Есть ли компании/индустрии, работать в которых для тебя аморально?

 Публичный пост

Вслед за trolley problem интересно померить моральную температуру помещения.

Задаешься ли ты вопросами морали и зашквара, когда выбираешь новую компанию? Важно ли, как компания относится к пользователям? Имеет ли значение, кто ей владеет и как близко она к государству? Смотришь ли на индустрию/домен, в которой компания делает бизнес?
Есть ли сумма денег, которая делает твою мораль более гибкой?

Вот мой список:

  • любой беттинг/форекс
  • любой биткоин/блокчейн
  • мейлру групп
  • booking.com и прочие сильно манипулятивные вещи
  • роскомназдор/китайский файерволл и все, что рядом с ними
  • любой крупный банк
  • любая российская государственная компания: ржд, газпром, яндекс
Связанные посты
157 комментариев 👇
Михаил Семиколенов разработчик электронной бюрократии 10 июля 2020

Осуждаю такие списки :)

Вообще хорошо рассуждать про мораль, когда ты в айти, востребован на рынке, и зп +/- огромная, а ещё и в Лондоне.

В случае отсутствия денег моралисты обычно переобуваются первыми.

В списке автора мне например непонятны крупные банки, я вот ипотеку платил досрочно - ходил в офис, бумажки заполнял, а теперь онлайн всё, хоть каждый день по 100 рублей кидай.

Получается, в моем крупном банке айтишники сделали конкретное добро мне и ещё куче людей, мне кажется пилить такие фичи на миллион клиентов - кайф.

Также непонятно про гос компании совсем. Типа все госы занимаются обслуживанием "кровавой гебни" и РКН? Госуслуги пилить - зашквар? Мощно как-то.

  Развернуть 1 комментарий

Вообще хорошо рассуждать про мораль, когда ты в айти, востребован на рынке, и зп +/- огромная, а ещё и в Лондоне.

Да-да, ведь некоторым людям везет и им в 20 лет сразу дают британский ВНЖ и "пятнадцатый айфон" на границе, как Вастрик завещал. А там и паспорт через 6 лет, квартиру социальную в Челси дают, Теслу опять же. Ляпота, хорошо рассуждать!

А все остальные, увы, на шахте уголь добывают, да микрокредитные биткоин-блокчейны делают, никак иначе и ничего с этим не поделать -- судьба, фатум и кисмет!

Получается, в моем крупном банке айтишники сделали конкретное добро мне и ещё куче людей, мне кажется пилить такие фичи на миллион клиентов - кайф.

А еще посадили большое количество людей на кредиты с довольно серыми схемы, отжали недвижимость у других, заморозили счета третьих, держат конские комиссии маленьким шрифтом под милыми звездочками, но это, как водится, "другое, надо понимать", главное, что теперь по смсочке можно оплатить ЖКХ!

В целом, не стоит воспринимать такие списки лично, этот тред не для выяснения "объективного зашквара" (его нет), а для измерения температуры в палате, да и просто интересно у какого какие тараканы.

  Развернуть 1 комментарий

@begor, какая-то совершенно неуместная язвительность. Попасть в Лондон, конечно, достижение, вот только положение технаря за границей в некотором смысле еще более зыбкое, чем в России/Москве/Питере. И если у россиян особо выбора нет, то за границей выбора побольше, но это окупается высокой вероятностью попасть под сокращение.

  Развернуть 1 комментарий

В нашей области (биотех) есть вдобавок к вышеперечисленным

  • Табачная продукция и всякие говеные мед-приборы
  • Гомеопаты
  • Стартапы-наебалово которые советуют как жить и лечиться по крови, говну, лицу etc
  • Интересные компании в стиле Нестле с полевыми испытаниями на людях в Африках.

Некоторые принципиально не работают в биг-фарме из-за их коррумпированности и специфического ценообразования на лекарства, без которых люди умирают

  Развернуть 1 комментарий

Вот это как-то сильно ближе к моему списку, чем у топикстартера. А что с военными?

  Развернуть 1 комментарий

Стартапы-наебалово которые советуют как жить и лечиться по крови, говну, лицу etc

23andme?

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, С военными очень специальная история и с ними скорее всего в зависимости от области. Увы на данном этапе развития человечества только военные берктся за ряд очень важных долгосрочных задач.

В РФ например есть центр космической биологии (http://www.imbp.ru) там проекты, которые на мой взгляд не имеют особо негативных последствий. Или работа в "Векторе" имеет явную пользу для разработки вакцин. DARPA в штатах тоже спонсирует ряд общечеловечески полезных исследований.

С другой стороны от военных не стоит ждать ничего хорошего и если захотеть, то почти что угодно можно применить в ущерб.

  Развернуть 1 комментарий

@zalivka, 23andme в меньше степени, потому что на них давит общественность. Хотя даже так они умудряются продавать данные фарме, делать невероятно кривые тесты на происхождение и на мой взгляд приносят больше вреда (в виде стресса) чем пользы в тестировании на предрасположенность к болезням.

  Развернуть 1 комментарий

а можно линк на статью про нестле и африку?

  Развернуть 1 комментарий

@Uniphot, https://www.reuters.com/article/us-nestle-babymilk/nestle-to-respond-to-baby-milk-criticism-in-coming-days-idUSKBN1FM18F Сам скандал с питательными смесями в Африке уже идет лет наверное с десяток (а в глобальном смысле с 1970). Общая идея такова - Нестле дает пробный пак смесей примерно на такой срок, что естественная лактация прекращется. После этого женщина вынуждена покупать еще смесь т.к. своего молока уже нет. Вдобавок к этому в Африке проблемы с питьевой водой которая нужна для смесей и Нестле (крупнейший в мире поставщик бутиллированной воды который внезапно не считает право на воду неотьемлимым правом человека) вежливо предлагает этим же женщинам взять заодно и воду.

  Развернуть 1 комментарий
Евгений Глумнушин DevOps / Infrastructure and Release Engineer 10 мая 2020

Прочитал комменты, почувствовал себя белой вороной. Ну или остальные ребята на "тёмной стороне" постеснялись отписаться.

Если собрать весь список контор в стоп-листе, то получится, что за всю свою жизнь я работал в "хороших" компаниях где-то год с небольшим, а то и меньше. Из самых "плохих" я проработал почти два года в "спаме", два года в онлайн-казино (лучшее место работы в моей жизни) и полтора месяца в микрозаймах - но там ппц какая потогонка была и фиговое отношение к сотрудникам, так что я быстро ушёл.

Для меня на первом месте стоят хорошая команда, интересный с технической точки зрения проект и хорошая зп. Никаких моральных терзаний не испытываю, может, потому что в своё время поработал в букмекерской конторе и был хорошо знаком с контингентом таких сервисов, встречался, так сказать, лицом к лицу. Возможно, когда вам говорят об онлайн-казино или микрокредитах или каких-нибудь "гербалайфах" - вы автоматически подставляете себя или своих родственников на место потерпевшего, но, поверьте, с основным потребителем этих продуктов вы бы не захотели работать или жить рядом. Мнение непопулярное, но уж как есть.

Считаю основной проблемой то, что такая сфера слабо регулируется, потому что, например, в Европе это вполне легальный бизнес. В Хельсинки игровые аппараты стоят в местных аналогах "Пятёрочек" и на заправках (и стайки негров-мигрантов возле них), в Софии ты можешь идти по улице и просто увидеть казино и свободно зайти в него и просадить всё бабло и т.д. и т.п. И это, заметьте, не мешает им успешно загнивать и быть лучшими странами мира.

Но врать не буду - обманывать, например, бабушек впаривая им "настройку компьютера" за 15 тысяч рублей я бы не смог, да и вообще врать или лгать кому-то, чтобы получить выгоду. Но в нашей сфере такого особо и нет.

З.Ы.: Хотелось бы поработать в порно-индустрии, большие нагрузки, высокая доступность, вот это всё. Да и просто "для коллекции". :D

  Развернуть 1 комментарий

Наконец-то кто-то "с той стороны"!

Возможно, когда вам говорят об онлайн-казино или микрокредитах или каких-нибудь "гербалайфах" - вы автоматически подставляете себя или своих родственников на место потерпевшего, но, поверьте, с основным потребителем этих продуктов вы бы не захотели работать или жить рядом. Мнение непопулярное, но уж как есть.

ИМХО, это удобная позиция, "курильщики сами виноваты, их никто не заставляет", но для меня это слишком похоже на глубокий моральный шпагат.

У меня есть знакомые, которые пострадали от микрокредитов и беттинга. Можно сказать, конечно, что сами дураки (так и есть) и жить дальше, но лично мне было бы некомфортно, что моя деятельность делает такое возможным и доступным.

Про легальное порно, кстати, вообще ничего плохого не вижу. Вполне себе индустрия, немногим хуже какого-нибудь Голливуда.

P.S.

В данный момент я релиз инженер в госухе

А расскажи немного про это. Как тебе, насколько сильно чувствуется госовость?

  Развернуть 1 комментарий

@begor, не знаю, как здесь ставить цитаты, так что выделю абзацами.

> похоже на глубокий моральный шпагат

В общем-то да, наверное, просто осознать что ты на моральном шпагате можно, когда ты уже, кхм, чувствуешь растяжку посередине, а я пока не чувствую. Но я не социопат, я считаю себя даже хорошим человеком, стараюсь помогать по мелочи окружающим и не по мелочи своей семье и родственникам.
Потребители таких развлечений и услуг будут всегда, ростовщичество и азартные игры старейшие занятия человечества. Просто я, ну, наверное, не считаю это настолько плохим, чтобы этим не пользоваться. Возможно, воспитание такое или жизненный опыт.

> Госуха

Ооо, ну это целый "удивительный" мир, достойный отдельного поста. Сейчас постараюсь расписать, уворачиваясь как Нео от пуль NDA.

Плюсы:

  1. Внезапно (для меня), мы занимаемся такими проектами, которые, по моему мнению, приносят пользу обществу. Это бывает приятно, но не сказал бы что главный плюс для меня, просто первое, что приходит на ум. Моральной дилеммы "поддерживаю текущий режим, а мог бы примкнуть к оппозиции" не имею, т.к. считаю что все политики одинаково грязные, плюс знакомый работает на Навального, иногда рассказывает, какой внутри "совок" в чистом виде.

  2. Если хорошо работаешь - не обижают деньгами, квартальные премии, месячные премии, 13-я зарплата, ух, в прошлом году если считать за весь год получил чуть ли не х2 денег от суммы всех зарплат.

  3. Госуха, по сути, это чуть ли не последнее, что развалится в случае кризиса. Ну вот как сейчас. Кому важна стабильность - это огромный плюс (для меня средне)

  4. Ты понимаешь, как работает госаппарат изнутри, какая его самая большая проблема. Многие скажут, что это некомпетентность, но это, внезапно, не так. Главная проблема - отсутствие мониторинга. Ты не можешь мониторить страну и людей как какой-то сервер/виртуалку или приложение, которое ты можешь вертеть как хочешь, снимать метрики и строить графики - в первую очередь, потому что все прямые и логичные способы это грубое нарушение прав и свобод граждан, во вторую - отсутствие административных ресурсов (как бы смешно ни звучало), у нас в стране не очень любят соблюдать правила и стараются как можно больше скрыть косяков со своей стороны (это то самое "царь хороший, это бояре плохие", "а царь-то и не знает, как нам плохо" и т.д.)

Минусы:

  1. Овертаймы, овертаймы, овертаймы. Оплачиваемые, но от этого не легче. 60-ти часовая рабочая неделя в сложные периоды - норма.

  2. Менеджмент. На местном уровне он неплох, но если "сверху спустили" задание - нужно всё бросить и начать делать только его. В полночь нужно что-то поправить, в воскресенье утром что-то упало, о чем ты слышишь в первый раз, посреди дня прилетает новый проект со сроком "сделать вчера" и т.д. Из-за этого можно нагородить такую кучу костылей, что потом там наверху и сами не рады будут. В общем, отсутствие планирования - бич.

  3. Взаимодействие с другими бюджетными организациями. Иногда это приходится делать и ты не знаешь, что тебя ждёт по ту сторону - компетентные и приятные люди, для которых цель решить задачу, или же напыщенные индюки с надутыми губами "я 40 лет проработал в ГБУНИЦ НИИ ФЫВТШФГ и если я сказал класть код на сервер по ftp руками - так и будет". Проблема в том, что тебе надо с ним взаимодействовать в любом случае. Я умею договариваться с людьми, но порой потом отлёживаешься два дня, чтобы успокоиться.

  Развернуть 1 комментарий

@rufus111,

Многие скажут, что это некомпетентность, но это, внезапно, не так.

Овертаймы
если "сверху спустили" задание - нужно всё бросить и начать делать только его
ты не знаешь, что тебя ждёт по ту сторону - компетентные и приятные люди, для которых цель решить задачу, или же напыщенные индюки с надутыми губами

Ты уж прости, но ты делишь на 0.
Компетентности в менежерском звене нет и не будет.

  Развернуть 1 комментарий

@Sidorchenko, ничего себе ты сам поделил на 0.

  Развернуть 1 комментарий

Я смотрю только на одно -- нравится ли мне их продукт. Очень тяжело работать и осознавать, что делаете говно, даже если оно продается.

  Развернуть 1 комментарий

Согласен. Бывает иногда стоит пообщаться с будущими коллегами/сотрудниками компании и составить впечатление, потому что тебе иногда может не хватать контекста, чтобы считать что-то говном.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@VBodrov, тут же уже есть такая плашка, которая всегда показывается над постом рядом с именем: "должность".

Ты можешь рядом с должностью написать, что ты не айтишник, или просто ту же должность указать перед смайликами

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Вастрик Блогер, питонист, мизантроп 27 апреля 2020

Год с чем-то назад натыкался чувака, который работал кодером в Роскомнадзоре. Вот мне было бы реально интересно с ним интервью какое-нибудь почитать (или провести). Вот где целый букет этических дилемм бы возник :)

P.S.: Мой личный список этического «нет»: спецслужбы, госкомпании, гэмблинг-ставки-казино-итд, сбербанк.

P.P.S.: Но надо понимать, что компании выше и сами это прекрасно понимают, потому платят всегда выше рынка, а иногда прям сильно. Как говорится «я не гей, но $20 это $20».

  Развернуть 1 комментарий

«я не гей, но $20 это $20».

Вот да, поэтому у всего есть цена.
У меня, например, так с Фойсбуком или Хуавеем. За большие деньги я бы год-два посидел на моральном шпагате.

  Развернуть 1 комментарий

@begor, а что с Хуавеем?

  Развернуть 1 комментарий

@Вастрик

"Стоп список": ... Сбербанк

Можно про сбербанк поподробней. Типо люди продаются туда за деньги, а всё остальное не ок?

  Развернуть 1 комментарий

@vakimkooo, деньги, скидки по ипотеке.

  Развернуть 1 комментарий

@vakimkooo, Да

  Развернуть 1 комментарий

А вы все так решили сразу или, будучу джунами, такие же ограничения выставляли?

  Развернуть 1 комментарий
Ildar Khabatulin пишу код, решаю проблемы 9 мая 2020

Есть некоторые компании и индустрии, в которых я бы вообще в любой ситуации не стал работать, есть индустрии, где это начинает зависеть от практик конкретной компании.

Вот мой зашквар-список:

  • Amazon - очень мерзкая компания по отношению к своим сотрудникам. Клиентом у них быть очень приятно, но судя по рассказам работников, работать там очень не очень .
  • Facebook и Google. Кибергулаг, вся хуйня. Не нравится их де-факто монопольное положение на рынке и тот факт, что они его доят как могут. Это ожидаемое поведение бизнеса, в целом, но ощущение от этого довольно неприятное.
  • Uber - просто мудацкая компания.
  • Китайские компании (Tencent, Huawei, etc).
  • Геймдев - постоянные кранчи, плюс, из моего опыта, эта индустрия может привлекать к себе довольно специфический контингент
  • Nestle - чуть ли не буквальная корпорация зла, стараюсь их продукцию не покупать, по возможности
  • For-profit тюрьмы. У ребят весь бизнес стоит на том, чтобы люди возвращались обратно.
  • Что угодно, связанное с наебаловом (микрокредиты, желтуха, нерегулируемый гэмблинг и т.п.)
  • Что угодно, связанное с нарушением законов страны, где ведётся основной бизнес. Извините, я и в легальной сфере работу найду.

А вот с этими индустриями я бы просто был более аккуратен, но это не гарантированное "нет":

  • Гэмблинг. Если нормально отрегулирован, без откровенного наебалова и манипулирующих механик, то можно с этим жить.
  • Легальные вещества (табак, алкоголь, трава, где легально и т.п.). Люди всегда что-то употребляли и будут продолжать употреблять, поэтому совсем отказываться от работы в подобных индустриях я бы не стал, но только с теми компаниями, которые честны с собой и своими покупателями насчёт того, что за продукт они продают.
  Развернуть 1 комментарий

Nestle - чуть ли не буквальная корпорация зла, стараюсь их продукцию не покупать, по возможности

Вот это сложно. Они же огромную часть брендов под себя подмяли. Кажется пора изобретать приложение "Nestle/Not Nestle"

  Развернуть 1 комментарий

@zalivka, поэтому только "стараюсь", а не "не покупаю вообще". Да, что-то такое есть, но оно нормально работало только на американском рынке, кажется.

  Развернуть 1 комментарий

Что угодно, связанное с нарушением законов страны, где ведётся основной бизнес. Извините, я и в легальной сфере работу найду.

Вот эта часть интересна.
Например, компания, вращающая на хую Роскомнадзор. Ты бы в нее не пошел?

  Развернуть 1 комментарий

@begor, только в том случае, если бы мне не было никакой нужды возвращаться в РФ. Пока там родственники находятся, не очень хотелось бы нарваться на что-то, за что на границе примут за белы рученьки. В таких случаях включается режим "своя рубашка ближе к телу".

  Развернуть 1 комментарий

Можно подробнее о том, какой именно специфический контингент привлекает индустрия геймдева?

  Развернуть 1 комментарий

@Psyhister, а что нестле злого делает?

  Развернуть 1 комментарий

@zubak, да ничего особенного - просто деньги зарабатывают, до чего не дотронуться - все превращается в говно. Из последнего - сами признались что больше половины продаваемой ими продукции вредно для здоровья https://www.reuters.com/business/healthcare-pharmaceuticals/nestle-under-fire-over-unhealthy-products-working-new-strategy-2021-05-31/, в общем если не хочется кушать 100% химию - лучше поискать альтернативы (спойлер, среди крупняка бессмысленно).

  Развернуть 1 комментарий

Ух, прочитал — так выходит все такие высокоморальные и правильные, аж... прям Клуб Идеальных Людей какой-то. Стало за себя как-то неловко. Но тем не менее.

Лично для себя определил, что я не буду помогать компаниям, чей лидер (основатель, владелец, CEO) мне не симпатичен, чьи убеждения и мысли я не разделяю. Это главный критерий.

При этом я считаю, что по умолчанию не стоит даже обсуждать работу на компании вне закона, террористов, мошенников, а также использующих рабский труд или труд детей, или же наносящих непоправимый вред природе. Это некая минимальная планка любого здорового человека в 21-м веке.

То есть я вполне себе работал бы на правительство некоторых стран; на политические партии, чью платформу я поддерживаю; на некоторых лицензированных производителей алкоголя и табака; на прозрачные и полезные криптопроекты; на регулируемые и социально-ответственные казино и финансовые организации и т.п.

Работать на нынешний Убер, WeWork и Гугл — нет. На Амазон и Микрософт — да. На правительство Швейцарии и Эстонии — да. На правительство России и США — нет. И т.п.

Считаю, что устраивать "прокрустово ложе" для работодателей — признак юношеского максимализма. Потому я стараюсь подходить к каждой отрасли и каждой компании индивидуально, оценивая её деятельность и её лидера.

  Развернуть 1 комментарий

Прокрустово ложе - это когда суть урезается в угоду форме, а тут у нас выбор по произвольным критериям. Моральная разборчивость в работодателях - это роскошь и я не вижу ничего плохого в том, чтобы пользоваться своим положением на рынке

  Развернуть 1 комментарий

@zalivka, я полностью согласен, право выбора должно быть у каждого, а богатство этого выбора - крутая черта рынка ИТ.

Дык я потому и употребил именно термин "прокрустово ложе", потому что меня несколько удивило, насколько большими категориями оперируют некоторые коллеги. Для меня совершенно понятно, почему кто-то не хочет работать на конкретную компанию Х. Это как раз и есть выбор по сути. А когда говорят что-то типа "не буду работать с блокчейном" - это именно что выбор формы. Ну как сказать "я не буду работать с облачными технологиями" или "я не притронусь к TCP/IP".

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, у TCP/IP нет публичного образа, а у блокчейна есть и он не очень. И этот образ одного порядка с образами компаний.

Например, Монсанто и ГМО - практически синонимы - так часто они появляются вместе в обсуждениях в негативном ключе. Блокчейн у многих ассоциируется больше всего с ICO-скамом, поэтому даже если ты сам понимаешь что это не так, тебе придется переть против общественного мнения, а это дорогого стоит.

  Развернуть 1 комментарий

Кажется, что есть одна сфера, которую никто пока не упомянул. Я бы никогда не работал с инфоцыганами. Людьми, которые делают неэтичный инфобизнес — бизнес-молодости, лайк-центры, курсы личностного роста и иже с ними. Судьба не миловала, работал в очень похожей структуре ради опыта, но понял, что дальше не могу по этическим соображениям.

  Развернуть 1 комментарий
Roman Pavlov System Development Engineer 9 июля 2020

любой биткоин/блокчейн

Хорошо же жить в стране первого мира, правда?

А вот в развивающихся странах пятого мира содержание банковского акакунта — непозволительная роскошь.. да и самого банка может и не быть.

А вот интОрнет ваш ебаный есть, потому что заморские капиталисты завезли его вместе с эскаваторами.

И тут наступает диджитал киберпанк, когда на деревню есть один смартфон, на который падает крипта от того единственного пахаря, который выбрался в город. И этой хуйней можно оплатить питьевую воду, медикаменты, да и просто купить порося на праздник.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@0Lphcss3iiKRRz9w, я говорил про Филиппины.

  Развернуть 1 комментарий

Давайте честно себе признаемся, что люди хотят того чего они всегда хотели и будут продолжать этим заниматься всегда. "Лох не вымрет", дейтрейдинг всегда будет и т.д. И кто-то все равно это будет обслуживать с технической стороны и этот кто-то будет хорошо зарабатывать. Так почему не я?

Зашквар для меня работать в организациях которые ухудшают условия работы существующих технологий и/или нарушают приватность (примеры всем известны).

  Развернуть 1 комментарий
Egor Ogarkov Senior Software Engineer 27 апреля 2020

Такой вопрос всегда очень смущает, особенно, а что вы скажете человеку, который работает в таких компаниях? Шеймите? На самом деле это интересно узнать, как все устроено.

Для себя я бы определил в стоп только госкомпании и всякие мошенические трейдерские штуки.

  Развернуть 1 комментарий

Не думаю, что кто-то шеймит, разве что полные дурачки. Скорее наоборот интересно же как человек к этому пришел и как он для себя это объясняет.

  Развернуть 1 комментарий

Если бы ко мне на собеседование пришел человек из Роскомнадзора, я бы просто спросил "О, и как там?".
Шеймить в целом плохо, но узнать причины и детали интересно.

  Развернуть 1 комментарий

@vas3k, хех, первое правило сотрудника МРГ — никому не говори, что ты работаешь в МРГ

  Развернуть 1 комментарий

@begor, мне вообще кажется, что это безумно интересно - особенно у китайцев, такой гигантский масштаб задачи.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, технически -- очень!
Морально сложно, мне на такое себя заставить было бы тяжело.

  Развернуть 1 комментарий

@begor, обычно люди, которые занимаются подобными "аморальными" вещами, верят, что делают добро. Отбор сотрудников ведется таким образом, чтобы был cultural fit и не было особых проблем.
Взять тот же гугл\фейсбук. Они уже давным давно не make the world a better place, но там все еще работают тысячи сотрудников и скорее всего нормально себя чувствуют.

Да и сложно представить, что человек, который постоянно делает что-то противоположное своим убеждением, не поедет кукухой за несколько месяцев.

  Развернуть 1 комментарий

@aantonenko, все-таки фейсбук с гуглом трудно поставить в один ряд с другими упомянутыми здесь компаниями (цензура, наблюдение, ставки, обман и так далее), они скорее в серой зоне. Многие сотрудники в них действительно все еще делают добро.
Лучше бы подошел пример какого-нибудь Роскомнадзора, где сотрудники могут верить, что защищают свою страну или что-то в этом роде.

  Развернуть 1 комментарий

@johnspade, ну, гугл ещё ок, но Фейсбук и добро лично для меня уже давно несовместимые понятия)
Учитывая масштаб Фейсбука и ту власть, которая у него есть, они уже давно обогнали тех, кого принято считать аморальными.
Цензура, массовый сбор и продажа данных, манипуляции информацией, монополизация рынка - это все про Фейсбук.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@aantonenko, дык монополизация рынка - это его естественная тенценция, этого самого рынка. Нельзя жить все время в 18-м веке, в процессе борьбы самые сильные сожрут всех, кто послабее.

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, ну, то что это естественно, не отменяет того, что это не очень хорошо

  Развернуть 1 комментарий

@aantonenko, запилил тут, кстати, баттл. Задумался, а правда ли рыночная конкуренция неизбежно порождает свою противоположность - монопольные империи и картели https://vas3k.club/battle/1573/

  Развернуть 1 комментарий

Да, считаю абсолютно нормальным шеймить за работу в зашкварных компаниях. Так работает репутация. (Для особо одаренных - шейминг это осуждение в частном порядке, а не когда ногами бьют)

  Развернуть 1 комментарий

@KOVI, а почему нельзя сразу писать по-русски: застыдить?

Я могу понять использование слэнга в технической беседе, но использование шейминг в вместо застыдить мне непонятно в повседневной речи.
Или когда человек пишет по-русски и тут вставляет слово по-английски. Это же надо раскладку переключать.

Не понимаю.

  Развернуть 1 комментарий

@begor, а из мейла?)

  Развернуть 1 комментарий

@LionZXY, посочувствовал бы.

  Развернуть 1 комментарий
Kirill Nikitin ИТ консалтинг 10 июля 2020

Вообще пофиг где работать, если не надо делать гавно и если это в рамках закона. А "делать гавно" не зависит от компании.
Работал на РЖД. Строили им ЦОД. ЦОД получился отличный. Если бы это был не РЖД (который гос), а кто угодно ещё что бы это изменило?
Работал на спецслужбы (и надеюсь поработать ещё, есть шанс). Делали им платформу для аналитики.
Работал на интегратора который был на 100% в ПФР. Техподдержка и развитие инфраструктуры. Задача сложная и амбициозная. Заказчик по факту оказался дико доволен.

Поэтому если не делать гавно - то пофиг где.

А логика "корпораций зла" она странная. Вот Роскомпозор использует оборудование для фильтрации трафика разных вендоров. Эти вендоры сразу становятся зашкваром?
Или там какие-нибудь террористы исползуют телегу для общения. Всё, в телеге работать нельзя потому что это фу?

  Развернуть 1 комментарий

Мой стоп-список:

  1. gambling и dating, т.к. они используют grey и dark паттерны;
  2. военные, особенно российские;
  3. МЛМ, секты, гомеопаты, целители;
  4. табачка.

По последнему пункту - около 10 лет назад устроилась Head of Digital в сетевое рекламное агентство. Оффер выглядел отлично: хорошая команда, зп, соцпакет, тревел... вот только потом оказалось что основной клиент это большая табачная компания.
Сбежала оттуда через 6 мес. - не смогла вкладывать усилия, время и энергию в разработку промо-кампаний "привлечения и переключения курильщиков", где все материалы должны быть appealing to young adult (18-24) smokers.

  Развернуть 1 комментарий

Не могу не поделиться видео в тему

  Развернуть 1 комментарий

Напилишь пост про табачку? Очень интересно, как устроено там все

  Развернуть 1 комментарий

@ollkostin, хорошая идея, постараюсь сделать небольшой пост.

  Развернуть 1 комментарий

@crocodile, а можешь раскрыть поинт про дейтинги? Что не так с условным Тиндером?

  Развернуть 1 комментарий
Alexey Kott софтваре инженеер 13 мая 2020

Тут многие пишут насчёт военки, я в целом понимаю эту точку зрения, но я с ней не очень согласен. С одной стороны работа на ВПК - это про уничтожение человечков и прочие кровь/война/страдания/etc. С другой - давайте не будем лицемерить и забывать, что абсолютное большинство технологий изначально имели военное назначение и военные задачи в первую очередь интересны с инженерной точки зрения. К тому же чёткого разграничения между наступательным и оборонительным вооружением нет (смекаешь, о чём я?).
В моём понимании основная проблема работы с военной отраслью — это жуткий головняк при оформлении допусков к военной тайне, строгая регламентация всего и вся, ещё и невыездным становишься в большинстве случаев. Вот это действительно стоп-фактор, а не все эти ваши морально-этические заскоки. А в отдельных случаях и ликвидировать могут, и свои, и чужие.

Кстати, имел опыт работы над проектов для одного чувака из Свидетелей Иеговы. Внезапно он оказался самым адекватным из всех бывших у меня заказчиков.

В общем, к чему я: думаю, что городить стоп-листы можно только пока у тебя есть альтернатива. А глубина морального шпагата, на который ты можешь присесть может оказаться очень глубокой в зависимости от обстоятельств.

  Развернуть 1 комментарий

Какие тут все белые.
Озвучу непопулярное мнение, но:

Работа - это работа. Я буду её делать, пока меня устраивает соотношение оплата - риск.

Все нелегальное - нафиг. Риск того не стоит.
Сбербанк? Ну в целом до 2022 почему бы и нет? После - риск того не стоит.

Серые схемы? Черный маркетинг? Тотатизатор? Дейтинги? Легальное порно? Да легко! Давайте вилку зп.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, Нет, потому что это не легально :)

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, Ну как бэ "А давайте сделаем так, чтобы обходить закон о выбросах" звучит вот прямо как нарушение закона :)

Не отрицаю, что и мне могут нассать в уши и я сделаю так по незнанию.

  Развернуть 1 комментарий

@urtow, а если скажут, что легал-тим нашла лазейку? выглядит, что исполнитель не виноват, не он же тачку выпускает)

  Развернуть 1 комментарий

@lookoil, Ну не то, чтобы я горел желанием работать в больших корпорациях (потому что в таком случае моего мнения не будут спрашивать).

Но если гипотетически предположить, что действие на 100% легально (хотя опять же вопрос в размере лазейки) - то легко сделаю.

  Развернуть 1 комментарий

@urtow, легальное/нелегальное с чьей точки зрения?
Сбербанк - совершенно легален.
Райффайзер (в рф) — тоже.
Выращивать коноплю — в рф и ес нелегально, но пошел бы ты работать в компанию, чья ферма физически находится в канаде, а сбыт — в голландии?

  Развернуть 1 комментарий

@zahhar, С точки зрения страны где я нахожусь сейчас.
Сбербанк - там сейчас другие риски, но он на 100% легален.
Райф - пошел бы работать и сейчас, вопрос оплаты :)

Учитывая, что я все таки айтишник (в самом широком смысле слова), то компании по выращиванию конопли я буду нужен ну пусть для того, чтобы делать сайт.

Сайты вроде делать легально в любой стране, нэ? Так что легко пошел бы.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

Мне недавно прилетел бриф на конструктор билетных сайтов для перекупов — хоть и был отличный бюджет, глаза, с прочтением ТЗ, наливались кровью.
Постоянно страдаю от того, когда на привоз каких-нибудь, условных, Rammstein билеты можно достать только по цене x2 из-за таких вот ребят.

  Развернуть 1 комментарий
Yulia Belozerova Technical Program Manager 10 мая 2020

Отличная тема!

Я не буду работать на государство. Но у меня случились кажется 4 года в Яндексе :)

Амазон - нет потому что по-скоцки относится к людям.

Гугл - за большие деньги.

Facebook, Uber, Mailru - нет потому что продукт говно.

Стартапы, блокчейн, гемблинг, серые схемы, Форекс, желтуха, Сбербанк, все мимо.

Мне важно верить в продукт. Хотя бы в ту его часть где я работаю.

Автор, чем вам букинг не угодил? :)

  Развернуть 1 комментарий

Букинг для меня это крайняя степень монополизации и манипуляции.

Все эти "ОСТАЛОСЬ ОДНО МЕСТО ПО ТАКОЙ ЦЕНЕ 10 СЕКУНД И УЙДЕТ", нечеловеческие A/B тесты и прочие раправления плеч Атлантом :)

Вот еще хорошая реакция и комментарии: https://tonsky.livejournal.com/312330.html

  Развернуть 1 комментарий

@begor, понятно, спасибо.

  Развернуть 1 комментарий

Но ведь... стартапы это круто...

  Развернуть 1 комментарий

@zap4ick, мне важна стабильность. Тут выбор, или непоколебимый хлеб с маслом и выбирать продукт, или дым из жопы зато весело (стартап). Я была с обеих сторон и возможность точно выплатить ипотеку меня привлекает больше. Может это олдскул mindset, я не знаю.

  Развернуть 1 комментарий

Мне кажется, не стоит оценивать любую большую компанию по 1 из продукту - в каждой можно найти как плохие примеры, так и хорошие.

Амазон плохо относится к людям на складах? Ок, но aws уже вполне неплох, и денег он приносит больше, чем магазин.

Facebook собирает данные о пользователях и вообще цензура? А ещё у них есть AI research, который делает открытые языковые модели и вообще за прогресс и пайторч)

И так далее.

  Развернуть 1 комментарий
Stepan Rakitin Senior Staff Platform Engineer 27 апреля 2020

Мой список в целом такой же как у тебя. Точно не хочу работать в компании у которой монопольное/манипулятивное преимущество, так как это сильно сказывается на качестве продукта и реальной его необходимости.

Естественно щеночков спасать за пол-текущей зп я не готов.

Пока ты мигрант наверно все средства хороши и главное нарастить капитал, воспользовавшись любым преимуществом и возможностью. :)

  Развернуть 1 комментарий

А я не работаю с нишей «эссе». Это написание дипломов, рефератов, сочинений, диссертаций и, собственно, эссе под заказ. Огромная, очень денежная ниша. Но для меня - равносильно взяткам за экзамены, учебой «за сало» и читингу. А читинг - признак «мудаков» (извините).

Хорошо, что Google того же мнения https://www.bbc.com/news/education-43956001

  Развернуть 1 комментарий

Работать — вообще аморально. Но что поделать — без этого тяжелее, чем с этим.

  Развернуть 1 комментарий

С не меньшим подозрением чем к гос.конторам отнёсся бы и к другим политически ангажированным заведениям. Довольно долго работал на галере с безобидными муниципальными и краевыми заказами, но наверное не пошёл бы работать в какие-то политические партии, будь то ЕдРо, КПРФ или штаб Навального. Если только сам не буду столь ангажирован чтоб делать то же и без денег.

  Развернуть 1 комментарий

Знакомый проработал несколько лет у Навального, говорил, что худшего менеджмента он ещё не видел

  Развернуть 1 комментарий

@rufus111, так и представляю, что не Тикет, то судьба России решается.

  Развернуть 1 комментарий

@twin1080, в основном классическое "СРОЧНО запускаем проект!!11"

  Развернуть 1 комментарий

@rufus111, а как справляются? На голом энтузиазме и кранчах? или заливают проблемы баблом?

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, денег внутри крутится совсем немного, по крайней мере, не в ИТ отделе. Держится все, по-сути, на энтузиазме, ну и берут в основном на удаленку из регионов.

  Развернуть 1 комментарий

Как-то работал на заангажированное СМИ. Конечно прикольно бороться с DDoSами. Но все равно видишь всю эту информационную грязь. Ну и в итоге становится ясно, что и менеджмент не далек от контента. Хватило на месяц. Согласен с мнением из комментариев, что хорошей работы и так хватает

  Развернуть 1 комментарий

Не понимаю, почему такой хейт в сторону крипты и блокчейна. Все это уже давно не ассоциируется с черным рынком и пирамидами.

Типа конечно, здесь много мелких проектов, и многие их них мошеннические, но очень легко фильтровать такое

  Развернуть 1 комментарий

@nanolook, у кого это давно не ассоциируется? Наоборот.

  Развернуть 1 комментарий

Не хочется работать над тем, что вредит (в обших чертах).
Ну типа мне говорят "собираем систему для целенаправленного убийства котиков" - нет.
Я не считаю, что казино или гемблинг вредят людям, люди сами выбирают туда прийти, не понимаю, почему я как инженер должна отвечать за чужие действия. Нет, нет никакого "косвенно способствует", в данном случае есть выбор каждого, пользоваться этой штукой или нет, и как ею пользоваться.
Про блокчейн хайп вообще непонятен, возможно, я о нем просто мало знаю, для меня это просто интересная технология.
Не стала бы шеймить других за выбор работать где-то, но тут уже зависит от конкретного человека.
Не хочу работать в компании, где лично мне работать хреново (не нравятся коллеги или от меня требуют какую-то дичь и всякое такое).

  Развернуть 1 комментарий

Не пошел бы работать в спецслужбы и к их подрядчикам (но однажды прошел интервью к таким и слился на оформлении допуска к гостайне), в разработку сервисов торговли наркотиками, оружием, людьми и т.д, онлайн-казино (обычное пойдет) и мобильный геймдев (вот чисто субъективно, ненавижу всякие мобильные таймкиллеры)

  Развернуть 1 комментарий
Yury Katkov в шаббатикале 9 мая 2020

Куда буду изо всех сил стараться никогда не попасть:

  • Табак и наркота
  • Любые мошенники
  • Микрокредиты
  • Желтая пресса и медиа
  • Тупые игры типа iFart и Talking Tom Cat

С перекошенной рожей и только на очень большие деньги (примерно х3 к текущей зп) пошел бы:

  • к биткойну - да я понимаю, что это чайлдпорн и наркота, но как и все - дистанцируюсь
  • к военным - кроме космических. Космические - хорошо.

С чуть менее перекошенной рожей, но тоже без энтузиазма (х1.5):

  • в порно
  • к трейдерам и другим спекулянтам
  Развернуть 1 комментарий

Начал задаваться подобными вопросами уже после того как успел поработать в (легальном) адалте, торговле рецептурными веществами, гемблинге, налоговой, а также сферах которые называть было бы просто небезопасно.

У меня список зашквара небольшой. Чисто морально не смог бы работать только с детской порнографией. Фактически список шире, не стану работать в сферах, которые являются незаконными на территории где я проживаю в данный момент. Просто потому что не хочу проблем.

  Развернуть 1 комментарий

В целом, вообще неважно, где работать. Написание кода по найму ничем не отличается от мытья полов или починке проводки или сантехники или от архитектурного проектирования. У вас есть скилл, кто-то этот скилл применяет в своих целях, в каких - уже не ваше дело, тк вам не за это платят. Всё равно никому нет дела до того, кто писал тот сайт или этот сервис, имена программистов, дизайнеров или менеджеров никому не нужны, а проект лет через 10 будет проклят как легаси и изо всех сил спихнут на кладбище

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@dottedmag, если упрощать и абсолютизировать, guns don't kill people, people do. А разработчик это даже не оружие и не его проектировщик, а сборщик оружия на конвеере на заводе, а то и вовсе сборщик самого конвейера. Думаю стал бы, все когда-то писали костыли и хаки, этот просто крупный

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

Не стал бы работать на госкомпании (в РФ). Туда же мошенничество и подобное.

  Развернуть 1 комментарий
Ваня Ходор Techlead, C++ dev/SE, writer 21 июня 2023

Наверное накину про геймдев.

Я прекрасно понимаю, что игры --- важная часть нашей культуры что ли. Что крутые дядьки садятся после сложного дня и гамают в стрелялки, потому что им надо энергию негативную выплёскивать куда-то. Лучше ж в виртуале, чем в жизни (где-то когда-то видел исследования, что игры иногда снижают уровень преступности). И что там прикольные технические челленджи, я тоже понимаю. Может даже слишком прикольные, чтобы отказываться. А ещё есть киберспорт, который вообще кучу деняк вокруг вращает и чуть ли не культурная особенность некоторых стран. Надо ж как-то геймеров в толпу собирать да веселить.

Но по другую сторону это миллионы школьников/челов постарше, которые вместо того, чтобы заниматься чем-то более полезным (в первую очередь для себя), сидят и тыкаются в компуктеры. Десятки тысяч программистов и специалистов другого рода, которые могли приложить свои усилия в других сферах и принести реальную пользу. Кажется, что тут просто жоское упущение ресурса как для специалистов, которые за такими проектами стоят, так и за потребителем (просто представьте, каким крепким мог бы быть средний геймер, если бы он потратил на самообучение/спорт хотя бы 10% времени, которое он наиграл).

Из того, что не оч люблю, это любого рода технологии, связанные с рекламой. Просто потому что бесит. Хотя и понимаю, что на этом стоит половина экономики.

Ну и хфт пока не принимаю. Потому что такие компании просто +- зарабатывают себе денюжку. Но мб тут передумаю.

  Развернуть 1 комментарий

@dasfex, если бы игр не было, то миллионы школьников занимались бы чем-то другим, и не факт, что это было бы лучше. Мы в детстве, пока компов особо не было, например, эмблемы с машин во дворах скручивали.

В то же время для много кого геймдев - как раз путь в "программисты и специалисты другого рода", т.к. если школьнику интересно не только играть, но и делать свои карты/моды/писать скрипты/свои игры, с этого он и начинается. Я так и вошел в ИТ, с желания написать свою игру мечты.

Это как раз заблуждение вида "если мое окружение сидит 50% времени в Инстаграме - если заблокируем им инстаграм, то они будут это время проводить в самообучении и книгах". Не будут, перейдут в Тикток, Вконтакте, Одноклассники, Реддит, etc.

  Развернуть 1 комментарий

@nightlord189,

перейдут в Тикток, Вконтакте, Одноклассники, Реддит, etc.

или будут нюхать клей, если других доступных средств не будет ,)

  Развернуть 1 комментарий

@orbit, именно

  Развернуть 1 комментарий

Дико извеняюс пробегал кобанчиком увидел ваш Паблик чё тут? АХАХХААХ бляяя 25+ лет мужику сидит в человечков играет нарисованных, я в твоих годах уже старший слесарь был)) ладно до встречи Задроты бляя)))

  Развернуть 1 комментарий
Яр Бирзул Директор по продукту 10 мая 2020

Хочу работать в компании, ценность продукта которой высока для людей вокруг. Нравятся продукты, которые помогают в чем-то важном.

Не хочу работать на компанию, продукт которой людям вредит:

  1. Любые виды наркотиков. Бетинги, казино, табачка, алкашка и т.д.
  2. Политика.
  3. Форексы и блокчейны и тому подобные МММ. Любые пирамидальные и мошеннические структуры.
  4. Религия.
  5. Нечистоплотная пресса.
  6. Дейтинг. Причем в порно скорее согласился бы — там все честно.
  7. Все, что вводит в заблуждение о физическом или ментальном здоровье. Гомеопатия — хороший пример.
  Развернуть 1 комментарий
Nikolay Govorov Программист 11 мая 2020

Да, есть такой стоп лист:

— наркотики, алкоголь, табак;
— религия в любом проявлении;
— любое мракобесие вроде гомеопатии, астралогии, etc.
— блокчейн и крипта (но я там был).

Но, я не считаю что компании-гиганты «Google/Amazon/Microsoft/Яндекс/Mail.ru /ВК» — зашквар.

Сложно оценить ценность этих продуктов для людей, и это практически единственное место где можно работать над многомилионными продуктами и делатьих лучше.

Но, я буду работать на госуху, компании с плохим имиджем, бигфарму и даже военку (Роскосмос) — если есть шанс сделать их сколь-нибудь лучше.

  Развернуть 1 комментарий

Аналогичный список, только вместо блокчейна у меня война и солдатики.

  Развернуть 1 комментарий

Ну и я пять копеек по поводу военщины вставлю.
Вастрик намекнул на то, что организации по типу "спецслужбы" и т.д. т.п. предлагают овер 400кк/сек, но на самом деле в оборонке все довольно скудо но весело.

Развитого сектора военного ИТ в СНГ странах мало, разве что те, кто успел в НАТО пролезть - там с этим все в порядке, они и комьюнити создали свое, и в ногу со временем идут, и идут весьма уверенно и быстрее чем мы, с нашими "полусовковыми" мозгами.

Как бы не звучало иронично - будучи военным, офицером и программистом, з/п в первые пять лет контракта будет привязана к званию - а это на уровне 500-600$ в месяц.
Держатся тут на патриотизме и желании изменить систему.
Остальные же существуют для создания видимости.
А работы в оборонке - причинным местом жуй - системы учета имущества, и еще много вещей о которых не говорят - все это можно развивать и вести в нужное русло.

Проекты, в большинстве своем - весьма масштабные, сложные и интересные, но встречается и распил бабла (очень, ска, часто встречается).
Из того чем я занимался, учавствуя в разных военных хакатонах :

  • создание прототипа системы для обеспечения Situation Awareness Exchange;
  • создание модели ML, для поддержки CIMIC в рамках разминирования территорий совместно с гражданскими организациями;
  • создание софта для приоритезации регионов для разминирования территории с учетом социальных, криминальных, военных факторов;
  • создание модели ML и софта, для динамической разметки аудио- видео- потоков в реалтайме, с разделением на условные уровни допуска по иерархии;

Работы много - и все интересное да и чаще всего далеко не связано с обычным представлением о ВПК.
Приоритеты - защита, предупреждение и профилактика, а не создание сверх-оружия, для убивания других человеков.

Сам бы никогда не пошел в: гэмблинг, дэйтинги для иностранцев (типичное разводилово на бабло наивных мужичков), все что связано с БАД-ами и проч.

  Развернуть 1 комментарий

Интересно, что я больше в электронику и встроенный софт, поэтому очень ограничен в сферах. Поэтому у меня список достаточно прост

  • военные/спецслужбы потому что уже есть опыт, и потому что теперь я считаю это этически некорректным, из за чего в свое время мучался с поиском работы
  • проект не по шапке был проект автоматизации АЭС. Я понимал, что хорошо мы его не сделаем, а если плохо то БУМ. Фаундер отказался и хорошо, а то пришлось бы увольняться.

А в прочих яндексах и гуглах меня не ждут, нафиг я им. Поэтому в неуловимого Джо играть не буду.

  Развернуть 1 комментарий
Pavel Korolev Android разработчик 17 мая 2021

До прочтения комментариев я думал что у меня какие-то высокие моральные принципы.

Не пошёл бы туда, где происходит нарушение закона в той или иной форме, многие пункты, которые перечисляли в комментариях выше, проще всего обобщаются по этому принципу. Но я согласен что тут очень тонкий лёд между тем, что признаёт нарушением закона наш суд и что им является на самом деле. Блокировки РКН и цензура в СМИ - это нарушения закона, к этому никак не хотелось бы быть причастным.

Хотел бы пойти туда, чей продукт мне нравится. Это вопрос моего личного удобства, а не морали.

Имхо грань очень размыта между теми местами куда не пошел бы из-за моральных принципов и просто из-за того что "не хочется" по целому ряду причин. Вот, например, хочется же работать в конторе, которую большая часть населения одобряет, чтобы каждому второму не объяснять что "нет, они хоть и убивают людей, но я то работаю над приложением с котиками". Так просто удобнее.

Сейчас работаю с гос проектом (правда на аутсорсе), чувствую как много людей вокруг им пользуется и то, что благодаря нему жить становится проще. Да, бюрократия, недостаток ресурсов, иногда спорные решения сверху, но я чувствую как влияю на продукт изнутри и то, что я своей работой делаю что-то хорошее.

Топик подразумевает клеймо на целую группу проектов по какому-то одному критерию, я с этим вообще не согласен, не надо так. Есть хорошие гос проекты, есть хорошие банки, есть не совсем плохие букмекеры, и т. д. Мир вообще не чёрно-белый 🙂

  Развернуть 1 комментарий

Прочитал много интересных ответов, о многих вещах не задумывался.

Рейтинг зашквара:

  1. Любые средства, направленные на закручивание гаек и цифровой ГУЛАГ: цензура, мониторинг, социальный рейтинг, Central Bank Digital Currency и т.п.
  2. Нелегальщина: наркотики, работорговля и т.п. Но, если честно, я с таким и не сталкивался.
  3. Наебалово и мошенничество
  4. Недобросовестная конкуренция с привлечением админресурса, распилы, коррупция и т.п.
  5. Прочие аффилированные с государством организации

Рейтинг nice to have:

  1. Заинтересованность в самом продукте, а не в процессе его разработки
  2. Продукт и компания несут какую-то пользу людям
  3. Компания не "зло" вроде Google, MS и т.п.

А теперь личный опыт и соотнесение с ценностями:

  • Я работал в Intel и делал какой-то SDK для реалтайма:

    • Intel не входит в мой список зашквара
    • Но я не пользуюсь их продукцией и, работая в интеле, я собрал полностью красный комп :)
    • Я считал продукт какой-то нафиг никому ненужной фигней, на которую компания тратит деньги (теперь продукт уже закрыли)
  • Я работаю в Kaspersky и делаю KasperskyOS

    • Kaspersky входит в мой список зашквара
      • Kasperksy аффилированная с государством и прочим ФСБ контора (зашквар п.5, возможно, п.1)
      • Я не уверен, что продукт кому-то нужен и не участвует в каких-нибудь распильных схемах, связанных с импортозамещением
    • Я считаю продукт какой-то нафиг никому ненужной фигней

FAQ:

  • Испытываю ли я моральные терзания по поводу работы в Касперском? Временами, да.
  • Почему я устроился? У меня был выбор, и я думал: с одной стороны фсбшники, с другой стороны, ОХУЕТЬ, ЧУВАКИ ПИЛЯТ САМОДЕЛЬНУЮ ОСЬ С МИКРОЯДРОМ
  Развернуть 1 комментарий

Люблю работать в больших компаниях. Поэтому мне сложно выбрать копорацию без говна. Остаётся только работать в безобидных проектах, чтобы было не так больно.

  Развернуть 1 комментарий
Ilya Smirnov Software R&D Engineer 9 мая 2020

Моё существо внутри мне постоянно даёт понять, что я должен делать мир лучше и работать только с цветочками, котиками, или переворачивать пингвинов.
Причем там список требований внушительный, но вряд ли реально найти альтруистичный бизнес, как минимум потому что другая сущность ещё и хочет нормальных денег :)
Так что, трейдоффы, но при прочих равных скорее выберу, что полезнее и лучше для мира.
Шеймить тех, кто работает не там в голову не приходит, ведь это моя проблема, что я не могу абстрагироваться и просто зарабатывать деньги :)

  Развернуть 1 комментарий

В компаниях, где врут клиентам, и все мусарные и околомусарные конторы. В честный гемблинг пошел бы задорого, в гомеопатию - ни за что.

  Развернуть 1 комментарий

И интересно послушать топик-стартера, почему не Яндекс? Для меня это наверно единственная адекватная корпорация в этой стране.

  Развернуть 1 комментарий

Яндекс

Он зачеркнут же, это шутка! Я там сам три года отработал, было и хорошее, и плохое.

  Развернуть 1 комментарий
Olga Kai админ в Метаверсошной 26 февраля 2021

Оч просто - не пойду в контору, которая с моей точки зрения занимается каким-то говном.
Неважно, аморальным или просто бесполезным.
Например, "блокаторы вирусов" - нет. А шлакоблоки - да.

Но если нужно будет много деняк (кредит там или хз) то на какое-то время могу и поступиться принципами.

Ну, и вишенка на торте: сейчас предлагают проект по продвижению новой, кхм, секты.

  Развернуть 1 комментарий

https://www.palantir.com/palantir-gotham/

Вот и хочется, и противно же потом самому себе признаться что там работал.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

@VBodrov, увы не могу. Да, есть многое но основной кешфлоу таки surveillance. Был, года 3 назад.

  Развернуть 1 комментарий

@mgalavai, как думаешь, лет через 10 нормально себя будут чувствовать? Стоит продавать их акции?)

  Развернуть 1 комментарий

@rkseleznev, отлично будут себя чувствовать! И это плохо.. =)

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Alexey Buravov Backend-разработчик 17 мая 2021

Два кейса, с чем сталкивался сам:

  1. Когда работал в геймдеве/VR, то по большому числу вакансий нужно в итоге пилить прям явно клоны других игр, иногда даже клоны одной и той же мобилки (3 в ряд, игровые автоматы и др.) несколько раз в течение месяца (замена скинов). Для меня геймдев все же в первую очередь творчество, а не вот такая штамповка.
  2. чуть было не вкатился в разработку местного портала жриц любви с подключенной оплатой криптой.

Поэтому сейчас:

  • штампование мобилок
  • крипта (обычно вакансия от стартапа, модный стек, норм зп, но я понимаю, что скорее всего он умрет через год-два и выйдет, что делали какую-то никому ненужную хрень).
  • вещи, нарушающие законы страны, где я нахожусь (ну тут скорее из-за собственной безопасности).
  Развернуть 1 комментарий

Я вот всегда думала, что для меня аморально работать на военщину. Но куча прикольных штук было придумано военными или для военных. Интернет, например. И я не считаю, что люди работавшие над ним или над спутниками, занимались чем-то аморальным.
Так что, наверное, я бы задала вопрос: «Чего больше от продукта вреда или пользы для общества здесь и сейчас»? Если вы работаете над системой распознавания лиц, чтобы отлавливать призывников, это одно, если ее используют для поимки карманников, это другое.

  Развернуть 1 комментарий

@akanastas, если государство разрабатывает систему распознавания лиц для поимки карманников, то практически неизбежно, что однажды оно начнет ее использовать для поимки призывников/"экстремистов"/прочих неугодных

  Развернуть 1 комментарий

@akanastas,

если ее используют для поимки карманников, это другое

потому что есть люди разных сортов и нарушать прайваси плохих людей - хорошо

а как хорошо заметил @foobar - списки плохих будут только расширяться.
У государств и так есть монополия на насилие, давать им дополнительные возможности - для меня аморально.

  Развернуть 1 комментарий

@akanastas, даже если говорить про людей в розыске по тяжелым статьям, а не карманников, я уверен что их настолько мало, что совершенно не рационально ставить под грядущую угрозу всех остальных людей.

  Развернуть 1 комментарий

@akanastas, я бы добавил еще аргумент, что если в одной из стран многие ученые/инженеры принципиально не будут работать на военщину (в сфере разработок), то с большой вероятностью в другой-то свои ученые продолжат.

А на примере ядерного оружия - его должны иметь как минимум больше одной страны, желательно, не союзники, чтобы был паритет.

Иначе тот, у кого появится ядерка 2.0 (какое-то новое супероружие, блокирующее все прочее) сможет просто ультимативно всем диктовать свою волю, что есть весьма нездоровая ситуация.

  Развернуть 1 комментарий

Детский труд
Наркотики
Рабство
Азартные игры
Компании, которые дискриминируют по гендеру, возрасту, национальности

  Развернуть 1 комментарий

Я бы разделил список, на нет, потому что зашквар и на нет, потому что не нравится/не понравилось. Итак, зашкварный список:

  • ВПК, оборонка, спецслужбы. Не хочу иметь ничего общего с разработкой вещей, основная задача которых убийство, шпионаж итп. Серую мораль про "много классных вещей пришли из оборонки" не приемлю, т.к. таким образом можно много мерзких вещей объяснить и скатиться в риторику сакральной жертвы во благо светлого будущего. Уверен, что интернет, мобильная связь, микроволновка итп появились бы рано или поздно и без участия вояк.
  • Транскорпорации, неважно какой страны. На мой взгляд мало чем отличается от ВПК. Думаю все слышали цитату из Капитала про 300% прибыли, так вот, я с ней полностью согласен.
  • Любые СМИ. Независимых СМИ нет, все они продвигают точку зрения того, кто им платит.
  • Средства интернет (и не только) цензуры. Любая цензура и отмена чего-либо - это складывание проблем в дальний ящик.
  • Даркнет, торговля наркотиками, оружием, органами, людьми. Не думаю, что нужно что-то объяснять.
  • Табачное лобби. Не курю и никому не советую.

На самом деле список можно продолжать довольно долго, а это первое что пришло в голову. Теперь список того, что просто не нравится в силу предыдущего опыта или просто "потому что потому":

  • Банки. Один раз работал, не понравилось, сложно представляю себя в банковской сфере. Очень раздрожжала медлительность процессов, постоянное хождение на поклон к безопасникам.
  • Казино, криптокурятники, гэмблинг. Я не настолько люблю деньги, чтобы преуспеть в этой сфере. В целом ничего против не имею, т.к. насильно туда никого не тянут. Работал в ФИАТ финансовом брокере, было одно из самых крутых мест где я работал.
  • Любые госструктуры и госкорпорации. Не представляю что там может быть интересного. Допускаю, что возможно я не прав и там есть что-то, но проверять не хочу.
  • Религия, реклама, любое агитирование за что-то. Не люблю когда меня агитируют, сам тоже не хочу.
  • Коучинг, онлайн-курсы, инфо-цыганство. Не люблю говорить людям как им нужно жить, что-то делать итп. Все мы разные и универсальных рецептов нет.
  Развернуть 1 комментарий

Итак, зашкварный список... Транскорпорации, неважно какой страны

@validolio, по этому критерию, работать в Гугле, Микрософте, Циске, Аэробусе, на любой крупный нефтегаз (Shell, Imperial Oil, etc.) это "ни-ни".
Если бы их не было (как класса), то мы бы все сейчас сидели не у Вастрика, а с керосинками 😆

  Развернуть 1 комментарий

@AlexP8, ну как сказать, проверить то мы это никак не можем. Все вышеперечисленные бизнесы начинались как маленькие компании, просто потом в погоне за сверхприбылями превратились в транскорпорации и всяческие лобби. Если посмотреть на патентных троллей типа эппл и майкрософт, ну неужели это имеет хоть какое-то отношение к прогрессу? Тут ведь каждый сам решает, кому где работать. Я лично в таких компаниях работать не хочу, но и осуждать того кто работает не собираюсь (ну разве что даркнет).

  Развернуть 1 комментарий

@validolio, ну если бы это было во втором списке - "просто не нравится в силу предыдущего опыта или просто "потому что потому" -, то и вопроса бы не было.
А ставить абсолютно все транскорпорации наравне с военкой, средствами цензуры, даркнетом, торговлей наркотиками, оружием и пр, ну как-то так себе сравнение.

  Развернуть 1 комментарий

@AlexP8, ну хз, как по мне так нормальное сравнение. Условно не вижу особой разницы между BP, Shell, Lockheed Martin, Газпромом и прочими в их нынешнем виде.

  Развернуть 1 комментарий

@validolio,

Любые госструктуры и госкорпорации. Не представляю что там может быть интересного

Самолеты, например, делать. Или АЭС. И т.п. Да кажется много есть интересных, амбициозных и полезных для общества задач.

  Развернуть 1 комментарий

@serjdud, ну я же написал, что допускаю, что там есть интересные задачи и бесспорно есть полезные. Просто процесс работы на государство с кучей бюрократии, согласований итп это не мое, работал в банке, меня хватило на 8 месяцев.

  Развернуть 1 комментарий

К совсем принципиальному нет относится разве что всякий откровенный зашквар типа детского порно, терроризма, рабства, нелегальной продажи органов и т.д.

Но воздержалась бы от участия при наличии хоть какого-то нормального варианта и готова пожертвовать частью зарплаты и степени интересности задач (по мере убывания неприятия):

  • Антинаучная и неработающая фигня: гомеопатия, бады, память воды...
  • Финансовые пирамиды и очевидные лохотроны
  • Любая работа на российское министерство нападения, роскомнадзор, госорганы или провластные сми
  • Любая цензура в любой стране
  • Инфоцыганство, коучинг
  • Серые или мутные схемы
  • Казино
  • Стартапы, чьи планы на ближайшие годы немного смахивают на мыльный пузырь или лохотрон

Не думаю, что готова была бы поставить интересные рабочие задачи, хорошую команду или заметную часть денег на условную нелюбовь к условным Фейсбуку или блокчейну. Это просто минусы при выборе, когда он есть.

  Развернуть 1 комментарий

Если честно, для меня выглядит все ситуативно и скорее будут руководствоваться своим моральным компасом при выборе. Всякие казино вроде не рассматриваю, но в какой-нибудь условный покерстарс например пойти - почему бы и нет.

А из того, куда мне точно не хочется, это яндекс, мейлру, геймдев.

  Развернуть 1 комментарий

У меня есть такой списочек, но я стараюсь делать так, чтобы никто не знал, какие именно компании в нем находятся. За исключением российской военки и околовоенки - эти сразу идут куда подальше.

А в остальных периодически прохожу собесы чисто ради лулзов и прокачки навыков. Иногда становится интересно, кто менее адекватен - я, просто читающий Лавкрафта и Баркера, или их рекрутеры с ебанутыми требованиями и неуместными вопросами?

  Развернуть 1 комментарий
  • Наживающиеся на человеческих слабостях и зависимостях (алко, табак, гемблинг)
  • Российская госуха (ВК, Мейл)
  • Силовики, военка (вне зависимости от страны)
  • Откровенное надувательство типа фин. пирамид
  Развернуть 1 комментарий
Павел Михаловский Ведущий программист 9 мая 2020

Я разделю такие компании на 2 категории:

Те в которых я не буду работать ни в коем случае

  • Наркобизнес
  • Онлайн-казино
  • Финансовые пирамиды и прочее мошенничество
  • Религиозные организации
  • Желтая пресса

Те в которые я пойду только за большие деньги или в случае, если будет больше некуда идти

  • Букмекерские конторы (честные, а не то, что рекламируют некоторые блоггеры)
  • Алкогольные и табачные компании
  • Политические организации (при условии, что взгляды будут совпадать)
  Развернуть 1 комментарий

если взгляды с полит организациями совпадают, можно и бесплатно им помочь, нет?

  Развернуть 1 комментарий

@ganqqwerty, в принципе да, но спрашивали про работу, если будет вакансия программиста в управлении партии ... , то можно и пойти, если ты поддерживаешь взгляды партии

  Развернуть 1 комментарий
Dmitry Vozzhaev Протоукладчик 9 мая 2020

Не могу сказать, что у меня прям есть жесткие внутренние моральные рамки, но я поработал в Касперском и имидж компании на себе весьма ощутил. Каждый, примерно, третий сразу начинает спрашивать про КГБ и слежку за пользователями. Ещё популярный вопрос, пишут ли там вирусы.

Так что, я не стал бы связываться с компаниями занимающимися чем-то откровенно незаконным, и с компаниями с херовым имиджем. То есть, примерно со всеми российскими компаниями.

  Развернуть 1 комментарий

и как, пишут? :)

  Развернуть 1 комментарий

Если исключить мои тараканы про корпоративщину вообще, то однажды меня пригласили в гэмблинг за очень неплохие деньги, и я не пошел. Не жалею до сих пор.

  Развернуть 1 комментарий

Алсо, не пойду работать в банк никогда, но это больше к корпоративным тараканам.

  Развернуть 1 комментарий
Sergey Katkov Бизнес у меня. Софт для контакт-центров 11 мая 2020

Пару раз ко мне приходили на собеседования люди из коллекторских контор. Не брал. Не то что побрезговал, просто оказывались слишком инфантильными, я таких не беру. Они, кстати, жаловались что никто не берёт, приходится скрывать часть резюме

  Развернуть 1 комментарий

Сейчас ищу работу и разве что сразу отмел вакансию работы на сбербанк. Что насчет гемблинга, то всегда был уверен, что зашквар и ни-ни, но когда вариантов осталось совсем немного, то уже начал раздумывать о сделке с совестью. Хорошо, что не взяли!

Из упоминаемого в топике думаю на военку и слежение бы вряд ли пошел работать. Государство - хз, хочется верить, что там могут быть и благие цели у каких-то маленьких веточек, но пока такого не предлагали :)

  Развернуть 1 комментарий

GAFAM

  Развернуть 1 комментарий

Гыгы. Три года уже делают блокчейн проекты и прочее DLT (но без ICO) на разные рынки.

Из точно нет:

  • в штат госКомпании (работал в ДомРф, мне хватило. про проекты ничего не имею против)
  • в большую геймстудию (поработал мне хватило, плюс куча отзывов о Ubisoft и тд)
  • в гемблинг-дейтинг (просто считаю не этичным)
  • в штат аутсорс галеры (на какой-то конкретный проект еще рассмотрю, но 3 года мне там хватило)
  • любой проект связанный с перекладыванием файлов-папочек-трекигом людей (не считаю что еще один документооборот имеет право на жизнь)
  • лохотроны и откровенные ICO
  • а штат к банкам, финучереждениям
  Развернуть 1 комментарий
Дмитрий Фирсов Специалист группы мониторинга сервисов 17 мая 2020

Не хотел бы работать в чем-либо, где возможно вляпаться в допуск к гостайне (невыездной статус - оно такое, и даже не про трактор речь, а тупо про возможный отпуск).
Еще не хотелось бы работать в сфере всякой нелегальщины (наркота и иже с ней)
Так же в блоклисте - всё, что связано с религиями или финансовыми пирамидами в различной форме.
Некоторый моральный шпагат я бы себе позволил, если специфика работы в отдельных конторах была бы хотя бы потенциально направлена на улучшение уровня жизни, пусть и ценой возможной репутационной проституции, можно это так назвать, наверно.

  Развернуть 1 комментарий
  • порно
  • мясомолочная промышленность
  • онлайн-казино
  • любые медиа, точку зрения которых я не разделяю
  • госструктуры
  • армия
  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Stefan Skliarov Разговариваю с бизнесом и пишу код 26 февраля 2021

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

Сколько всего оказывается бывает зашкварного! Много о чём, если честно, просто не задумывалась, потому что за пределами моего пузыря. А в пределах - примерно всё, что торгует пользовательскими данными и вообще рассматривает людей как кормовую базу или лабораторных крыс для оттачивания алгоритмов, то есть половина FAANG-а и всякие прочие бизнесы, связанные, например, с контекстной рекламой, некоторые соцсети и что там ещё.

  Развернуть 1 комментарий

@evgenia_kochkina, а кто из faang не использует собранные данные для монетизации?

  Развернуть 1 комментарий

@GrigoriiSerebriakov, скажем так, не у всех из них бизнес от этого в равной степени зависит. Где-то недавно попадалось, что у Meta примерно вся выручка из рекламы, у Гугла - больше половины, а у Амазона, Apple или Microsoft эта пропорция намного меньше.

  Развернуть 1 комментарий

@evgenia_kochkina, ну да, так и есть. Я тебя понял. С моей точки зрения все они +- похожи в смысле методов, а во многих комментариях фаанги по какому-то принципу разделяют)

  Развернуть 1 комментарий

@GrigoriiSerebriakov, да, многие методы похожи, но всё же для меня лично было бы гораздо менее "аморально" работать на Микрософт или Эппл, чем на Мету или Гугл именно по этой конкретной причине. И это абсолютно ок, если другие люди видят ситуацию иначе.

  Развернуть 1 комментарий

@evgenia_kochkina, да, конечно, я просто хотел логику этого разбиения понять, я ж вообще не особо в курсе особенностей бигтеха

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб