Чем Scrum master помог вашей команде?

 Публичный пост

Привет, Клуб!

Суть: расскажите, пожалуйста, о том, чем вам \ вашей команде были фактически полезны скрам мастера?
Чем могли бы быть полезны, по вашему ощущению, но не были - тоже будет здорово.
Важный поинт - пост публичный, NDA'шное лучше придержать или как-то достаточно анонимизировать.

После 6 лет в системном анализе (и 20 годиков в ИТ) я столкнулся с необходимостью менять работу, но, как оказалось, за рубежами РФ системных аналитиков не очень жалуют, надо двигаться куда-то в сторону. Пообщался с друзьями, работающими скрамными мастерами, и пока сложилось впечатление, что с моим уровнем внимания к процессам, занудства и любви к строительству хитрых, но работающих комбинаций из людей и систем, мне путь куда-то туда. Хочется понимать, правильно ли я себе образ выстроил, и действительно ли я на этом поле могу что-то сделать.

ДЮОР:

  • Первоисточник даёт общее описание того, что может быть. Естественно, без практических примеров, а хочется их.
  • Гугол по запросу "какую пользу ваша команда получила от скрам мастера" (и схожих, и на английском) из относительно полезного и не-аффилированного (в плане, не от тех, кто продаёт услуги или курсы) выдаёт одну статью на Хабре, смысл которой сводится к "фор хум хау", в разных командах по-разному, от того, как вы мастера нагрузите, зависит, как мастер поплывёт, в 11 комментариях под ней пользы чуть больше, но всё это отвечает на другой вопрос, статью сотрудников Сибура (это в российской нефтянке и около такие ребята есть), которые говорят, что им зашло, им пользу нанесло (круто было бы устроиться к людям таких масштабов, но это выглядит как план в более далёкой перспективе), и офигенный комментарий на Реддите о том, что делал в своей карьере дядька с большим опытом (вот это прям полезно было). Примерно всё остальное сводится к "хорошие - помогают, плохие - нет", "хороших исчезающе мало".
  • Общение с живыми людьми отсылает к последним двум тезисам, сильно упирая на второй.
  • Вопрос в чате вастрик.продактов дал шикарный ответ от одного из мастеров: "как видишь, польза очевидна: мастеру можно делегировать ответы на вопросы", что скрам-мастера могут прояснять всякое, но диалог свёлся к тому, что задавать такие вопросы - это не скрам, надо пробовать (не является инвестиционной рекомендацией). Ответы в чате, по сути, сводятся к тому, что роли Scrum Master, Agile coach, Project Manager, Product Owner, Delivery Manager смешиваются и пересекаются, выделить отдельную сложно. Это здорово, но и это ответ на другой вопрос :)

Хочется больше услышать об опыте тех, у кого были хорошие. Думаю, что полезнее это оформить в виде вопроса тут, чтобы идущим аналогичным путём позади найти в комментах ответ, идущим впереди - подумать, что они могут к своим действиям добавить.

40 комментариев 👇
Yury Kuznetsov DevOps, недорого. Выезд к вам/ удаленка / любые допы за € 26 мая в 15:21

Когда есть общий враг - это объединяет)
А без специального человека мы едва-едва справляемся с передвижением тасок в джире и говорением по очереди

  Развернуть 1 комментарий

Научил людей говорить нет.
-Нет, я не пойду на тимбилдинг с командой не в рабочее время.
-Нет, я не буду оставаться играть в настольные игры после работы
-Нет, мы не будем приходить на митинг где обсуждают епики другой команды что бы быть в контексте всего что происходит.

  Развернуть 1 комментарий

@AleksandrV, спасибо, важный поинт. Надеюсь, это не из того, что мастер их туда тянул :)

Мне видится, что кусок роли, среди прочего, рефакторинг вот таких вот встреч, с эпиками других команд. КПД у них исчезающий совершенно.

  Развернуть 1 комментарий

@ttfox, Это именно из-за этого :)
На данный момент я не очень понимаю роль скрам мастера, но я только 4 месяца в компании где есть эта роль, так что посмотрим что будет дальше.
Мы вот сейчас факапнули один эпик. Сказали что сделаем за две недели, в итоге я сидел за ним две недели на 10 часов в будние + 8 часов в выходные, и честно говоря там еще много чего нужно доделать. В итоге с этой проблемой я пойду к лиду, и мы с ним придумаем что можно сделать с этим.
И мне вот интересно, может это как раз тот случай когда скрам мастер сможет прийти и разрулить проблему, тип раскидает тикеты, посмотрит кого можно выделить в помощь, и как на пару дней заменить выгорающего разраба (меня).
Если вдруг будет что то интересное, отпишусь сюда.

  Развернуть 1 комментарий

@AleksandrV, очень смеюсь. Тимбилдинг и настолки - это ж не про скрам, это у вас какой-то фуллстек массовик-затейник :)

По кейсу, описанному тобой, имхо, всё зависит от того, как принято в компании, кто менеджит ресурсы. В одной конторе видел для этого вполне логичную схему - есть отдельные продуктовые команды (их несколько десятков), есть отдельные лиды разработки \ QA \ аналитики (не привязанные к командам), и вот именно к ним можно приходить с запросом ресурсов, именно они могут прийти к каждому с вопросом о том, есть ли у него время и мозги быстро врубиться вот в этот эпик и помочь. В моём представлении (но я тут не настоящий сварщик), скрам мастер должен подкрутить взаимодействие внутри команды и между командами так, чтобы ты ни обо что не спотыкался в процессе, а так же выяснить, почему на эпик отведено две недели вместо трёх-четырёх требующихся и сделать так, чтобы дальше на него выделяли три-четыре.

  Развернуть 1 комментарий

@ttfox, Я думаю все эти настолки это часть попытки построения команды, мы как бы солянка из людей из разных стран, при этом большинство из восточной европы, что наверное накладывает свои трудности. Скрам мастер декларировал определенные ценности, но кажется что на данный момент эти ценности никто не принимает. Я честно говоря не вижу что мы работаем как скрам команда, мы скорее работаем каждый над своим, и кажется он пытается это как то изменить, показать что мы не конкуренты, а команда.
Пока не получается, на мой взгляд.
В компании принято что у нас полный бардак, а скорее пиздец, никто ничего не менеджит, ситуация при которой часть людей требует хоть одну тасочку, а другая часть зашивается и перегорает, вполне стандартная.

  Развернуть 1 комментарий

@AleksandrV, имхо, не всегда нужно строить команды, особенно если вам это не нужно. Периодически наблюдал, что внутри продуктовых команд, грубо говоря, возникали подкоманды из пар-троек аналитик-разработчик-тестировщик, которые офигенно работали над веткой фич и остальные им вообще были не нужны, ну только в случае если кто-то зашивался и требовалось помочь. Правда, и эти случаи - они очень неоднозначные, ибо, часто, быстрее доделать самому, чем погружать другого человека и синхронизироваться с ним.

Выглядит пока так, что тут вопрос не в функциональности скрам-мастера, а в дисфункциональности ПМов и\или выше.

  Развернуть 1 комментарий

@ttfox,
"в дисфункциональности ПМов и\или выше."
Это скорее факт который очевиден всем у нас в компании.
А вот со Скрам мастером такой вопрос, что когда все хорошо, он и не нужен, а когда все плохо, то он сделать ничего не может

  Развернуть 1 комментарий

@AleksandrV,

что когда все хорошо, ... а когда все плохо

Согласен, но, имхо, это не бинарное поле, "хорошо \ плохо", а прям градиент в нескольких плоскостях, на которых каждый подвид специалиста, как котик, может подтолкнуть стакан или к одной грани, или к другой.

  Развернуть 1 комментарий

Ничем.

  Развернуть 1 комментарий

+1, да и скрам в 2024 - это уже срам

  Развернуть 1 комментарий

Недавно слушал кусок интервью 1990-2000 года с кем-то из эппла.
Там были сказаны очень хороший слова: «Команда менеджеров никогда не сможет сделать продукт без инженеров. Команда инженеров всегда сможет сделать продукт без менеджеров, так как в любой команде талантливых инженеров, при необходимости координации, найдется человек, который сможет взять эту роль на себя.»

  Развернуть 1 комментарий

@akonoshenkov, всё так. Я вырос из инженеров (а, местами, и не вырос, с удовольствием что-то делаю руками) и хорошо понимаю это. Вопрос в том, что в некоторых случаях эффективнее (не радикально, но и 5% времени команды крутых инженеров стоит космически) иметь выделенного человека под роль, а инженерам оставить инженерово.

  Развернуть 1 комментарий

@akonoshenkov, ну скрам-мастер это не менеджер, это просто роль, которую в целом может носить любой человек в команде. У меня были примеры как инженеров, так и менеджеров, которые ее носили, но при этом это была лишь часть их обязанностей.

Вот в отдельном человеке «скрам-мастере» я точно не вижу смысла, это очень узкая роль. Если кому-то реально нужен фулл-тайм человек, чтобы делать скрам, то либо они поуши погрязли в "церемониях" как в болоте и время задуматься "а не делаем ли мы хуйню ради хуйни", либо просто команда слишком большая, и тогда это уже полноценный продукт/проджект-менеджер.

Команда инженеров всегда сможет сделать продукт без менеджеров

А вот тут нужна старая картинка про "ваш продукт vs продукт apple". В реальной жизни, когда инженеры полностью делают и дизайн, и планируют фичи, и всё остальное — получается перегруженная и оторванная от жизни хуйня, которой никто кроме таких же инженеров пользоваться не сможет.

А если кто-то из инженеров внезапно становится достаточно умён, чтобы взять на себя на себя роль человека, отделяющего мух от котлет, и заботящегося о UX, то вуаля — у вас теперь инженер-продукт-менеджер, как бы ему ни хотелось этого :)

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, выделенный человек, чаще всего, не один на команду, а один на 6-8-10 команд, в том числе чтобы выстраивать взаимодействие между командами. В рамках одной команды, согласен, это оверкилл.

Я по ходу разговора понимаю, что это, похоже, ещё больший единорог, чем системные аналитики, что логично уж в ПМы идти.

  Развернуть 1 комментарий

@ttfox, ну вот да, я слышал про систему "один скрам-мастер на 6-8 команд", хотя в своей работе пока не сталкивался. Что-то мне подсказывает, что это чисто какой-то ребрендинг старых добрых проджект-менеджеров, которые тикеты двигают и ноутсы пишут :)

  Развернуть 1 комментарий

@ttfox,

Я по ходу разговора понимаю, что это, похоже, ещё больший единорог, чем системные аналитики, что логично уж в ПМы идти.

Вот либо да, как будто бы из "скрам-мастера" дальше хуй знает куда расти, а если назвать себя "техникал-пм" — то уже как бы и есть! Хоть в стаффы, хоть в VP, в зависимости от того, нравится ли больше код писать или рисовать :)

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, имхо, строчка про срамного мастера в резюме значит, что толпа народа признала, что я умею в организацию процессов настолько, что меня год-два терпели в этой роли. Отдельно - если получить от них рекомендации потом :)
Выглядит, как некоторая ступенька в сторону CTO.

Мне чертовски интересно (и получается, блин, забавно, особенно в каких-то хорошо прописанных и очень ветвистых штуках вроде DnD) складывать пусть и непростые, но удачно работающие вместе комбинации из концепций, людей и систем. Пока выглядит так, что выделенный скрам-мастер имеет доступ к большему их числу, чем тот же техникал-пм, но единорожество тут мешает, проще зайти из ПМов.

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, нет))

хороший скрам-мастер еще работает с внутренними метриками команды, проблемами из разряда "Петя не хочет разговаривать с Машей" или "у нас НТ горит, они нас не слышат". А еще с культурой X+ команд, зрелостью и сохраняет баланс между кровавым энтерпрайзом и свободной и удобной для работы среды в команде

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, дальше расти в Agile-коучи и в агенты изменений, которые шатают всю систему и пытаются сделать из формата рабочих отношений "я тут главный, делайте как я сказал" до "давайте вместе придумаем решение и реализуем"

  Развернуть 1 комментарий

@debole3,

сохраняет баланс между кровавым энтерпрайзом и

Плохие новости, если в компании есть отдельный скрам-мастер — это УЖЕ кровавый интерпрайз! Это такой же ред флаг, как ОКР или 360-ревью :D

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, Чтобы компания уходила из образа «Кровавый интерпрайз» нужен обычный…. Скрам-мастер (ну и не только, скрам-мастер помогает перейти из промежуточной фазы в желаемую)

Большим компаниям сложно сразу по щелчку не быть кровавым интерпрайзем: люди в руководстве и в командах могут думать, что это вообще-то ок! См как раз старается расшатать эту лодку и коучить разные уровни

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, после этого комментария задумался, что скрам-мастер это, если по старому, секретарь у менеджера в команде. встречи в календарь делает, на встрече всех представит, может даже водичку в переговорку принесёт. карточки в нужном порядке складывает, опять же.

а нужен ли в отдельной команде такой человек - ну................

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, а чем плохо 360-ревью и какие есть альтернативы? сейчас работаю вроде не в кровавом энтерпрайзе, но ревью делают по методу 360 градусов. всегда думала, что все так живут)

  Развернуть 1 комментарий

Читал как-то книжку «психбольница в руках пациентов» - как раз для случая, когда инженеры взяли все в свои руки… но это когда инженеры не только интеграторы коммуникаций, но и продакты, аналитики, дизайнеры, тестировщики, маркетинг и ПР в одном флаконе:)

  Развернуть 1 комментарий

@TopTuK, я верю, что в любой довольно большой компании инженеров найдётся кто-то, кто сможет в продакта, аналитика, дизайнера и прочих. Как и не инженеров, это слабо зависит от профессии.

Будут ли они делать это так же эффективно, как и соответствующие специалисты, не просядет ли при этом инженерная составляющая - большой и очень индивидуальный вопрос )

  Развернуть 1 комментарий

@akonoshenkov, видал я продукты под продактством инженеров, на продукты Apple не похожи даже после 4 бутылок пива. Интересное совпадение, что упоминается период Apple, который привёл компанию почти к забвению и банкротству, а вернул её к жизни Джобс, который инженером не был.

Если бы у инженера было нужное образование, опыт, насмотренность, скиллы и майндсет, он бы смог выполнять роль продакта успешно, но фулл-тайм, так как управление продуктом это фулл-тайм работа. Как видно для этого нужно потратить немало времени и свитчнуться в продакты.

Также и продакт, если бы имел нужное образование, опыт, насмотренность, скиллы и майндсет, он бы смог выполнять роль инженера успешно, но фулл-тайм, так как инженерия это фулл-тайм работа. Как видно для этого нужно потратить немало времени и свитчнуться в инженеры.

Иллюзия, что любой человек может быть продактом, дизайнером, аналитиком, проджектом "с места в карьер" такая же глупая как иллюзия, что любой человек может "с места в карьер" начать писать код.

Длительность обучения здесь тоже не имеет значения, так как, что для программирования надо становится M.Sc. in Computer Science — тоже иллюзия. Что там, что там, за полгода–год ты джун, + 1-3 года миддл, + 1-3 года сеньор.

  Развернуть 1 комментарий

На прошлой работе это был очень странный дядька, которого довольно быстро уволили, и вернулись к тому, что техлид с тимлидом просто раздает таски команде.

  Развернуть 1 комментарий

Могу как скрам-мастер и Agile-коуч из первых уст рассказать: а что я такого делаю, за что мне платят деньги и не увольняют первой при сокращении))))

  Развернуть 1 комментарий

Затрудняюсь даже составить список, чем выделенный скрам-мастер был полезен, настолько он велик.

В целом, кажется что скрам-мастер с квалификацией "знаю скрам-гайд и ничего вокруг" особо не нужен, необходим довольно большой скоуп знаний, в том числе, как этот скрам поскейлить.

  Развернуть 1 комментарий

@konfuze, очень сочетается с моим видением профессии, спасибо, потому и написал про "6 лет в системном анализе, 20 лет в ИТ". Сам гайд-то крошечный, осилить его можно за ничтожное время, и ракетной науки в нём нет.

Пост написал как раз из желания уточнить, правильно ли понимаю профиты, которые толковый мастер может дать. Здорово, что людям попадаются толковые :)

  Развернуть 1 комментарий

@ttfox, хороший тех. бекграунд может сыграть и злую шутку — когда знаешь как сделать, то постоянно хочется рассказать, как :)

Здесь придется или отходить в сторонку и не участвовать, либо точечно, 1х1, узнавать, а почему решили сделать так, а не иначе

  Развернуть 1 комментарий

@konfuze, да, так тоже работает. Системному аналитику, выросшему из разработки, тут тоже своеобразненько :))

  Развернуть 1 комментарий
  • Заставил разрабов говорить меньше и только по делу. Митинги вместо часа теперь укладываются в 10-15 минут.
  • "Заводим таску на заведение таски", но это действительно помогает (как чеклист) всё держать перед глазами и планировать время.
  • Держит все стоперы на карандаше и ускоряет решение задач
  Развернуть 1 комментарий
Nikolai Lopin Фронтендмейстер 28 мая в 08:13

У меня был один скрам-мастер четыре года назад, которого я до сих пор вспоминаю. Остальные были непонятно зачем

Тот крутой:

  • умел держать митинг сфокусированным и не превращать его в балаган. Я немного научился этому, но не могу сказать, что умею
  • не боялся пресекать лишние ответвления и торопить людей, которые любят очень долго говорить
  • выбирать единственный приоритет, а не малодушничать «важно всё»
  Развернуть 1 комментарий
Mike Butrimov Senior Software Developer 26 мая в 15:22

скрам-мастер это как сержант в учебке (пост даже не читал)

  Развернуть 1 комментарий

Сегодня как раз писала еще пост у себя про то, какими топ-5 качествами должен обладать крутой scrum-мастер (по мнению меня)

👩‍💻 Глубокое знание Jira/другого программного обеспечения: человек может работать с Jira на уровне сложных запросов (или SQL) и готов отвечать на вопросы команды и ПО. Может за минуту настроить доску, выполнять рутинные задачи, собирать данные и создавать информационные панели. И это не отнимает много времени.

🧘‍♀️ Готовность быть «плохишом». Скрам-мастер должен быть готов получать обратную связь как «зачем нам нужен скрам, раньше было лучше». Это требует терпения и умения держать удар, но потрясающие результаты того стоят (важно как ты держишь удар)

🤾‍♀️ Умение спорить и работать с возражениями. Скрам-мастер должен четко объяснить, что такое скрам, почему он был выбран и почему он выгоден команде. Это включает в себя умение справляться с возражениями и сомнениями, и это прекрасная возможность продемонстрировать свои навыки убеждения. Здесь важно не переусердствовать, ведь аргументация может быть воспринята как давление, а не диалог.

🙆‍♀️ Умение слышать других: важно не только высказывать свое мнение, но и внимательно слушать других. Это помогает найти лучшее решение, учитывающее различные точки зрения. Если ты видишь картину и готов описать ее фактами, а не оценками - это высокий уровень)

💃 Готовность рисковать и экспериментировать. Скрам-мастер должен вдохновлять команду на изменения и совершенствование. Без риска невозможно добиться существенных изменений, поэтому важно быть готовым экспериментировать и внедрять инновации.

P.S. И еще несколько важных золотых правил:

  • Со всеми все нормально
  • Ваше восприятие влияет на вашу подачу и на то, как вы обрабатываете информацию в моменте
  • Наказание не работает, только отрицательное или положительное подкрепление

p.s. более подробную версию проще рассказать голосом, пост поверхностный. Я - за конкретные вопросы :)

  Развернуть 1 комментарий

@debole3, что делаете, когда понимаете, что скрам не подходит конкретной компании и/или команде, честно говорите "нет" и уходите оттуда?

  Развернуть 1 комментарий

@Ilya_baryshnikov, бывает по-разному. Я придерживаюсь стиля работы: если команда живет в своем флоу и выполняет цели заказчика, деньги которого вкладываются в компанию - работайте так, как удобно. Если команда говорит, что им не нравится скрам и они готовы брать ответственность за цели - я ухожу и просто наблюдаю за командой) Если не готовы брать такую ответственность в полной мере - я прихожу и предлагаю решения (это может быть скрам, канбан - более подходящее под культуру и реальность). Но просто тогда я навешиваю различные метрики и начинаю работать с командой (чтобы привести к состоянию "мы готовы брать ответственностью полностью").

  Развернуть 1 комментарий

@debole3, еще есть нюансы, когда люди говорят, что мы готовы брать ответственность, но это не происходит (скидывают на одного, например, PO, или мы профакапились, потому что "ну они.." - и нет хорошей рефлексии и изменений после данной рефлексии). Или происходят конфликты, выгорания, жесткие переработки (с которыми не согласны все участники команды) - тогда я тоже могу зайти в команду, решить различные нюансы и отойти

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб