тёмная Башня" Кинга.

Трудно, потому что долго, как и путь героев. Я рассматриваю этот цикл как одну огромную книгу. Повествование практически неразрывное. В конце ощущение, будто прожил несколько параллельных жизней. А еще, после "Темной Башни" любое другое произведение ощущается легкой прогулкой.

Кинга ругают за то что он слил концовку, но тут я не согласен. Концовка весьма характерна, хоть и не выступает вознаграждением читателю. Скорее, избавлением :D

  Развернуть 1 комментарий

@spmart, я в какой-то момент понял, что мне нравится весь цикл в целом, но я не могу выделить одну какую-то книгу, поэтому тоже воспринимаю «Тёмную башню», как единое целое. Но вот стиль и атмосфера у него очень сильно поменялись, как по мне на четвёртой книге — Кинг же ещё в аварию попал после неё (что добавило мета-текстовости =)

А к концовке я отнёсся спокойно, потому что мне проспойлерили довольно давно, поэтому я, видимо, смирился к тому моменту, когда закончил =)

  Развернуть 1 комментарий

@OrangeMan, Я бы выделил «Колдун и кристалл», ее вообще можно отдельно прочитать как историю Роланда. Но она так вплетена в общий сюжет, что не вываливается из него при последовательном чтении.

  Развернуть 1 комментарий

Самое зубодробительное, что приходит на ум - Томас Метцингер "Туннель эго". Автор пытается рассказать, что такое наше "я", как оно появилось в результате эволюции, и что из себя представляет "на самом деле" с точки зрения современных наук. Предмет, очевидно, сложный, но чтение ещё осложнено тем, что для осмысления написанного приходится работать со своим собственным сознанием, как Мюнхгаузен пытаться вытащить себя из болота в невесомости. Это решаемо, но это отдельный экспириенс, который мало при каких других занятиях нам доступен.

...Однако, если мы решим Проблему Одного Мира и Проблему Сейчас, всё что у нас будет — модель единого мира и модель настоящего момента в мозгу. У нас есть репрезентация единственного мира и репрезентация единственного момента. Ясно, что видимость мира есть нечто иное. Вообразите, что вы смогли бы воспринять весь мир целиком, ваше собственное тело, книгу в ваших руках и всё из вашего настоящего окружения, в качестве «умственной модели.» Тогда, это продолжало бы оставаться сознательным переживанием? А сейчас, попытайтесь вообразить кое-что потруднее: Сильное чувство присутствия, которым вы прямо сейчас пользуетесь, само по себе — лишь образ особого типа. Время — так же репрезентация в вашем мозгу, фикция. Что бы произошло, если бы вы могли дистанцироваться от данного момента, если бы Сейчас-ность этого данного момента обернулась не действительным Сейчас, но лишь элегантным портретом присутствия в вашем уме? Тогда, вы оставались бы в осознанном состоянии? Это не просто эмпирический нюанс; он имеет явный философский оттенок. Краеугольный вопрос — как попасть из модели-мира и модели-Сейчас именно к тому, что вы имеете, пока читаете это: присутствию мира. Ответ лежит в прозрачности феноменальных репрезентаций. Вспомните, что репрезентация является прозрачной, если система, использующая её, не способна распознать её в качестве репрезентации. Модель-мир, активная в мозгу, является прозрачной, если у мозга нет шансов обнаружить, что она — модель. Модель настоящего момента является прозрачной в том случае, если у мозга нет возможности обнаружить, что всё то, что сейчас происходит, это просто результат обработки информации, которая производится в данный момент.

  Развернуть 1 комментарий

@sequeller, вот я ее не осилил, хотя после просмотра его лекций периодически вспоминаю. Наверное все же стоит

  Развернуть 1 комментарий

Иллиада, Одиссея Гомера

  Развернуть 1 комментарий
Evgenii Kochanov Анализирую данные 5 октября 2023

Из последнего прочитанного - "Ахмед Танпынар: Покой"

"Роман "Покой" турецкого писателя Ахмеда Хамди Танпынара (1901-1962) является первым единственным в турецкой литературе образцом смешения приемов европейского модернизма и канонов ближневосточной мусульманской литературы. Действие романа разворачивается в Стамбуле на фоне ярких исторических событий XX века - свержения Османской династии и Первой мировой войны, войны за Независимость в Турции, образования Турецкой Республики и кануна Второй мировой войны. Герои романа задаются традиционными вопросами самоопределения, пытаясь понять, куда же ведут их и их страну пути истории - на Запад или на Восток.
"Покой" является не только классическим произведением турецкой литературы XX века, но также открывает перед читателем новые горизонты в познании прекрасного и своеобразного феномена турецкой (и лежащей в ее фундаменте османской) культуры"

  Развернуть 1 комментарий

@kochanoff, эта книга - моя мотивация при изучении турецкого =) Медленно читаю его в оригинале.

  Развернуть 1 комментарий

Все три тома Кнута "Искусство программирования".

  Развернуть 1 комментарий

Вилейанур Рамачандран: Мозг рассказывает. Что делает нас людьми

«Опираясь на странные и заставляющие задуматься случаи, выдающийся невролог и нейропсихолог предлагает читателю совершить беспрецедентное путешествие в область эволюции уникального мозга человека.»

Читать было достаточно сложно, читал долго, но восторг и «послевкусие» были не только после книги целиком, но и часто прямо внутри глав.
А восхищение тем, что люди хоть немного начинают понимать то, что происходит у нас в голове остаётся до сих пор!

Картинка из интернета
Картинка из интернета

  Развернуть 1 комментарий

@sergstepanenko, прочел две главы за день — просто пушка, не оторваться, спасибо за рекомендацию.

  Развернуть 1 комментарий

@hakim, после комментария взял пролистал содержание — захотелось перечитать снова! Она действительно очень крутая! 🔥

  Развернуть 1 комментарий

Не сказал бы что сильно сложная для чтения книга, но "Хлопок одной ладонью" Николая Кукушкина. Для меня не то чтобы стала откровением, но некоторые вещи о том, как работает эволюция, мозги и другие механизмы внутри организмов - я не знал. Плюс помогает структурировать знания, так как изложена очень системно.

  Развернуть 1 комментарий
Вольдемар Вахлов Старший инженер по тестированию производительности 5 октября 2023

Отверженные Виктора Гюго.

  Развернуть 1 комментарий

Пинчон, даже то, что считается самым простым - "the crying of lot 49", "inherent vice" читать в оригинале тяжело, с постоянными отвлечениями в pynchonwiki, но как же крут язык. прочитав и осмыслив какое-нибудь замысловатое предложение ты офигеваешь - неужели можно ТАК писать

  Развернуть 1 комментарий

Мне понравилась "Невозможное как стратегия" Стивен Котлер.


скриншот с ozon.ru

Очень насыщенная книга, которая по полочкам раскладывает достижение целей и объясняет это с точки зрения особенностей работы мозга.

  Развернуть 1 комментарий

Медвежий угол. Фредрик Бакман

Одна из лучших книг которую читал. История людей в маленьком городке, которые всей душой любят хоккей. В книге расскрываются проблемы общества и экзистенциальные вопросы приправленные легким юмором и повествованием, в стиле Бакмана)

P.S. Медведи срут в лесу, все остальные срут на Бьорнстад, а Бьорнстад срал на всех!

  Развернуть 1 комментарий

Герман Гессе: «Игра в бисер»
Я где-то половину прочитал к текущему моменту. Выборочно внимательно читаю. Есть классная лекция по книге: А.Пустовит: Игра в бисер

Джозеф Кэмпбелл: «Тысячеликий герой»
Довольно сложно, иногда очень интересно

  Развернуть 1 комментарий

@kukinpower, хорошо, что поискал Гессе перед тем, как предложить.
С 6й попытки только прочитал)

  Развернуть 1 комментарий

@adavliatov, а зачем всё-таки дочитал?) и как считаешь, оно того стоило?)

  Развернуть 1 комментарий

@kukinpower, Увидел название топика и сразу вспомнилась эта книга. Одна из лучших в моей жизни, советую почитать тем, кто ищет себя, самоопределение и смысл жизни. Помогает задуматься о том, как устроен наш быт, по каким причинам создаются правила жизни и что же можно изменить. Также советую почитать "Сиддхартха" Гессе.

  Развернуть 1 комментарий

В прошлом ноябре дал старт Волхву. Слушаю с переменным успехом. На каждую главу приходится иногда целая книга из соседнего плейлиста.
Но неизменно возвращаюсь, интересно же)

  Развернуть 1 комментарий

@vas1k, интересно. Как раз Волхв мне залетел просто-таки со свистом. Видать в настроение попал.

Из Фаулза я слегка через силу заканчивал "Даниэль Мартин". Причем это единственный факт, который остался в моей памяти об этой книге. Ни сюжета не помню, ни кто главный герой — все вымыло, помню только, что дочитывал без огонька.

  Развернуть 1 комментарий

@ivanvpanov, дело в том, как сильно я не люблю туповатых ГГ, с апломбом доказывающих самим себе, что мир вращается только вокруг них.
Страдания юного Вертера поэтому же, кстати.

  Развернуть 1 комментарий

@vas1k, ну не знаю. По-моему туповатые ГГ это самая мякотка)

  Развернуть 1 комментарий

Мортимер Адлер "Как читать книги"

  Развернуть 1 комментарий
Повалишин Евгений Технический рекрутер, шкипер 17 октября 2023
  Развернуть 1 комментарий

Выше упомянут Лем, я предложу его повесть "Маска" — для меня это самый медленночитаемый текст, благо сравнительно короткий.

  Развернуть 1 комментарий

Не совсем рекомендация, но захотелось написать) когда я был в средней школе, отец дал мне книгу "Вселенная Разумная" Карпенко, сказав, что она очень сложная, но интересная. По современным меркам это "не то", но для школьника 90х хороший текст по метафизике. Когда дочитал, было как раз такое ощущение, которое описал автор вопроса)

  Развернуть 1 комментарий

Привет, автор. Вот тебе обложка. Ищи. Почитать точно стоит. ты не со всем согласишься, что-то вызовет в тебе возмущение или скуку - предупреждаю. ЭПТ штука маргинальная.

  Развернуть 1 комментарий

Для меня из последних таких стала "Далеко от яблони" Эндрю Соломона. Про семьи и их детей, которые критично непохожи на своих родителей. Глухие люди у слышащих родителей и культура глухих, гениальные дети-музыканты, дети, родившиеся в результате насилия и куча других ситуаций... Тот случай, когда яблоко падает далеко от яблони. Для меня была очень эмоционально сложная книга.

  Развернуть 1 комментарий

Совсем не сложно, но просто стоит того весь Луи-Фердинанд Селин, начиная с «Путешествия на край ночи» (только не в переводе Триоле) и вплоть до финальной трилогии «Из замка в замок», «Север» и «Ригодон»

В контексте хроникёров двадцатого века обычно говорят о паре Ремарк/Юнгер, и, сильно утрируя, один ноет, какая страшная и ужасная война, второй говорит, что это вообще не плохо и не хорошо, но точно интересно как своеобразная странная стихия — и оба они как-то мимо идут в плане практических выводов. Разве что «В стальных грозах» действительно мощнейший какой-то текст, который вне зависимости от отношения к автору хватает читателя за лицо и жадно тащит от первой и до последней страницы.

Селин же, несмотря на представление его святым монстром, виноватым во Франции почти во всём и тщательно передаваемый забвению, на примере собственной истории и своих персонажей очень хорошо ловит дух времени и передаёт читателю точную мысль, что по большей части Скотство с большой буквы — главная движущая сила человечества, для утоления жажды которой наш вид раз за разом придумывает бесконечные войны, лозунги и прочие призывы за всё хорошее и против всего плохого в бесконечном повторении. И автор ставит полезный акцент, что стоит не правых и виноватых искать, а понять, что скоты — все. И среди этих скотов нужно в первую очередь остаться живым, желательно сохранить все части тела и органы, а потом думать, что делать дальше

  Развернуть 1 комментарий

Капитал К.Маркса.

  Развернуть 1 комментарий

Философия: учебник (Алексеев, Панин).

После этого учебника уже будет тяжелее скинуть вас в ту или иную мировозренческую лужу. А все публицистические книги с желанием автора в чем-то убедить будут вызывать приятную улыбку :)

  Развернуть 1 комментарий
Kir Arapov моушн и граф дизайнер 19 октября 2023

Вроде еще никто не упомянул Моби Дика Германа Мелвилла. Если вы прорветесь через очень тягучее своей академичностью начало и найдете в этом удовольствие — вся книга станет кайфом.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

Роберт Пирсинг - Лайла. Исследование морали.

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, кстати, Пелевин очень хвалит

  Развернуть 1 комментарий

@mdogx, Читать надо строго после "Дзена", они взаимосвязаны.

  Развернуть 1 комментарий

Из более сложного: трёхтомник «Ужас философии» Юджина Такера. Работа не новая, относительно хайповая в нише спекулятивного реализма и всех модных авторов вроде Негарестани, Лиготти, Ланда, Фишера и прочих

Для затравки интересный факт — первый сезон «Настоящего детектива» был значительно вдохновлён идеями первого тома трилогии, «В пыли этой планеты», о чём упоминал в интервью Ник Пиццолатто. Отсюда аутсайдерские фразы Раста Коула, невнятные сцены, которые вроде бы никак с повествованием не вяжутся, вроде намёков на летающие тарелки — вот это вот всё

Текст задаёт хорошую перспективу потрогать горизонт мышления, за который ощутимо невозможно перевалить, плюс подумать полезную мысль, что мир хотя бы теоретически может существовать не только как игровая площадка для человека и не только в его категориях. А с определенной точки зрения планета в принципе является враждебной средой для человеческого вида, чем вполне практически проявляет себя в виде землетрясений, наводнений и прочих катастроф, который в контекст «эдема для людей» совсем не вписываются

  Развернуть 1 комментарий

Зигмунд Фрейд "Введение в психоанализ"

Книга написана более 100 лет назад, но до сих пор топчик! Трудно, но крайне интересно. И даёт базовое понимание структур психики, а это очень полезно в жизни.

  Развернуть 1 комментарий
Ruslan Akmanov Старший инженер тестирования и сопровождения 29 октября 2023

Пожалуй самая сложная из последних, это Анил Сет "Быть собой. Новая теория сознания". Потому что там есть очень контринтуитивные концепции. Останавливался ни раз, чтобы как то уложить в сознании то что услышал (да слушал в аудио, это добавило ещё сложности, буду перечитывать в тексте). Зато после завершения, то что удалось уловить-уложить, хорошо встало на места, то есть в терминах рационалистов, легло на карту реальности.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб