Стоит ли вкатываться в геймдев? (Философско-романтическая дилемма)
Публичный постПривет. С праздниками. Прежде чем отвечать, пожалуйста дочитайте текст до конца. Спасибо.
У меня моральная дилема и я в некотором ступоре. Нужен дружеский совет / обмен опытом / мнениями. Может взглянуть с другого ракурса, может вдохновиться, может просто как-то скомпоновать и сагрегировать штуки в голове. Часто сообщество мне помогало с этим, вот и сейчас прошу помощи, потому что мысли конфликтуют и я в растерянности.
С одной стороны я всегда любил игры, и сейчас люблю. Прям обожаю в них играть. Это моя страсть и мой персональный сорт героина. Я играю с 6 лет, и тот самый восторг, когда я увидел игру про маугли на денди и черепашек нинзя, для меня был драйвером самостоятельно учиться программированию и связывать с этим мою жизнь. Так я и сделал. Сейчас я веб-девелопер и наступил момент когда хочу, стать разработчиком игр. Это моя мечта и я хочу ее исполнять. Да я знаю это на порядки сложнее, играть не делать, и условия работы хуже в этой среде, массовые увольнения повсеместные последнее время... но я все еще хочу попробовать. Я даже уже начал работать над своей игрой.
Меня очень вдохновляют творческие креативные классные люди и команды, которых крайне мало, как, например, ребята из SuperGiant Games, Klei, Larian, Dont Nod, Ninja Theory и другие. Есть творческие инди, о которых мы пока еще не знаем, но они тоже есть. Их игры это не просто интертейнмент, это истории и произведения искусства, те что в вас оставляют какой-то след/отпечаток навсегда, возможно даже меняют вас как личность. Это мои кумиры и мне бы очень хотелось попробовать быть частью какой-нибудь такой команды... ну а если не получится, то путь инди-самурая он всегда вот пожалуйста.
С другой стороны в свои 34.5 я пришел к выводу, что у меня БОЛЬШАЯ серьезная зависимость от игр: я самоизолируюсь и могу играть по 10-12 часов (не онлайн и не ммо), и когда я прохожу очередную игру, внутри щемящая пустоста и хочется поскорее найти что-то еще чтобы от этого убежать. И так постоянно по-кругу. В итоге страдает мое здоровье –сидеть по 10 часов почти не двигаясь в 34 это прям опасно.
Моя социальная сфера - я никуда не выхожу и часто сопротивляюсь себе пойти куда-либо, даже когда уже вписался + ко всему прибавился какой-то страх социализации/других людей, часто неоправдвнный.
Мой мозг - я просто деградирую и превращаюсь в овощ – старческая деменция махает мне ручкой.
Не добиваюсь поставленных перед самим собой задач. И в итоге страдаю от всего вышеперечисленного, а чтобы это унять... иду играть в игры :D. Заебись.) Поэтому я принимаю решение сейчас отказаться от игр и фаст-фуд дофамина.
Добавлю что у меня есть серьезная психологическая болячка (и поставленный диагноз) с которой я работаю, долго, и игры это мой способ справляться с этим вот внутренним дерьмом с самого детства: сбегать от ебучего себя и мира в классный и удобный мир грез и приключений, что позволяет забыться но не решает проблем.
С третьей стороны (снова негативной) в мире сейчас эпидемия одиночества, если вы не знали. Многие люди как и я самоизолируются, не социализируются, не выходят на улицу, не общаются со сверстниками, не ходят на свидания, страдают от одиночества и находят утешение для себя в играх. И это чаще плохо чем хорошо, потому что вместо того чтобы общаться, находить решение проблем, делать/созидать что-то, находить ресурс в себе, они (мы) пытаются задвинуть это все на потом и прост залипнуть, чтобы отключиться и абстрагироваться, потому что это проще, это доступно. Вокруг же куча дерьма происходит. И в повседневной жизни тоже. Хочется же отвлечься, пострелять монстров, построить базу или порыдать от счастья/драммы, спасти мир в конце концоы. И так же сутками, как и я сидят безвылазно потребляя контент, подсаживаясь на этот фаст-фудный дофамин, закапывая себя в жопу поглубже, откладывая жизнь на потом. Таких людей много. (Я как бумер мыслю?)
И вот если на секунду представить, что моя мечта сбылась, и я работаю в какой-нибудь, пусть и малоизвестной или вообще безызвестной, но очень талантливой и творческой инди студии... Получается, что делая игры, ты становишься соучастником "преступления" – чем более классную и интересную игру вы создадите, тем больше людей на нее подсядет. Вы посмеетесь и скажете: "Cлишком много на себя берешь парень. За всю свою жизнь ты не сделаешь такого количества игр, чтобы подсадить на них людей, от чего они будут страдать. Дай бог десятка 2 людей поиграет в твою игру на 1.5 часа. Твой импакт минимален, чел, расслабься". Может и так. Может это все капля в океане, но я привык брать ответственность за то, что я делаю, за то как это влияет на мир, пусть даже это влияние стремится к нулю.
Вы скажете, ответственность лежит на людях которые потребляют контент. Что можно любую штуку использовать во благо, так и во вред. И я с вами соглашусь. Например, можно использовать травку, как средство борьбы с тревогой и бессоницами, или же можно ей обкуриваться до беспамятства, разрушая себя. Можно нож использовать для готовки произведений кулинарного искуства, а можно им зарезать кого-нибудь. Все зависит от челвоека, который использует - он находит применение, на нем лежит ответственность.
Да, все так. Но, что если вы понимаете, что тот же пресловутый созданный вами творческий нож, вы предлагаете тогда, когда человек, с большей вероятностью, испытывает слабость использовать его во вред, чем во благо? Окей, пусть это будет не нож, а наркотик. Пусть он будет не сильный, или будет влиять не на всех. Ок. Но все еще будет в цепочке того, что будет продолжать поддерживать в человеке зависимость и самовредительство. И я беру за это ответственность.
В общем, хочется созидать, творить, делиться, поддерживать и стучаться в сердца, во благо, а не способствовать саморазрушению, этого и так хватает.
Я все еще хочу создавать игры, в то же время я принимаю решение, отказаться от их потребления, потому что чувствую, что мне это серьезно вредит и я не могу это контролировать, потреблять это в малых дозах. И получается, что я отказываюсь от наркотика, чтобы создавать наркотик для других...
И я вижу для себя здесь конфликт и пока не очень понимаю как его решить.
Что думаете вы?
Что тебя ждёт:
В целом как-то так, дарю тебе совет который отражает участие примерно всех в индустрии кто продержался в играх дольше 2 лет:
Если ты не чувствуешь что ты вот завтра ляжешь и сдохнешь от того что не занимаешься играми — не лезь в геймдев, пережуёт и выплюнет тебя с выгоранием и без денег
Прежде чем влетать во всё это зайди в вастрик разработка игр, поспрашивай там, потыкай движок какой-то простой, собери флеппи бёрд или ещё какую-то чухню по туториалу, и если всё понравится посиди лучше и поделай свои проекты для себя а не иди работать в студию
Если ты считаешь, что игры - зло и ответственность за потребление контента лежит на создателе игры, то, конечно, делать их не надо. Ты сам сравниваешь игры с героином - ну, пожалуй, закладки раскладывать было бы не очень этично для большинства людей.
Тем не менее, вот тебе мнение от человека, который не программировал игры, а делал самую бездушную часть - монетизировал их, то есть делал так, чтобы игры превращались в машины по убийству твоего времени и денег. И да, на продукте с миллионами MAU.
Ты пишешь:
Ты говоришь, что это "плохо", но я искренне не понимаю, почему это плохо. Люди получают удовольствие. Что плохого в этом удовольствии, если они никому не вредят? Какие такие проблемы люди должны решать и неужели это действительно так необходимо, если им - с нерешенными проблемами, но в игре - хорошо?
И да, и нет. Если бы ответственность прямо совсем лежала на людях, не было бы моей профессии: всё-таки можно сделать что-то, что увеличит шанс "поймать человека на крючок". С другой стороны, зачем уж совсем людям в субъектности отказывать?
Проблема не в них и в их ответственности, а в тебе и твоём восприятии своей роли. Мне ок быть человеком, который помогает получить дешевый дофамин. Но take it with a grain of salt, я бы и наркотики для совершеннолетних легализовал полностью, например.
Кстати, как ты думаешь, а если ты не создашь игру, чем займутся люди, у которых её не будет?
А если никто не создаст игру? Вот моё ожидание: пойдут не книжки читать, а клей нюхать, потому что они хотят дешёвого дофамина.
На самом деле, я думаю, что на твоём месте я бы не делал игры своей профессией. Зарабатывай деньги по-другому.
Но ты всё ещё можешь делать игры в качестве хобби. Если у тебя не будет цели продать игру, ты можешь не делать её по канонам жанра. У тебя не будет менеджера, который на каждый элемент спросит "чтобы что?" и тим-лида, который скажет, что улучшать полёт пуль два месяца - это слишком долго, пропиши-ка лучше логику Treasure Hunt'а.
Ты можешь не подсаживать людей на крючок, а давать им красоту, ты можешь создать искусство. Ты можешь даже захардкодить невозможность играть в игру дольше 15 минут в день, в конце концов!
У меня друзья работают в геймдеве уже больше десяти лет. Когда тут пишут про маленькие зарплаты, я удивляюсь, потому что друзья совсем не жалуются. И я знаю сколько они получают, там не на что жаловаться. Но спорить ни с кем не буду, если людям хочется кричать, что в геймдеве нищенство, пусть кричат.
Один друг из геймдева ушел в интерпрайз четыре года назад. Ищет сейчас работу в геймдеве снова, потому что устал от работы без души. Но это не значит, что геймдев – рай на земле и там все смеются и единороги приносят кофе. Кранчи есть, тимлиды и коллеги с хуёвыми софт-скиллами тоже есть.
Про здоровье и зависимость от игр. Если любишь игры, зачем от них убегать. Это ж не наркотик, не алкоголь. Проблема с долгим сидением за компом не пройдет от того, что пошел работать в геймдев. Ну будешь сидеть так же за компом, только программировать или сценарии писать. Тут, кажется, полезно для здоровья было бы сходить с психотерапевту и с его помощью снизить время игрового времени. Будет больно и тяжело, потому что я знаю, в играх офигенно: можно контролировать свой мир, всё предсказуемо и классно. Но если тебя тревожит это, то не стесняйся, попроси помощи у того, кто поможет разобраться с этим, не будет корить и смеяться над выбором и не скажет «ты взрослый для игр, прекращай».
Делать игры – кайфово. Другое дело, что, скорее всего, это не будет Ведьмак, а будет матч-три с сиськами. Но не попробуешь, не узнаешь, как тебе. Да и это не выбор профессии на 5 лет. Можешь попробовать полгода, да сменить)
90 комментов не читал, сразу свой запилил.
Денис, твою дилемму, на мой взгляд, нельзя разрешить без конкретики.
Ты поставил вопрос так, что тебе «хочется созидать, творить, делиться, поддерживать и стучаться в сердца, во благо», но при этом тебе не хотелось бы «создавать наркотик для других», потому что ты на своём опыте знаешь о вреде игр при определенных обстоятельствах.
Есть ли у тебя «работодатель мечты» или «игра мечты», в разработке которой ты сам хотел бы принимать участие?
Пытался ли ты составить список потенциальных работдателей в сфере геймдева, чьи игры ты сам считашь минимально вредеными или даже полезными в определенном контексте?
Дальше, возможно, есть смысо посмотреть, какие люди им требуются, есть ли у них вакансии, которые подошли бы тебе? Узнать больше о культуре работы в тех компаниях – насколько она тебе по душе?
А может быть ты сам хочешь создать свою игру, которая будет соответствовать твоему этическому кодексу и объединить вокруг себя таких же высокоморальных игроков и разработчиков, беспокоящихся о влиянии игр на своё здоровье или психику своих детей? Тогда возможным шагом было было создание MVP/PoC через индихакинг/бутстраппинг, участие в геймджемах и прочих активностях индигеймдевской тусовки, проверка своих гипотез, поиск единомышленников, обсуждение дилеммы не со случайными людьми в интернете, а с теми, кто тоже озадачен похожими вопросами.
Я не знаю твоих предпочтений, но думаю, если ты начнешь делать практические шаги в сторону своего интереса, «зондировать почву» — то это может помочь в разрешении дилеммы.
Касательно описанных психологических проблем воздержусь от комментариев, т.к. не являюсь специалистом по этой части. Лишь замечу, что аддикций в мире много, и как правило проблема не лежит в плоскости предмета пристрастия, а скорее связана с чем-то другим в жизни зависимого человека.
Касательно более практичной части, могу поделиться своим текущим видением игровой индустрии, так сказать, изнутри.
Во-первых, стоит подчеркнуть разницу между мобильным геймдевом и разработкой игр для PC / консолей.
Первый - по большому счету уже давно не про создание увлекательных миров (если вообще когда-то был). Это сфера, где нужно создать продукт, который будет приносить деньги. Геймплей строится вокруг монетизации и ни в коем случае не наоборот. В этом нет ничего плохого, это не про сверхприбыли и жадность отдельных компаний (многие из которых на самом деле на грани выживания), просто такова ситуация на рынке. Разработка стоит дорого, маркетинг - ещё дороже, людей готовых покупать мобильные игры за деньги очень немного. Соответственно, чтобы окупить процесс создания, остается встраивать рекламные и доильные механики в сам игровой процесс.
Разрабатывая игры для ПК и консолей, действительно есть шанс приложиться к интересному проекту, но в виду большего масштаба - ваше участие скорее всего сведется к, условно, багофиксу второстепенной механики третьестепенного персонажа. В ААА разработке уже давно случился приход больших денег и компаний в индустрию. И нет, вам лично от этих больших денег ничего не перепадет, но процесс разработки будет всё также направлен на выжим максимальной прибыли из проекта - уже не ради выживания компании, а ради высоких финансовых показателей и роста акций на фондовом рынке. То есть делать вы всё также будете в первую очередь продукты, а не игры. Времена ранних id Software и Valve, к сожалению, безвозвратно ушли.
Остается ещё третий исход, попасть в, так называемую, инди-команду и на полном энтузиазме, в кругу единомышленников творить шедевр. Вероятность такого, на мой взгляд, где-то на уровне статистической погрешности. Конечно, известны случаи ярких успехов на данном поприще, но я бы назвал это ошибкой выжившего. О тысячах незаконченных и провалившихся игр просто никто не говорит. Это не значит, что не стоит мечтать и пробовать, однако рассчитывать на такой исход, как на вероятный, явно не нужно - разочаровываться будет больно.
Пара слов о рынке труда. До событий 2022 года в РФ и Беларуси был очень высоко развитый рынок разработки мобильных игр. В Москве и СПб найти работу Unity разработчику (а именно Unity используется в качестве движка в подавляющем большинстве мобильных игр) не составляло никакого труда. Естественно, специалистам начального уровня было несколько сложнее, но "вкатиться" в gamedev, имея голову на плечах и стремление развиваться, было очень реально. Компаний, разрабатывающих PC игры, было значительно меньше, но они также вполне присутствовали. По зарплатам разработчикам игр вполне можно было соперничать с разработчиками enterprise решений. Но по ощущениям разброс зарплат был всё-таки больше чем в других сферах программирования, и чтобы зарабатывать сопоставимые суммы, разработчику игр нужно было быть чуть сильнее коллеги из другой сферы.
Как обстоят сейчас дела в РФ сказать не могу, буду рад уточнениям коллег, оставшиеся в стране. Могу только предположить, что вряд ли ситуация осталась настолько же позитивной, но в то же время и полного коллапса наверное не случилось.
По рынку ЕС по моим субъективным впечатлениям ситуация на момент написания поста весьма прискорбная. Открыто очень мало вакансий, в одном СПб пару лет назад было чуть ли не больше опций, чем по всему Евросоюзу сейчас. И вакансии эти весьма узко специализированы. Например, если раньше вы разрабатывали только мобильные или PC игры, на позицию VR разработчика вас никто не пригласит. По зарплатам, соответственно, тоже всё очень грустно. Жизнь любого программиста в ЕС по понятным причинам менее вольготна, чем жизнь его коллеги из РФ (по состоянию до 2022 года, по крайней мере), и на этом фоне более низкие ЗП в gamedev-е гораздо сильнее сказываются на уровне жизни. Когда я узнал ЗП на позицию Senior Unity Developer в немецком отделении Ubisoft - скажу честно, я плакал от смеха.
Но так или иначе, это всё еще хорошо оплачиваемая профессия, которая не даст вам и вашей семье умереть с голоду. Плюс дела в финансовом плане могут обстоять чуть лучше в менее популярных странах ЕС, где выше спрос на специалистов, именно потому, что мигранты туда ехать не стремятся. И в целом я говорю о ситуации "в среднем по больнице", понятно что отдельные личности могут зарабатывать сильно выше рынка.
Кроме заработка, из-за малого числа вакансий в ЕС определенно присутствует проблема свободного перемещения и выбора страны для проживания. Если условный WEB-разработчик может найти себе хотя бы какую-то работу практически в любой стране, то будучи специалистом в gamedev сфере вы всегда привязаны к весьма короткому списку локаций. Во многих странах работы в данной сфере ну просто нет. От слова совсем.
Далее тезисно приведу моё понимание особенностей разработки игры с точки зрения процесса как такового.
Но что-то я всё о плохом. На самом деле работа разработчика игр определенно имеет ряд положительных моментов и для кого-то, они вполне могу перевесить негативные стороны.
P.S. В конце хотелось бы вернуться к вопросу о моральных терзаниях. Событиях последних лет в очередной раз наглядно показали, что самые страшные вещи в этой жизни как правило делают люди, очень далекие от игр, но при этом не брезгующие время от времени лицемерно обвинить игры в насилии и других невзгодах мира.
С карьерной точки зрения: нет. Ещё в 2012, когда вливалось безумное количество денег в фейсбучные фермы и мобильные игры, в геймдеве платили меньше чем в разработке любого другого софта, а условия работы были намного хуже (знаменитые кранчи).
С этической точки зрения: нет. Как бывший геймдизайнер, могу сказать что абсолютно все игры это совокупность ящиков Скиннера, заточенных на вариативную выдачу допамина – иначе бы в них просто не играли. Есть менее засасывающие (короткие сюжетные), есть циклические и вызывающие самую настоящую зависимость (сессионный мультиплеер).
Но так или иначе, создание игр это создание иллюзорных миров-ловушек, стимулирующих нас проводить у экрана ещё больше времени без какой-либо отдачи. Да, бывает дружба и даже любовь после социализации в играх, но это может быть на основе любого другого хобби.
Сам начал карьеру как разработчик Flash-игр, продолжил мобильными, в 2014 вышел из индустрии из-за плохих карьерных перспектив, но в тот момент думал поделать инди-игр на досуге "для себя". Однако, по указанным выше этическим соображениям, от этой затеи отказался, а в прошлом году ещё и взял резолюцию больше ни во что не играть самому после того как слил несколько сотен часов в Pokemon Unite.
Добавлю свои 5 копеек в обсуждение. Я решил просто поделиться своими мыслями, не переубеждать “за” или “против”. Может быть, мой опыт окажется полезным в твоих раздумьях о карьере.
Я попробовал себя в разных областях – в бизнесе, и в банках, и в аутсорсинге. Но после геймдева вообще не тянет возвращаться к этим скучным занятиям. Здесь задачи гораздо интереснее, всегда появляются новые вызовы, которые интересно и сложно решать. Как-то с этим всем более интересно возиться.
Самое главное для меня – это видеть результат своей работы. Помню, когда я занимался банковскими приложениями, я почти не чувствовал, что моя работа имеет значение, кроме как для других разработчиков. А в геймдеве как-будто больше связи с конечным потребителем. Тут ты чувствуешь, что создаешь продукт для кого-то, видишь, как он влияет на людей, как им становится радостно от каких-либо новостей от вас. Да и работая в небольшой студии твой импакт становится куда больше даже если ты работаешь далеко от создания контента.
И, конечно, многое зависит от того, в какой именно студии ты работаешь. В одних местах гонятся за прибылью от донатов, а в других ценят создание сильного комьюнити. Я думаю, это важно, потому что одно дело – участвовать в создании игры, которая может привести к чрезмерным тратам со стороны игрока (у меня такие тоже бывали, да, каюсь), а совсем другое – получать письма с благодарностью от людей, которые говорят, что ваша игра помогает им быть ближе с семьей, “несмотря на расстояния…” и т.д.
Такие фидбэки дают мотивацию работать дальше
P.S. Насчет зарплаты – у меня нет претензий, хотя, может, потому что я DevOps.
P.S.S. Еще нужно понимать, что сразу в топовую ламповую студию попасть довольно сложно, придется продираться сквозь корпоративных гигантов, где работать не так весело и приятно
Други к комментах, пожалуйста не путайте зависимость и болезненную зависимость. Быть зависимым можно и от хорошего кофе, от вкусной еды и от общения с друзьями. А болезненная зависимость - это закидываться кофеином уже даже без удовольствия, заедать стресс даже когда уже неголоден и выть волком всякий раз когда оказываешься где-то один.
Эскапизм - очень здоровская штука, мы это делаем и с литературой, и с кино и даже с наукой. А вот когда окружающая действительность становится даже ещё хуже просто потому что у тебя эскапизм это единственный копинг из которого ты не вылезаешь - вот это уже трабла.
Не смешивайте, короч.
Мне кажется, тут есть некая путаница. Большинство людей убегают в игры/фильмы/книги от собственных проблем и это нормально. Я б даже сказал полезно. Но есть категория людей, доводящих до болезненного состояния свои увлечения. Даже избыточное увлечение готовкой и уборкой могут сильно навредить.
Не нужно мерять крайностями.
А вообще, мне показалось, что у тебя в тексте уже есть ответ вот тут
Ты не найдешь в геймдев индустрии, то что ищешь. Скорее всего там будут теже перекладывания json'ов
Комменты не читай @ быстрее отвечай
Какая интересная тема!
По-хорошему, их тут даже несколько. Попробую выцепить их по порядку.
34 - старый? ну ну ))
Я бы сказал, что это немного инфантильное желание - идти в геймдев просто из-за того, что тебе нравятся игры. Где гарантия, что ты будешь пилить тот важный и интересный кусок, и что тебе будет нравиться продукт, который делает твой будущий наниматель?
У меня есть свое хобби, никак не связанное с IT, но я точно не собираюсь смешивать его с потенциальным заработком просто потому, что не хочу убить его на корню.
во-первых как тут выше упомянули, в клубе есть регулярные геймджемы. во-вторых есть вот этот челик, который прям хорошо умеет вдохновлять на творческий геймдев. он даже сайтик организовал для начинающих, где четко дал понять с примерами, что единственное, что нужно в начале, - это желание
дальше на тему причинения пользы или вреда. имхо игры почти ничем не отличаются от других видов контента: люди убегают от реальности и в книги, и в кино при желании. но так же есть книги и кино со смыслом, которые меняют твою жизнь. такого среди игр, честно говоря, мало и мне кажется, причина этого - молодой возраст индустрии. мы недостаточно еще технически наигрались с возможностями виртуальных миров (которые день ото дня еще и ширятся), чтобы наконец перестать делать тетрисы (ААА с сюжетом на 20+ часов - это тот же тетрис только современный) и рынок наполнился боллее осмысленным контентом. плюс капитализм привносит свое тлетворное влияние. поэтому имхо игры сами по себе не вред, их можно и нужно наполнять смыслом, чтобы мы наконец переросли этот период технического заигрывания с новым видом медиа
еще мне кажется важным разделять, что страсть к играм и страсть к написанию игр - это две разных вещи. сам у себя лично на каком-то из этапов отловил этот момент, а это прям разное. у меня лично желание наковырять что-то свое появляется после того, как я нашел крутецкую игру с парой маленьких изъянов, поиграл в нее и теперь рефлекторно думаю, а как бы ее улучшить и довести до идеала, а как бы я это сделал. отпускает примерно на этапе, когда я представляю, что надо технически провернуть для реализации моих хотелок. суть в том, что когда я съел крутой кексик из местной пекарни, в котором было бы прикольно добавить немного ванили, я же не принимаю решение теперь стать пекарем... вот так и с играми: у меня сложилось впечатление, я могу описать какие-то свои идеи и поделиться ими, но это больше про поделиться своим опытом, чем про "я хочу этим заниматься профессионально"
Игры сами по себе не преступление. Злоупотребление ими в попытках сбежать от себя и мира - вот это не очень хорошо. Но злоупотреблять можно много чем, как уже сказали выше. Например, можно переедать. При этом никто не будет обвинять производителей еды в соучастии в преступлениях :)
Для меня вот игры наоборот важный инструмент избавления от стресса. При этом не такой вредный как алкоголь, сигареты или наркотики. А пара часов после работы за играми избавляет меня от шанса слить негатив на домашних или копить его в себе (и выгорать заодно)
В общем, игры объективно есть. А как их использовать - во благо себе или нет - решает каждый сам
В посте два абзаца "за", шесть абзацев "против". Мне кажется, сейчас желания идти в геймдев скорее нет.
А мечту, при желании, можно исполнять другими способами. Например, писать какую-нибудь "экологичную" игру. Скажем, в которую нельзя играть больше трёх минут в день и сделать это механикой. Вдруг получится навернуть что-то интересное.
Я бы не сводил всё к играм. Очень много кто вообще в игры не играет, у всех свои способы находить утешение. Даже если забыть про алкоголь. Кроме компьютерных игр сразу приходят в голову: абсолютно все виды хобби и крафта (настольные игры, DnD, коллекционирование, раскраски), спорт (футбол, волейбол, пробежки, велопоходы, туризм), концерты-театры-слэмы-кино-квесты... В каждый из этих пунктов можно очень нездорово уйти с головой и забыть про всё.