Почему 5G был таким многообещающим и, похоже, провалился во всём мире?

 Публичный пост

Я помню, когда речь впервые только появилась о новой технологии связи 5G, умные дядьки азиатской внешности на международных выставках рассказывали нам о светлом будущем, где пинг почти нулевой, а скорость передачи данных по мобильной сети будет как по оптоволокну, роботы будут управляться хирургами через океаны без задержки и со сверхчеткой картинкой.

Шли годы, запуск сетей пятого поколения приближался, но в итоге кмк:

  • Развертывание сетей происходило гораздо медленнее, чем, например, развертывание сетей 4G
  • Местами скорость 5G меньше скорости 4G на той же вышке
  • 5G существует несколько разновидностей, самая быстрая из которых требует прямой видимости вышки, что не очень удобно
  • вроде как обещанный близкий к нулю пинг не удалось реализовать
  • и, возможно, другие проблемы

В этом вопросе я хотел бы спросить у экспертов и работников телекома о причинах, кмк, провала этого поколения мобильной связи во всем мире, наверное, кроме Китая. Наверняка у нас есть такие эксперты в клубе, можете их заменшонить или прислать им ссылку на вопрос.

В частности, интересны причины по которым 5G, похоже полностью не состоялся в России, но и в других странах тоже интересно почему обещания не совпали с реальностью.

Чтобы было веселее, можете поделиться опытом использования сетей пятого поколонеия в разных странах на практике.

Мой опыт пока заключается в том, что я поймал 5G в Новом Аэропорте Стамбула, но, похоже, это просто тестовая вышка, потому как в Турции, кроме пары тестовых вышек покрытия 5G тоже нет от слова совсем.

В общем ждём инсайды отрасли и ваш опыт в этом посте!

Связанные посты
64 комментария 👇

Инженер по специальности радиоэлектроника СВЧ в чатике. Вопрос тянет на пост, но его я точно не напишу, поэтому коротко

  • Исходно 5Ж был хайпом, который поднялся на конкуренции Нокиа + друзья против Китайцев (Хуавей). Хайп нужен был для того чтобы продавать следующую крутую фичу в новых телефонах и (что очень важно потому что очень выгодно) базовых станциях. Особенность была именно в том, что в гонку вооружений включились китайцы в пике своего финансового могущества. Скупая специалистов задорого и в Европе. Пока десятки инженеров пилили свои тезхнологии будущего, целые сотни маркетологов пытались придумать зачем это нужно и продать как бизнесу, так и простым людям. Поэтому когда маркетологическая обертка смылась, осталось следущее
  • Физические ограничения. Их много.
    • СВЧ устроенно так - чем выше частота, тем выше проникающая способность, но тем выше и затухание. А тут еще вода и кислород начинают все больше поглощать, нужно укладываться в окна, увеличивать мощность - сложно
    • волны перестают быть "гибкими". Условный 1,8 ГГц обогнет здание и пойдет дальше. Условный 6 ГГц отразиться и оставить тень.
    • НО можно использовать направленные антенны и усиливать луч, но надо лучом управлять.
    • ЗАТО можно в побочные полосы загнать в разы больше информации!!! Полоса пропускания то стала шире. Больше каналов, больше информации.
  • За физическими сложностями приходят технологические решения. Они получились но коряво, потому что все же. Надо больше мощности, быстрее процессоры и самое больное - впихнуть как минимум +1 специфическую антенну тот же самый телефон. Каждый решал проблему по своему, каждый по своему удачно/неудачно.

Когда хайп закончился, то выяснилось, что сделаное не принесло пока что той же радости (и прибыли) как, например, внедрение 4Ж. Причем китайцы расстроены настолько, что в 6Ж (который уже разрабатывает НОКИА и друзья) лезть отказался.

После хайпа на данный момент видно в некоторых областях это действительно работает хорошо. Особенно в ИИОТ локально на заводах и складах. Но в масс продакт, пока нету АР - нету и смысла. Хотя как то телефоны продавать получается.

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@GMCLJvDxYsAU2MMV, Ну если говорить про инсайты - финский Хуавей сократился в два раза и в 6Ж не лезет официально, хотя именно они пилили физику для 5Ж. Радио занимаются, но сейчас Хуавей дружно пилит идею - телефон со спутника.

  Развернуть 1 комментарий

@gapel, А как взаимодействуют 4Ж и 5Ж, если они находятся в одном физическом пространстве? У них физически разные частоты, или есть хитрый алгоритм, по которому договариваются, кто сейчас использует какой диапазон?

  Развернуть 1 комментарий

@RuslanL, физически разные частоты и они используют физически разные антенны, а уже потом... зависит от чипа. И алгоритм выбора сети тоже есть, но он в черном ящике.

  Развернуть 1 комментарий

На Кипре всё хорошо с 5G - доступен в каждой деревне, в горах. Скорость до 1 Gbps :)

  Развернуть 1 комментарий

@rvg, надо проверить и потом купить телефон с 5g :)

  Развернуть 1 комментарий

В России он не состоялся, потому что диапазон принадлежит военным и они его не отдали. Но тут даже никто ничего и не обещал, мне кажется, с 5g. Помню новости, что тестили свою одну тестовую станцию в лаборатории, и все

  Развернуть 1 комментарий

@aniaponomareva, До одной своей был еле2 и эрикссоновская станция где-то в центре Тосквы. Вполне работала, ЧСХ. Естественно, в радиусе двухсот метров.
Не помню, одна или три.

  Развернуть 1 комментарий

Да вроде не провалился.

  Развернуть 1 комментарий

ITU говорит около 40% мирового населения покрывает. Понятно, что в основном Европа и Сев. Америка.
https://www.itu.int/itu-d/reports/statistics/2023/10/10/ff23-mobile-network-coverage/

  Развернуть 1 комментарий

@AlexP8, Если считать по значению «население × средняя трата на мобильную связь в месяц», то результат будет выше 40% наверняка. Это же не субсидируемая государством обязательно предоставляемая услуга, а сумма решений, принимаемых множеством частных компаний.

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, карта весьма устаревшая, в Чили давно в эксплуатации

  Развернуть 1 комментарий

@ivmirx, плюсую. В Армении тоже появился как год

  Развернуть 1 комментарий
IlyaS Product Manager: Innovations in telco 4 февраля в 13:23

Привет, 5G развивался и развивается быстрее чем LTE в свое время, у него действительно нет пока большого эффекта на пользователей, но есть эффект на бизнес операторов. Оборудование проще, дешевле как и сами сети (кроме антенн), можно все автоматизировать. 5G пока еще не совсем 5G, он опирается на инфру LTE. Еще развитие 5G позволило погасить сети 3G.

5G standalone только начинается. Для быстрого отклика нужен EDGE computing – то есть обрабатывать данные рядом с пользователем, это все тоже, пока, только строится. В США, например, тысячи новых EDGE data centers.

Про скорости, конечно это не маркетинг, а вполне себе набор технологий таких как MU-MIMO, ну и для некоторых сервисов нужно очень много частотного ресурса, а он доступен только в высоких диапазонах, то есть дело не в частоте, а в широте полосы, доступной для сервиса. Например, у самого знаменитого диапазона 28Ghz можно получить 400Mhz, а для сравнения в 2.6GHz всего 20.

Еще есть новые стандарты IoT 5G RedCap и есть надежда что, наконец, всякие пользовательские устройства будут подключены е сетям 5G без огромного потребления энергии как сейчас.

Я бы сказал, что все хорошо в 5G, просто пользователи пока не заметили, ну кроме классного мобильного интернета.

  Развернуть 1 комментарий

Физику обмануть сложно. Последние лет 5 я примерно в каждом сраче про 5г рассказывал что это конечно клевое развитие технологий, но по большей части маркетинг.
Ибо вот эти вот низкие пинги и действительно высокие скорости они все только в высоких частотах. А высокие частоты будут юзать только в местах массового скопления людей, там где на других частотах ёмкости сети не хватает. Всякие там стадионы, красные площади и прочие. Вот там наставить фемтосот прям хорошо.
А примерно во всех остальных диапазонах, улучшения минорные)

  Развернуть 1 комментарий

@dskr, А можешь гуманитариям немного прояснить как связана частота и пропускная способность сети?

  Развернуть 1 комментарий

@zubak,


схематичное изображение низкой и высокой частоты. На высокой частоте за один момент времени можно передать больше данных

  Развернуть 1 комментарий

@dskr, еще 1 вопрос от гуманитариев — почему «высокие частоты будут юзать только в местах массового скопления людей…»?

Почему везде самые охуенно-запредельно-высокие частоты не юзать? Дорого?

  Развернуть 1 комментарий

@SergeySergeev, потому что сигнал затухает очень быстро. Базовые станции с 800мгц покрывают десятки км. Базовые станции 6ггц покрывают покрывают сотню метров.
Соотвественно да, строить покрытие с такими ограничениями, дорого, сложно, и не всегда физически возможно)

  Развернуть 1 комментарий

@dskr, Дмитрий, вот формула для справки

Диапазон не важен, важно сколько у вас ресурса, просто его в высоких диапазонах больше намного доступно.

  Развернуть 1 комментарий

@dskr, там ведь не только в волнах дело, получается больше точек - больше затрат вообще на всю сеть (монтаж, кабеля, электричество, разрешения). А по сути кроме стадионов то и негде его полноценно применять

  Развернуть 1 комментарий
Dmitriy Rozhkov Distinguished Notion API Consultant 4 февраля в 11:42

5G отлично себя чувствует в частных сетях. Например, нужно тебе сеть для большого завода сделать — есть уже несколько провайдеров, которые продают такие решения под ключ.

  Развернуть 1 комментарий
Yury Kuznetsov DevOps, недорого. Выезд к вам/ удаленка / любые допы за € 4 февраля в 10:10

Нормально все с 5G, только что проверил. 662 мегабита, 20 мс пинг, 25 евро в месяц.

  Развернуть 1 комментарий

@FEARmeR, А это в какой стране и локации?

  Развернуть 1 комментарий

@RuslanL, Ирландия, Дублин, как минимум район D14 весь покрыт 5g

  Развернуть 1 комментарий

Хз, я как пользователь не сказал бы, что 5G провалился. Сейчас сижу у себя дома с 5G роутером с обычной симкой, пользуюсь как основным интернетом и вообще никаких проблем: скорость 150-200 мбит, пинга хватает даже поиграть в шутеры по сети. Без 5G альтернативой конкретно в моем доме был бы интернет 15 мбит по телефонному проводу. 🤷

Понятно, что оптика быстрее и надежнее, но кмк 5G сделал мобильный интернет адекватной заменой в тех местах/ситуациях, где оптика не работает.

  Развернуть 1 комментарий

@valentin-kh, звучит как Германия или какая-нибудь Сербия-Хорватия

  Развернуть 1 комментарий

@NetBUG, финка тоже, низкая плотность населения за пределами гетто → дешевле втыкать вышки, нежели в каждый частный дом тянуть кабло.

  Развернуть 1 комментарий
Evgenii Kochanov Анализирую данные 4 февраля в 17:20

Как активно внедрявший в своё время LTE, так и не понял, зачем вообще мы сразу попытались рвануть куда-то дальше. LTE у меня на даче в болоте выдает 150мегабит/с, чего за глаза для просмотра порно в 4К VR. Ещё быстрее можно... Но зачем? Как будто бы и на текущей технологии можно ехать ещё далеко и долго, а у нас в России даже ей покрытие обеспечить - задача на года.

  Развернуть 1 комментарий

@kochanoff, ага, согласен на все 100! А ты в какой роли LTE внедрял?

  Развернуть 1 комментарий

@Gorodecki, в yota, следил за тем, как экскаваторы (в очередной раз!) отрубают наши базовые станции в Сочи, во время подготовки к Олимпиаде) мониторинг-эксплуатация, вот это всё.

  Развернуть 1 комментарий

@kochanoff, а-а-а понял, а я в своё время полазил по мачтам для установки БС по УРФО Мегафон+МТС

  Развернуть 1 комментарий

Эх

  Развернуть 1 комментарий

@Kirk, и расход батарейки можно еще приложить до кучи

  Развернуть 1 комментарий

@mikebutrimov, это был еще айфон, так что там такой проблемы не было (ну или нивелировалась)

  Развернуть 1 комментарий

Одно из интересных фич 5G которые мы скоро увидим - Non terrestrial network - это про интернет со спутника до телефона. Сейчас используют LTE для этого (Spacex) и не совсем по стандарту (как результат - качество не гарантировано). С приходом же стандартного Non terrestrial’а нас ждет 5G на низкой скорости но worldwide.

Так что я бы не сказал что 5G не взлетел, вполне взлетел, и в нем очень много legacy наконец-то решили убрать из стандарта.

  Развернуть 1 комментарий

@slavkov, ого, на низкой скорости? а в чем тогда профит, если у 5G крошечное покрытие от базовой станции ради скорости. Полезла читать white paper, там для случая "isolated villages" обещают высокие скорости, кстати (правда, не говорят, какие)) https://www.5gamericas.org/wp-content/uploads/2022/01/5G-Non-Terrestrial-Networks-2022-WP-Id.pdf

  Развернуть 1 комментарий

@aniaponomareva, в том, что не нужна базовая станция!

  Развернуть 1 комментарий

@aniaponomareva, У 5G может быть покрытие и как у 2G/3G, все зависит от того, какая частота использована.

  Развернуть 1 комментарий

Щас проверил, сорян, я в маленьком городке. 460 мегабит, 21 миллисекунда пинга.

Про то, как всё плохо с 5G я понял, когда приехал в Африку. Там всё плохо с 5G. В США, Европе, Японии и Корее всё хороошо. В Абу-Даби - так себе.

А вот в Африке ты ходишь как в 90е с поднятым телефоном, чтобы тот поймал сеть, отправить СМСку хотя бы по 3G. Там 5G только рядом с торговыми центрами. 4G более менее в городе, но местами ты сидишь без связи.

В Турци ни разу не видел 5G. Но четвёрка работала стабильно.

А в США всё тип-топ. Все поборолись, покрыли большую часть страны, и теперь сражаются за маленькие райончики, где 5G не ловит. А 4G я тут вижу только когда телефон загружается. Сначала включается LTE а потом 5G. И это при том, что я не в самом большом городке Флориды нахожусь.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, А хочешь байку?

Залезай в мой ДеЛориан, полетели на 15 лет в прошлое.

Когда я уехал из России в Москве была 4G с Йотой. И вайфая было столько, что дворовые коты аж светились по ночам. И в метро всегда ловило. А родимый Билайн присылал рекламку на подключение гигабита интернета за 5000 рублей в месяц. Тогда только-только выходил первый йотофон, и старые сотовые провайдеры нехотя раздавали безлимит на интернет за 3-5 тыщи рублей в месяц.

И я приехал в Лос Анжделес! Я думал, что попал в мировой хаб IT. Я думал, что вот щас-то я заживу с нормальным интернетом.

ХАААА!

Вокруг народ бегал с Блэкберри. Когда что-то подключалось по 3G все радостно улыбались. Интернет приходил в дома по телефонным линиям. У всех на работе в качестве запасной линии всё ещё стояли модемы US Robotics на 56k.

Когда я захотел провести оптику в офис на меня посмотрели как на идиота. Сказали, что не хотят тратить годовой бюджет организации на оптику. А в это время вся компания работала на коаксиальном кабеле. Знаете, как? 80 мегабит за 3000 долларов в месяц! Ладно, надо признать, что это были 80 честных мегабит в обе стороны. Но это был офис не на десятки, а больше человек. Через два года к этому добавили новую линию в 100 мегабит за 3000 в месяц. Тоже коаксиал. Или просто героин, сцуко, при таких ценах, это - равнозначно.

В 2000х Россия "проскочила" всю эволюцию интернета из 1980х. У нас просто инфраструктура не позволяла подключать человеческий интернет на советских телефонных узлах. Так что в Москве у нас хоть и были звонилки, но они быстро поменялись на ADSL в котором каждые пару месяцев увеличивали скорости. И то, у меня был хреновый дом. Все мои друзья сидели просто на сетевых соединениях.

Когда я прилетел в Лос Анджелес, я ненароком подумал, что у меня сбойнул конденсатор потока, и сейчас не 2010й год, а 1910й. LTE долго и больно шагал по городам, но внезапно, в районе 2018х годов всё быстро изменилось с 5G.

Ведь вышки не только распространяли ковид и удалённо чипировали всех граждан, но и распространяли офигенно быстрый интернет по городам и пригородам. Даже в горах была связь.

Да, в 2010м мне казалось, что Москву по качеству связи может обскакать только Сеул. Ну ладно, давай включай конденсатор потока, нам пора обратно в угрюмый 2024й.

  Развернуть 1 комментарий

@newarked, на то она и байка, что с высоты прожитых лет, детали забываются и кажется так. А по факту было немного по-другому.

Когда что-то подключалось по 3G все радостно улыбались.

В Штатах/Канаде коммерческие сотовые сети появились гораздо раньше, чем в РФ. И, внезапно, они были ни фига не GSM стандарта, а очень даже несовместимого CDMA. Поэтому когда состоялся переход на GSM / UMTS 3G в районе 2008-2010, то все и радовались. Telus (один из Big 3 в Канаде), как раз делал переход в 2009 (кое-какие руки к этому приложил лично).

Вокруг народ бегал с Блэкберри.

ну да, iPhone 1.0 появился на свет в июне 2007. А начальная версия MDM появилась в iOS 4 аж в июне 2010. Т.е. до июля 2010 (официально, а реально больше) это был просто личный телефон для понтов, который слал корп. политики безопасности нах 😆
Мелгомягкие обосрались ВыньМобайл по полной, и кажется больше одного раза 😜
Т.е. на тот момент только Блэкберри умели полноценные корпоративные политики на телефонах, с self-hosted зашифрованным почтовиком и пр. Так что не удивительно, что это был основной выбор в компаниях при раздаче рабочих телефонов. Если бы ББ не сопротивлялись и сделали сразу нормальный телефон с тачскрином, то еще не известно как бы было (хотя история не знает сослагательного наклонения).

Интернет приходил в дома по телефонным линиям. У всех на работе в качестве запасной линии всё ещё стояли модемы US Robotics на 56k.
Когда я захотел провести оптику в офис на меня посмотрели как на идиота. Сказали, что не хотят тратить годовой бюджет организации на оптику. А в это время вся компания работала на коаксиальном кабеле. Знаете, как? 80 мегабит за 3000 долларов в месяц!

Инет и до сих пор много где раздается либо по "лапше", либо коксиалу. ADSL2+ может выдать до 24Мбит/с, его "наследник" VDSL2 до 200-300 (который в большинстве своем рекламировался как "high speed ADSL" или чем-то подобным) . Асимметричные правда, но тем не менее для 95-99% населения этого более чем достаточно для просмотра порносиденья на ФБ, Инсте, проверки почты и банального просирания времени через браузинг.
Что там далеко ходить, я свой "ADSL" делающий 75Мбит только год-два назад поменял на оптику. И то только по той причине, что опсос предложил оптику по той же цене, что и "лапшу". А для домашних нужд и полноценной работы из дома тыканием в терминал, последней было более чем достаточно.

"Интернет приходил в дома" - тут вот "небольшой" такой нюанс, в РФ под домом подразумевается "муравейник" на 50-100-200 квартир (а сейчас наверное не редкость, когда больше), а в Северной Америке (особенно если убрать Л.А., Нью Йорк и подобные) это все-таки отдельный дом со всеми вытекающими бизнес решениями.

  Развернуть 1 комментарий
Alexey Buravov Backend-разработчик 5 февраля в 09:42

В Алматы мне провайдер (KCell) регулярно присылал смски вида "Ваш телефон не может подключаться к нашему суперклассному 5G - возьмите новый айфон, который сможет, по кредиту-контракту с оператором!!!". При этом их интернет у меня вообще 40% времени отваливается с 4G на 3G :) У билайна тоже не сильно лучше было.

Интересное наблюдение - году в 2016 у меня телефон точно так же часто соскакивал, но уже с 3G на 2G. При этом в 3G все летало, а в 2G ничего не работало. А сейчас все приложения в 3G наоборот: "ООПС, Я ТАК НЕ МОГУ РАБОТАТЬ, НИЧЕГО НЕ МОГУ ЗАГРУЗИТЬ, ДАЖЕ ТВОЙ БАНКОВСКИЙ БАЛАНС в JSON НА 5 КИЛОБАЙТ. ДАЙ МНЕ 4G, ИНАЧЕ НИЧЕГО НЕ ЗАГРУЖУ".

  Развернуть 1 комментарий

да вроде норм

  Развернуть 1 комментарий
Bogdan Kurnosov Head of Edge Network Development 4 февраля в 21:21

Основной минус который лично я испытываю с 5G по сравнению с LTE так это то, что 5G постоянно тупит пока ты в движении. Зашел под мост - вкладка не грузится пару секунд. Едешь в автобусе - вкладка не грузится периодически. Стоишь на месте - все прекрасно.
Прирост в скорости не ощущается вовсе по сравнению с LTE потому что и LTE работал шикарно, а попугаи (20 мегабит или 100) в повседневной жизни не очень интересны.
Я пока 5G просто отключаю и не использую, слишком уж он чувствителен к меняющимся условиям и больше приносит дискомфорта от использования в смартфоне когда ты периодически видишь фризы в браузере.

  Развернуть 1 комментарий

Я вот тоже не понимал пример 5G, пока не скачал несколько часовых видосов для оффлайн-Ютуба, уже сидя в салоне самолёте за считанные минуты

  Развернуть 1 комментарий

@adavliatov, это был не 5G. Я вот пару недель назад делал то же самое, качал в самолете ютуб и не понимал какого хера он так быстро качает. Сеть у меня была 4G, спотифай загружал треки медленно, интстаграм грузился ощутимо и тд. Возможно ютуб хорошо жмет ролики или подгружает часть заранее, поэтому так быстро.

  Развернуть 1 комментарий

Физические ограничения понятны, но я бы не сказал, что он прям провалился. Напротив, везде где я был в Европе, была уверенная связь, 5G, все дела

  Развернуть 1 комментарий

@sdemidov, не понимаю почему у меня в Европе нигде такого не было( Ну вот щас я в нл живу, никакого 5G не наблюдаю. Вообще везде в мире где бы я ни был, ни разу не видел этих адских скоростей и пингов.

  Развернуть 1 комментарий

@rrobad, я живу в НЛ, оператор T-Mobile (Odido), скриншот с него. Что я делаю не так?) Может у вас телефон просто 5G не поддерживает?

  Развернуть 1 комментарий

@sdemidov, видимо мой Simyo, несмотря на то, что юзает вышки KPN, имеет доступ только к 4G( Ну зато я плачу 9 евро в месяц :D

  Развернуть 1 комментарий

Заголовок кликбейтящий очень… Если «провалился», то почему практически везде куда я не прилечу в Восточной Азии, такое хорошее покрытие?
Может обещали что-то другое (я не следил), но точно технология используемая повсеместно во множестве стран не может называться «провалившейся».
И да, я редко использую wifi дома, потому что 5g раздача с телефона часто оказывается стабильнее или быстрее.

  Развернуть 1 комментарий

Какой-то 5G я видел в разных местах, но стабильный и везде — только в Японии. По ощущениям, работает быстрее. Например, при поездке на поезде не чувствуется падение скорости передачи данных с увеличением скорости движения.

Мне всегда было не понятно, почему существующая технология не утилизируется на полную. Вот я на электричке еду из Нижнего Васюково в Верхнее Ровнополье. Останавливаюсь на станции. У меня идеальный прием, но EDGE. Казалось бы, 236 kbit/s хватит, чтобы сообщение в Telegram отправить, но он даже не подключается.

  Развернуть 1 комментарий

@spmart, EDGE работает по остаточному принципу, приоритет у голосовых тайм-слотов, а их в GSM в принципе не так уж много. Легко может быть, что они все звонками забиты. Ну или вам достался только один, а это уже 14,4 кбит/с в лучшем случае.

  Развернуть 1 комментарий

Сейчас прочитал комментарии и решил проверить скорость на телефоне. Черногория, Будва
В итоге:

  • 5G выдал 30 на загрузку и 15 на отдачу
  • 4G выдал 80 на загрузку и примерно 15 на отдачу

получается я зря все это время батарейку быстрее сажал(

  Развернуть 1 комментарий

Один из основных потребителей 5G это IoT. А его пока ещё толком не завезли.

В общем, линк - https://vas3k.club/post/5182/ - там много интересного и в посте и в комментах по теме

  Развернуть 1 комментарий

У меня домашний интернет через 5G провайдера, работает отлично:)

  Развернуть 1 комментарий

Дай еще пару лет AST Space Mobile и Starlink, они сейчас запускают низко орбитальные спутники, раздающие 5G на обычные смартфоны. Как раз таки целятся на области со слабым покрытием вышками.

  Развернуть 1 комментарий

Видел, что в Праге некоторые местные провайдеры кидают 5G-приёмник, если до дома не проведён кабель (или нет возможности его провести)

  Развернуть 1 комментарий

В Юго-Восточной Азии хоть и не вышло обещанной супер скорости 5ДЖИ, но всё равно показатели впечатляют - минимум 220Мб/с при пинге 12 мс.

  Развернуть 1 комментарий

@argument, в Бангкоке? А на какой симке? Esim или на месте физическая? Я много раз был ЮВА, но ни разу не ловил таких скоростей(

  Развернуть 1 комментарий

@rrobad, на Пхукете дело было, оператор TrueMove-H, физическая симка

  Развернуть 1 комментарий

не знаю, во Франции вроде неплохо работает (там где работает). Сейчас вот померил спидтестом 5ж против 4ж, результат на лицо:

5G
5G

4G
4G

Бесит только то, что иногда бывает "кукурузное" 5джи, когда значёк горит, палки вроде есть, но не грузится нифига. Приходится вкл-выкл собильные данные и тогда начинается работать. С чем связано (телефон, сеть или магия вуду) - хз, но с 4джи такого не наблюдал.

  Развернуть 1 комментарий

Я так понимаю, что внедряют и хорошо работает как раз в местах, где высокая населенность и соответственно нагрузки на сеть. В США работало хорошо, сейчас в Португалии fast.com в комнате дает 300 Мбит/сек, на балконе - 450 Мбит/сек. Грех жаловаться!

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб