Как вы боритесь с клиповым мышлением?

 Публичный пост

Расскажите о своей борьбе с этим разрушителем продуктивности😉

Я пробовал:
• Заставлять себя регулярно читать сложные логриды от начала до конца не отвлекаясь — боль, страдания и почти полное не усвоение информации
• Разбивать лонгриды на части и читать с некоторой периодичностью — результат был, но незначительный
• Слушать аудиокниги — Это не было сознательным шагом в борьбе с клиповым мышлением, но стало классным орудием. Если на старте мне было сложновато и полчаса прослушать, то спустя ~месяц могу без проблем слушать часами. С чтением это тоже помогло, лонгриды тысяч на 50+ знаков даются без напряга

Если у кого-то будут аргументы почему бороться с ним не нужно — тоже будет интересно🙃

UPD: был уверен что феномен клипового мышления известен почти всем. Оказалось нет. Вот статья описывающая, в общих чертах, что с нами происходит.

55 комментариев 👇
Михаил Гусаров Инженегр-погромист 19 ноября 2020

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

Пару лет назад задался этой проблемой, поискал несколько книг и на второй угадал прям в точку: "Пустышка" Николас Карр.

В ней автор детально разбирает и вопрос клиповости мышления, и как менялось мышление человека с тем, как менялись способы обмена информацией и инструменты письма. И вот когда ты прочитал, как появилось то, что воспринимается как антипод "клиповости" мышления, становится в целом понятно, как нужно подходить к борьбе с ней, если этого хочется.

У меня общая идея вышла такой: чтобы избегать усиления клиповости мышления, нужно стараться по возможности потреблять контент, который был создан не для клипового мышления и во времена, когда с концентрацией у людей дела обстояли намного лучше.

В книге красной нитью, как мне кажется, идет следующая мысль - есть два вида деятельности. Первый, который требуют от тебя самостоятельно фокусировать и организовывать свое внимание (то же чтение, например) и прилагать для этого усилия, таким образом качая умозрительную "мышцу" внимания.

А второй вид - это те виды деятельности, где кто-то другой за тебя подумал о том, как твое внимание организовать. Это и видеоигры, и социальные сети, и фильмы, и ютуб (у Вастрика, кажется, есть где-то пост про то, как ютуберы работают с удержанием внимания), и сериалы, и прочее такое. В общем, все виды деятельности, в создании и организации которых есть отдельные люди, которые отвечают за то, чтобы провести тебя через эту деятельность так, чтобы тебе не стало скучно-грустно-тяжело. В такие моменты твоя мышца внимания не работает, и если ты отдаешь много времени таким видам деятельности, то способность к концентрации начнет деградировать.

Я для себя выделил примерно такой список:

  1. Нужно больше читать, причем именно книг, причем избегать (потому что разжевывают и 90% ориентирована как раз на людей с уже современными проблемами с вниманием) и дешевой популярной художки. Посты в интернетиках не подойдут. Разве что лонгриды Вастрика, разумеется. :)
  2. Фильмы тоже лучше смотреть те, которые сняты до времен твиттера и инстаграма с мессенджерами и приставки в каждом доме. У меня психологический порог получился в районе 2010-2013 года - тогда еще снимали кино не для тех, кто родился с телефоном в руке. Плюс, СЖВ и фем-повесточки тогда еще не набрали обороты, и создатели могли больше концентрироваться на сюжете, а не на репрезентативности транс-фем-лесбо-никарагуанцев.
  3. Видеоигры в основном - зло. Особенно современные, которые ориентированны на управление твоим вниманием, затягиванием тебя в игру, манипуляциями с дофаминовым вознаграждением и прочее такое.
  4. Вся эта тема со слезанием с дофаминовой иглы, а также все то, что пишется про соцсети и манипуляции с их стороны для того, чтобы побольше тебя удержать - это подспорье в борьбе за свое внимание. Соцсети тоже скорее зло, чем благо, потому что наносят тот самый побочный ущерб по твоим привычкам управлять вниманием. Не говоря уж о том, что большинство людей переоценивает выгоду, которую оно якобы от соцсетей извлекает. На эту тему опять же много и написано, и проведено исследований, и сказано всеми, от политиков до самих блоггеров.
  5. Чаты - туда же. По возможности я стараюсь писать одно сообщение целиком, пусть даже это 2 абзаца, а не 20-30 полу-предложений по одной фразе из 2-3 слов за сообщение, как пишут некоторые. 
И вообще, для борьбы с клиповостью мышления полезно не только читать, но и писать. Причем много. Можно вести дневник, можно вести блог, можно писать письма, если есть, кому и куда. В том числе и от руки. Для того, чтобы формулировать мысль четко и внятно, соблюсти последовательность аргументов и логическую цепочку, нужно напрягать внимание, чтобы удерживать всю формулируемую конструкцию в голове. А это как раз и нужно для борьбы с клиповостью мышления. Плюс, к тому же, у тебя будет возможность спустя какое-то время оценить прогресс в том, как ты формулировал мысли. Ну и для рефлекции вроде как полезно.
6) Вся тема про борьбу с переключениями внимания, фокусировкой, прочие книги про концентрацию - тоже благо. Там много написано и про борьбу с отвлечениями, переключениями и прочим. Еще есть книги Дорофеева - там тоже немного сказано про разные мыслительные (кажется, что слово «когнитивный» окочательно зашкварено научпоп-фанатами) механизмы, приводящие к утечкам внимания и проблемам с концентрацией.
  6. Ну и важно не ждать, что прогресс будет виден сразу. К проблемам с вниманием ты, скорее всего, шел несколько лет, поэтому результата за первый месяц быть не может.

По поводу аргументов, почему бороться с ним не нужно - опять же, после прочтения той же книги станет чуть понятней. В общем-то, «клиповость» мышления и проблемы с концентрацией во многом действительно похожи на врожденные. Кажется, что большую часть нашей способности концентрироваться и крутить в голове сложные абстрактные конструкции мы приобрели благодаря чтению и тому фейерверку, который происходит в голове в это время.

То есть это как бы гипертренированность внимания. И под эту гипертренированность внимания несколько столетий формировалась культура - попробуй почитать Ницше, Канта или Шопенгауэра, и ты, наверное, поймешь, о чем я. После постиков в интернете кажется, что читать это невозможно. Кстати, в книге есть небольшой рассказ о том, как изобретение печатных машинок повлияло на язык, которым люди формулируют мысли - это интересный инсайт.

В общем, если ты не человек напряженно-интеллектуального труда, то тебе клиповость мышления может и не казаться проблемой. Да, у сантехника Васяна сложности с концентрацией внимания и удерживанием сложных абстрактных конструкций в голове, но оно ему и не надо. Также, как может быть не надо большому количеству людей нашего поколения, работающих на современных работах - баристе, сммщику и копирайтеру вся эта тренированность внимания по большому счету никуда не уперлась в том объеме, в котором она нужна инженеру-конструктору, архитектору и уж тем более хирургу.

Примерно также, как тренированное тело, умеющее пробегать марафоны, выполнять разряды МСМК по тяжелой атлетике не нужно таксисту или кассиру. Да, у них будут проблемы с вниманием небольшие, они будут что-то забывать, и какие-то негативные эффекты от этого все же ощутят. Но вряд ли ты их убедишь, что им надо срочно читать условного Шопенгауэра в свободное время и перемножать трехзначные числа в уме и отказаться от любимых сериальчиков, чтобы просто чуть меньше забывать.

  Развернуть 1 комментарий

@pandapanda25, спасибо, интересная точка зрения!

Но если читать буквально, получается, что клиповость мышления была всегда?..

Просто сейчас она проявляется как у Васи, сантехника в 5м поколении, так и у Вани, представителя эээ-творческой профессии. Только Ваня комплексует (и может поговорить об этом со своим психологом), а Вася - нет.

А "неклиповость" всегда была уделом "избранных".

Но тогда зачем такая явная линия временного водораздела?

Может, в фильмах 2015-2020 гг тоже достаточно шедевров, просто лет через 5-10 будет чуть более явно проступать, каких.

(Меня немного царапает мысль, что "клиповое мышление" может быть частью общей тенденции к упрощению и вечных наездов "отцов на детей", когда родители охают: "Дурачки вы сейчас, вот в наше время...")

  Развернуть 1 комментарий

@kt4ka, я думаю, та "клиповость", которую имеет ввиду автор поста и те, на кого он ссылается, а та "антиклиповость", про которую говорю я - это скорее противоположные стороны одной и той же сущности. Ну, примерно как "3 степень ожирения и 6 кг пиццы в день" и "Мистер Олимпия и по 6 часов в зале 7 дней в неделю" - это противоположные стороны одной и той же концепции под названием "физическая форма".

А норма и там и там - где-то посередине. Но в целом я скорее согласен с тем, что современный человек обладает более "клиповым" мышлением, чем люди, жившие несколько поколений до нас.

Мне кажется, аналогия с ожирением тут будет уместна - очевидно, ожирение существовало всегда, потому что механизмы, к нему приводящие, были всегда, и даже в самые голодные средневековые годы можно было найти людей с ожирением где-то. Но эпидемию ожирения датируют все же примерно с 50-60 годов в США, и связывают в основном с автомобилизацией, изменением пищевых привычек и сидячим образом жизни. То есть, изменился мир и изменились привычки человека.

При этом меняются предпочтения человека- как в случае с пищевыми привычками люди, которые начали употреблять много жира, сахара, быстрых углеводов считают, что "обычная" пища не имеет вкуса (то есть, не стимулирует их нервную систему), так и в случае привычки к играм-сериалам-соцсетям человеку обычное чтение книги или общение с человеком покажется чем-то невменяемо скучным. Поэтому люди даже при личной встрече сидят в смартфонах - стимулов от общения с живым человеком уже недостаточно, и нужно добирать их из телефона.

И как в случае с ожирением довольно быстро появились люди, которые стали предлагать концепцию бодипозитива и отрицание ожирения в принципе и его вреда для здоровья - как частность, так, я уверен, вскоре появятся люди, которые будут утверждать, что клиповость мышления - это норма, и вообще утверждения, что каждый человек должен читать книги и уметь в концентрацию - это социальные перегибы, общество навязывает и так далее.

Вообще, если интересна эта тема, я бы советовал прочитать книгу "Голодный мозг", автор - Стефан Дж. Гийанэй. Там автор опять же описывал вопросы ожирения в рамках изменения пищевых привычек людей на протяжении длительного времени, приводил примеры различных очень интересных и не особо популярных экспериментов, в том числе наблюдение за пищевыми привычками племен аборигенов, но в конечном итоге еще и очень детально описал то, как еда влияет именно на ту самую систему вознаграждения человека, которая стала так популярна в последнее время.

И вот после этой книги мне стало казаться, что клиповость мышления и ожирение - это просто проявления одной и той же проблемы, спроецированной на разные сферы жизни.

А "явная линия временного водораздела" - она не такая явная, она скорее эмперическая. Можно и после 2010 года найти хорошие фильмы, которые снимают "по-старому", а можно и до 2010 найти разнообразный треш. У меня это скорее просто подобранный опытным путем порог лично для меня. То, что он примерно перекликается со временем, когда стали популярными смартфоны (за 3 года как раз айфон набрал популярность, твиттер и соцсети (в 2007 ВК казался чем-то странным, а в 2010 попробуй найди студента, у которого его нет), лично меня немного убеждает в том, что дата водораздела выбрана +/- верно. Она связана не с возрастом тех или иных людей, а с тем, что стали популярны те или иные вещи.

Но я думаю, обоснованность этой линии правильнее скорее комментировать человеку, который профессионально занимается кинематографом, имеет достаточно серьезное образование и может выделить приемы "старой школы" и приемы "новой школы", если они есть. Либо вообще сказать, что это все фигня и как раньше снимали, так и снимают. А я только могу сказать, что на мой вкус - эта линия есть)

  Развернуть 1 комментарий

@pandapanda25, что касается фильмов, это реально заметно на еще более ранних фильмах. Вот, к примеру, "17 мгновений весны" ОЧЕНЬ отличается от современных клиповых.

  Развернуть 1 комментарий

@mfnugW4sBjeGVEIX, не смотрел 17 мгновений, но да, кажется, что отличается сильно. Когда начинаешь смотреть старые фильмы 70-90х сразу бросатеся в глаза то, как раньше затягивали вступление - сначала титры и представление "Х в роли Y", и так далее. Сейчас так никто не делает.

Та же история про "Бегущий по лезвию" современный и старый. Я всем говорил "посмотрите старый сначала", и многие жаловались на то, что он адский затянутый. Но и новый ругали за затянутость, но там Вильнев специально делал визуальные реверансы в сторону "старой школы", мне кажется. Но современному зумеру 20 секундный план какой-то пустыни уже кажется слишком нудным. Нужен экшон в каждой сцене!

  Развернуть 1 комментарий

Никак. Я эксплуатирую это и стараюсь обернуть себе на пользу. Воспринимаю это как усиленный фильтр реальности на годность. Если я что-то не делаю, то это сигнал о том, что я на самом деле не считаю это достойным занятием. Потому что то, что считаю, не нуждается ни в какой доп. мотивации и техниках.

Если же надо примирить «хочу заниматься вот этим» и «но мне надо этим» — это совсем другой вопрос. Если «клиповое мышление» перестает быть проблемой при наличии денег и/или (выбора / возможностей), то оно и не проблема вовсе — это проблема денег / возможностей.

Если ты скроллишь ленту бесконечно, то это тоже своего рода норма. Я так несколько лет скроллил, пока внезапно не доскроллился до того, что меня очень увлекло и не отпускает до сих пор. С тех пор ленты не скроллю вообще (почти). Увлекло — это когда даже если трудно, то трудно в кайф.

  Развернуть 1 комментарий

@kraiz, офигенный подход👍

  Развернуть 1 комментарий

@kraiz, а что так увлекло, что не отпускает теперь?)

  Развернуть 1 комментарий

@zzappa, если коротко — делать то, во что я верю. О чём можно без сомнений сказать — это важно, это ценно, это нужно. Иногда даже если это нужно только тебе одному.

И не важно сколько оно там приносит денег и приносит ли вообще. Не знаю чувства лучше, чем чувство динамики и прогресса в том, что ты считаешь важным.

  Развернуть 1 комментарий

Хм, я бы лучше сформулировал вопрос иначе -- "как прокачать концентрацию внимания". Надеюсь, я правильно понял проблему? Универсального ответа у меня нет, но я в течение последних лет периодически пытался понять что мешает конкретно мне концентрироваться, и для меня это

  1. листание лент в поисках новой информации, периодический ритуал посещения конкретных сайтов. Подсознание приучается открывать эти ресурсы, ты задумываешься на чем-то полезным и потом находишь себя читающим хабр, пикабу, вас3к и т. п. :D
  2. как следствие, появление тревожности, когда уже сознательно чувствуешь себя некомфортно не проделав ритуал из п. 1 при наличии доступа к интернету под рукой. Вероятно поэтому для вас сработали аудиокниги.

Мозг учится отличать важное от неважного, но делает это нерационально. По факту, вы хотите чему-то научиться, но зацикливаетесь на бестолковом обдумывании того, нужно ли тратить время и силы на это или нет. Не поискать ли еще информации в интернете?

Что работает конкретно для меня

  1. заблокировать все сайты на которые убивается время. Уже через два-три дня от них отвыкаешь
  2. (радикальная мера) оффлайн в свободное от работы время. Что нужно прочитать/прослушать/просмотреть скачивается

(Самый лучший и сложный способ для меня, -- это вовлечение реальных людей в процесс. Когда вы чувствуете ответственность не только перед самим собой. Но это работает, только если вы рискуете что-нибудь потерять если отвлечетесь от цели. Т.е. люди сами по себе это не способ заставить себя, это просто хороший усилитель ответственности.)

  Развернуть 1 комментарий

@62h7PD0XmD9S42bK, вопрос общей концентрации важен, и действительно стоит у истоков клипового мышления, но вопрос всё-же конкретно о том, что-бы не мозг страдал от лонгридов в эпуху когда твитор это уже длинновато😉

  Развернуть 1 комментарий

@Jackio, изучение - это всегда больновато
Читать лонгрид - тяжело, это не твиттер не только потому что лонгрид длинный, а твиттер короткий, а потому что надо сидеть и вычитывать: что имел ввиду автор, че вообще в этой статье пишется. Как начать следить за мыслью более длинной, чем 200символов, в этом вопрос? - ну, для начала, научиться следить за мыслью в 250 символов. Если что-то отвлекает, то я вон повыше предложил, что делать с отвлечениями, а как заставить мозг кайфовать от лонгридов, ну, моё мнение, надо сделать так, чтобы лонгриды перестали считаться мозгом как лонг.

  Развернуть 1 комментарий

понятно, я пытаюсь обобщать и забываю упомянуть, что может просто лонгриды говно? Я уже давно не начинаю даже книгу без проверки её на рейтинг и отзывы. Не всегда проблема в себе.

  Развернуть 1 комментарий

Обычно под клиповым мышлением подразумевают, что это не просто естественная штука, а приобритенный косяк сознания — в наше время есть слишком много короткой информации и способность воспринимать лонгриды постепенно как-бы 'отрафируется'.
Но в целом мысль очень правильная

  Развернуть 1 комментарий

@Jackio, прости, я все равно не понимаю. Что ты делаешь с атрофированной мышцей?

  Развернуть 1 комментарий

Это тоже) считаю очень важным навыком бросать плохую книгу, статью, etc.

  Развернуть 1 комментарий

Ты прав, да.
Я, пожалуй, усложняю и захотел найти менее 'травмирующий' опыт))) Наподобие того, что у меня получилось с аудиокнигами.

  Развернуть 1 комментарий

Огонь!
Клипового мышления не существует
И вы сможете дочитать этот текст.
https://thescope.substack.com/p/cancel-clip-culture

  Развернуть 1 комментарий

Интересно, спасибо.
Не раскрыт главный, для меня, аргумент что некоторые люди, в том числе я, чувствуют развитие этого явления в себе последние ~10 лет,но в целом очень разумно.

  Развернуть 1 комментарий

@Jackio, кажется, это диагностирование по википедии. Можно почитать статьи об отклонениях и найти у себя симптомы всех описанных болезней)

Стоит почитать про Эффект Барнума. Скорее всего это оно.

  Развернуть 1 комментарий

Фенотропил! Точнее, сейчас, Нанотропил. Закинул две таблы, и концентрация такая, что не оторвёшь. Лонгриды, длинные видео, мануалы, километры кода — без разницы.

Вива ля фарма!

  Развернуть 1 комментарий

@yaroslav_miroshnikov, не буду говорит, что все ноотропы не работают.
Но на мне они не работают, пробовал разные легальные аптечные варианты и не замечал никакого эффекта.

  Развернуть 1 комментарий

ну вот и именно фен на меня действует первые два дня, а потом уже скорее как плацебо

  Развернуть 1 комментарий

@GrigoryKlinov, аккуратнее, можно подумать не о том фене😉

Хотя, к слову, он как раз панацея для концентрации. В некоторых странах его производные прописывают от СДВГ и, пока, более действенного средства не придумали.

  Развернуть 1 комментарий

))

  Развернуть 1 комментарий

@yaroslav_miroshnikov, Нанотропил в разы круче старичка пирацетама

  Развернуть 1 комментарий

@volfram, о-да! Но всё равно «не торт». Что-то было в старом фенотропиле, что делало его реально ТОПом. Недотягивают аналоги, к сожалению, недотягивают.

  Развернуть 1 комментарий

А побочка есть? Если да, то какая?

  Развернуть 1 комментарий

Согласен, на вопрос, который поставил @stansv , ответить полегче. Лично мне долго концентрироваться помогает долгая концентрация, извини)

  1. принять, что ты не можешь делать 2 дела одновременно
  2. если хочешь всерьез что-то узнать, пятиминутного видосика будет недостаточно
  3. не получается концентрироваться - продолжать тренироваться концентрироваться: если отвлекаешься на телефон-почту-ленту-что угодно, просто начинай это замечать и отключать-закрывать-ставить на мьют. Ничто так не помогало мне за последние 2 недели, как установка режима "не беспокоить" насовсем, и закрытая телега на компе. Сидишь за компом, у тебя есть задача, и ты никому не нужен вообще совсем, удобно
  Развернуть 1 комментарий

Мне свойственна гиперконцентрация внимания, бывает реже чем хотелось-бы, но бывает, и концентрация на теме не всегда помогает 'проглотить' лонгрид на эту тему

  Развернуть 1 комментарий

@Jackio, расскажи, что такое гиперконцентрация внимания?

  Развернуть 1 комментарий

Более правильное название — гиперфиксация.
В крайних проявлениях, когда с этим идут к психотерапевту — когда тебе физически не комфортно если ты не занимаешься тем на чем зафиксировался мозг.
В обычном варианте ты концентрируешься на чём-то чуть сильнее чем при обычном интересе.

  Развернуть 1 комментарий

Что такое "клиповое мышление"?

Если речь о том, что вы не можете сконцентрироваться на задаче и постоянно отвлекаетесь, то эта одна проблема и тут есть свои методы решения.

Если о том, что вы не можете фокусироваться на любой информации, читаете текст через строчку, кликаете на все ссылки подряд и т.д., то это уже другое.
Может быть, как расстройством психики, так и просто формой прокрастинации.

Что в первом, что во втором случае, дело может быть просто в том, что вам не нужна эта статья(лонгрид) или вы просто не хотите делать эту задачу или она вам не интересна.

Прокрастинация, лень и т.п. это очень абстрактные понятия и, как правило, признаки других проблем и стоит искать их, а не лечить симптомы.

Я тоже заметил за собой, что всё чаще читаю текст по диагонали или сразу перехожу к выводу, но чаще я делаю это потому, что не вижу смысла читать весь текст целиком.

У меня есть другая проблема, я постоянно путаю и пропускаю буквы в словах при печати, в чём может быть дело ?

  Развернуть 1 комментарий

@filinsrg, (отвечая про печать) печать это ведь механический навык, не какая-то лично ваша проблема? Это решается тренировками (иногда, редко, сменой клавиатуры). Можете десятипальцевый метод выучить, если захотите. Печатайте медленнее, в конце концов.

  Развернуть 1 комментарий

Прикрепил статью рассказывающую о клиповом мышлении.

Если при письме есть такая-же проблема как при печати, то это может быть лёгкой дислексией/дисграфией, если нет, то скорее всего какая-то индивидуальная штука которую, с высокой вероятностью, можно побороть практикой.

  Развернуть 1 комментарий
Anna Программист 19 ноября 2020

Я конечно же по-клиповому пробежалась по статье и у меня сложилось впечатление восхваления читающих книжки дидов. Всех таких из себя рациональных и последовательных.

Мое мнение вот какое. Та самая клиповость, то есть соскальзывание со сложных лонгридов - давно существующая проблема. Любая достаточно сложная статья имеет высокое когнитивное сопротивление. Это и приводит к скатыванию в твиттер. Не то чтобы ее можно решить. Диды вместо твиттера смотрели в окно, слушали радио и занимались другой ерундой.

Те же лонгриды, которые сопротивления не оказывают, без проблем могут быть освоены "клиповым" поколением с легкостью. Всякая художественная литература, которая читается на одном дыхании - оно самое.

  Развернуть 1 комментарий

@Doredel, дело в том, что при листании ленты и смотрении в окно работают разные системы мозга. Подробнее вот тут https://zen.yandex.ru/media/knigikratko/fundamentalnoe-otkrytie-o-rabote-mozga-kotoroe-v-korne-izmenit-nashe-myshlenie-i-nashu-jizn-5e43e038d3f8624cf90db788. @Jackio, возможно найдете полезное в статье. Лонгрид, да :)
Не пугайтесь. что ссылка на Дзен, в целом написано все верно. Если заинтересуетесь - найдете больше информации. Но на утьюбе есть короткие ролики Курпатова, они воспринимаются легче.

Кратко, суть в том, что когда листаем ленту - работает система отвечающая за потребление информации. Но именно только за потребление, т.к. системы не работают параллельно. И система обдумывания включается примерну через 21 минуту после прекращения потребления. Таким образом, постоянно потребляя инфу и не обдумывая мы ее фактически сливаем в унитаз. И не думаем вообще. А думалка при этом атрофируется. Термин "цифровой дебилизм" - это далеко не обзывательство уже. Если не ошибаюсь, то ли ВОЗ то ли какая-то другая ассоциация этот термин ввела уже официально. В роликах Курпатова про это есть.

Я когда на эту инфу наткнулся - меня торкнуло сильно. Стал наблюдать за собой. Реально, умные мысли в голову приходят когда минут 20 либо занимаешься какой-то оффлайновой рутиной, либо идешь по улице, либо ешь, либо тупишь. В общем, делаешь что-то, что не требует потребления инфы.

Начал с этим бороться, т.к. у меня по сути проблема как и у @Jackio. Пока с переменным успехом. Когда в "загоне" или уставший - листание лент и читание всякой хрени (которая не кажется хренью в этот момент) возвращается и контролировать этот сложно, силы воли не хватает. Когда более-менее норм, убираю нафиг телефон, блокирую все мусорные сайты свои и ЗАСТАВЛЯЮ себя не потреблять инфу. Через какое-то время начинают хотя бы тупо вспоминаться дела, которые надо сделать :) Сами в голову лезут. А до этого, полистав ленту, сидел над списком дел, тупил: "да вроде бы и не надо ничего" :) Ну и мысли по делу тоже начинают приходить. Часто, когда посередине сложной или трудоемкой задачи понимаю что туплю, просто заставляю себя выйти из дома и прошвырнуться пешком минут 30. Это тоже помогает.
Ну и купил себе пару толстых книжек. Выбрал пока для чтения Нассима Талеба. Несколько дней назад его "Антихрупокость" так зацепила, что страниц 30 прочитал не заметив. Тот еще лонгрид получился :)

  Развернуть 1 комментарий

@AntonGolovanov, это не лонгрид, там минут на 5 чтения. И я прочитала, не отвлекаясь). Несмотря на то, что там цитируется Курпатов, за которым любое утверждение досконально проверять надо. К сожалению, очень слабый источник информации, по моему мнению.

Я не исключаю того, что описанная проблема может быть у кого-нибудь. Но из всех кого я знаю только один человек на встрече достанет телефон и будет втыкать в инстаграм (и то он в последнее время так не делает). Из круга моих знакомых, конечно, нельзя составить полноценную выборку, но можно понять почему я считаю что описанной проблемы в целом не существует.

И система обдумывания включается примерну через 21 минуту после прекращения потребления

По ссылке написано, что 23. Когда будет время я, возможно, попробую проверить достоверность этого утверждения, но мне оно кажется нелепым. Есть вещи, которые я делаю быстрее, чем за 23 минуты. Если бы это работало так, как утверждает Курпатов, я бы не могла вспомнить никаких подробностей. Но я помню. Или мне нужно каждые 23 минуты переключать контекст? Я так не делаю, конечно.

Реально, умные мысли в голову приходят когда минут 20 либо занимаешься какой-то оффлайновой рутиной

А когда я иду на стековерфлоу в попытках найти причину проблемы - я потребляю контент? Или что я делаю?

Когда в "загоне" или уставший - листание лент и читание всякой хрени

Такая проблема у меня тоже есть. Но причины у нее другие. Просто есть сформированная привычка идти за легким дофамином, когда нет сил сделать что-то полезное. Привычку нужно менять. Это очень трудный процесс.

Через какое-то время начинают хотя бы тупо вспоминаться дела, которые надо сделать

А их не нужно вспоминать. Вообще пытаться удержать что-то в голове - плохая идея. Все планы и идеи нужно сразу записывать. Это разгружает мозг. Когда я освобождаюсь, я иду смотреть свои цели на день и месяц. Там всегда есть что-то, чем я не против заняться.

Выбрал пока для чтения Нассима Талеба

Ну, Талеб лучше Курпатова)

Возможно имеет смысл обратиться к терапевту или коучу. Они умеют решать такие проблемы.

  Развернуть 1 комментарий

@Doredel, про Курпатова согласен :) Хотя человек и вправду имеет образование психиатра и большой опыт работы в клинике. Ролик с ним просто дал старт, я и в других источниках покопался. Плюс у меня жена профессиональный психолог, и она это все подтвердила. Даже обиделась на меня слегка, т.к. говорит что мне и раньше об этом все говорила, но я мимом уше пропстил :)

По ссылке написано, что 23. Когда будет время я, возможно, попробую проверить достоверность этого утверждения, но мне оно кажется нелепым. Есть вещи, которые я делаю быстрее, чем за 23 минуты. Если бы это работало так, как утверждает Курпатов, я бы не могла вспомнить никаких подробностей. Но я помню. Или мне нужно каждые 23 минуты переключать контекст? Я так не делаю, конечно.

Ну, я цифру "21" назвал по памяти. И не сильно ошибся :) Про то, что вы помните, тут два моента: во-первых, мозг все-таки сложнее, чем просто "три системы", во-вторых, речь ведь идет не про "запомнить", а про "обкатать в голове и сделать выводы". Причем мозг это делает без нашего участия.

А когда я иду на стековерфлоу в попытках найти причину проблемы - я потребляю контент? Или что я делаю?

Так и тут про другое. Вы же не читаете стековерфлоу из серии "а полистаю-ка я его. ой какой мимишечный алгоритмик, ой а вот какое залипательное решение" :)) Вы именно ищите решение проблемы и мало того, потом его претворяете в жизнь. Мозг при этом не тупо потребляет, но еще и творчески перерабатывает полученное, т.к. вы найденный кусок кода/решение интегрируете в свой код.

Когда в "загоне" или уставший - листание лент и читание всякой хрени

Да, и это тоже. Борюсь с такой фигней. С переменным успехом :)

А их не нужно вспоминать. Вообще пытаться удержать что-то в голове - плохая идея. Все планы и идеи нужно сразу записывать. Это разгружает мозг. Когда я освобождаюсь, я иду смотреть свои цели на день и месяц. Там всегда есть что-то, чем я не против заняться.

Да, я знаю про ограниченные запасы мыслетоплива :) Книжка Дорофеева мне очень помогла в свое время. Фигня в том, что когда мозг и так перегружен (новый проект на работе + учеба вечерами) да еще и листание сайтов, то даже метод спуковых крючков не всегда помогает.

  Развернуть 1 комментарий

@AntonGolovanov, у меня очень предвзятое отношение к психологии как к науке. Там, где речь идет о работе мозга еще куда ни шло, но вот социальные эксперименты, которые любят приводить в научно-популярных книжках крайне далеки от истины и часто их не получается воспроизвести.

А про мозг мы еще мало знаем, чтобы сказать что-то точное, поэтому говорим что-нибудь а затем переобуваемся. По нейробиологии мне больше всего книжка Дика Свааба нравится.

Основная проблема в том, что психологи часто делают экстраординарные утверждения. А они, как мы знаем, требуют экстраординарных доказательств)

  Развернуть 1 комментарий

@Doredel, так у меня нет цели убедить вас поменять свое отношение к психологии :) Да и, в общем-то, я не о психологии говорил. Хотя, в защиту психологов (и как регулярно занимающийся с психологом и как муж психолога) могу сказать - она работает. Даже не учитывая то, что в психологии куча направлений, одни из которых подходят конкретному человеку и "работают", а другие - нет. И нахождение своего психолога и направления психологии - это тоже длительный процесс. Кроме того, в психологии, как и в любой сфере, есть и недоучки, и недобросовестные специалисты, и "шарлатаны", которые в т.ч. и пишут книги и ставят эксперименты. Я вот сейчас на проекте столкнулся с таким. Казалось бы, руководитель отдела в очень крупной корпорации, но несет такую ересь, что слушать невозможно. Но это ведь не значит, что проектная деятельность в целом и ИТ в частности - нечто сомнительное. Совсем нет.

Но вообще тема не про это. Целью моего первого сообщения был ответ автору топика и рассказ о своем личном опыте. Т.е. я в этой теории "трех систем в мозгу" для себя рациональное и, главное, работающее зерно нашел.

  Развернуть 1 комментарий

@AntonGolovanov, я не о практическом применении уже устоявшихся методик, у которых и правда доказательная база есть. Я про разные "вау" эксперименты вроде Стенфордской тюрьмы.

Но вообще тема не про это

Это я поняла, поэтому и не стала отвечать на остальную часть сообщения)
По ней нельзя продолжать дискуссию пока у меня не будет каких-то аргументов в пользу или против теории "23 минут". Пока что мне кажется что это сложное объяснение простой проблемы. А простая проблема -- прокрастинация.

  Развернуть 1 комментарий

@AntonGolovanov,

Ролик с ним просто дал старт, я и в других источниках покопался.

А можно ссылки на эти источники? Очень уж интересно. Спасибо!

  Развернуть 1 комментарий

К сожалению сейчас уже не найду - тему копал в начале года, в феврале где-то. Но гуглится достаточно легко

  Развернуть 1 комментарий
  1. длинные тексты сохраняю (или оставляю открытыми вкладки)
  2. на роутере сделал по расписанию отключается вай-фай и с 22-00 я читаю лонгриды и книги )
  3. подкасты и аудиокниги отлично идут на прогулках и в поездках
  4. в телеге все по папочкам и замьючено. количество каналов сокращается + перевожу на подписку в почту и читаю там
  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Andrey Rogovsky Ответственная 19 ноября 2020

Я им наслаждаюсь.

  Развернуть 1 комментарий

Вдумчиво и сконцентрированно залипаю в тикток минимум 2ч в день.

  Развернуть 1 комментарий

отключить звук на тел.
отключить социалки. (в т.ч. телегу)
учиться медитировать.
рабочий график.

  Развернуть 1 комментарий

Мне кажется, что тут как с прокрастинацией — надо работать с причиной, а не симптомами.

Пример: у меня клиповость ( невозможность фокуса, склонность к переключениям) была связана с двумя причинами:
• проблемы со сном
• недотрекинг задач
• отсутствие понимания зачем делаю то, что делаю
• неприятность самой задачи

В итоге,
→ когда начал фиксить сон,
→ вести, хоть и не на 100% успешно, задачник,
→ чаще задумываться, зачем я что-то делаю, читаю, смотрю
то клиповость начала становиться контролируемее, а в некоторых местах вовсе пропала.
С чем не смог справиться — так это с бесячими задачами, есть пару типов таких, стараюсь их избегать или если не смог избежать — делать с наскока, чтобы быстро, как пластырь с раны :)

  Развернуть 1 комментарий
Алексей Пушкарёв virtual tour developer, Statement Music founder 19 ноября 2020

я тоже прочитал вместо "клиповое мышление" нечто в духе "слабая способность концентрировать внимание"

думаю, что ответ лежит в занятиях в духе каллиграфии, рисования, медитации, йоги.

Каллиграфия это вообще чит, особенно если левша, потому что направление письма и чтения не очень дружит с левой рукой. Если ты не араб, конечно. Приучивает концентрироваться очень сильно на первых порах.

По поводу непосредственно чтения текстов мне помогает RSVP и его лучшая реализация в виде плагина и приложения Reedy

p.s. и да, считать "клиповое мышление" (что бы это ни было) недостатком неправильно. Это словосочетание лучше всего описывается как оценочная характеристика процессов мышления по сравнению с неким образцом, который очевидно "неклиповый".

  Развернуть 1 комментарий
Дмитрий Бельтюков Пишу код, проектирую UX 19 ноября 2020

Клиповость — важное свойство человеческого мышления. Мы думаем образами, сказками, мифами. И желательно такими, чтобы их усвоение не отнимало много энергии.

Поэтому хороший источник информации хорош не только тем, что отвечает реальности, но еще и простой, ясной формулировкой. Если что-то можно сказать используя только 140 знаков, лучше сказать это так, чем писать два толстых тома.

Другой вопрос, что есть совершенно неинтутивные вещи, которые хочется или нужно знать. Они доступны в виде огромных массивов информации, при разработке которых о слоге и форматe никто особенно не думал — главное было произвести это на свет. В таких ситуациях это банальный труд фокусировать свое внимание и качествено усваивать. Но есть куча методологий как делать это проще, например герменевтика.

  Развернуть 1 комментарий

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий

А я не борюсь и мне ок. Просто нужно принять и найти в этом свои плюсы.

  Развернуть 1 комментарий

@avocore, Ну то что ОК - с этим никто и не спорит. Потому как один из смыслов такого клипового восприятия - как можно больше удовольствия за минимальный промежуток времени, получаемых по запросу.

Проблема, которую поднимает автор в том, что не вырабатывается (или теряется) привычка последовательного, созидательного мышления. Хотя жить можно и так, конечно.

  Развернуть 1 комментарий

ИМХО, я не специалист!

Нет никакого "Клипового мышления".

Ваш мозг не дурак, если ему не нравится то что вы делаете, он будет придумывать поводы отвлечься и всё такое. Это в первую очередь сигнал, что вы занимаетесь какой то херней, которой на самом деле не хотите заниматься.

  Развернуть 1 комментарий

просто для этого придумали немного сбивающий с толку термин. Как будто страдающие оным иначе мыслят

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб